История древнего мира 1 часть. История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014. История древнего мира 1 часть


Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Годер Г.И. Решебник

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика
    • География
    • Литература
    • Обществознание

gdz.ru

История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014

История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014.

  Перед вами учебное пособие по истории Древнего мира. Первая часть книги посвящена истории первобытного общества, Древних Востока и Америки. Вторая часть — истории Древней Греции и Древнего Рима.Это учебное пособие предназначено для тех, кто только что вступил в волнующий, увлекательный мир истории. Вам, юные читатели, предстоит познакомиться с этим миром, встретиться с удивительными и необычайными творениями древних людей. Прочитайте внимательно содержание этой книги. Оно познакомит вас с названиями глав и параграфов.

Возникновение летосчисления. Еще в глубокой древности люди заметили, что на смену дождливому сезону приходит сухой, затем опять начинают лить дожди и все повторяется. Человеку очень важно было знать продолжительность каждого сезона. Ведь от этого во многом зависела его жизнь.

С возникновением земледелия через равные промежутки времени надо было убирать урожай. Земледельцы постепенно научились считать время от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого. Так возник счет по годам. Со временем появились определенные способы счисления дней в году, или первые календари.

СОДЕРЖАНИЕОТ АВТОРОВ Введение  §1. Мир древней истории  §2. Счет лет в истории  ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ  §3. Древнейшие люди §4. Люди каменного века §5. Первые шаги человека современного вида  §6. Возникновение искусства и религии §7. Появление земледелия и животноводства  §8. Переход от родовой общины к соседской  Обобщение к разделу «От первобытности к цивилизации» ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АМЕРИКА  Глава 1. Древний Египет  §9. Природа и население Древнего Египта  §10. Государство фараонов  §11. Превращение Древнего Египта в могущественную державу§12. Быт и повседневная жизнь древних египтян  §13. Религия древних египтян  §14. Культура древних египтян Обобщение к главе «Древний Египет» Глава 2. Передняя Азия в древности  §15. Между Тигром и Евфратом §16. Становление государства в Месопотамии  §17. Государство Хаммурапи §18. Ассирия и Вавилония §19. Культура и религия народов Междуречья  §20. Хеттская держава §21. Древний Иран §22. Финикия  §23. Древняя Палестина Обобщение к главе «Передняя Азия в древности» Глава 3. Индия и Китай в древности  §24. Древняя Индия §25. Культура Древней Индии  §26. Возникновение государства в Китае  §27. Общество и культура Древнего Китая  Глава 4. Древняя Америка §28. Древнейшее население Америки  §29. Цивилизация ольмеков  Обобщение к разделу «Древний Восток и Америка»  Памятка  Словарь исторических терминов и понятий  Хронологическая таблица  Что читать.

x-uni.com

Trojden | Мир древней истории: Кошелев В. С. - 5 класс

ОТ АВТОРОВ

Дорогие ребята!

Перед вами учебное пособие по истории Древнего мира. Первая часть книги посвящена истории первобытного общества, Древних Востока и Америки. Вторая часть — истории Древней Греции и Древнего Рима.

Это учебное пособие предназначено для тех, кто только что вступил в волнующий, увлекательный мир истории. Вам, юные читатели, предстоит познакомиться с этим миром, встретиться с удивительными и необычайными творениями древних людей. Прочитайте внимательно содержание этой книги. Оно познакомит вас с названиями глав и параграфов.

Основная часть параграфа — это учебный текст. В нем содержится самая важная информация о событиях и фактах, которые вам предстоит изучить. Вопросы и задания перед параграфом и после него помогут в постижении интересной и занимательной науки истории. Карты и иллюстрации дают наглядное представление об исторических событиях. В учебном пособии есть также словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица и рекомендуемый список литературы «Что читать». О том, как работать над книгой, вам расскажет «Памятка».

Вопросы, помеченные звездочкой (*), являются более сложными и рассчитаны на тех, кто особенно интересуется историей. Обращайте внимание на шрифтовые выделения.

Приобщайтесь к труду историка и знайте, что стать участником изучаемых событий вам легче всего вместе с учителем. Авторам далеко не безразлично, как вы будете делать это. Нам хочется, чтобы вы увлеченно обсуждали прочитанное. Выполняя задания и отвечая на вопросы, высказывайте свое мнение, а не просто заучивайте и запоминайте текст.

В добрый путь! Успехов вам, творчества, взаимопонимания и бережного отношения к книге!

ВВЕДЕНИЕ

Вспомните. Известные вам науки и как они называются.

1. Слово, которое всегда с нами. «Это событие станет достоянием истории», — говорят люди, когда произошло что-то особенно важное.

«Он обязательно войдет в историю», — можно услышать о выдающемся человеке.

«Мы должны извлечь уроки из истории», — говорит оратор на митинге.

«Если вы хотите понять, откуда все это произошло, вам необходимо обратиться к истории», — говорит учитель своим ученикам.

Слово история в этих высказываниях имеет различные значения. Подумайте какие.

2. Что такое история? Слово «история» греческого происхождения. Оно означает «рассказ о событиях», «исследование», «повествование о прошедшем». Думать, что история — просто наука о прошлом, не совсем правильно. Точнее будет сказать: история — наука о жизни людей в прошлом.

В наше время необходимо знать не только историю своей Родины, но и историю других стран и народов мира, т. е. всемирную историю.

3. «Следы жизни», или Как мы узнаем о том, что происходило в древности. Начальный этап истории человечества ученые назвали Древним миром или древностью.

История Древнего мира делится на два больших периода. Первый, древнейший, период растянулся на многие тысячи и тысячи лет — от появления предков человека до возникновения городов, государства и письменности. Историки назвали этот период первобытным или первобытностью.

Второй период охватывает более четырех тысяч лет — от возникновения первых государств до V века нашей эры. Из истории этого периода мы узнаем о том, как жили и чем занимались люди, каким они видели окружающий мир, как происходили те или иные события в далеком прошлом.

Археологи на раскопках

Знания о прошлом мы получаем из исторических источников. Люди, жившие тогда, трудились на земле, строили города и крепости, возводили храмы. Во времена войн сражались с врагами. И, конечно же, после себя оставляли «следы жизни». Это останки их самих и животных, которых они приручили. Это орудия труда, черепки посуды, оружие, места, где когда-то горели костры. Это остатки жилищ, засыпанные землей и песком, и многое другое. Для ученых такие «следы» являются важным источником знаний о жизни людей в прошлом, особенно до изобретения письменности.

Найти предметы, сохранившиеся с древнейших времен до наших дней, очень трудно. Их поисками занимаются ученые-археологи. Они производят раскопки, находят и изучают обнаруженные вещи и предметы, которые могут многое рассказать о далеком прошлом. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией.

Пиктограмма

Помимо вещей, сохранились также древние надписи. Их ученые называют пиктограммами. Это связанные между собой рисунки — своеобразные «рассказы в картинках». Они были сделаны на глиняных табличках, камнях, обработанной коже и другом материале. Древние записи трудно расшифровать. Но там, где это удалось, можно найти интереснейшие сведения о событиях, правителях и повседневной жизни людей. Ученые назвали такие записи письменными источниками.

Важным источником знаний о далеком прошлом являются мифы — сказания, повествования о когда-то происходивших событиях. Мифы передавались из уст в уста. В них отразились представления древних людей о природе и обществе, о происхождении человека и Вселенной (Космоса), о богах и героях.

До сих пор на Земле встречаются первобытные племена. Существуют и народы, которые сохранили обычаи и традиции своих предков. Их изучением занимается наука этнография. Она помогает нам лучше представить, как жили люди в древности.

Еще одна наука о человеке — антропология — изучает и восстанавливает физический облик людей. Благодаря сохранившимся останкам людей, а также их древним изображениям мы узнаем, как выглядели наши предки.

1. Как называется наука, изучающая жизнь людей в прошлом?

2. Как вы понимаете, что такое источник? Назовите основные исторические источники.

3. Расскажите о науках, которые помогают изучать историю. Поясните, как находки археологов оказались под землей.

4. Как вы считаете, нужно ли современному человеку изучать историю Древнего мира?

trojden.com

История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014

История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014.

Перед вами учебное пособие по истории Древнего мира. Первая часть книги посвящена истории первобытного общества, Древних Востока и Америки. Вторая часть — истории Древней Греции и Древнего Рима. Это учебное пособие предназначено для тех, кто только что вступил в волнующий, увлекательный мир истории. Вам, юные читатели, предстоит познакомиться с этим миром, встретиться с удивительными и необычайными творениями древних людей. Прочитайте внимательно содержание этой книги. Оно познакомит вас с названиями глав и параграфов. Основная часть параграфа — это учебный текст. В нем содержится самая важная информация о событиях и фактах, которые вам предстоит изучить. Вопросы и задания перед параграфом и после него помогут в постижении интересной и занимательной науки истории. Карты и иллюстрации дают наглядное представление об исторических событиях. В учебном пособии есть также словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица и рекомендуемый список литературы «Что читать». О том, как работать над книгой, вам расскажет «Памятка».

Древнейшие люди.Не просто ответить на вопросы, где и когда появились первые люди. Ученые спорят об этом до сих пор. Большинство считает, что первые люди появились в Африке. Именно там найдены останки возможных предков человека. Им более 3 миллионов лет. Но кто знает, возможно, будут и другие открытия, которые изменят наши представления о появлении первых людей.

Происхождение человека. До сих пор нет единого мнения о происхождении человека на Земле. Религия и наука дают на этот вопрос разные ответы. Религия учит, что Бог сотворил Землю, заселив ее рыбами, птицами и животными. А затем по своему подобию создал человека. Ученые придерживаются другой точки зрения. Они считают, что самым далеким предком современного человека является человекообразная обезьяна, жившая более 3 миллионов лет назад. Трудно представить, как давно это было. Более 2 миллионов лет назад на смену ей пришел «человек умелый». Мозг этого существа был несколько больше, чем мозг человекообразной обезьяны. «Человек умелый» думал не только о немедленном добывании пищи, но и о том, как подготовить для этого необходимые инструменты. Рядом с костями «человека умелого» ученые находят обколотые камни — первые орудия труда.

СОДЕРЖАНИЕОТ АВТОРОВВведение§ 1. Мир древней истории§ 2. Счет лет в историиОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ§ 3. Древнейшие люди§ 4. Люди каменного века§ 5. Первые шаги человека современного вида§ 6. Возникновение искусства и религии§ 7. Появление земледелия и животноводства§ 8. Переход от родовой общины к соседскойОбобщение к разделу «От первобытности к цивилизации»ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АМЕРИКАГлава 1. Древний Египет§ 9. Природа и население Древнего Египта§ 10. Государство фараонов§ 11. Превращение Древнего Египта в могущественную державу§ 12. Быт и повседневная жизнь древних египтян§ 13. Религия древних египтян§ 14. Культура древних египтянОбобщение к главе «Древний Египет»Глава 2. Передняя Азия в древности§ 15. Между Тигром и Евфратом§ 16. Становление государства в Месопотамии§ 17. Государство Хаммурапи§ 18. Ассирия и Вавилония§ 19. Культура и религия народов Междуречья§ 20. Хеттская держава§ 21. Древний Иран§ 22. Финикия§ 23. Древняя ПалестинаОбобщение к главе «Передняя Азия в древности»Глава 3. Индия и Китай в древности§ 24. Древняя Индия§ 25. Культура Древней Индии§ 26. Возникновение государства в Китае§ 27. Общество и культура Древнего КитаяГлава 4. Древняя Америка§ 28. Древнейшее население Америки§ 29. Цивилизация ольмековОбобщение к разделу «Древний Восток и Америка»ПамяткаСловарь исторических терминов и понятийХронологическая таблицаЧто читать.

x-uni.com

История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014

История Древнего мира, 5 класс, Часть 1, Кошелев В.С., 2014.

  Перед вами учебное пособие по истории Древнего мира. Первая часть книги посвящена истории первобытного общества, Древних Востока и Америки. Вторая часть — истории Древней Греции и Древнего Рима.Это учебное пособие предназначено для тех, кто только что вступил в волнующий, увлекательный мир истории. Вам, юные читатели, предстоит познакомиться с этим миром, встретиться с удивительными и необычайными творениями древних людей. Прочитайте внимательно содержание этой книги. Оно познакомит вас с названиями глав и параграфов.

Первые орудия труда и занятия древнейших людей. Первобытный человек добывал себе пищу, занимаясь собирательством и охотой. Он пользовался только тем, что давала природа: выкапывал съедобные корни и клубни растений, личинки насекомых, собирал плоды с деревьев, искал яйца птиц и черепах, охотился на животных. По-другому это называется присваивающее хозяйство.

Первыми орудиями, которые научился делать человек, были дубина, заостренный камень, палка-копалка. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.

Древнейшие люди жили небольшими группами. Чтобы выжить, они совместно добывали пищу и оборонялись от зверей. Такие первоначальные коллективы людей ученые назвали первобытным человеческим стадом. Первобытное стадо не могло быть большим. Оно насчитывало, как правило, до 20 человек. Возглавлял стадо вожак, выдвинувшийся благодаря своим личным качествам.

СОДЕРЖАНИЕОТ АВТОРОВ 3Введение 4§1. Мир древней истории§2. Счет лет в истории 7ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ 10§3. Древнейшие люди§4. Люди каменного века 13§5. Первые шаги человека современного вида 17§6. Возникновение искусства и религии 21§7. Появление земледелия и животноводства 24§8. Переход от родовой общины к соседской 27Обобщение к разделу «От первобытности к цивилизации» 30ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АМЕРИКА 33Глава 1. Древний Египет§9. Природа и население Древнего Египта§10. Государство фараонов 38§11. Превращение Древнего Египта в могущественную державу 42§12. Быт и повседневная жизнь древних египтян 45§13. Религия древних египтян 48§14. Культура древних египтян 52Обобщение к главе «Древний Египет» 58Глава 2. Передняя Азия в древности 59§15. Между Тигром и Евфратом —§16. Становление государства в Месопотамии 63§17. Государство Хаммурапи 66§18. Ассирия и Вавилония 70§19. Культура и религия народов Междуречья 73§20. Хеттская держава 77§21. Древний Иран 80§22. Финикия 83§23. Древняя Палестина 86Обобщение к главе «Передняя Азия в древности» 89Глава 3. Индия и Китай в древности 90§24. Древняя Индия —§25. Культура Древней Индии 94§26. Возникновение государства в Китае 97§27. Общество и культура Древнего Китая 102Глава 4. Древняя Америка 106§28. Древнейшее население Америки —§29. Цивилизация ольмеков 109Обобщение к разделу «Древний Восток и Америка» 111Памятка 114Словарь исторических терминов и понятий 115Хронологическая таблица 121Что читать 124.

x-uni.com

История древнего мира - Часть I (первый семестр)

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Форма входа

Вопросы к экзамену по истории древнего мира,  часть I (первый семестр)

  1. Предмет истории первобытного общества. Место истории первобытного общества во всемирной истории. Проблемы периодизации и хронологии истории первобытного общества.
  2. Теории происхождения человека. Основные вопросы антропогенеза. Гоминоидная триада. Движущие силы процесса антропогенеза. Эволюция физического типа человека (стадии антропогенеза). Теория двух скачков. Возникновение рас.
  3. Первобытное человеческое стадо. Предпосылки становления человеческого общества. Эпоха архантропов – начальная стадия становления человеческого общества. Образ жизни. Приемы охоты. Характерные особенности материальной культуры. Численность стада. Эпоха палеоантропов – заключительная стадия становления человеческого общества. Развитие производственной деятельности. Характеристика общественных отношений.
  4. Возникновение родового строя. Материальные и социальные предпосылки возникновения рода. Понятие «род» и его характерные черты.
  5. Материнская родовая община. Хозяйственные занятия людей. Общественные отношения и родо-племенная организация на примере ирокезского рода.
  6. Разложение первобытно-общинного строя и образование классового общества. Материальные предпосылки процесса классообразования (развитие производящего хозяйства, формирование ремесла, интенсификация обмена). Первое крупное общественное разделение труда и его социально-экономические последствия. Возникновение прибавочного продукта. Становление частной собственности. Зарождение эксплуатации. Общие черты, присущие процессу классообразования. Характеристика понятия «общественный класс».
  7. Два пути возникновения классов и сложения государственной организации. Военная демократия. Возникновение публичной власти и становление государства. Признаки, отличающие государство от родовой организации общества. Понятие «государство».
  8. Развитие брака и семьи в первобытном обществе. Дискуссия о начальной форме брака. Локализация первоначального брака. Правовое регулирование брака. Экономическое положение и свадебная обрядность. Отличия парной семьи от моногамной.
  9. Зарождение религиозных представлений и их формы.
  10. Проблема возникновения искусства. Пещерная живопись. Наскальные изображения. Начало скульптуры. Музыка и танцы в жизни первобытного общества.
  11. Накопление и развитие в процессе трудовой деятельности людей положительных знаний. Развитие народной медицины. Зачатки научных знаний. Возникновение ранней формы письменности.
  12. Возникновение классов и государств в Двуречье. Происхождение Шумерской цивилизации. Понятие города-государства. Хозяйственные функции храма и социальная роль жречества. Структура землевладения и землепользования. Община, её характеристика и значение. Три категории собственности храма. Социальная структура шумерского общества. Политический строй.
  13. Объективная необходимость объединения Южного Двуречья. Возвышение Лагаша и реформы Уруинимгины.
  14. Аккадское царство. Саргон Древний и его деятельность по объединению страны в единое государство. Изменения социально-политической структуры. Деспотия как форма монархического правления. Материальная основа царской власти. Правление Нарам-Суэна и его меры по дальнейшему укреплению царской власти. Характеристика внешней политики.  Падение Аккадского царства.
  15. Третья династия Ура. Усиление централизации и деспотической власти царя. Развитие рабовладения. Крупные царские хозяйства и система организации труда в них. Социальная опора царей. Падение III династии Ура.
  16. Возвышение Вавилона; его причины. Первая Вавилонская династия. Объединение Двуречья под властью Хаммурапи. Социально-экономическое развитие Вавилона по законам Хаммурапи. Формы земельной собственности. Соотношение классовой и социальной структуры Старовавилонского общества. Положение «мушкенум». Рабство, уровень его развития. Причины ограничения ростовщичества и эндогенного рабства.
  17. Шумеро-вавилонская культура. Природные, исторические и социальные предпосылки её формирования. Шумеро-вавилонская религия и её особенности. Этапы развития литературы в Месопотамии и её жанры. Развитие научных знаний (математика, астрономия, медицина, география). Школы и библиотеки. Развитие права. Изобразительное искусство. Архитектура, скульптура и живопись. Влияние вавилонской культуры на соседние народы.
  18. Возникновение государства в Египте. Номы и их объединения. Различия в экономике Верхнего и Нижнего Египта. Особенности возникновения государства в Египте. Объединение страны под властью Менеса. Раннее царство (I и II династии). Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли в период Древнего царства (III и IV династии). Создание единой ирригаци­онной системы. Аграрные отношения и формы земельной собствен­ности. Характерные черты деспотии. Обожествление фараонов. Оформление бюрократического аппарата. Положение господствующего класса. Развитие рабства, его источники и характер. Уси­ление эксплуатации общинников. Внешняя политика. Строительство пирамид. Ослабление центральной власти и усиление номовой знати. Распад египетского государства. Упадок единой ирригационной системы.
  19. Борьба Гераклеополя и Фив. Новое объединение Египта. XII ди­настия. Сдвиги в экономике. Освоение новых земель. Развитие ремесла. Внешняя политика и эксплуатация заво­еванных стран. Торговые связи с Финикией и Критом. Усложнение классовой и социальной структуры общества. Выдвижение средних слоев (зажиточных земледельцев и ремесленников). Имущест­венное расслоение внутри общины. Завоевание Египта гиксосами.
  20. Египет в период Нового царства. Изгнание гиксосов и новое объединение страны. Рост произво­дительных сил. Достижения в сельском хозяйстве и различных ремеслах. Использование лошадей в военном деле. Изменения в классовой и социальной структуре. Развитие рабовладения. Разорение рядовых общинников и ремесленников. Египет при XIX и XX династиях. Дальнейшее усиление жречества. Ослабление Египта при преемниках Рамсеса II. Нашест­вие «народов моря» и ливийских племен. Утрата владений в Азии и Куше. Обострение социальной борьбы. Выступление бедняков против злоупотреблений чиновников. Господство фиванского жре­чества и ослабление центральной власти.
  21. Внешняя политика Древнего Египта. Военная организация Египта эпохи Нового царства. Причины активной завоевательной политики Египта. Влияние завоеваний на социальную и политическую структуру страны. Завоевательные походы Тутмоса III и Рамсеса II. Политика Египта в завоеванных странах.
  22. Религиозно-политические реформы Аменхотепа IV (Эхнатона), их направленность. Восстановление прежней религиозной системы при его преемниках.
  23. Ливийско-Саисский Египет. Развитие экономики. Распространение железа. Роль жречества и наемных воинов. Ливийское завоевание. Распадение Египта на номы. Вторжение эфиопов. Развитие торговли, ростовщичества и долгового рабства. Попытки реформы (Бокхорис). Ассирийское господство и его свержение. XXVI Саисская дина­стия. Псамметих и его преемники. Развитие мореплавания. За­хват Кипра. Греческие колонии в Египте и их роль. Борьба с Ново­вавилонским царством. Завоевание Египта персами.
  24. Культура Древнего Египта. Этапы развития египетской письменности (иероглифика, иератика, демотика). Особенности египетской религии (пережитки то­темизма и др.), ее влияние на жизнь древнеегипетского общества. Мифология. Важнейшие культы. Культ солнца. Заупокойный культ. Организация культа. Храмы и роль жречества в идеологической а политической жизни. Памятники литературы. Религиозно-философские произведения. Исторические тексты. Художественная литература, ее жанры (сказки, поучения, религиозная и светская лирика). Научно-практические знания в области математики, медицины, географии, астрономии, химии. Календарь. Система образования. Египетская архитектура (пирамиды, мастабы, скальные гробни­цы, храмы). Скульптура и живопись. Египетский канон. Упадок изобразительного искусства Египта в эпоху позднего времени. Значение древнеегипетской культуры.
  25. Хеттское царство. Своеобразие природных условий Малой Азии. Вопрос о происхождении и переселениях хеттов. Ассирийско-аморейские торговые колонии и их историческая роль. Образование хеттского государства. Период Древнехеттского царства. Своеобразные черты хеттской монархии (роль народного собрания и совета старейшин). Борьба матрилинейной и патрилинейной систем престолонаследия. Реформы Телепину. Походы в Сирию и Двуречье. Упадок Древнехеттского царства. Возрождение Хеттского царства в' новохеттский период. Экономика. Аграрные отношения. Ремесло. Торговля. Особенности со­циальной структуры хеттского общества. Развитие рабовладения. Хеттские законы. Эволюция политического строя. Внешняя поли­тика в новохеттский период. Войны с Египтом, Ассирией. Проник­новение на запад Малой Азии. Нашествие «народов моря» и паде­ние Хеттского царства.
  26. Древняя Палестина. Природные условия Палестины. Этнический состав населения. Смена племен и их смешение (хурриты, ханаанеи, хетты, филис­тимляне и др.).Вторжение древнееврейских кочевых племен. Войны с ханаанеями и филистимлянами. Разложение родо-племенного строя и развитие рабства. Образование Израильско-Иудейского государ­ства. Внутренняя и внешняя политика при царях Давиде и Соло­моне. Попытка установления централизованной деспотии. Распа­дение на два царства (Израильское и Иудейское). Развитие долгового рабства и разорение общинников. Проро­ческое движение и его социальная роль. Социальные и религиоз­ные реформы Иосии. Разгром Израильского царства ассирийцами и Иудейского царства вавилонянами.
  27. Возникновение ассирийского государства. Природа и население. Староассирийский период (город-государство Ашшур). Социальная структура и политический строй Ас­сирии в период первого возвышения. Участие в торговой колони­зации востока Малой Азии. Упадок Ассирии и возвышение Митанни. Среднеассирийский период. Превращение Ассирии в военную державу. Ассирийские законы. Сельская община и частное земле­владение. Классовая и социальная структура. Рабство экзогенное и эндогенное. Семейное право. Усиление царской власти. Вторжение арамейских племен и упадок Ассирии.
  28. Новоассирийский период. Экономические сдвиги. «Партия» воинов и «партия» купцов. Возвышение Ассирийской державы. Причины активной внешней политики. Походы в Урарту, Сирию, Мидию. Восста­ния покоренных народов и военные неудачи ассирийцев в первой половине VIII в. до н. э. Новое возвышение Ассирии во второй по­ловине VIII и первой половине VII в. до н. э. Реформы Тиглатпаласара III. Военные походы царей династии Саргонидов. Завоевание ряда стран Передней Азии и Египта. Внутренняя политика. Усиление жречества и военной знати. Привилегии хра­мов и городов. Царское землевладение. Политика в завоеванных областях. Подати и повинности. Переселение жителей завоеванных областей. Политика устрашения. Ослабление Ассирийской держа­вы. Причины распада ассирийского военно-административного объ­единения. Падение Ассирии.
  29. Нововавилонское царство. Освобождение Вавилона из-под власти Ассирии. Халдейская династия. Завоевательная политика. Походы Навуходоносора II. Особенности экономики. Сельское хозяйство. Развитие ремесел, торговли, ростовщичества. Аграрные отношения. Община и част­ные хозяйства. Царское и храмовое землевладение. Классовая и социальная структура. Формы эксплуатации рабов и свободных бедняков. Религиозная политика Набонида. Обострение социаль­ных противоречий. Захват Вавилона персами.
  30. Древний Иран. Проникновение ираноязычных племен на территорию Ирана. Возвышение Персии при династии Ахеменидов. Завоевания Кира и Камбиза и их политика в завоеванных странах. Социальные и политические причины переворота Гауматы. Воцарение Дария I. Его ад­министративные и финансовые реформы. Неудача скифского похо­да. Войны против греков. Экономика и система управления в пер­сидском военно-административном объединении в VI—IV вв. до н. э. Причины его непрочности.
  31. Древнейшая Индия. Индская цивилизация. Сельское хозяйство, ре­месло, торговля. Города. Культура, проблема письменности. Упа­док Индской цивилизации.
  32. Индия в I тыс. до н.э. Вопрос о вторжении ариев. Экономика и социальные отношения по данным Вед. Разложение родо-племенного строя. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Рост городов, торговли, появление монеты. Общественный и поли­тический строй. Рост социальных различий. Варны и касты (джати). Развитие рабовладения. Возвышение Магадхи. Вторжение Александра Македонского в Западную Индию. Борьба индийцев против греко-македонских завоелателей. Держава Маурьев. Чандрагупта. Внешняя и внутрен­няя политика Ашоки. Государственный аппарат. Строительство го­родов. Царские мастерские. Развитие торговли. Распространение буддизма. Ослабление и распад державы Маурьев.
  33. Культура Древней Индии. Религиозные системы. Ведийская религия. Брахманизм и брахманская религиозная литература. Воз­никновение джайнизма, буддизм, его эволюция, буддийская лите­ратура. Оформление индуизма. Художественная литература и ее жанры (эпос, сказки, басни, драма). Политические трактаты. Фи­лософские учения и системы, материалистическое и идеалистиче­ское направления. Наука (математика, медицина и др.). Архитек­тура. Скульптура и фресковая живопись. Художественное ремесло. Влияние индийской культуры на другие народы.
  34. Возникновение древнекитайской цивилизации. Природные условия. Население. Особенности ирригационного земледелия. Китай в эпоху Шан-Инь. Бронзовый век у иньцев. Разложение родо-племенного строя. Проблема политической организации общества.
  35. Китай в период Чжоу. Распространение железа. Появление чеканной монеты. Усиление централизации. Борьба с кочевниками. Сепара­тистские устремления знати и распадение страны на ряд госу­дарств. Эпоха Чжаньго. Развитие земледелия, ремесла. Изменения в системе землевладения и землепользования.
  36. Циньская империя. Возвышение княжества Цинь. Реформы Шан Яна. Рост частно­го землевладения и ростовщичества. Объединение Китая под властью династии Цинь. Реформы Цинь Шихуанди. Усиление бюро­кратии и налогового гнета. Внешняя политика Цинь Шихуанди. Ки­тайская стена. Наступление в южном направлении. Преследование политической оппозиции (сожжение книг). Крестьянские волнения. Падение династии Цинь.
  37. Ханьская империя. Китай при Старшей, или Ранней, династии Хань. Внутренняя политика первых ханьских императоров. Роль крупного землевладения. Развитие рабовладения. Наемный труд. Рабские восстания. Развитие внешней торговли (шелковый путь). Завоевательная политика в Центральной и Средней Азии, Ко­рее и Индокитае. Непрочность захватнической политики. Эконо­мическое истощение страны. Попытки социальных преобразований. Реформы Ван Мана и их неудачи. Восстание «краснобровых».
  38. Культура Древнего Китая. Китайская иероглифическая пись­менность. Древнекитайская наука (математика, астрономия, меди­цина). Литература и ее жанры. Религиозно-философские теории. Борьба конфуцианства и даосизма. Проникновение буддизма в Китай. Зачатки материализма (Ван Чун). Музыка. Архитектура. Изобразительное искусство. Сдвиги в китайской скульптуре и живописи в период династии Хань (пре­одоление условности, производственные и бытовые сцены). Влия­ние китайской культуры на соседние страны.
Поиск
Календарь

hcm.ucoz.ru

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ЧАСТЬ II - Учебно-методическое пособие

Балашовский институт (филиал)

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

ЧАСТЬ II

Учебно-методическое пособие

для студентов 1 и 2 курсов исторических факультетов педагогических вузов

Под редакцией И. М. Самсонова

Балашов-2010 1

931/939

ББК 63.3(0)ЗЯ73 И90

Автор-составитель: А.Б. Кисельников

Оглавление

Рецензенты:

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им.

Н.Г. Чернышевского. С. В. Левин;

Кандидат исторических наук, доцент кафедры общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин Балашовского филиала Саратовского

государственного социально-экономического университета

Г. М. Платонов

5

. семинарских занятий 13

Темы докладов 56

Источник по истории Древнего мира

в русских переводах 57

| к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) Саратовского : венного университета им. Н. Г. Чернышевского

И90 История Древнего мира. Учеб.-методич. пособие / авт.-сост. А. Б. Кисельников; под ред. И. М. Самсонова. КВЫ 978-5-94035-336-2

Пособие содержит методические указания к курсу «История мира», советы по изучению тем по истории Древнего Востока,

Рима. Приведены рекомендации, темы и планы семинарских за­нятий, необходимый понятийный и хронологический минимум. Издание предназначено для студентов исторических факультетов.

УДК 931/939

ББК 63.3(0)ЗЯ73I8ВN 9 78-5-94035-336-2 © Кисельников А. Б. 2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА (КОНТРОЛЬНОЙ РАБО­ТЫ), ОППОНЕНТСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ТЕМАТИКА СЕМИ­НАРСКИХ ДОКЛАДОВ

Практические (семинарские) занятия проводятся с целью форми-я у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы. На семинарских занятиях по истории Древнего мира главное сосредоточено на изучении текстов источников и их критическом ан На первых семинарских занятиях студенты получают темы дов, контрольных работ, методические рекомендации по их список рекомендованной литературы. Под руководством преподавателя первокурсники читают и комментируют тексты источников, учатся ос­мысливать и извлекать содержащуюся в них историческую информацию. В ходе совместной работы очерчивается круг вопросов требующих изуче­ния. После знакомства с текстом источника рассматриваются и обсужда-ся концепции ведущих отечественных и западных исследователей по ой проблематике. В подобной форме проводятся семинары по исто-I древнего Востока и первые занятия по истории древней Греции.

В дальнейшем форма практических занятий изменяется. Семинар может быть организован как по вопросам, так и в форме заслушивания и обсуждения докладов. Докладчика и оппонента назначает руководитель семинара. Обсуждение доклада происходит следующим образом. В тече­ние 15 минут докладчик сообщает о теме и целях доклада, дает краткую характеристику использованных источников и литературы, формулирует задачу работы и излагает основные выводы. Затем 10 минут предоставля-[ для выступления оппонента. Оппонент должен начать свой анализ с оклада, дать общую характеристику работы и далее присту-. к разбору ее частей. Каждое замечание оппонента должно быть обос-л. В первую очередь внимание обращается на глубину изученно­сти источников и как полно они использованы в докладе. После выступ­ления оппонента, получают возможность высказаться остальные участни­ки обсуждения. Семинарское занятие требует активного участия всей группы. Далее слово вновь предоставляется докладчику. Он выступает с заключительным словом, в котором имеет возможность ответить на воз­ражения участников обсуждения. В конце занятия руководитель семинара ■ итоги.

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА

работы), является важным эта­пом самостоятельной работы студентов. Выполнение задания способству­ет более глубокому знакомству с материалами курса и овладению целым рядом полезных навыков, таких, как умение работать с книгой (нарратив­ным источником, научной литературой), критически осмысливать инфор­мацию, правильно излагать свои мысли. В течение учебного года каждый студент должен подготовить письменный доклад (контрольную работу) по избранной теме. Основное требование, предъявляемое к докладу (кон­трольной), - самостоятельный анализ источников. Здесь студент должен применить знания и навыки, полученные на практических занятиях.

Работу над докладом следует начинать с прочтения литерату­ры, в которой содержится общая характеристика проблемы («История Европы». М., 1988. Т.1.; «История Древней Греции» М. 1986. и т.п.). Затем можно переходить к исследованиям, касающимся непосредственно вы­бранной темы. Здесь необходимо обратить внимание на возможные рас­хождения историков по ряду ключевых вопросов. Следует четко уяснить суть этих расхождений и определить для себя круг задач, которые нужно решить в рамках данной темы. Очень важно определить свое отноше­ние к прочитанному и показать, какая точка зрения вам кажется наиболее убедительной. Сегодня многие научные работы отечественных и зарубежных исследователей, а также нарративные источники стали дос­тупны благодаря глобальной информационной сети Интернет. Но как по­казывает практика, студенты зачастую ограничиваются простым перепи­сыванием текстов рефератов, контрольных и курсовых работ помещенных на его страницах. Следует помнить, что подобные компиляции категори-

Следующий этап один из самых важных. Это изучение и крити-анализ источников. Доклад (контрольная работа) должен основы-на данных источника. «Свободные» рассуждения или необоснован­ные заявления неприемлемы. Если материалы источника отсутствуют или недостаточно использованы, доклад возвращается на доработку. При ра­боте с источниками по древней Греции и Риму нужно иметь в виду, что большинства античных авторов было характерно понимание истории «наставницы жизни». От историка требовалось не беспристрастное и исследование, а интерпретация исторических событий в оп-целях, прославление того или иного героического прошлого, пробуждение у читателя благородных и возвышенных стремлений. По­этому перед учащимися стоит непростая задача - попытаться

подлинный исторический факт, от вымысла. Для этого необходимо про­анализировать и сопоставить данные различных источников.

Одновременно с изучением литературы делаются выписки. Со­ставление пространных конспектов осложняет выполнение задачи. Во-первых, лишнее время уходит на повторное прочтение и поиск необходи­мых фактов с целью извлечения. Во-вторых, такой метод уводит от науч­ного исследования к обычному пересказу. Выписки удобнее делать на отдельных карточках (формат на усмотрение автора). На одной из сторон вверху пишется заголовок, далее приводится текст, выписанный из источ­ника (литературы), внизу ссылка на источник, откуда он взят. Лучше всего располагать текст на одной стороне карточки и оставлять поля для заме­ток, выводов, вопросов.

После того, как источники и литература проработаны, следует со-. план доклада. План должен состоять из трех основных разделов:

I. Введение.

II. Основная часть (слова «Основная часть» не пишутся, а ука-азвания глав и параграфов).

III. Заключение

Как правило, наибольшие затруднения у студентов возникают при работе над I частью доклада. Введение лучше писать после того, как будет полностью написана основная часть. В противном случае оно может быть составлено либо непропорционально (слишком длинное введение и очень короткая основная часть), либо иметь расхождения с основной частью в материалах использованных источников, литературе, сформулированные в нем задачи могут оказаться нерешенными. Объем введения не должен превышать пятой части всей работы.

Прежде всего, во введении необходимо обосновать научную зна­чимость темы, и если необходимо, ее хронологические рамки. Затем дать характеристику источников и литературы по избранной теме. В частно­сти, когда речь идет об источниках (как правило, нарративных, то есть )

1) указать какие именно сведения по теме исследования можно> в работе (или работах) того или иного автора;

2) охарактеризовать его мировоззрение, политические симпатии ии, показав, как они влияют на изложение автором важнейших

й, цель написания труда;

3) сопоставить данные источников, найти сходство и различия в

исторических событий, охарактеризовать степей ности сообщаемых автором сведений;

4) определить, какие источники можно считать главными,второстепенными.

Анализ источников нужно давать в хронологическом порядке, на-I с более ранних.

После характеристики источников следует перейти к историогра­фии вопроса. Переход должен быть логически обоснованным. Анализиро­вать литературу нужно также в хронологическом порядке. Характеристика литературы предполагает выяснение эволюции взглядов исследователей на проблемы, имеющие отношение к теме доклада (контрольной работы). Нельзя ограничиваться простым перечислением имен ученых и названий их работ. Необходимо показать, как исследователи решают весь комплекс вопросов, связанных с темой, учитывая, что в отечественной и западной науке идет полемика представителей различных школ и направлений. В соблюдения логического перехода к основной части работы нужно ь, все ли проблемы, затронутые предшественниками, были разре­шены, исследование каких вопросов вызывает сомнение.

В конце введения необходимо сформулировать цель доклада. Цель доклада дается развернуто и проблемно, простое повторение назва­ния темы с перечислением разделов недопустимо.

Основная часть, как правило, состоит из двух - трех глав. Главы, в зависимости от объема, разделяются на два - три параграфа. Название доклада и его составных частей должны быть краткими и не повторять друг друга. Каждый раздел следует завершать кратким выводом. Важно ть, что при составлении каждого параграфа требуется новое обра-к выпискам, причем иногда возникает необходимость в дополни-: изучении, какого либо документа, книги, статьи. Поэтому лучше .олнять работу постепенно, что бы иметь необходимый запас времени доработки текста. Изложение должно все время опираться на факти-материал источников и научной литературы. Если вместо само-•ятельного анализа научных работ, студент ограничится переписывани-имеющихся по данной теме книг, брошюр или популярных статей, доклад (контрольная работа) не получит положительной оценки. Объем основной части составляет 20-25 страниц печатного текста.

Заключение должно содержать выводы по основным аспектам рассмотренной темы. По объему это наименьшая часть работы (1-2 стр.).

Текст доклад (контрольной работы) может быть выполнен от ру­ки или набран на компьютере, - аккуратно, грамотно, разборчиво. На ле­вой стороне оставляются поля, страницы нумеруются (внизу по центру), текст пишется на одной стороне листа. Наименования глав и параграфов выполняются в виде заголовков над основным текстом. Перенос слов здесь не допускается. Точка в конце заголовка не ставится. Наименования глав не номеруются и выполняются прописными буквами (для компью­терного набора шрифт Тшез №\у Котап, размер шрифта 16). Наименова­ние параграфов выполняется строчными буквами (для компьютерного набора, размер шрифта 14). Расстояние между заголовком и текстом - 3^ строки (интервала), между заголовков глав и параграфов - 2 строки (ин­тервала). Основной текст, набранный на компьютере, должен иметь полу-

рныи междустрочный интервал и отступ 1,25 см. Каждая новая глава (за исключением параграфов) начинается с новой страницы.

Цитаты из источников и научной литературы выделяются в тексте и. Как при цитировании, так и пересказе их содержания своими I делаются ссылки. Ссылки оформляются в соответствии с сущест-ш правилами.

При цитировании сочинений античных авторов необходимо ука­зать имя автора, название его произведения, номер книги римской цифрой (если это произведение делится на книги), номер главы или параграфа -арабской цифрой, например: Геродот. История. IV. 42. В ссылке, которая приводится впервые, необходимо указать, чей перевод используется и где опубликован. Если работа (книга или статья) цитируется неоднократно, то в последующих ссылках на данную работу достаточно указать только фа­милию и инициалы автора, добавляя: Указ. соч. (указанное сочинение) и номер страницы. Однако если ссылки на одну и туже работу прерываются ссылкой на другое произведение, а потом вновь повторяются, то следует опять указывать автора и работу. При оформлении ссылок на источник, монографию или статью, размещенную на страницах Интернет, указыва­ется имя сайта, например:

1 Исаева В. Античные мистерии. пКр:/Лш. 1 аерГешЬег.ги/агп'сМрпр 2Ро1ет1з 8. М. Тпе НлзЮгу ог" Сгеек 8Ыррш§. Ьпр: // \у\у\у.етеесе. оге/роаеНоп/.

Ссылки обозначаются в тексте и подстрочнике арабскими цифра­ми, приподнятыми над строкой. Помещаются под текстом на той же стра­нице и отделяются от текста небольшой чертой. Нумерация ссылок на быть сквозной (сплошной).

На источники:

Если ссылка дается впервые по отдельному изданию:

1 Геродот. История. VI. 44. / Пер. и примеч. Г. А. Стратановского.Л., 1972.

Если ссылка дается впервые по хрестоматии:

2 Геродот. История. VI. 44. / Пер. С. И. Радцига // Хрестоматия поистории древнего мира. Саратов. 1989. В последующих ссылках: Геродот.История. VI. 44.

Ссылка на надписи делается следующим образом:

3 Хрестоматия по истории древнего мира. Декрет в честь Диофан-т,| (1РЕ I2. № 352) // Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм.Рим. М., 1998. С. 457-459.

На монографии

1Голубцова Е.С. Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 102. (если упоминается впервые).

Ваз$ О. А. Шзгогу 01"8еаГапп§. Ь., 1974. Р. 68.- (для иностранного

1 Голубцова Е.С. Указ. соч. С. 117. (при повторной ссылке). Вавз С. А. Ор. сИ. Р. 118.

Если ссылки на одну и туже работу следуют одни за другой, они оформляются следующим образом:

3 Там же. С. 126./Ш. Р. 48.

Если в работе использовано несколько трудов одного и того же автора, то при повторных ссылках указывается полное или сокращенное название работы без выходных данных и страница, например:

4 Массой В. М. Развитие обмена и торговли в древних обществах.С. 4.

Вазз С. А. Н.151:огу О1"8еа&пп§. Р. 68

На статьи:

1Массон В. М. Развитие обмена и торговли в древних обществах // КСИА. 1973. Вып. 138. С. 4.

3Латышев В.В., Известия древних писателей о Скифии и Кавказе //ВДИ. 1948. №1. С. 56

Ка1геу М. Ь. КезиггесИп§ (Ье ОЫез! Кпо\уп Сгеек 8Ыр // Ыа1:юпа1 Сео§гарЫс Ма§агте. 1970. № 6. Р. 841-857.

К тексту работы может быть приложен вспомогательный матери­ал (карты, иллюстрации, схемы и т.п.). Подобно остальным разделам ра­боты «Приложение» (без кавычек) вносится в план доклада с указанием страниц. В конце доклада (контрольной работы) необходимо составить список использованных источников и литературы по следующим раз-

I. Источники

П.

Оформление библиографических данных в текстовых ссылках и в списке использованной литературы различается (см. образец).

СХЕМА ПОЛНОГО ОПИСАНИЯ КНИГИ

Заголовок. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответственности; последующие сведения об отв< венности. — Сведения об издании. — Место издания: Издательство,

Примеры описания книги

Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского /Геродот. - М.: Ла-р, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 752 с.

Голубцова Е.С. Античная Греция / Е.С. Голубцова. Т. 1. - М.: Нау­ка, 1983.-423 с.

СХЕМА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКА

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Федеральное агентство по образованию

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного I им. Н. Г. Чернышевского

Кафедра истории

Автор статьи. Заглавие статьи // Заглавие сборника: сведения, от-к заглавию / первые сведения об ответственности; последую-; сведения об ответственности. - Сведения об издании. Место издания, год. - Страницы, на которых напечатана статья.

Примеры аналитического описания статьи из сборника:

МОРСКАЯ ДЕРЖАВА

;Н.И. Деревообрабатывающее ремесло в античных го­сударствах Северного Причерноморья / Н. И. Сокольский IIМИА. - 1971. -Вып. 178.-192 с.

Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе / В.В. Латышев. IIВДИ. - 1948. - № 1. - С. 221.

ПРИМЕРЫ СОКРАЩЕНИЙ ИМЕН АНТИЧНЫХ АВТОРОВ (на латинском языке)

[ работа)

I (тки) I курса 214 группы Филологического I (для заочников — заочнс

Иванова О.И.Проверил:

Арриан

Агг.

Аристотель

АгЫ.

Геродот

НА.

Гесиод

Незюа1.

Гомер

Нот.

Диоген Лаэртский Ою%. Ьаег1.Демосфен Бет.Диодор Сицилийский Бюй.Ксенофонт ХепорИ.Лукиан Ьис.

Плиний Плутарх Полибий Псевдо-Арриан Псевдо-Скилак Страбон. Тацит Фукидид.

Юстиниан

РНп. РШ. РоНЬ. Рз. Агг. Ра. 8ку1. 81гаЪ. Таек. Ткис.

Саез. 1т1

Балашов 2010

10

11

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА IОбразование Афинского морского союза 8

§ 1. .Морской флот Афин и его роль

в Греко-персидских войнах 8

Структура 1-го Афинского морского союза 17

ГЛАВА II.Афинская архэ 18

§ 1. Внешняя политика Афин. Пелопонесская война 24

§ 2. Распад Афинского морского союза 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

3.

рабов

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДРЕВНИЙ ВОСТОК

textarchive.ru