Исторические портреты князей Киевской Руси. Портрет рюрика князя древней руси
Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Рюрика ЕГЭ С6 (№ 40)
Исторический портрет Рюрика
Годы правления: 862-879
Из биографии
Рюрик- родоначальник династии Рюриковичей.
Был приглашён вместе со своими братьями править на Руси ильменскими племенами, центром которых была Ладога. Старостой племён был Гостомысл.
Рюрик стал править в Новгороде, Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.
По норманнской теории, авторы которой немецкие историки Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлёцер ,Г.З. Байер, именно с правления Рюрика в 862 году и образовалось государство на Руси. Этой же точки зрения придерживался и Н.М.Карамзин.
О Рюрике в «Повести временных лет» Нестора мало сведений. После его смерти остался сын Игорь, будущий князь Руси, а опекуном его становится Олег — по одним данным, дружинник Рюрика, а по другим — его родственник. Именно Олег продолжил правление Рюрика, а Игорь стал князем только после смерти Олега в 912 году.
Исторический портрет Рюрика
Направления деятельности
1.Внутренняяя политика
Направления деятельности
Результаты
1.Объединение племён, образование государства под властью единого князя.
1.Преренёс столицу из Ладоги в Новгород, объединил ильменские племена, чудь и весь.2.Строил новые города, в том числе и Городище.
3.Подавил восстание в Новгороде в 864г, которое возглавил Вадим Храбрый.
2.Укрепление границ государства.
Укреплял границы государства.
Расширение границ княжества.
Направил наместниками своих дружинников Аскольда и Дира в Киев — второй крупный центр Руси того времени.Границы государства при Рюрике простирались на севере от Новгороде, на западе — до кривичей (Полоцк), на востоке до мери ( Ростов) и муромов (Муром).
2. Внешняя политика
Направления деятельности
Результаты
О внешней политике Рюрика сохранилось очень мало сведений. Границы государства только ещё оформлялись.
Защита от претензий хазар на выплату дани.
Наместники Рюрика Аскольд и Дир временно освободили киевлян от выплаты дани хазарам.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рюрик положил начало образованию государства по норманнской теории.
Положил начало династии Рюриковичей.
Объединял племена восточных славян в единое государство.
Данный материал можно использовать, готовясь по теме:
ЕГЭ , задание № 25, историческое сочинение.
Потомки чтят память о Рюрике. Так на памятнике Микешина «Тысячелетие Руси», открытом в Новгороде в 1862 году, ему отведено почётное место.
Автор: Мельникова Вера Александровна
В.М.Васнецов. «Прибытие Рюрика в Ладогу». 1909г.
Памятник « Тысячелетие Руси. « Микешин М.О. 1862 год, Новгород.
istoricheskij-portret.ru
Исторические портреты князей Киевской Руси
Создание Киевской Руси
Киевская Русь, также Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее
в IX веке в результате объединения
восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию
от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние политической раздробленности (в советской марксистской
историографии — феодальная раздробленность) и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых
разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев
формально продолжал считаться главным столом Руси,
а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.
Исторический портрет князя Олега (?-912 гг.)
В
897 году умер Рюрик, передав правление и попечение над малолетним сыном Игорем своему
шурину Олегу (см. Приложение №1), служившему при нем воеводе.
Некоторые
источники указывают, что Олег был князем уманским из Швеции. Впоследствии в официальных
международных договорах он тоже назывался князем. Таким образом, передача власти
произошла, как и требовали славянские и норманнские обычаи, но не от отца к сыну.
К
началу 80-х годов до Новгорода дошли сведения, что Киев, благодаря умелому правлению
Аскольда и Дира, стал сильным и могущественным, подчинил себе соседние племена.
Вероятно, в Олеге взыграло самолюбие, ибо Аскольд и Дир не были княжеского рода
и никаких городов от Рюрика не получали. Собрав огромное по тем временам войско
из многих племен, Олег двинулся на юг. Вызывает недоумение тот факт, что, прекрасно
понимая всю опасность военного похода, Олег, тем не менее, взял с собой малолетнего
Игоря. Похоже, он еще тогда решил навсегда покинуть Новгород.
Несмотря
на многочисленность войска, успех вооруженного нападения на Киев гарантирован не
был: киевские правители не хуже князя знали военное дело. Тогда Олег решился на
хитрость. Оставив част лодок в камышах, в остальных он приказал воинам спрятаться
и пристал к городу. Назвавшись гостем, едущим от Олега в Грецию, он пожелал повидаться
с земляками-варягами и показать им свои товары. Ничего не подозревавшие Аскольд
и Дир с немногими провожатыми вышли к нему и тут же были убиты. Вслед за этим дружина
Олега ворвалась в город. Случилось это в 882 году. В силу своего характера поляне
спокойно перешли под власть нового князя, и «седее Олег, княжа в Киеве». С тех пор
Киев Олег объявил своим стальным городом, сказав, что «Се буди мати градом Русским».
Расширив
земельные владения и пополнив за счет собираемой с присоединенных племен дани казну,
Олег собрал большое войско и в 907 году двинулся на Константинополь, который издавна
был для варягов желанной добычей. Русские источники изобилуют подробностями этого
похода. «Повесть временных лет » сообщает, что Олег разбил войско греков и «повесил
свой щит во вратах Царьграда, показуя победу». Однако ни в одном из многочисленных
сохранившихся греческих источников вообще не упоминает о нападении руссов на Константинополь
ни в 907 году, ни в близкое к этой дате времени. Большинство исследователей склонно
считать рассказ об этом походе мифом или художественным вымыслом.
Судя
по многочисленным преданиям и былинам об Олеге, в народной памяти он остался не
столько храбрым военачальником, сколько вещим, то есть мудрым или хитрым князем.
Отсюда, вероятно, и его прозвище – Вещий. Последние годы своей жизни Олег провел
мирно и покойно: «…и живяше Олег мир имел ко всем странам, князь в Киеве». Однако
из летописей сообщает, что всего Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости
осенью 912 года.
Исторический портрет
княгини Ольги (ок. 890-969 гг.)
После
смерти в 945 году Игоря Рюриковича самостоятельно править в Киеве стала его вдова
княгиня Ольга (см. Приложение №2).
Вопрос
о родословной Ольги оказался запутанным, скорее всего из-за ошибки переписчиков
летописей. Согласно «Повести временных лет», Игорю «приведоша…жену от Пскова» Прекрасу,
после замужества принявшую имя Ольги в честь князя Олега Вещего. «Книга Степенная»
(царская родословная), переписавшаяся в XIV веке,
уточняет происхождение Ольги: «…от Плесковской страны, от веси Выбутской, от языка
варяжска, от рода же не княжеска ни вельможска, но от простых людей». Однако известно,
что до XV
века
«весь Выбутская» не существовала. А в одном из рукописных сборников XV века,
принадлежащему в свое время историку А. С. Уварову, сказано, что «Игоря же (Олега)
жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу. И бе мудра велми…». Столицей Первого
Болгарского царства был город Плиска. Можно предположить, что из-за невнимательности
переписчиков вместо Плиски в «Повести временных лет», а из нее в «Книгу Степенную»
попали Плесков-Псков и Плесковская страна.
Став
княгиней Ольга первым делом жестоко отомстила деревлянам за смерть мужа. Скорее
всего, акты возмездия были проведены Ольгой по требованию варяжского окружения Игоря,
ибо завет кровной мести не был характерен для славян, но был присущ скандинавским
племенам. Ранней весной 946 года князь Мал, предводитель убивших Игоря древлян,
прислал в Киев своих мужей сватать Ольгу. По деревлянским обычаям победитель наследовал
власть убитого врага, жену его и все имущество. Послов-сватов посалили в ладью,
принесли на княжеский двор, опустили с ладьей в яму и заживо засыпали землей. То
была первая месть Ольги.
Второе
посольство, пришедшее от Мала вслед за первым, заживо сожгли в бане. То была вторая
месть Ольги.
А
третья свершилась под стенами Коростена, куда Ольга пришла с дружиной будто бы для
тризны по убитому мужу. Желая мириться, горожане вынесли множество хмельных медов
и различных яств, но дружинники Ольги помнили, зачем пришли, и, в отличие от деревлян
пили мало. Перебив, как говорит летописец, около 5 тысяч местных жителей, карательная
экспедиция вернулась в Киев.
В
том же году совместно с сыном и большим войском Ольга вновь пошла на Деревскую землю.
Не встретив никакого сопротивления, войско подошло к Коростену. Жители не пожелали
сдавать город, и нападавшие сожгли его дотла. По ходу этого набега был пленен и
казнен несостоявшийся жених Ольги князь Мал.
Позднее
с целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно
посещала Византию. В 957 году Ольгу принимал в Константинополе император Константин
VII
Багрянородный.
Летом 959 года из Киева с теми же целями отправилось посольство во Франкфут-на-Майне
(Верхняя Саксония) к наиболее влиятельному в то время западноевропейскому правителю
королю Германии и Италии Оттону I
Великому,
который через три года был провозглашен императором Священной Римской империи. Тем
самым было положено начало формированию прямых отношений Руси с Западной Европой.
Киевская
княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную
веру с принятием имени Елены. О времени и месте, где происходил обряд, однозначных
данных нет. По русским летописям, это произошло в 955году в Константинополе. По
византийской летописи, это произошло в 957 году.
По
примеру княгини христианство приняли многие из государственных мужей, но киевская
варяжская аристократия решительно воспротивилась. Правительница оказалась в чуждом
ей по религии окружении и вынуждена была передать власть Святославу. Разные источники
упоминают это событие в интервале 961 – 964 годов.
Выдержав
вместе с внуками осаду Киева печенегами, Ольга тяжело заболела – годы брали свое.
Чувствуя приближение смерти, она запретила совершать над своей могилой тризну –
языческое погребальное пиршество - и насыпать холм, а завещала похоронить себя по
христианскому обряду.
11
июля 969 года княгиня Ольга скончалась. Святослав, который и отогнал печенегов от
Киева, все это время находился при матери.
2.4
Исторический портрет князя Святослава Игоревича (920 – 972 гг.)
В
начале 60-х годов княгиня Ольга, правившая в Киеве после смерти своего мужа, вынужден
была передать правление сыну Святославу (см. Приложение №4).
В
зрелые годы Святослав не сознавал и на считал себя киевским князем и в 40-х годах
жизни жил в Новгороде. Источники ничего не сообщают об его участии в делах государственного
управления ни в качестве помощника матери, ни в качестве самостоятельного правителя.
Впрочем, основания для этого были – вся жизнь Святослава прошла в боях и походах.
Естественно, что в памяти летописцев он сохранился как князь-воин, который в полной
мере унаследовал от отца страсть к ратным делам.
Первых
поход Святослава упоминается под 946 годом, когда князь с дружиной «налез» на вятичей.
Узнав, что в бассейне Оки и Волги с них собирает дань Хазарский каганат, князь пока
оставил вятичей в покое, перезимовал в Поднепровье и летом двинулся на хазар. Силы,
вероятно, были, не равны, ибо Святославу пришлось ограничиться лишь разорением западной
окраины Хазарии.
В
летописях сохранилось описание походного быта князя и его дружины: «…легко ходил
в походах, как барс, и воевал много. В походах не брал с собой ни возов, и котлов,
не варил мяса, но только нарезал конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях,
ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были
его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: хочу на вас идти».
В
968 году, когда русская флотилия вошла в устье Дуная, состоялась встреча Святослава
с византийским императором Иоанном I Цимисхием, свидетелем которого
был византийский историк Лев Диакон, оставивший описание внешности князя: «….умеренного
роста, не слишком высокого и не слишком низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими
глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней
губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос
– признак знатности рода, крепкий затылок и широкая грудь… одежда его была белая
и отличалась от одежды приближенных только чистотой… он сидел на веслах и греб вместе
с приближенными».
Вскоре
после возвращения княжеской дружины из походов прибыло в Киев посольство от византийского
императора Никифора Фоки. Византия решила силой восстановить свою власть над Болгарским
царством и для облегчения задачи просила Святослава за 1500 фунтов золота ударить
болгарам в спину – сделать набег на дунайских болгар.
В
Болгарии место своего пребывания он избрал Переяславец на Дунае. Обеспокоенное успехами
Святослава в Подунавье, византийское правительство подговорило племена печенегов
напасть на Киев. Однако нападение не удалось – еще до прибытия Святослава из Болгарии
печенеги понесли поражение и отступили. После смерти матери (969) Святослав, стремясь
продолжить войну на Балканах, назначил своих сыновей наместниками в отдельных землях:
Ярополка – в Киев, Олега – в Деревлянские земли, Владимира – в Новгород.
В
столице Святослава больше ничего не держало, и с 10-тысячным киевским войском он
вновь пошел на Балканы. Теперь у него в союзниках были мощные дружины викингов.
После героической обороны Доростола Святослав был вынужден подписать в июле 971
года с Византией мирный договор.
Больше
всего бед и огорчений русские дружины принесли, жителям Переяславца, первого опорного
пункта Святослава на Балканах. О маршруте движения отряда киевского князя они сообщили
печенегам, которые к тому времени из врага Византии превратились в ее союзников.
Печенеги, в свою очередь, не могли упустить такой легкой добычи. Перенеся свои кочевья
в район днепровских порогов, которые невозможно было миновать на водном пути в Киев,
стали ждать. С первой попытки дружине Святослава пробиться не удалось. Пришлось
укрываться от печенегов в днепровских лиманах и зимовать, испытывая холод и недостаток
в продуктах. Весной следующего 971 года русская дружина вновь пошла на прорыв, но
у печенегов было время заранее обустроить несколько засадных мест. Перебили всех.
Из черепа Святослава печенежский хан Куря, по обычаю кочевников, велел сделать чашу
для вина.
Исторический портрет Владимира Святого(ок.960 – 1015 гг.)
В
969 году, когда киевский князь Святослав Игоревич рассылал своих сыновей по городам
на правление, младшему Владимиру достался Новгород (см. Приложение №4). Мальчику
не было еще 10 лет, и, естественно, вместе с ним поехали доверенные люди Святослава
Игоревича. В их числе был Добрыня, дядя Владимира по матери, ставший со временем
его ближайшим советником и помощником.
Матерью
Владимира была Малуша, дочь Малка, простого жителя из города Любеча на Днепре. Киевская
летопись сохранила ее подлинное скандинавское имя – Малфред. Многие историки отождествляют
Малка с деревлянским князем Малом, которого киевская княгиня Ольга казнила в отместку
за смерть своего мужа Игоря, а детей Мала забрала на свой двор.
Со
временем Малуша стала наложницей князя, но Ольга посчитала недоступным сожительства
сына, наследника Киевского княжения, со своей ключницей, фактически пленницей. Малушу
отправили в некую «Будину весь», где она не ранее 960 года родила мальчика, названного
русским языческим именем Володимер. Его потом долго попрекали низким происхождением,
называя «робичичем» и «холопищем».
В
результате усобицы, случившейся между старшими братьями Владимира, погиб один из
них. Владимир поклялся отомстить старшему брату киевскому князю Ярополку за смерть
Олега. Владимир вместе с Добрыней ушел в 977 году в Швецию, где его принял Олаф
Тругвассон, вероятно, родственник по одной из варяжских линий.
Помня
о своей клятве, через два года Владимир вернулся на Русь с большой варяжской дружиной.
Выгнав из Новгорода посадников Ярополка, дружина пошла на Киев.
В
980 году войско Владимира без особого труда взяло Киев. Ярополк был вынужден бежать,
но его новый воевода Блуд выдал местонахождения своего повелителя. Владимир с дружиной
осадил южный городок Роднь, где укрылся Ярополк, пригласил брата якобы для заключения
мира, а когда тот пришел, Владимир исполнил свою клятву – по его знаку два варяга
закололи Ярополка мечами. Несмотря на недавний брак с Рогнедой, князь-язычник женился
на беременной вдове убитого им брата. Родившегося вскоре мальчика, названного Святополком,
Владимир усыновил.
В
главнейший после Киева Новгород князь отправил посадником дядю своего Добрыню.
Первым
же делом нового великого князя стало возвеличивание языческих богов. Возможно, у
него было намеренье возвести до уровня государственной религии.
Не
забывал великий князь и о государственных делах. Учитывая постоянную угрозу со стороны
печенегов, он заботился строительством новых крепостей на южном русском порубежье,
в гарнизоны которых набирались лучшие воины из славянских земель. До основного события
в своей жизни, крещение Руси, Владимир Святославич много и успешно воевал за пределами
русских земель. 981 год – присоединил к Руси подчинившееся Польше города Червн и
Перемышль, входившие в состав Галицкого княжества. 983 год – поход против литовского
племени ятвягов с установлением контроля над речными путями по Неману, Бугу и Висле
в северном направлении. 985 год – поход на волжских болгар с подписанием договора
о мире и торговли.
Осенью
987 года в Киев прибыло посольство от старшего из двух византийских братьев императоров-соправителей
Василия II.
Византия попросила военной помощи. Владимир согласился дать 6-тысячный отряд, но
взамен попросил руки сестры соправителей Анны. Братья-императоры пришли в замешательство:
дерзость киевского князя граничила с откровенной наглостью. Никогда принцессы крови
не выходили замуж за правителей «варварских» народов. Но обстоятельства оказались
весомее предубеждений. Императоры согласились выдать замуж свою сестру, но при условии,
что Владимир примет святое Крещение. По сведеньям некоторых источников, на принятие
Владимиром решения о крещении повлияла болезнь глаз, из-за которой он очень страдал
и почти ничего не видел. Царевна Анна велела передать князю, что если он примет
обряд святого Крещения, то исцелиться. Владимир принял обряд и туту же прозрел.
Неясно,
где и когда крестился Владимир Святославич с принятием христианского имени Василий.
Источники называют Киев и Корсунь – византийский город-крепость Херсонес. Время
– от конца 987 года и год 988. Но вот ранний древнерусский литературный памятник
«Похвала князю Владимиру» Иакова Мниха утверждает, что Владимир крестился на 10-м
году после гибели Ярополка, т.е. в 990 году. Вполне вероятно, что киевский князь
принимал обряд дважды.
Точная
дата крещения Руси тоже не известна. По летописи – это 988 год. Строго говоря, точная
фиксация во время столь объемного процесса просто не возможна, и он растянулся на
987 – 989 годы.
Однако
греки не торопились выполнять свою часть уговора. Давая обещание выдать замуж свою
сестру, братья-императоры Василий и Константин, скорее всего просто не успели проанализировать
все последствия такого брака – военная помощь из Киева требовалась срочно.
Начались
переговоры. Византия соглашалась на брак Анны при условии, что все предыдущие языческие
браки Владимира будут расторгнуты. Это означало, что христианский брак с Анной будет
признан единственно законным, а киевский престол перейдет лишь к ее детям. Чтобы
принудить греков выполнить обещание, киевский князь двинул «на Корсунь, град греческий»,
он же Херсонес. Выбор цели был сделан точно: город-крепость был оплотом византийского
господства на Черном море. В начале 989 года Херсонес был взят и Византия вынуждена
была отдать царевну Анну в жены «варварскому» государю.
В
Киеве Владимир отпустил с миром всех своих прежних жен, щедро наградив их и разрешив
им снова выходить замуж. Благодушие настолько возобладало в князе, что приговоренных
к смерти преступникам он заменил казнь просто денежным штрафом. Потом он преступил
к крещению жителей. Накануне Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придет
завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Киевляне приняли
обряд святого Крещение в водах Днепра, многих загоняли силой.
В
990 году в Киеве началось строительство первой на Руси каменной церкви во имя Успения
Пресвятой Богородицы, называемой еще Десятинной, т.к. нее свозилась церковная десятина
со всех русских земель. В 996 году Десятинная церковь была освящена. К этому времени
уже открыта была в Киеве и первая школа для обучения духовенства из местного населения.
По мере строительства церквей во многих городах при них стали открываться школ,
откуда и вышли русские грамотеи.
За
крещение Руси Владимир Святославич позднее был церковью назван «святым и равноапостольным»,
а в народе – Владимиром Святым. По примеру своего отца Владимир управлял подвластным
Киеву землями с помощью сыновей, которые княжили в главнейших городах, заменив тамошних
племенных князей.
Войны
с соседними странами вскоре после 990 года прекратились и не велись до самой кончины
Владимира, но отражать набеги печенегов приходилось постоянно.
В
1007 году великий князь перенес останки бабки своей, первой на Руси правительницы
Ольги, в Десятинную церковь. Четыре года спустя там же была погребена его супруга
Анна. После ее кончины Владимир женился на немке – младшей дочери графа Куно фон
Еннингена, внучке императора Отто Великого.
В
1013 году в Турове, где княжил Святополк, киевскими властями был раскрыт заговор,
направленный протии великого князя. Вдохновителем заговора был католический эпископ
Рейнберн. В следующем году в Новгороде Ярослав, еще не столь «мудрый», решил отделиться
от отца и для начала перестал платить в Киев обычную дань и церковную десятину.
Бориса
пришлось послать отбивать очередной набег печенегов, и князь было сам собрался в
поход. Но здоровье Владимира было уже подорвано давней тяжелой болезнью. 15 июля
1015 года великий князь киевский, Владимир I Святославич
скончался в своей загородной резиденции в селе Спас-Берестове.
Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок.988 - 1054)
Новгородский
князь Ярослав (см. Приложение №5) был третьим сыном великого князя Владимира Святого
в браке с полоцкой княжной Рогнедой. Еще в детстве Ярослав повредил ногу, охромел,
и впоследствии его частенько поддразнивали «хромцом». Княжить по воле отца Ярослав
начал в Ростове, потом сменил в Новгороде брата Вышеслава.
К
1014 году относится упоминание в летописях о стремлении Ярослава отделиться от Киевского
великого княжества. Можно предположить, что к этому князя подталкивала местная знать.
К тому же Скандинавские саги отмечали скупость Ярослава, а из трех тысяч гривен
(гривна новгородская – 409 г серебра) ежегодно собираемой в Новгороде дани две тысячи
приходилось отдавать в Киев. С этого Ярослав и начал: и дань в великокняжескую казну,
и церковная десятина в столицу отправлены не были. Владимир Святославич начал подготовку
к походу на сына.
Узнав
об этом и не надеясь на силу новгородского ополчения, Ярослав отправился за помощью
к варягам. Пригласить в помощь варяжские отряды не предоставляло для Ярослава особого
труда. «И начаша варяги насилие деяти на мужатых женах» в Новгороде, а заодно и
грабить население. Горожане в долгу не остались и перебили многих своих обидчиков.
Ярослав разгневался, ушел на берег озера Ильмень и пригласил к себе участников избиения
варягов. Те, думая, что разговор пойдет о перемирие, явились и были изрублены варягами
по приказу князя. Летописи говорят, что Ярослав таким образом убил около тысячи
человек. Более вероятно, что князь в целях устрашения расправился только с несколькими
горожанами.
Развитию
конфликта помешали гонцы из Киева, сообщившие о смерти отца и претензиях Святополка
на великое княжение. Святополк тоже был из рода Рюриковичей, старше Ярослава примерно
на 8 лет, но он не был родным сыном покойного Владимира Святого и на киевский престол
не имел даже формального права. Но за первым известием из Киева вскоре пришло и
следующее – об убийстве Бориса и Глеба, сводных братьев Ярослава Святополком.
По
сообщениям летописей, под началом Ярослава собралось около тысячи варягов и до сорока
тысяч ополчения с новгородских земель. У новгородцев был резон мириться со своим
князем. Их давно тяготила зависимость от Киева. Новгородцы в своем расчете не ошиблись
– впоследствии Ярослав дал им льготу грамоту о полной финансовой самостоятельности
и щедро наградил деньгами.
Обосновывая
свой поход на Святополка, который уже убил и третьего своего брата, Ярослав говорил:
«Не я начал избивать, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому
что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй и со мной то же сделает».
Противники встретились ранней зимой 1016 года у г. Любеча на Днепре: «Враги сошлись,
была сеча злая…» Святополк бежал, а Ярослав в начале 1017 года торжественно вошел
в Киев. Как оказалось, ненадолго.
Первым
делом новый великий князь заключил с германским императором Генрихом III против
Польши, куда бежал Святополк. А вскоре пришлось отбивать первую попытку брата вернуть
Киев с помощью печенежского войска. В следующем 1018 году Святополк пошел на Киев
уже с польским войском, и в битве на берегах приграничного Буга дружина Ярослава
была разгромлена. Самому князю с небольшой свитой удалось вернуться в Новгород.
Новгородское
ополчение и варяжская дружина, которую удалось нанять на пожертвования зажиточных
горожан, двинулась на юг. От Святополка к этому времени ушло польское войско, и
он потерпел полного поражения в битве на берегах реки Альты. В 1019 году Владимир
окончательно утвердился в Киеве.
За
четыре последующих года Ярославу удалось вновь более или менее сплотить север и
юг Руси.
В
1023 году, воспользовавшись поездкой Ярослава в Новгород, Мстислав с большой ратью
подошел к Киеву. Горожане не приняли его. На штурм Мстислав не решился. В 1024 году
потерпел поражение, вследствие которого вынужден был передать Мстиславу Черниговскую
и другие земли на востоке от Днепра (эти земли перешли Ярославу в 1036 году). Период
княжения Ярослава Мудрого новым подъемом Киевского государства.
Ярослав
заключил союз с польским королем Казимиром I, выдав за него свою сестру и женив
своего старшего сына на сестре Казимира.
Ярослав
осуществил ряд походов против племен эстов(1030) и ятвягов(1038). В 1036 году войска
руссов разгромили печенегов близ Киева. В честь этой победы в 1037 году был заложен
Софийский собор.
В
период княжения Ярослава Русь поддерживала тесные отношения с Византией, Германией,
Венгрией, Францией и Скандинавскими странами. Международное положение Ярослав закрепил
семейными связями. Уделял большое внимание организации внутренней жизни страны.
При нем был составлен первый свод законов, так называемая «Правда Ярослава», составляющая
наиболее древнюю часть «Руссой правды». В 1039 была основана Киевская митрополия.
В 1051 году, желая освободиться из-под опеки Византии в церковных делах, князь избрал
митрополитом Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри
– св. Юрия, св. Ирины и Киево-Печерский монастырь. Будучи высокообразованным человеком,
Ярослав, заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были
созданы школа и библиотека при Софийском соборе.
20
февраля 1054 года Ярослав Мудрый скончался в Киеве на руках у сына Всеволода. Похоронили
великого князя в мраморном раке в любимом Софийском соборе, на стене которого в
знак уважения к покойному от имени народа была сделана надпись о смерти «царя нашего».
Исторический портрет Владимира Мономаха (1053 – 1125 гг.)
Старший
сын великого князя Всеволода I
Ярославича
Владимир (см Приложение №6) подошел к своему великому княжению в весьма почтенном
60-летнем возрасте.
Детские
годы Владимира прошли в приграничном с половецкими кочевниками Переяславе Южном,
где в то время княжил его отец. По церковным понятиям того времени 12 - 14-литние
отроки в христианских странах считались уже взрослыми людьми. Владимир не стал исключением
из этого правила. С детских лет он принимал участие в военных походах и княжеских
охотах. В 12 лет отец посадил Владимира на княжение в Ростов. С тех пор началось
возвышение Ростовского, а позднее Ростово-Суздальского княжества. С 1073 года Владимир
Мономах княжил в Смоленске. В 1066 году в Переяславле, где Владимир провел в общей
сложности более 30 лет, была сыгран его свадьба с принцессой Гитой, дочерь англосаксонского
короля Гаральда II
Годвиноссона.
В
1078 году его отец стал великим князем киевским, а он получил во владения Чернигов.
Уже с юных лет князю пришлось столкнуться и с княжескими усобицами, и с кочевниками-половцами.
В этой обстановке у Владимира сформировались такие черты характера, как решительность,
мужество и самостоятельность в принятии решений. Позднее, вспоминая в автобиографическом
«Поучение своим детям» черниговский период жизни, Мономах писал: «То, что мог бы
сделать мой дружинник, я делал всегда сам и на войне и на охоте, не давая себе отдыха
ни ночью, ни днем, невзирая на зной или стужу. Я не полагался на посадников и бирючей,
но сам следил за всем порядком в своем хозяйстве. Я заботился и об устройстве охоты,
и о конях, и даже о ловчих птицах, о соколах и ястребах… я своими руками стреножил
в лесных пущах три тысячи диких коней, да еще когда приходилось ездить по степи,
то тоже собственноручно ловил их.
Два
раза туры поднимали меня с конем на рога. Олень бодал меня рогами, лось ногами топтал,
а другой бодал; дикий вепрь сорвал у меня с бедра меч, медведь укусил мне колено,
а рысь однажды, прыгнув мне на бедра, повалило меня с колен… ».
С
1093 года вел борьбу против половцев и их союзника Олега Святославича, которому
вынужден был отдать Чернигов(1094).
Был
инициатором съезда князей в Любече в 1097 году, съезда на Уветичах в 1100 году,
Долобского съезда 1103 году. В 1103, 1107, 1111 годах организовал общие походы князей
против половцев, нанес им ряд поражений. Приглашен на княжение в Киеве во время
Киевского восстания 1113 года. Подавив восстание, Владимир Мономах издал ряд законов,
в которых отменялось холопство за долги и ограничивались проценты по ссудам. Владимир
Мономах сумел временно объединить под своей властью большую часть территории Руси.
В
1115 году в Киеве бы построен мост через Днепр, но особое внимание великий князь
уделял развитию письменности и литературы. В 1116 году не получил полного одобрения
великого князя первый вариант Свода, представленный Сильвестром. К 1118 году сильвестров
летописный Свод был закончен и одобрен великим князем.
Создал
Мономах и самостоятельный литературный труд – «Поучения своим детям».
Почувствовав
приближение смертного часа, великий князь уехал на реку Альт, где невдалеке от Переяславля Южного рядом с часовней на месте убийства святого князя Бориса был выстроен
небольшой дом. В нем Владимир Всеволодович и умер 19 мая 1125 года. Тело князя перевезли
в Киев и похоронили в церкви Св. Софии.
Альфред НобельНиколай Платонович КарабчевскийПолитика индустриализации в СССРСвержение Д. ТороПамятные монетыЖизнь Екатерины IIМодернизация католической церкви в 1950-1960 ггИзменение национально-государственного устройства СССР в 1980-1990 ггОбразование Армянской области на территории Западного АзербайджанаКритика Норманнской теорииПрограммы по созданию югославянского государства
biofile.ru
Лица Древней Руси . "ЦАРСКИЙ ТИТУЛЯРНИК" 1672 год: tistoriya
Лица Древней Руси 14-17 вв.
http://www.booksite.ru/enciklopedia/faces/5.htm
«БОЛЬШАЯ ГОСУДАРЕВА КНИГА ИЛИ КОРЕНЬ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРЕЙ» («ЦАРСКИЙ ТИТУЛЯРНИК») 1672 Г.
«Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский титуля́рник» — созданная в 1672 году рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников-письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составлявшихся в XV—XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке). Книга является уникальной, так как является самым древним источником, из которого дошли до нас многие из изображений русских правителей. Внешний облик, к примеру, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского или патриарха Филарета известен в основном именно по этой книге. (Прижизненных портретов трех последних вообще не сохранилось). Полагают, что авторы портретов в титулярниках опирались на недошедший до нас более ранний материал — в иконах, фресках, «подлинниках» (сборниках образцовых описаний или изображений для иконописцев).
«Титулярник» открывается изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила «Московский» — то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли — сердца объединенного российского государства — и, соответственно, общий символ всей России
Великий князь Киевский Игорь I Рюрикович Старый (912-945)
Великий князь Киевский Святослав I Игоревич Завоеватель (945-972)
Великий князь Киевский Владимир I Святославич Великий (978-1015)
Великий князь Киевский Ярослав I Владимирович Мудрый (1016-1018, 1019-1054)
Великий князь Киевский Всеволод I Ярославич (1076-1077, 1078-1093)
Великий князь Киевский Владимир II Всеволодович Мономах (1093-1113)
Великий князь Киевский Мстислав I Владимирович Великий (1113-1125)
Великий князь Киевский Ярополк II Владимирович (1125-1132)
Великий князь Киевский Всеволод II Ольгович (1132-1146)
Великий князь Киевский Игорь II Ольгович (1146)
Великий князь Владимирский Юрий I Владимирович Долгорукий (1149-1150, 1150-1151, 1155-1157)
Великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212)
Великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович (1238-1246)
Великий князь Владимирский Александр I Ярославич Невский (1252-1263)
Князь Московский Даниил Александрович (1280-е-1303)
Великий князь Московский и Владимирский Иоанн I Данилович Калита (1328-1340)
Великий князь Московский и Владимирский Иоанн II Иоаннович Красный (1353-1359)
Великий князь Московский и Владимирский Димитрий I Иоаннович Донской (1359-1389)
Великий князь Московский Василий I Димитриевич (1389-1425)
Великий князь Московский Василий II Васильевич Тёмный (1425-33,1433-34, 1434-1446, 1447-1462)
Великий князь всея Руси Иоанн III Васильевич Великий (1462-1505)
Великий князь всея Руси Василий III Иоаннович I (1505-1533)
Царь и великий князь Иоанн IV Васильевич II Грозный (1533-1584)
Царь и великий князь Феодор I Иоаннович (1584-1598)
Царевич и великий князь Димитрий Иоаннович
Царь и великий князь Борис Феодорович Годунов (1598-1605)
Царь и великий князь Василий IV Иоаннович Шуйский (1606-1610)
Царь и великий князь Михаил Феодорович (1613-1645)
Патриарх Филарет (1619—1633)
Царь Алексей I Михайлович Тишайший (1645 — 1676)
Полностью титулярник смотреть ЗДЕСЬ
tistoriya.livejournal.com
Рюрик — Родоначальник русских князей
Рюрик (830-879) правил в 862-879 гг.
Согласно летописи XII века, называемой «Повесть временных лет», в 862 году племена чудь, словене, кривичи призвали княжить в Новгород варяга Рюрика с братьями. Эта дата считается началом отсчета государственности восточных славян. В историографии событие получило название «Призвание варягов». Славяне хотели с помощью Рюрика усмирить начавшиеся междоусобицы среди вождей местных племен. Рюрик пришел не только с двумя братьями, но и с вооруженными людьми своего племени русь. Сам он осел в Новгороде, брат Синеус — на Белоозере, а другой брат, Трувор,- в Изборске. От этих варягов началась Русская земля.
Но не все славянские князья безоговорочно приняли Рюриковичей. Внук славянского князя Гостомысла Вадим Храбрый и его дружина не хотели отдавать свою Новгородскую землю пришлым людям. Началась смута. Вадим хотел изгнать Рюрика и его людей. Однако спор за главенство решили выявить не сражением воинов, а поединком князей. Какой князь победит, тот и сильней, он и получит все, а побежденный…
Призвание князя. Художник А.Д. Кившенко. 1880 г.
В поединке против чужеземного пришельца Вадим Храбрый был убит. Его дружину перебили, а Рюрик стал единовластным князем- правителем в молодом Новгороде, который возник чуть севернее древнего поселения Словенск, отсюда его название «новый город».
Прежде всего, Рюрик решил защитить себя и граждан от прихода непрошеных гостей — велел возвести неприступную крепость. Скоро вокруг нее образовалась торговая площадь, куда съезжались на торговлю крестьяне из ближних и дальних селений, а также чужеземные купцы. Торговля шла бойко: на продажу и обмен предлагались выпечка, мед, рыба, птица, дикие звери, кованые инструменты, оружие, ткани, деревянные изделия. Жизнь налаживалась, горожане были довольны. Вокруг Новгорода вскоре выросла деревянная стена, которая должна была ограждать его от вражеских набегов. Город богател, хорошел и стал известен далеко за пределами княжества.
Археологические раскопки, произведенные в 1901 году в окрестностях Новгорода, выявили место, вероятно первого поселения Рюрика, оно теперь так и называется Рюриково городище и находится в двух километрах от центра современного Великого Новгорода. Ученые обнаружили там остатки крепости, имевшей деревянную стену на валу, военного снаряжения и одежды варягов, берестяные грамоты, свинцовые княжеские печати, арабские, византийские и другие монеты, украшения и другие находки IX-XI веков…
Рюриково городище археологический памятник IX века и руины церкви Благовещения
Через два года после начала княжения умер Синеус, за ним вскоре его брат Трувор. Вся власть перешла в руки Рюрика. Но одному ему было не под силу справиться с новыми землями. Он стал раздавать их своим близким родственникам. Так одни варяги начали править в Полоцке, другие в Ростове, третьи в Белоозере. Пришлых варягов также называли находниками, коренное же население было: в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома. И над всеми властвовал Рюрик.
Его происхождение точно неизвестно. Все данные о нем достаточно условны, они получены из древнерусских летописей, которые начали составляться 200 лет спустя после его смерти. Основой для них служили устные рассказы, легенды, предания. Изложенные в них данные частично были заимствованы из византийских хроник. Определить, в какой степени они правдивы, уже невозможно.
В XVIII веке и в первой половине XIX века господствовала теория о скандинавском, или финском происхождении Рюрика, ведь варягами в то время называли наемников (викингов) из-за Балтийского моря.
Изображение Рюрика на памятнике «Тысячелетие России» в Великам Новгороде. 1862 г.
А позднее появилась гипотеза о его западнославянских корнях. Якобы он был помором с севера, то есть был ближе к славянам . Свою теорию происхождения Рюрика предлагал и русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал, что Рюрик с братьями и своими людьми пришел не с севера, а из прусских земель, что он больше немец, чем скандинав…
В 879 году во время охоты Рюрик простудился и умер. От него остался малолетний Игорь, которого стал опекать князь Олег — брат жены Рюрика. Правление Рюрика способствовало становлению Русского государства.
100grm.ru
Краткая биография князя Рюрика |
/ / Краткая биография князя Рюрика
Именем Рюрика называли первого исторического русского князя.
По причине давности скудные биографические сведения о нём вызывают массу
противоречий и споров до сих пор.
Такие древнейшие летописи как Ипатьевская и Лаврентьевская
впервые говорят о Рюрике в описании событий от 862 года, когда состоялось
восстание северных племён, до этого покорённое варягами и обложенное данью,
против самих поработителей. Именно это восстание стало причиной варягов.
Свободные племена стали управлять территориями
самостоятельно, однако всё было не так. Дело дошло до усобицы и род встал на
род. Тогда собранием племён было решено призвать князя для правления землями
«со стороны». Были отосланы гонцы в разные страны за море на поиск достойной
кандидатуры.
В ответ на разосланное варягам приглашение посольства,
которое исторически называется Призванием варягов, три брата (Трувор, Синеус и
Рюрик) со своими родными отправились в путь.
Древние летописи говорят, что по прибытии Рюрик основал
Ладогу (город) и начал там княжить, а его братья сели княжить в Изборске и
Белоозере. Именно от тех варягов (говорит нам летопись) и пошло называние
Русская земля.
Дальнейшие события складывались так. Через два года братья
Рюрика умерли, а сам князь пошёл к озеру Ильмень и срубил там город, назвав его
Новгородом.
При этом, ранние летописи доносят нам крайне мало сведений о
последующих событиях в жизни Рюрика. Известно, что в последующие годы сам Рюрик
раздавал собственным дружинникам различные города, а также волости (точно
известно о таких поселениях как Муром, Белоозеро, Ростов, а также Полоцк).
Кроме того, двое из «мужей» Рюрика – Дир с Аскольдом выдвинулись с согласия
князя на Киев, а от него пошли на Царьград (Константинополь).
Также известно из летописей, что Рюрик имел наследника –
сына Игоря, который на момент кончины первого князя был очень мал и по этой
причине Рюрик перед смертью поручил ведение всех своих дел своему родственнику
(возможно племяннику) Олегу до того момента, пока Игорь не сможет править
самостоятельно.
Во время своего правления, согласно древним летописям (в том
числе и Воскресенскому своду), князь Рюрик не отличался дружелюбием по
отношению к соседям, воюя и захватывая повсюду земли.
Летописи говорят, что одна из таких войн и стала причиной
Рюрика, а именно в развязанной первым русским князем войне в Карелии.
Интересные материалы:
student-hist.ru
Рюрик — Князь Новгородский (862-879)
«Рюрик. Великий князь Российский». Гравюра. 1805 г.
Рюрик (ум. 879) — летописный основатель Новгородского княжества на Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.
Илья Сергеевич Глазунов. «Рюрик и его братья»
Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.
Некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По славянской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Жертвоприношение Рюрика 862 год. Гравюра Б. Чорикова. XIX в.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик
По официальной исторической версии, в то время, когда южные славянские племена платили дань козарам, северные не могли защищаться от норманнов, жителей Швеции, Норвегии и Дании, которых славяне называли варягами и русью. Эти варяги покорили себе славян северных, живших в нынешних Новгородской и Псковской губерниях, покорили также соседние финские племена. Чрез несколько времени племена эти, как славянские, так и финские, собрались вместе и выгнали варягов, но когда после этого стали управляться сами, то никак не могли мирно улаживаться; опять каждый род стал жить отдельно и силою разделываться с другими родами. Тогда племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
Порешивши так, послали они за море к варягам-руси сказать им:
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских, три брата — Рюрик, Синеус и Трувор и пришли с родными своими. Рюрик утвердился в Новгороде, у славян, живших по Ильменю; Синеус – среди финского племени на Белоозере; Трувор — у славян, живших в нынешней Псковской губернии, в городе Изборске.
«Прибытие Рюрика в Ладогу» В.М. Васнецов
Родителями Рюрика были: Годослав (808х), князь бодричей; Умила. Есть летописные известия, позволяющие предположить, что по матери Рюрик был внуком новгородского князя Гостомысла;
Ефанда, любимая жена, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, умершая неизвестно в котором году, но раньше мужа и вскоре по рождении сына (Игоря), кроме которого (от нее или нет) Рюрик имел еще дочь, по имени неизвестную; сыновья этой дочери Акун и Улеб существовали действительно.
В тех же летописях повествуется, что Олег, самодержавный правитель государства после Рюрика, был родным братом Ефанды. Дети: Игорь (877-946).
Новгородцы приносят дары приглашенному на княжение Рюрику
Чрез два года в 864 г., по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал Монархию Российскую. Уже пределы ее достигали на Восток до нынешней Ярославской и Нижегородской Губернии, а на Юг до Западной Двины; уже Меря, Мурома и Полочане зависели от Рюрика: ибо он, приняв единовластие, отдал в управление знаменитым единоземцам своим, кроме Белаозера, Полоцк, Ростов и Муром, им или братьями его завоеванные, как надобно думать.
Там русский дух. Худ. Б. Ольшанский
Таким образом, вместе с верховною Княжескою властию утвердилась в России, кажется, и система Феодальная, Поместная, или Удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы Германские.
Монархи обыкновенно целыми областями награждали Вельмож и любимцев, которые оставались их подданными, но властвовали как Государи в своих Уделах: система, сообразная с обстоятельствами и духом времени, когда еще не было ни удобного сношения между владениями одной державы, ни уставов общих и твердых, ни порядка в гражданских степенях, и люди, упорные в своей независимости, слушались единственно того, кто держал меч над их головою. Признательность Государей к верности Вельмож участвовала также в сем обыкновении, и завоеватель делился областями с товарищами храбрыми, которые помогали ему приобретать оные.
Из темной глубины веков. Б. Ольшанский
К сему времени Летописец относит следующее важное происшествие. Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим Князем, отправились с товарищами из Новагорода в Константинополь искать счастия; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?»
Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих Варягов из Новагорода, начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве и помышлять о важнейшем предприятии, достойном Норманской смелости.
Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге. Невероятно, чтобы Козары, бравшие дань с Киева, добровольно уступили его Варягам, хотя Летописец молчит о воинских делах Аскольда и Дира в странах Днепровских: оружие без сомнения решило, кому начальствовать над миролюбивыми Полянами; и ежели Варяги действительно, претерпев урон на Черном море, возвратились от Константинополя с неудачею, то им надлежало быть счастливее на сухом пути, ибо они удержали за собою Киев.
Ночь на Ивана Купалу. Борис Ольшанский
Наряду с легендой о «призвании варягов» русские летописи сохранили некоторые конкретные данные о Рюрике, позволяющие составить представление о событиях в Новгороде, которые образуют реальную основу этой легенды. В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построеном им городе-замке в Ладоге. Это свидетельство, подтверждаемое скандинавскими источниками, а также археологическими находками предметов скандинавского происхождения в районе Ладоги, подрывает саму основу легенды о «призвании варягов» из-за моря.
По мысли В.О.Ключевского, Рюрик прибыл в Новгород из Ладоги, находящейся от Новгорода всего в двухстах километрах вниз по течению р.Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц. Эти усобицы и помогли ему захватить власть в Новгороде.
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.
Б. А. Чориков. Олег пред Царьградом, 906 год. Гравюра. XIX в.
Это позволило преемнику Рюрика Олегу организовать поход на юг, завершившийся завоеванием Олегом Киева и перенесением центра объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства.
Реально родоначальником русской княжеской династии был Игорь (877-946х). И лишь в XII веке летописец Нестор в «Повести временных лет», стремясь идеологически укрепить единство Русской земли, создает свою легендарную родословную, в которой княживший в Новгороде Рюрик становится «отцом» Игоря, княжившего в Киеве.
С утверждения Рюрика князем среди северных племен славянских и финских начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству. Несколько северных племен славянских и финских соединились под властью одного князя; чрез это у них прекратились междоусобия, силы их собрались в одно, а поэтому они стали сильнее всех других племен; князья их, преемники Рюрика, воспользовались этою силою и покорили себе все другие племена, которые, живя отдельно друг от друга, не могли сильно и долго сопротивляться. Таким образом племена, жившие прежде отдельно, соединились вместе, составили один народ русский. Вследствие соединения племен в один народ князья этого народа, пользуясь соединенными силами его, отражают степные, кочевые народы, не дают им грабить и пленять славянские племена, брать с них дань, как бывало прежде.
Мало того, князья пользуются соединенными силами племен для того, чтобы предпринимать походы на Греческую империю, на Константинополь; вследствие этих походов завелись и мирные, торговые сношения с греками; русские стали ездить в Константинополь, познакомились там с христианством православного восточного исповедания и стали принимать его. Таким образом христианство явилось и усилилось сперва на юге русских владений, ближайших к Греции, а потом отсюда распространилось и по всем этим владениям.
Щит на вратах Царьграда. Б. Ольшанский
Итак, в деятельности первых русских князей мы замечаем три главные стороны:
1) покорение племен славянских, соединение их под одну власть;2) борьбу с степными, азиатскими народами;3) войны и сношения с Грециею, вследствие которых распространяется христианство.
Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря, и княжить стал родственник его Олег.
Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства — это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединенные впервые силы начинают действовать.
Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру.
Рюрик на памятнике «Тысячелетие России». Великий Новгород. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
«Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград»
Лит.: Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том I. Глава IV.
Портреты деятелей сходных направлений деятельности:
deduhova.ru
Князь Рюрик: приход варяга, его правление
Начало России есть великая тайна
Столыпин Петр Аркадьевич
История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году. Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.
Управление страной
Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.
Внешняя политика Рюрика
Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, - победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.
Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.