Древние культы. Что такое культ: почитание, поклонение. Древние культы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Общий очерк. Древнейшие культы и божества. Древние культы


почитание, поклонение. Древние культы :: SYL.ru

С раннего детства большинству из нас знакомо слово «культ». У одних оно ассоциируется с именами диктаторов минувших лет, окружённых при жизни всеобщим, превосходящим все мыслимые пределы почитанием, а у других вызывает в памяти страшные истории о неких сатанинских сектах, вовлекающих в свои ряды простодушных граждан. Попытаемся же разобраться в том, что такое культ и что таится за этим хорошо знакомым, но не вполне понятным термином.

Что такое культ

Значение слова «культ»

Прежде всего отметим, что происходит оно от латинского существительного cultus, включающего в себя такие понятия, как "культура, образ жизни, пышность, обработка" и ряд других. В русском же языке его значение несколько сужено и подразумевает преклонение перед чем-то или кем-то. Например, перед сверхъестественными силами, личностями, наделёнными необычайными качествами, а также предметами или социальными явлениями.

Важно учесть, что между культом и религией далеко не всегда стоит знак равенства. Это происходит потому, что поклонение и почитание могут проявляться не только по отношению к существам Вышнего мира. Во все времена, например, был широко развит культ денег и вообще потребления.

Если же рассматривать понятие культа с узкорелигиозной точки зрения, то оно будет включать в себя служение какому-то избранному божеству или целому пантеону сверхъестественных существ. Кроме того, религиозный культ, как правило, связан с почитанием различных сакральных предметов и действий магического характера. В зависимости от объекта поклонений все известные виды культа принято разделять на несколько групп.

Древние культы

Что такое религиозный культ?

Упомянув вкратце эту весьма распространённую форму культового поклонения, остановимся на ней несколько подробнее, так как она занимает весьма значительное место как в истории человечества, так и в современной его жизни. Достаточно сказать, что, по свидетельству учёных, за весь период существования людей на Земле не было ни одного известного науке народа, который бы не имел понятия божества и не поклонялся ему.

Как древние культы, так и современные религии предполагают наличие высших существ, способных влиять на ход земной жизни их адептов (последователей) или на их участь после смерти. Кроме того, важное место в них занимает почитание различных материальных предметов, по мнению верующих, либо дарованных людям божествами, либо предназначенных осуществлять связь с ними. Если в древних культах это священные камни, рощи или горы, то в современных религиях предметы культа – это иконы, тексты Священного Писания и другие реликвии.

Что такое язычество?

Важное место среди религиозных форм поклонения занимают языческие культы. Объектами поклонения в них являются боги, олицетворяющие собой различные силы природы. Например, боги-громовержцы: у древних греков - Зевс, у кельтов - Таранас, а у славян - хорошо всем известный Перун. Или боги Солнца: египетский Ра, древнегреческий Гелиос и славянский Даждьбог.

Перечислять можно очень долго. Суть язычества заключается в воздействии на природу, при котором служитель культа (у разных народов он называется по-разному) совершает некие магические действия – от самых примитивных до сложных ритуальных циклов. Наряду с поклонением высшим силам природы язычество включает в себя также общение с низшими демонами – духами лесов и водных источников. В их числе - знакомые нам с детства лешие, водяные, русалки и так далее. Поскольку в язычестве много объектов поклонения, эта религия относится к разряду политеизма, то есть многобожия.

Религиозный культ

Культ умерших предков

Продолжая разговор о том, что такое культ, стоит упомянуть одну из древнейших его форм – традицию поклонения предкам. Она является одной из разновидностей политеизма, то есть многобожия. На определённых этапах своего развития люди считали (а в отдельных случаях продолжают считать), что их умершие родственники неким магическим образом способны влиять на жизнь своих оставшихся на земле потомков.

Чтобы направить это влияние в желательное для себя русло, люди, почитая своих предков, как богов, выработали целые системы обрядов, подчас связанных даже с жертвоприношениями. Разумеется, подавляющее большинство форм поклонения предкам – это древние культы, встречающиеся в наши дни лишь у отдельных, небольших по своей численности народов.

Культы, несущие вред людям

Чтобы полнее осветить данную тему, нельзя не вспомнить и такое крайне негативное явление, как деструктивный религиозный культ. Как правило, под ним подразумевают различные тоталитарные секты, действия которых наносят физический, моральный или материальный вред их членам или обществу в целом. Отсюда следует, что в данном случае служитель культа совершает противоправные, уголовно наказуемые действия. Подходя более широко к понятию деструктивных культов, к их числу можно отнести также и целый ряд нерелигиозных организаций, создающих угрозу людям.

Культ личности

Что такое культ личности?

Это явление, отнюдь не редко встречающееся в мировой истории. В его основе лежит непомерное превозношение какой-либо личности. Как правило, это видный политический деятель, являющийся главой государства. Культ личности в подавляющем большинстве случаев приводит к автократии – бесконтрольному и ничем не ограниченному полновластию одного лица в государстве.

Истории известны многочисленные примеры того, как ведущим государственным деятелям приписывались всевозможные выдающиеся, но подчас мнимые качества. Например, в условиях абсолютной монархии королей, царей, императоров или султанов практически обожествляли. Непререкаемой истиной считалось признание монарха либо богом, либо его представителем (помазанником) на земле.

Однако если королевский или царский трон мог принадлежать по праву родства, то в авторитарных и диктаторских режимах лидерам приходилось обосновать своё первенство. По этой причине им обычно приписывалось наличие неких выдающихся качеств, возвышающих их над общей массой. Немалую роль в данном случае играла и их личная харизма, включающая в себя способность завоёвывать расположение народа.

Служитель культа

Как формируется культ личности

По мнению ведущих социологов, само понятие "культ личности" неразрывно связано с определёнными предпосылками в обществе. Прежде всего это социальная незрелость большинства его членов, следствием которой становится нежелание нести личную ответственность за происходящее и стремление переложить её на конкретного носителя власти – традиционное наше «начальству видней».

Существенную роль играет и низкий уровень критического мышления у населения, что даёт возможность средствам массовой информации и деятелям культуры успешно манипулировать общественным мнением. Эти и ряд других факторов неизбежно приводят к формированию вполне определённого, ритуализированного стиля поведения в отношении данного лица и создают почву для возникновения культа его личности.

Примеры создания моделей непогрешимых вождей

Подобных примеров можно найти достаточное количество и в отечественной, и в мировой истории. Одним из них является формирование культа личности Сталина. В результате развёрнутой в стране пропаганды народ до такой степени уверовал в его непогрешимость и всемогущество, что не подвергал сомнению ни одно из принимаемых решений. Широкомасштабные же репрессии, проводимые в стране, лишь способствовали созданию атмосферы страха и безоговорочного подчинению вождю.

Понятие культ

Нечто подобное наблюдалось и в Германии. После прихода к власти Гитлер сумел внушить нации уверенность в своём мессианском предназначении. Результатом, как известно, стало создание фашистской диктаторской системы, а его безумные претензии на мировое господство обернулись неизбежным в таких случаях крахом всего государства.

Ярким примером того, что такое культ личности в наши дни, может служить отношение жителей Северной Кореи к их вождю Ким Чен Ыну. Даже при беглом ознакомлении налицо все признаки автократической формы правления, где волей одного человека формируется уклад жизни целого народа.

Культ человеческой мысли и материальных благ

Ещё одной формой культа, провозглашённой в годы французской революции Жаком-Рене Эбером и Пьером Гаспаром Шометтом, является преклонение перед человеческим разумом и плодами его деятельности. Представители этого течения, получившего название «культ разума», отвергали религию и признавали лишь научно доказанные теории. На базе этого учения возник хорошо известный людям старшего поколения марксистско-ленинский материализм.

Языческие культы

И наконец, отвечая на вопрос о том, что такое культ, нельзя не остановиться на такой, пожалуй, самой распространённой во все века его форме, как поклонение материальным благам и связанному с ними положению в обществе. В данном случае понятие культа можно трактовать в прямом значении этого термина, поскольку на всём протяжении истории человеческого общества большинство его членов считали материальные блага приоритетными по отношению к духовным ценностям. К сожалению, этот всеобщий недуг до сих пор неизлечим, и современность не позволяет надеяться на его искоренение в ближайшем будущем.

www.syl.ru

Древние мистические культы. История мировых религий

Древние мистические культы

Зачатки культов, по-видимому, появляются у неандертальцев. Культ предков у первобытных народов означает, если так можно сказать, культ культуры, потому что предки являются ее создателями. Сами предки называются «вечными и несотворенными», и этим подтверждается торжество культуры.

Значение культуры для первобытных народов столь велико, что они считают, что когда жили предки, «все существа и предметы, напротив, обладали еще необычайными способностями: они потеряли их в течение поколений, чтобы сделаться заурядными людьми, животными, растениями» (там же. С. 318).

В древних культах нет представления о высших существах, отделенных от мира, потому что нет еще дифференциации, которая связана с возникновением логики. Древние люди не разделяли себя с миром. В этом суть мистики. Когда такое разделение начинается, мистика переходит в мифологию.

По Леви-Брюлю, мистическое у первобытных народов слито с физическим, а стало быть, здесь мы имеем дело с генезисом мистики. Имеет место «двойное присутствие» – естественного и сверхъестественного. В древних культах целью является осуществление мистического сопричастия между общественной группой и животными и растительными видами, необходимыми для ее существования. В более развитых цивилизациях это перейдет в мистическое взаимодействие между человеком и Богом.

Вот пример. «Австралиец арунта, например, под влиянием ритма, пения и пляски, под влиянием усталости и коллективного возбуждения во время церемонии теряет отчетливое сознание своей личности и чувствует себя мистически связанным с мифическим предком, который был одновременно и человеком и животным. Можно ли говорить, что он «представляет» или мыслит себе принципиальную однородность человека и животного? Разумеется, нет, но он глубоко и непосредственно чувствует это» (там же. С. 19).

Отсюда представление о мистической силе, заключенной в предметах-талисманах. «Таким образом амулеты, по крайней мере первоначально, оказываются проводниками мистических сил, исходящих от сверхъестественного мира» (там же. С. 32). В китайской мифологии говорится, «что люди потом сами научились защищаться от бесов, вырезая из дерева фигурки Шаньгу и Юй-лэй, в руках которых была веревка» (Всемирная галерея. Древний Восток. СПб., 1994. С. 497). Та же роль у вещих птиц, мистическая сила которых переходит на почву. Любой камень необычайной формы имеет мистическое значение и может быть объектом почитания.

Первобытному человеку представляется совершенно естественным, что одна и та же мистическая сила может в одно и то же время действовать сразу в нескольких местах. Принцип древних мистических культов таков: нет ничего такого необычайного и странного, что не могло бы случиться, раз вступившая в действие мистическая сила является достаточно могущественной.

Чем древнее представления, тем больше в них мистического. М. Элиаде утверждает, что шаманский комплекс в примитивных обществах также основан на мистических переживаниях. Шаман говорит на языке животных, становится их другом и повелителем, подтверждая мысль, что человек на ранних стадиях своей эволюции обладал способностью внушения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Древнейшие культы (каменный век). Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних

Древнейшие культы (каменный век)

На протяжении последнего столетия археологи и этнографы считали, что первые ритуалы и обряды древние люди в Европе начали совершать немногим более 40 тыс. лет назад. Но новые исследования показали, что самые древние ритуалы появились в Африке более 70 тыс. лет назад, а сколько еще предстоит археологам открытий!..

Норвежский профессор Ш. Коулсон обнаружила следы первого ритуала, известного истории, на территории Ботсваны. В северо-восточной части страны есть множество скал с ритуальными рисунками; эти места до сих пор считаются священными у местных племен.

В одной из малоизученных пещер на северном склоне гор исследователи обнаружили камень размерами 6 ? 2 м, очень похожий по форме на голову питона. Местный народ под названием «сан» более всего почитает именно питона, он считает себя потомком этого могучего змея, а пересохшее русло реки вокруг гор – следом гигантского древнего прародителя. Ученые считают, что обнаружили древнее ритуальное место, где 70 тыс. лет назад проводились первые ритуалы с посвящением священному животному. Игра света в пещере создает иллюзию змеиной кожи на камне, а рот и глаза питона отчетливо видны на его поверхности.

Как же был определен возраст ритуала? Около пещеры в результате археологических раскопок были обнаружены различные находки, датировка которых произведена радиоуглеродным методом. Большинство находок – каменные наконечники копий и ритуальные орудия, при этом совершенно отсутствуют бытовые предметы. Многие орудия были окрашены с помощью охры в красный цвет, а затем обожжены. Ученые утверждают, что именно так поступало с ритуальными предметами большинство народов древности.

Древние капища, места ритуалов, сооружались всегда на местах скопления особой энергии. Как об этом узнавали первобытные люди – загадка, а современным ученым об этом говорят специальные приборы. Геологи связывают такие энергетические места с древними разломами Земли, где внутренняя энергия, как по трубе, поднимается на поверхность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Общий очерк. Древнейшие культы и божества. Всеобщая история религий мира

Общий очерк. Древнейшие культы и божества

Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились до нашего времени. Еще более богаты письменные источники. Из них прежде всего стоит упомянуть созданные примерно в IX-VIII вв. до н. э поэмы «Илиада» и «Одиссея». Их авторство традиция приписывает легендарному слепому поэту Гомеру, хотя достоверно утверждать это нельзя.

Важное значение в качестве источника имеют поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», относящиеся к VIII в. до н. э., а также произведения других греческих поэтов: «Парфении» Алкмана, «Разрушение Трои» и «Орестейя» Стесихора, трагедии великих афинских драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида.

Гомер

Немало сведений о религиозных представлениях древних греков содержится в исторических и философских произведениях Геродота, Гекатея, Фукидида, Платона, Ксенофонта, Аристотеля и других. Наконец, большую ценность для исследователей представляют сочинения авторов периода эллинизма и римских писателей. Особенно стоит упомянуть «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Описание Эллады» Павсания. Оба эти произведения относятся ко II в. н. э.

Древняя Греция (самоназвание – Эллада), это общее название территории государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии и на западной береговой полосе Малой Азии. На рубеже Ш-П тыс. до н. э. племена ахейцев и ионийцев, предки позднейших греков, вторглись на Балканский полуостров, двигаясь из-за Дуная. Местные жители – пеласги, составлявшие основную массу населения, лелеги, хонья и другие – были оттеснены или ассимилированы. Но еще до вторжения протогреческих племен на Балканы начался расцвет минойской, или критской, цивилизации, сформировавшейся как под влиянием Египта, так и под воздействием ханаанцев и хеттов. Несомненно, она оказала значительное влияние на верования древних греков. Отражением критской культуры в материковой Греции стала микенская культура эпохи поздней бронзы: в ее формировании большую роль сыграли, видимо, ремесленники и художники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями-ахейцами.

Около 1250 г. до н. э. началось переселение народов, которое привело к существенным изменениям во всем эгейском мире. В Греции закончился древнейший период. На смену бронзе пришла эпоха железа. Переселение привело к вторжению «народов моря» в Палестину, Сирию и Египет и способствовало распаду царства хеттов. С этим переселением были связаны гибель микенской культуры и уничтожение Трои, что нашло отражение в эпических поэмах Гомера «Илиада»[4] и «Одиссея», поэтому следующая эпоха истории Греции получила название гомеровской. Индоевропейское племя дорийцев, ранее проживавшее к северу от Балканского полуострова, около 1200 г. до н. э. переселилось на полуостров Пелопоннес, что вызвало распад многих государств и оживление родовых отношений. К VIII в. до н. э. Эллада была заселена эолийцами в Северной Греции, дорийцами в Средней Греции и Пелопоннесе, ионийцами в Аттике и на островах.

В VIII-VI вв. до н. э., в так называемый архаический период, в Греции сформировались города-государства, или полисы, развитие политических отношений в которых зависело от результатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью. Государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте и на острове Крит). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и другие) широко распространилось рабство. В Спарте и Аргосе до IV в. до н. э. сохранялись пережитки родового строя.

Классическая эпоха (V-IV вв. до н. э.) – период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.) и созданием Делосского морского союза (во главе с Афинами). Это было время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации их политического строя и расцвета культуры в годы правления Перикла (443-429 гг. до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за главенство (гегемонию) в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Гесиод

Геродот

В середине IV в. до н. э. на севере Греции возвысилось небольшое государство Македония. Его царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г. до н. э.) над коалицией греческих городов, подчинил Грецию, что положило начало завоевательным походам его сына Александра и распространению культуры и верований эллинов в Северной Африке, в частности Египте и в Азии. С этим периодом связывают начало эпохи эллинизма (IV-I вв. до н. э.). После распада державы Александра Македонского в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз), оспаривавшие господство в Греции. С 146 г. до н. э., после разгрома Ахейского союза римлянами, Греция была подчинена Римом (с 27 г. до н. э. на ее территории образована римская провинция Ахайя).

Битва Александра Македонского с Дарием. Фрагмент мозаики

С IV в. н. э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи – Византии, на территории которой во многом под влиянием греческой культуры сформировалась идеология христианства и, прежде всего, его так называемых «восточных» ветвей, повлиявших на формирование православной церкви.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ. Величайшие загадки и тайны магии

СОВРЕМЕННАЯ КОРЕЯ: ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ

Антропологические исследования позволяют предположить, что корейцы являются потомками племен, проживавших в районе Алтая и Центральной Азии. Несколько тысячелетий назад предки современных корейцев стали постепенно продвигаться на Восток, пока наконец не осели в Маньчжурии и на Корейском полуострове, вытеснив оттуда предков сегодняшних эскимосов. В пользу этой теории происхождения корейцев свидетельствуют элементы солнцепоклонства, анимизма, тотемизма и шаманизма в мифах и легендах, общие с народами Центральной Азии. Позже в Корею проникли буддизм, конфуцианство, христианство, заметно видоизменившись в местных условиях. Однако, хотя современные корейцы и считают себя приверженцами той или иной религии, в жизни больше полагаются на традиционные обычаи или суеверия, а в особенно ответственный момент не преминут посоветоваться с шаманом.

Влияние шаманизма проявляется по–разному: например, в составе почти каждого буддийского храма имеется «часовенка» в честь местного горного духа, изображенного в облике старца с тигренком, а при закладке особо важного сооружения может быть совершен традиционный обряд.

Религиозные верования корейцев во многом схожи с религиозными верованиями других народов. Но есть и свои особенности.

Так, вплоть до начала XX века в Корее было широко распространено почитание деревьев. Существовало несколько типов культов деревьев.

1. Поклонение дереву как одному из пяти элементов мироздания.

В китайской философии, получившей распространение в Корее с древнейших времен, дерево выступает как один из пяти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. У корейцев укрепилось представление о том, что дерево порождает огонь, что было основано на наблюдениях над явлениями природы (загорание дерева от молнии) и опыте добывания огня посредством трения деревянных палочек. В Корее до конца XIX века существовал ритуал добывания огня посредством трения двух ивовых палочек в период летнего солнцестояния с целью воздействовать на космос и способствовать нормальному переходу от жаркого к холодному сезону.

2. Поклонение дереву как символу круговорота времени, знаку смены сезонов года, жизненных и аграрных циклов.

Деревья играли важную роль в магических обрядах, посвященных повышению плодородия почвы и увеличению жизненной силы злаков и животных. Например, в первом месяце года в Северной Корее ставили веточку ивы, к ней прикрепляли бумажные полосы и молились духу земли о богатом урожае в наступающем году, а в Южной Корее во втором месяце, когда расцветали персиковые деревья, совершали обряд поклонения духу рисовой лепешки. Особенно много ритуалов совершалось в новогодние праздники. Так, в середине первого новогоднего месяца в каждом доме во дворе ставили высокий столб, называемый «столбом желания», в надежде на то, что урожай в предстоящем году будет так же высок, как этот столб.

3. Поклонение дереву как дороге, по которой осуществляется магическая связь человека с потусторонним миром.

У многих народов культ священных деревьев связывался с образом мирового дерева, или Древа Жизни. В шаманизме обряд мирового дерева отражал ранние космические представления и являлся символическим изображением вселенной с ее трехчастным устройством по вертикали: верхний, средний и нижний миры и соответствующие им части дерева: крона, ствол, корни. Идея воплощения в мировом дереве взаимосвязи миров нашла отражение в корейских мифах. Так, акт зачатия легендарного героя происходит, как правило, поддеревом, а основатель древнего государства Чосон Тангун родился от женщины и духа сандалового дерева. В шаманской практике многих народов шаманское дерево выступает как дорога, путь. В свою очередь, в практике корейских шаманов существовал обычай воздвигать ворота, перед которыми шаман совершал молитвы о ниспослании благополучия душе умершего. Таким образом, дерево — это путь, дорога, по которой осуществляется связь человека с потусторонним миром, оно является символом связи мира человека и мира духов.

4. Поклонение дереву как вместилищу жизненной силы — сучонъ.

Поклонение священным старым деревьям сучонъ — в дословном переводе «дерево, обладающее силой, энергией», — существует в Корее и по сей день. Например, во время праздника урожая и поминовения умерших после отправления определенных ритуалов под священным деревом зарывали часть каждого кушанья, тщательно завернутого в бумагу.

Старые деревья, растущие у дороги, на горных перевалах или на границе деревни, корейцы окружали особым вниманием. Община их «усыновляла»: около них сооружали каменную насыпь, на ветки вешали соломенные жгуты. Такие деревья было строжайше запрещено ломать, тем более рубить. В народе до недавнего времени существовало поверье: тот, кто срубит священное дерево, которому больше 300 лет, непременно умрет.

Нередко отдельные семьи имели свои священные деревья, обычно они росли около дома. К ним обращались с просьбой о благополучных родах, о ниспослании знатности и богатства, об излечении болезней детей и так далее. Когда ребенок тяжело заболевал, мать, оторвав от его одежды лоскуты и купив немного фруктов, риса и вина, несла их дереву. Там, привязав к нему эти лоскуты и написав на бумаге просьбу, она размещала жертвоприношения у основания каменной кучи. Затем, стоя на коленях, упрашивала демонов болезни остаться в лоскутах, а жизнь ребенка пощадить.

К священным деревьям, обладающим живительной силой и магической энергией, относились различные породы деревьев, прежде всего представители реликтовой флоры — гинко и древовидный папоротник, а также дуб, вяз, ива, каштан, сосна, кедр и другие старые, сучковатые или имеющие необычную форму деревья. Ива наделялась чудесной, магической силой возрождать природу и повышать плодородие почвы. А вечнозеленые сосну и кипарис сажали на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения. Чтобы сохранить останки умершего гроб изготовляли из сосновых досок, а поминальные таблички из кипариса.

5. Поклонение дереву как воплощению древесного духа — моксин.

В честь древнего духа — моксин специальных обрядов не совершали, хотя ему приписывалась способность насылать разные несчастья. При рубке леса соблюдали ряд культовых предосторожностей; например, прежде чем срубить дерево, к нему прикрепляли амулет с просьбой, чтобы дерево не сердилось. К срубленным деревьям, предназначенным для строительства дома, также прикрепляли амулеты–просьбы, иначе моксин мог наслать болезни и другие напасти на жителей дома. Во время укладки центральной балки под конек крыши собирались все мужчины, соседи по деревне, и устраивали жертвоприношения духам земли и дома рисовыми лепешками, свининой, сушеной рыбой. Окончание строительства также сопровождалось жертвоприношениями.

6. Поклонение дереву как вместилищу духа или демона — наму квисин.

Деревья наму квисин считались временными вместилищами определенных духов (небесных, земных, горных) — покровителей государства, общины, семьи. На деревья вешали лоскутки и другие вещи и заклинали дух не причинять зло людям. Кроме того, развешивание лоскутков и других вещей на деревьях рассматривалось в качестве благодарности священному духу гор, который выступал как покровитель урожая и дух плодородия. Корейцы верили, что поля, находящиеся под горой, пользуются его покровительством. Всеобщее распространение получил осенний обряд поклонения горе, отмечавшийся после завершения уборки урожая и посева озимых. Он проводился возле священного дерева общины и соединял в себе благодарственные молитвы за прошлый и будущий урожай с поминальным культом предков.

Представления корейцев о загробной жизни также весьма любопытны. Так, согласно их верованиям, каждый человек обладает не одной, а несколькими душами: одни из них были двойниками человека, другие выступали как «жизненная сила» и духовное естество, третьи — как духи–хозяева отдельных органов.

По представлениям корейцев, жизнью и смертью всех людей распоряжается идол Тибуан. По имеющимся у него спискам он вызывает с земли через своих подчиненных людей, чей срок пребывания на земле подошел к концу. После смерти человека одна его душа идет на небо, ее несут 3 гения, бывшие души праведников, в прекрасный сад. Начальник сада спрашивает ее, как она жила на земле, и в зависимости от греховности или чистоты этой жизни, а также чистосердечности признания во всех грехах, определяет, кому возвратиться на землю в оставленное тело, кому оставаться в прекрасном саду, а кому переселиться в тигра, собаку, лошадь, змею или какое–нибудь другое животное. Забота живущих заключается в том, чтобы дождаться распоряжения начальника сада на случай, если он возвратит душу назад в тело, это может случиться через 3, 5 или 7 дней — всегда в нечетные дни. Вообще торопиться с похоронами не следует, это неуважение к памяти усопшего.

Вторая душа — телесная — остается при теле и идет в землю к начальнику ада Тибуану. Он также вызывает души по книге. Ведут ее туда демоны подземного царства. Забота о второй душе заключается в том, чтобы найти телу счастливую гору.

Третья душа витает в воздухе, близ своего жилища. Забота об этой душе никогда не прекращается: то ее надо накормить, для чего шаман приказывает заколоть свинью, сварить рису и нести на гору, где стоят молельни — кучи камня под навесом, то тот или иной предок обиделся и его надо умилостивить.

Корейцы верят, что духи насылают болезни в качестве наказания. Существует много способов изгнания злых духов из тела больного. Так, при изгнании насилием применяют такие приемы, как нанесение больному побоев, ран, даже увечий. Согласно верованиям, злой дух, сидящий в теле, испытывает такую же боль и покидает тело. Подобные методы борьбы со злыми духами встречаются и у других народов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Величайшие загадки и тайны магии

ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В 1953 году один из французских этнографов опубликовал статью, в которой сообщал, как в отдаленном районе департамента Куско индейцы ежегодно устраивают побоища с единственной целью — обеспечить богатый урожай на полях победителей. И по сей день это ритуальное побоище — характерная особенность культуры индейцев Анд. Вот как они происходят.

Перед началом сельскохозяйственного сезона жители деревень и городов, удаленных друг от друга на 10—20 километров, собираются, обычно несколько сот человек, в назначенном месте подальше от дорог и полей. Сначала они осыпают друг друга полушутливой бранью, а затем начинают метать камни из пращи. Стоящие поблизости женщины и старики подбадривают участников. После небольшого перерыва, еды и принятия спиртного бой разгорается уже не на шутку. Падают раненые, есть убитые, но это никого не тревожит, наоборот, согласно поверьям, чем больше жертв, тем щедрее будет земля. Мстить за убитых в дальнейшем не полагается. У пленников отбирают одежду и другое имущество, захваченных женщин уводят с собой, некоторых навсегда. В отдельных районах пролитая кровь предназначается в жертву языческому божеству, воплощенному в горной вершине. Старики помнят, как некогда из черепов убитых делали чаши, а их кровью окропляли поля.

Несмотря на попытки властей запретить ритуальные битвы, обычай все еще жив. Он восходит к глубокой древности: создатели культуры мочика тоже, по–видимому, видели в пролитой крови пленников и врагов гарантию урожая. Подобные верования распространены на западе Южной Америки повсеместно. Примечательно, что о таких же ритуальных битвах, как у современных индейцев кечуа, сообщает, например, испанский автор XVI века, описывающий колумбийские племена лила, лаче и кимбая.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Древние культы античных мистерий

Подробности Родительская категория: Новости, статьи Опубликовано: 18 декабря 2017 Обновлено: 31 декабря 2017 Просмотров: 464

   Античные мистерии это нечто большее, чем просто проведение ритуалов в монотеистических религиях. В древности на территории Греции, Рима, Индии проводились обряды посвящения в капищах и святилищах. Жрецы мистерий обладали огромной властью, с ними советовались цари, высшее духовенство. Народ же испытывал глубокое уважение к жречеству и часто пользовался их услугами.

   Достоверных источников, описывающих суть мистерий, практически не сохранилось. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что обряды, проводимые в античных городах, являлись пережитком доисторических религий и культов каменного века. Само же обучение в культ было доступно лишь небольшой касте людей избранных богами. Современные представления о мистериях претерпели значительные изменения. Так, ритуалы проводимые участниками греческих Элевсинских мистерий, чтобы войти в измененное состояние сознания, заключались в лишении себя пищи на значительное время, а после этого выполнении действия похожего на театральное представление. После этого жрец произносил приветственную речь и проводил ритуал посвящения. Кандидатам вручалась чаша с наркотическим напитком, повергающим разум в сонное состояние, после чего зачитывался символический приговор на смерть. Во время церемоний обязательным условием были испытания, порой очень суровые. Такие культы обладали приемами по «зомбированию» своих членов с помощью методов программирующих сознание на работу в определенном режиме. Человек, прошедший через такую «дрессировку» начинал воспринимать мир согласно вложенной в разум идее. Многие современные тайные общества пользуются техниками античных мистерий для подготовки своих учеников и в наши дни.   Сохранились сведения о том, что Аристотель был изгнан из Греции только за то, что открыл тайны афинских культов. Он писал, что люди проходящие обряд посвящения, не просто усваивают новые знания, а приобретают мистический опыт и начинают думать совсем иначе, нежели обычный человек. Что имел в виду Аристотель под иным способом мышления? Здесь необходимо вспомнить о том, что психика крайне пластична и податлива, что позволяет ей быстро вырабатывать условный рефлекс. Это умение объясняет, почему шум барабанов, танец и определенная последовательность звуков в сочетании с наркотиками так широко используется в примитивных религиозных объединениях. Испытывая духовный подъем во время ритуалов посвящения проходящих порой по несколько часов, человек лишался всех ограничительных барьеров в психике. В этом состоянии ученики испытывали катарсис и избавлялись от многих явных и неявных страхов. Катарсис испытанный каждым участником обряда можно сравнить с методами современных психотерапевтов, которые приводят пациента в измененное состояние сознания, чтобы работа по выявлению комплексов была более эффективной.   Пройдя этап посвящения, неофит отправлялся в подземную пещеру, где его ожидали жрецы. Здесь в атмосфере таинства верховный жрец читал молитвы, после чего неофит отправлялся в путешествие по подземельям, заполненным разными существами, произносящими жуткие крики. Пройдя всю дистанцию, ученик подходил к двум дверям, которые открывались под звуки труб. Здесь под приятное звучание музыки неофит подходил к алтарю, где жрецы обращались к нему с речью и торжественно вручали магический предмет. Греческие мистерии удивительным образом подобны египетским, где ученику чтобы пройти посвящение, необходимо было спуститься в глубокий колодец и проползти по длинному тоннелю с препятствиями.   Факт заключается в том, что древние мистерии различных народов сходны по своей структуре. Все они основываются на легенде или мифе и определенном способе подготовки каждого члена культа. Ученые не смогли разгадать загадку, каким образом примитивные племена смогли открыть методы позволяющие менять внутренний психический уклад человека и далее передавать этот навык другим индивидуумам.

You have no rights to post comments

www.xn--80agpndfhq8a.xn--p1ai


Смотрите также