Древняя наука. Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Исторические формы науки. Древняя наука


Древнейшая наука | География путешествий с geomasters.ru

География является одной из древнейших наук. Оно и понятно: расширение территории, торговые и военные походы - все это просто требовало умений ориентироваться по звездам, по Луне и Солнцу. А без записи и описания местности, без карт, вообще было сложно куда-либо направляться. Уже, начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры, Древними могущественными цивилизациями снаряжались экспедиции в районы Африки, Азии, к Средиземному и Красному морям. Все больше развивающиеся земледелие и скотоводство требовали знаний закономерностей сезонных дождей и засухи, а также разливов рек. В древних священных книгах были найдены главы, посвященные космосу, и отдельные разделы с описаниями географических объектов (рек, гор, озер, морей).

География в Античном мире развивалась благодаря ученым и философам. Они выдвигали шокирующие для своего времени теории и делали потрясающие открытия. На этом этапе люди пытались создавать карты, зарисовывать и описывать известные им территории и страны. Выдвигались первые предположения по поводу закономерностей погодных условий и вводились географические координаты. Клавдий Птолемей создал 8-ми томную рукопись «География», в которой содержаться сведения о более чем 8000 географических названий и координат практически 400 точек земного шара. В Римском периоде география, как наука, получила свое развитие преимущественно в Китае. Это выразилось в создании всевозможных карт и географических справочников. С 5 века научные сведения начали все больше отходить от мифологических составляющих, наполняясь конкретными фактами. В Средние века научные успехи античности были в большей степени забыты и «центр развития Географии» сместился на Восток в арабские страны. Следующим этапом стала Эпоха Великих Географических открытий. Само название эпохи говорит о гигантском прорыве в этой сфере жизни людей. География обогатилась расширенными знаниями о флоре и фауне неизвестных доселе территорий и разделилась теперь на два раздела: общую и частную. На картах стали вырисовываться достоверные очертания материков. Сотни мореплавателей избороздили океаны и моря в поисках новых пригодных для жизни и торговли земель. Были открыты два новых материка: Северная и Южная Америки. В последующее время до 19 века велось обобщение приобретенных знаний, развивалась картография, что было вполне логичным. В путешествиях и экспедициях были открыты Австралия и Океания со своим исключительным животным и растительным миром. В этот же период были совершенны три кругосветных путешествия. В 1739 году Ломоносовым был открыт Географический департамент. Также он высказал предположения о постоянном изменении облика Земли под влиянием различных факторов как человеческих, так и природных, о движении воздушных масс, о земных слоях и о многом другом. С конца 19 и до начала 20-го века практические знания и открытия начинали подкрепляться теорией. Наука география пыталась объяснять увиденные и обобщенные до этого явления. В России и мире стали открываться всевозможные географические сообщества и школы, а в 1884 году в Московском университете появилась первая кафедра географии. Таким образом, то затухая, то возрождаясь вновь, наука География развивалась вместе с человечеством на протяжении всего его существования.

Что еще почитать?

geomasters.ru

Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств. | Философия науки (Физики) вики

Проблема возникновения науки Править

Своим появлением наука обязана с одной стороны человеческому любопытству (астрономия), с другой стремлению к повышению уровня жизни (медицина, математика, науки о материалах).

Схема возникновения науки:

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.

Основные черты мифа:

  • коллективный характер,
  • неразличение естественного и сверхъестественного миров,
  • антропоморфизм. т. е. очеловечивание мира.
  • отсутствие причинно-следственной координации событий
  • отсутствие абстракции

Этапы развития мифа:

  1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.
  2. анимизм – это вера в одухотворенность мира.
  3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай). Во многих концепциях истории науки этот период относят уже к научному знанию (о вариантах периодизации см. ниже). С точки зрения изучения этого периода развития науки возникает замкнутый герменевтический круг. Есть задача исследования древней науки. Но современная наука произрастает из древней науки, поэтому понятие науки не определено и мы не можем его определить, т.к. для этого нужно исследовать древнюю науку. Спасает некое предпонимание понятия науки и, основываясь на нем, можно продвигаться дальше.

Характеристические черты научного знания Править

  1. Объективность. Стремление избавиться от личностной окраски.
  2. Систематичность.
  3. Обоснованность.
  4. Прогресс. Стремление расширять область знаний.

Когда возникла наука?

  1. С появлением человека, если считать науку связанной с появлением практических знаний.
  2. 4-2 тысячелетие до н.э. Медный и бронзовый века. Первые медицинские, астрономические и математические документы и археологические находки. Эпоха древних царств.
  3. 5 век до н.э. Появление древнегреческой культуры (Греческое чудо). Появление доказательных рассуждений в астрономии и математике.
  4. Эпоха возрождения. Позднее средневековья 12-14 вв. Например, из-за того, что начинает играть роль эксперимент. Галилей и прочие опираются на работы позднего средневековья.
  5. Эпоха научной революции 16-17 вв. Галилей и прочие.
  6. Первая треть 19 века. Институализация науки, ученый получает социальный статус.

Наука периода древних царств
Править

Признаки науки - объективность и систематичность. Регионы развития древней науки - это Египет, Месопотамия (Шумеро-Вавилонская, ассирийская культура), древние Китай и Индия, древние Майя. Но о точных датах говорить трудно, т. к. мы имеем крайне фрагментарные сведения: Египет – папирусы, мало; Месопотамия – таблички глиняные, больше; Индия, Китай — достаточно много хороших записей, правда, они толком не ставили дат.

Главная область научного знания древних - это медицина. Врачи имеет выделенный социальный статус. Везде находим очень развитую медицинскую технику. Множество хирургических инструментов, сотни наименований лекарств (использовались травы, мед и т. д.). Везде, кроме Китая, она была неразрывно связана с религией и магией. Например, антисептическая обработка ран часто должна была сопровождаться какими-то молитвами, заговорами. Главный акцент ставился не на том, как вылечить болезнь, а на том, как не заболеть, т. ч. была масса сведений о здоровом образе жизни.

В древнем Египте была специализация: по зубам, по животу, по глазам и пр. Там было сухо и пыльно, много болезней глаз, поэтому глазные врачи были актуальны.

Находки медицинских документов в Египте.

Папирус Эдвина Смита (купил в 1862 году), середина второго тысячелетия. Древние считали все знание божественным, поэтому не было человеческих авторов. Знание никто не датировал, т. к. оно первично и вечно. Второй - папирус Джоржа Эбберса.

  • Муммификации. Главным образом, интересовали животные, которых приносили в жертву в муммифицированном виде. Это была целая индустрия. Правда, неясно, был ли обмен знаниями между муммификаторами и врачами.
  • Активная работа с лекарственными средствами, не только с растительными, но и с животными. Считалось, что человека всегда можно вылечить, используя окружающую среду.
  • Хирургия. Переломы, боевые раны и даже внутренние болезни. Применяли анестезию, дезинфекцию.

Древняя медицина делала акцент на превентивной медицине. Тяжелые болезни тоже лечили, но пытались сразу понять, имеет ли это смысл.

Медицина за исключением была связана с религией и магией. Болезни - наказание за грехи, особенно в междуречье. В Египте болезни связаны со злыми духами, поэтому врач был экзорцистом.

1. Есть объективность.

2. Есть систематичность, т.к. есть целостный подход к человеку. Это не просто набор рецептов. Здоровье человека - правильное равновесие многокомпонентной системы (например, концепция Инь-Ян в Китае). Концепция нескольких типов веществ, вроде греческой гуморальной теории. В Индии была похожая теория. Болезнь - нарушение равновесия.

В более древние времена находили каменные иглы из слоистых минералов.

У Тирольской ледяной мумии (Эци ) были найдены личинки паразита в желудке. При нем были жидкости, использовавшиеся для лечения, а также в желудке нашли уголь (типа активированного угля). Были татуировки , которые могли быть связаны с практикой акупунктуры.

Астрономия возникла в религиозном контексте, была неразрывно связана с астрологией, с "небесным танцем звезд". Все великие древние цивилизации систематично наблюдают за небом и составляют календари. Календари были связаны с движением солнца, луны и даже с восходом Сириуса (в Египте отметили корреляцию с разливами Нила). Различали разные планеты, например, Юпитер и Сатурн. Интерес представляли метеориты, кометы и затмения. В Китае понимали причину затмения. Казнили двух придворных астрономов, которые ошиблись в предсказании затмения.

Математика была тесно связана с астрономией, строительством, межеванием и другими хоз. расчетами. То есть задачи привязанные к практической сфере. Хорошо известно, что в Древнем Египте умели вычислять сложные площади (площади участков земли, с которых взимался налог, постоянно изменялись из-за разливов Нила), аналогичное наблюдается и у других культур.

Часто счет был неудобен из-за записи чисел. В Месопотамии была 60-ричная система исчисления (отсюда наши минуты-часы-год), у Майя -20, Китай, Индия, Египет - 10.

Находили сборники задач. В них могли содержаться задачи по возрастанию сложности с решениями или без, но в любом случае без объяснений и доказательств. В Египте - папирус Ринда и Московский математический папирус - это учебники по математике. У шумеров - глиняные таблички.

Как правило решение конкретных задач, работа с числами. Есть задачники. Формулировка задачи и алгоритм решения без доказательства правильности. Умели работать с геометрическими фигурами. Знание было божественным, носители знания были выше обычных людей, они передавали знания по наследству только избранным. Поэтому не было необходимости в доказательствах, т. к. знание сакрально.

3. Обоснованные процедуры практически отсутствуют.

4. Нет представления о прогрессе. Круг божественного знания замкнут и не подлежит расширению. Единственная задача - передача знания от поколения к поколению.

ru.phylo.wikia.com

АНТИЧНАЯ НАУКА - это... Что такое АНТИЧНАЯ НАУКА?

 АНТИЧНАЯ НАУКА — сплав сугубо научных интенций на фундаментальность, имперсональность, концептуальное моделирование с установками незрелого эмпиризма. Апология первых — в творчестве Пифагора, стоиков, элеатов, Платона, развивавших картину бытия-логоса, подпадающего под умозрение. Платон, как известно, рекомендовал подходить к вещам средствами одной мысли, не привлекая никаких чувств и пытаясь уловить сущность бытия самого по себе, во всей его чистоте, отрешившись как можно полнее от собственных глаз, ушей, всего своего тела. Апология вторых — в трудах Аристотеля, настаивавшего на опытной природе знания: обладание отвлеченным знанием в отсутствии опыта, познание общего без представления содержащего в нем единичного влечет ошибки, ибо дело приходится иметь с единичным.

Синтез умозрения и эмпиризма обусловил возникновение специфического типа науки в Античности: с одной стороны, соответствие гносеологическим стандартам научности математики, а с другой — стандартам донаучного (при отсутствии квантитавизации, проверочного эксперимента) натурфилософского естествознания. (См. исторические формы науки) .

В.В. Ильин

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект. С. А. Лебедев. 2004.

  • АНТИЦИПАЦИЯ
  • АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

Смотреть что такое "АНТИЧНАЯ НАУКА" в других словарях:

  • АНТИЧНАЯ НАУКА — этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя  Греция является  прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, ликей, сады и др.). Учёные были одновременно и философами.… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • Наука в Древней Греции — Содержание 1 Образование 2 Ученые Древней Греции 2.1 Сократ 2.2 Платон …   Википедия

  • Античная языковедческая традиция — (греко латинская традиция, средиземноморская традиция)  традиция описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в греко латинском культурном ареале в 7 в. до н. э.  6 в. н. э. А. я. т. зарождается в средиземноморском ареале в эпоху… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Античная философия — Античная философия  философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э.  VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта… …   Википедия

  • АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ —     АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и… …   Философская энциклопедия

  • наука —         НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.         Как …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АНТИЧНАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ — средиземноморская проевропейская греко латиноязычная философия рабовладельческих обществ Др. Греции, Египта македонской династии Птолемеев, Римской республики и поглотившей вышеназванные регионы Римской империи. А.з.ф. творилась на протяжении… …   Философская энциклопедия

  • Античная литература — Манускрипт «Эклог» Вергилия (5 век) …   Википедия

  • античная философия (генезис) — Философия как создание эллинского гения     Философия, как некая целостность (и как термин, и как понятие), признается учеными порождением эллинского гения. Действительно, если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналоги у других …   Западная философия от истоков до наших дней

philosophy_of_science.academic.ru

Исторические формы науки

Древняя преднаука (или пранаука).

Зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока (Вавилон, шумеры, Древний Египет): астрология, доевклидовагеометрия, грамоты, нумерологии.

Особенности древней преднауки: непосредственная связь с практикой; рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый, догматический характер знания.

Процесс вызревания научно-теоретического сознания связывается нами с серией концептуальных революций, обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу, от логоса к преднауке и от преднауки к науке.

Зарождение научных знаний на Древнем Востоке и их особенности

Существует гипотеза, согласно которой из Древнего Египта пришли основные знания и тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов, откуда заимствовали свои знания и Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим. Уже в 6-4-м тысячелетии до н. э. цивилизация Древнего Египта располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и др. Почти одновременно возникшие в Древнем Египте многообразные области человеческого знания – геометрия, анатомия, акустика, музыка, магия и философия – имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем.

В 4-м тысячелетии до н. э. Древний Египет переживал активное развитие. Основой древнеегипетского хозяйства было ирригационное земледелие. Природно-климатические условия страны, в частности, происходившие с точной периодичностью разливы Нила, обусловили ритмичность и цикличность мировосприятия древних египтян, стабильный ритм жизнедеятельности страны. Развитие земледелия повлекло за собой развитие землемерия, как раньше называлась геометрия. Возникли и географические карты, отвечающие потребностям землемерия, т.е. геометрии. Однако это традиционное, исходящее из социальной природы познания объяснение возникновения той или иной области знания. В контексте же египтологии существует версия, согласно которой основные знания точных наук египтянам были переданы от более древней цивилизации; иногда упоминают об атлантах и Атлантиде, впрочем, подобные исторические свидетельства упираются в тупик, имя которому – легенда.

Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6-4-м тысячелетием до н. э., представлена интереснейшей и во многом необычной концепцией освоения мира. Вряд ли ее, как и древнегреческую цивилизацию, можно назвать «детством человечества». Напротив, мощь и и знаковость древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о логике преемственности в культурном развитии человечества. Ведь греки, обязанные своему «древнегреческому чуду» (как именовалась греческая цивилизаиия), знаниям, вывезенным из Древнего Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве.

Известно, что даже знаменитый Пифагор изучал священную математику – науку чисел или всемирных принципов в храмах египетских жрецов. Он даже носил египетскую одежду и пурпурную повязку на лбу. И правильнее было бы говорить о священном знании Древнего Египта, удочерившего Элладу.

По мнению египтолога И. Шмелева, в настоящее время можно определенно сказать, что не греки были первооткрывателями фундаментальных законов, на которых держится связь миров. За тысячи лет до талантливых мужей Эллады жрецы Древнего Египта в совершенстве изучили и овладели секретами, которые заново открывали впоследствии. Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру (то самое «пи», равное 3,4), производили исчисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными. Если следовать утверждению, что наука началась тогда, когда начали мерить, то этот критерий приемлем и к науке древнеегипетской цивилизации. Вклад египетской математики в мировую сокровищницу бесценен, несмотря на существующее представление, что потребности в математике не выходили за пределы элементарных, связанных с обыденной деятельностью. В Древнем Вавилоне математика достигла даже несколько большего развития, чем в Египте. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему исчисления, именно от них идёт традиция делить градус на 60 минут и минуту на 60 секунд. Для умножения и деления они составили обширные таблицы, в том числе таблицы степеней некоторых чисел до десятой степени включительно, пригодные одновременно и для отыскания корней. В Древнем Вавилоне умели решать линейные и квадратные уравнения, правильно вычислять площади прямоугольников, треугольников, трапеций, объёмы куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды.

При этом мы не найдём у древневосточных математиков самого привычного нам элемента математики – доказательства. Правила вычисления заучивались как догма и передавались от одного поколения писцов к другому. Порукой верности служила вековая практика. При этом точные и приближённые формулы не разделялись, если только приближённая формула удовлетворяла практическим требованиям. Так, на практике формула прямоугольника, весьма приближённая, применялась в Египте для расчёта земельных участков, форма которых обычно бывала близка к прямоугольнику, и в этом случае давала достаточную точность. И в Индии, и в Китае того времени мы обнаруживаем большой арсенал практических знаний, умение проводить громоздкие операции с большими числами, но не находим основного звена математики как науки – доказательства.

Ответ на вопрос, чем же так оригинальна, кроме своего бесспорно древнейшего возраста, древнеегипетская преднаука, найти непросто из-за отсутствия полных и систематических источников.

Его можно лишь реконструировать, опираясь на оставшиеся памятники мудрости древних: «Книга мёртвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и т.д.

Поскольку исследование древней науки не является самоцелью, - нам важнопонять корни, динамику структуры, называемой наукой, постольку задачей предпринимаемого анализа является выяснение реальных возможностей древневосточной культуры генерировать науку.

Соотнесение фигурирующего на Древнем Востоке знания с эталоном научного знания показываетследующее.

1. Наиболее развитая по тем временам (до VIв. до н.э.)в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточнаяцивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определённыезнания.

Разливы рек, необходимость количественных оценок затопляемых площадей стимулировали развитие геометрии: активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловили разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправление культов способствовали становлению «звездной науки» и т.д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, хранились, передавались отпоколенийк поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятельность. Однако факт наличия знания сам по себе не конструирует науку. Науку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке?

Знания в самом точном смысле вырабатывались здесь путем популярных индуктивных обобщений, непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма:

а) передача знаний внутри семьи в ходе усвоения ребенком деятельностных навыков старших;

б) передача знаний, которые квалифицируются как идущие от бога - покровителя профессии, в рамках профессионального объединения людей (цех, каста), в ходе их саморасширения.

Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке генезиса знаний - принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путем «насильственного» включения человека в социальную деятельность по профессиональному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критическое обновление наличного знания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологического характера.

2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет собой не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточную активность по анализу, разработке теоретических вопросов – «познание ради познания». Древневосточная же наука была ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое занятие, в Вавилоне функционировала как прикладное искусство, обслуживавшее либо культовую (времена жертвоприношений привязаны к периодичности небесных явлений - фазы Луны и т.п.), либо астрологическую (выявление благоприятных и неблагоприятных условий для отправления текущей политики и т.д.) деятельность. В то же время вДревней Греции, астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

3. Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной. Причины этого во многом определялись характером социально- политического устройства древневосточных стран. В Китае, например, жесткая стратификация общества, отсутствие демократии, равенства всех перед единым гражданским законом приводили к «естественной иерархии» людей (наместники неба - правители), совершенные мужи - «благородные» - родовая аристократия и государственная бюрократия, родовые общинники - простолюдины). В странах же Ближнего Востока формами государственности были либо откровенная деспотия, либо иерократия, означавшие отсутствие демократических институтов.

Антидемократизм в общественной жизни отражался на жизни интеллектуальной. Право решающего голоса, предпочтение отдавались не рациональной аргументации, а общественному авторитету. В соответствии с этим правым оказывался не свободный гражданин, отстаивающий истину с позиций наличия оснований, а наследственный аристократ, власть имущий. Отсутствие предпосылок общезначимого обоснования, доказательства знания, с одной стороны, и принятые в древневосточном обществе механизмы аккумуляции, трансляции знания, - с другой, в конечном счете приводили к с фетишизации. Субъектами знания, или людьми, которые в силу своего социального статуса репрезентировали «ученость», были жрецы, высвобожденные из материального производства и имевшие достаточный образовательный ценз для интеллектуальных занятий. Знание, даже имеющее эмпирико-практическое происхождение, оставалось рационально необоснованным, пребывало в лоне жреческой науки, освященной божественным именем, и превращалось в предмет поклонения, таинство. Так отсутствие демократии, обусловленная им жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке её нерациональный, догматический характер, превратив науку в разновидность полумистического, сакрального занятия, священнодейство.

Решающим условием перехода от преднауки к науке, объективно способствовавшим образованию зачатков структур, приведших к последующему расцвету рациональной мысли, был отказ от особой «логики» мифа, препятствующей оформлению столь фундаментальных принципов научной идеологии, как непротиворечивость, универсальность, инвариантность и т. п. В уме носителя мифологического сознания, которое на ранних стадиях развития также наличествует у ребенка, все сливается в единое целое, все трансформируется во все, в нём не проводится границы между реальным и нереальным, объективным и субъективным, подлинным и мнимым.



biofile.ru


Смотрите также