Литература Древней Руси (стр. 1 из 3). Литература древнейшая
Литература Древней Руси - HintFox
Литература, как и наука, обладает познавательной силой, способствует распространению среди народа просвещения и культуры.
Русская литература существует около тысячи лет. Из этого тысячелетия около семи веков (X-VII) приходится на древнерусскую литературу, которая развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен. В этих условиях литература выполняла гражданскую, учительскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых подвижников, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.
Древнерусская литература всегда интересовала исследователей, но до Д. Лихачева она изучалась как исторический источник, а не художественное произведение. Д. Лихачев показал, что словесность Древней Руси – особый художественный мир.
Без вымысла
Мы знаем, что события и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Герои повестей и романов, с которыми мы знакомимся, не жили на самом деле. Назначение русской литературы Нового времени – дарить читателям, прежде всего, художественные и эстетические наслаждения.
Но в Древней Руси все было не так. Древнерусские книжники рассказывали лишь о том, что, по их представлениям, произошло на самом деле. Тратить дарованное Богом время и силы на пустые, «неполезные истории» и вымышленные происшествия они считали греховным. И только в XVII веке появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.
Летописи – исторические повести, которые велись по годам – были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом.
Роль автора в древнерусской литературе
Понятие авторства появилось в XVII веке. Древнерусские авторы сознательно не пытались быть оригинальными. Они не были бережны с чужими текстами, из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы, эпизоды, стилевые «украшения. Книжники, как правило, упоминали свои имена, лишь, когда это было необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. Так составители житий рассказывали, что были очевидцами событий жизни святого.
В произведениях ценилось не авторство, а авторитет пишущего автора. Наиболее авторитетными были произведения, написанные великими святыми или прославленными богословами. Для русского читателя такие тексты считались выражением истины.
Основные жанры древнерусской литературы
Литература на Руси зарождалась после принятия христианства. Поэтому устное народное творчество почти не получило отклика в древнерусской литературе. Исключение составляют летописи, в которых изучались некоторые предания. И все это потому, что русский фольклор был глубоко связан со старой языческой верой, а литература стремилась воплотить истины новой религии – христианства.
Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Слова песни должны были стать раскрытием христианской истины, приобщить к сверхъестественному Божественному миру. Поэтому и не появились на Руси в первые столетия после крещения «неполезные» мирские сочинения.
Основными жанрами литературы Древней Руси были Библия, жития, летописи и хронографы.
Библия в древнерусской литературе
Не даром книгою книг считают Библию. Ей действительно уготована великая судьба. Она стала своего рода кодом, который открывал доступ к ценностям европейской культуры. Колоссальное влияние Библия оказала на развитие средневековой литературы, которая пронизана библейским видением мира и человека.
Слово «библия», в переводе с греческого языка, обозначает «писание книги». Это название в текстах встречается впервые в IV веке святым Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.
События прошлого для древнерусского человека не исчезли бесследно, они рождали долгое «эхо». Отзвуком, отголоском Библейской истории об убиении Авеля братом Каином для древнерусских книжников было вероломное убийство святых князей Бориса и Глеба их сводным братом Святополком.
Составители житий и проповедей, летописей и исторических повестей неизменно обращались к Библии: Библейские события истолковывались как прообразы того, что происходило в настоящем.
Представления об участии Бога в жизни человека, о неразрывной связи земного бытия с потусторонним миром характерны для всей древнерусской литературы и выражены в произведениях самых разных жанров.
«Жития» в церковнославянском языке обозначают «жизнь». Они рассказывают о жизни святых, о событиях, которые составители и читатели считали истинными, а не вымышленными. Поэтому авторов житий принято считать свидетелями жизни святого и совершенного им чуда. Сверхъестественные события: воскрешение из мертвых, внезапное исцеление неизлечимых больных для древнерусских книжников были реальностью.
Рассказывая о жизни какого-либо святого, автографы часто заимствуют эпизоды из жизни других святых. Жития лишь внешне напоминают библиографическое произведение. Автор стремится раскрыть характер героя и как можно подробнее описать события его жизни.
В житии существует два мира. Они связаны между собой и в то же время различны. Это повседневная земная и высшая потусторонняя, Божественная реальность.
Жития относятся к произведениям церковной литературы.
Летописи
Так как книжное искусство пришло к нам вместе с христианством, то и грамотными людьми были священники и монахи. Среди них нашлись такие, которые записывали известия о событиях в Русской земле. Записи были неподробные и несвязные, велись они по годам, иначе сказать по летам и назывались они летописями.
Немало у нас было летописцев, но первая известная нам летопись «Повесть временных лет» составлена иноком Киевского Печерского монастыря Нестором. Он нам рассказал о том, как жили наши предки славяне в старину до основания Русского государства, как основывалось это государство, как прошли первые двести сорок восемь лет его жизни от 867 до 1110 года.
Рассказы Нестора занимательны и просты. Автор поставил своей целью не просто рассказать о расселении славянских народов в древности, о их нравах и обычаях, но и о единстве их культуры, языка и письменности.
Затем автор обращается к истории первых князей, рассказывает легенду о том, как на Русь был призван в качестве правителя знатный скандинавский князь Рюрик, повествует о деяниях его потомков.
Из летописи видно, как складывается и крепнет Древнерусское государство, расширяются его границы и слабеют его враги.
Важным событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах (княгине Ольге и ее внуке Владимире), о крещении Руси, о распространении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «Повести временных лет» центральное место.
Летописание продолжает существовать на протяжении всего XII века, но уже в новом виде. Жанр летописи под влиянием европейской литературы вытесняется историческими повестями и постепенно отживает вой век.
Гениальное произведение древнерусской литературы
Золотым словом русской литературы называют «Слово о полку Игореве», созданное в 1187 году. Протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению становится все более и более глубоким.
Почему так долговечно это произведение? Почему волнует нас, читателей XXI века?
Любовь к родине вдохновляет автора «Слова о полку Игореве». Она водит его пером. Она сделала его произведение бессмертным. Это чувство сказывается в душевном волнении, когда говорится о поражении войск Игоря и когда автор передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.
«Слово о полку Игореве» и сегодня несет призыв к защите родины, к охране мирного труда, к уважению человека и окружающей его природе. Значение»Слова» Особенно велико для нас еще и потому, что оно является святым и непререкаемым свидетелем высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности.
«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий похода. Это не историческое прошлое – это отклик на события своего времени, полный еще не притупившегося горя. Оно то представляет собой страстную взволнованную речь патриота, то обращается к событиям живой современности, то вспоминает дела седой старины. Речь автора то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, в ее счастливое будущее.
Хронографы
Древняя Русь постоянно осваивала стиль, формы и жанры византийской литературы. Исторические сочинения, рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и царствованиям, назывались на Руси хронографами. Они представляли собой отрывки славянских переводов из византийских хроник. Таким образом, древнейшие хронографы (они появились в XI веке) не были оригинальными сочинениями, они соединяли несколько произведений или отрывков из них. В этом их, видимо, главное отличие от летописей.
Любой хронограф – это версия истории, пронизанная христианским мировидением. Например, в «Хронографе по великому изложению» история Библейских времен изложена весьма подробно. В центре повествования стоит церковная история, поэтому столь подробны и обстоятельны рассказы о земной жизни Иисуса Христа, о деятельности императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Рима.
В хронографах кое-где прослеживались сведения о Руси. Средневековая Русь стала частью христианского мира и тем самым превратилась в «историческую страну», государство, история которого стала частью священной истории христиан.
Стиль древнерусской литературы
Стиль в древнерусской литературе зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования. В описании жизни святого использовался устойчивый набор выражений – «трафаретов» и Библейских цитат. Святой именовался «земным ангелом» и «небесным человеком», говорилось о «свете» его души и подвигах, о любви к Богу. Так же «трафареты» использовались при изображении святых и в летописях, и в похвальном слове. Неизменными в различных произведениях оставались князья. Они были справедливы, храбры и благочестивы. Смерть не оплакивалась людьми, как богатыми, так и бедными.
Другой набор «трафаретов» был характерен для воинского стиля. Им описывались битвы в летописях, хронографах и житиях. Русские князья перед битвой возносили молитвы Богу, стрелы летели как дождь, битвы были жестокие, кровь заливала долины, а враг обступал русское войско подобно лесу.
Но стиль некоторых книжников все же узнавался. Так неподражаем стиль посланий Ивана Грозного, дерзко смешивающего грубую силу, ученые примеры и слог простого разговора. Но это скорее исключение.
Понятие « древнерусская литература »
Понятие «древнерусская литература» сейчас для нас привычно, что уже почти никто не замечает его неточности. А ведь до середины XV века древнерусскую литературу правильнее было бы назвать древне-восточнославянской литературой. В первые века после крещения Руси и распространения в восточнославянских землях письменности, литература восточных славян была единой. Одни и те же произведения читали и переписывали книжники в Киеве и во Владимире, в Новгороде и в Чернигове. Это позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские народности: русские, украинцы и белорусы.
Основной круг произведений – религиозно – назидательные сочинения, жития святых, богослужебные песнопения – был общим и для литератур других православных стран – Болгарии и Сербии. Один из первых памятников древнерусской литературы – «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона – был создан в 30-40г. г. XI века. Последний век в древне - русской литературы-XVII век. На его протяжении постепенно разрушаются традиции древнерусской литературы, рождаются новые жанры, новые представления о человеке и мире.
Вывод. Из глубины веков.
Работая над темой «Литература Древней Руси», я обнаружила некоторые пробелы в своих знаниях: для меня не было границы в понятиях «летописи» и «хронографы», я недооценивал роль христианства в развитии древнерусской литературы. Когда я вновь перечитала программные материалы, мне интереснее стало читать «Житие Серафима Соровского», «Повесть временных лет», «Библию», «Хронограф по великому изложению», « Откуда пошла и как стала русская земля», «Что было в нашей земле, когда еще и Руси не было».
Я пришла к выводу, что произведения, дошедшие до нас из глубины времен, помогают лучше понять человека, пробуждают в нас любовь к земле, перенесшей много страданий, но продолжающей по-прежнему заботиться о нас.
Я поняла, что только любовь, доброта, чуткость, верность, забота и отзывчивость помогали, и всегда будут помогать человеку в нашем не всегда ласковом мире, что личность каждого из нас тесно связана с отечеством: любим мы его, ибо любим себя.
www.hintfox.com
Древнерусская литература в фондах Российской национальной библиотеки. Цель проекта
Открывая этот раздел Интернет-ресурса, вспомним слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни» (Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Изборник. М., 1969. С. 9).
Литература Древней Руси, возвысив духовные ценности и нравственные идеалы, за столетия своего развития создала необходимые основы для расцвета русской литературы нового времени. Однако, при всей очевидности генетической связи, произведения древнерусской литературы, в отличие от русской литературной классики, в наше время отнюдь не находятся на пике читательского интереса. Причины этого кроются в специфических чертах литературы Древней Руси. Средневековые тексты, даже снабженные переводом на современный русский язык, сложны для восприятия, требуют культурно-исторического комментария.
Ресурс «автографы: личность в письме» содержит образцы письма выдающихся деятелей русской истории и культуры XVIII – XX вв.
Раздел «образы русского письма» содержит обзор основных исторических типов русского письма, возникших в разное время и существующих по сей день в тех или иных формах.
В разделе «Древнерусские писцы XV – XVII вв.» собраны и представлены в наиболее доступной форме датированные образцы древнерусского письма, хранящиеся в фондах Рукописного отдела РНБ.
Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.
Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.
Раздел «Русские прописи» призван реализовать потенциал уникального по полноте собрания русских прописей XVIII – XX вв., хранящегося в РНБ.
Задача популяризация древнерусской литературы была поставлена Д. С. Лихачевым и решалась им вместе с широким научным коллективом, который сегодня по праву можно назвать школой Лихачева. Популяризация произведений начата в рамках серии «Литературные памятники», затем в серии «Библиотека всемирной литературы» вышел «Изборник» (М., 1969), впервые открывший читателю богатый мир древнерусской литературы в его целостности. В 1978–1994 гг. под редакцией Д. С. Лихачева осуществлено издание специальной серии «Памятники литературы Древней Руси». В 12-ти томах этой серии опубликовано около 300 произведений. С 1997 г. по настоящее время в свет выходят выпуски двадцатитомной серии «Библиотека литературы Древней Руси». Публикация древнерусских текстов сопровождается профессионально выполненным переводом на современный русский язык и комментариями. Эта серия размещена на официальном сайте Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, так же как и чрезвычайно полезное и интересное энциклопедическое издание «Словарь книжников и книжности Древней Руси», выпуски которого выходят с 1987 г.
Этот массив систематизированного и адаптированного материала, в значительной своей части представленный в Интернете, позволяет конкретизировать назначение данного ресурса. Авторы проекта не ставят перед собой задач литературоведческого или текстологического исследования. Цель проекта – открыть доступ читателя к первоисточникам, дать ему возможность виртуально листать рукопись и быстро находить в ней интересующий его текст или изображение, рассматривать письмо, орнаментальный декор и миниатюры, ощутить аромат далеких времен. Представленным памятникам предпосланы краткие аннотации, которые рассказывают о рукописях и снабжены библиографическими ссылками на профессиональные Интернет-ресурсы, содержащие справочную информацию о произведениях древнерусской литературы, переводы текстов и комментарии к ним.
Новый подход к проблеме популяризации произведений древнерусской литературы стал возможен только с развитием компьютерных технологий, которые при жизни Д. С. Лихачева делали лишь первые шаги. Однако не подлежит сомнению, что цель проекта – сделать произведения древнерусской литературы органичной частью историко-культурного кругозора самого широкого читателя – находится в русле его идей.
expositions.nlr.ru
Литература Древней Руси
Введение
В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими, которые прекрасно представляют литературу Древней Руси и известны во всем мире. Знать их должен каждый образованный русский человек.
Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающем страну и ее историю с Х по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура, непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв., имела все же и некоторые собственные, характерные только для нее явления.
Древняя Русь прославлена во всем мире своею живописью и архитектурой. Но она замечательна не только этими "немыми" искусствами, позволившими некоторым западным ученым называть культуру Древней Руси культурой великого молчания. В последнее время заново начинает происходить открытие древнерусской музыки и медленнее - гораздо более трудного для понимания искусства - искусства слова, литературы.
Именно поэтому на многие иностранные языки переведены сейчас "Слово о Законе и Благодати" Илариона, "Слово о полку Игореве", "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, Сочинения Ивана Грозного, "Житие протопопа Аввакума" и многие другие .
Знакомясь с литературными памятниками Древней Руси, современный человек без особого труда заметит их отличия от произведений литературы нового времени: это и отсутствие детально разработанных характеров персонажей, это и скупость подробностей в описании внешности героев, окружающей их обстановки, пейзажа, это и психологическая немотивированность поступков, и «безликость» реплик, которые могут быть переданы любому герою произведения, так как в них не отражается индивидуальность говорящего, это и «неискренность» монологов с обилием традиционных «общих мест» – отвлеченных рассуждений на богословские или моральные темы, с непомерной патетикой или экспрессией.
Все эти особенности проще всего было бы объяснить ученическим характером древнерусской литературы, видеть в них всего лишь результат того, что писатели средневековья еще не овладели «механизмом» сюжетного построения, который в общих чертах известен сейчас каждому пишущему и каждому читателю.
Все это справедливо лишь в какой-то степени. Литература непрестанно развивается. Расширяется и обогащается арсенал художественных приемов. Каждый писатель в своем творчестве опирается на опыт и достижения своих предшественников.
Глава 1. Возникновение русской литературы
Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность ее развития неоспоримо свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями. Приняв христианство, Древняя Русь одновременно получила и письменность и литературу.
Древнерусские книжники оказались перед лицом сложнейшей задачи: нужно было в возможно кратчайший срок обеспечить создаваемые на Руси церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами, нужно было ознакомить новообращенных христиан с христианской догматикой, с основами христианской морали, с христианской историографией в самом широком смысле этого слова: и с историей Вселенной, народов и государств, и с историей церкви, и, наконец, с историей жизни христианских подвижников .
В результате древнерусские книжники уже в течение первых двух веков существования своей письменности познакомились со всеми основными жанрами и основными памятниками византийской литературы.
Необходимо было рассказать о том, как – с христианской точки зрения – устроен мир, объяснить смысл целесообразно и мудро «устроенной богом» природы. Словом, нужно было незамедлительно создавать литературу, посвященную сложнейшим мировоззренческим вопросам. Книги, привезенные из Болгарии, не могли обеспечить все эти разносторонние потребности молодого христианского государства, и, следовательно, нужно было переводить, переписывать, размножать произведения христианской литературы. Вся энергия, все силы, все время древнерусских книжников на первых порах были поглощены выполнением этих первоочередных задач.
Процесс письма был длительным, материал письма (пергамен) дорогим, и это не только делало каждый книжный фолиант трудоемким, но и придавало ему особый ореол ценности и значительности. Литература воспринималась как нечто очень важное, серьезное, предназначенное обслуживать наиболее высокие духовные потребности.
Письменность была необходима во всех сферах государственной и общественной жизни, в междукняжеских и международных отношениях, в юридической практике. Появление письменности стимулировало деятельность переводчиков и переписчиков, а главное – создало возможности для появления оригинальной литературы, как обслуживающей нужды и потребности церкви (поучения, торжественные слова, жития), так и сугубо светской (летописи). Однако совершенно естественно, что в сознании древнерусских людей того времени христианизация и возникновение письменности (литературы) рассматривались как единый процесс.
В статье 988 г. древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» непосредственно за сообщением о принятии христианства говорится, что киевский князь Владимир, «послав, нача поимати у нарочитые чади [у знатных людей] дети, и даяти нача на ученье книжное» .
В статье 1037 г., характеризуя деятельность сына Владимира – князя Ярослава, летописец отмечал, что он «книгам прилежа, и почитая е [читая их], часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо [переводя с греческого языка]. И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются ученья божественаго». Далее летописец приводит своеобразную похвалу книгам: «Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью [книги наставляют и учат нас покаянию], мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища [источники] мудрости; книгам бо есть неищетная глубина». С этими словами летописца перекликается первая статья из одного из старейших древнерусских сборников – «Изборника 1076 года»; в ней утверждается, что, подобно тому как корабль не может быть построен без гвоздей, так и праведником нельзя стать, не читая книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не стараться быстро дочитать до конца главы, но задуматься над прочтенным, трижды перечитать одну и ту же главу, пока не постигнешь ее смысла.
Знакомясь с древнерусскими рукописями XI-XIV вв., устанавливая источники, использованные русскими писателями – летописцами, агиографами (авторами житий), авторами торжественных слов или поучений, мы убеждаемся, что в летописи перед нами не отвлеченные декларации о пользе просвещения; в X и первой половине XI в. на Руси была проделана огромная по своим масштабам работа: была переписана с болгарских оригиналов или переведена с греческого огромная литература .
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни.
Не то чтобы все произведения были посвящены мировой истории (хотя этих произведений и очень много): дело не в этом! Каждое произведение в какой-то мере находит свое географическое место и свою хронологическую веху в истории мира. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершающихся событий: мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены авторами.
Литература рассказывает или по крайней мере стремится рассказать не о придуманном, а о реальном. Поэтому реальное – мировая история, реальное географическое пространство – связывает между собой все отдельные произведения.
В самом деле, вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой. Открытый вымысел не допускается. Все произведения посвящены событиям, которые были, совершились или, хотя и не существовали, но всерьез считаются совершившимися. Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский.
Одна из самых популярных книг Древней Руси – "Шестоднев" Иоанна Экзарха Болгарского. Книга эта рассказывает о мире, располагая свой рассказ в порядке библейской легенды о создании мира в шесть дней. В первый день был сотворен свет, во второй – видимое небо и воды, в третий – море, реки, источники и семена, в четвертый – солнце, луна и звезды, в пятый – рыбы, гады и птицы, в шестой – животные и человек. Каждый из описанных дней – гимн творению, миру, его красоте и мудрости, согласованности и разнообразию элементов целого.
Подобно тому, как мы говорим об эпосе в народном творчестве, мы можем говорить и об эпосе древнерусской литературы. Эпос – это не простая сумма былин и исторических песен. Былины сюжетно взаимосвязаны. Они рисуют нам целую эпическую эпоху в жизни русского народа. Эпоха и фантастична, но вместе с тем и исторична. Эта эпоха – время княжения Владимира Красное Солнышко. Сюда переносится действие многих сюжетов, которые, очевидно, существовали и раньше, а в некоторых случаях возникли позже. Другое эпическое время – время независимости Новгорода. Исторические песни рисуют нам если не единую эпоху, то, во всяком случае, единое течение событий: XVI и XVII вв. по преимуществу.
Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси.
Ни одно из произведений Древней Руси – переводное или оригинальное не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ – законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира. Даже такие произведения, как переводная повесть "Стефанит и Ихнилат" (древнерусская версия сюжета "Калилы и Димны") или написанная на основе устных рассказов анекдотического характера "Повесть о Дракуле", входят в состав сборников и не встречаются в отдельных списках. В отдельных рукописях они начинают появляться только в поздней традиции в XVII и XVIII вв .
mirznanii.com
Особенности древнерусской литературы - HintFox
Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течении семи веков до Петровской эпохи. Древнерусская литература-это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточием русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской, поэтому эти произведения затрагивают сокровенные струны наших сердец.
Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велико. Так образы, идеи, даже стиль сочинений унаследовали А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием Христианства как единой религии. Первые литературные произведения, появившиеся на Руси, переводные. Переводились те книги, которые были необходимы для богослужения.
Первые же оригинальные сочинения, т. е. написанные самими восточными славянами, относятся к концу XI-началу XII в. в. Происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, особенности, обуславливающие ее специфические черты, определенную несхожесть с литературой наших дней.
Цель данной работы- показать особенности древнерусской литературы и ее основных жанров.
II. Особенности древнерусской литературы.
2. 1. Историзм содержания.
События и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Авторы художественных произведений, даже если описывают подлинные события реальных лиц, многое домысливают. Но в Древней Руси все было совсем не так. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVIIв. Появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.
И древнерусский книжник, и его читатели свято верили, что описанные события реально происходили. Так летописи были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом. После смерти в 1425 г. московского князя Василия Дмитриевича его младший брат Юрий Дмитриевич и сын Василий Васильевич стали спорить о своих правах на престол. Оба князя обратились к татарскому хану, чтобы тот рассудил их спор. При этом Юрий Дмитриевич, отстаивая свои права на московское княжение, ссылался на древние летописи, в которых сообщалось, что власть прежде переходила от князя-отца не к сыну, а к брату.
2. 2. Рукописный характер бытования.
Еще одной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер бытования. Даже появление печатного станка на Руси мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Бытование литературных памятников в рукописях вело к особому почитанию книги. О чем писали даже отдельные трактаты и наставления. Но с другой стороны, рукописное бытование вело к нестабильности древнерусских произведений словесности. Те сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих и многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работа могла продолжаться в течение нескольких веков. Поэтому в научной терминологии существуют такие понятия, как «рукопись» (написанный от руки текст) и «список» (переписанное произведение). Рукопись может содержать списки разных сочинений и может быть написана как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин «редакция», т. е. целенаправленная переработка памятника, вызванная общественно- политическими событиями, изменениями функции текста или различиями в языке автора и редактора.
С бытованием произведения в рукописях тесно связана такая специфическая черта древнерусской литературы, как проблема авторства.
2. 3. Проблема авторства.
Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно, Древнерусские книжники не были бережливы с чужими текстами. При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые «украшения». Иногда идеи и оценки автора заменялись даже на противоположные. Списки одного произведения существенно отличались друг от друга.
Древнерусские книжники вовсе не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам. Так невозможно приписать кому-то другому сочинения Епифания Премудрого, с его изощренным «плетением словес». Неподражаем стиль посланий Ивана Грозного, дерзко смешивающего велеречивость и грубую брань, ученые примеры и слог простого разговора.
Бывает, что в рукописи тот или иной текст подписывался именем авторитетного книжника, что может в равной степени и соответствовать и не соответствовать действительности. Так среди сочинений, приписанных известному проповеднику Святому Кириллу Туровскому, многие ему, по-видимому, не принадлежат: имя Кирилла Туровского придавало этим сочинениям дополнительный авторитет.
Анонимность памятников словесности обусловлена и тем, что древнерусский «писатель» сознательно не пытался быть оригинальным, а старался показать себя как можно более традиционным, т. е. соблюдать все правила и предписания сложившегося канона.
2. 4. Литературный этикет.
Известный литературовед, исследователь древнерусской словесности академик Д. С. Лихачев предложил особый термин для обозначения канона в памятниках средневековой русской словесности- «литературный этикет».
Литературный этикет слагается:
- из представления о том, как должен был совершаться тот или иной ход события;
- из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;
- из представлений о том, какими словами должен был описывать писатель совершающееся.
Перед нами этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.
III. Основные жанры древнерусской литературы.
Литература нового времени подчинена законам «поэтики жанра». Именно эта категория стала диктовать способы создания нового текста. Но в древнерусской литературе жанр не играл такой важной роли.
Жанровому своеобразию древнерусской литературы посвящено достаточное количество исследований, но четкой класс классификации жанров так и нет. Однако некоторые жанры сразу выделились в древнерусской литературе.
3. 1. Житийный жанр.
Житие- описание жизни святого.
Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси.
Композиционная и словесная формы жития отшлифовывались веками. Высокая тема- рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу,- определяет образ автора и стиль повествования. Автор жития ведет повествование взволнованно, он не скрывает своего восхищения святым подвижником, преклонения перед его праведной жизнью. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические тона и способствуют созданию, торжественного настроения. Такую атмосферу создает и стиль повествования- высокий торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.
При написании жития агиограф (автор жития) обязан был следовать целому ряду правил, канонов. Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала. Во вступлении автор просит прощения у читателей за неумение писать, за грубость повествования и т. д. За вступлением следовало само житие. Его нельзя назвать «биографией» святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалам святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имен исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность- одна из особенностей житийного стиля.
В заключении жития должна быть похвала святому. Эта одна из наиболее ответственных частей жития, требовавшая большого литературного искусства, хорошего знания риторики.
Древнейшие русские агиографические памятники- два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.
3. 2. Красноречие.
Красноречие-область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники церковного и светского красноречия делятся на два вида: учительное и торжественное.
Торжественное красноречие требовало глубины замысла и большого литературного мастерства. Оратору необходимо было умение эффектно построить речь, чтобы захватить слушателя, настроить на высокий лад, соответствующий теме, потрясти его пафосом. Существовал специальный термин для обозначения торжественной речи- «слово». (Терминологического единства в древнерусской литературе не было. «Словом» могла называться и воинская повесть. ) Речи не только произносились, но писались и распространялись в многочисленных копиях.
Торжественное красноречие не преследовало узкопрактические цели, оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания «слов»- богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.
Древнейшим памятником торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, написанное в период между 1037 и 1050 годами.
Учительное красноречие- это поучения и беседы. Они обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени древнерусском языке. Поучения могли произносить деятели церкви, князья.
Поучения и беседы имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. «Поучение к братии» Луки Жидяты, новгородского епископа с 1036 по 1059 год, содержит перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину: не мстить, не молвить «срамные» слова. Ходить в церковь и вести себя в ней смирно, чтить старших, судить по правде, чтить князя своего, не проклинать, соблюдать все заповеди Евангелия.
Феодосий Печорский- основатель Киево-Печерского монастыря. Ему принадлежат восемь поучений к братии, в которых Феодосий напоминает монахам о правилах иноческого поведения: не опаздывать в церковь, класть три земных поклона, соблюдать благочиние и порядок при пении молитв и псалмов, при встрече кланяться друг другу. В поучениях Феодосий Печорский требует полного отрешения от мира, воздержания, постоянного пребывания в молитвах и бдении. Игумен сурово обличает праздность, стяжательство, невоздержанность в пище.
3. 3. Летопись.
Летописями назывались погодные ( по «летам»- по «годам») записи. Годовая запись начиналась словами: «В лето». После этого шел рассказ о событиях и происшествиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Это могли быть военные походы, набеги степных кочевников, природные катаклизмы: засухи, неурожаи и т. д. а также просто необычные происшествия.
Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое.
Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который проводил порой за составлением летописи долгие годы. Рассказ об истории в те времена было принято начинать с глубокой древности и лишь затем переходить к событиям последних лет. Летописцу нужно было прежде всего отыскать, привести в порядок, а зачастую и переписать труд своих предшественников. Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он должен был «свести» их, т. е. соединить, выбирая из каждого то, что считал нужным включить в свой собственный труд. Когда материалы, относящиеся к прошлому были собраны, летописец переходил к изложению происшествий своего времени. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжали другие летописцы.
По всей видимости, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-ые г. г. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?- 1088).
Труд Никона лег в основу другого летописного свода, который был составлен в том же монастыре два десятилетия спустя. В научной литературе он получил условное название «Начальный свод». Безымянный его составитель пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными сведениями из других русских городов.
“Повесть Временных Лет”
На основе летописей традиции 11 в. Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси – “Повесть временных лет”.
Она была составлена в Киеве в 10-е гг. 12 в. По мнению некоторых историков, ее вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими сочинениями. При создании “Повести временных лет” ее составитель привлек многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.
Составитель "Повести временных лет” поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.
Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В”Повести временных лет” подчеркивается не только древности славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 в. братьями Кириллом и Мефодием.
Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительство храмов, появление монашества, успеха христианского просвещения занимает в “Повести” центральное место.
Богатство исторических и политических идей, отраженных в “Повести временных лет”, говорит о том, что ее составитель был не просто редактором, но и талантливым историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя “Повести”, стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода.