Древняя русская литература (стр. 1 из 10). Древнейшая литература
Литература Древнего мира
Литература, пожалуй, самый молодой вид искусства. Несмотря на это, она уходит вглубь времен на много тысячелетий.
Литература древнего мира — это неизведанное, с множеством недомолвок знание. Появление литературы можно датировать примерно четвертым тысячелетием до нашей эры. На территории протоиндийской цивилизации были записаны первые вполне понятные тексты .
В Китае первыми записями были гадания, выцарапанные на лопатке барана или панцире черепахи. Три тысячи лет назад китайцы начали использовать бамбуковые планки. Одна книга при этом занимала пару тележек. Только вначале нашей эры была изобретена бумага, заменившая дорогой шелк, используемый с III-го века до н.э.
Еще одним примером литературы древнего мира может служить Рим. Взгляните на строки, написанные более 2150 лет назад. Автор: Публий Теренций Афр , родом из Карфагена.
Литература древнего мира развивалась неравномерно и странно: от гаданий к религиозным текстам, от записей писцов к красивым и наполненным смыслом стихам.
Это все факты, подтвержденные официальной наукой. Но также существует множество неафишируемых находок , которым по пятьдесят и более тысяч лет.
Литература стран Древнего Востока
В любую эпоху литературные произведения отражали внутренний мир человека, показывали те проблемы, которые его волнуют. Литература древности свидетельствует о множестве моральных проблем, интересовавших людей древности: от любовной лирики до шедевров религиозной литературы.
До нас дошла богатейшая религиозная литература. Это не удивительно, если учесть, какое важное место занимала религия в жизни общества, в умах людей. К сборникам гимнов и молитв относятся индийская «Ригведа» и иранская «Авеста». Египетские «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» были сборниками заклинаний и путеводителями умершего в загробном царстве. Месопотамский миф «Энума элиш» повествует о сотворении мира.
Назидательную роль выполняли буддийские «Типитака» и джатаки, повествующие о жизни Будды:
сборник бесед и изречений Конфуция — «Лунь юй» и даосский «Даодэцзин». В большой мере назидательную роль выполнял и Ветхий Завет Библии, хотя здесь видно стремление авторов совместить религиозную тему с историей еврейского народа. Это делает Библию в большой мере историческим сочинением.
Большой популярностью пользовались эпические произведения, где действительность тесно переплетена с мифами. Это месопотамская эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше» и поистине огромные по объему индийские «Рамаяна» и «Махабхарата» .
Появляются и собственно исторические сочинения в разных странах. Очень популярны они были в Китае, где Сыма Цянем были написаны «Ши цзи» — вершина исторической науки Древнего Востока.
Египетская литература дала нам первое произведение, где главная тема — любовь к родине и стране, — популярнейшую в Древнем Египте «Повесть о Синухете». Изгнанник, проведший полжизни на чужбине и достигший здесь высочайшего социального положения, в конце жизни возвращается на родину, о которой постоянно мечтал, и падает к ногам фараона, от которого некогда бежал.
Египетская литература оставила богатое наследие лирических произведений. Хорошо известна индийская лирика, достигшая своего наивысшего расцвета в творчестве поэта Калидасы . Следует отметить высочайший уровень древнекитайской поэзии. Известны имена многих китайских поэтов, пользовавшихся огромной популярностью в обществе. Жемчужиной китайской литературы этого времени стал сборник «Шицзин» .
В литературе стран древности были популярны и социальные сюжеты. Таковы «Речение Ипувера», повествующее о восстании бедноты в Египте, д. также многочисленные месопотамские сочинения о трудностях крестьянского труда, китайская социальная лирика.
На Древнем Востоке обнаружена первая настоящая систематизированная библиотека. Ассирийский царь Ашшурбанапал лично следил за созданием библиотеки в своей столице Ниневии и сбором материалов со всего Ближнего Востока.
Литература Древнего Египта
Первые литературные произведения появились в Египте ещё в эпоху Древнего царства. Известны такие древнеегипетские рукописи: Тексты пирамид , Сказка красноречивого крестьянина , Сказка о двух братьях , Речение Ипусера , Пророчество Неферти . Литература Древнего Египта богата и разнообразна. Особый расцвет она пережила в эпоху Нового царства. Особое место в египетской литературе занимали мифы легенды о богах и героях, а особенно популярен был миф об Озирисе. Египтяне любили читать о приключениях путешественников , о счастье, поисках своего места в жизни , смешные и грустные истории. Даже народные песни, которые пели крестьяне, рыбаки, носильщики дошли до наших дней. Литература Древнего Египта оказала значительное влияние на искусство многих древних народов евреев, греков, арабов, римлян и даже на современную европейскую литературу.
Представленная в этой книге Метафизика - одно из главных произведений Аристотеля. В нем великий философ впервые ввел термин ...
Сотворение мира и человека Богом
Сотворение мира Богом - это предание, с которого начинается первая глава Библии. О сотворении мира в ...
Верования китайцев – удивительный мир
В прошлом представление о душе у разных народов было свое. Например, удивляют верования китайцев. Понятие души в этой ...
Лондон в истории стран и городов
Наша планета уникальна, так как только на ней, по мнению ученых, есть жизнь, причем разумная жизнь. Как ...
Автоматическая станция Луна-13
На следующий день предали мы погребению тело Эльпенора и насыпали над его могилой высокий курган. Узнав о нашем возвращении, на берег моря пришла и...
Имплантанты зубов - основные этапы установки
Деспотия в греческой политической теории - термин, обозначающий неограниченную монархию в основном у народов Востока. Аристотель («Политика») считал деспотию (по его терминологии «тиранния»,...
objective-news.ru
Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.
Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.
Античная литература – литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации. Развивается до 4-5 вв. н. э. Крито-микенская культура – подпочва греческой литературы.
8 в. до н. э. – первые произведения античной литературы. 3 в до н. э. – памятники римской литературы. 476 г. Н. э. – германские племена вандалы разрушили памятники античной культуры.
Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству, разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы. Римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу, но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения.
Значение античной литературы:
1. Влияние на литературу последующих периодов. Неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы. Греческая литература продолжала своё развитие в рамках византийской культуры, римская – в европейской средневековой культуре.
2. Именно в античности была разработана система жанров, которую заимствовали все последующие литературы (эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо; новелла и роман в зачаточных формах).
3. Античность положила начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).
Особенности:
Тесное соединение мифа и литературы.
2. Традиционализм разработки жанров, сюжетов, размеров, мотивов, Образов. У каждого жанра был свой родоначальник и приближение к его творчеству последующих считалось достижением.
3. Стихотворная форма. Метрическая система стихосюжетов в античности основывалась на упорядочивании кратких и долгих слогов.
Периодизация:
1. Долитературный период (до 8 в. до н. э.). Мифология, фольклор.
2. Архаический период (8-6 вв. до н. э.). Время распада родового и формирования рабовладельческого строя.
4. Эллинистический период (конец 4 – 1 вв. до н.э., условно до 31 г. До н. э.). Эпоха македонского владычества, взаимовлияния эллинской и восточной культур).
А) новая аттическая: Менандр.
Б) александрийская поэзия.
5. Поздний («римский») период (конец 1 в. до н. э. – 5 в. н. э.). Эпоха римского владычества.
МОНОДИЧЕСКАЯ ЛИРИКА
Виднейшими представителями монодической лирики являются в первой половине VI в лесбосцы Алкей и поэтесса Сапфо. Революционное движение охватило в это время и Лесбос, аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом и его вождями — «тиранами»; власть неоднократно переходила от одной группировки к другой, за короткий период сменилось несколько тиранов. друзей.
Алкей
Литературным и музыкальным центром был о. Лесбос. Провел ряд лет в изгнании. Мотивы гражданской войны очень часты в его стихах. Он воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами. Алкей, принадлежавший к аристократии, принимал в этой борьбе деятельное участие. Уверенности в завтрашнем дне у Алкея нет. Он изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». С политическими темами перемешиваются застольные Традиционная для мужского содружества застольная песня становится средством раскрытия чувств и мыслей поэта. Алкей воспевал не только вино, но и любовь. «Где вино, там и истина», провозглашает Алкей. Вино — «зеркало для людей». Кругозор Алкея ограничен: защита интересов знати, вино, любовь. Его чувства и мысли элементарны, и по культурному уровню он уступает своим ионийским современникам. Античные критики находили у него «величие, сжатость и сладкозвучие, соединенное с мощью». Стихи Алкея музыкальны и отличаются богатством своих размеров и способов строфического построения.
Сапфо
Женщина-поэтесса. Представляет собой в рассматриваемую эпоху явление, характерное лишь для дорийско-эолийских частей Греции, где положение женщины было более свободно, и она не была затворницей, как у ионийцев. Сапфо стояла во главе одного из содружеств, коллектив этот был посвящен определенным божествам. Круг интересов содружества определяет и основную тематику поэзии Сапфо: это — женские культы с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит здесь лишь случайные отклики. Лирика Сапфо редко выходит за пределы переживаний, связанных с ее замкнутым кружком, но переживания эти выражены с чрезвычайной простотой и яркостью, составившими последующую славу лесбийской поэтессы. Она размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями: «самое красивое на земле — то, что мы любим». Помимо любовной лирики Сапфо была известна своими эпиталамиями, свадебными песнями. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Так называемая «сапфическая» строфа.
Анакреонт
Близость к народной песне, придающая характер свежести и непосредственности лирике лесбосцев, в значительной мере уже утрачена у третьего выдающегося представителя монодической лирики, ионийца Анакреонта, творчество которого относится ко второй половине VI в. Он принадлежит к довольно многочисленной группе поэтов, которые придавали своим искусством блеск дворам различных тиранов. Его темы — почти исключительно вино и любовь, но эти темы трактуются не серьезно, а в плане остроумной, насмешливой игры. Иронизирует над своими любовными неудачами. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру; они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой. Живость, ясность, простота — основные качества поэзии Анакреонта. Игровой характер вполне соответствовал тому отношению к любви, которое стало господствующим в развитом рабовладельческом обществе. От поздней античности сохранился целый сборник подражаний Анакреонту, так называемые «анакреонтические стихотворения»; они долгое время ошибочно считались подлинными произведениями древнегреческого поэта.
Хоровая лирика
Пиндар
Вошел в историю греческой литературы как классик торжественной хоровой лирики, последний и самый выдающийся певец греческой аристократии. Был уроженцем Фив и происходил из знатного рода; с юных лет он был тесно связан с Дельфами, и дельфийская религия оставила очень значительные следы на всей его поэтической деятельности. В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики: гимны, дифирамбы, песни процессий, песни-пляски, траурные песни. Сохранилось 45 стихотворений. Общегреческие гимнастические состязания происходили в это время в четырех местах: в Олимпии, в Дельфах, на Истме и в Немее. Соответственно этому оды Пиндара в честь победителей на играх и были разбиты на четыре книги. Эпиникии составлялись не по собственной инициативе автоpa, а заказывались заинтересованными лицами или общинами, к которым победители принадлежали. Писал по заказу общин и получал вознаграждение за свои стихи. Круг заказчиков Пиндара — по преимуществу дорийская знать и тираны Сицилии; это то общество, для которого он творит и в котором он славится.
В состав оды должны входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления. Для его стиля характерно, что на всей внешней обстановке победы он никогда не описывает самих состязаний. Победа интересует его лишь как обнаружение «доблести», и ее он прославляет в лице победителя. Эпиникий Пиндара становится как бы исповеданием аристократического мировоззрения, и все построение оды подчинено этой задаче. Упоминание о предках прославляемого получает особый смысл в свете убеждения, что «доблесть» не есть личное качество, что она в знатных родах передается по наследству. Произведения Пиндара — наиболее яркий литературный документ аристократической идеологии, сложившейся под идейным руководством Дельфов. Он твердо убежден во всемогуществе, всеведении и нравственном совершенстве богов. Политические симпатии Пиндара обращены также в сторону аристократических государств, где правят «мудрые». Идеал «доблести», провозвестником которого был Пиндар, имел большое культурное значение, несмотря на свой аристократически ограниченный характер. В «доблести» Пиндара нераздельно слиты атлетика и этика, физические и душевные качества: отсюда призыв к развороту всех сил человека и их всестороннему развитию. По своей ритмической структуре ода Пиндара строфична
За двумя одинаковыми строфами (строфа и антистрофа) следует очень часто третья, отличная от них по структуре (эпод).
- Древнегреческая лирика VII – VI вв.
Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика – эпос, потом дидактика, потом – лирика. Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 – 6 вв. – век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди – тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии – поддерживали искусство, торговлю. Идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание – смерть.
Эпос уходил в прошлое, он не мог регламентировать новую жизнь. Появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Лирика – поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Термин «лирика» появляется очень поздно – у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века греки всю поэзию называли – мелика. Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии.
Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Несколько типов песен в зависимости от содержания и посвящения их богам. Гимны: в честь Диониса – дифирамб, это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог. Аполлону и Артемиде посвящены пеаны. Парфении или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки. Эпиникии – гимны, посвященные победителям олимпийских игр. Энкомии – гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды – песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилуют темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».
Ипполит.
Трагедия (428г). Изображена молодая афинская царица, полюбившая своего пасынка. Так же, как и в Медее показан психологизм страдающей души, которая презирает себя за преступную страсть, но в то же время только и думает о любимом. Здесь также присутствует конфликт между долгом и страстью (Федра кончает самоубийством, обвиняя Ипполита в посягательстве на ее честь, страсть победила). Реалистически раскрываются тайники душевной жизни героинь. Отразил мысли и чувства своих современников. И по композиции обе трагедии похожи: в них пролог объясняет причину создавшегося конфликта, далее сразу показаны героини в буре их страстей. Но развязка как «Медеи» так и «Ипполита» даётся по мифу с вмешательством богов: Медею спасает её бог Гелиос, и она с трупами убитых детей улетает на его колеснице. К Тесею является богиня Артемида и сообщает, что его сын ни в чём не виноват, и что он оклеветан Федрой.
Энеида» Вергилия.
Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части : первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой". Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика, чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века". Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы. У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу Рима. Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, а у Вергилия наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком, это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала. Острый драматизм, который иногда достигает трагедии. Вергилий как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера.
Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности.
Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна. Её движущая сила — воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа. В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического и стремится к «благородным» аффектам. Герои живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».
Дидона и Эней в «Энеиде»
Поэма посвящена троянскому герою Энею, бежавшему после разрушения Трои и основавшему новое царство в Италии. Это царство дало начало Риму, возводившему генеалогию своих вождей к легендарному герою Трои. Миф об Энее был известен в Италии со времен глубокой древности. Римляне хотят представить себя народом, не уступающим другим ни в благородстве происхождения, ни в древности истоков своей культуры. "Энеида" Вергилия продолжает, таким образом, традиции римского эпоса, созвучные официальной идеологией принципата. Старая тема становится актуальной в период принципата, когда современная эпоха рассматривается как время свершения великих надежд, возлагавшихся на римское государство еще в глубокой древности. Октавиан Август украшает римский Форум статуями легендарных деятелей Древнего Рима, в том числе и изображением Энея.
В образе Энея, созданном Вергилием, находят обобщенное выражение те моральные качества, которые были присущи героям древности и должны вновь возродиться у современных правителей Рима. Поэт рисует своего героя "идеальным римлянином", почитающим богов, уважающим старших, ставящим интересы государства превыше всего, мужественным и снисходительным к слабостям других. Читатель восхищается героем, волнуется за его судьбу. У Вергилия миф всегда переплетен с современностью, и испытания Энея являются лишь многозначительным началом уготованного роком римского величия.
4-я книга поэмы, посвященная любви Дидоны к Энею. Дидона восхищается Энеем - смелым воином, испытавшим горе и лишения, полюбила за перенесенные им страдания, за смелость и мужество. Царица Карфагена Дидона, тоже бежавшая из родного города Тира из-за коварства брата, строит теперь могущественный город в Африке. По воле Венеры и Юноны она полюбила троянского вождя. Вергилий описывает мучительную душевную борьбу Дидоны, желающей сохранить верность своему мужу, вероломно убитому ее братом Пигмалионом. В часы ночного безмолвия, не в силах забыться целительным сном, одна в своем дворце она вспоминает речи Энея, видит перед собой его лицо. Однако любви героев препятствует судьба, властно увлекающая Энея в далекую Италию. Поэт вставляет в свое повествование намеки и указания, дающие читателю возможность предвидеть в тот момент, когда герои счастливы, трагическую судьбу героини.
Эней, которому вестник богов Меркурий приказывает от имени Юпитера продолжать свой путь в Италию, подчиняется суровому долгу. Тщетны попытки Дидоны удержать его в Карфагене, В тот момент, когда корабль Энея покидает карфагенский порт, царица пронзает себя мечом, проклиная вероломство героя. Симпатии Вергилия на стороне Энея, но он с глубоким сочувствием, с большим волнением изображает гибель Дидоны. Отплывая от берегов Африки, Эней видит пламя погребального костра Дидоны. Он полон мрачных предчувствий.
Римский поэт использовал отдельные образы и мотивы поэм Гомера. "Илиада" и "Одиссея" всегда являлись в древности образцами эпопеи, и каждый поэт, создававший большое эпическое произведение, считал своим долгом примкнуть к гомеровской традиции. Как Одиссей рассказывает о себе на пиру у царя Алкиноя, так и Эней повествует о своих скитаниях и гибели Трои на пиру у карфагенской царицы Дидоны (2-3-я кн.). Одиссей спускается в царство мертвых, в преисподнюю нисходит и Эней (6-я кн.). Олимпийский план есть в той и другой поэме. Венера - мать Энея - помогает любимому сыну, как Афина помогает Одиссею. Юнона противодействует Энею, она - покровительница города Карфагена и озабочена его дальнейшей судьбой. Ей известно, что Рим должен некогда победить и разрушить Карфаген, поэтому она всячески противится основанию Италийского царства. Она задерживает Энея в Карфагене, как Кирка задерживает Одиссея. Странствия Одиссея были вызваны гневом Посейдона; странствия Энея обусловлены «злопамятным гневом лютой Юноны».
Децим Юлий Ювенал
Родился в г. Аквин, около Рима. Долго был адвокатом и увлекался составлением декламаций, сатиры стал писать стариком, в 5 книгах. Переносит особенности риторического жанра в сатиры.
2 группы по содержанию:
1.1-9 – острообличительные. Клеймит все с позиции человека среднего достатка. Создает и положительную программу с примерами из жизни.
2.10-16 – отвлеченные рассуждения на моральные темы вообще. Протестует против всех пороков общества, социального неравенства, ополчился на аристократов, которые кичатся только имени.
· возмущен нравами и жизнью римлян.
· разврат, обжорство и пустота римской знати
· гиперболы, нагромождает определения, детали
· Вопросы доблести – современные аристократы гордятся родом, но развратники
· только высокие душевные качества делают человека благородным
· порицает жестокость императора
· обличает богачей и сочувствует интеллигентным профессиям (поэт, философ) (длинные генеалогии теряют ценность, если их обладатель недостоин славы предков)
· симпатия к страдающим беднякам
Оды Горация.
Сборник 23 года содержит стихотворения, написанные "алкеевой строфой", "сапфической", "асклепиадовой". Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Г. во всем остальном идет собственными путями. Использует худ. опыт разных периодов, нередко перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания. Мысль и воображение преобладают у Г. над чувством. Склонен к дидактической форме, характерной для античной лирики. Почти все мужские адресаты од - реальные лица, современники поэта, но никто кроме Мецената не удостаивается больше одного обращения. Обращение почти всегда содержит в себе волеизъявление или совет.
Группы:
- группа "увещевательных" стихотворений - лирика размышления.
- Любовная. Его любовь ближе к влюбленности. Возлюбленные: лидия, хлоя, рина, левканоя.
- оды на соц. и полит. темы. Горацицй выступает как пропагандист религиозных и моральных реформ в консервативном духе, возвещенных Августом.
"Наука поэзии " - как бы теоретический манифест римского классицизма времени Августа Г. осуждает "бессодержательные стишки и звучные пустячки" и подчеркивает основополагающее значение содержания. Гораций требует философского образования для поэта. Вместе с тем Г. принимает выдвинутый неотериками лозунг длительной и гщательной отделки поэтического произ-я. Написанное должно быть опубликовано только через 9 лет.
Наука поэзии» Горация.
«Наука поэзии» относится к типу нормативных поэтик, содержащих предписания с позиций определенного литературного направления. Свободная форма «послания» позволяет ему остановиться лишь на некоторых вопросах, более или менее актуальных, с точки зрения борьбы литературных направлений в Риме. Наука поэзии – теоретический манифестримского классицизма эпохи Августа. Осуждает бессодержательные стишки и подчеркивает основополагающее значение содержания. Требует философского образования для поэта. Гораций признавал за поэзией как учительное, так и развлекательное значение и считал техническую выучку столь же необходимой для поэта, как и талант. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты. Из отдельных поэтических жанров Гораций подробно останавливается только на драме. Устанавливаемый им канон предполагает трагедию классического типа. Правило о том, что трагедия должна состоять из пяти актов; оно стало впоследствии одной из основных норм трагедии европейского классицизма.
Метаморфозы» Овидия.
«Метаморфозы» Овидия — поэма в гексаметрах, состоящая из 15 книг; в них собрано свыше 200 сказаний. Овидий задумал не сборник сказаний, а «непрерывную поэму», в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую нить, это прежде всего хронологическая нить. Поэма движется от сотворения мира, которое является первым «превращением», превращением первозданного хаоса в космос, к историческим временам.
Пользуется «рамочным» методом, вводя одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо из действующих лиц или как описание изображений на памятниках искусства.
Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время для Овидия это часть философии. 4 идеи:
1. Вечность и неразрушимость материи.
2. вечная ее изменяемость.
3. постоянное превращение одних вещей в др.
4. вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.
«Метаморфозы» - мифологическая поэма. Жанр поэмы Овидий определил сам: «песнь вечная». Это название очень важно. Его герои сохраняют душу, но меняют материальную оболочку. Овидий пытается все греческие мифы подверстать под превращения – 200 сюжетов.
Идея превращения связана с идеей движения. Композиция: 15 частей, каждая посвящена одной теме. Внутри они состоят из разного: элегии, послания, речи, диалоги, новеллы. Использует минимум художественных средств. Отбирает самое главное.
Медея собирается сварить зелье, надо за травой облететь 14 областей Греции, каждая область характеризуется одной деталью (Этна-вулкан). Уже в самом начале мы встречаем философское основание, в 15 песне выступает сам Пифагор.
кн 1: сотворение мира из Хаоса. описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево.
кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю.
кн 3: о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение
кн 4: новелла о несчастной любви Пирама и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе
кн 6: сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвалу
кн 7: о ревнивой любви Кефала и Прокриды
кн 8: несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды
кн 10: сказание об Орфее и Эвридике
кн 11: преданная любовь Кеика и Галькионы
Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ
Эпиграммы Марциала.
Происходил из испанского города Бильбилис, на левом притоке. Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. Получив литературно-риторическое образование на родине, он прибыл в Рим в последние годы правления Нерона, вращался здесь в обществе литераторов и литературно-образованных земляков, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находил покровителей своему таланту. Когда со вступлением в управление Нервы и затем Траяна, настали времена, отличные от времени Домициана, и покровители Марциала потеряли своё значение, он счёл за лучшее удалиться на родину в Испанию, где через несколько лет умер.
Выпустил 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы», 12 — смешанного содержания. До нас дошёл сборник в 14 книг эпиграмм, не считая в этом числе особой книги стихотворений, также названных эпиграммами, но относящихся исключительно к играм амфитеатра при Тите и Домициане. Из 14 книг, составляющих главный сборник стихотворений Марциала, 2 книги, именно 13 и 14, представляют собой каждая специальный род эпиграмм и носят особые заглавия.
Первая из них, «Подарки», состоит из 127 снабжённых особыми заглавиями двустиший, относящихся к предметам еды и винам. Вторая, «Гостинцы», заключает в себе 223 двустишия, также снабженных особыми заглавиями и говорящих о предметах домашнего употребления, а также о статуэтках, картинках и сочинениях знаменитых писателей. В остальных 12 книгах эпиграмм выражается сущность литературной деятельности Марциала. Из них первые девять писаны и изданы при Домициане. Все 12 книг расположены в хронологическом .Всего Марциал написал 1561 эпиграмму.
Содержание эпиграмм чрезвычайно разнообразно, представляет собой, весьма яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Больше всего в них бросаются в глаза две черты: склонность поэта к изображению половой распущенности, и не знающие границ лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными людьми, в видах приобретения их расположения и подачек.
В литературном отношении эпиграммы Марциала являются произведениями крупного поэтического дарования. Он дал римской эпиграмме, как особому виду лирической поэзии, широкую разработку, какой она до тех пор не имела. У Марциала эпиграмма принимает всевозможные оттенки, начиная с простой стихотворной надписи на предметах или подписи к предметам, до стихотворной шутки на самые обыкновенные, как и на самые прихотливые сюжеты обыденной жизни. Поэтому Марциалу также принадлежит первенство в эпиграмме, как Виргилию — в эпической поэзии, а Горацию — в чисто лирической (мелической).
Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.
Античная литература – литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации. Развивается до 4-5 вв. н. э. Крито-микенская культура – подпочва греческой литературы.
8 в. до н. э. – первые произведения античной литературы. 3 в до н. э. – памятники римской литературы. 476 г. Н. э. – германские племена вандалы разрушили памятники античной культуры.
Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству, разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы. Римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу, но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения.
Значение античной литературы:
1. Влияние на литературу последующих периодов. Неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы. Греческая литература продолжала своё развитие в рамках византийской культуры, римская – в европейской средневековой культуре.
2. Именно в античности была разработана система жанров, которую заимствовали все последующие литературы (эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо; новелла и роман в зачаточных формах).
3. Античность положила начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).
Особенности:
cyberpedia.su
История литературы — WiKi
История литературы — историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое было призвано обеспечить развлечение, просвещение или инструкцию читателю/слушателю/наблюдателю, а также развитие литературных методов, используемых в этих трудах.
История литературы началась в бронзовом веке с изобретения письменности в Месопотамии и Древнем Египте (рубеж четвертого и третьего тысячелетий до н. э.). Однако первые известные литературные произведения датируются XXVII—XXVI вв до н. э.
Древнеегипетская литература, литература Месопотамии (шумерская, ассиро-вавилонская), хеттская, хуритская и угаритско-финикийская литературы. Классические литературы Азии: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская[1].
Античная литература
Литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение поныне.
Средневековая литература
Литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними сочинениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу, стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340—397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Литература эпохи Возрождения
Крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.
Литература постмодернизма
Описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе. Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи самопародирования и метапрозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование границы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.
Примечания
Литература
Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
Шалагинов Б. Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.
Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи; перевод с русского. — М., 1976.
Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинский. — М., 1993.
История зарубежной литературы: Раннее Средневековье и Возрождение / Под редакцией В. М. Жирунского. — М., 1987. — 462 с. — С.: 10-19.
Література західноєвропейського середньовіччя / За редакцією Н. О. Висоцької. — Вінниця: Нова книга, 2003. — 464 с. — С.: 6-20.
Шалагінов Б.Б. Зарубіжна література від античності до початку XIX століття. — К.: Академія, 2004. — 360 с. — С.: 120—149.
История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. — М.: «Высшая школа», 1987.
Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М., 1978.
Л. М. Брагина. Итальянский гуманизм. — М., 1977.
Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б. И. Пуришев. — М., 1976.
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Интрада, 1996.
Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998.
ru-wiki.org
Античная литература — WiKi
Общие сведения
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение поныне.
Эстетика античной литературы
Мифологичность
Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей своё начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства.
Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен её упадка.
Публичность
Античной литературе присущи публичные формы существования. Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.
Музыкальность
Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).
Стихотворная форма
Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.
Традиционность
Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).
Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.
Жанровость
Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.
Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.
Особенности стиля
Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.
Мировоззренческие особенности
Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.
Идейное наполнение и ценности
Античный гуманизм
Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.
Возвышение земной красоты
Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.
Философия
Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.
После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла своё значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.
С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.
Этапы античной литературы
Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе
Античная литература пережила пять этапов.
Древнегреческая литература
Архаика
Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (8 — 7 век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.
Классика
Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 — 6 век до н. э.).
Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография — Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия — Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие — Демосфен, Лисий, Исократ). Её центром становятся Афины, что связано с подъёмом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н. э.).
Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет своё значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н. э.).
Эллинизм
Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н. э. — 1 век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах из Кирены, Феокрит, Аполлоний Родосский) и творчеством Менандра.
Древнеримская литература
Эпоха Рима
В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:
этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 — 1 век до н. э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;
«Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (1 век до н. э. — 1 век н. э.)
В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.
Античность и Россия
Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.
См. также
Литература
Использованная литература
Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.
Рекомендуемая литература
Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи. — М., 1976.
Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинского. — М., 1993.
Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. — М., 1936; 1968.
Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. — М., 1967.
Парандовский Я. Мифология / Перевод с польского. — М., 1977.
Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. — М.: Просвещение, 2001. — 718 с.
Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. — М., 1992.
Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. — М., 1989.
Содомора А. Живая античность. — М., 1983.
Тронский И. М. История античной литературы. — М., 1959.
Ссылки
Античная литература в русских переводах в Интернете
ru-wiki.org
Литература древнего мира
В Древнем мире существовали разнообразные литературные жанры: сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, поэзия и пр. Религиозная и философская литература начала активно развиваться уже в III тыс. до н. э. Появились коллекции изречений, которые учили жизненной мудрости. Тем самым были заложены основы тысячелетней литературной традиции.
Литература. Народное творчество
Из сохранившихся древних памятников, литература Двуречья представлена большим числом поэм, мифов, гимнов, легенд, эпосов и т. д. Шумеры создали выдающиеся памятник письменности под названием «Эпос о Гильгамеше» и труд о происхождении мира «Энума Элиш».
В сокровищницу древнеиндийской литературы вошли Веды – сборники священных гимнов. Одновременно с ведической традицией формировалась и эпическая литература – поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых содержит несколько десятков тысяч стихов.
Греческая литература архаического периода – это прежде всего приписываемые Гомеру поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые устно передавались из поколения в поколение. Гесиод написал поэму «Теогония», в которой повествуется о появлении мира и богов, и поэтическое произведение «Труды и дни». Гесиода называют отцом поучительной поэзии, а Гомера – эпической.
Молдо-славянская литература
В середине VI в. до н. э. в Афинах возникает новый культурный феномен – театр, который вырос из религиозных празднеств в честь бога Диониса. Древние мифы о героях теперь уже не просто пересказывались, а представлялись в форме трагедий и комедий. Успехи античной комедии связаны с именами трёх гениальных поэтов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Главными идеями трагедий Эсхила «Персы», «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семь вождей» являются неотвратимость рока и ревность богов, безжалостных к своим жертвам. Софокл создал 123 произведения, из которых до нас дошли лишь 7 («Царь Эдип», «Электра», «Антигона» и др.). В творчестве Еврипида обозначилась новая концепция трагедии, в которой действующими лицами овладевают страсти. Трагедии «Медея», «Троянки», «Ифигения в Тавриде» отличает реализм и попытка поиска причин поступков людей в них самих. Греческая трагедия заимствовала сюжеты в мифологии и гомеровских поэмах, но при этом, в сущности, отражала проблемы афинского общества.
Греческая комедия представляет собой другой жанр театрального искусства, её истоки лежат в народном юморе. Комедии, появившиеся в V в. до н. э., касаются политической, общественной и духовной жизни в ту эпоху. Выдающимся греческим комедиографом был Аристофан (445–387 до н. э.), написавший 40 работ, из которых сохранились 11: «Осы», «Птицы», «Мир», «Облака» и др. Его комедии носили политический характер, в них высмеивались афинская демократия, богатые люди – разжигатели войны, фальшивые демократы, общественная мораль и др.
Начала древнеримской литературы связаны с зарождением латинской письменности. Древнейшими памятниками латинской прозы считаются политические речи.
Завоевание Италии в IV–III вв. до н. э. способствовало установлению контактов между городами южной части Апеннинского полуострова и греческой цивилизацией. Выходец из Тарента Ливий Андроник (280–200 до н. э.) написал первую трагедию на латинском языке. Также его перу принадлежит перевод на латынь «Одиссеи», который был широко распространён до I в. до н. э. Последняя работа дала возможность приобщить римскую публику к сокровищам культуры эллинов. Комедии на латыни писали Плавт (250–184 до н. э.) и Теренций (190–159 до н. э.). Произведения Плавта были переработками греческих сюжетов с адаптацией на латинский язык. В них драматизм сочетался с сатирой и юмором. На правление императора Октавиана Августа пришёлся золотой век римской поэзии. Идеологами этой эпохи были Вергилий и Гораций.
Вергилий (70–19 до н. э.) в своём творчестве превозносит старинные традиции и мужество римлян. Пасторальные поэмы «Буколики» и «Георгики» описывают деревенскую жизнь и труды земледельца. Поэма «Энеида» посвящена троянскому герою Энею, который был легендарным родоначальником римлян. В образ Энея Вергилий вложил черты идеального, по его мнению, римского гражданина: простоту, благочестие, уважение к моральным ценностям, ответственность и гуманность. Гораций (65 до н. э. – 8 н. э.) – другой великий поэт «века Августа», автор «Посланий» – затрагивал тему поступков и судьбы людей, противопоставляя порокам идеал высоконравственного и мудрого человека. Вершиной творчества Горация являются «Оды», где воспевается Рим, его история, мифология и говорится о великом будущем города.
Публий Овидий Назон (43 до н. э. – 17 н. э.) был последним представителем золотого века поэзии. Его перу принадлежат «Любовные элегии» и эпическая поэма «Метаморфозы», в которой собраны легенды о различных превращениях с момента создания мира. Овидий был сослан в Томы (Констанца, Румыния), где составил два цикла писем в стихах, навеянных тоской по Риму: «Скорбные элегии» и «Послания с Понта».
В VI в. до н. э. появились первые прозаические произведения – описания путешествий, деяний, повествования о событиях прошлого, в которых авторы не только рассказывают, но и пытаются анализировать, отделять правду от мифа. Геродот Галикарнасский (484–425 до н. э.) написал первый исторический труд, где передана история народов, с которыми автор контактировал во время своих странствий в Египет, Вавилон, Персию, на побережье Чёрного моря. Создав первое систематическое изложение исторических фактов, Геродот заслужил от потомков звание «отца истории». Много внимания Геродот уделяет скифскому походу персидского царя Дария, упоминает фракийцев и, в частности, гетов, однако в центре его работы – греко-персидские войны: Геродот выясняет, из-за чего персы воевали с греками и почему Персидская империя проиграла греческим полисам. В этом произведении реальность нередко переплетается с мифологией. Иное отношение к истории мы встретим у Фукидида (460–396 до н. э.), описавшего Пелопонесскую войну в труде «История». Автор не проявляет интереса к временам, окутанным легендами, а занимается исследованием событий, современником которых он был. Фукидид выводит за пределы повествования богов, полагая, что историю творят не они, а люди, движимые собственными интересами.
Катон Старший (234–149 до н. э.) был первым историком, писавшим на латыни. Его произведения появились в период, когда Рим стал оказывать все большее влияние на Запад. Важнейшим его творением является труд «Начала», охватывающий историю Рима от основания до 149 г. до н. э.
Тит Ливий (59–17 до н. э.) стал официальным историком своей эпохи. Он создал «Историю Рима от основания города» в 142-х книгах, из которых сохранились лишь 35. Тит Ливий восстанавливает прошлое римского народа, отмеченное в его глазах доблестью, героизмом, упорством, любовью к истине. Эта работа воплотила в себе исторические концепции того времени.
Источник: moldovenii.md
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста,
нажмите сюда.
ecology.md
Древнегреческая литература
Истоки древнегреческой литературы уходят в устное народное творчество и главным образом в мифы, которые содержали в себе множество образов и сюжетов. Миф – это коллективное создание народа, поэтому он не отличается устойчивостью и постоянством, так как он развивался и рос по мере эволюции общественного сознания. Именно в мифах отображались все явления общественной жизни – бытовые черты пастухов и охотников, особенности материнского права, разные периоды развития брака и т.д.
Народ Греции не обладал политическим единством и жил, как правило, небольшими общинами, которые назывались «полис». Но, невзирая на такую племенную обособленность и политическую разобщенность, греки в период стремительного развития истории дошли до очень высокого уровня сознания культурного и национального единства, что отображалось в искусстве, в частности в письменности.
Древнегреческая литература выросла из фольклора, а мифология была ее основной почвой. В мифе отобразилось «детство» человечества, в особенности это касается гомеровского эпоса. Период расцвета мифологии отличался не только богатством и многогранностью образов и сюжетов, но и очень глубоким жизненным содержанием, что, собственно, и сделало древнегреческую литературу явлением мировой культуры. Огромное количество художественных форм, стилей и жанров, сюжетов и мотивов, которые получат дальнейшую популяризацию в европейских странах, изначально были освоены древними греками. Надо сказать, без художественных открытий древних греков и их произведений сегодня просто невозможно понять всю глубину творчества Петрарки, Данте, Ронсара, Рабле, Корнеля, Шекспира, Расина, Вольтера, Лессинга, Мольера, Гете, Жуковского, Пушкина, Шиллера, Гоголя, Камю, Толстого и всех остальных гениев литературного искусства.
Периодизация древнегреческой литературы
Литература древних греков развивалась в довольно широких временных рамках: в различные исторические периоды отмечалась смена тематики, проблематики и жанров, трансформировалась концепция человека в целом.
К примеру, первый период можно назвать архаическим; он охватывает собой множество столетий устного народного творчества. Заканчивается этот период в течение первой трети первого тысячелетия до н.э. Наибольшим достоянием этого исторически-культурного этапа являются «Одиссея» и «Илиада» Гомера.
«Одиссея» Гомера
Второй период именуется классическим, и совпадает он со становлением и бурным расцветом греческогорабовладения, охватывающего 7-4 века до н.э. В это время в Греции зарождается множество форм драмы и лирики, а также прозаическая литература, в состав которой входят произведения ораторов, историков и философов.
Третий период – это практически полная деградация классической литературы, которая возникла из-за расцвета крупного рабовладения и дифференциации субъективной жизни человека. Этот период длился вплоть до гибели рабовладельческой формации. Именно в это время образовалась грань между средневековой и античной литературой.
www.letopis.info
Древняя русская литература
Н. Гудзий
Древняя русская литература в течение долгого времени в большинстве случаев не выделялась из того синкретического целого, в котором элементы литературные и внелитературные находились в слитном недиференцированном единстве. В виду этого при отборе памятников, привлекаемых при обзоре истории древней Р. л., единственно правильным является включение в нее того материала, в котором наличествует в той или иной мере авторская установка на образное выражение, на стилистическое или жанровое оформление, отличное от оформления обычных культурно-исторических памятников, чисто публицистических, исторических, юридических или прикладных.
Письменность на Руси возникла для удовлетворения в первую очередь потребностей государства, опиравшегося на вводившуюся им православную церковь, на церковную идеологию, и потому литература древней Руси на первых порах по содержанию и по форме была прежде всего церковной, религиозно-поучительной. Церковно-религиозные тенденции характерны и для немногочисленных древнейших памятников переводной литературы со светской тематикой. Поскольку церковь в основном была теснейшим образом связана с государством, являясь его политическим агентом, постольку церковная литература служила в большинстве случаев интересам оформлявшегося феодального государства. Покровительство, оказывавшееся государством церкви и церковной литературе, было совершенно естественно, т. к. борьба за укрепление политического строя складывавшегося русского феодализма определяла роль церкви как крупного политического и идеологического фактора в этом процессе. Церковь принимала деятельное участие в политической жизни общества, борясь за интересы его феодальных верхов. «Мирские» вкусы светского человека, стоявшего как на верхах, так особенно на низах социальной лестницы, удовлетворялись гл. обр. устной поэзией, вплоть до половины XVII в. почти не находившей себе доступа в книгу и лишь частично влиявшей на письменную литературу. Односторонность состава древней Р. л. обусловливалась и тем, что церковная среда в старину была не только в большинстве создательницей, но и монопольной хранительницей литературной традиции, сберегавшей и множившей в списках лишь тот материал, который соответствовал ее интересам, и безучастно или враждебно относившейся к материалу, этим интересам не удовлетворявшему или им противоречившему. Существенным препятствием для развития светской литературы на первых порах было и то обстоятельство, что до XIV в. в качестве материала для письма употреблялся пергамент, дороговизна и дефицитность которого исключала возможность сколько-нибудь широкого расходования его на рукописи, не преследовавшие прямых целей религиозно-назидательного характера. Но и религиозно-назидательная литература находила себе свободное обращение лишь в той мере, в какой она одобрялась церковной цензурой: существовал значительный отдел так наз. «ложных», или «отреченных» книг, преследовавшихся и запрещавшихся официальной церковью. Если принять еше в расчет гибель в результате всяких стихийных бедствий (пожары, разграбление книгохранилищ во время войн и т. д.) отдельных литературных памятников, особенно обращавшихся в незначительном количестве списков, то станет совершенно очевидным, что мы не обладаем всем некогда существовавшим материалом древней Р. л., и потому самое построение ее истории по необходимости может быть лишь в большей или меньшей степени приблизительным: если бы не случайная находка в 1795 единственного списка «Слова о полку Игореве», наше представление о древней Р. л. было бы значительно беднее, чем то, какое мы имеем при наличии этого памятника. Но у нас нет уверенности в том, что в древности не существовали однородные со «Словом» памятники, судьба которых оказалась менее счастливой, чем судьба «Слова».
Средством распространения произведений древней Р. л. была почти исключительно рукопись; книгопечатание, появившееся на Руси лишь во второй половине XVI в., обслуживало преимушественно литературу богослужебную не только в XVI, но и почти на всем протяжении XVII в. Рукописная традиция древней Р. л. способствовала изменчивости литературных памятников, часто эволюционировавших в своем идейном содержании, композиционном и стилистическом оформлении в зависимости от исторической обстановки и социальной среды, в которую попадал тот или иной памятник. Понятие литературной собственности на письменное произведение в древней Руси отсутствовало. Переписчик того или иного памятника часто был одновременно и его редактором, не стеснявшимся приспособлять текст к потребностям и вкусам своего времени и своей среды. Отсюда — история древней Р. л. должна иметь в виду не только историю ее памятников, но и историю редакций этих памятников. Свободное распоряжение со стороны редактора авторским текстом было тем более естественно, что автор большей частью не считал нужным указывать свое имя, а в ряде случаев произведения русских писателей подписывались именами популярных византийских писателей для придания написанному большего авторитета. В результате — столь обычная в древней Р. л. анонимность и псевдонимность ряда ее памятников, значительно усложняющая проблему построения ее истории.
Эволюция древней Р. л. в общем шла наряду с эволюцией литературного языка. В основу последнего положен был язык богослужебных книг, пришедших на Русь вместе с принятием христианства, т. е. язык древнеболгарский, иначе старославянский, или церковнославянский. В древнейшее время он воспринял в себя фонетические и морфологические особенности живого русского языка, а в произведениях светского (напр. «Слово о полку Игореве») или полусветского характера (напр. летопись) и лексические элементы русского языка. В начальной стадии истории древней Р. л. принятие староболгарского языка в качестве языка литературного облегчалось сравнительной близостью друг к другу славянских языков. В дальнейшем, особенно в московский период истории древней Р. л., живой разговорный язык гл. обр. в литературных памятниках, не специфически церковных, все более начинает преобладать, становясь во второй половине XVII в. уже господствующим.
Наиболее ранние памятники древней Р. л., как и письменности вообще, относятся к концу первой половины XI в. Центром литературной продукции в этом веке, как и в следующем, была южная Русь, преимущественно Киев, в связи с чем ранний период истории древней Р. л. часто носит название киевского. Но наряду с Киевом, хотя и в значительно меньших размерах, отдельные памятники письменности и литературы зарождались и в других городах как юга (Чернигов, Туров, Галич), так и севера (Новгород, Смоленск, Ростов). Памятники, возникавшие на юге, получили широкое распространение на севере и дошли до нас вообще и в севернорусских списках; язык как южных, так и северных памятников, если не считать отдельных специфически фонетических вариантов, был общий — старый литературный, в своей основе весьма близкий к языку староболгарскому. С этой точки зрения литература XI — нач. XIII вв. должна рассматриваться как литература общерусская. Это — первый этап развития старорусской литературы, совпадающий с первым этапом периода феодальной раздробленности. Второй этап — с XIV до половины XVI в. характеризуется разрывом связи северной и южной Руси и постепенно выступающим с XIV в. внутри этой раздробленности процессом феодальной концентрации, появлением «порядка в беспорядке» (Энгельс), зарождением первичных национальных центров. Итогом этого процесса явилось образование Московского великорусского государства, которое однако ходом внутреннего развития оформляется не в национальное, а в многонациональное государство. Новый период открывается с половины XVI в. — это феодально-абсолютистский период установления и укрепления Московского многонационального феодального самодержавного государства с его переплетением национальной и классовой борьбы. Во второй половине XVI и XVII вв. дворянская литература прочно утверждается; но в то же время в XVII в. уже складывается литература купеческая, вернее посадская — мещанская. На основе феодальных отношений развивалась литература и в XVIII в., когда концентрация феодальной самодержавной власти достигла наивысшего развития, получив яркое идеологическое оформление под широким западным влиянием. Дворянско-феодальная литература этого периода, овладев европейскими формами, достигла предела своего развития. Но вместе с тем к концу этого же периода уже начинают возникать новые капиталистические тенденции, определившие переход к новой формации, и вместе с тем формируются новые течения в Р. л.
Для литературы всего периода XI—XVIII вв. социально-определяющим было, во-первых, формирование идеологии господствующего класса феодалов в его последовательных модификациях; во-вторых, нарастание нового первичного социального противоречия эпохи феодализма — борьбы крестьянства с классом феодалов; в-третьих, рост городской, посадской оппозиции и ее последовательное оформление в буржуазную идеологию в XVIII в. В литературе письменной крестьянство как антагонист господствующего класса по совершенно понятным причинам не могло выступать. Литературный процесс в целом может быть восстановлен поэтому только при учете соответствующих явлений устной поэзии.
Основным фондом для древней оригинальной Р. л. послужила литература византийская, памятники которой известны были на Руси большей частью в югославянских переводах, частично же в русских. Влияние византийской литературы было определяющим для древней Р. л. почти на всем ее протяжении вплоть до половины XVII в. Наличие еще в древнейшую пору и особенно в XV—XVI вв. ряда зап.-европейских по своему происхождению переводных памятников, восходящих к латинским и преимущественно немецким оригиналам, не меняет общего характера древнерусской переводной литературы ничего специфически нового, отличного от традиционного византийского фонда по своей тематике и общей направленности этот западный переводный материал большей частью не представлял. Состав переводного византийского фонда, усвоенного древней Русью, определяется, с одной стороны, степенью ее культурного развития, с другой — принадлежностью русских литературных деятелей преимущественно к церковным кругам: специфически светская литература, свободная от церковно-религиозной окраски, бытовавшая в Византии все же в достаточном количестве, вовсе не была известна на Руси. Помимо богослужебной литературы из Византии к нам перешли произведения житийные, апокрифические, патристические, церковноисторические, наконец в той или иной мере религиозно окрашенная светская по сюжету повесть и с такой же окраской легендарная литература на тему о мироздании и о животном и растительном царствах. Точно так же как и литература оригинальная, переводная литература на русской почве на протяжении всего бытования подверглась в большинстве процессу редакционных переработок и вместе с тем органически включилась в общий литературный поток, стиравший грани между чужим и своим. В этом смысле она стала фактом Р. л. в такой же мере, в какой им стали напр. переводные произведения Жуковского.