Древние славянские. Культура славянской древности (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние славянские боги и их значение. Древние славянские


Этимология, чаромутие и древние славянские руны — Всё самое интересное!

Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Смешное» статьёй Этимология, чаромутие и древние славянские руны. Где коснёмся этих понятий в контексте древних славян в преддверии древнего языческого праздника Ивана Купалы. Между прочим, с чаромутием мы уже встречались на страничках нашего сайта, хоть и довольно-таки давно — в статье «Фоносемантика: определить смысл по звучанию«.

Этимология, чаромутие и древние славянские руны подтверждают, что славяне — это истоки всего человечества. И это не просто слова, в данной статье мы продемонстрируем нехитрый ход доказательств этого интересного утверждения. Но для начала начнём с основ.

Этимология (от др.-греч. ἔτυμος — истинный, правильный, верный + λογια — учение, наука) — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.

Чаромутие — это священный язык магов, волхвов и жрецов, открытый Платоном Лукашевичем с прибавлением обращенных им же в прямую истоть чаромути и чарной истоти языков Русского и других славянских. Согласно автору чаромутия:

Языческие жрецы и главы народов, желая приписать себе славу изобретения … , также быть основателями новых царств и языков, на которых установили восхвалять своих идолов, сократили первобытную азбуку более или менее половины.

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Чаромуть (то самое искажение первичного языка) делится:

  • на простую, или совершенную: сонм=множ, паутина — нитьваба.
  • на усечённую: ночь = чорнь, сор = прош, праш, т.е. буквы п и р усекаются, опускаются.
  • перестановочную: густый=стугий, густота=стугота, гр¸за=зр¸га. В перестановочной чаромути одна из гласных или согласных букв переставляется через другую.
  • получаромуть: в словах совокупных или союзных одно выговаривается чаромутью, другое истотью (исходным языком) — перламуть=сребламуть, сребрамуть.

Именно этими способами мы и воспользуемся при разборе утверждения, что славяне — исток всего человечества. А пока что небольшой пример чаромути. Так, на основе этой техники можно с уверенностью утверждать, что

гроб = морг (простая и усечённая чаромуть)

На первый взгляд, это совершенно странный вывод. Но его истинность легко проверяется на практике, поскольку при самообороне в частности и в опасной ситуации в целом есть вероятность попасть в гроб, моргая.

Соответственно, идём дальше:

гробы = ыборг.

Следовательно, мы можем сделать закономерный вывод, что Выборг  -это исконно русский город гробовщиков. А древние славяне знали про киборгов (редукция «и» в «ы» и утрата «к», как в лексической цепочке «кольцо-ольцо-оля»).

Итак, вы получили некоторое представление про возможности чаромути, и мы можем перейти дальше, к древним славянским рунам.

Руны — это своеобразные буквы, стоящие между пиктограммами и современными буквами. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»). Славянские руны — это письменность древних славян.

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Конечно, современные источники будут убеждать нас, что славянских рун не было, и у славян вообще не было письменности — но это лишь влияние ZOG, которые хотят, чтобы мы забыли свои корни, и убеждают нас, что мы были примитивными обезьянами, когда они сменили р на рр (см. далее). Мы же с вами знаем, что славянские руны были, есть и пребудут. Но о рунах — несколько далее. А начнём мы с этимологии слова «арии».

Этимология слова арии.

Так, «авторитетные» источники убеждают нас, что арии произошло от самоназвания «ā́rya-«. Но это ведь не так! Если вы посмотрите на статью «Гороскопы — правильный и неправильный«, в описание созвездия «Овен», то очень удивитесь, поскольку латинское слово овен писалось так:

ARIES

И, следовательно, арии — это не что иное, как бараны.

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Естественно, арийцы могут со мной не согласиться. Но давайте не будем фантазировать, а всмотримся в слово «арии» с помощью чаромутия и этимологии. Так, первое, что мы сделаем, это прочтём слово наоборот. Получится «иира». Как вы знаете, согласно чаромудию, первая буква «и» легко заменяется на букву «М» только благодаря сходству в написании древних славянских рун.

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

А буква р — это бывшая рр, элементарное чередование, которое часто встречается в семитских языках: Сара — Сарра и так далее. Что мы получаем? Получаем мы библейское «мирра».

Ми́рра (устаревшее ми́рро, через др.-греч. μύρρη или сми́рна, от араб. مر‎‎, мурр) — камедистая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев из семейства Бурзеровые (Burseraceae), в особенности от Commiphora myrrha (мирры).

Какое это имеет отношение к баранам? Всё очень просто. Мирра — это смола. Прочтём слово «смола» наоборот. Получим «аломс». Это слово — во-первых, производное от «шалом», а во-вторых мы сейчас рассмотрим. Согласно чаромудию, «л» чередуется с «р», последнее с выпадает (по правилам русского языка, например, сударь-с, пройдёмте-с, зло-с (от злостный, где тный превратилось во вторую с). А буква «м», если её написать в виде древнерусской руны, очень похожа на букву «н». Получается барон. Тогда как бароны, как вы знаете — суть бараны поголовно, оттого наши их и выгнали из царской России, установив власть рабочих. Следовательно, мы определённо доказали, что арии — это бараны не только на латыни, но и бараны по правилам чаромудия.

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Кстати, интересный факт: название страны Иран произошло путём закономерного чередования букв от слова Арии.

Но вернёмся к нашим баранам. Вы можете спросить: «Какое отношение арии-бараны имеют к теме нашей статьи?» На что мы ответим: «Самое прямое». Так, углубившись в вопрос, читаем:

В древнейших памятниках индоиранских народов эти народы (дравидийские и монголоидные) называют себя ариями, что обозначало обычных людей, в отличие от белых богов-царей, которых именовали русы – цари (ra, re, roi, rey, ri, rri и т.д. в разных т.н. индоевропейских языках – сыны славянского бога Ра)

Итак, мы видим, что по отношению к белым царям-русам арии были на положении обычных людей. А кто обычные люди по отношению к власть имеющим? Правильно, бараны. Так что исходный тезис, с которого начиналась наша статья, доказан. И теперь можно посмотреть на частные его случаи. Для этого не будем обходить стороной древние русские руны.

Древние славянские руны — примеры и загадки

Начало древних русских рун положено в видео http://rutube.ru/tracks/2725090.html, где начиная с двадцатой минуты обЪясняется, что значит и как выглядит древняя славянская руна «вокруг«:

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

руна вокрест:

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

руна вор:

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Комбинируя правила чаромудия и древние славянские руны, можно получить множество интересных слов. Так, слово «век» — на первый взгляд это руна в е к.

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Что можно было бы перевести как «веды есть како» (см. табличку в начале статьи). Но это было бы неправильным толкованием, поскольку в древности слово век писалось через ер и Ъ.

вѣкъ

Соответственно, руна выглядела несколько иначе:

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

И теперь перед нами возникает новая трактовка слова. Причём в данном случае всё кристально ясно: слово ер к — это лексикологическая редукция слова «ерек» — то есть, протока, река. Это слово ещё встречается именно в такой форме в некоторых областях разговорной речи и в топонимических названиях.

Кстати, практически аналогичное звучание сохранилось и в грузинском языке — в названии реки Терек. Где буква т обозначает смерть (от немецкого слова tot, которое, в свою очередь, происходит от египетского Тот). Кстати, Грузия может похвастаться и собственными рунами, среди которых наиболее известна очень помогающая в сложных ситуациях руна:

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Вы поняли её значение? Если нет, то вот ответ (выделите мышкой): нэ тара пыся 🙂

Возвращаемся к нашему веку. Следовательно, данная руна обозначает не что иное как «в ерек». По аналогии с русским выражением «в омут» можно было бы предположить, что речь идёт о чём-то нехорошем. Однако, не всё так, как кажется на первй взгляд. Так, знаете ли вы, какой смысл вкладывали древние арии, сиречь, бараны, в слово вода? Вспоминайте — структурированная вода, вода имеет память, вода — это жизнь… Вспомнили? Правильно!

Вода = жизнь.

А в реке течёт вода. Следовательно, век — это жизнь, здоровье, сила. Вы хотите доказательств? Пожалуйста! В русском языке есть слово увечье — производное от слова век, которое обозначает нездоровых, больных людей. А слово человек — это не что иное, как здоровая голова. Или же, как говорится в  народе, твёрдый лоб. А у кого есть твёрдый лоб? Правильно, у баранов! Следовательно, даже самоназвание ариев «люди», «человеки» — это не что иное, как гордость своей отличительной чертой — твердолобостью как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

Наше повествование подходит к концу, и напоследок мы предлагаем вам расшифровать нижеследующие славянские руны:

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

Не получилось? Не страшно 🙂 Тогда ответы вы можете прочесть, выделив мышкой участок текста ниже:

волк 

воин

восток

невротик

вокал

 

Итак, вы приобщились к древним славянским знаниям с помощью этимологии и чаромутия, и, надеемся, подняли себе настроение 🙂

Этимология, чаромутие и древние славянские руны

interesko.info

Древние славяне — Язычество

Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках середины VI века под именем склавинов и антов. Ретроспективно в этих источниках анты упомянуты при описании событий IV века. Предположительно к славянам (или предкам славян) относятся венеды, о которых, как народе между сарматами и германцами, сообщали авторы позднеримского времени (I—II вв.). Алано-готский историк Иордан на основе известного…

По мнению немецкого лингвиста Х. Краэ, процитированного В. В. Седовым, в Центральной Европе во 2-м тыс. до н. э. (бронзовый век) существовала этноязыковая общность индоевропейских племён. Существуют различные гипотезы о том, как индоевропейцы появились в Европе, но в целом учёные согласны с началом проникновения близких по образу жизни, обрядам и языку индоевропейских племён в центр…

Примерно веком ранее этого времени началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западны Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги…

Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить ретроспективным методом до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность славян на…

В последнее время очень модным стало говорить о ментальности — совокупности этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов. Однако, об этнических особенностях, которые отличают одну культуру от другой, начали говорить значительно раньше. Каждый народ — в своё время. Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять…

Рубаха — Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для…

Славяне — один из древнейших народов Земли. Исторические корни славян уходят в те времена, когда славяне выделялись из общей семьи индоевропейских, индоиранских (арийских) народов. Потому и русский язык (как и иные славянские языки) почитается очень древним арийским языком, он близок к санскриту (ныне «мертвому» языку Вед, его знают в Индии только брахманы). Историю славян и…

В 1996 году была опубликована книга известного российского художника, академика живописи И.С.Глазунова Россия распятая [168]. В ней есть интересный раздел, посвященный малоизвестным страницам славянской археологии. Основной вывод И.С.Глазунова можно вкратце сформулировать так: в славянской археологии очень многое, причем, по-видимому, намеренно скрывается от широкой и даже научной общественности. В свете наших исследований понятно, почему это происходит….

Алатырь — в славянской мифологии латырь, камень с чудесными и целебными свойствами, «всем камням отец», лежащий в море (вероятно, название «Алатырь» восходит к древнему наименованию Балтийского моря — «Алатырское море»). Центр мироздания, священная скала в Рипейских горах, также — скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и малым студеным…

Осенью 551 г. последние отряды мощного словенского нашествия покинули пределы Империи Ромеев. Главным результатом событий для словен, помимо демонстрации силы и богатой добычи, стал оформленный союз с гепидами, которые за долю в добыче согласились переправлять возвращающихся словен на левобережье Дуная.Уже весной 552 г. какое-то из словенских племен Подуна-вья удачно повторило опыт. На этот раз вторгшийся…

pagandom.ru

Древние славяне - История России

Славянские племена, общественный строй и быт которых описываются в трудах писателей, живших в восточной части Римской империи, населяли огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Северского Донца, Оки и Верхней Волги и от Балтийского поморья до Среднего и Нижнего Дуная и Чёрного моря. Многочисленные славянские племена образовали в дальнейшем три большие группы: восточных, западных и южных славян.

В VI в. под именем венидов (венедов) упоминаются славянские племена, которые продвинулись на запад до реки Лабы (Альбиса, Эльбы), смешались здесь с местными племенами лугиев и положили начало образованию в дальнейшем племён поляков, полабских и поморских славян, составивших западную ветвь славянства.

Под именем склавинов в VI в. были известны славянские племена, жившие по Среднему и Нижнему Дунаю и в Западном Прикарпатье. Часть из них вошла в западную группу славянства (чехи и словаки), другая же часть положила начало образованию южной группы славян, расселившихся затем на Балканском полуострове. Славянские племена антов составили ядро восточных славян.

Основной отраслью хозяйства у славянских племён южной группы, как свидетельствуют письменные источники и данные археологии, являлось земледелие. В это время южнославянские племена применяли не только лёгкий плуг — рало, но и тяжёлый плуг — с железным лемехом. Из других сельскохозяйственных орудий славян археологами найдены кирки, топоры, железные серпы и косы. Размол хлеба в то время производился вручную, при помощи жерновов.

Наряду с земледелием южные славяне занимались и скотоводством, имели многочисленные стада. Некоторое значение в хозяйственной жизни славян сохраняли рыболовство, охота и бортничество.

Развитие сельского хозяйства у южных славян, особенно пашенного земледелия, было бы невозможно без развития ремёсел, в первую очередь обработки металлов и кузнечного дела. Археологические данные позволяют установить, что к VI—VII вв. у славян южной группы имелись искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, и гончары, делавшие красивую глиняную посуду.

Хозяйственной единицей у южных славян была семейная община, которая получила впоследствии название задруги. Такая патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли объединяла иногда несколько десятков человек, живущих вместе и сообща владевших всем имуществом. Из этой общины начиная с VI и особенно в VII в. развилась сельская община, для которой были характерны обработка земли отдельными семьями и первоначально периодический, а затем окончательный раздел пахотной земли между этими семьями.

В VI в. у южных славян уже существовало рабство. Однако рабство у славян носило ещё патриархальный характер. Они не держали военнопленных в «вечной» неволе, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться там, где они находятся».

Несколько соседних общин образовывали племя. Каждое племя занимало особый округ, который у южных славян назывался жупой. Политический строй славян в это время носил характер военной демократии. «Народ этот,— писал византийский историк Прокопий,— не управляется одним человеком, но исстари живёт в демократии. Поэтому всё, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща». Вместе с тем тот же Прокопий и другие историки писали о выделении у славян родовой аристократии, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племён или же их союзов, о возникновении княжеских дружин. Следовательно, в VI в. южные славяне находились на последней стадии развития первобытно-общинного строя. У них уже начался процесс классообразования.

Таков был общественный строй германцев и славян. Они выступили на историческую арену на рубеже двух эпох — античной (рабовладельческой) и средневековой (феодальной). Жившие под постоянной угрозой порабощения со стороны хищного рабовладельческого государства германские и славянские племена оказывались кровно заинтересованными в уничтожении рабовладельческого строя.

www.history-at-russia.ru

Древние славянские боги и их значение - БОГИ - ГОРДОСТЬ РУСИ - Каталог статей

Язычество – это традиционное мировоззрение. В основании его тысячелетний опыт жизни древних славян. Оно способствовало познанию себя, самосовершенствованию человека, освоению им окружающего мира. Древние славяне считали себя потомками богов. В памятнике русской культуры 12 века «Слове о полку Игореве» князь и его соратники называются «Даждьбожьими внуками», то есть потомками одного из традиционных божеств. Славянские боги и их значение в жизни древних славян – предмет этой статьи.

Сколько богов у древних славян?

Пантеон славянских языческих богов огромен. Точное число их практически неопределимо. Это объясняется там, что у каждого божества несколько имён, и распространены они были зачастую в равной степени. Чем бог значительнее по силе, тем больше у него наименований. Постепенно имена перемешивались. И сегодня невозможно с абсолютной уверенностью говорить о количестве и характеристиках славянских богов. Тем не менее основной пантеон исследователи выделяют.

Древние славянские языческие боги

Славянские боги по дате рождения делятся на богов первородных, древних и божества новой формации. К древним относятся следующие:

1. Род и рожаницы

Род – родоначальник всех богов и создатель окружающего мира. Он – зачинатель жизни на Земле. Область деятельности Рода – это появление новой жизни, созидание, строительство и продолжение рода человеческого. Обычно Роду приносили требу – яйцо. Этот языческий обряд сохранился сегодня в виде традиции класть яйцо на могилу близкого человека.

Рожаницы – девы жизни и судьбы, помощницы Рода.

Второе имя Рода – Стрибог. Его употребляли, когда говорили о поминовении родителей, родительской субботе.

2. Белобог

Белобог – покровитель плодородия земли и щедрости души человека. Защитник добра и света, преграждающий тьме дорогу. Белобог – провидец и законодатель. Он создал для людей добрые и мудрые законы жизни. Это четырехликий бог. Четыре лика, два из которых женские, вырезали из дерева древние славяне, изображая его. Белобога чествуют осенью после сбора урожая в день осеннего солнцестояния. Символы светлого бога - лук, рог и меч, из живых существ – утка и щука. Требы он принимает высокими сладкими пирогами и сладким вином.

Другие имена Белобога:

  • Белбог,
  • Световит,
  • Святовит,
  • Свентовит,
  • Светич или Световик.

У Белбога есть женское воплощение – Светлуша - покровительница женщины – матери и хозяйки, берегиня домашнего уюта.

3. Чернобог

Чернобог – антипод Белобога. Воспринимается злым божеством, диким богом, покровителем диких животных и домашнего скота. Он вводит человека в азарт, заставляет гонятся за удачей. Чернобог управляет искушениями судьбы, но он же помогает людям заглянуть внутрь себя, развить новые качества. Чернобог – божество упорных людей, день его наивысшего могущества – среда. Тогда человек может связаться с ним, выйдя на перекресток. В этом могут помочь:

  • камни - опал и обсидиан;
  • металлы – свинец и ртуть;
  • деревья – ель, сосна, ясень и орех.

Чернобог смотрит на людей глазами филина, ворона, полоза, ужа или кота.

По некоторым версиям, второе имя злого бога – Велес.

4. Мякошь

Мякошь – богиня судьбы и дарительница плодородия, её дети – леса и ветры. Она покровительствует колдунам и провожает человека в мир иной после смерти. Мякошь чествуют на Парскеву-пятницу как защитницу жён и хозяек. Для установления связи с Мякошей в ритуалах использовали серебро, горный хрусталь и «лунный камень». Особенно благосклонна богиня к людям, держащим в доме кошку. Основной символ Мякоши – осина с вырезанными на ней рогами. Вполне вероятно, что отсюда произошёл средневековый женский праздничный головной убор – рогатая кика.

Мякоша является супругой Велеса.

5. Кродо

Кродо – бог – хранитель жертвенников и мест поклонения божествам. Повелитель жертвенного пламени. Отец Сварога. Кродо считается одним из воплощений Мороза. Он несёт за собой погибель. Языковеды связывают с его именем происхождение слова «окочуриться» - застыть, окоченеть.

Второе имя этого божества – Крът.

6. Сварог

Сварог – бог ремесла и ремесленников. Кузнец, потому особо покровительствует кузнечному делу. Воплощает в себе свет, пламя, эфир. Постоянно проявляет внимание к материальному миру, многое создавая или изменяя в нём. Трудолюбив, колдовством не пользуется. Его сила – в мастерстве. Сварог – сын Кродо, от него ведёт начало род Сварожичей.

7. Лада

Лада – богиня любви и крепкого, благополучного брачного союза. Она способствует верности супругов, охраняя семейный очаг. Существует и мужское воплощение этого божества – Лад – бог войны, безудержного веселья и одновременно покровитель брака. Вспомним выражение «жить в ладу» - то есть дружно, в согласии. Специалисты долго расходились во мнении, один это бог или два разных. Сегодня считается, что Лад и Лада – одно божество, имеющее, вполне вероятно, родство с богиней любви западных славян – Прией.

Другие имена бога – Ладо, Ладон.

Мы привели здесь лишь небольшую часть огромного списка славянских богов. Об одних известно достаточно много, от некоторых сохранились почти одни имена. Существовали, например, Дий – бог дождя, неба и всех природных явлений, на небе происходящих. Дия – богиня земли, по некоторым сведениям, бывшая его женой. Даждьбог – даритель солнечного света. Хорс – хранитель животворящего диска светила. Квасур – бог национального хмельного напитка. Одноногий бог бед и несчастий – Лихо. Купала – божество лета. Цеця – покровительница брака. Своба – богиня лесов. Карна – богиня прощания, похорон. Желя – воплощение печали по ушедшим навеки.

Многое в славянской мифологии ещё предстоит изучить. Так о богине Скатии нам точно известно только имя. А о таких, как Перуница и Джевана знаем лишь, что они являются женой и дочерью Перуна.

Напоследок хочется сказать, что славянские боги и их значение – знание, которое помогает нам приобщиться к культуре предков, ощутить связь времён, а значит, стать сильнее.

wikii.ru

Происхождение древних славян | Первые цивилизации

Происхождение древних славянУже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.

Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название "славяне" стало распространятся лишь полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.

В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, на берега рек Одры и Лабы (Эльбы). Вместе с населением, жившим по берегам реки Вислы, они стали

предками современных западнославянских народов - польского, чешского и словацкого.

Особенно грандиозным было движение славян к югу - на берега Дуная и на Балканский полуостров. Эти территории были заняты славянами в VI-VII вв. после длительных войн с Византийской (Восточной Римской) империей, продолжавшихся свыше столетия.

Предками современных южнославянских народов - болгар и народов Югославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое ранее угнетали византийские рабовладельцы и феодалы.

В то время, когда славяне заселяли Балканский полуостров, с ними близко познакомились византийские географы и историки. Они указывали на многочисленность славян и обширность их территории, сообщали , что славяне хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв. еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе

этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост,

Хвилибуд и другие.

Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Предки славянских народов России в далекой древности жили в лесостепных и лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали девственные леса для своих полей.

В начале нашей эры славяне проникли в верхнее Поднепровье, где жили племена, родственные современным литовцам и латышам. Далее на севере славяне заселили области, в которых кое-где жили древние финно-угорские племена, родственные современным марийцам, мордве, а также финнам, карелам и эстонцам. Местное население по уровню своей культуры значительно уступало славянам. Спустя несколько столетий оно смешалось

с пришельцами, усвоило их язык и культуру. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: вятичи, кривичи, древляне, поляне, радимичи и другие.

Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.

Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли

просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа.

Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде.

Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь.

Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки хоронили в курганах.

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в причерноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII вв. большое сильное государство в низовьях рек Волги и Дона.

В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, ившего на границе с Хазарией, между Днепром и Доном. Так произошли названия "Россия" и "русские".

Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные.

Древняя община распадалась и на смену ей приходило мелкое крестьянское хозяйство. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Развивалась торговля. Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие. Иностранцы называли Русь страной городов. Для сохранения и укрепления своей власти господствовавшая верхушка создавала свою организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришли классовое общество и государство, защищавшее интересы богатых.

Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.

Related news items:

Newer news items:

Older news items:

geo-history.ru

Культура славянской древности

Существует убеждение, что тексты древних священных славянских песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось — Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. До сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. И тем не менее древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских, иранских или библейских. Причина тому — особый путь развития славянской культуры.

Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор — это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес к русскому народу пробудился в XVIII в. Тогда появляется серия записей, сборников и книг, среди которых выделяются сборники Кирши Данилова и словарь М. Д. Чулкова «Абевега русских суеверий». Сокровища усгной культуры — народные песни, сказки, былины, духовные стихи — начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIX в. К. середине этого века изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь глубоким, что А.Н. Афанасьев (1826—1871) смог осуществить публикацию сначала сборника «Народных русских сказок» (1855—1864), 1 затем обобщающего труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869). В 1860—1874 гг. выходила в свет десятитомная публикация «Песен, собранных Кириевским», посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского (1808—1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов мифических и исторических песен, былин, сказок. Подвижническую работу в этом направлении проводили этнограф П.И. Якушкин (1822—1872), поэт Н.М. Языков (1803—1847), идеолог славянофилов А. С. Хомяков (1804—1860).

Во второй половине XIX—XX вв. последовательно складываются целые школы русской фольклористики и мифологии как науки.

Велесова книга

История книги

В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянских антропотеокосмогонических мифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги[1] . История книги, посвященной богу богатства и мудрости древних славян Велесу, или Волосу, загадочна и трагична. В 1919 г., во время Гражданской войны, она была найдена офицером белой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук близ Харькова в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Ю.П. Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, в том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Ю. П. Миролюбова и фотография одной дощечки.

О происхождении славян

Велесова книга — памятник сложный и объемный. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создать ригведу, Авесту или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, — исход индоевропейских племен из Семиречья, области, которая локализуется близ озера Балхаш и сегодня носит такое же название из-за семи рек, впадающих в него. По данным археологии, миграция индоевропейских племен из Средней Азии происходила в последней трети II тыс. до н. э. и разворачивалась на обширнейшей территории от Балкан (эллины-дорийцы) до Енисея и Северного Китая (массагеты и саки). Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н. э. — конца I тыс. н. э.

Триглав богов

Начинается Велесова книга призывом склониться перед Триглавом богов: Сварогом, Перуном и Свентовитом. Эта славянская архаическая Троица родственна индуистской ведической Тримурти, в которую древние арии включали Варуну — небесного бога (у славян Сварог), Индру—громовержца (аналог Перуна) и Шиву — бога разрушителя Вселенной (славянский Волос, Белее). Различные жреческие школы древних славян неодинаково понимали тайну Троицы. В К и е в е в нее включали Сварога, Дажьбога и Стрибога. Вместе с ними наиболее почитаемыми были бог огня Семаргл, посредник между людьми и небесными богами, представавший в облике священного сокола Рарога и победивший в первой битве светлых и темных сил Черного Змея; бог богатства и скота Велес, проводник в загробный мир и его царь, разрушитель Вселенной и одновременно символ мудрости, сын небесной коровы Земун, соперник Перуна в свадебном мифе, низверженный на землю с небесного свода; мать счастливого жребия, богиня судьбы и водной стихии Макошь, которая вместе с помощницами Долей и Недолей прядет нити человеческой судьбы, подобно античным мойрам; сестры богини жизни и смерти Жива и Марена (Мармара).

В Новгороде Триглав понимали иначе. Первоначально в него входили Сварог, Перун и Белее. Следы такого понимания сохранились в Велесовой книге под именами Дид — Дуб — Сноп. Позже Белее был заменен Свентовитом. Небесным отцом, дедом богов новгородцы считали только Сварога, который ожидает людей в небесном рае Ирии, или Сварге-Ясуни. Он родник всему Роду, мужская половина, ипостась Рода. Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род — бог неба, грозы, плодородия. Род—повелитель всего живого. Родом древние славяне называли всю Вселенную, но также понимали его как домашнего пращура, бога-предка, прародителя. Как личность Род выступал редко, поэтому славили не его, а мужское воплощение Рода — Сварога. Он предстает творцом Вселенной, достает из Океана Землю. Как небесный кузнец, ударяя молотом по «бел горюч камню», рождает Семаргла (бога огня) и создает первых людей, учит их кузнечному ремеслу, дает им законы. Женская ипостась Рода и супруга Сварога матерь богов Лада. Она же — Рожаница, матерь-Родиха, помогающая при родах. Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами. Имя ее повторялось в припевах песен — «Ой, Ладо!»

Материнский культ

Почитание женских предков связано с широким распространением материнских культов. От Франции и до Байкала повсеместно встречаются каменные фигурки женских богов, рожаниц с ярко выраженными чертами пола, получивших название палеолитических венер и служивших атрибутами магии плодородия. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов, сохраняя при этом всю тяжесть архаической смысловой нагрузки и символики. Вместе с тем они приобретают некую единую функцию — становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек (Хозяйка Медной горы в сказеБажова), бабушек, матерей (например, Мать Индии или Матерь Сва, птица покровительница Руси, инкарнация Великой Матери). Женские культы, в какой бы модификации они ни встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: либо они олицетворяют мир любви небесной (Иштар, Астарта, Афродита, Венера, славянская Леля[2] ), либо — земной (Гея, Юнона, славянская Мать Сыра Земля).

Космогонические представления древних славян

Сварог

Архаическая философия древних народов, уровень их духовной зрелости наиболее полно реконструируется по космогоническим[3] мифам главных священных книг. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян, открывающий текст «Русских Вед»:

До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род — Прародитель наш. Род — Родник Вселенной, Отец Богов.

Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил Любовь — Ладу-матушку.

Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился.

И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан — море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.

Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилася...

Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная. Род — Отец богов, Род и Мать богов, Род — рожден собой и родится вновь.

Род — все боги и вся поднебесная, Род — что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтоб он мир осматривал во все стороны... Вот Сварог по небу похаживает и свои владенья оглядывает. Видит — Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается... Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.

—Где же мать-Земля? — опечалился.

Тут заметил он — точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная.

— Ты не знаешь ли, где Земля лежит? — стал пытать Сварог серу уточку.

— Подо мной Земля, — говорит она, — глубоко в Океане схоронена...

— По велению Рода небесного, по хотенью-желанью Сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!

Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и три года в пучине скрывалась. Как срок кончился — поднялась со дна. В клюве горсть земли принесла она. Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять.

—Обогрей-ка, Красно Солнышко, освети-ка, Месяц светлый, вы же, ветры буйные, — дуйте! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать-кормилицу. Помоги нам, Род! Лада, помоги!

Землю мнет Сварог — греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное — Мать Земля запеклась сверху корочкой, остудил же ее Месяц светлый.

mirznanii.com


Смотрите также