Древние земледельцы в Египте. Древний Египет: земледелие. Древнее земледелие
Древнее земледелие | ЛАИ
Пожалуй, единственная просьба в виде «покажите нам то-то», которую мы могли сформулировать в закромах Музея антропологии, не раскрывая своих альтернативных подходов к истории, относилась к вопросу о происхождении земледелия. Доктор Хуан Чавес — куратор коллекции, относимой к т.н. доисторическому периоду — с готовностью продемонстрировал нам початки маиса, датируемые археологами разными периодами времени (в центре первого снимка — самый древний известный початок).
В коллекции прослеживалась четкая закономерность — чем более поздним периодом датируется початок, тем он более крупный и сложный. Правда, у нас возникли некоторые сомнения в объективности этой закономерности. Уж очень было похоже на то, что археологи просто сделали все наоборот — датировали початки в зависимости от их размера.
Настораживало также и то, что на имя Вавилова не последовало абсолютно никакой реакции. Складывалось впечатление, что археологи не то, что не учитывают его выводов относительно происхождения маиса, но и вообще вряд ли слышали об этом ученом. А ведь выводы Вавилова весьма сильно противоречат принятой линейной схеме появления и развития этой культуры.
Как следовало из сопроводительного к демонстрации образцов маиса текста, основная концепция современного взгляда на историю происхождения этой культуры базируется прежде всего на археологических исследованиях американца (ну кого ж еще!) Ричарда МакНейша, которые тот проводил в местечке под названием Кошкотлан близ города Теуакан (не путать с Теотиуаканом!) еще в 60-е годы ХХ века.
Остатки древнего маиса были обнаружены на археологическом участке, который располагался неподалеку от еще одного примечательного объекта — пещеры, в которой, по мнению археологов, люди жили на протяжении 11 тысяч лет. Эта дата основывалась на обнаружении в нижнем слое лошадиного копыта (лошади, как считается, вымерли на американском континенте с окончанием т.н. «ледникового периода»).
Здесь же неподалеку было обнаружено самое древнее (по мнению археологов) водохранилище, вода из которого использовалась для орошения полей маиса. Причем возраст водохранилища оценивается периодом раннего Шумера.
Вдобавок доктор Хуан Чавес сообщил нам, что в городе Теуакан находится музей маиса. Это явилось последней каплей, после которой стало ясно, что очередного изменения программы нам не избежать — придется подаваться на юг от Мехико мимо Пуэблы через Теуакан в Кошкотлан…
Теуакан нас поразил своими неожиданно большими размерами, а вот музей маиса сильно разочаровал — обычный краеведческий музей, в который собрано все что ни попади. К древнему земледелию тут относились разве что несколько каменных зернотерок, которые можно увидеть, пожалуй, практически в любом мексиканском музее, относящемся к истории этой страны.
По дороге от Теуакана в Кошкотлан Ольга Щуплова — директор турфирмы, сопровождавшая нас в этой поездке — умудрилась дозвониться в муниципалитет городка, и когда мы туда прибыли, нас уже ждали. Среди ожидающих даже разгорелся небольшой спор о том, кто будет нас сопровождать. Победил очередной Хуан (что поделать, очень распространенное имя — Иван, по-нашему), местный представитель INAH.
Заехав специально за полицейским (мало ли что), мы двинулись, как позже выяснилось, в сторону «самого древнего искусственного водохранилища»…
Несмотря на заверения Хуана, что водохранилище было полностью искусственным с одной из стен чуть ли не в форме пирамиды, оно на поверку оказалось всего лишь пересохшим руслом реки с признаками искусственной примитивной кладки кое-где по берегам. Судя по всему, в сухой период индейцы перегораживали поперек пересохшее русло и закладывали каменной кладкой те места берегов, которые размыло в предыдущий дождливый период, и таким образом подготавливали «водохранилище» к следующему сезону дождей. Во время сезона дождей это «водохранилище» наполнялось водой, которая и использовалась далее для полива. Затем цикл повторялся…
В ходе осмотра «водохранилища» от Хуана мы узнали, что археологический участок, на котором сделал свои находки Ричард МакНейш, давно затянуло землей, а обитаемая на протяжении 11 тысяч лет пещера обрушилась, и на ее месте остался лишь обычный склон горы. Так что делать нам там было нечего…
На обратном пути выезд на трассу нам перегородила машина со специально поджидавшими нас людьми. Бурная речь Хуана и вид сопровождавшего нас полицейского не производили на этих людей абсолютно никакого впечатления. Как оказалось, это были представители местного индейского самоуправления, которым на решения муниципалитета Кошкотлана, на кошкотланскую полицию и на INAH было глубоко начхать. Они считали эту землю своей (вдобавок не только историческим, но и экологическим памятником), а посему, дескать, свой визит мы должны были согласовать с ними.
Неизвестно точно, что именно сработало — то ли то, что с нас и взять-то было особо нечего; то ли то, что мы оказались вовсе не «гринго» (американцы, которых тут недолюбливают), а из России; то ли наши слова о том, что это их внутренние разборки, которые лично нас не касаются; то ли все вместе взятое — но под предлогом вызова к другим «нарушителям» представители местного самоуправления в конце концов ретировались. А мы получили наглядный пример того, что не все так просто в Мексике с централизованной властью. Особенно на местах…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
lah.ru
Древние земледельцы южного Ирана. Всемирная история. Том 1. Каменный век
Древние земледельцы южного Ирана
О полном расцвете земледельческой культуры неолитических обитателей Ирана свидетельствуют находки из поселения, раскопанного в районе древнего Персеполя.
Земледельцы неолита поселились здесь на плодородной равнине, недалеко от склонов гор, около речки с чистой пресной водой, которую использовали для орошения полей. Они жили на однажды избранном месте в течение многих поколений, в постоянных жилищах, которые выстраивали из плотно сбитой глины, смешанной с мякиной.
Жилища земледельцев Южного Ирана состояли из нескольких небольших по размеру прямоугольных в плане комнат. Двери жилищ были узкими и низкими, не выше 1 м. Стены уцелели не менее чем на одну треть своей первоначальной высоты и в некоторых местах сохранили даже следы окраски пятнами и полосами желтого и красного цвета.
По мнению археологов, жизнь в этом поселке прекратилась внезапно. Скорее всего, на него напали враги. Целые, совершенно неповрежденные сосуды местами остались вкопанными в земляной пол и поддерживались камнями или крупными черепками. В одном из сосудов с запасами археологи обнаружили остатки пищи — рыбьи кости. В других сосудах были найдены кости животных. В некоторых содержались раковины, кремневые орудия и другие вещи — вплоть до предметов религиозного культа.
Рядом с жилищами земледельцы Южного Ирана делали особые небольшие помещения — кладовые. В них тоже уцелели сосуды с запасами. Обычно сосуды были такого большого размера, что их было невозможно вынуть через имеющийся проем. Они были навсегда помещены сюда во время сооружения хранилищ.
Кроме того, рядом с жилищами находились печи, которые предназначались для общего пользования всех жителей поселения. Они служили для обжига глиняной посуды, а также для выпечки хлеба.
Внутри жилищ сохранились обогревавшие их очаги, а также специальные ямы, в которых разводился огонь для приготовления пищи.
Как свидетельствуют находки в жилищах неолитического Персеполя, их обитатели еще не были знакомы с металлом. Основным материалом для изготовления орудий труда был кремень. Из него выделывались пластинки-ножи, проколки, сверла, скребки. Изредка, впрочем, употребляли обсидиан. На некоторых пластинках сохранились остатки битума, которым они прикреплялись к деревянным рукояткам. Обнаружили ученые и шлифованные изделия из камня в виде палиц грушевидной формы.
Уже существовало достаточно развитое ткачество. Об этом свидетельствуют отпечатки тканей на затычках для сосудов и грузила для веретен.
Широкое распространение получило изготовление циновок.
Однако самого высокого уровня достигло гончарное дело. Правда, кухонная посуда была достаточно грубой. Горшки для приготовления пищи имели простую форму и были кирпично-красного цвета.
Но совсем по-другому выглядела нарядная и разнообразная по формам, тщательно обожженная расписная посуда из специально приготовленной глины, которая после обжига имела светло-желтый цвет. Стенки расписных сосудов часто были такими тонкими, что их можно сравнить со скорлупой яиц страуса. Как правило, эти сосуды служили для хранения масла, зерна, возможно, и воды.
Большое разнообразие форм глиняных сосудов свидетельствует об усложнении хозяйственно-бытовых нужд неолитических земледельцев Ирана того далекого времени, а также указывает на рост культурных потребностей по сравнению с их более древними предшественниками.
Следует иметь в виду, что мастера древнего Персеполя в орнаментально-декоративном творчестве не ограничивались богатыми геометрическими формами. С такой же композиционной смелостью они использовали для украшения сосудов сюжеты, отражающие животный и растительный мир.
Таковы, например, широкие крутые завитки — валюты, изображавшие рога горного козла или дикого барана — муфлона, или волнистые линии — змеи, ветви и листья растений.
Обнаружены археологами и обычные схематические, иногда довольно реалистически выполненные целые фигуры животных — чаще всего горного козла, — человека, птиц, в том числе и орла, представленного в характерной геральдической позе — с распростертыми крыльями и повернутой в сторону головой.
В жилищах Пересполя археологами найдены также и скульптурные изображения птиц и животных — в большинстве своем быков и овец. Вполне возможно, что они были Детскими игрушками.
Человеческие фигурки, обнаруженные в верхних слоях поселения, преимущественно изображают женщин.
Скульптурные изображения и росписи на сосудах говорят о некоторых характерных чертах мифологии древнейших обитателей Персеполя.
Судя по большому количеству кругов, крестов, розеток и тому подобных символов, в центре религиозных верований находился образ солнечного божества. Рядом с ним находятся и другие, тоже важные для древнего человека символы — символ воды и вообще водной стихии.
Культ животных и магия скотоводов, направленная на размножение стад домашнего скота, а также на защиту его от враждебных сил, нашли свое яркое воплощение в многочисленных изображениях животных.
О культе плодородия и женского начала при господстве матриархата свидетельствуют женские статуэтки, они, по всей видимости, изображают божество домашнего очага и покровительниц, семьи, которая заботится о продолжении рода. Те же представления о богине-матери отражены и в странных росписях на керамике, изображающих стилизованную человеческую фигуру, которая сидит на корточках, подняв руки вверх. Это обычная для Востока поза рожающей женщины.
Раскопки в Персеполе дают представление об уровне общественного развития, которого достигли обитатели этого поселения к концу его существования. Жилища неолитического Персеполя как бы являются составными частями большого общинного дома.
Вместе с тем, нельзя сказать, что все в этом доме было неделимо, общее.
Большой интерес представляют обнаруженные в этих местах печати, вырезанные из мягкого камня. Все они покрыты резным геометрическим узором, иногда довольно сложным и тонким по выполнению. Оттиски подобных печатей найдены и на кусках глины, которыми когда-то были закрыты отверстия глиняных сосудов в хранилищах. При этом каждая печать сохраняет какие-то свои индивидуальные черты, которые показывают, что она принадлежит одному конкретному владельцу, или же конкретной семье, из совокупности которых состояла вся персепольская община.
Видимо, это уже были большие семьи, которые строились на патриархальных началах. Они все еще находились в рамках родовой общины, но уже становились на путь экономического обособления и развития частной собственности.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древние земледельцы в Египте. Древний Египет: земледелие
В истории Древнего Египта Раннее царство – это период, который охватывает правление I-II династий. Что касается Древнего царства, то оно представлено властвованием III-IV династий. При этом основная часть сведений, относящихся к данному периоду, дошла до современных людей в виде надписей и рельефов (расписанных красками). Они покрывают стены внутренних покоев усыпальниц вельмож Древнего Египта.
Земледелие в Древнем Египте: история
Сельское хозяйство в тот период было основой экономики. Земледелие в Древнем Египте считалось особенно важным для развития страны. Это обуславливалось уровнем технического прогресса и особенностями природных условий. Таким образом, земледельцы в Древнем Египте имели огромный потенциал для роста производительности. У людей была необходимость освоения ежегодных разливов реки. Это могло бы сыграть важнейшую роль в развитии хозяйства. Что представляла бы собой долина Нила, если бы не было ее искусственного орошения и осушения? Это была бы топкая низина посреди зыбучих песков.
Развитие в эпоху неолита
Древнейшие земледельческие племена не имели возможности заимствования навыков по выращиванию зерновых культур в Передней Азии. Также они не взаимодействовали с населением Двуречья, Палестины и Эфиопии. Это могло бы сыграть важную роль в развитии хозяйства Древнего царства. В Эфиопии первые следы земледелия датированы III тысячелетием до н. э. Возможно, дикорастущие злаковые культуры могли быть в Северной Африке. Для этой страны в эпоху неолита были характерны влажные климатические условия. Таким образом, ученые могут сделать вывод о том, что древние земледельцы в Египте развивали свою деятельность самостоятельным путем.
Главные стимулирующие факторы
Земледельцы в Древнем Египте столкнулись с ухудшением природных условий, что, безусловно, отразилось на их жизни. Речь идет о нагорьях к востоку и западу от Нила. Данный фактор может свидетельствовать о том, что древние земледельцы в Египте вынуждены были ускоренно расселяться по берегам реки и бороться с зарослями долины и болотами. Усовершенствовались каменные орудия труда, а также появлялись медные инструменты. Благодаря этому древние земледельцы в Египте смогли изготавливать из камня и дерева множество приспособлений, которые были необходимы для соответствующей работы и вырубки зарослей (топоров, тесел, мотыг). За счет этого производительность труда существенно повысилась. Вдоль берегов Нила на естественных холмах археологам удалось обнаружить поселения ранних земледельцев, которые относятся ко второму додинастическому периоду. Они перешли на оседлый образ жизни. Древние земледельцы в Египте научились пользоваться паводками могучей реки для своих нужд. Они сооружали примитивные валы, которые удерживали на полях разлившиеся воды.
Дальнейшее развитие
Сложная система бассейнов появилась далеко не сразу. Она стала результатом мучительного и тяжкого труда, а также накопленного опыта осушительных мероприятий в долине и дельте Нила. Образование данной системы шло поэтапно. Постепенно сооружались плотины, дамбы, валы и так далее. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что Нил обеспечивал весь Древний Египет. Земледелие продолжало активно развиваться. Для того чтобы создать системы бассейнов орошения, наблюдательные представители этого ремесла использовали особенности рельефа страны и специфику водного режима реки. Нил разливался ежегодно. Речь идет о регулярных явлениях с июня по октябрь. Паводок выходил из русла Нила и заливал берега до самых пустынных нагорий. Эти территории в то время отличались саванно-степной растительностью.
Особенности инструментов
В Раннем царстве они были, в сущности, такими же, как и в Древнем. Что касается последнего периода, то, возможно, орудия были несколько более совершенными. Множество различных приспособлений придумали люди, населявшие Древний Египет. Земледелие развивалось и способствовало созданию новых инструментов. Плуг первобытного вида изображен на письменах-рисунках, которые относятся к временам II династии. На памятнике царю показана мотыга. В одной из гробниц, относящихся к середине I династии, были найдены десятки деревянных серпов, имеющих вставные лезвия из кусочков кремня. Что касается помола зерна, то он производился вручную. Также сохранились грубые терки. Они состояли из двух камней, между которыми растиралось зерно. Большинство хлебных растений, которые были во время Древнего царства, остались известными египтянам и в период Раннего. Это также относится к смоковнице, финиковой пальме, виноградной лозе и прочему. Среди овощей тоже вряд ли были новые виды (салат, огурцы, чеснок, лук, корнеплоды и так далее).
Особенности создания ирригационной системы
Известно, что льноводство было довольно развитым еще до наступления времен Древнего царства. Что касается создания ирригационной системы, то оно потребовало исключительных навыков и огромного труда. Кроме того, нужны были углубленные знания в области строительного дела, гидравлики, математики и астрономии. Как уже говорилось ранее, земледелие полностью основывалось на бассейновой системе орошения. Соответственно, годовой цикл работников зависел от водного режима Нила.
Изобретение сельскохозяйственного календаря
Земледельцы (позднее и астрономы) с древнейших времен наблюдали за первым ранним восходом звезды Сириуса. Это знаменовало начало нового года и сопутствовало поднятию вод Нила. Основываясь на этих наблюдениях, египтяне смогли изобрести сельскохозяйственный календарь. Он полностью соответствует водному режиму Нила. Наименования времен года отражали суть сельскохозяйственных работ.
Организационные моменты
Рабочие могли свободно распоряжаться своей землей. Допускалось дарение, продажа и завещание. Один вельможа мог иметь несколько домоправителей. Они, в свою очередь, были главными управляющими хозяйств. На полях во время сева и жатвы трудились рабочие отряды. Если судить по сохранившимся изображениям, они состояли исключительно из мужчин. Веяние было женской работой. Если вельможа являлся номархом, а жнецов не хватало, то для помощи своим личным отрядам он мог привлекать "царских" людей. Речь идет о земледельцах-общинниках. Поля тоже обрабатывались рабами.
fb.ru
Земледелие. Славянская энциклопедия
Пашенное земледелие, давно известное в среднем Поднепровье, на севере распространилось лишь в VIII–X вв. н. э. До этого господствующей формой земледелия было подсечное, или огневое земледелие. Для подготовки участка земли под посев надо было подрубить деревья, выждать, пока они засохнут на корню, затем сжечь сухостой, и тогда прямо в золу, оставшуюся от пожарища, без предварительной вспашки сеяли зерна.
Орудием труда служила большая косуля, соха-суковатка, в которой роль сошника играл толстый, острый, обожженный для крепости сук.
Подсечное земледелие было очень трудоемким и требовало колоссальных затрат труда. Участок выжженного леса первое время давал большой урожай, но по прошествии трех-четырех лет пережженная земля утрачивала плодородие, и надо было браться за другой участок леса. Надо было снова подрубать, валить и жечь деревья, снова браться за примитивный, долотообразный, узколезвийный топор, огниво, соху.
Маленькие размеры поселений также были обусловлены распространением на севере подсечного земледелия. Дело в том, что при частых сменах участков земли требовалась обширная площадь для ведения земледельческого хозяйства. Поэтому селиться огромными поселками, состоящими из нескольких патриархальных семей, как это было у антов в среднем Приднепровье, в лесной полосе было невозможно.
Кроме того, смены участков земли вызывали систематические передвижки населения; северные земледельцы вынуждены были часто переходить с места на место и менять места своего обитания.
Также в общем пользовании находились выпасы, выгоны, луга, «бортные ухожаи», рыболовные участки и охотничьи угодья.
В IX–X вв. изменилась роль земледелия в жизни славян. До того оно было лишь одним из источников добывания средств к жизни, хотя и очень важным. Теперь земледелие превращалось в решающую отрасль хозяйства. В лесной полосе Восточной Европы вместо древнего подсечного земледелия повсюду распространяется пашенное земледелие.
Почему у северных славянских племен так долго сохранялось пережиточное подсечное земледелие? Причина в том, что здесь, на севере, в лесах, длительное время земледелие не играло решающей роли. В Верхнем Поволжье, как и в верховьях сопредельных больших рек, до VIII–IX вв. население вело многообразное хозяйство и занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей, лесными промыслами (бортничество), собирательством (грибы, ягоды, коренья) и земледелием, причем доля последнего в экономике древних обитателей лесов составляла не более, а скорее менее половины. На верховьях Днепра, например, в городищах начала н. э. костей лошадей не обнаружено, а ведь лошадь являлась главной рабочей силой земледельца.
Полевые работы
Земледелие не было в такой степени обусловлено удачей, как промыслы. Оно обеспечивало систематически, из года в год, и только в случае неурожая кормить должны были лес, река, скот.
Тенденция к увеличению важности земледелия в хозяйстве северных славянских племен, проявляющаяся на протяжении VII–IX вв. все отчетливее, приводит к появлению новых орудий труда, земледельческой техники.
Вместо старого топора, имевшего форму долотца с лезвием в 5–6 сантиметров, появляется проушный топор современной формы, серп с большим изгибом сменяет примитивный слабо изогнутый серп, напоминающий искривленный нож, широко распространяются многозубые сохи, выросшие из сохи-«суковатки», представляющие собой стволы ели с очищенными от мелких ветвей сучьями, обрубленными на половину их длины. «Суковатка» – древнейшее пашенное орудие лесного Севера, в которое впервые впрягли лошадь. Появляются рало и плуг на юге и соха на севере. В X веке появляются первые железные сошники на русском Севере. Им предшествовали земледельческие орудия, целиком сделанные из дерева.
Вместе с ростом пашенного земледелия лошадь становится рабочим скотом, и ее перестают употреблять в пищу.
Варение пива
Славяне начинают возделывать новые злаки. В городищах IX–X вв. найдены зерна пpoca, ячменя, пшеницы, овса, гороха. Была известна и рожь. Из корнеплодов выращивали репу, лук, чеснок. Возделывались лен и конопля.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Древнее земледелие на территории СССР
04 Декабря 2017
Медно-каменная эпоха, эпоха бронзы. В истории человечества обе эти эпохи занимают относительно небольшой отрезок времени — всего два с половиной тысячелетия (рубеж V-IV тыс. — II тыс. до н. э.). Но за это время было сделано столько, что общество смогло перешагнуть сразу через несколько ступенек в своем историческом развитии.
Именно в этот период древние металлурги совершили подлинный переворот в своем деле — вместо мягких, гнущихся медных инструментов они изобрели более твердый и прочный сплав, который мы ныне называем бронзой.
Именно в бронзовом веке происходит концентрация ремесла, когда на древних памятниках мастерские ремесленников занимают уже целые кварталы, а сами поселения резко увеличиваются в размерах. Вырастают настоящие города с монументальными дворцами и храмами, с лавками ремесленников и купцов-тамкаров, караваны которых все дальше и дальше проникают в соседние страны. Именно с бронзовым веком связан переход от собирательства и пастушества к земледелию и скотоводству, совершивший переворот в экономике человечества.
Первые великие цивилизации древности, выросшие в долинах крупных рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда и др., своим расцветом были во многом обязаны успехам, достигнутым скромными земледельческими общинами этих областей, жившими в меднокаменном и бронзовом веке.
Но когда и где появилось впервые земледелие на территории, которую занимала Российская империя и позже — СССР? Кто был создателем древнейших земледельческих культур? Существовал ли единый центр их формирования или же таких центров было несколько?
До недавнего времени все истоки важнейших изобретений человечества (в том числе и земледелие) связывались, как правило, с цивилизацией великих рек Востока. Однако теперь с этим мифом пришлось расстаться. Еще в 20-х годах выдающийся советский ученый Н. И. Вавилов указал на горные районы тропиков и субтропиков с их пышной флорой дикорастущих злаков как на подлинную родину земледелия. И работы археологов подтвердили вскоре это самым блестящим образом.
Оказалось, что не было какого-либо одного избранного народа — первооткрывателя земледелия, искусственного выращивания растений, который бы передал его затем своим соседям, прозябавшим дотоле во мраке и невежестве.
История Российского государства показывает, что уже в глубокой древности существовало три основных центра земледелия. В Молдавии и на правобережной Украине в VI тысячелетии до н.э. мелкие общины охотников и рыбаков начинают приручать быка и свинью и выращивать пшеницу-однозернянку. Позднее, в IV—III тысячелетиях до н. э., здесь складывается своеобразная и яркая раннеземледельческая культура, получившая название трипольской.
Трипольские поселения состояли из просторных глинобитных домов с чистым, сухим полом, покрытым обожженной глиняной обмазкой. Внутри дома находились массивная печь и крестообразный глиняный жертвенник. По сравнению с жалкими хижинами и пещерными стоянками охотников каменного века это был подлинный скачок, рождение настоящей архитектуры.
Второй очаг раннеземледельческой культуры возникает в V тысячелетии до н. э. на Кавказе.
Тот же процесс, по крайней мере с VI тысячелетия до н. э., наблюдается и на юго-западе Средней Азии, в Туркмении. Древние обитатели поселения Джейтун уже разводили в это время овец и коз и выращивали пшеницу и ячмень. Таким образом, идея о наличии нескольких очагов формирования древних земледельческо-скотоводческих культур, последовательно развиваемая советскими учеными, получила теперь всеобщее признание в мировой науке.
Особенно важное значение имели в этой связи систематические исследования археологов в Средней Азии, позволившие вскрыть поразительную по яркости картину развития общества от неолитических первопроходцев VI тысячелетия до н. э. до появления цивилизации. Своеобразным эталоном для изучения этих сложных исторических процессов стал Джейтун. Весьма опрятными и уютными выглядят глинобитные однокомнатные домики среднеазиатского Джейтуна, рассчитанные, судя по их размерам, на одну семью. Пол дополнительно покрыт известковой обмазкой, нередко окрашенной в красный или черный цвет.
В IV тысячелетии до н. э. в Южной Туркмении появляются уже большие многокомнатные дома, святилища с жертвенниками-алтарями, погребения с богатым инвентарем. Литые бронзовые изделия и гончарный круг, распространяющиеся в III тысячелетии до н. э., свидетельствуют о расцвете ремесел. В конце III — начале II тысячелетия до н. э. здесь складываются крупные центры, где из сырцового кирпича воздвигали не только жилые дома, но и монументальные храмы. Так, тот толчок, который дал обществу переход к земледельческо-скотоводческой экономике, те предпосылки прогресса, которые возникли еще в пору неолитического Джейтуна, находят себе достойное завершение.
Новая эпоха подъема человеческой культуры, в начале которой стоят первые земледельцы, характеризуется в числе прочих явлений невиданным расцветом массового искусства малых форм. Теперь человек уже не довольствовался утилитарной целесообразностью производимых им предметов и все большее внимание обращал на художественное оформление.
Глиняная женская статуэтка. Поселение Алтын-тепе. II тысячелетие до н. э.
Особенно показательна в этом отношении глиняная посуда. Для каши и жаркого годился любой сосуд с гладкой внутренней поверхностью, и древние гончары в совершенстве овладели техникой гизготовления керамики достаточно высокого качества. Однако и наружная поверхность этих, сосудов начинает покрываться всевозможными узорами.
Сосуд для хранения зерна. Триполье. III тысячелетие до н. э.
Работы исследователей позволяют говорить о развитии нескольких художественных направлений, или школ, в искусстве древних земледельцев нашей страны.
Многие трипольские сосуды почти сплошь покрыты орнаментом: первоначально нарезным, а затем наносившимся с помощью краски. Спирали, овалы, волны, завитки, многочисленные фигурки животных образуют гармоничное переплетение, ритмично обегающее поверхность сосудов.
Кавказская керамическая школа более сдержанна и лаконична. Роспись здесь сравнительно редка — преобладает резной и рельефный орнамент. Поверхность черных и красных сосудов тщательно залощена до матового блеска. Изящество форм и благородство фактуры подчеркивают рельефные орнаменты, скупо разбросанные на поверхности сосудов.
В Средней Азии мы вновь попадаем в буйное царство керамической росписи. Но общий стиль ее заметно иной по сравнению с изделиями трипольских гончаров.
Керамика ранних земледельцев — это подлинно народное массовое искусство. Ее детально разработанный декоративный орнаментализм был важным достижением в истории искусства.
В. МАССОН, доктор исторических наук
Массон В. У истоков древнего земледелия // Наука и жизнь. 1970. С. 78-81.
istoriirossii.ru
Древние земледельцы в Египте. Древний Египет: земледелие
В истории Древнего Египта Раннее царство – это период, который охватывает правление I-II династий. Что касается Древнего царства, то оно представлено властвованием III-IV династий. При этом основная часть сведений, относящихся к данному периоду, дошла до современных людей в виде надписей и рельефов (расписанных красками). Они покрывают стены внутренних покоев усыпальниц вельмож Древнего Египта.
Земледелие в Древнем Египте: история
Сельское хозяйство в тот период было основой экономики. Земледелие в Древнем Египте считалось особенно важным для развития страны. Это обуславливалось уровнем технического прогресса и особенностями природных условий. Таким образом, земледельцы в Древнем Египте имели огромный потенциал для роста производительности. У людей была необходимость освоения ежегодных разливов реки. Это могло бы сыграть важнейшую роль в развитии хозяйства. Что представляла бы собой долина Нила, если бы не было ее искусственного орошения и осушения? Это была бы топкая низина посреди зыбучих песков.
Развитие в эпоху неолита
Древнейшие земледельческие племена не имели возможности заимствования навыков по выращиванию зерновых культур в Передней Азии. Также они не взаимодействовали с населением Двуречья, Палестины и Эфиопии. Это могло бы сыграть важную роль в развитии хозяйства Древнего царства. В Эфиопии первые следы земледелия датированы III тысячелетием до н. э. Возможно, дикорастущие злаковые культуры могли быть в Северной Африке. Для этой страны в эпоху неолита были характерны влажные климатические условия. Таким образом, ученые могут сделать вывод о том, что древние земледельцы в Египте развивали свою деятельность самостоятельным путем.
Главные стимулирующие факторы
Земледельцы в Древнем Египте столкнулись с ухудшением природных условий, что, безусловно, отразилось на их жизни. Речь идет о нагорьях к востоку и западу от Нила. Данный фактор может свидетельствовать о том, что древние земледельцы в Египте вынуждены были ускоренно расселяться по берегам реки и бороться с зарослями долины и болотами. Усовершенствовались каменные орудия труда, а также появлялись медные инструменты. Благодаря этому древние земледельцы в Египте смогли изготавливать из камня и дерева множество приспособлений, которые были необходимы для соответствующей работы и вырубки зарослей (топоров, тесел, мотыг). За счет этого производительность труда существенно повысилась. Вдоль берегов Нила на естественных холмах археологам удалось обнаружить поселения ранних земледельцев, которые относятся ко второму додинастическому периоду. Они перешли на оседлый образ жизни. Древние земледельцы в Египте научились пользоваться паводками могучей реки для своих нужд. Они сооружали примитивные валы, которые удерживали на полях разлившиеся воды.
Дальнейшее развитие
Сложная система бассейнов появилась далеко не сразу. Она стала результатом мучительного и тяжкого труда, а также накопленного опыта осушительных мероприятий в долине и дельте Нила. Образование данной системы шло поэтапно. Постепенно сооружались плотины, дамбы, валы и так далее. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что Нил обеспечивал весь Древний Египет. Земледелие продолжало активно развиваться. Для того чтобы создать системы бассейнов орошения, наблюдательные представители этого ремесла использовали особенности рельефа страны и специфику водного режима реки. Нил разливался ежегодно. Речь идет о регулярных явлениях с июня по октябрь. Паводок выходил из русла Нила и заливал берега до самых пустынных нагорий. Эти территории в то время отличались саванно-степной растительностью.
Особенности инструментов
В Раннем царстве они были, в сущности, такими же, как и в Древнем. Что касается последнего периода, то, возможно, орудия были несколько более совершенными. Множество различных приспособлений придумали люди, населявшие Древний Египет. Земледелие развивалось и способствовало созданию новых инструментов. Плуг первобытного вида изображен на письменах-рисунках, которые относятся к временам II династии. На памятнике царю показана мотыга. В одной из гробниц, относящихся к середине I династии, были найдены десятки деревянных серпов, имеющих вставные лезвия из кусочков кремня. Что касается помола зерна, то он производился вручную. Также сохранились грубые терки. Они состояли из двух камней, между которыми растиралось зерно. Большинство хлебных растений, которые были во время Древнего царства, остались известными египтянам и в период Раннего. Это также относится к смоковнице, финиковой пальме, виноградной лозе и прочему. Среди овощей тоже вряд ли были новые виды (салат, огурцы, чеснок, лук, корнеплоды и так далее).
Особенности создания ирригационной системы
Известно, что льноводство было довольно развитым еще до наступления времен Древнего царства. Что касается создания ирригационной системы, то оно потребовало исключительных навыков и огромного труда. Кроме того, нужны были углубленные знания в области строительного дела, гидравлики, математики и астрономии. Как уже говорилось ранее, земледелие полностью основывалось на бассейновой системе орошения. Соответственно, годовой цикл работников зависел от водного режима Нила.
Изобретение сельскохозяйственного календаря
Земледельцы (позднее и астрономы) с древнейших времен наблюдали за первым ранним восходом звезды Сириуса. Это знаменовало начало нового года и сопутствовало поднятию вод Нила. Основываясь на этих наблюдениях, египтяне смогли изобрести сельскохозяйственный календарь. Он полностью соответствует водному режиму Нила. Наименования времен года отражали суть сельскохозяйственных работ.
Организационные моменты
Рабочие могли свободно распоряжаться своей землей. Допускалось дарение, продажа и завещание. Один вельможа мог иметь несколько домоправителей. Они, в свою очередь, были главными управляющими хозяйств. На полях во время сева и жатвы трудились рабочие отряды. Если судить по сохранившимся изображениям, они состояли исключительно из мужчин. Веяние было женской работой. Если вельможа являлся номархом, а жнецов не хватало, то для помощи своим личным отрядам он мог привлекать «царских» людей. Речь идет о земледельцах-общинниках. Поля тоже обрабатывались рабами.
Источник: fb.ru
teora-holding.ru
изобилие трав. Сыроедение для очищения и здоровья
Древнее земледелие: изобилие трав
Интересным является тот факт, что окультуривание растений началось на четыре с лишним тысячи лет раньше, чем одомашнивание животных, несмотря на то что процесс выращивания растений был намного более сложным, чем приручение зверей. У первых людей не было ни грабель, ни лопат, не говоря уже о средствах орошения полей. Собранные семена было очень трудно защитить от грызунов и птиц. Но каким-то образом первые люди ухитрялись и пахать, и сеять, и полоть, и поливать, и жать, и переносить выращенное задолго до того, как они смогли воспользоваться помощью домашних животных. Сравните, насколько проще было бы приручить несколько диких козлят.
Тем не менее первые признаки культурного огородничества относятся к XI веку до нашей эры, в то время как животных стали приручать на 4000 лет позже, в VII веке до нашей эры.
Таким образом, растительная пища, скорее всего, являлась наиболее существенным компонентом рациона наших предков. Антропологические исследования показывают, что сельское хозяйство быстро развивалось одновременно в различных регионах. Это подтверждает ценность растительных продуктов для древних людей. Например, в XI веке до нашей эры для сбора диких злаков люди стали использовать деревянные косы, окаймленные кремнием.
Восемь тысяч лет назад в Древнем Египте выращивали дикую пшеницу и ячмень. В это же самое время обитатели (современной) Швейцарии выращивали чечевицу, а на острове Крит — миндаль. Семь тысяч лет назад мезоамериканцы начали выращивать тыкву, перец и авокадо. Пять тысяч лет назад китайцы начали культивировать сою. В своей кулинарии они использовали 365 видов трав (что примерно в 10 раз больше, чем может предложить наш местный магазин здоровой пищи). Четыре тысячи лет назад фермеры Месопотамии выращивали лук, репу, фасоль, лук-порей и чеснок.
Растительная пища, особенно зелень, оставалась важнейшим компонентом рациона человека с древнейших времен до недавнего прошлого, особенно для людей с ограниченным достатком. Крестьяне употребляли в пищу большое количество зелени. Классик русской литературы Лев Толстой в своей известной книге «Война и мир» писал: «Русский крестьянин не тогда голодает, когда нет хлеба, а когда нет лебеды» (сейчас лебеда считается сорняком). Еще один пример можно найти в книге немецкого поэта И. В. Гете, который сделал такое наблюдение: «Крестьяне повсюду едят чертополох».
В русском и болгарском языках человек, который продавал зелень, назывался зеленщиком. В настоящее время это слово забыто и может быть найдено только в старых книгах и словарях. Тот факт, что термин все еще присутствует в словарях, указывает на его относительно недавнее употребление. Из классической литературы известно, что зеленщики процветали всего лишь 150 лет назад, а сейчас они исчезли.
Можно найти множество других фактов, которые непосредственно указывают на популярность свежих растений в рационе наших предков вплоть до недавних столетий, когда употребление вареной и рафинированной еды резко возросло.
На протяжении многих веков люди считали мясо самой здоровой пищей, возможно, из-за его стимулирующего вкуса и длительного чувства сытости. Однако большинство не могли позволить себе мяса и ели его только изредка. Люди высшего сословия ели животную пищу — дичь, рыбу, говядину, свинину, баранину, птицу и яйца почти ежедневно, поэтому они часто имели избыточный вес и страдали многими дегенеративными заболеваниями. Но даже самые богатые люди употребляли большое количество фруктов, овощей и зелени в разных видах.
В дополнение к свежим фруктам и овощам, которые в Средние века люди употребляли в пищу в летнее время, они заполняли свои погреба фруктами и овощами на зиму. Они заквашивали бочки капусты; мариновали грибы; засаливали помидоры, огурцы, морковь, яблоки, свеклу, репу, клюкву, чеснок и даже арбузы. Заготовленные овощи обычно хранились в деревянных бочках в погребах. Как богатые, так и бедные люди запасали корнеплоды, сушеные грибы и травы, яблоки, орехи и сухофрукты на зиму. Из животной пищи заготавливали сушеную рыбу, вяленое мясо и соленое сало. Важным источником витаминов были соки различных моченых фруктов и ягод, вина. Большинство продуктов в погребах были сырыми.