Древние копья. Список знаменитого и легендарного холодного оружия и доспехов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Копье. Древние копья


Копье | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Pichalka1Pichalka1 Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь ВикиВоинам, дополнив или исправив статью.

Копье

Тип:

Холодное оружие, Метательное оружие, Копье

Дистанция:

Средняя

Материал:

Металл, бронза, камень, дерево, сталь

Тип урона:

Колющий

Время:

Около 300 тыс. лет до н. э. - настоящее время

Происхождение:

ГерманияГермания
ГерманияЭфиопияЭфиопия Эфиопия

Область Применения:

Flag of Earth
Flag of Earth Весь мир

Пользователи:

Разновидности:

Копьё — колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Копья были метательные и тяжёлые для ближнего боя.

Обычное копье состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

    Символизм копья Править

    Копьё — символ воинственности, агрессивной активности (в скандинавской мифологии Один, бросив копьё в направлении войска противников, положил начало первой войне между богами), а также фаллический символ. Последнее значение может быть проиллюстрировано ведийским космогоническим мифом о пахтании молочного океана копьём или орфическим повествованием о мировом яйце, разбиваемом копьём. Угаритское божество грозы и плодородия Баал изображается с молнией-копьём, поражающим землю (еще один образ эротического единения двух начал). Эмблемой победы служит копьё Индры — индуистского бога войны. В Китае копьё является атрибутом многих второстепенных богов. Копьё — один из символов мировой оси.В христианстве копьё — один из символов страстей Христовых, а также несправедливого суда и распятия, атрибут воина Лонгина.

    Противопехотные копья Править

    Особенностью тактики македонской, а затем эллинистической фаланги было дифференцирование оружия по рядам. Первые два ее ряда состояли из тяжеловооруженных щитоносцев с одноручными копьями (причем до архелогических находок ошибочно считалось, что копья гоплитов второго ряда были длиннее копий гоплитов первого ряда). Начиная же с третьего ряда воины несли сариссы — необычайно длинные копья с массивным противовесом; соответственно таких воинов называли сариссофоры. Сариссы удлинялись с каждым рядом и доходили до 670 см, а вес их при этом (несмотря на крошечный наконечник) мог превышать 6 кг.

    Greek armour spear tipGreek armour spear tip Ударов своим оружием сариссофор не наносил. Даже если бы управление сариссой и было осуществимо физически, то он в любом случае не мог видеть врага. Сариссофор обнаруживал противника осязательно, — тыкал копьем, пока оно не упиралась во что-то твердое, после чего начинал напирать, передавая таким образом давление на вражеские щиты не путем подталкивания вперед своих товарищей из передних рядов, а — непосредственно. Такой метод борьбы не только позволял напирать на врага наиболее эффективным и экономным путем, но и давал возможность бойцам двух первых рядов не толкаться щитами, а наносить прицельные удары копьями.

    Копье является крайне распространенном оружием и в вымышленных вселенных, как фэнтези, так и фантастики. Условно копья в этих вселенных можно разделить на 2 группы:

    Интересные фактыПравить

    • Согласно закону, ширина улиц в средневековом городе не должна была превышать длину копья.
    • Существует версия, согласно которой священным Граалем на самом деле является вовсе не чаща или кубок, а копье, которым проткнули Иисуса. В романе 2000 г. итальянского писателя Умберто Эко "Баудолино" имеется даже цитата, восхваляющая копье: "Копье — колдовская вещь, и оно знак власти, потому что символ силы!". Стоит сказать, что, согласно этому выражению, любое оружие может считаться символом силы, а, следовательно, и знаком власти. В самом же романе теория о том, что Грааль на самом деле является копьем, полностью развенчивается.

    ru.warriors.wikia.com

    Список знаменитого и легендарного холодного оружия и доспехов

    Краковское Копьё Лонгина, т. н. Копьё Св. Маврикия, Вавельский кафедральный собор

    В список включено знаменитое историческое, легендарное или же вымышленное холодное оружие (в том числе метательное) и доспехи, которые либо имеют имя собственное, получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам (например, Меч в камне), либо же являются узнаваемым классическим атрибутом какого-либо персонажа, имеющим необычные способности, упоминающиеся в художественных литературных произведениях (например, трезубец Посейдона, порождавший ударами о твердь коней или Коса Смерти, уносящая человеческие жизни). Это оружие и доспехи могли существовать в реальности, но всё же большинство из них является только неодушевлёнными персонажами мировой литературы.

    Список является открытым и может дополняться предметами холодного оружия и доспехов, подходящих по критериям, указанным выше.

    Оружие

    Афина с копьем.

    Древковое оружие

    Копья
    Копья в музейной экспозиции
    В древнегреческой мифологии
    В древнеегипетской мифологии
    • Копьё Гора, которое благословила богиня Нейт. «Его крючки — лучи солнца, его острия — когти Мафдет» (богини наказания)[2].
    В славянской мифологии
    • Копье Юлия Цезаря, по сообщениям немецких католических миссионеров — очень старый железный наконечник копья, хранившийся в одном из храмов в знаменитом городе поморских славян Юлине (Волине, Йомне или Юмме), который почитался как наконечник копья самого Юлия Цезаря.
    В германо-скандинавской мифологии
    В кельтской мифологии
    «Боги Идзанаги и Идзанами вынимают земную твердь из моря копьём Амэ-но-нухоко». Картина Эйтаки Кобаяси
    • Ареадбар (Areadbhar, Aréadḃar, Aréadḃair) — отравленное копьё Писеара, царя Персии, захваченное богом Лугом[3].
    • Гае Ассайл, Ассал, Копьё Луга (Gáe Assail, Spear Lúin, Spear of Lugh) — одно из 4-х сокровищ племён Богини Дану, из города Гориаса. Использовалось богом Лугом во второй битве Mag Tuired[4]. Возвращалось после сделанного броска[5].
    • Гае Булг, Га Булга (Gáe Bulg) — копьё Кухулина, полученное им от царицы Скатах. Изготовлено из костей морского зверя. Второе копьё Кухулина — Del chliss.
    • Гае Деарг (Gáe Dearg) — «Красное копьё» Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), которое он получил от приёмного отца, Ангуса Ога, и использовал, если дело касалось жизни и смерти. В более легких приключениях он использовал Gáe Buide — «Жёлтое копьё».
    • Карр Белаиг Дургин (Carr Belaig Durgin) — копьё Маэлодрана (Maelodran), которое могло убивать по собственной воле, или же убивало благодаря контролю над ним демона, убивавшего всех, кто пробовал пройти, не предложив приношение («Aided Máelodrán meic Dímma Chróin»).
    • Крималл (Crimall, «в кровавых пятнах») — копьё Кормака Мак Аирта (Cormac mac Airt).
    • Кродерг (Croderg) — ядовитое копьё, которым Друимдерг (Druimdherg mac Dolair), убил Кайсел Клумаха (Caisel Clumach), короля Норвегии и владельца огненного щита в битве при Вентри (Cath Finntrága).
    • Копьё Огмы — копьё кельтского бога солнца, применявшееся им в проведении светила.
    • Копье Фиахи — магическое копьё, изначально принадлежавшее Фиахе (Fiacha), который не знал, как его использовать и затем передал Финну Мак-Кумхайлу, использовавшего его против Айлена (Aillén).
    • Лунное копьё (фр. Le Pic de Lune) — загадочное копьё, подаренное племени пиктов божеством луны[6].
    • Пятизубое копьё Фотхада (Fothad’s five-pronged spear) — отравленное копьё, входило в число вещей, которые дух мёртвого Фотхада (Fothad Canainne) сказал собрать своей возлюбленной.
    В рыцарских романах
    • Карающее копьё (фр. Lance vengeresse) — которым рыцарь Балин Дикарь поразил короля Пеше[7] (Артуровский цикл).
    • Мальте (фр. Maltet) — копьё эмира Балигана в «Песни о Роланде».
    • Ронговеннан, Ронжомэ, Рон (Rhongowennan, Rongomiant, Ron) — копьё короля Артура[4][8]. Было выковано в Каэр-Мирддин (Caer Myrddin) кузнецом по имени Гриффин (Griffin).
    Азиатские копья
    • Аль-Монсари и аль-Монсави — два копья пророка Мухаммада.
    • Амэ-но-нухоко (яп. 天沼矛, «небесное драгоценное копьё») — нагината богов-творцов японского пантеона Идзанаги и Идзанами, которой они вынули землю из моря.
    • Брахмаданда («дротик Брахмы») — дротик бога Брахмы. Может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений.
    • Вел (тамил. வேல்) — божественное копьё дравидского бога войны Муругана (Сканды)
    • Нихонго (яп. 日本号) — принадлежало даймё Фукусиме Масанори, который проспорил его Мори Тахэ, XVII в., песня «Куродабуси»[9]. До этого находилось в Императорском Дворце. В настоящий момент в Городском Музее Фукуока (Fukuoka).
    • Змеиное копьё (蛇矛) Чжан Фэя (en:Zhang Fei), китайского генерала III в. н. э.
    • Томбогири (яп. 蜻蛉切, «Подсекатель стрекоз») — копьё, изготовленное оружейником Мурамаса Иайто (Muramasa Iaito или Masazane)[10], период Муромати. Принадлежало даймё Хонда Тадакацу (Honda Tadakatsu). Имя получило от стрекозы, присевшей отдохнуть на её острие и сразу оказавшейся разрезанной пополам. Одно из трёх легендарных японских копий. Два других — Отэгинэ (яп. 御手杵) и Нихонго (см. выше).
    Мезоамериканские копья
    Вымышленные копья в современной фантастике
    • Копьё во вселенной Dragonlance («Драконье копьё»)
    • Копьё у Роберта Сальваторе, «Убийца драконов»
    • Копьё Морских Королей у А.Бушкова, «Нечаянный король» (как оказалось, этим «копьем» была атомная субмарина или, что вероятнее, специальные торпеды на этой субмарине)
    Трезубцы
    Шива несёт Сати на своем трезубце Посейдонс трезубцем
    • Ваджра — (санскр. वज्र, «молния») — оружие бога Индры — скипетр-трезубец. Выкован Тваштаром. Вариант — его даровал Индре Кавья Ушанас. Ваджра описывается как золотая или железная, о четырёх или о ста углах или в форме диска, позднее — как крестообразная. В «Махабхарате» рассказывается, что ваджра была сделана из костей святого отшельника Дадхичи, который добровольно пожертвовал свой скелет для этой цели. (См. также Дорже).
    • Тришула (санскрит त्रिशूल) — трезубое копьё богини Дурги.
    • Шула — трезубец бога Шивы
    • Трезубец Рудры, выкован Тваштаром
    • Трезубец Посейдона. Вызывал землетрясения и порождал лошадей своим ударом о твердь. Сделан киклопами.
    • Трезубец Сатаны. Согласно другому варианту, владыка ада владеет не холодным оружием, а сельскохозяйственным орудием — вилами (потому что «Смерть косит, а дьявол убирает урожай»).
    • Конго (Kongō 金剛) — трезубое оружие, которое испускало лучи света в темноте. Давало обладателю мудрость и проницательность. Изначально принадлежало японскому богу гор Коя-но-Мёин (Koya-no-Myoin). (Эквивалент ваджры).
    Прочее древковое оружие
    • Жуи Цзиньгу Бан (Ruyi Jingu Bang) — посох Сунь Укуна (Царя обезьян) в древнекитайской мифологии, по легенде, мог менять размер от зубочистки до «подпирающего небеса».
    • Изогнутый клинок Зелёного Дракона (青龍偃月刀, Qīng Lóng Yǎnyuè Dāo, Green Dragon Crescent Blade) — гуань дао, легендарное оружие Гуань Юя (Guan Yu) в романе XIV в.«Троецарствие».
    • Коса Смерти в традиционном представлении европейцев.

    Метательное оружие

    Луки
    • Золотой лук был выкован Ильмариненом (вместе с Красным кораблем и Золотым плугом).
    • Тамбар (Tambar) — лук Эйнара Тамбарскелвира (Einar Tambarskelvir, Einarr þambar-skęlfir), стрелка́ Олава Трюггвасона (Ólavur Tryggvason).
    • Фейл-нот (англ. Fail-not, Бьющий без промаха) — лук Тристана.
    • Красный лук, подаренный богом Ди-цзюнем стрелку И (Хоу-и), выстрелами из которого стрелок сбил лишние девять солнц (китайская мифология).
    • Лук Хайка, из которого он убивает Бела, царя Вавилона (армянская мифология).
    В древнегреческой мифологии
    Статуя Купидона, натягивающего лук
    В индийском эпосе
    Стрелы
    Иное метательное оружие

    Мечи

    Мечи являются самым излюбленным холодным оружием мифов и легенд. Наибольшее количество личных имен, данных холодному оружию, принадлежит именно этому виду. Полный список имён знаменитых и легендарных мечей, содержащий около 150 пунктов, вынесен в отдельную статью.

    Бронзовая статуя Геракла с палицей в руках

    Прочее холодное оружие

    • Гамбантейн (Gambantein) — посох (дубинка) Гермода (Hermod), скандинавская мифология.
    • Гурза’и гав-сар (گرزه [ی] گاو سار, gurza 'i gav-sar, «бычьеголовая булава») — булава Фаридуна (Faridun), персонажа «Шахнаме». Оружие также принадлежало и Рустаму.
    • Карнвеннан (Carnwennan, Carnwenhau, «гость») — нож или кинжал короля Артура.
    • Топор Куллуха (Culhwch) — был настолько острым, что заставлял кровоточить воздух.
    • Палица Геракла, подарок Дедала[12], вариант — сделана Гераклом из вырванного им с корнями в Немейской роще твёрдого как железо, ясеня. Служила объектом поклонения древних греков — её изображали отдельно на монетах, в виде палицы изготавливали терракотовые алтари[13].
    М. Е. Винге, «Тор»: бог-громовержец мечет молнии с помощью Мьёллнира
    Молоты
    Серпы
    • Серп Кроноса, которым он оскопил отца. Выкован тельхинами из адаманта, мог разрезать все, что угодно.
    • Серп, который, согласно «Книге Апокалипсиса», будет использоваться Сыном Человеческим для душ при конце света.[14]
    Кнуты и плётки
    • Золотая плётка-семихвостка Альбериха (Albrîchene geisel swaere von golde), которой он разбил щит Зигфрида.
    • Кнут кельтского солнечного бога Огмия (Ogmios), мог контролировать движение планет.
    • Кнут-самобой в русских сказках обращает человека в лошадь и разгоняет вражье войско[15].

    Неназванные виды оружия

    Агни Употребляется в мифах по имени собственному, типологическая принадлежность — загадочна.
    • Сияющее Оружие, Сияние Ашшура — оружие Асархаддона и его сына Ашшурбанипала, оружие, испускающее яркое, ослепительное сияние, было частью головного убора богов, употреблялось в битвах против Египта. Оно же — у Салманасара: «Я воевал с Могучей Силой, которую дал мне Ашшур, повелитель мой; и с сильным оружием, дарованным мне Нергалом, что направляет меня». От оружия Ашшура, гласят надписи, исходило «сияние ужасное». Вражеские воины бежали с поля боя, увидев «ужасное Сияние Ашшура, объявшее их».[16].
    • Оружие тридцати — предположительно, гарпун, который Хор пустил в Сета и ранил его в тестикулы. Имел странный, практически невероятный наконечник — сначала выстреливал передний, самый большой снаряд, а потом два другие снаряда поменьше[16].
    В индуизме
    • Агнея — мифическое огненное оружие Агни
    • Антардхана («исчезновение») — легендарное оружие, применением которого можно было заставить исчезнуть предметы и препятствия, оружие Куберы.
    • Брахмаширас («голова Брахмы») — мифическое оружие, описанное в «Махабхарате»; называется также Пашупата или Раудра. Действие его ужасно и наделено чудовищной силой, в конце Юги оно испепеляет Вселенную, а последствия его применения в бою — поражение зародышей в женщинах. По одной версии — огненная стрела, по другой версии — сильнейший яд, добытый из глубин океана и выпитый Шивой для спасения мира, по третьей — пламя, заключённое в стебле травинки.
    • Бхаума — мифическое оружие богини земли
    • Вайавъя («принадлежащий богу ветра Вайю») — вид мифического оружия, находящегося под покровительством бога Вайю и обладающего мощью ветра[17].
    • Оружие Грома — принадлежало Индре
    • Шакти (Sakti) — оружие Карны, данное ему Индрой.

    Доспехи

    Персей в шлеме смотрит в зеркальный щит в руках Афины, который позволяет ему увидеть Горгону, но не превратиться в камень
    • Бабр-е Байан (Babr-e Bayan) — непроницаемое для оружия, огня и воды одеяние Рустама из «Шахнаме».
    • Вигар (Wigar) — имя доспехов короля Артура (Лайамон, «Брут»)
    • Доспехи Ахилла, выкованные Гефестом
    • Доспехи Беовульфа, выкованные Вейландом.
    • Доспехи Тора, включавшие Пояс Могущества, удваивавший его силы, и железные перчатки, благодаря которым он мог держать Мьёллнир.
      • Мегин-гьорд (Megingjord) — пояс.
      • Иарнгрейпер (Iarngreiper) — перчатки.
    • Шкура Немейского льва, носилась Гераклом как доспех, так как её невозможно было пробить оружием.
    • Рубашка Гоибниу — защищала как доспех.

    Щиты

    Античные щиты
    • Эгида Афины и Зевса
    • Анкил — щит Марса
    • В античной поэзии, начиная с Гомера, традиционным стало подробное описание щита героя и изображений на нём:
      • Щит Ахилла, выкованный Гефестом — в XVIII песне «Илиады» Гомера.
      • Щит Геракла — в приписанной Гесиоду поэме VI в. до н. э. «Щит Геракла».
      • Щит Аякса с семью слоями бычьей кожи — в VII песне «Илиады» Гомера.
      • Щит Энея — в VIII книге «Энеиды» Вергилия.
      • Щит Диониса — в XXV песне поэмы Нонна «Деяния Диониса».
    • Зеркальный щит Персея, в котором он смог увидеть Горгону и не превратиться в камень.
    Кухулин в битве
    Щиты кельтов и рыцарских романов
    • Дубан (Dubán, «чёрный») — чёрный щит Кухулина.
    • Ламтапад («Быстрая рука») - щит Коналла. По другим источникам щит называется Брикрен («Пёстрый»)
    • Крода (Cróda, «кровавый») — щит Кормака (предположительно, Кормака, сына Конхобара).
    • Охайн (Ochain) — щит Конхобара (Conchobor).
    • Уинебгуртихер (Wynebgwrthucher) — щит короля Артура в «Мабиногионе». Он же называется Придвен (Pridwen) у Джеффри Монмутского (в «Мабиногионе» Придвен оказывается именем корабля Артура). В другом варианте зовется Госвит (Goswhit).
    • Щит Ланселота, дан ему Владычицей озера, излечивал рыцаря от усталости и давал ему силу троих мужчин.
    • Щит Галахада, изготовлен королём Ивлейком (Evelake), украшен красным крестом, написанным кровью Иосифа Аримафейского.
    • Заколдованный щит Абима, мавра из «Песни о Роланде», украшенный драгоценными камнями, добытыми сатаной[18].
    Скандинавские щиты
    • Свалинн (Svalinn) — в скандинавской мифологии щит, стоящий перед солнцем.
    • Скреппинг (Skrepping, Skrep, Skrepping) — щит Видрика Верландсона (Виттиха, Wudga) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада[19]. Другой вариант его имени — Бортинг (Borting).
    • Щит Тьмы, использовался Хёдом для защиты от бога Вали.

    Шлемы

    • Госвит (Goswhit, «белоснежный, как гусь») — шлем короля Артура по Лайамону.
    • Кат Барр (Cath Barr, Caṫḃárr, Cathbhárr) — шлем Луга, с одним драгоценным камнем позади и двумя впереди.
    • Шлем Рустама («Шахнаме»), на котором была закреплена голова белого гиганта Див-е-Сепида (Dive-e Sepid).
    • Шлем-невидимка, выкованный циклопами для Гадеса, использовался Персеем.
    Исторические шлемы
    Смерть Роланда. Рядом с убитым лежит его рог по имени Олифант и меч Дюрандаль
    Шлемы из германского фольклора
    • Бланк (Blank, сверкающий) — шлем Видрика Верландсона (Виттиха) (Vidrik Verlandson; Wittich), датская баллада[19]. Варианты имени — Grib, Bierthing, Blanck, Birting.
    • Венерант (Venerant, Uenerant)) — шлем Роланда по немецким источникам.
    • Лимме (Limme) — шлем, выкованный Вейландом для его сына Виттиха.
    • Тарнхельм (Tarnhelm, Tarnkappe) — шлем-невидимка, выкованный гномами в «Кольце Нибелунга» Рихарда Вагнера.
    • Хильдигримр (Hildigrimr, Hildegrim) — шлем Тидрека (Thidrek — Дитриха Бернского) в «Саге о Тидреке» («Thidrekssaga»). Ярко сверкал круглым драгоценным камнем.
    • Хулидсхельм (Huliðshjálmr) — шлем карликов.
    • Эгисхельм, Шлем-страшило[20] (Ægis-helm, ægishjálmr, «шлем ужаса») — служил Фафниру, чтобы отпугивать возможных похитителей его сокровища, захвачен Зигфридом. Другой шлем Зигфрида принадлежал Дреду (Helm of Dread).

    Примечания

    1. ↑ 1 2 О холодном оружии. Живая сталь: мифы и реалии
    2. ↑ Египетский символизм
    3. ↑ Areadbhar
    4. ↑ 1 2 Facts & Figures. Enchanted Objects
    5. ↑ Mythology Resource Page
    6. ↑ Le «Pic de Lune» est une étrange lance qui fut remise aux peuplades pictes par l’encore plus étrange divinité «Jack», un habitant de la lune. La pointe de la lance a été taillée dans un morceau de pierre lunaire. C’est le Concile des Humbles qui a le pouvoir de désigner le Gardien du Pic de Lune.
    7. ↑ Epees de legendes
    8. ↑ Arthur’s weapons etc.
    9. ↑ Traditional Weapons in Japan
    10. ↑ Muramasa Iaito
    11. ↑ Махабхарата. Гибель Карны
    12. ↑ Эврипид. Геракл
    13. ↑ Зубарь В. М. О характере культа Геракла в херсонесском государстве в эллинистический период
    14. ↑ И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (Откр. 14; 14). И иной Ангел, имеющий власть над огнём, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды. (Откр. 14; 18)
    15. ↑ Русские сказки и предания
    16. ↑ 1 2 Войны богов и людей
    17. ↑ Толковый словарь для читающих ведическую литературу.
    18. Архиепископ шпорит лошадь рьяно,С разгона на Абима налетает,Бьёт в щит, который дивно изукрашен:Горят на нем бериллы и топазы,Алмазы и карбункулы сверкают.Сам сатана добыл их в Валь-Метасе,Абиму ж их эмир Галафр доставил.

      Песнь о Роланде, CXIV
    19. ↑ 1 2 Mimmering
    20. ↑ Боевая магия в исландских сагах

    См. также

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)

    Очевидно, что изобретение метательного оружия было гигантским шагом вперед по сравнению с оружием непосредственного удара (каменные наконечники для ударных копий появляются в археологической летописи примерно 500 тысяч лет назад). Теперь охотники получили возможность нападать на расстоянии, что резко снизило риск погибнуть при сближении с потенциально опасным животным (быком или бегемотом) и значительно расширяло ассортимент самой добычи. До этого открытия считалось, что метательное оружие появилось примерно 60–100 тысяч лет назад. Древнейшим из найденных дротиков было 80 тысяч лет. За ними пришли лук и стрелы, а также копьеметалка (атлатль). Казалось вполне логичным, что все это изобрел не кто иной, как Человек Разумный, ведь придумать и изготовить метательное оружие значительно сложнее, чем колюще-режущее. И как только в руках наших предков появились это оружие, они сравнительно быстро заселили весь остальной мир, вытеснив из него иных представителей рода Homo. Однако новые данные разрушают эту стройную картину, и говорят о том, что дротиками пользовались не только наши непосредственные предки, но и представители какой-то другой, более древней африканской популяции. Сам Зале считает, что создателем древнейших дротиков был, скорее всего, гейдельбергский человек – наиболее вероятный предок Человека Разумного и тех же самых неандертальцев.Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Один из древнейших наконечников Ахейского времени датируемый 2700 – 2300 гг. до н.э., и найденный на острове Аморгос в Кикладском архипелаге.

    Но не стоит расстраиваться, если мы так никогда и не узнаем, переняли ли люди рода Homo sapiens это оружие или же изобрели его самостоятельно. Намного важнее знать, что этот период (200–300 тысяч лет назад) был очень важным в эволюции человека: появились новые анатомические черты и более сложные орудия, указывающие на изменение его поведения (и, соответственно, мышления). По-видимому, именно тогда-то люди и заговорили. Не стоит обращать внимание и на то, что эта находка была сделана в Эфиопии. Изобрести их могли где угодно и кто угодно. Главное, что уже в столь отдаленное от нас время древние люди вполне могли сражаться на расстоянии! Хотя те же каменные наконечники уже в наше время применялись примитивными народами далеко не всегда. Например, копья австралийских аборигенов чаще всего цельнодеревянные, то есть представляют собой простую заостренную палку! Точно такой же трофей – полированное деревянное копье с гарпунообразным деревянным (!) острием было добыто в 1779 году на Гавайских островах в сражении с островитянами, где был убит капитан Джеймс Кук. На Соломоновых островах шипы на остриях копий были костяными, однако и копья с резными деревянными наконечниками там тоже были в ходу и… почему бы точно такими же копьями не пользоваться нашим отдаленным предкам в каменном веке, ведь все материалы для их изготовления были у них под руками!

    Так что, имея такой исторический «задел» в прошлом, вряд ли стоит удивляться тому, что и древние критяне, и ахейцы тоже использовали копья и дротики. Так при раскопках ранних греческих поселений, таких как Сескло и Димини, относящихся к раннему и среднему бронзовому веку, наконечники копий были найдены в большом количестве, да и в целом они встречаются достаточно часто.

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Еще один похожий наконечник с Кикладских островов.

    Существует своя классификация обнаруженных в их эпоху наконечников копий, но она не так интересна и наглядна, как классификация мечей, поэтому здесь вряд ли имеет смысл ее приводить. Но вот по основным характеристикам этот вид оружия заслуживает подробного описания. Итак, судя по иконографическим данным, копья были трех основных вариантов: очень длинные, довольно длинные и короткие.

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Крепление наконечников плоского типа, найденных на Кикладских островах и на Крите (XVI в. до н. э.)

    Первые, которые могли достигать в длину от 3 до 5 м, и использоваться, главным образом, в ранние периоды, даже если их применение и подтверждено в «Илиаде». Они могли быть оружием пехотинцев, которые держали их двумя руками, и действовали ими как против врага на войне, так и против опасного животного во время охоты. Скорее всего, эти копья были оснащены большими бронзовыми наконечниками. Напротив, более короткие копья использовались на всех этапах позднего бронзового века. Короткие копья использовали для метания и во время ближнего боя или охоты. Зачастую их не отличить от дротиков, то есть специальных метательных копий.

    Что же касается находок наконечников копий, то один из самых ранних образцов, обнаруженных на территории Эгейского мира, это листовидный медный наконечник, датируемый 2700 – 2300 гг. до н.э., и найденный на острове Аморгос в Кикладском архипелаге. Интересна форма этого наконечника и способ его крепления в древке. Очевидно, что его вставляли в расщеп или распил (см. рис.) и приматывали к древку веревкой или сухожилиями. Возможно, что такое крепление было непрочным и легко «разбалтывалось», поэтому такие наконечники вскоре (относительно, конечно!) заменили другим – черешковым. В период с 1600 по 1200 г. до н.э. такие черешковые наконечники из меди и бронзы распространились на территории Эгейского мира и вытеснили наконечники предыдущего типа.

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Наконечники 1600 по 1200 г. до н.э. найденные на Кипре. Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Крепление черешковых наконечников.

    В оригинальности мышления авторам этого крепления не откажешь. Очевидно, что под черешок в расщепе проделывалась лунка с отверстием для вывода шляпки черешка на одну из сторон. Затем сам черешок смазывался клеем, копытным, скорее всего, вставлялся в эту лунку, а сам расщеп заматывался опять-таки веревкой или сухожилиями. Такое крепление было намного прочнее предыдущего, поэтому и действовать таким копьем было удобнее и в бою, и на охоте. Сам наконечник тоже стал прочнее. На нем появилось заметное продольное ребро.

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Наконечник из Пилоса (около 1350 – 1200 гг. до н.э.)

    В конце позднего Ахейского времени появились уже и втульчатые наконечники, просто надевавшиеся на древко. Формы они были различной – листовидной, с чечевицеобразным профилем, с ребром и без ребра, и граненые, нередко крестообразные в сечении.

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Бронзовый наконечник из погребения в Азине (около 1300 г. до н.э.).

    Короткие дротики использовались не только для метания, но также и в рукопашной схватке, о чем наглядно говорить фреска из Пилоса, где один из сражающихся колет им своего противника в пах. Интересно, что хотя сам воин практически обнажен, на голове у него опять-таки шлем из кабаньих клыков, а на ногах – обувь, закрывающая стопу и поножи.

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Фреска из Пилоса.

    Похожим образом – то есть коротким дротиком или копьем, вооружен и воин в поножах, «кабаньем шлеме», и «тенниске» на фреске из Микен.

    Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)Фреска из Микен.Оружие Троянской войны. Копья (часть пятая)А вот этот трезубец был найден при раскопках ахейского поселения вблизи Хала Султан Текке на Кипре и датируется XII в. до н.э. Вряд ли это что-то военное. Скорее всего, такой тройчаткой били рыбу.

    uriadnik.livejournal.com


    Смотрите также