Корень древний. Синонимы к слову «древние корни» (а также близкие по смыслу слова и выражения)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Праславянские корни культуры древних фракийцев. Корень древний


Значение словосочетания ДРЕВНИЕ КОРНИ. Что такое ДРЕВНИЕ КОРНИ?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать физический мир.

Я уже понял, что комарьё — это что-то материальное. А точнее?

Предложения со словом «древние корни»:

  • Имя её связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля («дитя, девочка»), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила — «игра».
  • Странные мифологические и фольклорные животные, полулюди-полузвери, люди-птицы и люди-змеи, духи всех земных стихий помогают нам больше узнать о древних корнях человечества, а значит, лучше понять себя и собственный путь.
  • Оно содержит древний корень де, который восходит ещё к протоиндоевропейским языкам.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Праславянские корни культуры древних фракийцев.

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

После вторжения сарматов в Северное Причерноморье и Приазовье во 2 тысячелетии до нашей эры, многочисленные племена сколотов (скифов-земледельцев) переселились на Балканский полуостров во Фракию. Страбон сообщает: «Множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране (Фракии). Значительная часть Фракии на Балканах была названа Малой Скифией».

Фракийцы впервые упоминаются в «Илиаде» Гомера, как участники Троянской войны (ок. 1200 г. до н. э.). Местность в Малой Азии близ Трои населяли этнические фракийские племена, выходцы из Фракии (ныне территория Болгарии).

Во II тысячелетии до нашей эры существовало 90 фракийских племён, занимавших обширные территории от Адриатики до Чёрного моря (Понта). Земли фракийцев простирались от Карпат до Эгейского моря и от Чёрного моря до Моравы и Македонии. Самыми крупными фракийскими племенами были одризы, жившие на юго-востоке Фракии,  геты и даки  — в левобережье и части правобережья нижнего Дуная. 

По реке Струме (Стримону) обитали македонцы, родственные племена фракийцев, но подвергшиеся затем сильному греческому влиянию. Родственным фракийцам народом в бассейне Моравы и Нижнем Подунавье были мезы (мизы). Формирование фракийской народности совершалось в эпохи поздней бронзы и начале железной эпохи, то есть с середины II тыс. до конца I тыс. до н. э.

В описании задунайских земель Плиния говорится: «Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него река Истр (Дунай). В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия (прежде называвшаяся Кербатирой). Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей. Теперь остается Дионисополь, прежде называвшийся Круном. Здесь течёт река Зира. Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфонополь и Герания».

Древняя культура, религия и мифология фракийцев, и скифов-пахарей (сколотов), живущих на Балканах была воспринята греками-эллинами. 

Фракийские мифы о Дионисе, Аресе, о Европе, дочери финикийского царя, мифы об Орфее, который был, по преданию, царём фракийцев стали и греческими мифами.

В своей «Истории», в 5 книге Геродот пишет:

«Богов фракийцы чтут только трёх: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле, насыпав курган…» Погребальные обряды фракийцев полностью повторяют обряды захоронения праславянских племён скифов-пахарей, называющих себя сколоты.

Племенные союзы фракийцев носили военно-политический характер, они вели упорную борьбу друг с другом, как многочисленные скифские племена. Геродот писал: «Фракийцы были бы самым могущественным народом на свете, если бы постоянно не воевали друг с другом»

К середине I тыс. до н. э. началось становление Фракийского государства. Выступая в союзе с греческой аристократией,  фракийская эллинизированная аристократия окрепла и стала рабовладельческой. Земледельческая община превращалась в территориальную, соседскую, утверждалось право собственности общинника на пахотный надел, усилилась эксплуатация свободных общинников, попавших в зависимость к более богатым сородичам.

Рабы во фракийском обществе работали в рудниках, в скотоводстве, в качестве прислуги, но основную роль в экономике и хозяйстве, по-прежнему, играли свободные общинники, как и у скифов-земледельцев. Фракийцы, как и скифы, часто отпускали рабов, но бывало и продавали своих пленников в рабство в греческие полисы.В VI веке до н. э. на смену натуральному хозяйству пришёл товарно-денежный обмен, на рынке ходили греческие и персидские монеты; фракийские цари тоже чеканили свои монеты в греческих мастерских.

Сначала возникло несколько государственных объединений между Струмой и Вардаром, вдоль побережья Эгейского моря и во Фракии, из них сильнейшими были племена одризов. Во Фракии возникали военно-политические и религиозные центры, вокруг  жилищ вождей-военачальников вырастали крупные поселения, а затем укрепленные города, основанные одризами, например, как Ускудум (Адрианополь, Эдирне) на Марице, и Кабиле в верховьях реки Тунджи в восточной Болгарии.

В 6 веке до нашей эры королю одрисов Тирасу и его сыну Ситалку удалось расширить владения Фракийского царства от города Абдера на побережье Эгейского моря до устья реки Истр (Histria – Дунай) на побережье Чёрного моря.

Царь фракийской Одрисской державы Тирас объединил все фракийские племена, которые были не однородны по этническому составу — праславяне, скифы-земледельцы (сколоты), кельты и др.

Фракийский царь Тирас выдал свою дочь замуж за скифского царя Ариапифа (Геродот, «История», IV, 80), так возник политический союз мира и родства династии фракийских царей со скифами Причерноморья. После смерти царя Тираса, Фракией правил его сын Ситалк.

На рубеже VI—V веков до н. э. образовалась Одрисская держава, как военно-политический союз фракийских племён для защиты от персов. В 514—513 гг. до н. э. через земли фракийцев шли персидские войска Дария военным походом против скифов. Фракийцы хотя и пропустили по своей земле войска Дария в Северное Причерноморье, всё же чинили препятствия персам, возвращающимся после по хода на скифов. Войска персов появились на фракийской земле во время греко-персидских войн.

Одрисская держава достигла наивысшего расцвета в V веке до н. э., и охватывала почти все современные болгарские земли на Балканах и выходила за их пределы на северо-востоке и юго-востоке. Большая часть греческих городов-колоний, особенно на Черноморском побережье, признало суверенитет Одризского царства, и торговые отношения с греческими полисами (особенно Афинами) и со скифами Северного Причерноморья и Приазовья.

В античных источниках есть сказание о фракийском царе Амадоке Первом, который правил Одрисской державой в 410-390 годах.

В 360 г. до н.э. Одрисское царство распалось.

В кургане близ Пловдива обнаружен золотой перстень одного из одрисских правителей, на котором выгравировано имя Скифодок.

Иосиф Флавий приводит самоназвание фракийцев — тирасцы, свой род ведущие от Тираса – седьмого сына Иапета (Яфета), считающегося общим прародителем всех индоевропейцев. Тирасом в античные времена называли реку Днестр, отсюда и современное название города — Тирасполь.

Корень слова «tir», роднит имя Тирас с мифическим скифским царём  Таргитаем (греч.Ταργιταος), прародителем скифских племён.По легенде скифский царь Таргитай был сыном Геракла и рогатой Змееногой богини земли, дочери реки Борисфен (Днепр). Имя Таргитай – Тарха-Царь, то есть «Бык-Царь», образ быка, в латинском языке слово «tayros» (греч. ταυ̃ρος) — «бык».Этническое имя, звучащее по-гречески как *Ταυρο-ρως» или «Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι», что-то вроде «тавры-росы» появилось в Таврии (Крым). Имя племени, жившего к северу от дунайского устья, близ Ахиллова Бега, то есть Тендровской косы, согласно комментариям Евстафия к Дионисию. [Латышев В.В. Scythica et Caucasica. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I. Греческие писатели. СПб., 1893, с. 194].«Формы, этимологически родственные греческому «ταυ̃ρος — таврос» представлены в основном в языках, расположенных на запад и на север от Чёрного моря: русск. тур, слав. *turь, литовское taũras — «буйвол», «тур», др.-прусск. tauris -«зубр», латинское taurus «бык», ирландское tarb — бык ; Ταυροσκúθαι — тавро-скифы на Руси [Фасмер M. Этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е. М., 1986 – 1987, т. IV, с. 122].

Территорию Македонии (Греция), Дакии (Румыния), Вифинии (северо-западная Анатолия), Мизии (северо-западная Анатолия ) также населяли фракийские племена, воспринявшие эллинскую культуру.

С VIII до конца VII века до н. э. совершалась великая греческая колонизация, захватившая и фракийские земли от Салоникского залива до устья Дуная. Были основаны такие города (полисы), как Византии (с 330 г. Константинополь, современный Стамбул). Салмидес (Мидия). Аполлония (Созополь), Анхиал (Поморье), Месамбрия (Месембрия, Месимврия, Несебр), Одесс (Варна), Дионисополь (Балчик), Калатнс (Мангалия), Томи (Констанца), Истрос (Истрия).

В 336 г. до н.э. Александр Македонский предпринял поход против Фракии и подчинил её своему правлению, оставив власть на местах фракийским князьям.

В 46 году до н.э., Фракийское царство попало под римское владычество, и стало провинцией Рима. Римляне разделили Фракию на 33 стратегии — административные единицы, названные по именам старых фракийских племён.

Римский правитель Агриппа получил контроль над Фракией, при Августе вся Фракия стала провинцией Римской империи. Именно, в 1 веке начинается массовый исход фракийцев из Фракии. Фракийцы вдруг исчезли с географический карты Балкан. Фракийцы переселились из этих мест, этот факт подтверждается и римской оккупацией этих территорий, засильем в этих землях римлян. В фракийских курганах на территории Приднепровья археологи находят множества римских монет 1 века н.э.

Многие скифы-сколоты -«фракийцы» возвращались на свои прежние земли в Скифию, возрождая её земледелие и города. Античный автор 2 века нашей эры Птолемей сообщает об их 6 городах на Днепре (Борисфен): Сар, Ольвию , Азагарий, Серим, Метрополь, Амадока. 

После смерти Александра Македонского и распада Римской империи на Восточную и Западную — 17 января 395 года,  фракийский князь одрисов Севф III (324—311 гг. до н.э.) восстановил независимость Фракии. Князь одрисов Севф III выпускал во Фракии свою серебряную монету. Римский генерал Лисимах в 301 году до нашей эры сжёг столицу фракийского царя Севфа – город Севфополис.

В Древней Греции о фракийцах, как и о скифах, слагались легенды, как о храбрых войнах, обладавших несметными золотыми сокровищами. Легендарного римского гладиатора Спартака часто относят к фракийцам или к скифам. Историк Блейдз читает скифское имя Пардокас (Παρδοκας), как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

Живущие на берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря) фракийцы, как и Причерноморские скифы-пахари, называющие себя сколоты, были русоволосые и голубоглазые, носили усы и бородаты.

Описывая фракийцев, греческий философ Ксенофан сообщает о том, что внешне фракийцы отличались от греков. У фракийцев были светлые волосы и голубые глаза, именно, такими представляли фракийцы и своих богов.

«Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…»

И скифы, и фракийцы, собирали волосы на макушке узлом, для того, чтобы удобно было носить мохнатую лисью шапку или небольшую остроконечную шапку («фракийский колпак»), подобный колпак носили и скифы (в др.-рус. языке – «скуфиа» -остроконечная шапка; в греч.яз.- skouphia, по-греч. skyphos — «чашка»), фракийский боевой шлем повторяет форму колпака.

Геродот, описывая военное снаряжение фракийцев, воюющих с персами, пишет:

«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами (Геродот, «История», VII, 75).

Одежда и обувь фракийцев и Причерноморских скифов (сколотов) была из кожи и меха. Когда умирал царь скифов, его жену, коня и прислугу сжигали вместе с ним, их останки закапывали в каменной гробнице, засыпанной землёй (кургане) вместе с мужем. Точно такой же обряд захоронения был и у фракийцев.

По данным современной генетики фракийцы были носителями индоевропейской гаплогруппы R1a, соответственно, истоки ныне не существующего, фракийского языка, надо искать в индоевропейской языковой группе. Древние фракийцы, как и сколоты (скифы), говорили на одном из диалектов праславянского языка, которого не знали эллины.

Источники сведений о фракийском языке крайне скудны:

1. Глоссы в сочинениях античных и византийских авторов (23 слова).

2. Фракийские надписи, из которых наиболее ценны четыре, остальные 20 коротких надписей найдены на острове Самофракия. Самая длинная надпись на фракийском языке, найденная в 1912 около деревни Езеро в Болгарии, датируется 5 веком до н. э. Она вырезана на золотом кольце и содержит 8 строк — 61 букву.

3. Во фракийском языке были слова — bebrus -«бобёр», berga(s) — берег, «холм», berza(s) — «береза», esvas (ezvas) — «конь», ketri — «четыре», rudas — рудый, красный, svit — свит, «сиять», udra(s) «выдра» и др.

4. О пребывании древних фракийцев на Балканах говорят, прежде всего, географические названия – гидронимы — названия рек, в которых ясно слышны пра-славянские корни — Искыр, Тунджа, Осым, Марица, название гор — Родопы, населенных пунктов — Пловдив, Пирдоп и др.

5. Славянские корни можно обнаружить и в именах древних фракийцев:Astius — Осташ, Остик, от «кость», Константин (укр. Остап)Biarta — Бердо, Вереда, Варадат, (прозвище: Бородач).Bessula — Вессула. (в болг. Имя Весел)Burtzi — Бурджи, Бортко, Борзый, Борщ.Buris — Борко, Бурко (рус. Сивка-Бурка)Brigo — Брайко, Брешко, Брейко, Брег.Brais — Брашко (родственные слова- брага, борошно).Bisa — Биса, Биско.Bessa — Беса, Беско.Bassus — Бассус, БаскоVrigo — Вриго, Фриг.Auluzanus — Алузанус, Галуша.Durze — Дурже (от слова – друг, дружина).Didil — Дидил, Дедило. (родственные слова в рус. яз.: детина, и др.)Doles — Долеш (родственные слова в рус. яз.: доля).Dines — Динес, Тинко.Tutius — Тутиус, Туча, ТучкоMettus — Миттус, Митуса (от имени богини земли и плодородия Деметра, происходят имена Дмитрий, Митяй).Muca — МукаMucasis — Мукосея, Мукосей, МокосеяPurus —Пурус (ρως) , ПурускаSipo — Сипо.Suarithus — Суаритус, Сирич.Scorus — Скорус, Скора, Скорина, Скорец, Скорына, Скорята.Sudius — Судиус, Судислав, Судимир, Судич, Судец и др.Surus, Serrus — Су-рос (ρος), Сер-рус (ρως), Серко, Сера, Серик (современное имя – Сергей)Tarsa — Тарша, Туруса.

Фракийский царский курган в Свештари. Синь-камень - загадка Плещеева озера

ru-sled.ru

ЖИВЫЕ КОРНИ СЛАВЯНСКИХ ИМЕН. Славянская мифология

ЖИВЫЕ КОРНИ СЛАВЯНСКИХ ИМЕН

Поклонение восточных славян силам природы породило весьма своеобразное явление: имена языческих божеств и названия олицетворявшихся ими природных сил и стихий, как правило, имеют одинаковые или очень близкие корни, родственные или созвучные древним корням языков, на которых написаны упоминавшиеся древнеиндийские «Веды» и древнеиранская «Авеста». Так, от корня «ар — яр» произошло много самых разных слов и понятий. Например, в слове «арий»[131] — корень «ар», имеющий множество видоизменений типа «ар-яр-ра-ро-ор» и другие, связан со значением, выраженным древним славянским словом «арати» («орати»), что значит «пахать», «обрабатывать землю» (самое главное занятие славян-земледельцев). У иранцев и древних индийцев сохранилось воспоминание о родине «ариане-ведже» и об «арьяварте» — стране ариев, стране благородных (в этом понимании слова сказывалась идеализация предков, свойственная древним народам).

У древних греков бог войны Арес (сын Зевса и Геры), у древних римлян Марс — воинственные, «ярые» боги. Но ни в древнегреческом, ни в латинском языке их имена не переводятся, так как происхождение их идет от более древнего славянского корня «ар — яр», от которого произошло и «Ярило» — имя нашего славянского бога весеннего плодородия и целое гнездо слов типа «ярый», «яровой», «яриться» и другие.

И сегодня мы встречаем корень «ар» во многих русских словах, обозначающих человека и его занятие: «пекарь», «токарь», «знахарь», «пахарь», «царь» («се-арь»). С этим же корнем «ар» связаны и такие понятия, как «арифметика», «архитектура», «артиллерия». Древнее собрание в Греции называлось «ареопаг», а древние вожди — «архонты»; высшую касту составляли «аристократы».

Корень «ар» просматривается в ритуальных, кастовых названиях, в топонимике, эпосе и мифологии самых разных народов мира как один из наиболее распространенных корней индоевропейской группы языков. Древняя Бретань называлась «Арморика», древний Иерусалим — «Ариэль», древний Иран — «Аранат», название Армении говорит само за себя. Река Волга в древности называлась Ра. Несколько рек в древней истории спорили за это название: Араке, Сырдарья, Амударья, Волга, Дон. Центр поклонения могущественнейшему из богов западных славян был в Арконе.

О замечательной живучести корней древнеславянских слов, от которых произошли и имена божеств, и названия различных явлений природы и жизни людей, свидетельствует многое. Словно продолжая мысль И. С. Тургенева «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», Н. К. Рерих в эссе[132] «Русский язык» пишет: «Истинно великому народу дан и великий язык. Звучен язык Вергилия[133] и Овидия,[134] но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревновательность у русского языка — санскрит-праотец. Но на нем даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живет для будущего. Он может обогащаться все новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не остается в пределах Пушкина, ведь слишком много нового вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. И для всех славянских наречий русский язык остается кормилом…»

Предметом обожествления у славян издавна были реки, в излучинах которых селились их древние племена, ибо воды рек служили и естественной преградой от нападения, и местом ловли рыбы, купания и т. д. И чаще всего в названиях рек встречаются корни «рус — рос», а коренные звуки «рс» входят в корень слова, общего для всех индоевропейских языков и обозначающего воду. Этот корень образовал такие слова, как греческое «рон» — течение, поток; латинское «руо» — теку; кельтское «рус» — вода; русские слова «река», «русло». Но те же согласные «р» и «с» имеют отношение не только к воде, но и к свету, так как санскритское «рус» и зендское «реос» значат «сиять», а русское «роса» имеет в содержании «сверкать на солнце».

Корень «-рус», «-рос» по степени распространения для обозначения рек уступал разве что корню «-тан — дан — дн»; Танаис — Данай — Дон — Дуна — Донау — Дунай; Данастр — Днестр; Родан — Рона; Эридан — Рейн; Данапр — Днепр; Темза — Тана — Дан. Неман имел в истории два названия — Рось и Рудон (здесь соединены оба корня!). Многочисленные Донау и Дунаи означали просто «река».

Корень «-тан — дан» (с чередованием гласных о, а и согласных н, р) четко прослеживается в германской мифологии. «Донар» по-немецки означает «громовник», у скандинавов это «Тор», «Один». Возможно, когда-то понятие «один — един — единица» было названием реки, с которой начиналось поселение людей. Затем корень «-дан» перешел в название многих народов: дарданы, македоны, даны (датчане), свеи — даны (шведы) и т. п.

Широко распространен в славянских языках и корень «-вед». Индийское понятие «Вед», которым поименовали сборник жизненных законов и знаний, и корень «-вед» вошли в славянские языки, где слова «ведать» («знать»), «весть», «вещать», а также мифологические «ведуньи», «ведьмы», «вещие» заполняют один и тот же семантический ряд.

Мысль о родстве между огнем и водой, влагой отразилась в двойственном значении коренных звуков «рс». Эта мысль, явившаяся основой культа природы, звучит в народной поэзии, где огонь и вода могут указывать на одно и то же психологическое состояние — чувство любви. «Корень — рус содержит в себе идею культа природы, мистерии жизни. Древние племена вкладывали в эти звуки значение святости. Поэтому звуки „рус“ и „рос“ стали звучать в названиях славянских вод, которым они поклонялись, и в добавлениях, обозначающих святость. Но имя „Русь“, „Рось“ возродилось в истории славян не только как имя воды и земли. Оно стало именем народным. Русь стала духовным ядром народной души, сокровенным смыслом ее бытия и назначения»[135] — так писал известный русский ученый А. А. Потебня, и ему вторит историк Н. Ильина, развивая эту мысль: «Понятое как сияющая влага имя Русь есть символ жизни, озаренной небесным светом солнца, символ чувства, которому дается разум и мудрость огня. Русь — любовь, прозвучавшая в песнях древних обрядов. Новая христианская Россия сроднилась с языческой Русью. На этой почве родилась новая идея Святой Руси».[136]

Известные в славянской мифологии имена богов Велес, Влес, Волос, Влас, Вала, Валу имеют в основе корень «-вел», претерпевший ряд трансформаций. С переходом «в» в «б» этот корень стал звучать как «бел», и появились Беллер, Балор, Булар — имена божеств средиземноморских народов и кельтов; Велняс, Велинас — литовские боги, связанные с подземным царством. Отсюда «веле» — душа; «Велесовы кладбища», где бог Велес пасет души умерших; в хеттском языке «веллу» — луг, пастбища. Этим же корнем связано и понятие богатства, собственности, власти и отсюда же происходят такие сходные русские слова, как «власть», «волость», «повелитель», «владетель», «владыка», говорящие о чем-то верховном, большом, великом. Здесь же и слово «велий» («великий»), и большое количество географических названий с этим корнем: следы Велеса мы находим в Испании — Велес Рубно, Велес де ла Пенья, в Австрии — Вельс, в Нидерландах — Вельсен, не говоря уже о Руси, где великое множество сел и деревень с названиями Волосовка, Волосово, Волотово, Власьево и т. п.

М. А. Врубель. Демон поверженный

В именах целого ряда мифологических божеств есть древние индоевропейские корни, в том числе славянские, связанные с понятиями добра, блага, божественности. Среди них упомянем такие.

Хорс. Индоевропейская форма «хоро-хорос» соответствует значению «коло» (круг). Оттуда, очевидно, ведет свое происхождение русское слово «хоровод» — круговой танец. «Круг», «округлый» подходит к значению солнечного диска, чьим олицетворением и был солнечный бог Хорс. Русское слово «хорошо» также связано со значением округлости, что у славян имеет смысл блага, добра (в отличие от бесформенной фигуры).

Дажьбог. Корни «дажь» — «дать» и «бог». В древнеиндийской мифологии слово и понятие «бхага» распространено довольно широко. «Бхагаватгита» — божественная песнь; «бхага» в «Авесте» — «баха», персидское «бага» и славянское «бог» — производные одного корня, глубокую древность которого подчеркивает понятие «бог — благо». Вот почему Дажьбог или Даждьбог у южных славян Дабог и Дасбог — это «божественный податель бога».

Коляда. Тот же корень «коло» (круг) передавал значение цикличности, смены времен года, повторяемости, обновления, и «коло» — колесо жизни; отсюда понятие «календарь», производное от первокорня «коло».

Корни славянских имен так же отражали суть понятий, как славянский культ отражал суть мировоззрения древних славян, тесно связанного с природой.

Итак, что же мы знаем о древнеславянских богах? Каковы их «родословная» и «история жизни»? Какие поверья связаны с ними у древних славян? Начнем наш рассказ с Перуна.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Синонимы к слову ДРЕВНИЕ КОРНИ

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: руление — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Связанные слова и выражения

  • древние религии, древние эпохи, древние культы, древнее время, древние племена
  • великие цивилизации, греческая цивилизация, китайская традиция, глубочайшая древность, культурные народы
  • культ предков, эпоха средневековья, множество народов, протяжение сотен лет, времена античности
  • ламаизм, первобытность
  • многовековая, индуистский, дохристианский, древнейшее, семитский
  • окультуренный, слагавшийся

Предложения со словом «древние корни»:

  • Оно содержит древний корень де, который восходит ещё к протоиндоевропейским языкам.
  • Имя её связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля («дитя, девочка»), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила — «игра».
  • Одна из основных задач «Аненербе» и заключалась в поиске древних корней человечества.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Древний "корень" либерализма | Заметки

Все энциклопедии указывают, что слово «либерализм» происходит от латинского прилагательного liberalis, которое переводится как «свободный». Какое хорошее и позитивное слово, думаем мы, не подозревая подвоха. А лукавство заключается в том, что помимо латинского прилагательного есть ещё и существительное Liber, история которого крайне интересна.

Когда греки разрушили Трою некий Эней (троянец царского рода) бежал в Италию в область рядом с современным Римом, подружился с местным правителем, взял в жены его дочь и начал строить города. Один из городов он назвал Лавиниум в честь своей супруги. В этом городе почитали Венеру и либо сразу, либо позднее начали почитать бога Либера. Троянская война была около 1200 г. до н.э., что говорит о возможной древности этого бога. История Энея мифологична, но Либер как бог племени латинов, проживающих тогда на этой территории, мог существовать как во время Троянской войны, так и раньше.

Первой исторически подтвержденной датой, связанной с Либером, является 493 г. до н.э. Римляне уже три года как освободились от царей и учредили республиканское правление. Плебеи (граждане, пришедшие в Рим уже после того, как его основали первые трибы (латиняне, сабиняне, этруски), потомками которых были патриции (потомки отцов)) получили возможность отправлять свои плебейские культы на одном из семи холмов великого города. На холме Авентин начали отправляться обряды плебейской триады Либера, Либерии и Цереры. В чем заключались эти обряды? С одной стороны, это были шумные пьяные процессии с большим макетом фаллоса, где распевались непристойные песни и совершались обряды переодевания (современный театр произошел именно из этих обрядов). Более поздние описания подобных обрядов включают сексуальные оргии и человеческие жертвоприношения. Таким образом, Либер был богом свободы, точнее, освобождения от общественных норм, которые действовали вне ритуального обряда. Подобные процессии были посвящены плодородию.

Другой гранью культа Либера было освобождение детей от детства. Во время фестиваля Либералия 14-тетние юноши снимали с себя амулеты и одежду, которые защищали детей от зла, и надевали одежду зрелого мужчины, который может уйти из дома отца, создать свою семью и голосовать на собрании граждан.

Римляне также связывали имя Либера с древнейшим обрядом либации, который существовал практически во всех древнейших культах в разных уголках мира. Обряд представлял собой жертвенное возлияние жидкости (воды, вина, мёда и т. п.). Возлияние в сочетании с фаллическим предметом давало ассоциацию жидкости с семенем. Это хорошо видно в фаллических культах лингамов в Индии, связанных с Шивой, культ которого имеет много общего с культом Либера и тоже уходит в непроглядную для исторической науки древность.

Следующей важной датой для Либера является 186 г. до н.э. почти сразу после многолетнего нашествия Ганнибала на Италию. К тому времени культ Либера соединился с культом греческого Дионисия (имел такие же обряды) и выражался в виде Вакханалий посвященных богу вина Бахусу, который являлся романизированным греческим Дионисием. Эти Вакханалии по мнению сената стали угрожать римской государственности. Дело в том, что Ганнибал со своим войском находился в Италии много лет. Его имя переводится как Милость Баала. Баалом является финикийский древнейший бог, культ которого отправлялся в Карфагене и был во многом сходен с культами Либера и Дионисия. Обряды Баала имели ярко выраженную оргиастическую составляющую еще с самых древних времен. Жрецы устраивали ритуальные пьяные совокупления финикийцев без разбора полов. Мужчины оскоплялись. Дети приносились в жертву Баалу и Астарте путем сжигания живьем. К ужасу членов сената, благочестиво поклонявшихся Юпитеру, выяснилось, что в культах Либера-Диониса-Бахуса на территории Италии происходили противоестественные оргии и даже человеческие жертвоприношения. Было учреждено разбирательство, в том числе, на плебейском Авентинском холме. Итогом стала казнь около 6 тыс. римлян. Культы Либера-Диониса-Бахуса были поставлены под государственный контроль. Либералии сначала запрещены, но потом возобновлены, возможно, уже в измененном виде под контролем чиновников. Незаконные обряды Бахуса сохранялись в подпольном нелегальном виде ещё долгое время в Южной Италии.

Надо сказать, что спустя 40 лет окончилась Третья Пуническая война. Карфаген, поклонявшийся Баалу, был не просто разрушен, а полностью сожжен, земля вспахана и посыпана солью.

Несмотря на подобные меры Рим не смог сохранить древнее благочестие. В период упадка республики и рождения империи военачальники становились диктаторами, а потом и императорами именно путем заигрываний с плебеями. Поэтому худшие культы были возвращены в оборот. Яркой иллюстрацией положения дел были крайние бесчинства Калигулы. Был период, когда императором стал даже жрец Баала бисексуал Гелиогабал, который официально вернул в Италию человеческие жертвоприношения.

Культы латинского Либера эквивалентны обрядам Дионисия, Баала, Пана, Шивы (Пашупати) и других богов. Они, возможно, являются остатками древнейшей религии, связанной с поклонением Творцу-Отцу. Человек слаб и ему сложно служить Богу, легче служить своим желаниям. Возможно, со временем произошло замещение. Духовно чистые культы служения превратились в услаждение себя и деградировали в пьянство, разврат и ритуальные убийства как в попытку выторговать себе благополучие кровью других людей.

Поразительно, но либерализм призывает нас к свободе удовольствий и наслаждения жизнью, к снятию всех возможных ограничений (государственных, нравственных, религиозных, гендерных, возрастных и любых других). Не делает ли это современный либерализм реинкарнацией древнего деградировавшего культа? Современный культ пьянства, разврата и шоу-бизнеса не является ли формой поклонения Либеру, Дионису, Баалу, Пану, Шиве и другим богам, под именами которых скрывается вечный оппонент Истинного Бога-Отца?

shkolazhizni.ru

ДРЕВНИЕ КОРНИ СЛОВ. | Славянские традиции

ДРЕВНИЕ КОРНИ СЛОВ.АЛТАЙ, ТАЙВАНЬ, ТАЙЛАНД - коренные слова русского языка.

«Х, арийская Каруна (союз рун) - жреческое письмо, сборник тайных рунических образов. Основных рун 144. Дополнительно применяются руны времени, пространства, направлений, расширяющихся, отменяющихся образов, проникающих образов и т.д. В «Книге Света» используется 256 рун, но их гораздо больше…

Одной из рун, несущих образ полноты, является руна «АЛ».Образ: вмещающая в себя множество; все, что есть, вместила в себя. Т.е. она передавала плотность объема и всю информацию об образе впитывала (вмещала) в себя. Материальным олицетворением этой полноты, плотности мы можем назвать обыкновенный камень. Он очень плотный, он все в себе собр-АЛ. Камень - АЛ (вспомните -алмаз). Последний месяц лета у староверов называется тайлет. ТАЙ-лет.

Руна ТАЙ - вершина, завершение, предел, окончание лета. У нас есть два образа. А как же будут, исходя из узнанного, именоваться каменные вершины? Соединяем два образа и получаем: АЛ+ТАЙ (Алтай), т.е. каменный предел и, одновременно, высокая вершина; все завершающее. Так чье же это название?Английское all (читается: ол) и немецкое ale - переводятся как все. Аll rait - все правильно. Вспомним еще alt - старый, т.е. вобравший в себя мудрость лет. Скандинавский парламент альтинг (allting) - все собранное и утвержденное инглингами; круг старейшин...Мы уже говорили о руне «Тай». Продолжим на примерах: ТАЙланд (Тайлань/Русколань) - край земли; предел обжитой территории. Лань (ланд) - территория, провинция, обжитая и заселенная. ДЛАНЬ - добрая поверхность. ТАЙга - предел, конец пути (дальше нет ни пути, ни дороги). Ныне это бескрайний лесной массив, нехоженый, неезженый. Но массив из деревьев именуют лесом, а тайга в лесу, то место, где уже нет хода ни конному, ни пешему. ТАЙна - «на вершине», а что там находится - тайна, пока не достигнешь вершины (на - направление на поверхности; над - над поверхностью). ТАЙвань - окончание (территории) ванов (ныне: европеоидов)».«Буквица. Пособие по древнерусскому языку».

www.rutraditions.ru

...Древние корни слов

 / Древние корни слов / 

 

 

АЛТАЙ, ТАЙВАНЬ, ТАЙЛАНД - коренные слова русского языка.

«Х, арийская Каруна (союз рун) - жреческое письмо, сборник тайных рунических образов. Основных рун 144. Дополнительно применяются руны времени, пространства, направлений, расширяющихся, отменяющихся образов, проникающих образов и т.д. В «Книге Света» используется 256 рун, но их гораздо больше…

Одной из рун, несущих образ полноты, является руна «АЛ».Образ: вмещающая в себя множество; все, что есть, вместила в себя. Т.е. она передавала плотность объема и всю информацию об образе впитывала (вмещала) в себя. Материальным олицетворением этой полноты, плотности мы можем назвать обыкновенный камень. Он очень плотный, он все в себе собр-АЛ. Камень - АЛ (вспомните -алмаз). Последний месяц лета у староверов называется тайлет. ТАЙ-лет.

руна ТайРуна ТАЙ - вершина, завершение, предел, окончание лета. У нас есть два образа. А как же будут, исходя из узнанного, именоваться каменные вершины? Соединяем два образа и получаем: АЛ+ТАЙ (Алтай), т.е. каменный предел и, одновременно, высокая вершина; все завершающее. Так чье же это название?

Английское all (читается: ол) и немецкое ale - переводятся как все. Аll rait - все правильно. Вспомним еще alt - старый, т.е. вобравший в себя мудрость лет. Скандинавский парламент альтинг (allting) - все собранное и утвержденное инглингами; круг старейшин...

Мы уже говорили о руне «Тай». Продолжим на примерах: ТАЙланд (Тайлань/Русколань) - край земли; предел обжитой территории. Лань (ланд) - территория, провинция, обжитая и заселенная. ДЛАНЬ - добрая поверхность. ТАЙга - предел, конец пути (дальше нет ни пути, ни дороги). Ныне это бескрайний лесной массив, нехоженый, неезженый. Но массив из деревьев именуют лесом, а тайга в лесу, то место, где уже нет хода ни конному, ни пешему. ТАЙна - «на вершине», а что там находится - тайна, пока не достигнешь вершины (на - направление на поверхности; над - над поверхностью). ТАЙвань - окончание (территории) ванов (ныне: европеоидов)».

subscribe.ru


Смотрите также