Древние ценности. Глава 11. Древние ценности для нового поколения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 11. Древние ценности для нового поколения. Древние ценности


Древние ценности / Divinity: Original Sin 2

Древние ценности – это побочный квест в Divinity: Original Sin 2. Нам встретились торговцы древностями, которые ждали возвращения известной оценщицы Кэт из дома лорда Кемма.

Прохождение

Это задание вы можете пройти одновременно с заданием «Хранилище Линдера Кемма».

В западной части Аркса войдите в особняк лорда Кемма и найдите оценщицу Кэт. Если вам удастся пройти речевую проверку, она попросит найти три ценных предмета (картину, свиток, кубок) в хранилище Кемма.

Ниже показано местоположение предметов. Обратите внимание, что в хранилище есть скрытые в стенах двери.

Карта хранилища Линдера Кемма

После того, как найдете все три предмета, вернитесь к Кэт и продайте ей эти вещи, чтобы завершить квест. Цена будет существенно отличаться в зависимости от отношения и навыка бартера.

Кэт уйдет после завершения задания, поэтому, при необходимости, заранее купите у неё все, что вам нужно.

Структура задания

Нам встретились торговцы древностями, которые ждали возвращения известной оценщицы Кэт из дома лорда Кемма.

В особняке Кемма мы встретили оценщицу по имени Кэт. Она вела себя крайне подозрительно...

Мы уговорили Кэт рассказать нам, что та замышляет. Она хочет заполучить три предмета из хранилища Кемма: старую картину, древнюю чашу и некий важный свиток. За это она готова хороша нам заплатить.

Кажется, мы нашли картину, о которой говорила Кэт.

Мы, кажется, нашли чашу, о которой говорила Кэт.

Похоже, мы нашли нужный Кэт свиток.

Варианты завершения задания:

  • Мы продали все вещи Кэт за солидную сумму денег. Затем она покинула усадьбу Кемма.
  • Оценщица Кэт мертва.
  • Мы продолжили путешествие, не уделив внимания оценщице Кэт.

rutab.net

ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Житейские ценности

Если одной из главных ценностей древних цивилизаций было богатство прежде всего как имущество, то для древних греков – это не так. То же самое и с семьей. Богатство в Древней Греции ценилось, но не само по себе, не в качестве накопления сокровищ, обладания вещами, или землей (очень высоко ценившейся у земельных собственников, у крестьянства). Богатство было важно и ценно в качестве условия общеполисной устойчивости, как необходимое для наличия и роста возможностей цивилизованно-комфортнойи культурной жизни свободных греков.

Семья в общеполисном целом тоже не являлась доминирующей ценностью, как и количество детей (если не брать архаический период развития), хотя домашнее хозяйство велось и требовало участия женщин. Но семья, как ценность, была все же второстепенной в отношении к социальному слою, тем более к полису. Положение женщин тоже отличалось от их положения в древневосточных цивилизациях; оно подчиненное, но не столь зависимое. Положение женщины в древнегреческом обществе зависело от ее статуса. В речи, приписываемой афинскому оратору Демосфену, говорилось: у нас есть куртизанки для развлечения, любовницы, чтобы о нас заботиться и жены, чтобы рожать законных детей. Участие жен в обыденной жизни было ограничено кругом домашних обязанностей и задачами воспитания детей до 7-милетнего возраста. Из политической жизни женщины были практически исключены. В остальных сферах социального бытия проявляли себя отдельные женщины, не состоявшие в обычныхбрачно-семейныхотношениях. Но характерно, что именно в Древней Греции ее культуру представляли несколько выдающихся женщин, занимавшихся поэзией (как поэтесса Сафо) или философией, прославившихся своей красотой. Отношения между полами в греческой античности были своеобразными в том плане, что физическая и душевная близость могла реализоваться и между мужчинами (и в дружбе и в любви), и между женщинами (лесбийская любовь), и между мужчинами и женщинами. Предосудительным не было ни то, ни другое, ни третье. Причем, телесная красота ценилась равно: и в женщине и в мужчине. Впрочем, и душевная тоже.

Цивилизованность в этом смысле касалась и элементарной гигиены и телесного здоровья, которое ценилось во всех древних сообществах. Но у древних греков само телесное здоровье, наряду с физической крепостью, предполагало и красоту, гармонию частей тела, свободу владения им. Фактически (в нашем понимании) в Древней Греции получила развитие физическая культура, ибо дело

было не только в заботе о своем здоровье, а в том, что нездоровое, хилое, некрасивое тело и его неуклюжие движения оскорбляли эстетический вкус многих людей. Физические упражнения (гимнастика в специальных местах – гимнасиях), спортивные состязания были ценны поэтому не только в плане подготовки воинов и обеспечении здорового потомства, а именно в плане культурного развития в стремлении к достижению гармонии, единства прекрасного тела и прекрасной души. По мнению древних греков человек хороший должен был быть и красивым, а красивый – хорошим. Надо было заботиться и о теле и об этосе (настрое души) о, говоря современным языком, психическом и нравственном здоровье, о своем земном совершенстве в целом. И не потому, что это обеспечит хорошее послеземное существование. Жизнь на земле для древних греков была ценна сама по себе, и в отношении к загробному существованию она была предпочтительнее. Ахилл, герой Илиады Гомера, говорил о том, что лучше быть на земле простым погонщиком мулов, чем царем в царстве мертвых. И хотя погребальный культ и уважение к умершим предкам в Древней Греции существовали, но они не имели такого значения, как в традиционных древних обществах (например, в египетском).

Религиозные верования и ценности

Вообще верования древних греков развивались весьма своеобразно. Для Древней Греции характерно прогрессирующее очеловечивание божественного, нарастание антропоморфности религии. И именно поэтому из всех древних религий – греческая в наибольшей мере оказалась феноменом культуры, выражением окультуривания жизни, отношений людей и природы, людей с людьми. Религия эта была языческой, многобожием. Божественное проявлялось везде и всюду. Согласно греческим представлениям, в лесах, в горах, в земле, под землей, в реках, морях жили разнообразные существа: кентавры, циклопы, нимфы, мелкие божки и великие боги. Их роли и значение менялись со временем. Очевидно, происхождение веры в них от первобытных природных охотничьих верований и новых земледельческих культов. Но постепенно появились и богипокровители ремесла, торговли.

При этом сформировались как бы две линии верований. Одна, которую связывают с культом Диониса, Деметры и других божеств природы, загробного мира, – сохраняющая многое от первобытности, от представлений о грозных, слепых и таинственных силах, с которыми возможны только эмоциональномистические контакты. Эти верования дополнялись проникновением различных варварских культов, отовсюду, но особенно с Востока. Это была религия неистовая, экстатическая, чувственная, бежавшая от ясности, связанная с духовным и физическим опьянением. В ней сохранилось то, что было первоначально в мифическом мышлении греческих племен.

Древнегреческие мифы были поначалу натуралистичны, грубоваты (по нашим понятиям). В них отражались беспорядочность, хаотичность, несоразмерность мира, доходившие до уродства. Боги при этом представали (как и обычно в древности) в растительных и животных образах. Бог Дионис недаром остался связанным с виноградной лозой, Афина – со змеей. Весь мир смотрелся как некое живое, животно-растительноеи, одновременно, человекообразное целое. В нем были сторукие великаны, кровожадные гидры,полулюди-полурыбыи т. д.

Но постепенно началось осмысление мира как упорядоченности, гармоничности. Это происходило, видимо, в процессе упорядочивания, гармонизации людьми окружающей среды и своей жизни. Знаменитый миф о смене поколений богов, когда старшие боги во главе с Кроном уступили в борьбе младшим (во главе с Зевсом, сыном Крона) – свидетельствует об этом.

Младшие боги, победив старых богов и разнообразных чудовищ, обосновались на горе Олимп, в связи с чем их и назвали олимпийскими божествами. Родилась вторая, наряду с дионисийской (хотя сам Дионис был тоже олимпийцем), линия верований, менее мистическая, более государственная, более гражданская (чем групповая). Это было поколение богов, в котором установилась довольно четкая иерархия и специализация. Кроме Зевса – громовержца и верховного владыки (с его женой – Герой), в мире воцарились: бог моря, брат Зевса, Посейдон; бог подземного царства – Аид со своей супругой Персефоной; бог Гефест, кузнец, основатель и покровитель ремесел; Афина – богиня мудрости

иорганизованной войны; Аполлон – бог света и солнца; Афродита – богиня любви

икрасоты; Гермес – бог торговли и путешествий. И множество других богов, связанных между собой разнообразными родственными и иными отношениями. Очевидно изменились внешний облик богов и их функции. Они стали представляться в виде людей, только более совершенных. Появились и героиполубоги (Геракл, Тезей и др.). Фемида, которая раньше была предвестницей бедствий, превратилась в богиню правопорядка.

Как и везде в древности, в Древней Греции было представление о силе более мощной даже чем боги. Для Древней Греции – это Рок, Судьба, которая олицетворялась вначале в образах трех страшных старух, Мойр, прядущих пряжу. Одна из них в какой-томомент могла перерезать любую из нитей, нитей жизни любого смертного. И боги не могли помешать этому. Однако, в более поздних вариантах представлений о Мойрах они, не теряя своих функций реализации судьбы, стали изображаться в виде послушных молодых и веселых дочерей Зевса.

Гармонизация и облика и функций богов была выражением развития цивилизованности жизни, ее разумности. Греческая олимпийская религия (да и дионисийская) не была догматичной. Греки не создавали особых священных книг, катехизисов, проповедей. Жреческое сословие, в той мере в какой оно было, не стало единым, многочисленным и влиятельным в общественно-политическомплане. Хотя ритуальные обряды греками выполнялись, жертвы богам

приносились, боги почитались, с ними (через оракулов) советовались. Но боги эти были уж очень похожи на людей, как бы даже из плоти и крови. Один из героев Илиады Гомера ранил богиню Афродиту, так что она закричала от боли. Эти боги ссорились между собой, мирились, обманывали друг друга, прелюбодействовали. Но они были бессмертны, порой грозны, величественны. Греки воздвигали им храмы, ставили их статуи, испытывали трепет перед ними. Но не только трепет, а и радостные чувства. Боги не только карали, но и защищали, помогали. Древние греки были людьми верующими. Но веровали они непринужденно. В древнегреческих мифах, традициях человек зачастую бросал вызов богам, и не только богам, но и судьбе.

Как отмечает В. Л. Круглов: “…рок, судьба не есть нечто довлеющее в жизни эллина, а суть “пред-назначение”,в русле которого проявляется и раскрывается человек” [3]. Религиозные представления греков очеловечивались все более. Но, очеловечиваясь, религия становилась мирской, светской. Религиозное чувство постепенно стало сливаться с полисным, патриотическим, гражданским чувством. В каждом полисе чтили по предпочтению своих богов. А в позднегреческой истории появился и явный скептицизм в отношении к богам в человеческом облике, да и к богам вообще. От богов начали требовать справедливости. Это и многое другое привело к сомнению в их существовании. В Древней Греции очевидно проявилась тенденция к преодолению многобожия, к вере в одну высшую, в известной мере абстрактную, силу. Тяготение к этому не в последнюю очередь продуцировалось характером развития античной науки, древнегреческой философии.

Древнегреческая наука и философия

Наука сама по себе не является феноменом культуры. Но она связана и с цивилизацией и с культурой теснейшим образом. Во-первых,цивилизация немыслима без познания, а прогресс ее без научного познания.Во-вторых,культура: ее уровень, характер, функционирование, – зависит от степени и характера развития познания. Тем более в условиях, в которых это знание еще во многом целостно, когда еще нет развитой специализации наук и ученых, когда ученый, философ, естествоиспытатель, гуманитарий – это одно лицо. В античности это именно так. Наука в это время философична, а философия практична, хотя бы в намерении. И философия существует в качестве любви к мудрости (филео – люблю; софия – мудрость).

Для античной науки и философии характерны, с одной стороны, утилитарность (практичность), тяготение к рационализованности знания. Недаром выше всего ценилась математика, а в пределах математики – геометрия. Но, с другой стороны, античная наука – еще мифологична, ей свойственны образность

мышления и выражения мысли, проблемность в рассмотрении мира и человека, целостность постановок проблем. Древнегреческие мудрецы, познавая окружающий мир, размышляя о нем и о жизни человека, уже задают философские вопросы: что значит знать? Что есть истина? Что есть благо? И, в конечном счете, так или иначе ставят проблему: как жить человеку в этом мире? Античной философии свойствен широкий и глубокий подход к миру с попытками объять все мироздание в целом и систематизировать все знание.

Древние греки очень высоко ценили разум, знание, мудрость и презирали невежество. В греческий период античность породила колоссальное количество ученых, мыслителей, развивавших разнообразные направления в познании и применении знаний (Фалес, Гераклит, Пифагор, Архимед, Эвклид, Сократ, Платон и т. д. и т. п.). В Древней Греции возникло множество философских школ. Свобода размышления была почти ничем не стеснена. Гениальные догадки, правда, соседствовали с нелепыми представлениями. Скажем, разрабатывавший учение об атомах, философ Демокрит, считал, что магнит притягивает потому, что имеет душу.

Древнегреческая наука была и “инструментом” цивилизации, и ее следствием. И в гораздо большей мере, чем где-либо,в Древней Греции наука, философия, мудрость были в то же время явлениями развивающейся культуры. Применительно к древневосточным цивилизациям то же самое можно сказать орелигиозно-философскихучениях, таких как буддизм. Но в древнегреческой мудростирелигиозно-мистическоесодержание вытеснялосьразумно-логическим.Обожествленным оказался именно разум. Человечность человека связывалась с ним. При этом разумность еще не могла быть и не была сухой рациональностью, а практичность – узкой функциональностью. Разум древних греков поэтичен. Но это разум, поэтичность его не безмерна. Стремление к мере, вообще во всем, – пронизывает мировоззрение древнегреческих мыслителей. Разумный мир – это мир меры, гармонии частей, частей и целого. Разумная жизнь – гармонизированная по высшей мере, устроенная, упорядоченная. Важно, чтобы жизнь строилась не в соответствии с, как угодно увиденной, природой вещей, а исходя из того, как человеческий разум (человеческая природа), человеческий дух постигли действенную природу сущего. В. Л. Круглов недаром замечает, что для греков: “Логос – размеренность, упорядоченность, гармоничность течения жизни,

– выше, совершеннее стихии проявления алогического, случайного, спонтанного” [4]. Античная рациональность, разумность не только объясняла мир и жизнь, но поддерживала стабильность жизни не на основе соблюдения ритуалов, традиций, “естественного” порядка вещей и отношений, а на основе признания разумности и нравственности порядка, гармонии, и неразумности, безнравственности хаоса, анархии, дисгармонии.

Именно исходя из так трактуемой разумности древнегреческая философия в качестве одной из высших ценностей выдвигает добродетель, нравственность в отношениях людей друг к другу, в поведении человека разумного.

studfiles.net

Глава 11. Древние ценности для нового поколения

293

«Врача-христианина от языческого отличало не фундаментальное изменение профессиональных нравственных принципов, а новое отношение к вере и церкви»

323

Христианский вклад в формирование врачебных идеалов

Христианство не просто соседствовало с древней гиппократов-ской традицией — оно радикальным образом изменило понимание целей и назначения медицины.

Во-первых, христианское мировоззрение подчеркивало важность естественного миропорядка. Создавая вселенную, Бог заложил в нее определенные принципы, обусловившие физическую структуру че­ловека. Об этом говорится в главе 2 Бытия. Как отмечал через мно­го веков Ньютон, «изучая организм, врач-христианин познавал Бо­жий замысел». Более того, при создании вселенной Бог вложил в творение скрытую нравственную структуру. Уважительно и благого­вейно относясь к человеческой жизни, доктора действовали в соот­ветствии с нравственным порядком, действующим во вселенной.

Во-вторых, как говорилось выше, акт воплощения подтвердил непреходящую ценность человеческого тела. Таким образом, хрис­тианские врачи, постигая неповторимую природу человека, стали относиться к ней с еще большим восхищением и уважением, пото­му что Сам Господь сошел на землю в человеческом теле. Телесное воскресение Христа провозгласило вотум доверия человечеству и творению в целом. Следовательно, человеческая природа уже не считалась преградой между Богом и человеком. Напротив, именно через нее Бог явил себя людям. Христианство внесло в традиции Гиппократа элементы новой антропологии, нового взгляда на чело­века как носителя божественного образа и члена единой вселенской семьи. Кроме того, оно принесло с собой нравственную систему, в которой честность, правдивость и верность человека считались частью нравственного порядка, заложенного во вселенной.

В-третьих, христианское мировоззрение указывало на более глу­бокую реальность, стоящую за физическим миром. Физический аспект вселенной является важной, но не важнейшей частью реаль­ности. В греческом языке глагол sozo может означать «спасаю» или «исцеляю». Неудивительно, что из всех трех Евангелий это слово

чаще всего используется у врача Луки. Возможно, Лука восхищался глубиной и утонченностью этого глагола. Он сознавал, что в служе­нии Иисуса Христа физическое и духовное исцеление шли рука об руку. Это были две стороны одной медали. Иисус помогал людям не убежать от своей человечности, но стать такими, какими они дол­жны бы быть с самого начала. Таким образом, христиане понимали важность физического исцеления и осознавали, что за физическим телом простирается более глубокая и прекрасная реальность. Фи­зическое тело не единственно важный элемент, людям было нужно более глубокое исцеление. Христиане подтверждали важность и ценность медицинской профессии, и вместе с тем преобразовыва­ли ее роль.

В-четвертых, христианство подарило миру новое определение понятия «ближний». Ветхозаветный закон говорил о долге перед ближними, особенно беззащитными — сиротами, вдовами, бед­ными и пришельцами. Яхве, всемогущий Господь, провозгласил Себя защитником этих людей, а следовательно, Его последовате­ли тоже должны их защищать. Любовь к ближнему предписыва­лась иудейской Торой: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Рав­вины толковали это повеление очень узко. Мой ближний — это тот, кто живет рядом, а мой друг и соотечественник — тот, кто по­хож на меня.

Иисус соединил две ветхозаветные заповеди — любить Бога и любить ближнего (Мк. 12:28—31). Этим Он подчеркнул взаимосвязь между двумя заповедями, ведь, любя и уважая своего ближнего, мы отдаем честь Богу, чей образ этот человек носит. В Евангелии от Луки показано (Лк. 10:25—37), что Иисус дал новое и неожиданное тол­кование этим заповедям.

Этот отрывок настолько нам знаком, что потерял свою первона­чальную силу. Законник вступил в разговор с Иисусом и задал про­стой, можно сказать, риторический вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Иисус ответил вопросом на вопрос: «В законе что написано? как читаешь?»

Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

294

На грани жизни и смерти

studfiles.net

Глава 11. Древние ценности для нового поколения

311

коммунистом». Мало христианских мыслителей подробно обсуж­дали тему распределения средств, здесь требуется свежее, новатор­ское и практичное мышление. Как и многие другие медработники, я вынужден признать, что мои возможности и знания в этой облас­ти ограничены. Я только могу попытаться очертить общие принци­пы, основанные на христианском мировоззрении.

  1. Распределение ресурсов должно происходить открытым и до­ступным для внешней проверки способом. Решения могут бытьоспорены в общественных дискуссиях при демократичном обсужде­нии. Необходимо создать систему бухгалтерии, которая предотвра­тила бы злоупотребления со стороны руководства. Процент госу­дарственного бюджета Великобритании, выделяемый на нуждыздравоохранения страны, меньше, чем в подавляющем большинстверазвитых стран. Мы так мало тратим, потому что простые люди Ве­ликобритании решили, что здоровье не входит в список их приори­тетов? Или потому, что люди этой страны меньше всего нуждаютсяв здравоохранении? Конечно, нет. Действительно, английская сис­тема здравоохранения, с экономической точки зрения, является од­ной из самых эффективных в мире. Однако проценты бюджета и егостатьи, хотя бы отчасти, — результат тайных решений политиков ичиновников. Редко когда обществу предоставляется возможностьоткрыто обсудить вопрос о желаемых масштабах финансированияздоровья страны. Начиная с момента создания государственнойсистемы здравоохранения, демократические силы в обществе несмогли создать условия для настоящей открытой дискуссии по про­блемам здоровья. С другой стороны, по сравнению с другими стра­нами, мы тратим меньший процент бюджета на медицинские нуж­ды развивающихся стран. Это происходит потому, что Великобри­тания больше сконцентрирована на собственных нуждах и менеевеликодушна, чем другие страны? На мой взгляд, это еще один при­мер реализации принципов демократии, бросающий вызов хрис­тианскому политику, который не боится новаторских подходов вмышлении и действии.

  2. Мы призваны продемонстрировать реальную заботу о слабыхи беззащитных в нашем обществе. Необходимо защищать тех, ктоподобен вдовам, сиротам и странникам времен Ветхого Завета: плодс пороками развития, умирающих, инвалидов, больных генетичес­кими заболеваниями, пожилых, иммигрантов, переживших наси-

лие детей, больных психическими заболеваниями. Необходима та­кая система распределения средств, которая не позволит сильным мира всего, имеющим вес в обществе, стоящим у экономических рычагов власти, заглушить голос беззащитных. Новая биотехноло­гическая индустрия обладает мощным экономическим потенциа­лом, способным изменить приоритеты здравоохранения, вытеснить старомодную низкотехнологичную медицину, заменив ее на захва­тывающие дух новые, высокотехнологичные методы лечения. Нам необходимо создать систему, которая будет противостоять все воз­растающей власти экономических интересов в медицинской сфере.

3. Нам необходимо стремиться к равенству и справедливости, кпреодолению социальных, расовых и географических разделений.Если мы все входим в единую семью, объединенную взаимной обя­занностью нести бремена друг друга, то нужно проявлять заботу окаждом, руководствуясь принципами равенства и справедливости.Явное неравенство при предоставлении медицинских услуг нано­сит ущерб благосостоянию и сплоченности общества. И, конечноже, наиболее остро вопрос встает при обсуждении неизбежного нера­венства, экономической пропасти между системами здравоохране­ния богатых и бедных стран. Такое неравенство представляет собойпостыдное оскорбление, наносимое достоинству всей человеческойсемьи. Как и раньше, христианам нужно возглавить движение запреодоление неравенства в распределении мировых ресурсов.

  1. Необходимо оказывать сопротивление редукционизму в эко­номике, стремящемуся измерять ценность и пользу от медицинскихуслуг исключительно в денежных единицах. В качестве альтернати­вы при решении экономических проблем необходимо разработатьцелостный подход к больному, который учитывал бы не только фи­нансовую сторону и вопросы эффективной траты средств (что нуж­но учитывать рачительному администратору), но и человеческую,социальную, духовную стороны лечения.

  2. Следует распределять ограниченные ресурсы, основываясь напринципах необходимости и эффективности, вне зависимости отпрошлых ошибок человека. Конечно, этот принцип поднимает важ­ный вопрос о личной ответственности человека за поступки, кото­рые привели к потере здоровья. Но Христос учит нас, что сострада­ние должно быть нелицеприятным, его следует проявлять ко всем,заслужили они его или нет. Мы уже приводили цитату из Нагорной

312

На грани жизни и смерти

проповеди Христа: «Говорю вам: любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добры­ми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45). Нам необходимо найти новые способы сочетания исконных библейских принципов социальной справедливости и сострадания.

6. Нужно содействовать формированию в обществе реалистич­ных ожиданий по отношению к возможностям современной меди­цины, способствовать осознанию, что медицина имеет свои огра­ничения, продиктованные несовершенными знаниями и опытом, ограниченными ресурсами и, наконец, самой природой человечес­кого организма. Нам, как христианам, необходимо противостоять слепым попыткам современной медицины найти при помощи тех­нологии решение всех человеческих проблем.

Таково краткое описание принципов, которыми нам следует ру­ководствоваться при поиске решений проблемы распределения ре­сурсов. Я прекрасно понимаю, что недостаточно просто изложить теоретические подходы без описания практических шагов для ис­правления ситуации в нашем обществе. Нам крайне необходима помощь тех, кто обладает необходимым опытом и знаниями для превращения этих принципов в реальные проекты на всех уровнях: местном, государственном и международном.

Вклад христиан в дискуссию о фундаментальных ценностях

Христианство дает ответы на названные выше вопросы. Во-пер­вых, что значит быть здоровым человеком? Вместо философии «Лего» мы можем предложить библейскую антропологию, которая рассматривает человека как поврежденный шедевр. Руководствуясь этим принципом, медработники могут вернуть себе чувство восхи­щения при виде тайны и достоинства жизни каждого человека, за­висимого, созданного из праха земного, падшего, но продолжаю­щего оставаться Божьим шедевром, частью творческого замысла Бога, плотью, в которой пришел Сам Господь.

Во-вторых, в чем заключается предназначение медицины? Ка­кова конечная цель медицинской профессии? Кто мы? Ученые, тех­нологи, жрецы мирской философии, строители общества? Нет, наше

предназначение — восстановить образцы искусства. Мы стремим­ся защитить поврежденный Божий шедевр и восстановить его от дальнейшего повреждения. Наша цель — с помощью современной технологии возродить первоначальные намерения Автора, Его твор­ческий замысел. А значит, нужно понимать, что возможности ме­дицины не бесконечны. Наши знания не совершенны, ресурсы не безграничны, цели не беспредельны. Мы не сможем решить все су­ществующие в мире проблемы. У нас не получится дать каждому совершенного ребенка или совершенный организм. Человечество не способно уничтожить страдания и сделать каждого счастливым и довольным. Мы не сможем продлить жизнь каждого до 120 лет. Наши желания не могут быть беспредельны. Врачи, как и все обще­ство, должны заново усвоить истину, что технология не способна решить все до единой проблемы человеческого бытия. Изобрета­тельность человека не сможет устранить последствия древнего про­клятия: боль, тщету, страдания, смерть. Напротив, медицина при­звана физически быть рядом с теми, кто сталкивается с тайной стра­дания, и оказывать им помощь, чтобы «объединить больных и здоровых в единую семью»339.

В-третьих, христианство дарит миру новые модели заботы о

больных.

studfiles.net

Глава 11. Древние ценности для нового поколения

311

коммунистом». Мало христианских мыслителей подробно обсуж­дали тему распределения средств, здесь требуется свежее, новатор­ское и практичное мышление. Как и многие другие медработники, я вынужден признать, что мои возможности и знания в этой облас­ти ограничены. Я только могу попытаться очертить общие принци­пы, основанные на христианском мировоззрении.

  1. Распределение ресурсов должно происходить открытым и до­ступным для внешней проверки способом. Решения могут бытьоспорены в общественных дискуссиях при демократичном обсужде­нии. Необходимо создать систему бухгалтерии, которая предотвра­тила бы злоупотребления со стороны руководства. Процент госу­дарственного бюджета Великобритании, выделяемый на нуждыздравоохранения страны, меньше, чем в подавляющем большинстверазвитых стран. Мы так мало тратим, потому что простые люди Ве­ликобритании решили, что здоровье не входит в список их приори­тетов? Или потому, что люди этой страны меньше всего нуждаютсяв здравоохранении? Конечно, нет. Действительно, английская сис­тема здравоохранения, с экономической точки зрения, является од­ной из самых эффективных в мире. Однако проценты бюджета и егостатьи, хотя бы отчасти, — результат тайных решений политиков ичиновников. Редко когда обществу предоставляется возможностьоткрыто обсудить вопрос о желаемых масштабах финансированияздоровья страны. Начиная с момента создания государственнойсистемы здравоохранения, демократические силы в обществе несмогли создать условия для настоящей открытой дискуссии по про­блемам здоровья. С другой стороны, по сравнению с другими стра­нами, мы тратим меньший процент бюджета на медицинские нуж­ды развивающихся стран. Это происходит потому, что Великобри­тания больше сконцентрирована на собственных нуждах и менеевеликодушна, чем другие страны? На мой взгляд, это еще один при­мер реализации принципов демократии, бросающий вызов хрис­тианскому политику, который не боится новаторских подходов вмышлении и действии.

  2. Мы призваны продемонстрировать реальную заботу о слабыхи беззащитных в нашем обществе. Необходимо защищать тех, ктоподобен вдовам, сиротам и странникам времен Ветхого Завета: плодс пороками развития, умирающих, инвалидов, больных генетичес­кими заболеваниями, пожилых, иммигрантов, переживших наси-

лие детей, больных психическими заболеваниями. Необходима та­кая система распределения средств, которая не позволит сильным мира всего, имеющим вес в обществе, стоящим у экономических рычагов власти, заглушить голос беззащитных. Новая биотехноло­гическая индустрия обладает мощным экономическим потенциа­лом, способным изменить приоритеты здравоохранения, вытеснить старомодную низкотехнологичную медицину, заменив ее на захва­тывающие дух новые, высокотехнологичные методы лечения. Нам необходимо создать систему, которая будет противостоять все воз­растающей власти экономических интересов в медицинской сфере.

3. Нам необходимо стремиться к равенству и справедливости, кпреодолению социальных, расовых и географических разделений.Если мы все входим в единую семью, объединенную взаимной обя­занностью нести бремена друг друга, то нужно проявлять заботу окаждом, руководствуясь принципами равенства и справедливости.Явное неравенство при предоставлении медицинских услуг нано­сит ущерб благосостоянию и сплоченности общества. И, конечноже, наиболее остро вопрос встает при обсуждении неизбежного нера­венства, экономической пропасти между системами здравоохране­ния богатых и бедных стран. Такое неравенство представляет собойпостыдное оскорбление, наносимое достоинству всей человеческойсемьи. Как и раньше, христианам нужно возглавить движение запреодоление неравенства в распределении мировых ресурсов.

  1. Необходимо оказывать сопротивление редукционизму в эко­номике, стремящемуся измерять ценность и пользу от медицинскихуслуг исключительно в денежных единицах. В качестве альтернати­вы при решении экономических проблем необходимо разработатьцелостный подход к больному, который учитывал бы не только фи­нансовую сторону и вопросы эффективной траты средств (что нуж­но учитывать рачительному администратору), но и человеческую,социальную, духовную стороны лечения.

  2. Следует распределять ограниченные ресурсы, основываясь напринципах необходимости и эффективности, вне зависимости отпрошлых ошибок человека. Конечно, этот принцип поднимает важ­ный вопрос о личной ответственности человека за поступки, кото­рые привели к потере здоровья. Но Христос учит нас, что сострада­ние должно быть нелицеприятным, его следует проявлять ко всем,заслужили они его или нет. Мы уже приводили цитату из Нагорной

312

На грани жизни и смерти

проповеди Христа: «Говорю вам: любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добры­ми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45). Нам необходимо найти новые способы сочетания исконных библейских принципов социальной справедливости и сострадания.

6. Нужно содействовать формированию в обществе реалистич­ных ожиданий по отношению к возможностям современной меди­цины, способствовать осознанию, что медицина имеет свои огра­ничения, продиктованные несовершенными знаниями и опытом, ограниченными ресурсами и, наконец, самой природой человечес­кого организма. Нам, как христианам, необходимо противостоять слепым попыткам современной медицины найти при помощи тех­нологии решение всех человеческих проблем.

Таково краткое описание принципов, которыми нам следует ру­ководствоваться при поиске решений проблемы распределения ре­сурсов. Я прекрасно понимаю, что недостаточно просто изложить теоретические подходы без описания практических шагов для ис­правления ситуации в нашем обществе. Нам крайне необходима помощь тех, кто обладает необходимым опытом и знаниями для превращения этих принципов в реальные проекты на всех уровнях: местном, государственном и международном.

Вклад христиан в дискуссию о фундаментальных ценностях

Христианство дает ответы на названные выше вопросы. Во-пер­вых, что значит быть здоровым человеком? Вместо философии «Лего» мы можем предложить библейскую антропологию, которая рассматривает человека как поврежденный шедевр. Руководствуясь этим принципом, медработники могут вернуть себе чувство восхи­щения при виде тайны и достоинства жизни каждого человека, за­висимого, созданного из праха земного, падшего, но продолжаю­щего оставаться Божьим шедевром, частью творческого замысла Бога, плотью, в которой пришел Сам Господь.

Во-вторых, в чем заключается предназначение медицины? Ка­кова конечная цель медицинской профессии? Кто мы? Ученые, тех­нологи, жрецы мирской философии, строители общества? Нет, наше

предназначение — восстановить образцы искусства. Мы стремим­ся защитить поврежденный Божий шедевр и восстановить его от дальнейшего повреждения. Наша цель — с помощью современной технологии возродить первоначальные намерения Автора, Его твор­ческий замысел. А значит, нужно понимать, что возможности ме­дицины не бесконечны. Наши знания не совершенны, ресурсы не безграничны, цели не беспредельны. Мы не сможем решить все су­ществующие в мире проблемы. У нас не получится дать каждому совершенного ребенка или совершенный организм. Человечество не способно уничтожить страдания и сделать каждого счастливым и довольным. Мы не сможем продлить жизнь каждого до 120 лет. Наши желания не могут быть беспредельны. Врачи, как и все обще­ство, должны заново усвоить истину, что технология не способна решить все до единой проблемы человеческого бытия. Изобрета­тельность человека не сможет устранить последствия древнего про­клятия: боль, тщету, страдания, смерть. Напротив, медицина при­звана физически быть рядом с теми, кто сталкивается с тайной стра­дания, и оказывать им помощь, чтобы «объединить больных и здоровых в единую семью»339.

В-третьих, христианство дарит миру новые модели заботы о

больных.

studfiles.net

Глава 11. Древние ценности для нового поколения

311

коммунистом». Мало христианских мыслителей подробно обсуж­дали тему распределения средств, здесь требуется свежее, новатор­ское и практичное мышление. Как и многие другие медработники, я вынужден признать, что мои возможности и знания в этой облас­ти ограничены. Я только могу попытаться очертить общие принци­пы, основанные на христианском мировоззрении.

  1. Распределение ресурсов должно происходить открытым и до­ступным для внешней проверки способом. Решения могут бытьоспорены в общественных дискуссиях при демократичном обсужде­нии. Необходимо создать систему бухгалтерии, которая предотвра­тила бы злоупотребления со стороны руководства. Процент госу­дарственного бюджета Великобритании, выделяемый на нуждыздравоохранения страны, меньше, чем в подавляющем большинстверазвитых стран. Мы так мало тратим, потому что простые люди Ве­ликобритании решили, что здоровье не входит в список их приори­тетов? Или потому, что люди этой страны меньше всего нуждаютсяв здравоохранении? Конечно, нет. Действительно, английская сис­тема здравоохранения, с экономической точки зрения, является од­ной из самых эффективных в мире. Однако проценты бюджета и егостатьи, хотя бы отчасти, — результат тайных решений политиков ичиновников. Редко когда обществу предоставляется возможностьоткрыто обсудить вопрос о желаемых масштабах финансированияздоровья страны. Начиная с момента создания государственнойсистемы здравоохранения, демократические силы в обществе несмогли создать условия для настоящей открытой дискуссии по про­блемам здоровья. С другой стороны, по сравнению с другими стра­нами, мы тратим меньший процент бюджета на медицинские нуж­ды развивающихся стран. Это происходит потому, что Великобри­тания больше сконцентрирована на собственных нуждах и менеевеликодушна, чем другие страны? На мой взгляд, это еще один при­мер реализации принципов демократии, бросающий вызов хрис­тианскому политику, который не боится новаторских подходов вмышлении и действии.

  2. Мы призваны продемонстрировать реальную заботу о слабыхи беззащитных в нашем обществе. Необходимо защищать тех, ктоподобен вдовам, сиротам и странникам времен Ветхого Завета: плодс пороками развития, умирающих, инвалидов, больных генетичес­кими заболеваниями, пожилых, иммигрантов, переживших наси-

лие детей, больных психическими заболеваниями. Необходима та­кая система распределения средств, которая не позволит сильным мира всего, имеющим вес в обществе, стоящим у экономических рычагов власти, заглушить голос беззащитных. Новая биотехноло­гическая индустрия обладает мощным экономическим потенциа­лом, способным изменить приоритеты здравоохранения, вытеснить старомодную низкотехнологичную медицину, заменив ее на захва­тывающие дух новые, высокотехнологичные методы лечения. Нам необходимо создать систему, которая будет противостоять все воз­растающей власти экономических интересов в медицинской сфере.

3. Нам необходимо стремиться к равенству и справедливости, кпреодолению социальных, расовых и географических разделений.Если мы все входим в единую семью, объединенную взаимной обя­занностью нести бремена друг друга, то нужно проявлять заботу окаждом, руководствуясь принципами равенства и справедливости.Явное неравенство при предоставлении медицинских услуг нано­сит ущерб благосостоянию и сплоченности общества. И, конечноже, наиболее остро вопрос встает при обсуждении неизбежного нера­венства, экономической пропасти между системами здравоохране­ния богатых и бедных стран. Такое неравенство представляет собойпостыдное оскорбление, наносимое достоинству всей человеческойсемьи. Как и раньше, христианам нужно возглавить движение запреодоление неравенства в распределении мировых ресурсов.

  1. Необходимо оказывать сопротивление редукционизму в эко­номике, стремящемуся измерять ценность и пользу от медицинскихуслуг исключительно в денежных единицах. В качестве альтернати­вы при решении экономических проблем необходимо разработатьцелостный подход к больному, который учитывал бы не только фи­нансовую сторону и вопросы эффективной траты средств (что нуж­но учитывать рачительному администратору), но и человеческую,социальную, духовную стороны лечения.

  2. Следует распределять ограниченные ресурсы, основываясь напринципах необходимости и эффективности, вне зависимости отпрошлых ошибок человека. Конечно, этот принцип поднимает важ­ный вопрос о личной ответственности человека за поступки, кото­рые привели к потере здоровья. Но Христос учит нас, что сострада­ние должно быть нелицеприятным, его следует проявлять ко всем,заслужили они его или нет. Мы уже приводили цитату из Нагорной

312

На грани жизни и смерти

проповеди Христа: «Говорю вам: любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добры­ми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45). Нам необходимо найти новые способы сочетания исконных библейских принципов социальной справедливости и сострадания.

6. Нужно содействовать формированию в обществе реалистич­ных ожиданий по отношению к возможностям современной меди­цины, способствовать осознанию, что медицина имеет свои огра­ничения, продиктованные несовершенными знаниями и опытом, ограниченными ресурсами и, наконец, самой природой человечес­кого организма. Нам, как христианам, необходимо противостоять слепым попыткам современной медицины найти при помощи тех­нологии решение всех человеческих проблем.

Таково краткое описание принципов, которыми нам следует ру­ководствоваться при поиске решений проблемы распределения ре­сурсов. Я прекрасно понимаю, что недостаточно просто изложить теоретические подходы без описания практических шагов для ис­правления ситуации в нашем обществе. Нам крайне необходима помощь тех, кто обладает необходимым опытом и знаниями для превращения этих принципов в реальные проекты на всех уровнях: местном, государственном и международном.

Вклад христиан в дискуссию о фундаментальных ценностях

Христианство дает ответы на названные выше вопросы. Во-пер­вых, что значит быть здоровым человеком? Вместо философии «Лего» мы можем предложить библейскую антропологию, которая рассматривает человека как поврежденный шедевр. Руководствуясь этим принципом, медработники могут вернуть себе чувство восхи­щения при виде тайны и достоинства жизни каждого человека, за­висимого, созданного из праха земного, падшего, но продолжаю­щего оставаться Божьим шедевром, частью творческого замысла Бога, плотью, в которой пришел Сам Господь.

Во-вторых, в чем заключается предназначение медицины? Ка­кова конечная цель медицинской профессии? Кто мы? Ученые, тех­нологи, жрецы мирской философии, строители общества? Нет, наше

предназначение — восстановить образцы искусства. Мы стремим­ся защитить поврежденный Божий шедевр и восстановить его от дальнейшего повреждения. Наша цель — с помощью современной технологии возродить первоначальные намерения Автора, Его твор­ческий замысел. А значит, нужно понимать, что возможности ме­дицины не бесконечны. Наши знания не совершенны, ресурсы не безграничны, цели не беспредельны. Мы не сможем решить все су­ществующие в мире проблемы. У нас не получится дать каждому совершенного ребенка или совершенный организм. Человечество не способно уничтожить страдания и сделать каждого счастливым и довольным. Мы не сможем продлить жизнь каждого до 120 лет. Наши желания не могут быть беспредельны. Врачи, как и все обще­ство, должны заново усвоить истину, что технология не способна решить все до единой проблемы человеческого бытия. Изобрета­тельность человека не сможет устранить последствия древнего про­клятия: боль, тщету, страдания, смерть. Напротив, медицина при­звана физически быть рядом с теми, кто сталкивается с тайной стра­дания, и оказывать им помощь, чтобы «объединить больных и здоровых в единую семью»339.

В-третьих, христианство дарит миру новые модели заботы о

больных.

studfiles.net

Глава 11. Древние ценности для нового поколения

311

коммунистом». Мало христианских мыслителей подробно обсуж­дали тему распределения средств, здесь требуется свежее, новатор­ское и практичное мышление. Как и многие другие медработники, я вынужден признать, что мои возможности и знания в этой облас­ти ограничены. Я только могу попытаться очертить общие принци­пы, основанные на христианском мировоззрении.

  1. Распределение ресурсов должно происходить открытым и до­ступным для внешней проверки способом. Решения могут бытьоспорены в общественных дискуссиях при демократичном обсужде­нии. Необходимо создать систему бухгалтерии, которая предотвра­тила бы злоупотребления со стороны руководства. Процент госу­дарственного бюджета Великобритании, выделяемый на нуждыздравоохранения страны, меньше, чем в подавляющем большинстверазвитых стран. Мы так мало тратим, потому что простые люди Ве­ликобритании решили, что здоровье не входит в список их приори­тетов? Или потому, что люди этой страны меньше всего нуждаютсяв здравоохранении? Конечно, нет. Действительно, английская сис­тема здравоохранения, с экономической точки зрения, является од­ной из самых эффективных в мире. Однако проценты бюджета и егостатьи, хотя бы отчасти, — результат тайных решений политиков ичиновников. Редко когда обществу предоставляется возможностьоткрыто обсудить вопрос о желаемых масштабах финансированияздоровья страны. Начиная с момента создания государственнойсистемы здравоохранения, демократические силы в обществе несмогли создать условия для настоящей открытой дискуссии по про­блемам здоровья. С другой стороны, по сравнению с другими стра­нами, мы тратим меньший процент бюджета на медицинские нуж­ды развивающихся стран. Это происходит потому, что Великобри­тания больше сконцентрирована на собственных нуждах и менеевеликодушна, чем другие страны? На мой взгляд, это еще один при­мер реализации принципов демократии, бросающий вызов хрис­тианскому политику, который не боится новаторских подходов вмышлении и действии.

  2. Мы призваны продемонстрировать реальную заботу о слабыхи беззащитных в нашем обществе. Необходимо защищать тех, ктоподобен вдовам, сиротам и странникам времен Ветхого Завета: плодс пороками развития, умирающих, инвалидов, больных генетичес­кими заболеваниями, пожилых, иммигрантов, переживших наси-

лие детей, больных психическими заболеваниями. Необходима та­кая система распределения средств, которая не позволит сильным мира всего, имеющим вес в обществе, стоящим у экономических рычагов власти, заглушить голос беззащитных. Новая биотехноло­гическая индустрия обладает мощным экономическим потенциа­лом, способным изменить приоритеты здравоохранения, вытеснить старомодную низкотехнологичную медицину, заменив ее на захва­тывающие дух новые, высокотехнологичные методы лечения. Нам необходимо создать систему, которая будет противостоять все воз­растающей власти экономических интересов в медицинской сфере.

3. Нам необходимо стремиться к равенству и справедливости, кпреодолению социальных, расовых и географических разделений.Если мы все входим в единую семью, объединенную взаимной обя­занностью нести бремена друг друга, то нужно проявлять заботу окаждом, руководствуясь принципами равенства и справедливости.Явное неравенство при предоставлении медицинских услуг нано­сит ущерб благосостоянию и сплоченности общества. И, конечноже, наиболее остро вопрос встает при обсуждении неизбежного нера­венства, экономической пропасти между системами здравоохране­ния богатых и бедных стран. Такое неравенство представляет собойпостыдное оскорбление, наносимое достоинству всей человеческойсемьи. Как и раньше, христианам нужно возглавить движение запреодоление неравенства в распределении мировых ресурсов.

  1. Необходимо оказывать сопротивление редукционизму в эко­номике, стремящемуся измерять ценность и пользу от медицинскихуслуг исключительно в денежных единицах. В качестве альтернати­вы при решении экономических проблем необходимо разработатьцелостный подход к больному, который учитывал бы не только фи­нансовую сторону и вопросы эффективной траты средств (что нуж­но учитывать рачительному администратору), но и человеческую,социальную, духовную стороны лечения.

  2. Следует распределять ограниченные ресурсы, основываясь напринципах необходимости и эффективности, вне зависимости отпрошлых ошибок человека. Конечно, этот принцип поднимает важ­ный вопрос о личной ответственности человека за поступки, кото­рые привели к потере здоровья. Но Христос учит нас, что сострада­ние должно быть нелицеприятным, его следует проявлять ко всем,заслужили они его или нет. Мы уже приводили цитату из Нагорной

312

На грани жизни и смерти

проповеди Христа: «Говорю вам: любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добры­ми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45). Нам необходимо найти новые способы сочетания исконных библейских принципов социальной справедливости и сострадания.

6. Нужно содействовать формированию в обществе реалистич­ных ожиданий по отношению к возможностям современной меди­цины, способствовать осознанию, что медицина имеет свои огра­ничения, продиктованные несовершенными знаниями и опытом, ограниченными ресурсами и, наконец, самой природой человечес­кого организма. Нам, как христианам, необходимо противостоять слепым попыткам современной медицины найти при помощи тех­нологии решение всех человеческих проблем.

Таково краткое описание принципов, которыми нам следует ру­ководствоваться при поиске решений проблемы распределения ре­сурсов. Я прекрасно понимаю, что недостаточно просто изложить теоретические подходы без описания практических шагов для ис­правления ситуации в нашем обществе. Нам крайне необходима помощь тех, кто обладает необходимым опытом и знаниями для превращения этих принципов в реальные проекты на всех уровнях: местном, государственном и международном.

Вклад христиан в дискуссию о фундаментальных ценностях

Христианство дает ответы на названные выше вопросы. Во-пер­вых, что значит быть здоровым человеком? Вместо философии «Лего» мы можем предложить библейскую антропологию, которая рассматривает человека как поврежденный шедевр. Руководствуясь этим принципом, медработники могут вернуть себе чувство восхи­щения при виде тайны и достоинства жизни каждого человека, за­висимого, созданного из праха земного, падшего, но продолжаю­щего оставаться Божьим шедевром, частью творческого замысла Бога, плотью, в которой пришел Сам Господь.

Во-вторых, в чем заключается предназначение медицины? Ка­кова конечная цель медицинской профессии? Кто мы? Ученые, тех­нологи, жрецы мирской философии, строители общества? Нет, наше

предназначение — восстановить образцы искусства. Мы стремим­ся защитить поврежденный Божий шедевр и восстановить его от дальнейшего повреждения. Наша цель — с помощью современной технологии возродить первоначальные намерения Автора, Его твор­ческий замысел. А значит, нужно понимать, что возможности ме­дицины не бесконечны. Наши знания не совершенны, ресурсы не безграничны, цели не беспредельны. Мы не сможем решить все су­ществующие в мире проблемы. У нас не получится дать каждому совершенного ребенка или совершенный организм. Человечество не способно уничтожить страдания и сделать каждого счастливым и довольным. Мы не сможем продлить жизнь каждого до 120 лет. Наши желания не могут быть беспредельны. Врачи, как и все обще­ство, должны заново усвоить истину, что технология не способна решить все до единой проблемы человеческого бытия. Изобрета­тельность человека не сможет устранить последствия древнего про­клятия: боль, тщету, страдания, смерть. Напротив, медицина при­звана физически быть рядом с теми, кто сталкивается с тайной стра­дания, и оказывать им помощь, чтобы «объединить больных и здоровых в единую семью»339.

В-третьих, христианство дарит миру новые модели заботы о

больных.

studfiles.net


Смотрите также