Древний учитель. Старейший учитель России приучает детей к пятеркам в школе и в жизни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех. Древний учитель


Конспект по истории "История первых учителей"

Содержание

I. Введение ……………………………………………………………………….3

II. Основная часть……………………………………………………………….5

  1. История первых учителей………………………………………………...5

1.1 Классификация школ………………………………………………………...6

1.2 Первая школа Руси………………………………………………………….10

2. Первая азбука Руси………………………………………………………11

2.1 Правила обращения с книгой………………………………………………12

2.2 Наставления для учеников………………………………………………….13

2.3 Распорядок дня в Древнерусской школе…………………………………..14

III. Заключение…………………………………………………………………15

IV. Список используемых источников и литературы…………………….16

Введение

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество.

Педагогика – осмысление воспитания.

С. И. Гессен.

Мы все знаем, что 2010 год был объявлен годом учителя. И меня заинтересовала тема, связанная с такой замечательной профессией. Так как в жизни нас окружают учителя. Мне стало интересно, откуда и как появились первые учителя. Поэтому я решил подробнее узнать об истории первых учителей.

Слово педагогика происходит от греческого, что означает буквально «детоведение, детовождение», т. к в Древней Греции некоторые рабы должны были отводить детей своего хозяина в школу. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний вначале XVII в. Английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Цель моей работы: исследовать историю появления первых учителей.

Задачи работы:

  • Познакомиться с историей появления первых учителей.

  • Узнать об образовании первых школ.

  • Познакомиться с первой книгой «Азбуковник».

Гипотеза исследования: школа является важным фактором в образовании и обучении.

Объект исследования: является история первых учителей и появление первых школ на Руси.

Время проведения исследования: составляет 6 месяцев.

hello_html_m6a0bbcd0.png

  1. История первых учителей

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжёлыми, и чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств, пропитания – собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; когда появилось ремесло их стали обучать ремеслу. Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручила старшим, умудренным опытам людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших.

1.1 Классификация школ

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинает складываться первые системы воспитания.

В Спарте сложилась особенная спартанское государственная воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. В семь лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные учреждения - аггеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в аггеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством.

Наибольшее внимание они уделяли военно – физической подготовки детей, учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и копья, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие – физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в аггеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию детей умения четко и кратко отвечать на вопросы («лаконическая речь»).

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали аггеллы, велись с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которое достигло своего расцвета в пятом веке до нашей эры. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13 - 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, так же использовали камешки и специальную счетную доску напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками. В школе кифариста мальчики получали литературное образование – здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем(бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии(позже гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством.

В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и другие, например, Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста.

В Риме, под влиянием Греции возникли грамматические школы, где дети с 12 до 16 лет обучались сыновья богатых родителей. Им преподавали греческий язык, риторику, литературу и историю. Появились школы риторов(ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии их готовили к высшим государственным должностям. С возникновением Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которой была подготовка преданных императорской власти чиновников.

Когда христианство было господствующей религией должности учителей стали назначать представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более приобретало религиозный характер. Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым – феодальным. Крупной политической силой федерального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средневековья западноевропейского общества.

При монастырях существовали монастырские школы, при церквях – приходские школы. Прежде всего, они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но стечением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя- монахи или священники воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению и счету.

Обучение латинской грамотеев средневековой школе велось и запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа были кафедральные и соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые «7 свободных искусств »: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы получили иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь писать и читать было необязательно. Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К 12-13веку развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской культуры. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистрами, который оплачивал и работу учителей из числа образованных граждан. 14-16 века вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса буржуазия, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода её расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства. В эпоху Возрождения в противовес религиозным, представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалась право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре 14-16 века.

Центром внимания был человек, она получила название гуманистической. Педагоги- гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей. Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов – утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы. Они обсуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребёнку, уважать его как личность. Но влияние гуманистов получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

    1. Первая школа Руси

На Руси задолго до Петра первого существовали многочисленные училища, в крупных городах. Подтверждает это и древний документ- книга «Стоглав». В этой книге содержатся разделы, говорящие об образовании. В них определенно что, училища разрешено содержать лицам духовного звания если соискатель на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать тему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

hello_html_6f966afa.jpghello_html_4820e8d4.jpg

hello_html_m14ba398.jpg

hello_html_m2a7ad510.jpg

  1. Первая азбука Руси

Еще одни свидетельства образования на Руси- рукописные «Азбуковники». Это руководство для учителя подробнейшие наставления ученикам. В нем расписан полный распорядок дня школяра, касающийся не только школы, но поведение за пределами ее. Из «Азбуковника» мы узнаем важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничение к обучению служили лишь нежелание родителей либо бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Рукописные книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное.

hello_html_m38d87307.jpghello_html_m21f6e9e9.jpg

2.1 Правила обращения с книгой

Требовалось чтобы ученики, «замкнув книгу», клали ее печатью к вверху и не оставляли в ней указок, не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще не увлекаться разглядыванием книжных украшений, а стремиться понять написанное в них. Правила отраженные в «Азбуковниках», были единственное требование, запрещающее ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

hello_html_5f776cb2.jpghello_html_4cd65f7c.jpg

    1. Наставления для учеников

Еще одно направление «Азбуковники», говорят о тех обязанностях, которые возлагались в школе на учеников. Они должны были «пристроять школу»: мести мусор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под «светцем»- подставкой для лучины. Освещение школы с помощью лучины также было обязанностью учеников, как топка печей. На такие работы (дежурство) староста школьной дружины назначал учеников посменно. Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежавшем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум вызывал гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог попасть под запрещение содержать училище. Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу и нещадно.

hello_html_3d0c8919.jpg

    1. Распорядок дня в Древнерусской школе

Вообще дисциплина в Древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось трижды в день. В качестве одного наказания существовала порка розгами, это была крайняя и редко применяемая мера. Шалуна могли отправить в чулан или оставить после уроков. Учителя стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и шалостям. Не только в будни, но и праздники, и выходные школяры обязаны были приходить в училище. В праздники они не учились, а отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучение и разъяснение учителя своего о сути праздника того дня. Потом все вместе шли в церковь к литургии. Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае «Азбуковник» не советует их усилено пороть или наказывать, а наоборот наставляет: молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя им примеры «от писания», рассказывая о таких подвижниках благочестия, как Сергей Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось. Из «Азбуковника» видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношений с родителями учеников.

Заключение

Цель работы достигнута: мы узнали об истории появления первых учителей, которая представлена в моей работе. Гипотеза моей работы подтверждена. В ходе работы над данной темой были сделаны выводы, что профессия учитель это самый важный, полезный и очень тяжелый труд. Если бы не было учителя, то мы были бы необразованными и неграмотными людьми. Раньше учитель преподавал все предметы сам, а теперь появились учителя предметники. Например: учитель информатики - ведет урок информатики, учитель рисования- урок изо и т. д.

Список используемых источников и литературы

  1. Педагогика

  2. Http:// www. gala-d.ru/.

  3. Http:// www. eduhmao.ru/info/1/3812/

  4. Http:// www. hist-ped.chat.ru./Hict Ped.htm

infourok.ru

А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех / Newtonew: новости сетевого образования

Из сегодняшнего материала вы узнаете:

  • В какой стране пять тысяч лет назад ученики жили в доме своих учителей?
  • Что должен был уметь уважающий себя древневосточный чиновник?
  • Действительно ли пивной алкоголизм среди несовершеннолетних — бич современности?
  • Как можно слушаться маму и при этом быть самостоятельным?

Всем известно, что Древний Восток — такая же колыбель человеческой цивилизации, как та же Древняя Греция. Хронологически развитие образования и педагогики в древних цивилизациях Востока шло в разное время — от III до II тысячелетия до нашей эры; при этом, несмотря на географическую отдалённость стран Востока друг от друга, путь развития был весьма схож: от традиций семейного воспитания через появление учителей для привилегированных слоёв населения к школам при религиозных учреждениях.

Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Источник: Wikimedia

Такие хрестоматийные литературные памятники Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи, Притчи царя Соломона или индийская Бхагавадгита — это песнь патриархальной семье, послушанию и передаче опыта из поколения в поколение.

Так, в «Притчах» мы читаем:

Слушай, сын, наставления отца и не отбрось древнее установление матери твоей.

Появлению школы во многом поспособствовало возникновение письменности как способа передачи информации. Именно в это время древние цивилизации постепенно начали переходить от устных рассказов и письма рисунками (пиктографического) к клинописи и иероглифам. Восток письменность изобретал и перенимал достаточно быстро. Правда, при этом сама техника письма стала сложнее, что привело к необходимости специально ему обучать. Благодаря этому, а также вследствие отделения умственного труда от физического, и появилась профессия учителя.

Шумеры: Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно

В Междуречье, колыбели цивилизации, возникло несколько древнейших государств, ставших прародительницами многих современных наук. Неудивительно, что уже к III тысячелетию до н.э. здесь появилось множество школ при храмах и библиотеках. Эти школы назывались «эддубами» (в переводе — «дом табличек»). Уже по названию понятно, что здесь готовили прежде всего писцов: писали тогда заострённой палочкой на глиняных табличках. На развалинах Ниневии (столицы Ассирии) были найдены таблички, восславляющие искусство писцов, трудолюбие и самоотдачу:

Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия.

Это неудивительно: работы у писцов древнего мира было много. Только библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала около 24 тысяч клинописных табличек.

Одна из шумерских глиняных табличек. Источник: nkj.ru

Поначалу обучение шло по принципу механического запоминания: учитель представлял таблички-модели, дети их аккуратно переписывали на непросохшие таблички и заучивали. До высыхания учитель мог внести исправления.

Зато потом появились и другие методы обучения, например, дискуссия. В одном из источников приводится такая инструкция учителя к ведению беседы:

Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу «Почему ты не отвечаешь мне?»

Требования к знаниям учеников предъявлялись суровые для тех времён: они должны были уметь выполнять арифметические действия, владеть письмом, разбираться в ритуалах, тканях, металлах и растениях, знать язык жрецов, пастухов и ремесленников. К I тысячелетию до н.э. выпускник эддубы уже мог оперировать логарифмами и извлекать квадратные и кубические корни.  Кроме этого, любой образованный человек обязан был иметь знания в географии, биологии и медицине, уметь принимать аргументированные решения.

А ещё одна шумерская табличка рассказывает о типичном школьном дне в эддубе. Вот как он выглядел:

 — Школьник, куда ты ходишь ежедневно? — спрашивает учитель.

— Я хожу в школу, — отвечает ученик.

— Что ты там делаешь?

— Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне дают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, я вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мой завтрак». Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: «Почему ты опаздываешь?». Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно.  

Египет: Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его

К III тысячелетию до н.э. Древний Египет уже пришёл к основным образовательным принципам, очень схожих с мировоззрением Междуречья: здесь также идеалом гражданина считался стойкий, немногословный, непритязательный человек. Отсюда и жёсткие принципы воспитания. Что интересно, доступ к образованию имели только привилегированные классы, зато внутри него не ущемлялись права девочек: их обучению и обучению мальчиков уделялось равное внимание. Школьников готовили к должностям чиновников, которые в то время занимались не только перекладыванием папирусов. Чиновник вполне мог строить корабли, очищать каналы, охранять границу и руководить войском. Именно поэтому помимо освоения навыков чтения и письма ученики изучали законы, историю, географию, инженерное и военное дело.

Вопреки распространённому мнению, египетские школьники писали отнюдь не на папирусе: он был слишком дорог. Свои упражнения, рисунки, скорописные знаки и иероглифы ученики старательно выводили на пластинках известняка. Уже потом, набив руку, школьник получал драгоценный свиток папируса и красными и чёрными чернилами переписывал какое-либо произведение.

Древнеегипетские писцы с инструментами. Источник: coollib.com

Конечно, такое разностороннее образование требовало немалых усилий, а в качестве мотивации использовался кнут… То есть гипоппотамовая плеть. Вот, например, выдержка из одного учительского наставления:

Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью.

Известный французский египтолог Пьер Монтэ в своей книге «Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура» приводит данные об обучении детей на будущие государственные должности. Судя по тому, что писал писец Аменмос, школьников древнего мира сурово наказывали и дрессировали.

Пиши рукой своей, советуйся со знающими больше, чем ты… Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь своим делом… Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши — это спина его, и он внемлет, когда бьют его. Слушай внимательно слова мои, это тебе пригодится. Обучают обезьян танцам, объезжают лошадей. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши!

Древняя Индия: Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве

В Древней Индии, как мы знаем, долгое время существовал кастовый строй. Брахманы-жрецы находились на верхушке кастовой пирамиды, кшатрии-воины также получали социальную защиту от государства, вайшьи-общинники пользовались значительной свободой торговых людей, шудры-рабы не имели совсем никаких прав, а низшей прослойке — париям — приходилось совсем туго.

По причине кастовости варьировались и подходы к воспитанию и обучению: религиозная идеология предполагала, что каждый должен выполнять своё дело и быть этим счастлив. Брахманы развивают свой интеллект, кшатрии — силу, вайшьи — трудолюбие, шудры — покорность. Прямо как в «О, дивном новом мире» Олдоса Хаксли.  

Скульптура, возможно изображающая урок борьбы в школе Древней Индии. Источник: kamat.com

Одной из важных учебных книг была Бхагавадгита, часть шестой книги древнеиндийского эпоса Махабхарата. В ней в форме беседы божественного Кришны с царским сыном Арджуной изложены пути познания и поведения для достижения духовной гармонии. Эта книга затрагивает все аспекты жизни человека — и житейские проблемы, с которыми нужно справляться путём усмирения страстей, и метафизические вопросы. Вот и выдержки про обязательства, предписанные каждому из нас природой.

Человек, верный своему собственному долгу, достигает высочайшего совершенства. Услышь о том, как выполняющий свои обязанности достигает совершенства.

Лучше исполнять свои обязанности, хоть и несовершенно, чем исполнять чужие в совершенстве. Исполняя обязанности, предписанные собственной природой, человек не совершает греха.

Не следует оставлять, о сын Кунти, обязанности, порожденные собственной природой, даже если у них есть недостатки; ибо все начинания сопряжены с недостатками, как огонь окутан дымом.

Начальное образование дети получали в семье; брахманы с 8 лет приступали к организованному обучению. Кшатрии и вайшья — позднее на несколько лет. Как правило, организованное обучение (доступное только высшим кастам) проходило в доме учителя-гуру, при этом ученик считался членом его семьи. Сам процесс обучения проходил на открытом воздухе, где знания передавались молодёжи устно учёными мужами. Учителя в таких семейных школах не получали вознаграждения за свой труд, разве что подарки от благодарных учеников или помощь по хозяйству.

А в конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии наступает эпоха буддизма, постепенно стирающая принцип кастовости и способствующая распространению образования среди более широких слоёв населения. Этот процесс в принципе оказал влияние на многие социально-политические процессы на Востоке, но это уже совсем другая история.

Китай: Питай почтение к последовательности

Китай богат педагогическими традициями — прежде всего семейно-общественными, как и в любой другой цивилизации Древного Востока. Школы для состоятельных людей появились в Китае уже во II тысячелетии до н.э., а до этого сложилось благодатное мировоззрение почтительного отношения к старшим. Поэтому деятельность учителя считалась весьма почётной, и здесь уже тогда появились первые попытки осмыслить и систематизировать подходы к обучению и воспитанию. Конечно, главный вклад в развитие китайского образования того времени внесла педагогическая мысль Конфуция.

Помимо того, что идеи конфуцианства провозглашали идеалы самосовершенствования и богатой духовной культуры, Конфуций весьма одобрял социальное расслоение и считал наследственность одним из важных факторов развития. Возможности людей неравны от природы, и обучение нужно строить с учётом этих способностей. К примеру, есть обладатели врождённой мудрости («правители»), есть те, кто достигает знания благодаря усердному учению («благородные мужи»), и те, кто не способны к освоению знаний («чернь»).

Китайский государственный экзамен. Источник: edwinmoindi.blogspot.com

Текст, составленный из школьных записей Конфуция, под названием «Лунь юй» («Беседы и суждения»), был обязателен к заучиванию наизусть в китайском классическом образовании. Это, пожалуй, одно из самых знаменитых и влиятельных восточных литературных произведений. В этом философском сборнике-трактате неоднократно утверждается, что образованный человек — не тот, кто ведает множеством наук, а тот, кто чтит старинные тексты, нормы поведения в обществе и в семье, а также беспрекословно уважает старших.

Если кто-либо предпочитает чувственности добро, способен до изнеможения служить отцу и матери, на службе государю может жертвовать собой и обращается к друзьям с правдивым словом, то пусть бы говорили, что он неучен, я непременно назову его ученым.

Социальная сторона жизни идёт рука об руку с индивидуальным успехом и с развитием личности. В этом и кроется секрет общественного благополучия. Цель образования в этом смысле — вырастить благодарного и высоконравственного гражданина своей страны.

Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться.

При этом, невзирая на железный авторитет наставника, старших и государства, ценится умение самостоятельно мыслить.

Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно.

Неудивительно, что конфуцианство во втором веке нашей эры было объявлено официальной идеологией Древнего Китая: получение образования значительно поднимало личный престиж, открывало путь к государственной карьере и способствовало формированию обширного бюрократического аппарата (бесконечно честного, верного и консервативного).

Этой статьёй мы открываем новый цикл материалов об истории педагогической мысли «А в прежние-то времена…». На следующей неделе обещаем рассказать о другой случайно выбранной исторической эпохе или познакомить поближе с одиозной педагогической личностью. Увидим.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Великие учителя, наставники и гуру древности

Наставники: от древности до наших дней 

Перефразируя известную поговорку,можно сказать, что новое — это старое,которое вовремя вспомнили. Что такое наставничество, догадаться несложно, но чем оно отличается от термина» «коучинг», и отличается ли вообще? 

Великие учителя, наставники и гуру древности

Наставничество и коучинг  Понятие «коучинг» появилось не столь давно, в начале 90-х годов 20 века. Коучинг вовсе не предполагает передачу знаний и умений от обучающего к обучаемому, а нацелен на активизирование его мыслительных процессов. Коуч и его подопечный вместе рассматривают ту или иную поставленную задачу и анализируя проблему, находят методы ее решения. Коучинг направлен на решение сложных задач в работе организации, поэтому может применяться по отношению и к руководящему составу.  Понятие наставничество существует издавна и применяется во многих областях. Наставником Геракла был мудрый кентавр Хирон; в храмах священники наставляют и учат прихожан, а на советских заводах опытные мастера обучали новичков. Наставничество на производстве, или в организации — весьма эффективная форма передачи умений и знаний «от адепта к неофитам». Основной упор делается именно на практической части, на обучении рабочим и профессиональным навыкам. 

Наставничество может длиться от пары недель или месяцев до длительного промежутка времени. Наставником может стать далеко не любой хороший мастер или специалист. В этой деятельности важны не только профессиональные, но и личные характеристики человека. Необходимо учитывать, хочет ли опытный работник передавать свои знания и навыки, и сможет ли он это сделать, так как важно не только показать, но и объяснить. Очень деликатный вопрос — должен ли наставник получать плату за свою деятельность; с одной стороны оплата желательна, поскольку наставничество не развлечение, а нелегкий труд, с другой же стороны, ради денег в наставники могут пойти случайные люди. Решением этого вопроса может стать подача наставничества как важной миссии. Материальное же вознаграждение заменяется духовным — особым отношением руководства и высоким статусом в коллективе. 

Великие учителя, наставники и гуру древности

Хороший наставник воспринимает неудачи, успехи и достижения новичка, как свои собственные, и будет стараться, чтобы неудач было меньше, а достижений — наоборот. Такое поведение идет на пользу не только тандему «наставник -ученик», но всей организации в целом, наставничество — метод, проверенный временем, который всегда был, есть и будет эффективным.

Духовни́к или Духо́вный оте́ц — в православной Церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния.

В Греции духовниками могут быть только опытные (пожилые) священники в монашеском чине. У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом». Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но обычно также молится о своём чаде. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви — это смирение, рассудительность и любовь.

Современным духовникам запрещается открывать грехи исповедающегося, хотя в Древности исповедь была открытой и публичной (первые христиане стыдились прогневать Бога, а не людей). До 1917 годадопускалось два исключения из этого правила:

если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла;

если кто, хотя тайно, но умышленно произвёл в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна.

Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек одновременно, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии, духовник обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные, в случае нераскаяния лишающие христианина благодати.

Леопольд Моцарт Отец юного Вольфганга, Леопольд Моцарт, был скрипачом и придворным композитором архиепископа Зальцбургского. В 1756 году, в год рождения сына, он издал труд «Опыт основательной скрипичной школы», который около 90 лет (!) считался лучшим учебным пособием для обучения игре на скрипке.

Словно почувствовав величие врученного ему дара, Леопольд с неординарной жизненной практичностью и бесконечным терпением педагога и сурового отца принялся воспитывать в своем сыне музыканта. Он учил Вольфганга играть на скрипке, клавесине и органе, серьезно изучал с ним музыкальную композицию, а также арифметику, историю и географию, латынь и итальянский язык. Но главное, Леопольд Моцарт показывал своему сыну, как рождается музыка в душе, и помогал мальчику не мешать себе быть музыкантом. Искренность, внутренняя чистота — эти качества Моцарт тоже получил от отца. И этим дарам нет цены. Ведь благодаря им Моцарт всегда был открыт тому, что его окружало. Благодаря им в нем всегда звучала музыка. Он даже не запоминал ее, а чувствовал в себе во всей ее красоте и соразмерности.

Леопольд не хвалил сына попусту, и Моцарт не хвалил себя, а слушал Бога и музыку. Отец дал сыну надежную защиту от славы, которая многим, даже менее талантливым, вскружила голову.

 

Иоганн Кристиан Бах

Иоганн Кристиан Бах В 1764 году в Лондоне восьмилетний Вольфганг познакомился с Иоганном Кристианом Бахом. В то время популярность Кристиана Баха была так велика, что о его отце Иоганне Себастьяне мало кто вспоминал. Кристиан чувствовал дух времени, и его музыку, гораздо более легкую, чем музыка отца, все любили. Он принял талантливого мальчика под свое покровительство, а тот просто влюбился в знаменитого композитора.

Благодаря Баху Моцарт открыл главную тему своей музыки — тему души человека. Бах показал юному музыканту инструмент, который тронул Вольфганга глубиной звучания аккордов и тонкостью полутонов, недоступной клавесину. Это было фортепиано.

Вокальные упражнения с удивительным контр-тенором Джованни Манцуоли, другом Кристиана Баха, и занятия композицией с самим Бахом помогли Моцарту написать три первые симфонии. Вольфганг открыл для себя драматургию музыки, возможности симфонии и оперы, сюжет которых может рассказать о душевных исканиях человека.

 

Падре Мартини

Падре Мартини Для всей Европы школой и храмом музыки тогда была Италия, и вместе с отцом Моцарт едет в Италию.

В Риме во время службы в Сикстинской капелле Ватикана мальчик слышит «Miserere» Григорио Аллегри для девятиголосого хора. Это произведение запрещалось исполнять вне стен Ватикана и тем более распространять ноты. Потому только в самой капелле возможно было услышать его. После службы Моцарт по памяти безошибочно записывает «Miserere», и произведение становится известным во всей Европе.

С одним из хранителей музыкальных богатств Италии, с падре Мартини, Моцарт встретился в Болонье. Падре служил капельмейстером в церкви Сан-Джованни ин Монте, принадлежавшей ордену францисканцев, и фактически руководил Болонской филармонической академией, крупнейшим центром музыкального образования в XVIII веке. У падре была обширнейшая библиотека, чуть ли не лучшая в Европе, с нотными записями произведений прошедших эпох. А сам он всю жизнь писал многотомную «Историю музыки». О нем говорили всегда с самой искренней благодарностью — почти всю Европу он учил музыке с величайшим смирением и любовью. «Он соединяет с целомудренностью в жизни и простотой манер природную веселость, мягкость и человеколюбие», — сказал о нем английский музыкант и ученый Чарлз Бёрни. К счастью, ученики падре Мартини — И. К. Бах, Н. Йоммелли, М. С. Березовский — следовали примеру своего учителя, и человеколюбие было важной нотой их жизни.

 

Игнац фон Борн

Падре учил искусству контрапункта, умению сочетать голоса вокальных или инструментальных партий так, чтобы они контрастировали друг с другом ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Он учил создавать гармонию, полагая ее самым важным не только в музыке, но и в жизни.

Игнац фон Борн 14 декабря 1784 года Моцарт по приглашению и при содействии барона Отто фон Гемминген-Хорнберга, писателя, переводчика Руссо, Шекспира и Вольтера, вступает в венскую масонскую ложу «Во имя благотворительности». Идеи масонов (одна из главных — строительство человеком своего внутреннего храма) были ему столь близки, что уже в начале 1785 года из ученика Моцарт перешел на ступень компаньона, а 22 апреля того же года стал мастером ложи «К истинному согласию». Он также постоянно писал музыку для церемоний и заседаний ложи.

Великим магистром ложи был Игнац Эдлер фон Борн, один из самых уважаемых масонов Австрии. Фон Борн был минерологом, предложил новые методы выделения серебра и золота из руд, был почетным членом академий наук Европы (с 1776 года являлся членом президиума Российской академии), непревзойденным знатоком Египта. Игнаца фон Борна считают автором драматургической идеи оперы «Волшебная флейта» и прототипом мудреца Зарастро.

 

i-putnik.com

КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905)

Типичные для России металлические чернильницы XVII века. На протяжении средневековья их форма остается неизменной.

Фреска из Помпей. I век н. э. Портрет горожанина со свитком в руке и его жены, которая держит церы (дневнеримские таблички для письма) и стиль - острую палочку для писания.

Древнеримский рельеф изображает сцену домашнего обучения: по обе стороны от наставника - мальчики, занятые чтением папирусов.

В 1901 году портрет Д. Л. Мордовцева написал Борис Кустодиев.

Страница из букваря Кариена Истомина, напечатанного в типографии Московского печатного двора в 1694 году.

Миниатюра из рукописной книги XVII века, рассказывающая о школьном обучении на Руси.

Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого историка-исследователя. К тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. Древний документ - самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Такую благословенную для историка возможность получил Даниил Лукич Мордовцев* - известный в XIX веке журналист и писатель. Его историческая монография "Русские школьные книги" опубликована в 1861 году в четвертой книжке "Чтений в обществе истории и древностей Российских при Московском Университете". Работа посвящена древней русской школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно.

... А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам... Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле. Из книги "Стоглав"

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину "учение - свет...", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались "во тьме незнания".

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Все это опровергает Мордовцев. В своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник". В предисловии к монографии, посвященной этой рукописи, автор написал следующее: "В настоящее время я имею возможность пользоваться драгоценнейшими памятниками 17-го века, которые еще нигде не были напечатаны, не упомянуты и которые могут послужить к объяснению интересных сторон древней русской педагогики. Материалы эти заключаются в пространной рукописи, носящей название "Азбуковника" и вмещающей в себя несколько разных учебников того времени, сочиненных каким-то "первопроходцем", отчасти списанных с других, таких же, изданий, которые озаглавлены были тем же именем, хотя и различались содержанием и имели различный счет листов".

Исследовав рукопись, Мордовцев делает первый и важнейший вывод: в Древней Руси училища как таковые существовали. Впрочем, подтверждает это и более древний документ - книга "Стоглав" (собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах). В ней содержатся разделы, говорящие об образовании. В них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? На эти вопросы "Стоглав" ответов не давал. И вот в руки историка попадает несколько рукописных "Азбуковников" - книг весьма любопытных. Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

*

Вслед за автором заглянем в русскую школу XVII века и мы, благо "Азбуковник" дает тому полную возможность. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище. В разных "Азбуковниках" наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили:

В доме своем, от сна восстав, умыйся, Прилучившимся плата краем добре утрися, В поклонении святым образам продолжися, Отцу и матери низко поклонися. В школу тщательно иди И товарища своего веди, В школу с молитвой входи, Тако же вон исходи.

О том же наставляет и прозаический вариант.

Из "Азбуковника" мы узнаем очень важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи, от лица "Мудрости", содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения "прехитрой словесности": "Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев". Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.

Но последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"

Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:

Малии в вас и велицыи все равны, Учений же ради вящих местом да будут знатны... Не потесняй ближнего твоего И не называй прозвищем товарища своего... Тесно друг к другу не сочитайтеся, Коленями и локтями не присвояйтеся... Данное тебе учителем кое место, Тут житие твое да будет вместно...

*

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще один совет - не увлекаться разглядыванием книжных украшений - "повалок", а стремиться понять написанное в них.

Книги ваши добре храните И опасно на место кладите. ...Книгу, замкнув, печатью к высоте полагай, Указательного же древца в нею отнюдь не влагай... Книги к старосте в соблюдение, со молитвой, приносите, Тако же заутро принимая, с поклонением, относите... Книги свои не вельми разгибайте, И листов в них тож не пригибайте... Книг на седалищном месте не оставляйте, Но на уготованном столе добре поставляйте... Книг аще кто не бережет, Таковый души своей не бережет...

Почти дословное совпадение фраз прозаического и стихотворного вариантов разных "Азбуковников" позволило Мордовцеву предположить, что правила, в них отраженные, едины для всех училищ XVII века, а следовательно, можно говорить об общем их устройстве в допетровской Руси. К этому же предположению подвигает и похожесть наставлений относительно довольно странного требования, запрещающего ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

В дом отходя, школьных бытностей не кажи, Сему и всякого товарища своего накажи... Словес смехотворных и подражание в школу не вноси, Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

Такое правило как бы обособляло учеников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. С одной стороны, оно огораживало ученика от "неполезных" влияний внешнего окружения, с другой - связывая учителя и его подопечных особенными отношениями, недоступными даже для ближайших родственников, исключало вмешательство посторонних в процесс обучения и воспитания. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу "Без родителей в школу не приходи" было просто немыслимо.

*

Еще одно наставление, роднящее все "Азбуковники", говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным - на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет".

Сосуды воды свежия в школу приносите, Лохань же со стоялой водой вон износите, Стол и лавки чисто велица моются, Да приходящим в школу не гнюсно видится; Сим бо познается ваша личная лепота Аще у вас будет школьная чистота.

Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежащем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум и разные "неустройства", способные вызвать гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать неприятнейшие объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог "попасть под запрещение содержать училище". Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу же и нещадно.

Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В этом же пункте содержатся и некие правила гигиены:

Ради нужды кому отходити, К старосте четырежды днем ходите, Немедля же паки оттуда приходите, Руки для чистоты да измываете, Егда тамо когда бываете.

*

Все "Азбуковники" имели обширный раздел - о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно "Азбуковники" начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе:

Благослови, Боже, оные леса, Иже розги родят на долгие времена...

И не только "Азбуковник" воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: "Розга ум вострит, возбуждает память".

Не нужно, однако, думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Тому, кто прославился как мучитель да еще плохо учащий, никто бы не дал своих детей в учение. Врожденная жестокость (если таковая имеется) не проявляется в человеке внезапно, и патологически жестокой личности никто не позволил бы открыть училище. О том, как следует учить детей, говорилось и в Уложении Стоглавого Собора, бывшем, по сути, руководством для учителей: "не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением".

Вот между этими двумя полюсами где-то и пролегала стезя воспитания, и когда "сладкое поучение" не шло в прок, то в дело вступал "педагогический инструмент", по уверениям знатоков, "вострящий ум, возбуждающий память". В различных "Азбуковниках" правила на этот счет изложены доступно самому "грубоумному" ученику:

Если кто учением обленится, Таковый ран терпети не постыдится...

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный "нужной чулан". Есть в "Азбуковниках" упоминание и о такой мере, которая нынче называется "оставить после уроков":

Если кто урока не учит, Таковый из школы свободного отпуста не получит...

Впрочем, точного указания, уходили ли ученики для обеда по домам, в "Азбуковниках" нет. Более того, в одном из мест говорится, что учитель "во время хлебоядения и полуденного от учения пристания" должен читать своим ученикам "полезные писания" о мудрости, о поощрении к учению и дисциплине, о праздниках и т. д. Остается предположить, что такого рода поучения школяры слушали за общим обедом в школе. Да и другие признаки указывают на то, что при школе имелся общий обеденный стол, содержавшийся на родительскую складчину. (Впрочем, возможно, в разных школах именно этот порядок не был одинаковым.)

*

Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим. "Азбуковник" предписывал выбирать таковых самому учителю из старших учеников, в учебе прилежных и благоприятных душевных качеств. Учителя книга наставляла: "Имей у себя в остерегании их (то есть старост. - В.Я.). Добрейших и искусных учеников, могущих и без тебе оглашати их (учеников. - В.Я.) пастушеским словом".

О количестве старост говорится по-разному. Скорее всего, их было трое: один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем - доверенных помощников.

Все управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. По крайней мере, так считал Мордовцев, не найдя в "Азбуковниках" ни одной строчки, поощрявшей фискальство и наушничество. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, жизни в "дружине". Если же учитель, ища провинившегося, не мог точно указать на конкретного ученика, а "дружина" его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам, и они скандировали хором:

В некоторых из нас есть вина, Которая не перед многими дньми была, Виновни, слышав сие, лицом рдятся, Понеже они нами, смиренными, гордятся.

Часто виновник, дабы не подводить "дружину", снимал порты и сам "восходил на козла", то есть ложился на лавку, на которой и производилось "задавание лозанов по филейным частям".

*

Стоит ли говорить, что и учение, и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке: "Се бо есть ваше детское, в школе учащихся дело, паче же совершенных в возрасте". Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.

Вечерний благовест давал знак к окончанию учения. "Азбуковник" поучает: "Егда отпущены будите, вси купно воссташе и книги своя книгохранителю вдаваше, единым возглашением всем купно и единогласно воспевайте молитву преподобного Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" и "Преславная Приснодево". После этого ученики должны были идти к вечерне, учитель же наставлял их, дабы в церкви вели себя благопристойно, потому что "все знают, что вы учитесь в школе".

Однако требования пристойно вести себя не ограничивались только школой или храмом. Училищные правила распространялись и на улицу: "Егда же учитель отпустит вас в подобное время, со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас". Не поощрялось и бесцельное шатание по улицам, особенно возле всяческих "зрелищных заведений", называемых тогда "позорищами".

Конечно же приведенные правила - более благие пожелания. Нет в природе таких детей, что удержались бы от "пхания и резвого бегания", от "камневержения" и похода "на позорище" после того, как они целый день провели в школе. Понимали это в старину и учителя и потому стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и к шалостям. Не только в будние дни, но в воскресные и в праздничные школяры обязаны были приходить в училище. Правда, в праздники уже не учились, а только отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучения и разъяснения учителя своего о сути праздника того дня. Потом все вместе шли в церковь к литургии.

Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае "Азбуковник" отнюдь не советует их усиленно пороть или наказывать как-то иначе, а, наоборот, наставляет: "кто "борзоучащийся", да не возносится над товарищем "грубоучащимся". Последним настоятельно советовалось молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя примеры "от писания", рассказывая о таких подвижниках благочестия, как Сергий Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось.

Из "Азбуковника" видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношени й с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток - частью натурой, частью деньгами.

Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию и космогонию), наконец, "последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание").

А еще в училищах занимались изучением стихотворного искусства, силлогизмов, изучали целебры, знание которых считалось необходимым для "виршеслогательства", знакомились с "рифмом" из сочинений Симеона Полоцкого, узнавали стихотворные меры - "един и десять родов стиха". Учились сочинять двустишия и сентенции, писать приветствия в стихах и в прозе.

*

К сожалению, труд Даниила Лукича Мордовцева остался неоконченным, его монография была завершена фразой: "На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой "Азбуковников", и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год".

И тем не менее уже через год после того, как работа Мордовцева была напечатана в журнале, его монографию с тем же названием издал Московский университет. Талант Даниила Лукича Мордовцева и множественность тем, затронутых в источниках, послуживших для написания монографии, сегодня позволяют нам, минимально "домысливая ту жизнь", совершить увлекательное и не без пользы путешествие "против потока времени" в семнадцатый век.

В. ЯРХО, историк.

* Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905), окончив гимназию в Саратове, учился сначала в Казанском, затем в С.-Петербургском университете, который окончил в 1854 году по историко-филологическому факультету. В Саратове же он начал литературную деятельность. Выпустил несколько исторических монографий, опубликованных в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы". Монографии обратили на себя внимание, и Мордовцеву предлагают даже занять кафедру истории в С.-Петербургском университете. Не менее был известен Даниил Лукич и как писатель на исторические темы.

От епископа Саратовского Афанасия Дроздова он получает рукописные тетради XVII века, рассказывающие о том, как были организованы училища на Руси.

*

Вот как описывает Мордовцев попавшую к нему рукопись: "Сборник состоял из нескольких отделов. В первом помещается несколько "Азбуковников", с особенным счетом тетрадок; вторая половина состоит из двух отделов: в первом - 26 тетрадок, или 208 листов; во втором 171 лист. Вторая половина рукописи, оба ее отдела, писаны одною и той же рукой... Тою же рукой выписан и весь отдел, состоящий из "Азбуковников", "Письмовников", "Школьных благочиний" и прочего - до 208 листа. Далее тем же почерком, но иными чернилами написано до 171-го листа и на том листе, "четвероконечной " хитрой тайнописью написано "Начато в Соловецкой пустыни, тож де на Костроме, под Москвою во Ипатской честной обители, тем же первостранником в лето миробытиа 7191 (1683 г.)".

www.nkj.ru

История профессии - Профессия учитель

Доподлинно невозможно сказать, как именно всё происходило… Однако, вероятно, именно Всевышний был первым Учителем. Поскольку, создав Адама, Он и научил его всему необходимому…

В происхождении профессии учитель нет какой-то установленной или хотя бы оговорённой даты. Она древна так же, как и сам мир.

Когда-то очень давно, еще малочисленным сообществом, людям приходилось добывать пропитание охотой и собирательством. Дети, едва начав ходить, тоже принимали в этом участие, и именно так, постепенно, наблюдая за жизнью взрослых, они и учились. Когда произошёл переход от преимущественной охоты к земледелию и относительной обеспеченности родов и племён пищей, пожилые люди смогли стать относительно свободными от непосредственного участия в сборе пищи, но зато – они стали первыми учителями. Относительный избыток свободного времени и богатый жизненный опыт способствовали укреплению их статуса. Тем более что стало заметно: при целенаправленном обучении детей польза от их труда была более очевидна.

Точно также при обучении детей поступают сейчас примитивные племена Центральной Африки, сельвы Амазонки, островов Микронезии.

Конечно, на столь примитивном уровне педагогики знания передавались непосредственно из уст в уста, с помощью картинок, но так постепенно стали складываться культура и традиции. Возникает ранняя письменность, старшие члены племён становятся вождями, старейшинами, жрецами. Знание начинает накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение.

Возникают древние царства – Египет, Месопотамия, Индия, Китай… Основными учителями и носителями знаний становятся жрецы. Слой образованных людей очень мал, в основном это знать. Прочие касты обучаются по профессиональному принципу, т.е. учат только то, что позволит впоследствии овладеть той или иной профессией. И тем не менее – зачатки первых школ и учительской прослойки постепенно начинают возникать.

Не стоит забывать и о пророческой миссии – все пророки в какой-то степени были и учителями, донося до своего народа знания о мире и его Создателе. Наиболее показателен в этом плане пример

sites.google.com

Старейший учитель России приучает детей к пятеркам в школе и в жизни

14:5403.10.2014

(обновлено: 15:10 03.10.2014)

120821

Когда "трудного" ребенка хвалят и поощряют, он старается и, в конце концов, начинает соответствовать той оценке, которую ему дают учителя и окружающие, считает самый старый учитель России Ширвани Гугуев, отпраздновавший 90-летний юбилей.

ГРОЗНЫЙ, 3 окт — РИА Новости. Самый старый учитель России Ширвани Гугуев, отпраздновавший 90-летний юбилей, не собирается уходить на пенсию и мечтает об айфоне. Учитель начальных классов в полутысячном чеченском селении Корен-Беной приучает детей жить только на "пять". Это, говорит он, многолетний опыт, подтвержденный жизнью не одного поколения учеников. В преддверии Дня учителя корреспондент РИА Новости Комета Тепсаева узнала у него секреты профессии и счастливой жизни.

Встреча В.Путина с лауреатами Всероссийского конкурса Учитель года РоссииПутин: учитель должен быть талантливЖить без двоек

Все, кто учился в школе, прошел испытание "двойкой" и опыт "маскировки" неприятной цифры от строгих родителей. Ученикам Ширвани Муталиевича несказанно повезло в жизни — они никогда не получали "двоек". Умудренный опытом старец считает, что ставить низкие отметки значит занижать жизненную планку формирующегося ума, который привыкает жить на "два".

"Я никогда не ставлю "двойки" детям, считаю это ошибкой, поскольку такие дети привыкают быть "двоечниками" в жизни, я учу их получать от жизни "пятерки", — делится опытом Гугуев.

Если ученик заслуживает наказания, меры воздействия педагог обсуждает с родителями, при этом скрывает от них, что пришел жаловаться.

"Когда "трудного" ребенка хвалят и поощряют, он старается и, в конце концов, начинает соответствовать той оценке, которую ему дают учителя и окружающие", — говорит педагог. За 70 лет работы он воспитал десятки поколений детей и ни за одного своего ученика краснеть, по его словам, не приходилось — они стали учителями, инженерами, учеными или просто порядочными и отзывчивыми людьми.

Несостоявшийся пенсионер

В 2012 году сыновья Ширвани Муталиевича уговорили директора школы проводить отца на пенсию так, чтобы он не догадался, что инициатива исходит от них. Они пошли на крайний шаг, отчаявшись, поскольку отец не поддавался на уговоры переехать из села, где проживает один, в город к детям. Директор, тоже бывший ученик Гугуева, выполнил просьбу сыновей и, придумав убедительный повод, проводил наставника на пенсию.

"Этой ночью я ни на минуту не сомкнул глаз, и как только рассвело, вернулся обратно в село, пришел в школу и сказал, что не уйду отсюда", — вспоминает Гугуев. Ему казалось, что жизнь кончилась без родных стен, шума и смеха любимых учеников. Директор с радостью принял его обратно.

Возраст — не актуально

Свою супругу Гугуев похоронил шесть лет назад, бытовые проблемы сельской жизни решает самостоятельно и говорит, что не настолько старый, чтобы нуждаться в помощниках.

"Я сам веду свое хозяйство, вечерами готовлюсь, думаю над каждым уроком, как бы заинтересовать детей, чтобы им не было скучно на занятиях", — рассказывает учитель.

Врожденное чувство юмора, умение играть на гармони и любовь к пению притягивают к нему детей, после уроков они толпой провожают любимого учителя до дома.

Ширвани Мутулиевич не любит говорить о возрасте — считает, что это для него не актуально и до сих читает без очков.

"Зачем мне очки? Я и без них вижу, читаю и пишу. Только иногда, когда много читаю, слезятся глаза, никак не дойду до окулиста", — сетует он.

О новых компьютерных технологиях учитель знает, но ручка и бумага все же ближе. Из современных гаджетов признает только мобильный телефон, он в курсе последних новинок. Телефон — только айфон!

"Он, говорят, продается на нашем рынке в Курчалое (районный центр), но вот никак не выкрою время сходить туда", — поделился учитель.

На профессиональный праздник День учителя руководство республики сделало старому учителю солидный подарок — к многочисленным наградам добавилось звание Почетный гражданин Чеченской республики.

ria.ru

Школа в древнем Китае | Путешествия во времени

Школа в древнем Китае

Пока древнеегипетские, древнегреческие и древнеримские школьники старательно (или кто как) овладевали грамотой и грызли гранит науки, на другом конце мира, на востоке в далеком Китае их сверстники делали тоже самое. Вообще китайская цивилизация была не менее развитой чем египетская или греческая, в то время как на территории большей части Европы люди еще жили в пещерах, охотясь на медведя, китайские императоры наслаждались в роскошных дворцах, слушая музыку и вдохновляясь философскими трудами великих мудрецов Поднебесной.

Впервые века существования китайской империи монопольным правом на обучение владели исключительно дети из богатых аристократических семей. Однако благодаря великому китайскому мудрецу Конфуцию (551-479 г. до н. э.) эта традиция была прервана. Конфуций, который фактически сам был из обедневшей аристократической семьи (детство свое он провел в бедности) впервые начал широкую педагогическую деятельность, обучая не только благородных и богатых, но и бедных и простых, главное было — стремление к знаниям. Именно он дал толчок к проникновению образования и в низшие слои китайского общества, за что благодарные китайцы и по ныне называют его «первым учителем Китая».

Конфуций

Обучение начиналось в возрасте семи лет и продолжалось до полной победы «света знаний над тьмой невежества». То есть постоянной учебной программы не было, а учитель с каждым учеником занимался индивидуально, согласно его способностям и возможностям . Поэтому умный, способный и сообразительный ученик завершал обучение очень быстро, а кто умом не выделялся, мог учиться и половину жизни.

Среди главных дисциплин, изучаемых юными китайцами были письмо, счет, музыка, мораль, история, дети аристократов также учились стрельбе из лука и верховой езде (любой благородный китаец должен был уметь это делать, к слову сам Конфуций умел метко стрелять из лука и ездить верхом).

Социальное положение учителя в древнем Китае, в отличие от Греции и Рима было очень высоким, а профессия учителя была одной из самых почетных. Ученики должны были относиться к своему учителю с глубоким уважением и даже пиететом, к нам из глубины веков дошли такие высказывания о древнем китайском учительстве: «ни бедный ни богатый не имеет права не уважать учителем», «тот, кто учил человека хотя бы день, на всю жизнь становится для него таким же важным, как его отец».

В древних китайских школах была весьма строгая дисциплина. Начало обучения (так сказать первый звонок), когда юный китаец впервые приходил к своему учителю, начинался с того, что ученик приносил учителю в качестве подарка… бамбуковую палку. Позже эта же палка (конечно если ученик был непослушным или ленивым) применялась по своему прямому назначению…

Учились в китайских школах преимущественно парни, но состоятельные родители у которых были дочери, также могли дать им достойное образование. Однако обучение девочек проходило отдельно от мальчиков, само собой разумеется, что китайских девочек не учили стрелять из лука или скакать верхом, вместо этого они осваивали искусство танца, игре на музыкальных инструментах и даже учились писать стихи. Параллельно с этим девочек учили вести хозяйство, заниматься рукоделием. По уровню грамотности они же совсем не уступали мужчинам.

В средневековые времена китайскую системе обучения во многом переняла и Япония, и другие страны Дальнего Востока.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще у древнекитайских учеников впервые появились бумажные школьные тетради в нашем современном понимании. Ведь и бумага, как знаем, была изобретена в Китае, так что пока греческие, римские, египетские или вавилонские школьники маялись с клинописью или неудобным папирусом и пергаментом, китайские ученики писали себе на бумаге почти такой же, как и в наше время.

travel-in-time.org


Смотрите также