Древние цивилизации доклад. Цивилизация древнего мира — реферат
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Древние цивилизации Америки. Древние цивилизации доклад


Реферат – Цивилизация древнего мира

Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как вероучение родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

Заключение

Древний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии — империи Чола, а в Америке — начало европейской колонизации.Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Термин «классическая древность» (или античность) обычно относится к греческой и римской истории, которая начинается от первой Олимпиады (776 г. до н. э.). Эта дата почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г. до н. э.). Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476 г. н. э.), а иногда — дату смерти императора Юстиниана I (565 г.), появления ислама (622 г.) или начало правления императора Карла Великого.Можно распределить всю совокупность наиболее древних социокультурных систем на три группы в зависимости от судеб конкретной цивилизации и того места, которое она заняла в мировом историческом процессе.Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С этой точки зрения в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов.

Список литературы

1. Берти, Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли слова // Историко-философский ежегодник / Э. Берти. — М., 2011. — С. 321—344.2. Дементьева, В.В. Магистратская власть Римской республики: содержание понятия «imperium» / В.В. Дементьева // Вестник древней истории. — 2005. — № 4. — С. 46-75.3. Злобин, Н.С. Культурные смыслы науки / Н.С. Злобин. — М.: Российский институт культурологии, 2007. — 288 с.4. Малков, С.Ю. Логика эволюции политической организации государств / С.Ю. Малков // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства. — М., 2007. — С. 142—152.5. Поляк, Г.Б., Маркова, А.Н. Всемирная история / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006. — 347 с.6. Черменский, Е.Д. Дискуссионные проблемы истории / Е.Д. Черменский. ― М.: Наука, 2007. ― 280 с.

refbox.org

Древние цивилизации - Доклад

Древние цивилизации: Новые открытияДревний Египет: Загадки и открытия (Чехословацкий институт египтологии: 30 лет деятельности в Египте)

Возникновение древнеегипетской цивилизации вовторой половине IVтыс. дон.э. -факт стольже поразительный, как исамо еесуществование напротяжении трех споловиной тысячелетий. Выявление какобщих, так испецифических черт ееразвития является важной и,судя повсему, весьма долгосрочной задачей египтологии -особой дисциплины, связанной сизучением истории Древнего Египта иего культурного наследия. Какизвестно, начало египтологии какнауки было положено дешифровкой Ж.-Ф.Шампольоном египетских иероглифов в1822г. Чтокасается чешской египтологии, тоееистоки лежат вовременах нестоль отнас отдаленных, притом -чтохотелосьбы отметить особо -становлениеее небыло связано скакими-либо колониальными интересами, скорее напротив -явилось следствием прогрессивных традиций нашего общества.

Первым чешским египтологом всередине XIXв. был ЯнКминек-Седло. Онродился вПльзене (Пильзене), учился вПраге; заучастие вполитических событиях вПраге в1848г. былвыслан ижил вИталии. Именно здесь вуниверситете Болоньи иеемузее онначал свои занятия египтологией. Однакоистинным основоположником чешской египтологии вначале нашего века стал Франтишек Лекса. Будучиучителем физики иматематики вклассической гимназии, оннастолько увлекся древнеегипетской историей иписьменностью, чтовконечном счете египтология стала делом всей егожизни. Впериод, предшествующий первой мировой войне, Лекса продолжал изучение египтологии, посещая лекции известнейших египтологов вуниверситетах Берлина иСтрасбурга. Ноуже в1919г. после образования независимой Чехословакии онначал читать курс лекций нафилософском факультете Карлова университета. Этипервые чешские лекции поегиптологии завоевали вскоре широкое признание образованной части общества. Слушатели приезжали ииз-зарубежа, поскольку впериод между двумя мировыми войнами Лекса получил мировое признание какспециалист вобласти древнеегипетской религии идемотики -поздней фазы древнеегипетского языка. Двоеизего студентов оказали впоследствии значительное влияние наразвитие какчешской, такимировой египтологии -Ярослав Черны вмежвоенный период иЗбинекЖаба после второй мировой войны.

Основание в1958г. Чехословацкого института египтологии вПраге, ав1959г. -его филиала вКаире стало поворотным моментом вразвитии нашей египтологической науки: начиная сэтого времени чехословацкие ученые получили широкую возможность осуществлять раскопки всамом Египте, атакже участвовать вмеждународных программах. Открытиенашего филиала следует рассматривать прежде всего каксвидетельство тойподдержки, которую наше общество оказывало традициям отечественной науки, атакже какнесомненное признание еедостижений исостороны самого Египта. Следует особо подчеркнуть, что безпомощи состороны египетских властей само создание Чехословацкого института египтологии вКаире, атакже сколько-нибудь успешная егодеятельность былибы невозможны. Хотелосьбы обратить внимание натообстоятельство, чтовсеголишь около десятка иностранных исследовательских институтов сумели получить разрешение напроведение постоянных работ вЕгипте, хотя общее число экспедиций, приезжающих наограниченный срок, разумеется, много больше -внастоящее время ихнеменее полутора сотен.

Сразу же после основания Каирского филиала нашего института перед ним была поставлена важная научная задача -участие вначавшейся кампании ЮНЕСКО поспасению памятников Нубии, которые строившаяся высотная плотина вАсуане подвергала угрозе затопления. Впоследствии египетские власти выразили свою признательность Чехословакии заучастие вэтом международном проекте нетолько передачейей части археологических находок (которые ныне хранятся вколлекции Музея Напрстека вПраге), нотакже разрешением ведения раскопок вАбу-Сире, части Египта, гдерасполагаются наиболее выдающиеся древнеегипетские памятники. Работы Чехословацкой экспедиции вАбу-Сире начались в60-егоды уогромной гробницы Птахшепсеса, великого визиря времени правления фараонов Vдинастии. Всередине 70-хгодов, когда работы порасчистке этой гробницы были завершены, основные полевые исследования переместились втакназываемое абусирское Южное поле -часть некрополя, которая оставалась всееще совершенно нетронутой. Нашинститут получил отЕгипетской Службы древностей обширную концессию напроведение раскопок навесьма выгодных условиях, включающих право надолю внаходках. Поразительнобогатые археологические находки, сделанные стехпор натерритории южного поля, привлекают уже втечение длительного времени специалистов измногих стран.

Проведение раскопок вЕгипте ипубликации вновь обнаруженных материалов составляют главное, нонеединственное направление деятельности нашего института. Кромених существует много иных задач -например, работа посохранению ипубликации памятников древнеегипетской культуры, находящихся вмузеях иколлекциях Чехословакии. Ещеодной ответственной итрудоемкой сферой деятельности является преподавание: силами сотрудников нашего института ведется курс лекций поегиптологии нафилософском факультете Карлова университета. Институтимеет обширнейшую египтологическую библиотеку -единственную всвоем роде вЧехословакии иодну изсамых больших вмире. Библиотекабыла основана Ф.Лексой изначительно пополнена Я.Черны, который втечение долгих лет работы вЕгипте ип

www.studsell.com

Доклад - Древние цивилизации Америки

                                                                                        Бездостижений древних

                                                       цивилизаций наш мир

                                                       немыслим ни в одном

                                                       своем звене.

ВВЕДЕНИЕ     К тому времени, когда испанскиекорабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент,включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен инародностей, находившихся на разных уровнях развития.      Большинство из них былиохотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь вдвух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах– испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территорииродились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее«открытия», в 1492 г., там жило до 2/3 всего населения континента, хотя посвоим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади. Именно здесьнаходились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эрывозникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара идр.       В научной литературе этатерритория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций.Она подразделяется на два района: северный – Мезоамерика и южный – Андскаяобласть( Боливия — Перу), с Промежуточной зоной между ними( южная частьЦентральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя  и достигли значительной степени, но так и неподнялись до вершин государственности и цивилизации. Приход европейскихзавоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населенияназванных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколенийархеологов мы начинаем наконец понимать, какой богатой и яркой была историядоколумбовой Америки.       Новый Свет представляет собойи уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культурыпроисходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита( 30-20тыс. лет назад) – времени заселения континента из Северо – Восточной Азии черезБерингов пролив и Аляску – и до тех пор, пока ему не был положен конецнашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Светепрослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: отпервобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов – центровраннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути,пройденного коренным населением Америки в доколумбову эпоху, с вехами историиСтарого Света дает необычно много для выявления общеисторическихзакономерностей.     Требует некоторых разъяснений исам термин «открытие Америки» Колумбом, часто встречающийся в историческихработах различных авторов. Не раз справедливо указывалось, что этот терминневерен фактически, поскольку до Колумба берегов Нового Света достигали свостока римляне, викинги и др., а с запада – полинезийцы, китайцы, японцы ит.д. Нужно учитывать также, что этот процесс взаимодействия и взаимообмена двухкультур не был односторонним. Для Европы открытие Америки имело колоссальныеполитические, экономические и интеллектуальные последствия.«Ольмекская проблема»

 

        К числу наиболее значительных мезоамериканскихкультур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) имайяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора иГондураса). Но прежде несколько слов о «первой цивилизации» Мезоамерики –культуре «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско,Веракрус). Население этих областей в начале Iтыс. до н.э.(800-400 гг. дон.э.) достигло высокого уровня в культуре: в это время появляются первые«ритуальные центры» в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаютсяпирамиды из адобов(самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы ссюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

      Средипоследних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вескоторых иногда достигает 20 тонн. Для «ольмекского» стиля искусства характернанизкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигураплачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары»украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у «ольмеков»существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантскиебазальтовые стелы. Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры былследующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселенийустраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита исерпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т.д. общим весомв десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека:например, в Ла-Венту – с расстояния 160 и даже 500км. Раскопки выявили игигантские головы, и ряды ритуально захороненных могущественных скульптур вчисто «ольмекском» стиле.

     По сериирадиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг.до н.э. Именно на основевышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» — создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н.э.) и уже отнее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики – сапотекская,теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что«ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем обэтнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствованот названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережьеМексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этаповразвития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этихэтапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, еесоциально-политическая организация.

    Культура«ольмеков» со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от концаIIтыс. до н.э. до середины – последних веков Iтыс. до н.э. Можнопредполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптуройпоявляются  Веракрусе и Табаско примернов первой половине Iтыс. до н.э. (возможно, даже и в 800 г. до н.э.),как в Ла-Венте. Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. дон.э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т.е.заключительной стадии первобытнообщинной эпохи. Показательно, что первыеизвестные нам образы письменности и календаря появляются на «ольмекских»памятниках только с Iтыс. до н.э. ( стела С в Трес-Сапотес и др.). Сдругой стороны, такие же «ритуальные центры» с пирамидами, монументами икалендарными иероглифическими надписями – представлены в Оахане сVII — VIвв. до н.э., а без надписей – в горной Гватемале, у предков майя.

      Появившись в Табаско около 4 тыс. лет назад, за 2 тыс. лет до н.э. онираспространили свое культурное влияние на огромный регион и исчезли, чтобыуступить место иным цивилизациям. Это позволило выдвинуть гипотезу (А.Касо, в1941г.), суть которой заключается в тезисе ос ольмекской культуре как проматериболее поздних культур – майяской, теотихуаканской, сапотекской и т.д.

      Центр,из которого распространилось это влияние, известен под названием Ла-Вента.другими важными центрами той же культуры были Трес-Сапотес в Табаско иСан-Лоренсо. Ольмекские мудрецы достигли высочайших успехов в счете,составлении календаря, астрономических наблюдениях, иероглифическойписьменности и гомеопатии.

      Хотелосьбы отметить еще одно явление, распространенное в те времена – это игра в мяч,внешне похожая на современный баскетбол. Игроки должны были попасть мячом вкаменное кольцо, прикрепленное к стене стадиона – специального игрового поля.При этом они должны были касаться мяча не руками, не ступнями, а лишь бедрами,ягодицами, плечами и локтями. Для обеспечения своей безопасности члены «команд»надевали специальную защитную одежду – маску и нагрудники. При этом онистановились похожими скорее на бейсболистов. Некоторые полагают, что в концеигры победитель отрезал побежденному голову – наподобие гладиаторов римскогоКолизея. Однако в данном случае речь могла идти лишь  о религиозном жертвоприношении. Самосоревнование носило ритуальный, магический характер. Ритуал этот теснейшимобразом был связан с культом плодородия земли — изображения сцен игры иобезглавливания всегда содержали элементы растительного орнамента.

      Во главеобщества стояли жрецы-астрономы. Только в классовом государстве возможнопоявление церемониального центра, подобно Ла-Венте. Социальной ипроизводственной основой этого общества были земледельцы. Между верхушкой иземледельцами размещался слой, состоявший из ремесленников (камнетесов,гончаров, столяров), слуг, актеров, торговцев. Простое перечисление секторовхозяйства того общества способно воссоздать картину его экономики, основаннойна земледелии и развитом ремесле. Причины подобной концентрации властипреимущественно в руках жрецов, как и ее истоки, следует искать вземледельческом характере самой религии ольмеков.

     Вольмекском пантеоне главенствовал культ бога-ягуара, породивший позже культбога дождя. Образ стилизованного хищника из семейства кошачьих имел чрезвычайноважное значение. Участники ритуальной игры в мяч хотя и не являлисьпредставителями жреческой аристократии, но все же принадлежали к этомусословию.      

Цивилизация майяклассического периода

    

     Майя,словно бросая вызов судьбе, надолго обосновались в негостеприимныхцентральноамериканских джунглях, выстроив там свои белокаменные города. Запятнадцать веков до Колумба изобрели точный солнечный календарь и создалиединственную в Америке иероглифическую письменность, использовали в математикепонятие нуль, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения. Уже в первыевека нашей эры они достигли поразительного совершенства в архитектуре,скульптуре и живописи.

    Но майя незнали металлов, плуга, колесных повозок, домашних животных, гончарного круга.Фактически, если исходить из набора их орудий, они были еще людьми каменноговека. Происхождение майяской культуры окутано таинственностью. Появление первойцивилизации майя относится к рубежу нашей эры и связано с лесными равниннымиобластями на юге Мексики и севере Гватемалы. В течение многих столетий здесьсуществовали многолюдные государства и города. Но в IX-Xвв. период расцветазакончился внезапной жестокой катастрофой.

       Городана юге страны были заброшены, население резко сократилось, и вскоре тропическаярастительность укрыла своим зеленым ковром памятники былого величия. После Xв.развитие культуры майя, правда уже несколько измененной влиянием со сторонычужеземных завоевателей – тольтеков, пришедших из центральной Мексики и спобережья Мексиканского залива, продолжалось на севере – на полуострове Юкатан– и на юге – в горах Гватемалы. В XVI в. индейцы майя занималиобширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себясовременные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Рио,а также всю Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

     В  настоящее время  большинство ученых выделяют в пределах этойтерритории три крупные культурно – географические области или зоны: Северную(п-ов Юкатан), Центральную (Северная Гватемала, Белиз, Табаско и Чьяпас вМексике) и Южную ( горная Гватемала).

       Началоклассического периода в низменных лесных областях отмечено появлением такихновых черт культуры, как иероглифическая письменность (надписи на рельефах,стелах), календарные даты по эре майя (так называемого Длинного Счета – числалет, прошедших от мифической даты 3113 г. до н.э.), монументальная каменнаяархитектура со ступенчатым «ложным» сводом, культ ранних стел и алтарей,специфический стиль керамики и терракотовых статуэток, оригинальная настеннаяживопись.     

     Архитектура в центральной части любого крупного города майя Iтыс.до н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров ивысоты. Внутри они обычно  сооружены изсмеси земли и щебня и облицованы снаружи плитами тесаного камня, скрепленнымиизвестковым раствором. На их плоских вершинах стоят каменные здания: небольшиепостройки из одной – трех комнат на высоких башнеобразных пирамидах –основаниях ( высота некоторых из таких пирамид – башен, как, например, вТикале, достигла 60м.). Это, вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамблина низких платформах, обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всегорезиденции знати или дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно ввиде ступенчатого свода, стены их очень массивны, а внутренние помещениясравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света вкомнатах служили узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов идворцов царят прохлада и полумрак. В конце классического периода у майяпоявляются площадки для ритуальной игры в мяч – третий тип основных монументальныхпостроек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя былипрямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень частоважнейшие ритуально — административное постройки располагались на естественныхили искусственно созданных возвышениях – «акрополях» ( Пьедрас-Неграс, Копан,Тикаль и др.).

     Рядовыежилища строились из дерева и глины под крышами из сухих пальмовых листьев ибыли, вероятно, похожими на хижины индейцев майя XVI-XXвв., описанныеисториками  и этнографами. В классическийпериод, как и позднее, все жилые дома стояли на невысоких (1-1,5 м.)платформах, облицованных камнем. Отдельно стоящий дом – явление, редкое у майя.Обычно жилые и подсобные помещения образуют группы из 2-5 построек,расположенных вокруг открытого внутреннего дворика (патио) прямоугольной формы.Это – резиденция большой патриархальной семьи. Жилые «патио-группы» имеюттенденцию объединяться в более крупные единицы – наподобие городского«квартала» или его части.

      В VI-IXвв. майя достигли наивысших успехов в развитии различных видов неприкладногоискусства, и прежде всего в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурныешколы Паленке, Копака, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особойтонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передачеизображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг ипленных). Знаменитые фрески Бонампака(Чьяпас, Мексика), относящийся к VIIIв.н.э., представляют собой историческое повествование: сложные ритуалы ицеремонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношения пленных,празднество, танцы и шествия сановников и вельмож.

     Благодаря работам американских (Т.Проскурякова, Д Келли, Г.Бернин,Дж.Кублер и др.) и советских (Ю.В. Кнорозов, Р.В. Кинталов) исследователейудалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя Iтыс.н.э. – стела, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи наних) – это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Онирассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях,династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизнисветских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали,по данным археологов, в Центральной области майя в Iтыс. н.э..

      Совершенно по-иному определяется сейчас и назначение некоторыхпирамидальных храмов в городах майя. Если прежде они считались святилищамиважнейших богов пантеона, а сама пирамида – лишь высоким и монолитным каменнымпостаментом для храма, то за последнее время под основаниями и в толще рядатаких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящихдинастий (открытие А.Руса в Храме Надписей, Паленке и др.).

      Заметныеизменения претерпели за последнее время о характере, структуре и функцияхкрупных майяских «центров» Iтыс. н.э.  Широкие исследования археологов США в Тикале,Цибилчальтуне, Энце, Сейбале, Бекане и др. выявили наличия там значительного ипостоянного населения, ремесленного производства, привозных изделий и многихдругих черт и признаков, свойственных древнему городу как в Старом, так и вНовом Свете.

      Исследуя пышные захоронения майяских аристократов и правителей Iтыс.н.э., ученые предположили, что изображения и надписи на каждом глиняном сосудеописывают смерть майяского правителя, длительное путешествие его души пострашным лабиринтам царства мертвых, преодоление разного рода препятствий ипоследующее воскрешение владыки, который превращался в конечном счете в одногоиз небесных богов. Кроме того, американский ученый Майкл Ко установил, чтонадписи или отдельные их части, представленные пости на всех расписныхполихромных вазах VI-IXвв. н.э., часто повторяются, т.е. имеют стандартныйхарактер. Расшифровка этих надписей открыла совершенно новый, неведомый преждемир – мифологические представления древних майя, их концепция жизни и смерти,религиозные воззрения и многое другое.

       Каждыйгород-государство майя возглавлял халач-виник,что означает «настоящий человек». Это был наследственный титул, передаваемый ототца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав   — «господин»,«владыка». Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть,сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ахкуч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виникназначал, возможно из своих кровных родственников, батабов – вождей селений,которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости. Основнымифункциями батабов  было соблюдениепорядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли бытьчиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков астеков или куракаинков. Как и те, они являлися военачальниками. Но в случае войны правокомандования осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которыххольпоп – «глава циновки». Существовал там и целый жреческий клир, однако самоераспространенное название жреца ах кин.

    Ах киныхранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские астрономические знания одвижении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные илунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считаласьабсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.

     Восновании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили вдали отгородских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для содержания своихсемей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами,дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Онидобывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которыепоражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву,скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших вМесоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ народ выплачивалдань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис,фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу, соль, сущеную рыбу,кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины. Когда  испанцы захватили Юкатан, населениеназывалось масехуальооб – термин, несомненно, науа-майяского образования.

    Земля умайя считалась общественной собственностью и обрабатывалась совместно, хотя исуществовали частные наделы, принадлежавшие знати. Епископ Юкатана Диего деЛанда писал: «Помимо собственных участков весь народ обрабатывал поля своеговладыки и собирал достаточное количество и себе, и его дому».

    Этозамечание о произведенных отношениях майя проливает свет на два важных момента.Во-первых, становится ясно, что масехуальооб были обязаны обрабатывать земли,предназначенные для содержания жреческой аристократии. При этом «общем рабстве»целая община оказывалась порабощенной агентами государства в отличие отпроисходившего при рабовладении, когда рабы принадлежали конкретному хозяину.Деспотизм такой системы очевиден. Во-вторых, как отмечал А.Рус, нельзя незаметить, что, какими бы ни были рабство и деспотизм, они несли определенноеположительное начало: обрабатывающий землю – хотя бы для ахава или владыки –масехуаль брал часть, которая обеспечивала его и его семью. А это значит, чтони он, ни члены его семьи не испытывали голода, от которого постоянно страдаютиндейцы уже в течение почти пяти веков.

     Морлипредположил, что у майя существовала еще одна социальная категория – рабы –пентакооб. Их эксплуатация была иной, чем при «общем рабстве». Рабом общинникмог стать в следующих случаях: родившись от раба; попав в плен на войне;оказавшись проданным на рынке. Но как бы ни назывались социальные группы рабови деклассированных членов общества, их положение было весьма близко к положениюподобных категорий в иных мексиканских обществах или янакунов в Тауантинсуйю.

      Экономика общества основывалась на земледелии. Принято считать, что маиссоставлял 65% питания индейцев майя. Его возделывали при помощиподсечно-огневой системы со всеми вытекающими из этого явления последствиями:оскудением почв, снижением урожайности, вынужденной сменой участков. Однакопищевой рацион пополнялся фасолью, тыквой, томатами, химакой, камоте, а надесерт – табаком и многочисленными фруктами. Тем не менее отдельныеисследователи ставят под сомнение преобладание маиса в земледелии майя:возможно, что существовали районы, где маис не возделывался, а население вполнеудовлетворялось клубневыми растениями или же дарами моря, рек и озер.

     Нанекоторые  размышления наводит и тотфакт, что практически во всех археологических центрах обнаружено присутствие«рамона» – растения, превосходящего маис как по питательным свойствам, так и поурожайности. Кроме того, его культивация не требовала больших усилий. Некоторыеисследователи полагают, что именно это заменяло маис во время неурожаев.

      Как быто ни было, майя умели получить от земли наивысшую отдачу. Помогали в этом итеррасы в горных зонах, и каналы в долинах рек, увеличивавшие поливные площади.Длина одного из таких, доводившего воды от реки Чампотон до Эцны, города назападе Юкатана, достигала 30 км. Вегетарианцами майя не были: они потреблялииндюшатину и мясо специально выращиваемых собачек. Им нравился пчелиный мед.Охота также была источником мясных продуктов, которые при еде приправлялисьперцем и солью. Перец выращивался в огородах, а соль добывалась на специальныхсоляных разработках.

       Важнуюстатью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло, очевидно, процветало –изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для рисованных книг иликодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна  и многое другое. Торговля, как и у астекскихпочтека, составляла весьма важных сектор экономики. На территории нынешнегоштата Табаско традиционно велась меновая торговля между более севернымиастеками и майя. Они обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком,какао, украшениями из нефрита. В качестве «обменной монеты» выступали зернакакао и раковины. Города-государства соединялись между собой грунтовымидорогами, тропами, но иногда и мощеными шоссе – вроде того, что протянулось на100 км между Йашхуна (около Чичен-Ицы)  иКоба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами сообщения,особенно для торговцев.

     Если быне существовало столь развитой системы коммуникаций, Кортес наверняка потерялсябы в густой петенской сельве, когда отправился покарать взбунтовавшегося Олида.Берналь Диас не раз восхищался, отмечая ту незаменимую помощь, которуюоказывали отрядам конкистадоров дорожные карты майя. И даже когда мы доберемсяв нашем путешествии до самого юга оставшейся части Месоамерики, то обнаружимвсе тех же майя, пустившихся в свои отважные странствия в самые удаленныеуголки региона. Все это увидел и Колумб.

      Во всейМезоамерике не было народа, который достиг бы более значительных успехов внауках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей. Высокий уровеньцивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. В этой сфереони действительно оказались в доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Ихдостижения не сопоставимы ни с какими другими. Майя превзошли в данных наукахдаже своих современников-европейцев. В настоящее время известно о существованиине менее 18 обсерваторий периода расцвета Петена. Так, Вашактун занималисключительное положение  и считалсяособенно важным центром, поскольку именно именнтам определялись точкисолнцестояния и равноденствия. Исследователь Блом провел серию экспериментов нацентральной площади Вашактуна. Основываясь на расчетах точной широты и долготыгорода, он смог разгадать увлекательный секрет древнего ансамбля, состоявшегоиз храмов и пирамид, окружавших квадратную, ориентированную по сторонам светаплощадь. «Волшебным секретом » оказался способ, посредством которого жрецырасположившиеся на вершине пирамиды-обсерватории, благодаря храмам-ориентирамустанавливали с математической точностью точку восхода солнца в периоды солнцестоянияи равноденствия.

     СVI или VIIв. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько майя установилигражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы календарной корреляции,названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие сдействительной  длительностью солнечногогода, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счетоказался более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласнокалендарной реформе папы Григория XIIIспустя 900 или даже 1000лет, в последней четверти XVIв. Морли составил следующуютаблицу:

Длительность года посовременным данным – 365,2422 дня

Древний юлианский год –365,2510 дня

Современный григорианскийгод – 365,2425 дня

Год майя – 365,2420 дня

   Год  майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый.На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей — тун;тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5дней, называвшихся майеб, буквально: «неблагоприятные». Считалось, что в этупятидневку «умирает год», и потому в эти последние дни древние майя ничего неделали, чтобы не навлечь на себя беду.

      Тун не был последней единицей времени в календаремайя. При увеличении в 20 раз начинали формироваться циклы: 20 тунов составляликатун; 20 катунов – бактун; 20 бактунов – пиктун; 20 пиктунов – калабтун; 20калабтутов – кинчильтун и т.д. В алаутун входили 23 040 000 000 дней, или кинов(солнц).

    Все даты,сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных испанцами записяхраннеколониального периода, имеют единую точку отсчета. Ее мы назвали бы «годПервый», с которого начинается счет времени майя. По нашей хронологии, онпадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной системой корреляции,на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты близки к первому годуеврейского календаря, который приходится на 3761 год до н.э. – годпредполагаемого создания Библии.

      Майяумело совмещали два календаля: хааб – солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин– религиозный, из 206 дней. При таком совмещении складывался цикл из 18890дней, лишь по завершении которого название и цифра дня вновь совпадали с тем женазванием месяца. Это как бы 15 ноября, например, непременно приходилось каждыйраз на четверг. Столь значительное значение астрономической науки не стало бывозможным без идеально разработанной системы счета. Майя создали такую систему.Она похожа на ту, что арабы переняли у индийцев и позже передали европейцам,которые лишь тогда смогли отказаться от примитивной римской системы.

     Майяпревзошли эту систему прежде, чем римляне завоевали Галлию и Иберийскийполуостров, и много раньше, чем арабы привезли в Европу десятичную системусчета. Считается, что она была изобретена в Индии в VIIв. н.э. и что арабыпередали ее европейцам лишь спустя несколько веков. Майя же пользовались своейсходной с десятичной системой по крайней мере с IVв. н.э. – иначе говоря,1600 лет назад.

      Какупотребляемая нами десятичная система, так и двадцатиричная майяскаяосновывается на едином принципе, согласно которому знак сам по себе ничего незначит, но в сопровождении с другой цифры становится основой дляматематического обращения, позволившего совершить все завоевания современныхнаук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся  с ним цифру в десятки раз по нашей системе ив двадцать раз по системе майя посредством позиционного перемещения указаннойцифры влево в первом случае и кверху во втором делает возможными записьбесконечных множеств и осуществление самых сложных астрономических подсчетов.

     В нашейдесятичной системе имеются девять цифр и ноль. Майяская состоит лишь из двух –точки и черты – и ноля. Изобретение этого знака в столь отдаленные временаподнимает математический гений майя на поразительные вершины. Это означаловеличайший прогресс в области абстрактного мышления. Сведения о науке майясохранились в весьма незначительном количестве книг, которые избежаликатастрофы, наступившей для аборигенных культур Америки с началом европейской конкисты.До настоящего времени сохранились лишь три книги майя. Одна из них в Париже,другая – в Мадриде, третья – в Дрездене.

     В историимайя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это еще одна тайна вистории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное происходило по всейМезоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих причины этого явления –землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки,иноземное завоевание, интеллектуальное и эстетическое истощение, военноеослабление, административная дезорганизация и т.д. Морли утверждал, что«основной причиной упадка и исчезновения Старой империи стал упадок системыземледелия». Блом согласился с этим мнением, заявив, что «майя истощили своюземлю, так как использовали примитивные методы ее обработки, вследствие чегонаселение было вынуждено отправиться на поиски новых мест для выращивания своихурожаев». Однако археологи А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту«земледельческую» версию. Более того Томпсон был готов допустить версию о«культурном угасании», но совершенно отбрасывал мысль о том, что населениемогло оставить свои территории.

      Другиеисследователи выдвинули теорию о мощном восстании, с которым связывают разбитыеи опрокинутые тикальские монументы.

     Глубоко изучив теории упадка культуры майя,Рус пришел к выводу: «Очевидно, что между ограниченными возможностями отсталойсельскохозяйственной техники и растущим население существовали неразрешимыепротиворечия. Они все более усугублялись по мере увеличения долинепроизводительного населения по отношению к земледельцам. Рост строительствацеремониальных центров, усложнение ритуала, увеличение числа жрецов и воиновделали все более трудным производство сельскохозяйственного продукта,достаточного в количественном отношении для сего населения.

     Несмотряна глубоко укоренившуюся в сознании индейцев веру в богов и покорность ихпредставителям на земле, поколения земледельцев не могли не сопротивлятьсявсевозрастающему гнету. Очень может быть, что эксплуатация достигла предела истала вконец невыносимой, спровоцировав тем самым крестьянские выступленияпротив теократии наподобие Жакерии во Франции в XIVв. Возможно также, что     эти события совпали с усилением влияния извне, тем более что период угасания культуры майя совпадает с миграцией племенМексиканского нагорья. Эти народы в свою очередь переживали период всеобщегосмятения в связи с вторжением с севера варварских племен, теснивших их к югу.Миграции буквально перетасовали группы индейцев, расположенные на путипереселенцев, и произвели настоящую цепную реакцию, приведшую к вспышке искрыкрестьянского восстания».

Цивилизация ацтеков.

     Послегибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия становится аренойдраматических и бурных событий: все новые и новые волны воинственных варварскихплемен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и северо-запада, сметая ещеуцелевшие островки теотихуаканской цивилизации в Аскапоцалько, Портесуэло,Чалуле и т.д. Наконец, в конце IX – начале X в. в результатеслияния этих двух потоков – пришлого (“чичимекского”) и местного(теотихуаканского) – на северо-востоке региона возникает могущественноегосударство тольтеков с центром в г. Туле – Толлане (Идальго, Мексика).   

     Но и этогосударственное образование оказалось недолговечным. В 1160 г. вторжение новыхгрупп варваров с севера сокрушило Толлан и положило начало очередному периодунестабильности в политической истории Мезоамерики. Среди воинственныхпришельцев были теночки-ацтеки (астеки), полуварварское племя, направляемое кпоискам лучшей доли указаниями своего племенного бога Уицилопочтли. Согласнопреданиям, именно божественное провидение предопределило и выбор места длястроительства будущей ацтекской столицы – Теночтитлана в 1325 г.: на пустынныхостровах в западной части обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехиковели борьбу за лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялисьболее могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в этихитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее сильных иудачливых хозяев.

     В 1427году ацтеки организовали «тройственную лигу» — союз городов- государствТеночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) – и приступили к последовательномузавоеванию сопредельных областей. Огромный ужас внушали их обсидиановые булавы,круглые щиты и неуемная агрессивность.Невероятное могуществоАцтекской империи было достигнуто благодаря

www.ronl.ru


Смотрите также