Племя яки – индейцы Мексики: фото, видео, обычаи, шаманизм. Древние индейцы мексиканцы
Древние индейские города Мексики. Часть 2
Юкатан - полуостров в Центральной Америке, разделяющий Мексиканский залив и Карибское море. На северной части полуострова находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече и Кинтана-Роо. Юг полуострова относится к государствам Гватемала и Белиз. Климат на Юкатане тропический и жаркий. На влажном юге основную часть территории занимают тропические леса, на севере климат суше.С IV по X век Юкатан был центром цивилизации майя, оставившей многочисленные археологические артефакты и сооружения, особенно пирамиды. Наиболее известные места - города Чичен-Ица, Коба, Тулум и другие.
ТулумТулум (Tulum) - древний город цивилизации майя, служивший портом для города Коба.
Руины города расположены у восточного берега Юкатана в штате Кинтана-Роо, в 130 километрах от Канкуна к югу. Это один из наиболее хорошо сохранившихся прибрежных городов майя и ныне очень популярен среди туристов. Это один из немногих городов, который не был покинут индейцами к приходу испанцев. Был основан примерно в 1200 году, фактически это последний город, основанный майя.Во времена майя назывался Сама, что означает "город рассвета".   Слово Тулум на юкатекском языке означае "стена". От нападений город с одной стороны защищали высокие крутые утёсы, обрывающиеся в море, а со стороны суши - каменная стена высотой от 3 до 5 метров. Крепостная стена была толщиной около 8 метров и длиной около 400 метров. Эта внушительная оборонительная стена делает Тулум одним из наиболее известных укреплённых городов майя. Небольшой сенот у северной стены давал жителям города свежую воду. На территории города находится пирамида, которая в те времена была маяком, а также Храм Бога Ветра, Дворец, Храм Спускающегося Бога, Дом Алач-Уиник, Дом с Колоннами, Храм Фресок и целый ряд других построек. Тулум во времена майя был важным торговым центром - здесь сходились сухопутные и морские торговые пути Центральной Америки и Мексики. Главным предметом торговли был обсидиан - камень, являвшийся важнейшим материалом в жизни всех древних мексиканских цивилизаций. Он использовался для изготовления ножей, скребков, топоров и наконечников для стрел и копий. Также из него изготавливали орудия труда, ритуальные маски, статуэтки и амулеты, украшения, предметы интерьера и даже зеркала.
При входе в археологическую зону находится множество сувенирных магазинчиков, небольшие закусочные. По всем территории зоны, впрочем как и везде на Юкатане шастают игуаны, совершенно безобидные создания, придающие особый колорит местности.Неподалеку от древних руин находится много разнообразных отелей, в том числе и эко - без искусственного электричества.
Расположение вблизи красивейшего пляжа и окружающая город стена делают это место уникальным и не похожим на остальные
Храм Бога Ветра
Тулумская бухта и вид на торец Дворца
Дворец
Дом Алач-Уиник
Храм Фресок
Игуана
Схема-план города
Коба
Коба (Cobá) - остатки древнейшего города цивилизации майя, находящиеся около двух лагун (озер) - Коба и Маканшок. В этих озерах водятся крокодилы, о чем предупреждают таблички у воды, так что купаться в них совсем не рекомендуется %) Коба был основан примерно в V веке нашй эры. Город расположен в 40 километрах северо-восточнее Тулума. Название его переводится как "взволнованные воды". До конца XIX столетия древний город был скрыт под землей, археологические раскопки продолжаются и по сей день, на поверхности сейчас только малая часть построек. По всей территории развалин расходятся дорожки из камня и гипса вплоть до Карибского побережья. Таких дорожек около 40, причем самая длинная достигает 100-километровой длины. Примерно в 300-900 года нашей эры была воздвигнута большая часть строений. Коба был одним из крупнейших городов индейцев майя в этот период, его население насчитывало около 50 тысяч жителей.
В городе расположено 5 групп зданий - группа Нооч Мул (Nohoch Mul), к которой относится пирамида Эль Кастийо высотой 42 метра; группа Коба (Cobá), группа Маканшок (Macanxoc), группа де лас Пинтурас (de las Pinturas), группа Чумук Мул (Chumuc Mul).Постройки города Коба со дня открытия его археологами остались практически нетронутыми.Город расположен посреди густых эвкалиптовых лесов. Так как территория города очень большая, то для удобства и быстроты передвижений предлагаются в аренду велосипеды, а если не хочется крутить педали - можно нанять велорикшу.
При входе в город как и во многих подобных местах расположены магазины с сувенирами и кафе.
Большая Стела. Группа Маканшок
Схема
Чичен-ИцаСвященный город, расположенный в 90 километрах от города Коба. Название Чичен-Ица (Chichén Itzá) в переводе с языка местных племён значит "Устье колодца племени Ица". quot;Чи" на языке майя означает "устье", "чен" - "колодец", а "ица" - название племени майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле.
Основан в VII веке нашей эры. Руины города могут быть условно разделены на две группы. Первая - это строения, датируемые VI-VII веками н. э. и относящиеся к периоду культуры майя. Вторая группа зданий относится к периоду тольтеков X-XI вв. н. э.В X веке город был захвачен тольтеками. В середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединённым войском трех индейских городов-государств - Майяпана, Ушмаля и Ицмаля.Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa) Чичен-Ица представляла собой развалины.
После 1194 года загадочный город окончательно опустел. Почему это случилось - до сих пор точно не известно, так как испанские завоеватели, вторгшиеся на территорию Мексики, сжигали манускрипты и убивали священнослужителей народа майя.
Главное строение города - Храм Кукулькана - имеет с каждой стороны широкие лестницы. В дни весеннего и осеннего равноденствий (20 марта и 21 сентября) приблизительно в три часа дня лучи солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень образуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих, в свою очередь, тело тридцатисемиметровой змеи, "ползущей" по мере передвижения солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы.
Переговоры между губернатором Ивонн Ортегой Пачеко (Ivonne Ortega Pacheco) и землевладельцем Хансом Юргеном Тиесом Барбачано завершились 30 марта 2010 года. В результате власти купили 83 гектара, на которых расположен древний город за 220 миллионов песо (около 18 миллионов $). Сообщалось, что Барбачано сам настаивал на продаже для того, чтобы сохранить наследие Юкатана.
При входе и на всей территории Чичен-Ицы продаются многочисленные сувениры, торговцы часто выдают фразы и слова на русском языке, в том числе: "Горбачев", "перестройка", "Москва".
Храм Кукулькана, 9-ступенчатая пирамида, высотой 24 метра
Платформа орлов и ягуаров. На заднем плане Храм Ягуаров
Храм Таблиц
Храм Воинов
Строение в северной части стадиона для игры в мяч
Священный сенот. Природный колодец глубиной 50 метров. Служил для жертвоприношений
Схема города
foto-travel.livejournal.com
древние индейцы мексиканцы | Туристический портал
Античные боги
Город Теотиуакан. пожалуй, самое священное для мексиканских краснокожих место. Обитатели старого поселения считали, что человек жил в 5 эрах. После того, как свет 4-ого Солнца пропал с небес, завершилась предпоследняя эра. Боги собрались тут, в Теотиуакане и начали спорить, кому быть пятым Солнцем. В итоге этого вышло самосожжение 2-ух богов. 1-ый, Текуксистекатль, был пугливым и высокомерным, он прыгнул в пепел, в итоге чего стал Луной. Другой бог, Нанауацин, сгорел сходу и стал Солнцем.
Как раз тогда объявился Кецалькоатль — "Пернатый Змей", который принял вид белоснежного бородатого человека. Его храм размещен на восточном краю Оплота Теотиуакана. Кетцалькоатль был одним из 4 отпрыской Омеотля — верховного божества. Его отпрыск сделал справедливый мир и правил им в течение некого времени. В Теотиуакане никогда, даже при ацтеках, не приносились людские жертвы. Кетцалькоатль затыкал уши, когда к нему обращались по военным вопросам. Тольтекский бог обучил людей воспользоваться огнем для изготовления еды. Он строил дома, учил парней и дам жить как супруг и супруга. Пернатый Змей сделал законы, открыл людям медицину и кукурузу, добыв ее с Горы Обеспечения. Он отдал календарь, по которому установлена четкая дата конца 5-ого Солнца, 23 декабря 2012 г. Полностью может быть, что Кетцалькоатль был реальным историческим лицом, которого знали и майя, и ацтеки, и народы Южной Америки.
Конец веку Кетцалькоатля положил Тецкатлипока . по одной истории он был верховным жрецом, по другой — богом. Его подручные дали Кетцалькоатлю зеркало, чтоб он поглядел на свое дряхлеющее тело. Охватившая его печаль использовалась чернокнижниками, которые предложили ему лечущее средство от старости. "Змея" напоили пульке, после этого он вступил в связь со собственной сестрой, нарушив тем все принципы, которые сам же и прививал тольтекам.
Тецкатлипока добивался приносить в жертву людей, что очень нравилось воинственным ацтекам. По их представлениям обильные кровоизлияния на алтаре богов помогают отодвинуть конец 5-ого Солнца. К тому же боги и люди заключили негласное соглашение о обоюдной поддержке.
Боги дали жизнь людям. Люди — приносили жертвы богам. подпитывая их энергией, которая представлялась индейцам в виде газа. Числилось, что его можно добыть из головы, сердца и печени. Практиковалось обезглавливание, сжигание, сбрасывание с большой высоты, удушение, умерщвление при помощи стрел. Ацтеки совершали большие жертвоприношения пленных и рабов каждый месяц в центре собственной столицы на Горе Змея. Тут поклонялись двум божествам: Тлалоку, богу Дождика и Уитцилопочтли, богу войны.
Пока ацтеки совершали свои беззакония, Кетцалькоатль, либо Кукулкан, как называли его краснокожие майя, находился в Чолуле. Оттуда он примерно в 999 г. отправился на Юкатан. После Кетцалькоатль на плоту из змей отплыл и пропал в море. Уходя, он обещал индейцам возвратиться в год "се акатль", год тростникового прутка. Эта дата соответствовала 1519 г. когда в Мексику прибыли испанцы.
Нужно сказать, что жестко настроенных конкистадоров повстречали очень тепло. Обитатели Чолулу, например, допустили надругательство над своим храмом, разрешив выстроить христианскую церковь, только поэтому, что считали светлолицего и бородатого Кортеса не кем другим, как Кетцалькоатлем. Так считали всюду, где возникал Кортес. Это событие облегчило рыжебородому завоевателю и его сторонникам одержать победу над воинственными народами центральной Америки. Тем был положен конец практике жертвоприношений и почитания кумиров, хороших и злых.
Рекомендуемые и похожие статьи
halopom-po-evropam.ru
Древние индейские города Мексики. Часть 1.
Мексика - страна древнейших цивилизаций. Многие тысячелетия на ее территории жили разные индейские племена, которые охотились, занимались земледелием, умели обрабатывать металл, строить города, плотины, сооружать храмы и пирамиды.Сохранившихся до наших дней пирамид в стране очень много. Некоторые из них доступны для посещения и обозрения, а на некоторые можно даже забраться. Что я с удовольствием делаю :) Но некоторые до сих пор скрыты, представляют собой поросшие зеленью холмы. Даже те пирамиды, которые уже открыты по сей день хранят множество своих тайн, ученым о многом приходится лишь догадываться и строить гипотезы.
Город Теотиуакан.Наиболее известные и наиболее древние пирамиды в Мексике - их возраст около 2 тысяч лет. Город находится примерно в 40 километрах от Мехико у отрогов горной цепи Восточная Сьерра-Мадре, на высоте около 2285 метров над уровнем моря. История его до сих пор полна тайн, первое название неизвестно, а более позднее Теотиуакан на языке нахуа обозначает "место превращения богов". Еще часто встречаются такие переводы: "город богов", "город, где люди становятся богами", "место, где люди общаются с богами".Ацтеки ничего не знали о строителях города, когда они пришли в долину Мехико, Теотиуакана уже не существовало, к тому времени он уже давно был заброшен. Было только множество поросших травой холмов, над которыми возвышались две огромные пирамиды. Предполагается, что строителями были предки нахуа - индейских племен ацтекской группы. По данным раскопок, город был основан в конце I века нашей эры, но и до этого здесь находились древние поселения. В V веке Теотиуакан уже был крупнейшим городом Центральной Америки. Площадь его составляла около 26 квадратных километров, а число его жителей достигало 200 тысяч человек.Центральная улица города называется Дорога Мертвых. Ее длина более чем 2,5 километра, а ширина - от 40 до 95 метров.Главные постройки Теотиуакана - пирамида Солнца, пирамида Луны, пирамида Кетцалькоатля. Пирамида Солнца была построена над искусственно-созданным тоннелем, ведущим к "пещере", расположенной шестью метрами ниже. Пирамида Луны находится у северного конца Дороги Мертвых.
Прямо напротив главного входа находится большой архитектурный комплекс, названный Цитадель. Это первое строение, которое обычно видят туристы. Центральная часть комплекса - Пирамида Пернатого Змея Кецалькоатля. Когда-то она со всех сторон была покрыта барельефами с пернатыми змеями, сейчас они сохранились лишь на главном западном фасаде.
К Цитадели примыкают два крупных строения - Северный и Южный дворцы. Всего же в городе археологи насчитали более 2 тысяч жилых блоков. К концу первого тысячелетия нашей эры по не выясненным причинам город опустел, его храмы и строения были разрушены.
Сейчас это очень популярное среди туристов место, особенно много посетилелей в выходные дни.
Рядом с Пирамидой Солнца находится музей. В нем собрано множество артефактов, обнаруженных во время раскопок на территории города - фрески, надгробия, образцы полезных ископаемых региона, предметы быта, изделия ремесленников, даже групповое захоронение девяти мужчин и четырех женщин, принесенных в жертву при закладке Храма Кетцалькоатля. В главном зале музея расположен макет древнего города.По всей территории Теотиуакана снует множество торговцев, продающих серебряные украшения, статуэтки и ножи из обсидиана и другие разнообразные сувениры. Часто от них можно услышать русские слова и фразы, так как это одно из самых посещаемых русскими туристами мест в Мексике.
У выходов с территории комплекса есть несколько ресторанов, продуктовых магазинов. А также множество сувенирных лавочек.
Пирамида Солнца. Самая высокая в городе пирамида, высотой 64 метра.
Вид с пирамиды Солнца.
Пирамида Луны. Вторая по величине пирамида - 42 метра.
Пирамида Пернатого Змея Кецалькоатля.
Макет города, находящийся в музее Теотиуокана.
Схема города.
Монте-Альбан.
Монте-Альбан (Monte Albán) - город на юго-востоке Мексики, в штате Оахака, где с IV века до н. э. находился политический и культурный центр сначала индейцев сапотеков, а затем миштеков. Расположен в долине Саачила примерно в 9 километрах от города Оахака - столицы штата, на низком горном хребте, проходящем в центральной части долины, на вершине искусственно выровненного холма, на высоте около 1940 метров над уровнем моря. Кроме этого центра вдоль всего хребта и его отрогов присутствуют несколько сотен искусственных террас и десятки окруженных насыпями сооружений. Находящиеся руины на соседних холмах к северу также считают частью этого древнего города.Город был основан примерно в 500 году до нашей эры, а c 100 года до н. э. по 200 год нашей эры он уже был столицей крупного государства. На пике развития города его население составляло около 25000 человек. На протяжении почти тысячи лет играл значительную роль как политический и экономический центр Сапотекской цивилизации. Cапотеки (tsapotekatl) - слово ацтекского происхождения, и означает буквально "заоблачный народ".Оахака находится на пересечении важнейших сухопутных путей, связывавших в древности центральную Мексику с южными районами Месоамерики. Торговцы майя, нахуа и толтеки, ацтекские завоеватели пользовались этим удобным путем, чтобы попасть в Гватемалу, Сальвадор и Гондурас. Культура Монте-Альбана испытывала на себе очень сильное влияние соседних индейских цивилизаций, в особенности майя.Археологами здесь были обнаружены руины пирамид, храмов, поля для игры в мяч, галерей и обсерватории.
Центральное место в Монте-Альбане занимает большая площадь. К северу и югу от главной площади тянутся огромные насыпные платформы, на которые с главной площади ведут лестницы. Сохранились и более мелкие платформы, на которых возвышались храмы и жилые дома.
В городе сохранилось множество гробниц, увенчанных куполами и украшенных фресками, что совершенно необычно для индейцев. Археологи обнаружили в них множество красивейших и очень ценных золотых изделий. В 1930-х годах в гробнице № 7 мексиканскими археологами было найдено большое количество уникальных золотых ювелирных изделий и других артефактов.
Сапотеки называли свой город Дхауя куч-о-Дауякач - "Холм священного камня". Миштеки дали ему свое имя - Юкукуи - "Зеленая гора".В какой-то момент, по невыясненным причинам город начал приходить в упадок и к IX веку окончательно опустел. Ко времени прибытия сюда испанцев это мистическое место было заброшено, поэтому современное название происходит от имени испанского конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана (или Монтальбана).
В археологическом комплексе есть и музей с коллекцией предметов, найденных во время раскопок. Имеется небольшой книжный магазинчик, а на выходе с территории Монте-Альбана торговцы продают сувениры и еду. Есть на территории комплекса и маленькое кафе, где можно перекусить сэндвичами.
Гробницы в северной части города.
Гробницы на северо-западе.
Здания в центральной части.
Danzantes (танцоры) в музее. Существует версия, что это изображения людей, которых готовы принести в жертву.
Схема города.
Паленке.Это руины большого древнего города майя, расположенные на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас - политического и культурного центра майя в III-VIII веках.Здесь обнаружено более тысячи строений, занимающих в общей сложности 15 квадратных километров. Изучена и восстановлена лишь часть из них.Имя Паленке (Palenque) городу дали испанцы, что означает "палисад", "изгородь". Во времена майя он назывался Лакам-Ха - "Большая вода". Возник около 100 года нашей эры и достиг своего расцвета в период с 630 по 740 годы.
Самым ярким и влиятельным правителем Паленке был Пакаль. Подданные называли его "Солнечный щит". Именно в годы его правления в городе была построена основная масса сооружений (600-800 гг. н. э.)
Но после 900 года Паленке опустел. Внутренние неурядицы, нашествия воинственных племен привели город к упадку, а затем и к гибели. В этих местах самый высокий уровень осадков во всей Мексике, город был спрятан природой и временем в непроходимых тропических зарослях. Он впал в забвение до 1746 года, когда его случайно обнаружил испанский воинский патруль, заблудившийся в чьяпасских джунглях. Но лишь спустя 25 лет после этого испанцами была послана для изучения Паленке первая экспедиция. И сейчас здесь обнаруживаются неожиданные находки, постепенно все больше раскрывающие тайны этого загадочного места.
Строения города сейчас серые, но во времена майя были окрашены красным цветом и отделаны синими и желтыми барельефами. В настоящее время сохранились остатки Дворца, который находится в центре города. Это грандиозное сооружение многократно перестраивавалось. В центре его находится четырехэтажная башня обсерватории, где жрецы по движению небесных светил читали волю богов. Это строение весьма необычно для архитектуры майя.
У северной стороны к Дворцу примыкает площадка для игры в мяч. Внешние стены дворца, галереи и внутренние помещения украшены стукковыми и каменными рельефами, что тоже является особенностью архитектуры Паленке. Стукко - вид штукатурки.
Рядом с дворцом находятся пирамиды: Храм Солнца, Храм Креста, Храм Лиственного Креста, Храм Надписей. Названия эти современные, они даны по главным мотивам росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Пирамиды Паленке не слишком высокие, наверху у них небольшие храмы, украшенные барельефами, иероглифами, орнаментами и фресками.
Группа Храмов креста образована тремя пирамидами: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. Этот комплекс был сооружен сыном Пакаля - Кан Баламом II в 692 году. В оформлении использованы крестообразные изображения, символизирующие дерево сейба, на которое по представлениям майя опиралась Вселенная, и изображения Кан Балама II и Пакаля.
На северо-востоке город пересекает река-ручей Отолум. Спадая водопадами по небольшим террасам, она образует природные ванны, известные как "Ванны Королевы". Место весьма живописное, в тени деревьев у реки приятно освежиться.
Музей Паленке расположен за 1,5 километра до входа в комплекс. Музей не большой, но достаточно интересный. Тут выставлены экспонаты, обнаруженные во время раскопок. Ювелирные украшения, изделия из нефрита, копия саркофага Пакаля, воспроизведенная в натуральную величину, каменные панели с надписями. В музее работает сувенирный магазин. И на территории самого комплекса многочисленные торговцы продают разнообразнейшие сувениры.
Храм надписей. Самая высокая пирамида в Паленке, 24 метра.
Развалины дворца.
Ванны Королевы.
Схема города.
Продолжение следует!
gatita-errante.livejournal.com
Индейцы Мексики ~ Проза (История)
Центральная
Мексика от Мексиканского залива до Тихого океана входит в тропический пояс.
Условия жизни здесь очень благоприятны, земля, богатая вулканами, исключительно
плодородна, воды много. Люди заселили эти места за 11 – 10 тыс.лет до н.э., ещё
во время последнего оледенения. В центре страны находится Центральное нагорье
или Мексиканская долина или, по-ацтекски, озёрная равнина Анагуак, со средней
высотой более 2000 м. над уровнем моря. В середине равнины находится большое
солёное озеро Тескоко, севернее – озёра Шалтокан и Сумпанго, южнее – озёра
Чалько и Шочимилько. Вся долина окружена вулканами: Орисаба, Попокатепетль и
др.
В
долине Теуакан в VII тыс.л. до н.э. поселились первые в Америке земледельцы.
Около V тыс.л. до н.э. здесь начали выращивать маис (кукурузу), приручили
собак, одомашнили птицу. Ок. 3500 г. до н.э. возникли постоянные поселения,
жители которых выращивали маис, фасоль, тыкву. Они стали изготавливать керамику
не позднее 3000-2500 г. до н.э. Всё население Центральной Мексики перешло к
осёдлому образу жизни и постоянным поселениям к 2000 г. до н.э., что сравнимо с
Древним Египтом.
Примерно
ок. 3500 г. до н.э. закончилась примитивная эпоха жизни людей и началась
доклассическая эпоха. По представлениям ацтеков
со времени сотворения мира прошло 4 эпохи:
1).
Атонатиу (Солнце воды) – эта эпоха окончилась всеобщим потопом;
2).
Тлальчитонатиу (Солнце земли) – в эту эпоху Землю населяли великаны, а
окончилась она сильнейшим землетрясением;
4).
Тлатонатиу (Солнце огня) – окончилась всеобщей катастрофой.
(Историческая параллель: более 2000 лет назад произошло извержение вулкана
Шитли в результате чего погибло несколько городов, однако их жители спаслись и
основали город Куикуилько).
В
5-ю эру и появились собственно индейцы. Окончательно образ жизни в Центр.
Мексике сформировался в середине 2-го тысячелетия до н.э.
Периодизация:
1).
Раннеархаический период – 2000-1000 г. до н.э.
2).
Среднеархаический период – X-V века до н.э.
3).
Позднеархаический период – V - I века до н.э.
4).
Классический период - I – IX
века н.э.
5).
Послеклассический период - X – XVI
века.
В
раннеархаический период возникли неолитические культуры на территории
мексиканских штатов Тамаулипас, Пуэбла и других. Строились первые городища. В
этот же период возникли т.н. «средние культуры»: Сакатенко 1300-500 г. до н.э.,
Тикоман 500-150 г. до н.э., Копилько.
Первую
высокую культуру Америки создал народ ольмеки.
Были
«археологические» ольмеки в XIV-III веках до
н.э. на территории штатов Веракрус, Табаско, Герреро на побережье Мексиканского
залива. Расцвет этой культуры пришёлся на XII-V в. до н.э.. когда они создали
раннеклассовое общество, с VIII в. до н.э. и государство «Ольмекан». У этого
народа был культ ягуара и называли они себя «люди-ягуары». Правил ольмеками верховный жрец. Люди носили
длинные хлопчатобумажные рубахи, на ногах сандалии с подошвами из каучука. Они
выращивали маис, какао, каучуконосы. В горах добывали медь, золото, серебро,
бирюзу, нефрит. Войско состояло из мужчин-ополченцев вооружённых луками и
медными секирами.
У
ольмеков было 4 основных центра: Трес-Сапотес,
Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Серро-де-лас-Месас.
Трес-Сапотес
– город в южной части совр. штата Веракрус в долине р. Папалоапан. Невдалеке
находится потухший вулкан, где брались камни для строений. Период расцвета 1
тыс.л до н.э. – 1 тыс.л. н.э.
Ла-Вента
– город на р. Тонала в шт. Табаско. Расцвет: 1000 – 400 г. до н.э. Там есть
несколько пирамид высотой до 35 м., 5 голов из базальта весом по 13-10 тонн. Камни
доставляли волоком и на плотах по реке за 125 км. с гор. Город имел чёткую
планировку, площадь 200 га, население ок. 18 тыс.чел. Около 900 г. до н.э.
здесь была построена Большая Арена для празднеств (Мексиканский Колизей).
Во
втором периоде истории у ольмеков оформилась
религия с обожествлением ягуара и пернатого змея.
Ольмеки оказали большое влияние на
развитее соседних народов, образование государств у майя и сапотеков. Они
строили свои колонии на побережье и на Мексиканском нагорье. Возможно, они
являются предками майя. А ок. 700 –
600 г. до н.э. на территории шт. Оахака на земле сапотеков ими был построен город Монте-Альбан I.
В
третьем периоде истории развивалось интенсивное земледелие и ирригация,
процветали ремёсла, был составлен календарь. Ольмеки первыми в Америке изобрели иероглифическую письменность в 1
веке до н.э. Но с III в. до н.э. их цивилизация стала приходить в упадок.
Окончательно же она погибла в результате прихода в эти места других народов.
Окончательно
древние ольмеки исчезли в конце VI
века. От них остались каменные стелы, алтари, гигантские головы.
Известны,
также, «исторические» ольмеки –
группа племён, в XI - XIV веках
жившая в этом же районе.
В
период ок. 500 – 300 г. до н.э.
территории шт. Оахака племена сапотеков
переживали разложение родового строя и начало классового расслоения. Их
столицей стал г. Монте-Альбан II,
в 10 км. западнее современного города Оахака.
Ок.
300 г.до н.э. – 250 г. ими было создано раннеклассовое государство на
территории штатов Оахака, Герреро, Чьяпас, Веракрус. Город Монте-Альбан стал
одним из крупнейших в Америке. Сапотеки соседствовали
с ольмеками, майя, с государством
Теотихуакан.
250
– 750 гг. – классический период у сапотеков:
письменность, сходная с ольмекской и майянской; календарь, где год состоял
из260 дней, было 4 сезона по 65 дней, в сезоне было 5 месяцев по 13 дней. От
этого периода остались богатые гробницы.
500
– 900 гг. – «золотой век» сапотеков:
расцвет науки, искусств, ремёсел. Шли войны с соседними народами ради захвата
рабов. Народом правили цари-деспоты и жрецы. Верховный жрец имел титул
«Виха-Тао» (Видящий). Главный бог – Косихо,
бог дождя и молнии, носил титул «Питао» (Великий). Использовалось
иероглифическое письмо.
В
IX веке по Мексике с
севера на юг прошло нашествие варваров – это переселялись племена тольтеков. Их переселение сопровождалось
войнами, восстаниями рабов, гибелью старых государств и возникновением новых.
Так закончился 4-й, классический период.
Но
государство сапотеков пережило
трудное время и в постклассичекий период продолжало существовать, хотя и сильно
ослабло. В IX – XIII веках
в Оахаку переселились миштеки. Сапотеки начали
покидать свою родину. В X веке они основали г. Йоопаа (по-ацтекски Митла, «жилище
смерти») – религиозно культурный центр для всей Мексики. По представлениям
индейцев, здесь находится «вход в преисподнюю» и паломники приходили сюда
умирать. Ок. 1100 г. сапотеки покинули
Монте-Альбан, и их столицей до XIV века стал г. Митла. Однако, в XV в. миштеки заняли и этот город. Но уже в
нач. XVI века, когда ацтеки
покорили миштеков, сапотеки вернулись
в Оахаку, и тоже стали воевать с ацтеками.
К началу испанского завоевания у сапотеков
снова было своё государство, со столицей в г. Монте-Альбан, высокая
культура. А в г. Митла располагалась резиденция верховного вождя Виха-Тао.
В
1519 г. вся Оахака и сапотеки были
порабощены испанцами.
Племена,
жившие в Центральной Мексике, в позднеархаический период переживали разложение
родового строя и формирование классового общества.
Ок.
300 г. до н.э. был основан город Тлатилько. Примерно в 200 г. до н.э. построены
древнейшие пирамиды в Куикуилько. В долине Анауак в 1 в до н.э. был основан
город Теотиуакан. В начале нашей эры вокруг этого культового центра
образовалась новая культура.
Теотиуакан
находился в 42 км. северо-восточнее г. Мехико на реке Сан-Хуан, на землях
племени науа. Эта культура испытывала
сильное влияние ольмеков. В этих
благодатных местах мамонты водились ещё за 10 тыс.лет до н.э. и от них осталось
много костей. Поэтому индейцы верили. Что этот город построили великаны ещё во
2-ю эпоху, а также, что здесь родились Солнце и Луна.
Расцвет
Теотиуакана пришёлся на III - VII века, когда в этом крупнейшем городе Америки
проживало 50 – 80 тыс.человек и он занимал площадь 22 -28 кв.км. Его влияние
распространялось от Северной Мексики до гор Гватемалы. Центр города, площадью
750 га., украшали великолепные постройки. Посередине шёл бульвар длиной 2 км.
проложенный к самым большим пирамидам: Солнца, высотой 63 м. (самая высокая в
Америке) и Луны, немного пониже. Кроме них в городе было ещё 16 пирамид.
Население Теотиуакана составляли «классические» тольтеки, а также другие народы с единой религией. Они выращивали
маис, фасоль, хлопок. Были умелыми гончарами, ткачами, художниками,
ремесленниками.. правил городом Главный жрец. Главным богом был бог дождя и
молнии. Эта цивилизация погибла в нач. VII века в результате нашествия
враждебных племён и от эпидемий.
В
середине 1 тыс.л. на берега Мексиканского залива пришло племя тотонаки из состава индейской группы
племён михе соке. Начиная с VII века,
они жили севернее границы расселения ольмеков
на территории Веракрус – Пуэбла. Тотонаки
заняли ольмекский город Тахин (Эль-Тахин), основанный в IV веке (штат
Веракрус). Город стал крупным религиозным центром в период с VII по XIII век.
Здесь была большая 7-этажная пирамида с 364 ступенями. Город Тахин погиб после
1200 г. во время нашествия тольтеков
от грандиозного пожара.
Другими
центрами тотонаков был город Семпоала
- XIII
- XVI века, и город Халапа.
У
этого народа не было единого государства. А были города – религиозные и
торговые центры. В г. Семпоала был храмовый комплекс площадью 5000 м2.
Деревнями правили родовые вожди. Было много жрецов. Их боги: бог дождя –
верховный, богиня небес, бог солнца, бог кукурузы и другие. Богам приносили
человеческие жертвы, в т.ч. детей. В XV веке тотонаков завоевали ацтеки. В
1519 г. испанские конкистадоры захватили город Семпоала и всю эту землю и
отправились покорять империю ацтеков.
Племя
миштеки (мицтеки) жили в Мексике с X века
до н.э. С VII века они были соседями сапотеков и жили на территории штатов Оахака,
Герреро, Пуэбла. Вели войны с сапотеками на
землях Оахака.
692
г. – «начало» истории миштеков, письменные
свидетельства об образовании государственности. Но единого государства здесь
всё же не было, а были отдельные княжества. У миштеков была пиктографическая письменность. У них была общая
религия с центром культа в г. Ачиутла, где в главном храме Верховный жрец
стерёг гигантский смарагд (изумруд)
«Сердце народа».
838
– 1289 гг. – 1-я миштекская династия в г. Тилатонго (штат Оахака).
1011
– 1063 гг. – правление самого прославленного вождя Восемь Олень.
В
конце XII века миштеков победили
тольтеки и установили свою власть над
их княжествами.
XIII -
XIV века
– новый расцвет государств миштеков.
XIV -
XV века
– миштеки одолели сапотеков и овладели всей территорией
штата Оахака. Но затем, в кон. XV века, их, в свою очередь, победили и к 1494 г. покорили ацтеки.
1519
г. – земли миштеков завоевали
испанские конкистадоры. Миштеки продолжали
вести свои летописи до 1642 года.
Племенной
союз хуастеков, из группы майя-киче, сложился в Мексике в период
650 – 900 гг.
Между
1050 и 1100 гг. они расселились за рекой Тушпан, севернее тотонаков, и захватили город Эль-Тахин. Несколько позднее они
сконцентрировались в долинах рек Тампико и Пануко до самого побережья Залива,
на территории нынешних штатов Веракрус и Тамаулипас. Культура хуастеков была на очень низком уровне.
Это были настоящие варвары, жестокие и отважные. В конце-концов тотонаки их покорили.
В
XIII веке
оба эти народа поселились в Чапультепеке на берегу Мексиканского залива.
В
XIV веке
наступил расцвет их культуры и государственности.
В
середине XV века их завоевали ацтеки.
Но в 1481 г. хуастеки восстали и
разбили армию ацтекскского царя Тисока. Это
выступление было жестоко подавлено ацтеками
в 1491 г.
1519
– 1521 г. – племена упорно сопротивлялись испанским конкистадорам, не
покорились и ушли в горы и тропические леса. В настоящее время хуастеки живут в горах
Сьерра-Мадре-Ориенталь.
Одним
из самых знаменитых народов Мексики были тольтеки.
Название этого народа переводится с ацтекского как «строители», по названию
их главного города Толлан (Тула). Ацтеки считали
себя их потомками и наследниками.
Тольтеки покинули свою родину
«Тлапаллан» и, после долгих странствий, пришли в VIII веке на Мексиканское
нагорье. Первый «цин» (царь) тольтеков Чальчиутланецин начал своё правление с
720 г. Их верховный бог – бог дождя и бури Чак-Мооль.
Тольтеки - народ из индейской группы науатль (науа), сначала были варварами,
уничтожали древнейшие народы и государства, но довольно быстро «окультурились».
В том числе они разгромили раннюю цивилизацию Теотиуакана и тут же наследовали
ей. Теотиуакан стал крупнейшим городом тольтеков
в VIII - IX веках. Из других завоёванных и восстановленных городов можно
упомянуть Шочикалько ( штат Морелос, 40 км. от г. Куэрнавака) и Чолула (штат
Пуэбла). В Чолула первое поселение было создано ещё в сер. 1 тыс.л. до н.э.
Затем здесь был крупный Теотиуканский город I – VIII в., и тольтекский в
VIII - XVI веках. Здесь же было построено самое высокое сооружение
доколумбовой Америки – 65-метровая ступенчатая пирамида с храмом Кецалькоатля.
856
г. – основан город Толлан (Тула), на территории штата Идальго.
В
925 г. правителем тольтеков стал Се Акать Топильцин, верховный жрец бога
Кецалькоатля. Он провёл ряд
прогрессивных реформ, в т.ч. реформу календаря. Во время его правления был
расцвет ремёсел, наук, искусств. Однако, затем начались религиозные распри,
перешедшие в гражданскую войну. В 947 г. Топильцин
с несколькими тысячами сподвижников бежал в Ольмекан, к морю, а затем на
плотах отплыл на восток в «страну предков Тлапаллан». Потомки объявили его
богом Кецалькоатлем (пернатый змей)
и несколько веков ждали его возвращения.
Большие
группы тольтеков ушли на юг и
покорили миштеков. Другие изгнанники
ушли на восток и покорили майя на
полуострове Юкатан и в долинах Северной Гватемалы. В X - XII веках там тольтеко-майянские
города-государства: Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан, Кумаркаах, Ишимче.
В
конце X века в г. Толлан после кровавой межусобицы победили
сторонники бога Тескатлипока и не-толланские
народы: ноновальки. Здесь воцарилась
новая династия правителей – «змеиная». Первый правитель – Матлалошочитль, второй – Митлакоацин,
третий – Тлилкоацин, четвёртый –
Секоатль (Уэмак), родившийся в 1098
г.
Последний,
став царём, женился на чужеземке, чем навлёк «гнев богов» и на страну
обрушились стихийные бедствия, неурожай. Секоатль
покончил самоубийством. Но это не спасло его народ. Уже после его смерти
началась губительная эпидемия и небывалый голод, в результате чего 6 лет спустя
Толлан практически обезлюдел. В довершение всех бед, на страну напали варвары –
племена чичимеков и в 1168 г.
разрушили Толлан. Среди многих, был разрушен и храм Утренней Звезды,
построенный в виде 6-этажной пирамиды, украшенной восемью 5-метровыми статуями
жрецов или воинов.
После
падения государства западных тольтеков,
в конце XII века, выдвинулся другой город-государство, Кулуакан, стоящий
у восточного берега озера Тескоко. Кулуаканская династия тольтекских правителей правила страной до XIV века, до
возвышения ацтеков.
Можно
отметить, также, пипили – одно из тольтекских племён, ушедшее в кон. XII века
на территорию Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Никарагуа, и жившее там до
испанского завоевания.
Новую
волну варваров составила группа племён под названием чичимеки, что означает «собачий народ», с VIII века кочевавший на
севере Мексики. В середине XII века они двинулись на юг, в Месету, под руководством вождя Шолотль. В 1168 г. чичимеки захватили и разрушили ослабленный город Толлан, а вскоре
окончательно разгромили тольтеков и
поселились на их земле. Шолотль основал
своё компактное государство на западном берегу озера Тескоко со столицей г.
Тенайука, в 14 км. от современного Мехико.
Собственную
цивилизацию чичимеки построили на
основе цивилизации тольтеков. Её
расцвет пришёлся на время правления 4-го верховного вождя по имени Кинацин (Крикун) – 1298-1357 гг. Он
перенёс столицу в город Тескоко, пригласил к своему двору миштекских учёных, отказался от родного наречия и перенял язык
кулуанских тольтеков, который являлся
диалектом языка «науатль» (на «науатль» говорили и ацтеки). Кроме того, Кинацин
призвал своих сородичей с севера. Те переселились на юг и основали город
Тлашкала (Тласкала) в сер. XIV века.
Однако
уже при 5-м вожде Течотолале произошёл
распад союза чичимекских племён и их
ослабление. Были основаны новые города-государства, сильнейшими из которых
были: г. Шалтокан, племени отоми расселившемся
на землях штатов Гуанахуато и Керетаро при вожде Чиконкуа; город Ацкапоцалько,
племени тепанеков.
В Ацкапоцалько, расположенном в северной части
нагорья, поселение существовало ещё в 1 тыс.л. до н.э. Ацтеки захватили
этот город в 1430 г. и тогда столицей тепанеков
стал город Тлакопан (Такуба) на западном берегу оз. Тескоко. Этот
город-государство заключил союз с ацтекским
Теночтитланом и государством Аколуакан (столица г. Тескоко). Позднее
Тлакопан вошёл в империю ацтеков.
Город
Тескоко в долине Мехино на земле племени отоми,
основан в X веке чичимеками. С
1298 г. был столицей государства Аколуакан. 1343 – 1429 гг. – завоёван тепанеками и включён в состав их
государства. Снова Тескоко возвысился при царе Несауалькойотле в сер. XV века, когда был заключен союз с Теночтитланом и Тлакопаном.
Однако период расцвета был непродолжителен, и с нач. XVI века Тескоко опять был в состоянии упадка.
В
западной части Центральной Мексики много озёр богатых рыбой. Сюда издалека, со
своей прародины, пришли три племени народа тарасков,
образовавших союз. Сначала они поселились у озера Пацкуаро, находящемуся на
высоте 2200 м.. Они назвали эту местность Мичуакон (край рыбаков) и построили
столицу – город Цинцунцан (город колибри). Затем народ разросся и
расселился на территории нынешних штатов
Мичоакан, Халиско, Наярит и сев.части Герреро.
Тараски тщательно удаляли с себя все
волосы, в т.ч. и с головы, металлическими пинцетами. Кроме сельхоз работ и
рыбалки, они умели делать керамику, обрабатывали золото, медь, обсидиан. А ещё
строили «йакаты» - храмы в виде круглых пирамид, соединённых в один массив. На
этой земле много вулканов, и главным богом тарасков
был Курикаури (Великий носитель
огня), и он же был богом солнца. Военнопленных отдавали в жертву этому богу и
сжигали. Другие боги: Уренделуа Векара (Утренняя
Звезда), Шаратнга (Луны и урожая), Мимишкоа (бог юга), Уитцнауа (бог севера). Были и другие
боги менее значимые, но не менее кровожадные. Так, например, богине дождевых
облаков по осени приносили в жертву человеческие сердца, которые, только что
вырезанные, бросали в термальные воды Синапекуара у горного озера Куицео.
Первым
правителем тарасков был вождь Тариакури. Его внучатый племянник -
царь Цици Пандакуре расширил
государство на север и на юг. Сын этого завоевателя – царь Тангашоан Цинтича встречался с завоевателем империи ацтеков Э. Кортесом в Теночтитлане, а в 1532 г. сожжён испанцами на костре.
Вскоре конкистадор К. де Олид захватил
и разрушил город Цинцунцан, а золотой клад тарасков
присвоил.
Упомянем
ещё несколько индейских племён.
Племя
уичоль проживало на севере штата
Халиско на берегу Тихого океана. Вместе с племенем кора они сопротивлялись испанцам до 1720 года.
Племя
тараумара населяло горные долины
Сьерра-Мадре в штате Чиуауа. Они также очень долго, вместе с племенем пима, сопротивлялись испанской
колонизации.
www.chitalnya.ru
Город, в котором живут индейцы. Оахака, Мексика / Моя Планета
Всем здравствуйте!
Всегда испытывала тягу к каналу "Моя планета" и до сих пор считаю его самым лучшим. Поэтому захотелось каким-то образом стать к нему ближе, написав репортаж о своей поездке в Мексику и, в частности, в город Оахака.
В ноябре этого года мы с мужем устроили небольшое, но насыщенное путешествие по этой стране, посетив города Канкун, Мехико, Оахака, Тустла-Гутьеррес. Открытием для меня оказалось то, что в Мексике большая часть населения - именно те, чьи предки населяли американский континент, а именно индейцы и метисы. А не как в США - почти 100% мигранты. Самым впечатляющим из мексиканских посещенных городов для нас оказался Оахака! И 95% его населения - как раз-таки миниатюрные индейцы и метисы. Они правда маленькие и в основном худенькие. Рост около 150см.
Оахака - это мексиканский город с колониальной архитектурой и магнитической атмосферой. Мощеные улицы, отсутствие многоэтажек, старинные церкви, преимущественно индейское население - самое яркое, на чем сформировалось мое впечатление о нем.
До появления испанцев на территории Оахаки жили индейские племена сапотеков и миштеков. Территория современного города находилось в сфере влияния соседнего города - Монте-Альбан, руины которого вы увидите ниже. Свое название "Оахака" он получил в 1832г. и переводится с индейского языка нуатль как "Место где начинает расти уахе". Уахе - вид растения.
В центре города расположена центральная площадь - Zokalo. Это его эпицентр, в котором бурлит жизнь. Множество местного населения, туристы и несметное число продавцов. Что там только не продают! Буквально на каждые 2 кв. метра продавец: лед с сиропом, расчески, закладки, воздушные шарики, всевозможные чипсы и печеньки (мексиканцы любители различных снеков), платки, пончо, услуги нанесения татуировок хной, чистильщиков обуви... Очень удивили чистильщики обуви и их востребованность=) Среди продавцов множество колоритных индианок в национальной одежде, с косами.
Не лишним было бы отметить, что в этом маленьком городке активно живет современная живопись как в виде выставок внутри помещений, так и уличных граффити. Работы действительно качественные.
А еще в Оахака в сравнении с Мехико и Канкуном самые адекватные цены.
В 9 км от города на возвышении находится древнее поселение сапотеков Монте-Альбан. Его расцвет приходится на период 500г. до н.э. по 500г. н.э. С его территории открывается потрясающий вид на долину и город. Там царит спокойная и даже мистическая атмосфера.
Людей не так много и даже можно уединиться в живописных местах и "прочувствовать" минутки наслаждения.
Монте-Альбан представлен различными пирамидальными зданиями административного и религиозного характера.
Кроме того, на его территории есть поле для игры в мяч. У майя, например, игра в мяч также присутствовала в жизни. Играли не только для развлечения: крупные игры носили религиозный характер. Поле для игры мяч в Монте-Альбан имеет прямоугольную форму и огорожено со всех сторон пирамидальными постройками. Вероятно, на их ступенях сидели болельщики.
Глядя с высоты на окрестности, понимаешь, что это было выгодное место с точки зрения безопасности. С возвышенности можно было заранее увидеть приближающегося врага. Ведь индейские племена часто воевали друг с другом.
В этом городе хотелось бы пожить как минимум неделю вместо наших трех дней. Город наполняет энергией, гипнотизирует, его хочется разгадать. А глядя на индейцев, думаешь, что эти люди много претерпели за долгие века: постоянные войны в доколумбовую эпоху, гнет испанцев, уровень выживания в настоящее время. Но как будто знают они что-то более важное, чем мы, уходящее вглубь тысячелетия и расцвета индейских цивилизаций.
www.moya-planeta.ru
Племя яки – индейцы Мексики: фото, видео, обычаи, шаманизм.
Племя яки («Yoeme» или Yaqui) — это североамериканское племя, проживающее в пустыне Сонора (северная часть мексиканского штата Сонаро). Некоторые представители племени с семьями проживают на территории, которая относится к американскому штату Аризона.
История племени трагична и полна человеческих жертв. Первые столкновения между членами племени и белыми людьми (испанцами) произошли еще в шестнадцатом веке. Но уже в семнадцатом веке мир между яками и испанцами был установлен вплоть до окончания испанского периода на этих землях. С переходом владений яков под патронаж Мексики племя постепенно начало вытесняться со своих насиженных мест, что привело к вооруженным восстаниям, что привело к тому, что с 1877 года мексиканское правительство привело в действие программу отправки индейских повстанцев на работу в шахты, которые располагались за много сотен километров от родины племени. Многие яки с семьями были вынуждены бежать в Америку в штат Аризона.
Только в 1910 году после мексиканской революции якам было дано разрешение вернуться в родные земли, причем для этого была предоставлена лишь небольшая часть прежней территории распространения племени. Многие семьи не вернулись и растворились в современном мире, а те, кто вернулся, стараются соблюдать древние обычаи. До сих пор путешественники могут заснять на фото и видео традиционные индейские танцы и обряды. Но современные яки уже вписались в новую жизнь. Давно ушли времена, когда члены племени питались только тем, что вырастили сами. Мужчины часто отправляются на заработки в города, женщины берегут семейный очаг.
Яки всегда проповедовали шаманизм. Основой веры яки является положение, что физическая смерть — это освобождение человеческой сущности от земного тела и переход в новое состояние. Вся жизнь человека — это подготовка ко встречи со смертью. Возможно, поэтому у племени нет культа одежды и обладания дорогими предметами. Основное внимание уделяется специальным упражнениями и медитации, которые должны подготовить человека к бессмертию и расширить возможности нашего биологического вида. Для того, чтобы при встрече со смертью не умереть, а переродиться в другом виде, необходимы годы подготовки с помощью шаманов. Если человек выбирает спокойную жизнь, в конце которой его ожидает смерть — шаманы с уважением относятся к такому выбору и не прибегают к насилию, а просто продолжают свой путь с теми, кто выбрал будущее бессмертие. Только шаман может переродиться, но стать шаманом дано не всем.
Фото. Племя яки – индейцы Мексики.
Больше понять про обычаи и шаманизм, которые сберегли индейцы Мексики (племя яки) помогут эти видео фильмы:
Видео любительские и не очень качественные, но танцы и темперамент индейцев племении яки впечетляют.
kajlas.ru
Древнейший город индейцев Майя под названием Чичен-Ица можно поправу признать одним из чудес света
Чичен-Ица – древнейший памятник Мезоамерики – был обнаружен конкистадорами на полуострове Юкатан в середине XVI века, и первое, что сделали испанцы, это уничтожили все найденные манускрипты и самих служителей языческого культа.
В общем, любой честный католик обязан был так поступить, но все позднейшие попытки объяснить роль и значение Чичен-Ицы в жизни индейцев опираются лишь на археологические находки и догадки.Согласно этим догадкам, майя основали Чичен-Ицу примерно в V–VI веках, а к Х веку, когда пришли тольтеки, город уже пребывал в запустении.
Однако в рисунках, сохранившихся на стенах Храма воинов, говорится именно о завоевании. Но кого же тогда завоевывали, если город уже пустовал?
Так или иначе, но при тольтеках город ожил и даже вырос до тридцати тысяч жителей.
Но поскольку воинственные тольтеки мешали жить всем окружающим, то примерно через сто лет соседние города составили коалицию и разбили тольтеков уже окончательно.
К XIV веку культурный и религиозный центр древней цивилизации пришел в упадок и совсем опустел.
В древнем Перу индейцы тоже удивляли
Чего стоит плато Наска с узорами и рисунками более 100 метров
Или высокогорный город Мачу-Пикчу, подробности о котором вы узнаете в этой статье
Франсиско де Монтехо – завоеватель Юкатана – пытался устроить в древнем городе свою резиденцию, но индейцы не позволили.
Как сказал поэт, «но храм разрушенный – всё храм, кумир поверженный – всё бог».
Для окрестных племен Чичен-Ица оставался святым местом, так называемым местом силы, хотя жертвоприношения в нем больше не совершались.
О жертвоприношениях свидетельствуют как многочисленные рисунки на стенах храмовых сооружений, так и многочисленные скелеты, обнаруженные в Священном сеноте – огромном ритуальном колодце.Интерес европейской общественности к древней истории Америки пробудился после публикации фоторабот двух энтузиастов – Теоберта Малера и Альфреда П. Модслэя, посетивших Юкатан между 1880 и 1890 годами.
Именно тогда неполиткорректное слово «дикари» начали деликатно заменять на «коренное население».
В дальнейшем паломничество разнообразных исследователей не прекращалось и продолжается по сей день.
Совсем недавно правительство Мексики выкупило эту землю из частного владения, чтобы продолжать исследования, а ЮНЕСКО внесло древний город в Список объектов Всемирного наследия, а по опросам общественного мнения Чичен-Ица – внесен в список чудес света.
Достопримечательности
Весь комплекс занимает около шести гектар. Древние постройки были частично отреставрированы в последние годы.
Пирамида Кукулькана
Центральное место и в прямом и в переносном смысле занимает девятиступенчатая пирамида Эль-Кастильо в городе Чичен-Ица, Мексика.Пирамида Кукулькана (пернатого змея, которому поклонялись индейцы), или Эль-Кастильо, как ее назвали испанцы, свидетельствует о глубоких познаниях древнего народа в астрономии и геометрии, а также удивляет искусством архитектора.
Стороны пирамиды смотрят строго по сторонам света, число ее ступеней равно числу дней в году, а в дни весеннего и осеннего равноденствия положение солнца создает оптические эффекты, способные не только поразить воображение, но и напугать.
Тень по ступеням движется так, что создается ощущение, будто высеченный из камня змей ожил.
Но и это не все чудеса! В основании пирамиды – постройка гораздо более древняя, домайянского периода.
Кто здесь жил раньше? Не иначе как сам Кукулькан фундамент закладывал.
Обсерватория
Не менее интересна и обсерватория. Из-за винтовой лестницы испанцы назвали ее Эль-Караколь (улитка).Название «обсерватория» вполне обоснованно, оно буквально отражает назначение этой постройки, спроектированной именно для наблюдения за небесными телами.
На другом конце света люди, вооруженные знаниями в области астрономии, строили точно так же.
Храм воинов
Перед Храмом воинов раскинулась огромная колоннада в четыре ряда, примечательная тем, что на каждой колонне есть рельефное изображение вооруженного до зубов индейца – двух одинаковых не обнаружено.
Священный сенот
Священный сенот – естественный водоем глубиной 50 метров, который использовался в ритуальных целях.
Это собственно тот самый колодец, в честь которого и назван город – Устье Колодца в переводе с языка майя.
По тому, что выловили с его дна исследователи, можно смело утверждать, что целью этой было жертвоприношение.
И уж конечно, не двух голубей и двух горлиц, а людей.
Площадки для игры в мяч
Площадки для игры в мяч – их семь на территории города – обеспечивали зрелища наподобие гладиаторских боев.
На фресках видно, как сурово поступали с побежденными, и делалось это исключительно во имя божества, а не из-за человеческой жестокости.На вершине Храма ягуаров располагается своеобразная ложа, откуда, наверное, удобно было смотреть этот кровавый «футбол».
Осарио – гробница жреца или вождя, построенная в форме пирамиды.
Вообще, форма пирамиды, ее пропорции, древность, ее положение относительно сторон света, Солнца и Луны, ее похожесть на пирамиды в Египте невольно подталкивает сторонников альтернативной истории к совершенно фантастическим выводам.
Но, как бы ни были они абсурдны на первый взгляд, полет фантазии завораживает и начинаешь думать: «А вдруг?»…
Есть мнение, что люди пришли в Центральную Америку из Азии(!) в ледниковый период около 12 тыс. лет назад, пешком, так как проливы замерзли.
Есть и письменное свидетельство:
«Из четырех [мест] пришли люди в Тулан. Один Тулан на Востоке, другой в Шибальбайе [Xibalbay, подземный мир], еще один на Западе, и мы сами пришли оттуда, с Запада, и еще один там, где пребывает Бог [верхний мир]. Поэтому было четыре Тулана».
Упоминаемые как бы между прочим «верхний» и «нижний» миры заставляют не на шутку задуматься об инопланетянах (пришедших сверху) или о прежних цивилизациях, погибших от ядерной войны, последние представители которых пережидали «ядерную зиму» в подземных убежищах.
Мечтаете о провести отпуск в Мексике?Тогда почитайте как правильно подбирать туры в Мексику от туроператораПознакомитесь с чудесным городом Мексики — Канкун, и посмотрите фотографии с этого курорта здесьА какое место занимает Мексика на карте мира, узнайте в этой статье: http://latintour.ru/meksika/mx-info/na-karte-world.html
Именно они и могли передать новой цивилизации знания.
Ведь иначе трудно поверить, что все это построил народ, не знавший колеса и металлических орудий.
Впрочем, всё это лишь догадки. Верить им или составить свое собственное мнение можно лишь одним способом – побывать на месте и увидеть всё своими глазами.
Как добраться
Чичен-Ица находится в часе хорошей езды на машине от знаменитого мексиканского курорта Канкун.
Но есть городок поближе – Писте – всего полтора километра, где можно остановиться, если вы хотите чего-то большего, чем просто однодневная экскурсия в древний город Майя Чичен-Ица.
Осмотр всего комплекса требует некоторой выносливости – тени нет совсем, а подъем на пирамиду и вовсе испытание себя на прочность.
Кроме обычной экскурсии в дневное время, можно посетить и ночное световое шоу с вызывающими мурашки по спине рассказами.
Вокруг Чичен-Ицы раскинулся стихийный рынок с сувенирами и поделками местных ремесел.
Кусочек иной цивилизации вам там не предложат, но удивительных впечатлений вы привезете море, и воспоминаний хватит надолго.