Человек и общество - культура древнего китая. Термины древнего китая
Словарь китайской мифологии - древнейшие верования китая
Древнейшие верования китая
древнейшие верования китая
Основными персонажами китайских мифов были культурные герои – первопредки, которые со временем превращались в императоров и правителей, а персонажи второго плана становились их сановниками. Древние легенды и поверья часто изображают этих героев как создателей культурных благ и предметов. Всем мифическим первопредкам обычно приписывалось изготовление различных глиняных сосудов, музыкальных инструментов, что в древности считалось необычайно ценным деянием. Так, считается, что Фуси изобрел рыболовные сети, Суйжэнь научил людей добывать огонь, Шэньнун изобрел плуг, который положил начало земледелию, рытью первых колодцев. Шэньнун также был первым, кто определил целебные свойства трав, организовал торговлю. Хуанди изобрел средства передвижения – лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, начал устройство дорог, соединивших города. С его именем связывают летоисчисления, изобретения календаря, а иногда и письменности (по другой версии, ее создал четырехглазый Цанцзе). Известно также, что в разных вариантах мифа создание одного и того же предмета приписывали разным персонажам. Однако все эти культурные изобретения, кому бы из первопредков они ни пренадлежали, отражают далеко не самые ранние представления древних об устройстве мира и вселенной, так как герои мифов сами изготовляют эти предметы. Более архаичным способом их приобретения считается похищение или получение в виде дара чудесных предметов у их хозяев из иного мира. Сохранился лишь фрагмент одного мифа такого рода – рассказ о добывании стрелком И снадобья бессмертия у Сиванму. Посещение стрелком И хозяйки запада, ассоциировавшегося в китайской мифологии со страной мертвых, можно рассматривать как получение в загробном мире чудесного снадобья. Это соответствует характеру китайского мифологического мышления и соответствует основным принципами даосского учения. Одна из целей этого учения – поиски способов продления жизни и достижения долголетия. Сама владычица запада Сиванму в отличие от других персонажей, имеющих ярко выраженные черты культурных героев, представляет собой иной тип мифического персонажа, первоначально, вероятно, демонического характера. В архаических текстах она имеет явные черты получеловекаполуживотного: у нее хвост барса, клыки тигра. Считалось, что во власти Сиванму находится право насылать небесные кары на провинившихся, по другим источникам, она насылает мор и болезни. Черты барса и тигра, а также ее обитание в горной пещере позволяют предположить, что она соответствовала образу женщиныхозяйки мира в эпоху матриархата. В китайских мифах также отражен другой демонический вариант мифического героя – разрушитель земного и небесного равновесия. Он был воплощен в образах духа вод Гунгуна и мятежника ЧиЮ. Согласно представлениям древних, дух вод Гунгун, желавший занять место духа огня Чжужуна, вступил в борьбу с ним. Эта схватка считается отражением одной из популярных тем архаической мифологии – борьбы двух противоположных стихий. В мифах более позднего периода битва многорукого и многоногого (в этом образе нашли отражение архаические представления о хаосе) ЧиЮ с государем Хуанди, олицетворением гармонии и порядка, изображается уже не как поединок двух мифических героев, символизирующих противоположные стихии, а как борьба за власть предводителей различных племен. Она изображается как своеобразное состязание в силе и могуществе повелителей стихий. В этом сражении также принимали участие дух ветра Фэнбо и повелитель дождя Юйши со стороны ЧиЮ и демон засухи Ба, дочь Хуанди, со стороны своего отца. Ба удается сокрушить дождь, ветер и туман, насылаемые на нее Фэнбо и Юйши. Но и Хуанди как верховному божеству удается одержать победу в сражении с ЧиЮ. Особое место в древнекитайской мифологии занимают образы идеальных правителей древности, особенно Яо и его преемника Шуня. Развитие философских направлений и представлений способствовало объединению первоначально разрозненных образов мифологий отдельных древнекитайских племен и племенных групп в единую систему. Это приводит к изменению представлений о модели мира. Так появляется пятичленная модель, которая соответствует пяти ориентирам в пространстве: четырем сторонам света и середине, или центру. А Верховный небесный правитель осознается теперь уже как божество центра. В XI – II веках до н. э. в Древнем Китае появляется новый культ – Тян (небо). Тян воспринимается как некое высшее начало, управляющее всем, что происходит на земле. Но представление о Тян было нечетким, абстрактным, поэтому его быстро заместили образами конкретных мифических персонажей. Так возникло представление о пяти мифических государях. В их число входили правители четырех сторон света и владыка центра. Верховного владыку центра представляли в образе Хуанди. У каждого правителя были свои помощники, а также им были свойственны свои определенные цвета. Помощником Хуанди был бог земли Хоуту. Под покровительством этого владыки находился храм солнца, с ним были соотнесены многие созвездия центральной части неба, а также Большая Медведица и планета Сатурн. Повелителя востока именовали Тайхао (он же Фуси), а его помощника – зеленый дух дерева Гоуман. Фуси были подвластны громовник Лэйгун и дух ветра Фэнбо, созвездия в восточной части неба и планета Юпитер. Повелителя юга звали Янди (он же Шеньнун), а его помощника – красный дух огня Чжужун. Янди соответствуют различные созвездия в южной части неба, а также планета Марс. Божеством запада считался Шаохао (его имя «малый светлый» противопоставлено имени повелителя востока – «великий светлый»). Помощник Шаохао получил имя белого духа Жушоу. С Шаохао также соотносят созвездия в западной части неба и планету Венера. Как владыку севера почитали Чжуаньсюя. Под его покровительством находились храмы луны и повелителя дождя Юйши, созвездия в северной части неба, а также планета Меркурий. Помощником ЧжуаньСюя считался черный дух Сюаньминь. В соответствии с представлением о мире как о единстве четырех сторон и центра, каждому из мифических владык соответствовал и определенный первоэлемент, а также время года, цвет, животное, часть тела. Так, например, первоэлементом Фуси принято считать дерево, из животных ему соответствует дракон, из цветов – зеленый, из времен года – весна, из частей тела – селезенка, из оружия – секира. А Чжуаньсюю, в представлении древних, соответствовали вода, черный цвет, зима, черепаха, кишки, щит. Все это свидетельствует и о появлении довольно сложной иерархической системы, где все элементы находятся в постоянном взаимодействии, и о возможности передачи одних и тех же представлений с помощью разных знаков («пространственного», «календарновременного», «животного», «цветового», «анатомического» и т. п.). Не исключено, что в основе этой системы взглядов лежат представления о происхождении людей и космоса из первосущества. В древних памятниках письменности этого же периода зафиксировано также и представление о саньхуан – трех мифических государях – Фуси, Суйжэне и Шэньнуне (есть и другие варианты). И такая трактовка упорядоченности земной и небесной жизни является отражением уже иной (троичной) классификационной системы, которая в средние века привела к появлению образов трех мифических государей – неба (Тянхуан), земли (Дихуан) и людей (Жэньхуан). Одновременно происходило упорядочение представлений о родословной иерархии пантеона китайских богов. Древнейшим правителем стал считаться Фуси, за которым следовали Янди (Шэньнун), Хуанди, Шаохао, Чжуаньсюй. Большинство мифологических сюжетов реконструируют по памятникам IV века до н. э. и более позднего времени. Однако это был уже период, когда в миф верили, в основном в его историзованной форме, чем и объясняются многочисленные противоречия, отраженные сюжетах древних мифов. Отмирание и забвение древних мифологических сюжетов, однако, не означало прекращения мифотворчества в устной народной традиции и появления новых мифических героев и сказаний о них. Одновременно шел процесс активной антропоморфизации древних героев. Так, Сиванму из получеловекаполуживотного, чей образ активно использовался в искусстве и литературе рубежа новой эры, превращается в человекоподобную фигуру, и даже красавицу (в литературе). Рядом с ней на Инаньском рельефе изображен тигр – дух запада, принявший на себя ее звериные черты. В эпоху Хань у владычицы запада появляется супруг – владыка Востока – Дунвангун. Фигура его моделирована по образцу более древнего женского божества, это особо заметно в его описании в «Книге о божественном и удивительном», где он воплощен в облике человека с животными чертами: у него птичье лицо, тигриный хвост. Среди всего многообразия мифов, которые рассказывают нам о создании мира и появлении человека в этом мире из состояния хаоса, можно выделить несколько основных концепций – превращение и деление. В соответствии с одной из этих концепций, живые существа и неодушевленные объекты возникают в результате деления хаоса на несколько первоэлементов. Первым элементом выступает мужское начало, которое признано как светлое и получило наименование ян, а второй элемент – женское начало, выступающее в качестве темного и получившее название инь. Представление о существовании души у человека было распространено и на животных, растения и весь мир природы: считалось, что все в мире имеет свою душу, что все природные тела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы, дикие звери и прочее, находясь в расположении какихто духов, проявляют свою силу, в результате чего возникли тотемизм и поклонение многим богам. Последовательное структурирование и упорядочивание китайской мифологии усложнило понимание ее развития. Можно лишь догадываться, что китайцы, как и другие народы, почитали змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителями отдельных родов и племен. Со временем одна из таких покровительниц, приобрела в воображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея – дракона, которому было приписано господство над погодными явлениями и небесными телами, водной стихией и особое покровительство царям. Таким же образом почитаемые китайцами реальные птицы превратились в фантастическую птицу фэнхуан, ставшую символом царицы. Облик дракона был придан также богиням и богам, которых почитали как первопредков и создателей мира и Вселенной. Стоит отметить, что среди огромного разнообразия персонажей китайского пантеона можно выделить несколько групп богов и духов, почитаемых представителями всех религиозных и философских направлений. Среди них небесное божество Юйди со своей свитой, божества стихии и природы, местности и города, общественных зданий и домов, медицины, богичадоподатели, боги долголетия, счастья, духи и боги богатства, огромное количество приведений, чесов, теней, которые объединены одним термином «гуй», а также боги низшей мифологии.
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
Китайская философия | Понятия и категории
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ—имеет длительную историческую традицию. Истоки ее возникновения восходят к началу I тысячелетия до н. э. Уже в 8—5 вв. до н. э. имело широкое распространение учение о пяти стихиях, или первоэлементах природы. Древнекитайские мыслители учили, что связи пяти «первооснов»: воды, огня, металла, дерева и земли — создают все многообразие явлений и вещей. Существовала и др. система выделения «первооснов» реального мира. В «Книге перемен» («Ицзин») названы уже восемь таких «первооснов», взаимодействие которых образует различные ситуации действительности. Образы и символика первоначально гадательной «Книги перемен» оказали исключительное влияние на последующее развитие К. ф. Одновременно происходило становление гл. принципов учений о противоположных и взаимосвязанных силах инь и ян, действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал в природе. В период 5—3 вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие древнекитайской философии. Именно в эти века зарождаются гл. философские школы: даосизм (Лаоцзы и Чжуанцзы), конфуцианство, школа моистов (Моцзы и его последователи). Многие древнекит. мыслители интересовались решением логической проблемы о соотношении понятия («имени») и реальности. Моцзы, Сюньцзы и др. считали, что понятия являются отражением объективных явлений и вещей. Идеалистическое объяснение проблемы дано у Гунсунь Луна, который получил известность своими высказываниями, напоминающими апории Зенона, а также крайней абсолютизацией и отрывом понятия от действительности. В его учении об «именах» много общего с учением об «идеях» у Платона. Широкий отклик имели этико-политические построения Конфуция и Мэнцзы, высказывания Хань Фэйцзы и др. представителей школы «законников» (фацзя) о государстве и праве. Это был «золотой век» древнекитайской философии. В вопросах натурфилософии основная борьба развернулась вокруг представлений о тянь — небе, которое у одних мыслителей определялось как природа (Сюньцзы), а для др. являлось обозначением высшей, целенаправляющей силы (Конфуций, Мэнцзы), о дао — пути (естественной закономерности и абсолюте), дэ — проявлении, качестве, ци — первоматерии, о «стихиях» природы и т. д. В области этики и морали осн. внимание уделялось учению о сущности чело-века. Взгляды Конфуция привели к концепциям Мэнцзы о врожденной доброте и Сюньцзы о врожденном зле природы человека. Большой известностью пользовались теории индивидуализма Ян Чжу и альтруизма Моцзы. Древнекит. натурфилософские концепции отличаются недостатком эмпирического материала. В 3 веке до н. э.— 3 веке основой многочисленных натурфилософских и космологических построений остается учение о пяти стихиях, или первоэлементах, и полярных силах инь и ян. Представления о ци получили материалистическую интерпретацию в глубоко аргументированной системе Ван Чуна. В первых веках н. э. центральным вопросом борьбы материализма и идеализма становится проблема соотношения «бытия» и «небытия». В этот период в результате взаимовлияния и синтеза концепций даосизма и конфуцианства получают развитие представления об «изначальном» (юань), первоматерии (ци), «дао» и др. первоосновах бытия. С I в. в Китай начинает проникать и распространяться буддизм, который вместе с конфуцианством и даосизмом становится ведущим течением китайской мысли. 5—6 века проходят под знаком господства буддийской мистики. В этот период развернулась борьба вокруг буддийского учения о нереальности мира. Мн. мыслители проявляли глубокий интерес к проблемам соотношения сущности и явления, бытия и небытия, тела и души. Веру в бессмертие души подвергли критике материалисты Хэ Чэньтянь и Фань Чжэнь. Буддизм остается наиболее распространенным учением и в 7—10 вв. В результате глубоких социально-экономических сдвигов в период 10—13 вв. происходит расцвет философской мысли Китая. Реакцией на буддизм и даосизм явилось дальнейшее развитие конфуцианского учения, названное неоконфуцианством, в к-ром широко были представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Центральной проблемой являлось соотношение идеального начала ли (закон, принцип) и материального начала ци (первоматерия). Ранние представители неоконфуцианства подходили к некоторым вопросам с позиций материализма (Чжоу Дуньи, Чжан Цзай). В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Отвечая на вопрос о взаимосвязи ли и ци, Чжу Си в конечном счете признавал ли первичным началом, а ци — вторичным. Субъективный идеализм в неоконфуцианстве развивали Лу Цзю- юань (Лу Сяншань) и особенно Ван Шоужень (Ван Янмин). Первому из них принадлежит высказывание: «Мир есть мой разум (сердце), а мой разум есть мир». Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистические учения Чэн Ляна, Е Ши Ло Циньшуня, Ван Тинсяна. Большую роль в борьбе с ортодоксальной школой неоконфуцианства сыграло учение прогрессивного мыслителя Ли Чжи. В 17—18 вв. получает свое дальнейшее развитие проблема соотношения ли и ци, она находит материалистическое решение у Ван Фучжи (Ван Чуаньшань) и Дай Чжэня. Опиумная война 1840 явилась началом иностранного проникновения в Китай. На гнет феодалов и иностранную агрессию китайский народ ответил мощным крестьянским восстанием — ташинским движением, в ходе которого определенную роль сыграли утопические идеи социального переустройства общества. В дальнейшем, когда Китай превратился в полуколониальную страну, лучшие традиции и материалистические идеи китайской философии восприняли и продолжали прогрессивные мыслители (Тань Сытун, Сунь Ятсен и др.). С начала движения 4 мая 1919 под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции начинается новый этап в развитии общественно-политической и философской мысли Китая, связанный с распространением марксизма. В 20-х гг. значительный вклад в пропаганду марксистско-ленинской теории в Китае сделал Ли Дачжао. После образования китайской компартии (1921) революционное движение в Китае характеризуется борьбой двух линий — марксистско-ленинской, интернационалистской, с одной стороны, и мелкобуржуазной, националистической — с др. На основе идеологии и политической линии мелкобуржуазного авантюризма и национализма в Китае сформировался маоизм, для которого было характерно заимствование и активное использование тех или иных положений традиционной китайской идеологии, прежде всего конфуцианства, легизма (Фацзя), даосизма, а также националистических концепций китайской буржуазии, китайского утопического мелкобуржуазного социализма (Кан Ювэй и др.), идей анархизма и троцкизма. В последние годы многие маоистские установки, в частности нашедшие выражение в так называемой «культурной революции», были пересмотрены и подверглись корректировке. Значительно расширились и углубились исследования по проблемам социальной философии, материалистической диалектики, философии и методологии науки, истории философии.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 190-192.
ponjatija.ru
Человек и общество - культура древнего китая
Культура древнего китая
культура древнего китая
достаточно замкнутое культурное единство, сложившееся на основе устойчивого этнокультурного и политического комплекса средних царств (середина 1 тысяч, до н. э.), с развитой культурой земледелия и ремесленных искусств и достижениями всемирного уровня (шелк, бумага, компас, порох, магнит и т. д.), письменностью, литературой и философией. Культурная преемственность обеспечивалась созданием единой системы хозяйственного управления (построенной на рациональной основе конкурсных экзаменов) и сакрализацией власти императора Сына Неба.
Одна из наиболее самобытных и развитых культур. В глубокой древности, уже в самом начале второго тысячелетия до нашей эры это была сложившаяся культура. Она формировалась на традиционных основах любой земледельческой цивилизации, которыми выступают гилозоизм (учение об оживотворенности материи) и политеизм (многобожие). Но две черты, несомненно, отличают китайскую культуру. Первое —умение видеть и передавать в образе (рисунке, стихотворении) жизнь в природе, индивидуализировать каждое природное явление, не вырывая его из контекста, а олицетворяя им целое (цветок сливы жизнь в миниатюре). Второе "рассудочность, ритуализм («китайские церемонии»). Наиболее отчетливо прорыв в осевое время передают философские учения Древнего Китая. Лао Цзы учил о «пути дао». Великий мудрец Конфуций оставил человечеству глубокие нравственные наставления, главное из которых «чего не желаешь себе, того не делай и другим».
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
Философия Древнего Китая
История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э.
Формирование философских представлений в Китае проходило в сложных социальных
условиях. Одной из особенностей китайской мифологии является зооморфный характер
богов и духов, многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц,
рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся
Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и
боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По
представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем
ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем
на земле являлся император, носивший титул Сына Неба. Другой особенностью
китайской мифологии был культ предков, кот. строился на признании влияния духов
умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами,
входила постоянная забота о потомках, живущих на земле. Следующей отличительной
особенностью китайских мифов является представление о мире как взаимодействии
противоположных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности не
было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В
этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых
привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.
Отсюда и особенности традиционного философского мышления в Китае, к которым, в
частности, можно отнести следующие:
1. Холизм. Мир и каждый индивид рассматриваются как «единая целостность»,
более важная, чем составляющие ее части. Китайское холистическое мышление делает
акцент на таких характеристиках явления, как «структура — функция», а не
«субстанция — элемент». Идея о гармоническом единстве человека и мира является
центральной в этом мышлении. Человек и природа рассматриваются не как
противостоящие друг другу субъект и объект, а как «целостная структура», в
которой тело и дух, соматическое и психическое находятся в гармоническом
единстве.
2. Интуитивность. В китайском традиционном философском мышлении имеют большое
значение методы познания, сходные с интуицией. Основа этого — холизм. «Единое»
не может быть проанализировано с помощью понятий и отражено при помощи языка.
Чтобы понять «единую целостность» — необходимо полагаться лишь на интуитивное
прозрение.
3. Символизм. Традиционное китайское философское мышление использовало образы (синсян)
в качестве орудия мышления.
4. Познание принципов макрокосма осуществлялось посредством «тиянь» —
сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и
волевые импульсы. Познание соединялось с эстетическим ощущением и волей к
реализации на практике моральных норм. Ведущую роль в этом комплексе выполняло
нравственное сознание.
5. Традиционное китайское философское мышление было ориентировано на то, чтобы
включить человека в систему этических норм, имеющих в своей основе глобальные
принципы макрокосма.
6. Традиционное китайское философское мышление обладало своего рода логикой, но
эта логика функционировала не по принципу «исходное понятие — вывод», а путем
выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда
сопоставлений, объяснений и т.д.
7. Движение, изменение представлялись часто в виде циклов.
Противоречия в объекте выступали не как противоположности, не как единство, а
как взаимодополняющие начала при одновременно подчиненном положении одного из
них относительно другого. Кроме того, традиционному китайскому философскому мышлению
свойственно отсутствие четкой определенности понятий категориального аппарата,
многозначность терминов, акцент на передачу уже созданного, а не на творчестве
нового, и т.д. Одной из основных философских школ Древнего Китая является
конфуцианство. Конфуций (551—479 гг. до н. э.) в своем учении исходил из
неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества
воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок.
В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный
муж», идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время
идеального правителя не было. Идеальные правители — святые «совершенно-мудрые»
правили в древности. Результатом их правления являлось совершенное общественное
устройство и передача культурности (вэнь). Практически одновременно с учением
Конфуция в Китае появляется еще одна философская система — даосизм. Основатель этой
школы — Лао-цзы. Дао — одна из важнейших категорий даосизма и всей китайской
философии. Переводится это слово как «Путь» Конфуций видел в Дао олицетворение
верховных законов Неба, предписывающих создание определенного порядка в
обществе, сумму социальных регламентов, дисциплины и этики. Конфуций
конкретизировал Дао в различных наборах этизированных понятий: «гуманность»,
«сыновняя почтительность» и т.д. В «Лунь-Юе» Дао — это благой ход общественных
событий и человеческой жизни, зависящий как от предопределения, так и от
отдельной личности. Утверждение Дао в мире исчерпывает смысл человеческого
существования. Таким образом, в конфуцианстве Дао «замкнуто» на человеке и
проявляется через «человеческие» ипостаси. В даосизме Дао — это всеобщий Закон
Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но
все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому не ведомо, оно
недоступно для органов чувств Оно постоянно и неисчерпаемо. Даосские
представления о Дао позволяют выделить ряд его интерпретаций.
Дао — это порождающее начало, генетически предшествующее миру оформленных
вещей. По представлениям даосов, Дао возникает в Пустоте и туманности. Пустота и
туманность в свою очередь порождают пространство и время (Космос), который
упорядочивает эфир. Следовательно, Космос рождается в Пустоте. А Пустота — это
не нечто полностью не существующее. Она появляется из единого и нераздельного
как первый необходимый шаг к раздельности. Чтобы раздельность могла осуществиться,
она должна быть отделена от другой раздельности промежутком, кот. и есть
Пустота. Пустота в даосизме выступает прообразом предельной цельности и полноты
бытия. Даосские мудрецы понимают ее как Пустоту утробы «матери мира», вмещающей
в себя и вскармливающей все сущее; или как пустоту колесной втулки, держащей
колесо мирового круговорота. Пустота — это вездесущая среда и движущая сила
превращений, для того, чтобы быть собой до конца, Пустота должна сама
опустошиться, чтобы в результате стать полнейшей наполненностью.
Дао — синоним единого мирового целого. Даосы выделяют некую особую
субстанцию, стоящую и над бытием и над Небытием Помимо того Небытия, в кот. вещи
уходят и из которого они вновь возвращаются, обретая форму, существует и некое
более высокое Небытие Оно носит разнообразные имена: Хаоса, Единого, Великого
Единого, кот. описывается как недифференцированное единство, хаотическое
смешение всего, «таинственное тождество», содержащее в себе все вещи,
проявляющиеся в виде безвещного, безобъектного и бесформенного символа, кот. в
этом аспекте пустотно-всеобъемлющ и равен всепроникающему отсутствию-Небытию.
Дао — как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного
бытия космоса, общества и человека. Дао не просто как бы посредник между
Небытием и Бытием, оно не только содержит в потенции все возможные свойства
вещей, но и обладает способностью эту потенцию реализовать: Дао покрьшает Небо,
поддерживает землю, развертывает четыре стороны света, раскрывает восемь
пределов («И-цзин»). Весь мир оказывается в сфере Дао, весь он — царство Дао. 4.
Дао — как принцип движения, как вечный источник движения. Главное выражение Дао
— «перемены» — изменение по принципу «то инь — то ян», движение по кругу,
предполагающее «обратность и возвратность». Такое понимание движения связано с
представлением о Небе, кот. мыслилось круглым. Итак, даосизм — это философия,
выражающая всю полноту человеческого бытия, его нерасторжимое единство со всем
миром, это путь цельного существования человека, в котором духовное начало и
физическая природа рассматриваются в единстве. Это единство невозможно объяснить
только с рациональных позиций и действия, его можно понять с помощью чувства и
невмешательства в великий покой бытия.