Древние экономисты. Экономическая мысль древнего мира и средневековья
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экономические теории древнего мира (стр. 1 из 2). Древние экономисты


10 Самых Главных Экономистов – Алексей Байер – Деньги и Бизнес – Материалы сайта – Сноб

Экономисты любят спорить. Чаще всего — на темы, которые людям, с экономикой незнакомым, непонятны и малоинтересны. Существует несколько экономических школ, но у каждого уважающего себя экономиста есть еще и свое личное мнение. Два экономиста — пять мнений. Так что если у вас сегодня вечером свидание с экономистом и вы не хотите выглядеть перед ним совсем уж невеждой, то лучшая стратегия — на все, что бы ни сказал вам ваш спутник, отвечать: «Да, конечно, но...» Эту фразу любой уважающий себя экономист закончит сам.

1. Адам Смит

Фото: Corbis/Fotosa.ruФото: Corbis/Fotosa.ru

Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки.

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит предложил концепцию «экономического человека», движимого эгоизмом и стремлением к наживе.

Этот труд считается краеугольным камнем капитализма. По чистому совпадению он был опубликован в том же 1776 году, в котором появилась главная капдержава мира — США.

Смит знаменит пресловутой «невидимой рукой рынка». Этой своей «невидимой рукой» Смит объяснил странный парадокс: действуя в своих корыстных интересах, каждый из нас не только богатеет сам, но и приумножает богатство общества.

Смит был шотландцем, а шотландцы славятся своей скупостью.

Умер создатель идеи свободного предпринимательства через год после Французской революции, провозгласившей не только свободу, но и равенство с братством, что шло вразрез с идеей индивидуального обогащения.

Идеи Смита до сих пор вызывают много споров. Наверное, людям не очень понравилась мысль, что нами движет не что-то более возвышенное, а всего лишь вульгарная жажда наживы. Это был первый удар по нашему самолюбию. Теперь-то нам не привыкать: Чарльз Дарвин объяснил нам, что мы произошли от обезьяны, а Зигмунд Фрейд — что мы мало о чем думаем, кроме...

Смит — один из очень немногих экономистов, попавших в русскую поэзию. Адам Смит не читал «Евгения Онегина», зато Евгений Онегин читал Адама Смита и был глубокий эконом.

2. Дэвид Рикардо

Фото: Getty Imаgеs/FоtоbаnkФото: Getty Imаgеs/Fоtоbаnk

Как и многие другие экономисты, Рикардо был евреем и происходил из семьи сефардов, поселившихся в Англии после изгнания из Испании. У него были состоятельные родители, но когда он женился на нееврейке, они лишили его наследства. Рикардо пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, и надо сказать, что он в этом весьма преуспел. Он сделал карьеру в банке и был избран в парламент, но ни то ни другое не удовлетворило его интеллектуальных запросов. В результате Рикардо разработал концепцию международной торговли.

До Рикардо считалось, что нужно экспортировать как можно больше, а импортировать как можно меньше. Поэтому международная коммерция развивалась крайне медленно. Рикардо же доказал, что если каждая страна специализируется на чем-то своем, на каком-то одном товаре, то выигрывают все.

Более того, страна будет богаче, если решит производить один тип товара, а остальные импортировать, даже если она все вообще товары производит более эффективно, чем ее торговые партнеры.  Это объясняет, в частности, почему банкир не станет чинить свой автомобиль, даже если в машинах он понимает лучше, чем иной механик: потому что время, затраченное на починку автомобиля, он может более прибыльно употребить, работая банкиром.

3. Карл Маркс

Иллюстрация: РИА НовостиИллюстрация: РИА Новости

Маркс был многодетен и беден. Ему часто приходилось прибегать к помощи своего друга Энгельса, успешного бизнесмена. Это настораживает, потому что большинство экономистов, открывших законы экономики, сумели свои открытия использовать в корыстных целях.

Тем не менее, хотя Маркс как экономист периодически объявляется банкротом, его теории все время возвращаются к жизни.

Маркс считал, что стоимость любого товара определяется затраченным на него трудом. Капиталист может извлекать прибыль, только если цена товара превышает стоимость производства, что достигается исключительно эксплуатацией рабочих. А это рано или поздно должно привести к полному обнищанию пролетариата.

Тезис Маркса — прямая противоположность теории Адама Смита, который считал, что если мы обогащаемся, то тем самым и пролетариату помогаем заработать доллар-другой.

Как и Адам Смит, Маркс тоже вошел в русскую поэзию. Причем не раз. Например:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

разинул рот,

да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити...» и т. д.

Во второй половине XX века стало окончательно ясно, что Маркс неправ. В капиталистических странах рабочие достигли невиданного доселе уровня жизни, а в социалистических, построенных по марксистским принципам, население вместо обещанного процветания клало зубы на полку. Правда, после кризиса начала XXI века идеи Маркса могут вновь получить хождение.

4. Джон Мейнард Кейнс

Фото: Getty Imаgеs/FоtоbаnkФото: Getty Imаgеs/Fоtоbаnk

Если вы думаете, что экономисты — люди скучные и занудливые, значит, вы ничего не знаете о Кейнсе. Кейнс тусовался с писателями, художниками и прочей лондонской богемой и был женат на русской балерине Лидии Лопуховой. Впрочем, женитьба удовлетворения ему не принесла, поскольку он был гомосексуалистом. Кейнс не только учил других, как управлять экономикой, но и сам изрядно разбогател, играя на бирже.

До Кейнса была всего одна экономика — классическая, которую придумал Адам Смит. Кейнс придумал новую — экономику Кейнса. Великая депрессия продемонстрировала, что «невидимая рука» Смита не всегда справляется с управлением экономикой и ей нужна тяжелая рука государства. В трудные времена кризиса государству следует тратить больше и тем самым поддерживать уровень занятости населения.

Кроме того, Кейнс помог создать послевоенный валютный режим, который был сначала привязан к золотому стандарту, а сейчас целиком основан на американском долларе.

5. Йозеф Шумпетер

Фото: AFP/East NewsФото: AFP/East News

В начале XX века в Вене было множество прославленных художников, писателей, музыкантов, психиатров и шарлатанов. Неудивительно, что в Австрии были и великие экономисты. В бытность свою студентом Венского университета Шумпетер поклялся стать лучшим экономистом, наездником и любовником в столице империи. Уже будучи пожилым, он сожалел, что хороший наездник из него не вышел. В экономике же он преуспел.

Шумпетер вошел в историю своей теорией «созидательного разрушения», согласно которой капитализм — это поступательное движение, при котором постоянно уничтожается все старое и на его месте создается новое.

В Силиконовой долине, должно быть, много последователей Шумпетера. Там инвесторы обычно не дают денег предпринимателям, у которых нет за плечами хотя бы одного обанкротившегося проекта. Тех, кто не научился созидательно разрушать, они считают слишком зелеными, чтобы им доверять.

6. Фридрих Хайек

Фото: Corbis/Fotosa.ruФото: Corbis/Fotosa.ru

Еще один выходец из Австрии, который, как и Шумпетер, был вынужден покинуть страну с приходом Гитлера. Хайек был одним из первых, кто предсказал крах плановой экономической модели. У чиновников просто недостаточно информации для того, чтобы создать мало-мальски функциональный план, утверждал Хайек.

Хайеку повезло. В отличие от большинства пророков, он дожил до того дня, когда его пророчества сбылись. Он родился в 1899 году, а умер в 1992-м, пережив как рождение, так и распад советского государства с его плановой экономикой.

Хайек в принципе терпеть не мог государство и не признавал никакого вмешательства в экономику. Поэтому он был ярым оппонентом Кейнса и до сих пор является любимцем консерваторов.

7. Джон Кеннет Гэлбрейт

Фото: Corbis/Fotosa.ruФото: Corbis/Fotosa.ru

Когда Гэлбрейт был послом США в Индии, президент Кеннеди любил лично читать его депеши. Не потому что Индия была такой уж горячей точкой, а потому что Гэлбрейт всегда писал желчно и остроумно.

Гэлбрейт был одним из нескольких американских университетских профессоров 60-х годов, которые стали настоящими звездами своего времени. Он был так же знаменит, как, например, Генри Киссинджер и Тимоти Лири. В своих академических трудах (которые читаются не менее легко, чем его депеши из Индии) он критиковал крупные компании за то, что они имеют чрезмерное влияние на рынке, формируют вкусы потребителей и играют большую роль в политике.   К экономике же — как, впрочем, ко всему на свете — Гэлбрейт относился скептически. В частности, он как-то сказал, что единственная польза экономических прогнозов состоит в том, что они делают алхимию уважаемой наукой.

8. Мильтон Фридман

Фото: Corbis/Fotosa.ru
Фото: Corbis/Fotosa.ru

Если вас спросят, чем знаменит Фридман, скажите: он изобрел монетаризм.

Экономисты, как уже было сказано, любят спорить друг с другом. Фридман же любил спорить со всеми. Особенно он любил спорить с Кейнсом, хотя Кейнс к тому времени уже умер.

Не нужно никакого государственного регулирования или вмешательства в экономику, утверждал Фридман. Свободные рынки регулируют себя сами, точно так же, как регулирует себя любой здоровый организм. А для того, чтобы не было экономических кризисов и не возникала инфляция, нужно просто контролировать денежную массу, т. е. следить, чтобы денег в экономике было не слишком много и не слишком мало — примерно так же, как здоровый организм нужно кормить здоровой, полноценной пищей, не перекармливая, но и не держа его на голодном пайке.

9. Джозеф Стиглиц

Фото: Corbis/Fotosa.ruФото: Corbis/Fotosa.ru

Стиглиц родился в Гари, штат Индиана, — городе, который из процветающего сталелитейного центра его детства буквально за несколько лет превратился в безрадостную трущобу. Тот факт, что Гари — родной город многодетной музыкальной семьи Джексонов, включая великого Майкла Джексона, дела не меняет.

Стиглиц — один из ведущих представителей посткейнсовской экономики, которая соединяет в себе учение Кейнса с элементами теории Маркса. Стиглиц был экономическим советником президента Клинтона и главным экономистом Всемирного банка, причем на этом посту он выступал с критикой действий международных экономических организаций. Критиковал он и Международный валютный фонд, и свой же Всемирный банк. Стиглиц утверждал, что чрезмерное преклонение перед свободным рынком — причина постоянной бедности в развивающихся странах.

В 2001 году Стиглиц получил Нобелевскую премию. Нобелевский комитет отметил его исследования, показывающие, что информация на рынке распределяется неравномерно и, следовательно, «невидимая рука» свободного рынка далеко не столь эффективна, как утверждают последователи Адама Смита.

10. Пол Кругман

Фото: Corbis/Fotosa.ruФото: Corbis/Fotosa.ru

Кругман тоже получил Нобелевскую премию, но за что именно она была ему присуждена — вопрос спорный. Его академические работы в области торговли не очень впечатляют. Во всяком случае, они не кажутся настолько выдающимися, чтобы заслужить главную премию на планете.

Скорее всего, шведы отметили колонку Кругмана в газете «Нью-Йорк Таймс», в которой он на протяжении всех восьми лет правления Джорджа Буша безжалостно и остроумно критиковал его политику. Колонки были блистательно написаны и невероятно рациональны. Их читала огромная аудитория в Америке и по всему миру, поэтому Кругман остается самым знаменитым современным экономистом. Но на политику администрации Буша колонки Кругмана никак не влияли. В результате страна оказалась на грани финансового краха и банкротства, в точности как Кругман и предсказывал.

Будучи поначалу горячим сторонником Обамы, Кругман теперь критикует уже его политику. Причем если республиканцы и консерваторы считают, что Вашингтон тратит слишком много, то Кругман утверждает, что даже при дефиците государственного бюджета в 1,3 триллиона долларов государство должно тратить почти на 1 триллион долларов больше, чтобы вывести американскую экономику из застоя.

snob.ru

Экономика и Экономисты - Античность

Основоположники: -

Представители: Ксенофонт, Аристотель, Платон, Катон, Грахки.

Предшествующее направление: экономическая мысль Древнего Востока

Последующее направление: экономическая мысль Средневековья

Период: ~ IV век до н.э. - III века н.э.

Экономическая мысль античности отличалась от мысли Древнего Востока. Основную информацию, дошедшую до наших дней можно найти в философских произведениях Аристотеля, Платона, Ксенофонта, Варрона, Катона и других. Если в Древнегреческой мысли речь шла об устройстве и функционировании государства, его богатстве, то в античной - о богатстве человека; начинают более подробно рассматривать вопрос разделения труда; вводится такое понятие как ценность, товар, продукт; развивалось товарное обращение. Предметом внимания и исследования экономистов была микроэкономика.

Экономическая мысль Древней Греции.

Экономическая мысль Древней Греции отражается в работах Платона, Ксенофонта, Аристотеля. Экономические взгляды Платона отражаются в его сочинении "Политика или Государство". Он рассматривал разделение труда в обществе, как естественное явление. По представлению Платона, идеальное государство должно было состоять из трёх классов:философы, воины и ремесленники, земледельцы. Натуральное хозяйство видел основой государства. Платон не совсем правильно понимал функции и предназначение денег, соответственно он не интересовался проблемами товарного производства. Ксенофонт поддерживал рабовладельческий строй общества, был уверен, что достаток народа зависит только от земледелия. Разделял труд исполнителей (физический труд - рабов) и труд руководителей (труд свободных людей). Деньги считал средством накопления богатства и средством обращения. Взгляды Аристотеля выражали интерес к рабовладельческому классу. В своей книге "Политика" Аристотель создал теорию рабства. Исходя из этой теории рабство признавалось естественным и природным явлением. Различал два вида богатства: производство и накопление денет. Если первое он называл естественным, то второе считал противоестественным. Как следствие, Аристотель разделил науку о богатстве на две разных дисциплины: экономию (изучение естественных явлений, связанных с производством) и хремастику (изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денежных средств).

Экономическая мысль Древнего Рима.

Экономическая мысль Древнего Рима несколько отличалась от мысли Древней Греции. Несмотря на то, что рабовладельческий класс существовал в жестоких формах, в период разложения и упадка появляется течение, которое отрицало рабство. Катон, написавший известное сочинение "Земледелие", был сторонником натурального хозяйства, которое было основано на рабском труде. Он был одним из тех, кто поддерживал жесточайшие условия содержания и обращения с рабами. Считал, что покупать надо то, что нельзя произвести самому, а продавать - излишек. Тиберий и Гай Грахки представляли интересы населения, которое в результате действий Цицернона лишились земли, при этом они не выступали против рабовладельческого строя. Ведя свою борьбу они погибли. Колумелла - представитель экономической мысли Древней Греции периода разложения и упадка рабовладельческого класса. Люций заметил, что труд рабов является низкопроизводительным и малоэффективным. Позже, после многочисленных восстаний рабов, мощь Древнего Рима подрывается, рабовладельческий строй находится в довольно мрачном положении и в обществе появляется новая идеология - христианство.

economics.ucoz.ua

Экономическая мысль древнего мира и средневековья — МегаЛекции

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

ФГБОУ ВПО Воронежский институт Государственной

Противопожарной службы

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему:«Возникновение и основные этапы развития экономической теории»

 

Выполнил студент с-21 группы

2 курс В.Б.Алелеков

Рецензент:_________________

__________________________

Работа защищена___________

Подпись рецензента________

 

Воронеж 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……..3

1. Экономическая мысль древнего мира и средневековья……………………….….5

2. Меркантилизм и его основные черты……………………………………………....8

3. Общая характеристика классической политической экономики…………..……....10

4. Экономическое учение Дж. М. Кейнса……………………………………...……...12

5. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики……..…17

6. Общая характеристика монетаризма……………………..……………………..….23

Заключение……………………………………………...………..………………..…...29

Список используемой литературы…………………………….………………….…..30

 

 

Введение

Жизнь людей очень разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает все сферы жизни общества, в том числе: экономику, политику, культуру Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики - это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля, Ксенофонта и до сегодняшних дней. В конце XIX в. русский ученый, экономист, государственный деятель Н.Х. Бунге (1823- 1895) в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но и возрастает. И объясняется это теми коренными преобразованиями, которые происходят во всем мире и в России в частности. Американский ученый Пол Самуэльсон, представитель кейнсианского направления в экономической теории, назвал экономику, или политическую экономику, королевой наук.

Тема, связанная с изучением вопросов истоков зарождения экономической науки, этапов, которые она прошла, занимает особое место в структуре общей экономической теории, является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс.

Роль изучаемого процесса зарождения и основных этапов развития экономической теории в системе экономических отношений заключается в том, что его изучение позволяет выяснить, как возникла, становилась и зарождалась экономическая теория, какую роль играет в развитии общества.

 

Актуальность исследования темы и ее практическое значение подтверждается тем, что в современных условиях развития общества, связанных с активными преобразованиями во всех сферах, и, в первую очередь, в экономике, по мере развития направлений современной экономической мысли возрастает потребность и необходимость в изучении истории зарождения и основных этапов экономической теории в том числе, использования накопленного опыта прошлых поколений в этом направлении.

Степень освещения данной темы в экономической науке, является недостаточной, так как такие вопросы, темы как: генезис экономической теории, значение экономической теории в общественной жизни и других, на мой взгляд, не до конца изучены и более подробное их освещение будет приобретать все большое значение.

Цель исследования данной курсовой работы: изучить истоки зарождения и основные этапы развития экономической теории.

Для того, чтобы выбранная последовательность была логически обоснована, целесообразно вначале изучить процесс возникновения, зарождения и становления экономической теории, ее основных этапов развития, а также определить значение экономической теории в общественной жизни.

 

 

Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Систематизация экономической мысли началась в эпоху становления первых государств. Истоки экономической науки содержатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовладельческих государств. Опираясь на категории морали, нравственности и этики, они стремились сохранить приоритет натурального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общество, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров.

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792-1750 гг. до н. э., древнеиндийский трактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. 111 в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управ­лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы -Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427-348 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.). Именно Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впервые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном произ­водстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хозяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здоровым и справедливым, к ремесленному труду относился снисходительно. Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов.

Величайшим ученым древности был Платон, который проповедовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономической науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справедливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обладающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не должны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются частными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, являются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение.

Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его работы охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общественным животным, которое не может жить вне общества и государства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере - экономике (земледелие, ремесло, мелкая торговля), либо к неестественной - хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов. Ибн Хальдун (1332-1406)-арабский историк, философ, государственный деятель. Он автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах - «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов - золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

Религиозная окраска общественной мысли Средневековья объяснялась господством христианства. Христианство не создало специальной экономической теории, но осуждало воровство, богатство, эксплуатацию людей. Наиболее значимые авторы экономической мысли этой эпохи в Западной Европе - Фома Аквинский и Августин Блаженный. Августин Блаженный (354-430) отстаивал необходимость трудиться для всех, отмечал равноценность умственного и физического труда, выступал против пре­зрительного отношения к последнему. Он отмечал, что вид труда человека (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе. Августин ростовщический процент и торговую прибыль считал грехом. Фома Аквинский (1225-1274) также категорически осуждал ростовщические операции. Он считал, что все вещи принадлежат богу и по своей природе являются общими. Однако для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность необходима. Фома Аквинский настаивал на необходимости сословного деления общества. Богатство он рассматривал как совокупность материальных благ, т. е. в натуральной форме, и делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро).

 

megalektsii.ru

Экономические теории древнего мира

Содержание:

Введение.________________________________________________________3

1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока________________4

- Древний Египет__________________________________________________5

- Вавилония ______________________________________________________5

- Древний Китай.__________________________________________________6

- Древняя Индия.__________________________________________________8

2. Древняя Греция и Древний Рим ___________________________________8

Список использованной литературы_________________________________13

Введение

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

1. Выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

2. Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.

Древний Египет.

На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Вавилония.

Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (царствовал в 1792—1750 гг. до н.э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

- посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

- за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне не лишаются своих земельных наделов, как ранее;

- срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;

- предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной — 33% от ее первоначальной суммы.

Древний Китай.

Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

Древняя Индия.

Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении IV—III вв. до н.э. является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов: им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

2. Древняя Греция и Древний Рим

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.

mirznanii.com

Экономическая мысль древнего мира

Количество просмотров публикации Экономическая мысль древнего мира - 533

Зарождение экономической мысли

В древнем мире еще в четвертом тысячелœетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации. Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства (ʼʼазиатского способа производстваʼʼ) с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились всœе более злободневными проблему сосуществования государственной, общинной и частной собственности. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости.

Экономическая мысль Древнего Востока.Из дошедших до наших времен памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в 18в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1850 до н.э.). В тот период в данном государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата͵ возникла реальная угроза сохранению его устоев, т.к. быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур, а особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь вавилонского царства кодекс Хаммурапи внешне был нацелœен на то, чтобы ʼʼсильный не притеснял слабогоʼʼ. Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы экономики. В этих законах были установлены экономические правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения.

Так, за покушение на чью-либо собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, ᴛ.ᴇ. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируют долᴦ. Масштабы ростовщичества были ʼʼупорядоченыʼʼ так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

В ʼʼЗаконах МАНУʼʼ, господствовавших в Индии в VI века до н.э., регламентировались отношения собственности.

Древнекитайский философ Конфуций (551-479 ᴦ. до н.э.) изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. В IV-III вв. до н.э. в Китае был распространен трактат ʼʼГуань-цзыʼʼ, в котором повествовалось о торговле, налогах, рыночных отношениях, занятии земледелием и ремеслом, денежном обращении и финансах.

Экономическая мысль Древней Греции. Экономические воззрения, достаточно отрывочные и наивные, известны с античного времени. Сам термин ʼʼэкономикаʼʼ происходит от греческого ʼʼведения домашнего хозяйстваʼʼ. Рассмотрим коротко наиболее примечательные из них. Именно в Древней Греции экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт(430-355 гᴦ.) экономику делит на отрасли с выделœением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли. Ксенофонт отдает предпочтение натуральному хозяйству на земле, т.к. оно делает человека сытым, здоровым и справедливым (земля больше одаряет того, кто больше работает). Одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра и поддерживал введение желœезных денег, которые делают богатство ʼʼнеудобнымʼʼ. К ремесленному труду относился снисходительно, но признавал, что ремесленник может достичь большого умения за счёт специализации (разделœения труда). Высказывает мысль о целœесообразности разделœения труда.

Абстрактными проблемами полезности и стоимости Ксенофонт не интересовался. Сохранилась его сентенция о том, что ʼʼдрузья полезнее и ценнее воловʼʼ.

Платон (427-347 гᴦ.) был величайшим философом древности. Экономические проблемы интересовали его лишь в небольшой степени. При этом некоторые его взгляды на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повсœедневных интересов людей и с обменом. ʼʼГосударство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всœех своих нужд. Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда всœе эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателœей можно назвать государствомʼʼ.

Государство может существовать долгое время, только если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон считал, что граждан нужно наделять земельными наделами. При этом их имущество не должно быть чрезмерным. В случае если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных.

В своем учении Платон стремился доказать, что большое богатство и счастье не совместимы. Богатый человек не должна быть вполне хорошим человеком, т.к. по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.

При этом наибольший вклад в экономическую науку Плат внес созданием теории справедливого государства. Справедливым считается такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. По мнению Платона справедливое общество должно состоять из четырех различных классов: правителœей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, рабов. Правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники бывают частными собственниками, т.к. это побуждает их лучше трудиться.

Благодаря такому устройству, по мнению Платона, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро.

Платон развивает мысль о разделœении труда, превращая ее в учение, высказывает соображения о специализации труда.

Аристотель (384-322 до н.э.) является самым известным представителœем экономической мысли того времени. Этот автор был убежденным сторонником, сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений. Согласно проекту Аристотеля естественные ʼʼзаконы природыʼʼ обусловливают делœение общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. Все виды хозяйства и виды деятельности по Аристотелю рассматриваются с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере – экономике, либо к неестественной сфере – хремастике.

Экономика в суждениях Аристотеля представлена прежде всœего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Хрематистика - это искусство наживать состояния посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций.

В своей теории Аристотель идеализирует модель рабовладельческого государственного устройства и как бы искусственно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни. К примеру, деньги, по мысли философа, возникли не стихийно, а как результат соглашения между людьми, и в их власти сделать деньги ʼʼнеупотребительнымиʼʼ.

Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, ᴛ.ᴇ. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, - к сфере хрематистики.

referatwork.ru


Смотрите также