Древние деспотии. Древневосточная деспотия: произвол или этические ограничения?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Восточная деспотия как форма государственной власти. Древние деспотии


Восточная деспотия как форма государственной власти

 

Древние цивилизации Востока располагались в южной части Азии и в северной части Африки. К ним можно отнести Вавилон, Ассирию, Иран, Финикию, Древний Китай, Урарту, Египет, Древнюю Индию и Хеттское государство.

Восточная деспотия – основная черта, которая характеризует государственный строй этих государств. Этот термин означает неограниченную власть одного главы государства.

Причина, по которой образовалась восточная деспотия, заключается в том, что в древних странах достаточно долго сохранялась поземельная община и частная собственность на землю длительное время не получала развития. Таким образом, сельская община стала основой данного государственного уклада. Кроме того, возникновению данного строя содействовали традиционные правила, которые не могли нарушить деревенские общины. Так, например, в Египте значение деспотической власти было подкреплено необходимостью создавать ирригационные сооружения, без которых было невозможно заниматься земледелием. В случае если жители отказались бы от такого политического строя, государственные власти могли разрушить важные элементы платин, и население осталось бы без воды, а, следовательно, началась бы массовая гибель.

Кроме того, восточная деспотия опиралась на божественное достоинство своих правителей. Например, В Египте, фараон полностью контролировал законодательную, военную и судебную власть. Никто не мог воспротивиться его решению, т.к. считалось, что он посредник между людьми и богами. В Древнешумерском государстве также глава был высшей силой. Его признавали жрецом, поэтому его приказы исполнялись беспрекословно. В Индии деспотия характеризовалась как полный произвол правящего монарха. Однако здесь правитель не был жрецом. Вся его власть опиралась на учение брахманов.

В Древнем Китае правитель был не только жрецом, но и «сыном неба».

Восточная деспотия имела характерные признаки:

1) Преобладание государства над обществом в абсолютной степени. Государство считается наивысшей силой, которая стоит над человеком. Оно регулирует все сферы деятельности и отношения людей не только в обществе, но и в семье. Глава государства формирует вкусы, общественные идеалы, может в любой момент назначить и сместить чиновников, бесконтролен, осуществляет командование армией.

2) Политика принуждения. Основная задача, которая стояла перед государством – нагнетание страха на каждого жителя. Подопечные должны трепетать и веровать в то, что правитель страны – это не тиран, а защитник народа, царящий на каждой ступени власти, карающий произвол и зло.

3) Государственная собственность на землю. Вся она принадлежала лишь государству, ни одно частное лицо не имело свободы в хозяйственном плане.

4) Социально-иерархическая структура. Она напоминает пирамиду. На ее вершине находился правитель, затем государственная бюрократия, земледельцы-общинники и низшая ступень принадлежала зависимым людям.

5) Каждая цивилизация Древнего Востока имела организованный аппарат власти. Он состоял из трех ведомств: финансового, публичного, а также военного. Перед каждым была поставленная определенная задача. Финансовое ведомство изыскивало средства для содержания управленческого аппарата и армии, публичное занималось строительными работами, созданием дорог, военное – поставкой иностранцев-рабов.

Стоит отметить, что деспотия имела не только отрицательный характер. Государство даже при таком строе давало некоторые гарантии населению, хотя и не в равной мере. Законы контролировали отношения между населением, возлагали наказания за поступки. Таким образом, начало формироваться цивилизованное общество современного типа.

 

fb.ru

Государства-деспотии

Возникновение и формирование структуры восточных государств-деспотий

Первые государства - деспотии возникли во III-II тысячелетии до нашей эры. Эти государства возникли в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Янцзы. В этих районах процветало ирригационное (оросительное) земледелие. Ирригационная система-сеть созданных людьми каналов для искусственного полива полей.

Создание ирригационных систем требовало труда большого количества людей. Роль организатора такого труда должна была выполнять сильная и жесткая центральная власть. В странах древнего Востока сложилась особая форма правления – деспотия (с греческого despoteia - неограниченная власть). Правитель такого государства не только управлял этим государством, но и был верховным главнокомандующим войском, собственником всех земель в государстве, верховным судьёй, главным законодателем, верховным жрецам. Правителю помогал управлять государством мощный бюрократический аппарат, в Древнем Египте их называли «глаза и уши фараона». Все трудовое население не только платило налоги в государство, но и бесплатно работало на государство – участвовали в строительстве и ремонте каналов, постройке дворцов, храмов. В обществе доминировало натуральное хозяйство, а торговля существовала в виде обмена. С третьего тысячелетия до нашей эры начинают складываться рабовладельческие отношения. Рабство было патриархальным (долговым)- раб был членом семьи, ел за одним столом с хозяином, имел свои права. После того как раб отрабатывал свой долг, он становился свободным человеком. Стабильность деспотичной власти поддерживалась с помощью веры в божественное происхождение правителя: например в Египте фараона называли живым воплощением бога солнца Амон Ра. В Китае императора считали сыном бога Неба, а Небо было главным божеством.

Расцвет государств-деспотий

Во втором тысячелетии до нашей эры в экономике государств- деспотий стал наблюдаться подъем: за счет увеличения запашки земель выросло производство зерна, были усовершенствованы орудия труда, наблюдался прогресс в ремесле.

Бурно развивается торговля, появляются многочисленные торговые пути. Самый известный из них «шелковый путь» из древнего Китая в Азию и Европу. Обостряется борьба за господство на торговых путях. В результате растет количество войн. Наиболее развитыми деспотическими государствами были: Египет, Ассирия, Вавилон, Индия (состоявшая из отдельных княжеств) и Китай. В связи с развитием торговли появляются товарно-денежные отношения, появляются первые деньги (монеты: серебряные и золотые.). Возникает частная собственность на землю, а земля становится главным объектом купли - продажи. В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия: ремесло отделялось от земледелия, росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной. В обществе складывается жесткая иерархия. Каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.

Общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому ученость приносила большие практические выгоды. Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях. Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах. Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины, т. е., как правило, их нельзя было продать. Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники — например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины.

Причины заката древних государств

С первого тысячелетия до нашей эры начинается закат древних государств-деспотий. Одна из главных причин заката была социальная: большая часть населения этих государств была не довольна своим материальным положением, произволом чиновников, ростом повинностей. Была ли власть царей в действительности столь безгранична, как это следует из самого определения деспотии? Конечно, реальное положение дел было намного сложнее. В древних обществах были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей, даже определять ее. Степень централизации тоже была далеко не всегда одинаково высокой: во всех цивилизациях были периоды, когда огромные империи распадались и на местах появлялись вполне самостоятельные правители. Такая ситуация не раз возникала в Египте, где власть фараонов, казалось бы, была наиболее незыблемой. Это произошло во второй половине III тысячелетия до н. э., а затем повторялось неоднократно в I тысячелетии до н. э., в эпоху ослабления цивилизации Египта, находящегося в преддверии завоевания Александром Македонским. В периоды раздробленности страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов, создававшая деспотии в миниатюре. Отсутствие централизации, впрочем, тут же сказывалось на экономическом состоянии страны: не регулируемая сильной единоличной властью, приходила в запустение сложная ирригационная система, начинался голод и беспорядки. А это соответственно снова вызывало острую необходимость в централизации. Именно времена централизованного управления страной совпадали в Египте с периодами его наивысшего расцвета и благополучия. Была и другая сила, оспаривавшая власть у фараонов, — жречество. Положение жрецов особенно усилилось во II тысячелетии до нашей эры. Жрецы раз-личных храмов представляли собой довольно сплоченную силу. Во главе их стоял верховный жрец храма бога Амона в Фивах — столице Египта. Жрецы активно участвовали в дворцовых интригах и политической борьбе, все больше укрепляя свои позиции. Фараоны, опасаясь силы и влияния светской аристократии — родовой знати, задабривали жрецов щедрыми дарами, отдавали в собственность земли и рабов. Основные причины гибели деспотий:

• Значительно выросли налоги, в результате во многих государствах деспотии стали происходить восстания и бунты. • Экономика государства - деспотий была подорвана постоянными, многочисленными войнами. Население беднело, цены на основные товары росли. • Многие государства- деспотии были созданы силой оружия, поэтому были образованиями недолговечными.

Когда деспотичная власть ослабла, то многие народы стали стремиться создавать собственные государства. В конечном итоге так и произошло: крупные государства - деспотии распались на мелкие государства.



biofile.ru

РАННИЕ ДЕСПОТИИ В МЕСОПОТАМИИ. История Древнего Востока

РАННИЕ ДЕСПОТИИ В МЕСОПОТАМИИ

1а. Правление Саргона Древнего (2316—2261). 2. Правление Ри-муша и Маништушу (2260—2237). 3. Правление Нарам-Суэна (2236—2200). 4. Нашествие кутиев (ок. 2200 г.). 5. Правление Гудеа (2 пол. XXII в.) 6. III династия Ура: правление Утухенгаля (2 пол. XXII в.) и Ур-Намму (2111-2094).

1a. Возвратимся к процессу формирования деспотии. Деспотия — общественный строй, где власть монарха никем не ограничена, в том числе и соседями, поэтому деспотия обязана быть большой. Бессмысленно становиться деспотом в маленьком государстве: вас никто не будет бояться. Деспотия строится на страхе, на армии (хотя бывают весьма любимые народом деспоты), на невозможности прямого воздействия на власть для всех социальных слоев и государственных институтов, тем более для местного самоуправления.

Такую деспотию и создал Саргон Древний (2316—2261), правивший 55 лет, в 2310 году. Как правило, чтобы оставить след в истории, нужно править долго — все остальное второстепенно. Нужно «дожать» общество до понимания ваших идей и показать их перспективность хотя бы на десятилетия. Благодаря Саргону возникло единое не федеративное, как предыдущее, а унитарное государство, опиравшееся на армию. Как показывает история, в большинстве случаев это проще сделать иноземному правителю, привлекая иноземных воинов: не наемников, а завоевателей. Тем более для установления деспотии лучше страну завоевать. Но предполагается и второе условие: культура завоеванной страны, если она более высокая, должна быть воспринята победителями. Если имеется только одно из перечисленных условий, деспотия не возникает. Что дает влияние иноземцев? Если последние не сливаются быстро с местным населением, то на раннем этапе этническая спайка заменяет еще не возникшую спайку бюрократическую. Тем более что требуемое от чиновника в позднем бюрократическом государстве и в условиях деспотии — не одно и то же. В данном случае цементирующую роль играла этническая спайка, имевшая место в отношении восточных семитов, вместе с которыми Саргон Древний и создал государство.

Как уже говорилось, любому реформатору необходимо успеть провести все преобразования одним махом, в период своего правления. Практически все выдающиеся правители прошлого, настоящего и, подозреваю, будущего, которым суждено сделать что-то великое, царствовали по меньшей мере лет 20: чем дольше, тем лучше. Хотя с другой стороны, полные ничтожества тоже иногда долго правят, поскольку никому не мешают, но относительно последних не возникает вопрос: великие они или нет. Саргон же обладал всеми задатками великого человека и правил долго. Вышел он из низов, из народа, причем не из собственно шумерских районов, а из средней части Месопотамии. В суматохе падения Лагаша, а потом и Ларсы. он создал себе небольшое государство на совершенно новом месте, но тоже в Северном Двуречье, называлось оно Аккад, и располагалось к северу Шумерской земли.

Опираясь на шумерский опыт, определенное количество живших здесь шумеров, на единство и общий порыв восточных семитов, он, не имея многих тормозящих факторов, смог создать первую в Передней Азии деспотию, хотя и не первую в мире [4].

Власть монарха была изначально светской, она опиралась на светский институт — армию. Попытки такого рода предпринимали, как показано выше, и многие шумерские правители, но полным успехом они увенчались лишь при Саргоне. Выделилась профессиональная армия пеших лучников. Семиты принесли с собой новую применявшуюся пешими лучниками технику боя, к которой шумеры были не подготовлены. У шумеров давно уже почти не было существ, на которых можно было продуктивно охотиться с луком и стрелами, поэтому луком они не пользовались, и вот в менее распаханных районах Средней, отчасти Верхней Месопотамии данная профессия еще существовала.

Что такое тогдашний лук? Прицельно по корпусу можно попасть наверняка со ста метров. На расстоянии же 10 м стрела пробивает насквозь толстую доску. В колчане 40 стрел, скорость заряжания 10 секунд для профессионала. Вполне убедительное оружие. Шумеры не были готовы к борьбе с лучниками и, видимо, быстро разбегались. Тяжелую шумерскую пехоту перестали защищать толстые деревянные щиты — для лучника же копья не страшны, поскольку он близко к врагу подходит лишь в конце боя и мало нуждается в оборонительном вооружении, не носит много доспехов или большой щит. Ни у одного народа пешие лучники или пращники не имели тяжелого защитного вооружения. Причина понятна: залог выживания и победы для лучников — шустрость и быстрота. Лучник нуждается в мягкой и легкой одежде, чтобы успевать быстро накладывать стрелу на тетиву. Таким образом, проблемы металлических доспехов перед ними не встает.

Были и другие факторы, кроме наличия армии иного этноса и определенного тяготения общества к деспотии, форсировавшие объединение. Когда ирригационные системы, разрастаясь, упирались одна в другую — возникало, естественно, искушение соединить два района и иметь одного начальника, а не двух. Потому что правители нужны для защиты территории, а если территории слились, то сливаются и управленческие структуры. Вообще чем больше аграрное государство, тем сильнее в нем бюрократизация и потенциальные элементы деспотии [5].

С чего начинал Саргон? У него было маленькое государство, населенное восточными семитами, а кругом под разными предлогами дрались между собой шумерские и семитские государства. Саргон довольно быстро объединил семитов, потому что у шумеров государства более сложные и «серьезные» в военном отношении. Только объединив верхнюю Месопотамию, набрав большое число семитских лучников, он пошел на шумерский юг и быстро его разгромил. Необычный тип войска и численное превосходство принесли ему победу. Кроме того, он заранее признал богов Шумера. В те времена, когда этническая идентичность ощущалась слабо, а конфессиональная принадлежность была приоритетной, принятие шумерских богов избавило Саргона от многих конфликтов, хотя не от всех. У Саргона осталось еще время сходить потом в Малую Азию, и в Элам, поскольку он был большим завоевателем.

Но главные его усилия были направлены на установление деспотии. Основой нового строя было огромное по размерам единое государство, в котором в силу интеллекта Саргона и внутренних предпосылок создалась интересная ситуация: была готова экономическая, социальная и сакральная инфраструктура — оставалось отдать себе в этом отчет, что и сделал Саргон. При нем известные уже энси становятся обыкновенными чиновниками — оформляется слой бюрократии, а храмовые хозяйства, как и при Энентарзи, сливаются с государственными.

Несколько забавных тактических приемов, характерных для деспотии. В каждом государстве имеется местная знать. Как с ней поступил Саргон? Он сделал так, как делали, например, китайцы: берутся любимые дети местного руководства и приглашаются поработать пажами в столице. Их никто не обижает, но никто и не отпускает — распространенный на Востоке обычай. Верхушка знати выдернута, как морковка, с местной грядки и аккуратными рядами рассажена в столичных парниках. Другой пример. Чтобы не было особенных волнений, характерных для довольно большой и хорошо вооруженной массы населения, профессиональная армия Саргона передислоцировалась в один центр — в пригороды Аккада (ранее — по городам). Любимая шумерская система — воины с государственными наделами, расположенными там и сям, — исчезает. Существуют либо профессионалы, сосредоточенные в одном месте, либо ополчение, собираемое из разных мест.

Были введены единообразные меры площади и веса. Происходит временное уменьшение числа наделов и увеличение числа пайков. Если у человека нет каких-то сбережений или запасов, то паек сильно привязывает к власти — надел же создает тенденцию к уходу на него.

Покуда Саргон правил, вся система работала, центробежные силы подавлялись и слабели, а центростремительные оформлялись и укреплялись. Было бы странно, если бы деспот — светская власть — оставил неизменными свои отношения со жречеством и богами. Саргон сделал и здесь первые шаги: отказываться от почитания Энлиля, главного бога шумеров он не стал (это сделали позже), однако божка своего «Санкт-Петербурга» — Аккада, — маленького и никому неизвестного, он выдвинул на передний план. Наряду с Энлилем, начинает почитаться и этот, ранее никому не известный, Аба — божество, появившееся одновременно с властью Саргона и государством Аккад.

Так мы сталкиваемся в чистом виде с «созданием» авторитетных божеств в силу определенных мирских интересов. Здесь это — обожествление перспективного общества с центром в Аккаде. Раньше такого не было, а вот позднее пошли еще дальше, развив теорию примата светской власти в сакральной сфере. Естественно, возникли трения со жрецами, так как у них снова стали отнимать имущество — военные всегда этим занимались, но, как было сказано, не это главное.

Большое государство должно созидаться на новой качественной основе — массовом дисциплинированном и единообразном чиновничестве. Лишь со времен Саргона можно говорить о бюрократии в полном смысле слова. Расцвела она несколько позже, но зародилась именно тогда.

Царь в отличие от своих предшественников ни с кем не советовался, если сам того не хотел. Всякие городские совещания и собрания старейшин исчезли. Царское окружение — служилое светское руководство, в значительной части военное.

Так оформилось большое, сложное, дисциплинированное и хорошо организованное техногенное общество деспотического типа, называвшееся царством Шумера и Аккада.

2. Все вышеописанное оказалось исторически перспективным на будущее тысячелетие, но, как и все законченное, помещенное в несовершенный мир, не могло не прийти в противоречие с окружающими условиями. Схема была идеальной до того дня, когда Саргон умер. Как только он скончался, выяснилось, что он поспешил. Вы знаете, всегда после смерти руководителя выясняется, какие ошибки он совершил; стали очевидными и некоторые просчеты Саргона. Особенно ясны они стали его детям, у которых была настолько бурная жизнь, что мы даже не знаем, когда один из них умер, а именно: Римуш, правивший с 2260 г. Вторым был — Маништушу, сменивший брата и скончавшийся в 2237 году.

После смерти Саргона начались массовые восстания городских чиновников и губернаторов, пытавшихся превратиться в то, чем они были ранее, то есть в независимых или полузависимых государей. Это был смелый эксперимент, кончившийся плохо. Лучники убивали недовольных тысячами — выяснилось, что время конфедерации в Двуречье прошло. Начинается второе завоевание нижнего Двуречья, хотя недовольных царями оказалось много, но лучников — больше. Впрочем, одними расстрелами вернуться к нормам Саргона не удалось. Кое-что пришлось отменить. Тем не менее, в памяти жителей Нижнего и Среднего Двуречья успехи Саргонидов в создании исторически перспективного общества оставили крайне скверную память. Их столичного города Аккада найти не могут до сих пор: видимо там камня на камне не оставили, уничтожая историческую память; а что стало с населением — страшно подумать.

Оппозиция существовавшему режиму сложилась не только на периферии. Ведь именно Римуша во дворце закидали тяжелыми каменными печатями. Он проводил расширенное совещание, как вдруг приглашенные на заседание, наверняка наиболее надежные люди, вместо того чтобы участвовать в обсуждении важных проблем, начали бросать в царя с размаху каменные, граммов 250, печати — правление Римуша подошло к концу. Впрочем у радовавшихся происшедшему событию по кухням Ниппура, Лагаша и других городов были основания скоро о том пожалеть, поскольку Маништушу оказался еще более жестоким. Он не обижался, но сделал выводы: ничего не забыл и многих разыскал.

Как выглядело общество после того, как политические последствия некоторых перегибов Саргона были достаточно жесткими мерами устранены двумя его сыновьями, а потом и племянниками? Основу составляет свободный земледелец. Земли его — частные, он с них платит государственные налоги.

Группы свободного населения: индивидуальная семья, большая семья, деревня и более обширное социальное объединение деревень, соответствующее покоренному бывшему маленькому государству. На любом уровне свободные могут продавать землю, но с согласия родственников или соседей по деревне. Если продается целая деревня, то необходимо согласие лидеров окружающих деревень, образующих некую историческую общность. Передача земли таким образом возможна в определенных социальных пределах, без разрушения социальной структуры.

Кроме того, имеются обширные, но не преобладающие в экономике земли царя — их разновидностью являются земли храмов во главе с государственными чиновниками, обрабатываемые только зависимыми категориями населения.

Как получали доходы с зависимых стран? Преемники Саргона, умиротворив страну, нашли силы и для нападения на соседей. Они, как и египтяне в Святой Земле в это же время, применяли следующую форму эксплуатации завоеванных стран в условиях, когда для создания новой администрации подчиняемые ими территории были еще недостаточно развиты в государственном плане. Оставлять побежденных местных правителей на прежних должностях опасно, так как стоит вам уйти, как они снова становятся независимыми. Внедрять свою администрацию, заменяя местную, дорого. Поэтому был выдуман странный на наш взгляд, но оказавшийся удобным и для лидеров шумеро-аккадского государства и для правителей больших соседних государств метод: регулярные, хотя и умеренные, военные грабежи соседних территорий. Армия выходила чуть ли не каждый год из центра, приходила в определенный зависимый район и предлагала на выбор: войну или уплату дани. Однако брала она не все и массовой резни не устраивала. Это — своеобразное «полюдье». Святая Земля жила так тысячу лет. Те, кто читал египетские источники об этих войнах, могли подумать, что в Сирии и Святой Земле камня на камне не осталось, и все разбежались давным-давно. Когда стали исследовать глубже, особенно археологи, оказалось, что никто не разбегался — люди жили, читали книжки, всё шло своим чередом, поскольку периодические грабежи были умеренными, и, хотя вроде бы совершенно не нормированными, однако внутренний потенциал завоеванных областей все-таки учитывался. Сходная ситуация складывалась и в Месопотамии — об этом надо помнить.

Но были и независимые крупные соседи, например государство Элам (оно выходит в Двуречье вдоль его северо-восточного края), находившееся под влиянием шумерской культуры, но независимой. Походы друг на друга были часты, Элам чаще бывал объектом, приблизительно четыре раза из Двуречья в Элам и один раз — из Элама в Двуречье. Завоевать друг друга надолго никому не удавалось [6].

3. Следующим правителем стал Нарам-Суэн (2236—2200), племянник Маништушу. Его дяди смогли где-то запугать население, где-то уступить ему. Нарам-Суэн же оформил, наконец, деспотию в чистом виде. Начинал он с того же самого, что и его предшественники: снова пришлось завоевывать страну, но теперь это удалось гораздо быстрее.

Централизованное государство может иметь вчетверо меньше войска, чем его враги, и тем не менее регулярно выигрывать сражения. Причина очень простая — пока противники договорятся, разведка Шумера-Аккада все выяснит, и их разбивают по одному. А если они еще и договориться не смогли, с врагами справиться еще легче. И для поддержания уже сложившегося готового единого государства, временно распавшегося, вовсе не нужно иметь потенциал, равный силам восставших окраин. Порой достаточно вообще одной десятой от войск противников — все зависит не от количества войск, а от скорости их аккумуляции и переброски. Вокруг столицы быстро собираются нужные войска; и покуда стягиваются враги, переписываясь клинописью на огромных расстояниях, царская армия уже тут как тут, и собираться уже поздно. До Нарам-Суэна подобный механизм не действовал, но позднее был отработан и применяется до сих пор.

Кто может одолеть деспотию? Тот, кто обладает всеми ее преимуществами, т. е. представляет такое же тесно спаянное сообщество сопоставимых размеров. Нет приема против лома, если нет другого лома. Вторая деспотия — очень опасный противник. Но не менее опасен, и с ним гораздо труднее иметь дело, это крупный по размерам и тесно спаянный враг — союз племен. Когда деспотической (бюрократической и военной) спайке противопоставляется родовое единство, деспотия часто не выдерживает. Не была исключением и деспотия Аккада.

Но это было потом, а вначале Нарам-Суэн успел повоевать не только со своими подданными, но и с Эламом, с упоминавшейся выше Эблой. И самое главное, он сумел провозгласить ту идею, которая потом реализовывалась огромным количеством деспотий всего мира, — то о чем мечтал, видимо, и Саргон Древний, но произнести вслух не мог: большинство лидеров азиатских деспотий хотят быть богами. Первым же в Двуречье, кто рискнул стать божеством, был Нарам-Суэн. Вначале он «скромно» объявил себя царем четырех сторон света — это он тоже первый придумал. Потом некоторое время «завинчивал гайки» и пугал чиновников, укрепил бюрократический аппарат и начал преследовать жречество, на которое ни Саргон, ни его преемники не посягали. И, наконец, объявил себя богом Аккада, устранив бедного бога Абу, которого так любил Саргон. Ниппурское жречество, почти тысячу лет всем руководившее, было, видимо, весьма удивлено, поскольку с ним перестали советоваться, а культ царя был учрежден, по-видимому, без его согласия.

Следует еще сказать о некоторых чертах духовной жизни Аккада времен Саргонидов. Хотя период это не длинный, но он изобиловал новациями. Идея обожествленного царя послужила импульсом к созданию совершенно определенного «портретного» типа в искусстве. С одной стороны — это конкретный человек, с другой — его сильно идеализированный образ. Именно с портретов Саргона начинается путь к плакатам нашего недавнего прошлого. Идеализированный светский лидер, вряд ли Саргон был особенно похож на свое изображение в скульптуре. Установка же ясна: создается портрет не рядового политика, но «супермена». Впрочем, искусство это очень живое. Нормы изображения царя, которые являются характерными для предыдущего времени, постепенно отходят в прошлое [7]. Нужно помнить, что раньше монарх изображался совершенно по-другому: он, маленький и скромный, в искусстве тех же шумеров стоял в почтительной позе перед богом, часто более крупных размеров. Впрочем, когда начинается обожествление человека, тогда же появляются и первые сомнения в целесообразности такого рода акции.

4. Все вроде бы шло хорошо: Нарам-Суэн — уже бог, царь всех сторон света, все его очень любят. Но благодаря хорошей документированности этого и последующего периодов мы можем сказать кое о чем, что было за пределами дворца. Особого процветания и спокойствия ни семитам, ни шумерам новая деспотия не принесла. Выступать против отработанного аппарата, да еще такого непривычного, когда впервые на обывателя обрушилась азиатская деспотия в полном своем объеме, никто не рисковал. Такова жизнь подданных в деспотических государствах, где никому не хочется умирать от руки лучников или автоматчиков. Однако приходит время, когда умирать все равно приходится: начинается большая тяжелая война, и человек должен выбирать между страхом быть убитым полицией своего государства и опасением быть погубленным врагами страны. Опыт показывает, что в такой ситуации человек склонен предпочесть более позднюю смерть, а с поля боя — убежать: здесь его, скорее всего, убьют сразу, а там еще неизвестно. Данное общество теряет боеспособность. Против аппарата азиатской деспотии редко вспыхивали восстания, но когда появляется извне сильный конкурент, и возникает ситуация выбора, часто подданные отказываются умирать за такое государство.

Силой, поставившей указанный выше вопрос перед населением царства Саргона, были племена кутиев. Скромное и тихое имя — кутии, но народ был очень воинственный, он пришел с Армянского нагорья и со стороны Западного Ирана, и начал произвольно перемещаться по территории Междуречья. Союз племен не мог сразу одержать победу над организованной армией Нарам-Суэна, но кутии постепенно проникают в страну, просачиваются по болотистым равнинам и зарослям и заполняют значительную часть Двуречья. Войска начинают проигрывать сражения, социальные связи рвутся, запасы истощаются, боеспособность общества падает. Впрочем, кутии — не восточные семиты, они не могли создать, заменить деспотию. У них не было собственных кадров управленцев, союз племен не был в состоянии взять на себя руководство большой деспотической империей. Но кутиям помогли. Совершенно неожиданно выяснилось, что почти забытые правители городов и маленьких государств, оказалось, никуда не делись — они, как готовенькие, выскочили внезапно со своими войсками, идеологией, кадрами, претензиями на территории и начали растаскивать кажущееся прочным государство на кусочки. Централизованное государство исчезло — не появилась даже федерация. Хотя кутии так и не смогли никем править, а просто ходили между городами-государствами, собирая некоторую дань — целостное государство исчезло.

Преемники Нарам-Суэна столкнулись с тем, что техногенные государства исторически долго не живут. Техногенные общества могут жить веками и даже тысячелетиями, но всегда вспышками — подъем и кризис. Ровное существование гармонических обществ, которые спокойно могут жить по две тысячи лет со своими столицами, армиями и т. д., хотя и подвергаясь нападениям со стороны воинственных соседей, — такая жизнь техногенам не уготована.

Итак, 2200 год — местные правители, шумеры и семиты, вместе с кутиями разодрали и ликвидировали государство семита Нарам-Суэна. Аккад исчезает бесследно. Кутии не пытались, видимо, создать нечто подобное Аккаду. Я специально выписал имена их царей, которые хорошо характеризуют организационный потенциал кутиев: Сарлагап, Ярлаган, Тирикан. Думаю, они такие и были: простые грубые люди, тирикано-сарлагапского типа.

5. Начинается шумерский культурный и политический ренессанс. На переднем плане шумеры появляются, придя из наименее разоренных юго-восточных областей, весьма далеких от кутиев: Лагаша и остальных районов. Наиболее известная фигура этого времени — Гудеа (вторая половина XXII в.). Народ к этому времени устал от величия Саргонидов — всем хотелось чего-то спокойного и привычного. На портретах Гудеа стоит в скромной позе, — никаких доспехов, ручки сложены, большие глаза, взор почтительный снизу вверх. Интересно, что существует массовая пропагандистская скульптура — везде, видимо, стояли эти Гудеа в сходной позе, что передает дух эпохи.

При всей внешней скромности Гудеа сохранил многое из опыта политики Саргонидов. Вышел он из среды жрецов, — и по браку, и по должности, и по рождению Гудеа являлся жрецом, — и естественно, восстановил храмовое землевладение. Саргон придумал много перспективного — землю теперь вернули не храмам, а одному единственному храму — общегосударственному, который Гудеа подчинил себе. Т. е. на самом деле жрецы получили имущество, но не власть, а контролировал всё лично Гудеа. Впрочем, представление о том, что храм и божество важнее монарха, было восстановлено. Новый единый храм в эту эпоху был призван санкционировать иной этап жизни техногенного общества.

Гудеа проводится та же двойственная политика, сохраняется много из бывшего при Саргонидах; так городским советам возвращается власть, но только в центре, а не на подчиненных территориях. В целом государство восстанавливается как конфедеративное. Что из наследства Саргонидов сохранилось в чистом виде? Отмененную им систему наделов так и не восстановили — зато паек стал широко распространяться. Государство было объединено, хотя и в новой форме федерации, в пределах прежних границ. Оно оставалось крупным государственным объединением со всеми качественными особенностями, о которых говорилось. Продолжались внешние войны, сильна была армия. Это период отката перед новым синтезом.

6. Новый период месопотамской истории связан со знаменитой третьей династией Ура (2115—2003), правившей формально 112 лет, а на самом деле около одного века. Третья династия Ура знаменита в истории и важна для нас. Знаменита она небывалым расцветом бюрократии, сопровождавшимся великим изобилием соответствующих справок: 100 тысяч дошедших до нас за 100 лет — это бюрократический шедевр. Данное общество характеризуется сочетанием шумерских и семитских опытов государственной централизации. Продолжается укрепление царской власти, связанное с усилением роли армии как социальной силы, но уже не чужой, не иноэтнической, а своей, национальной. Первая задача, позволившая спаять воедино федерацию, созданную Гудеа, — изгнание кутиев. Это давно следовало сделать, так как последние никак не могли ассимилироваться, а бояться их уже перестали. Кроме того, апатия и недовольство, вызванные деятельностью Саргонидов, были забыты: пришли новые поколения, и за времена Гудеа все как-то отдохнули. Общепатриотический подъем оказался силен — надо было выгонять кутиев.

Во главе впервые становится представитель рабочего класса — сын валяльщика рыбы по имени Утухенгаль. Он собрал большую армию, и после первых успехов народ к нему присоединился, поэтому кутиев быстро выгнали. Утухенгаля сгубила сохранившаяся у него и в роли монарха любовь к производственным процессам. Он как-то отправился наблюдать за строительством канала, вполне полезного, оросительного, но подошел слишком близко к краю и упал. Почему придворные его не вытащили, это уже другая история — во всяком случае первый рабочий, ставший монархом, погиб.

Данное событие вызвало ожесточенную борьбу, в связи с чем, подозреваю, его мог кто-то и толкнуть, потому что власть досталась не родственникам Утухенгаля, а его соратнику, тоже вышедшему из низов, — Ур-Намму (2111—2094). Это и был настоящий создатель третьей династии Ура, передавший власть по наследству. Сына звали Шульги (2093—2046) — он тоже обладал всеми необходимыми качествами для вхождения в историю, так как прожил 47 лет. Столицей новой династии стал город Ур. Именно в связи с этим временем библейское повествование в первый раз пересекается с нашими данными.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Восточные государства-деспотии

 Хотя локальные цивилизации разнообразны и многолики, еще с древних времен наметились два их основных региона со своими особыми историей и судьбой - Восток и Запад. Как известно, на Востоке преобладало ирригационное земледелие. Для создания искусственных оросительных систем требовалось организовать совместный труд сотен и тысяч людей, а без сильной власти это, как правило, было невозможно. Данное обстоятельство и стало одной из причин возникновения в древних восточных цивилизациях особой формы государства - деспотии.Суть деспотий при всех внешних различиях была единой: во главе их стоял полновластный правитель (деспот), владевший всей землей. Он осуществлял свою власть через широкую сеть чиновников, которые собирали налоги, организовывали сельскохозяйственные и строительные работы, следили за состоянием оросительной системы, за своевременным пополнением войска, вершили суд и т. д. Власть восточных деспотов была неограниченной (с греческого "деспотия" так и переводится - "неограниченная власть"). За ними было последнее слово во всех вопросах - военных, хозяйственных, юридических и пр.Считалось, что власть деспотов имеет божественное происхождение, а сами они в глазах населения были наместниками богов на земле. Так, в Египте фараон носил титул владыки Обеих Земель (т. е. Южного и Северного Египта) и считался живым воплощением Бога. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а в древнеиндийской религиозной книге "Веды" говорится, что царь создан из частиц тела разных божеств. Вера в божественное происхождение правителей укрепляла их власть и помогала держать народ в полном повиновении.В восточных обществах довольно рано сложилась жесткая иерархия: все социальные слои занимали определенное положение в обществе, которому строго соответствовали их обязанности, права и привилегии. По мере возникновения различных профессий происходила своего рода социальная сортировка новых общественных слоев - за каждым закреплялось особое место.Пирамида власти в древних восточных цивилизациях выглядела примерно так. На вершине находился правитель-деспот, чуть ниже - высший слой знати: жрецы, родовая и военная аристократия. Еще ниже располагался многочисленный аппарат чиновников. Здесь уже главную роль играли не знатное происхождение и милости правителя, а профессиональные знания. В привилегированном положении находились также купцы и воины: первые укрепляли экономическую, а вторые - военную мощь государства. Ближе к основанию "пирамиды" находились ремесленники и свободные общинники - наиболее многочисленный слой общества. На протяжении почти всей истории цивилизаций, вплоть до XIX в., сельская община была главной производственной ячейкой. А корни ее уходили в первобытную эпоху, когда люди объединялись в родовые, а затем соседские общины. На основе последних и возникли сельские общины, в которых нередко сохранялись как семейные, так и соседские связи.Сельская община была экономически замкнутым организмом: натуральное хозяйство обеспечивало ее членов всем необходимым, а государство вмешивалось в жизнь общины, как правило, лишь при необходимости собрать налоги или пополнить войско. В остальном община была самоуправляемой, все спорные вопросы решались на собраниях общинников. Самым страшным наказанием для общинника было изгнание из общины - отторжение от привычного социального организма, вне которого он не мыслил существования.В древних цивилизациях Востока существовало и рабство. Его источником были военнопленные, а также должники, которых по мере социального расслоения общины становилось все больше. Рабы обычно трудились в составе больших патриархальных семей, реже - на государственных работах или на землях и в мастерских, принадлежавших знати. Но главную роль на Востоке играл труд свободных и зависимых крестьян и ремесленников.

www.examen.ru

Восточные государства-деспотии

 Хотя локальные цивилизации разнообразны и многолики, еще с древних времен наметились два их основных региона со своими особыми историей и судьбой - Восток и Запад. Как известно, на Востоке преобладало ирригационное земледелие. Для создания искусственных оросительных систем требовалось организовать совместный труд сотен и тысяч людей, а без сильной власти это, как правило, было невозможно. Данное обстоятельство и стало одной из причин возникновения в древних восточных цивилизациях особой формы государства - деспотии.Суть деспотий при всех внешних различиях была единой: во главе их стоял полновластный правитель (деспот), владевший всей землей. Он осуществлял свою власть через широкую сеть чиновников, которые собирали налоги, организовывали сельскохозяйственные и строительные работы, следили за состоянием оросительной системы, за своевременным пополнением войска, вершили суд и т. д. Власть восточных деспотов была неограниченной (с греческого "деспотия" так и переводится - "неограниченная власть"). За ними было последнее слово во всех вопросах - военных, хозяйственных, юридических и пр.Считалось, что власть деспотов имеет божественное происхождение, а сами они в глазах населения были наместниками богов на земле. Так, в Египте фараон носил титул владыки Обеих Земель (т. е. Южного и Северного Египта) и считался живым воплощением Бога. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а в древнеиндийской религиозной книге "Веды" говорится, что царь создан из частиц тела разных божеств. Вера в божественное происхождение правителей укрепляла их власть и помогала держать народ в полном повиновении.В восточных обществах довольно рано сложилась жесткая иерархия: все социальные слои занимали определенное положение в обществе, которому строго соответствовали их обязанности, права и привилегии. По мере возникновения различных профессий происходила своего рода социальная сортировка новых общественных слоев - за каждым закреплялось особое место.Пирамида власти в древних восточных цивилизациях выглядела примерно так. На вершине находился правитель-деспот, чуть ниже - высший слой знати: жрецы, родовая и военная аристократия. Еще ниже располагался многочисленный аппарат чиновников. Здесь уже главную роль играли не знатное происхождение и милости правителя, а профессиональные знания. В привилегированном положении находились также купцы и воины: первые укрепляли экономическую, а вторые - военную мощь государства. Ближе к основанию "пирамиды" находились ремесленники и свободные общинники - наиболее многочисленный слой общества. На протяжении почти всей истории цивилизаций, вплоть до XIX в., сельская община была главной производственной ячейкой. А корни ее уходили в первобытную эпоху, когда люди объединялись в родовые, а затем соседские общины. На основе последних и возникли сельские общины, в которых нередко сохранялись как семейные, так и соседские связи.Сельская община была экономически замкнутым организмом: натуральное хозяйство обеспечивало ее членов всем необходимым, а государство вмешивалось в жизнь общины, как правило, лишь при необходимости собрать налоги или пополнить войско. В остальном община была самоуправляемой, все спорные вопросы решались на собраниях общинников. Самым страшным наказанием для общинника было изгнание из общины - отторжение от привычного социального организма, вне которого он не мыслил существования.В древних цивилизациях Востока существовало и рабство. Его источником были военнопленные, а также должники, которых по мере социального расслоения общины становилось все больше. Рабы обычно трудились в составе больших патриархальных семей, реже - на государственных работах или на землях и в мастерских, принадлежавших знати. Но главную роль на Востоке играл труд свободных и зависимых крестьян и ремесленников.

examen.ru

Древневосточная деспотия: произвол или этические ограничения?

ТОП 10:

* Общее:

Сложившаяся в эпоху Древнего Востока система управления государст­вом получила название монархия деспотического типа или древневосточная деспотия (греч. despotes - господин) - система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опираю­щегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников. На др. Востоке, как и в др. Африке, деспотия была классической формой правления с момента образования классового общества и верховной власти. Такими государствами были: Вавилон, Древний Египет, Ассирия, Персия Ахеменидов, Китайские империи и пр. Деспотия опиралась на необходимость объединения общин и подчинения племен в целях самообороны и устойчивого экономического развития.

Специфика древневосточного государства заключается в осуществлении прямого хозяйственного руководства в пределах обширного сектора экономики, а именно - создания ирригационной системы, а также в государственном обеспечении культурных институтов. Получается: так как власть активно принимала участие (порою и сам царь участвовал в работе– Урук, Месопотамия) в строительстве ирригационных систем – она считала оправданным свое право на владение этой землей.

В лице древневосточного правителя государство считалось верховным собственником и распорядителем всей земли, взимая налоги и налагая повинности на все население, кроме привилегированных слоев, земельных владений и городов. Другая часть земли непосредственно принадлежала правителю, государству и его учреждениям (в том числе храмам, часто пытающимся превратиться в самостоятельные субъекты власти и хозяйства). Пользование налогами и повинностями, как и государственная земля, широко раздавались в собственность или условное держание членам государственного аппарата, воинам, жрецам и т. д.

Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.

В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи — было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.

Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать.

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.

Кроме позднепервобытного общинно-племенного строя и восточной деспотии, словно знаменующих начало и конец древневосточного политогенеза, на Древнем Востоке существовали всевозможные промежуточные формы политического строя: ограниченная коллективными общинными институтами номовая монархия (Ур. 20 в. До н.э.: Земля поделена на 2 части, - 50% земли – царю. Остальные 50 % : половина – богам, половина – свободным аккадцам под проценты! Обрабатывают землю – мушкенумы, платят при этом налог. Земли храмов обрабатываются: 50% - рабы, 50% - мушкенумы.), близкая ей олигархическая ("аристократическая") республика. Даже в крупных царствах власть царя иногда должна была терпеть влияние коллективных военно-аристократических и военно-демократических органов.

Религия могла быть средством для установления деспотии. Примеры:

· Династия Цинь, начало 3го в. Н.э. Гос. Религия – Легизм. Цинь Ши-Хуанди (2 век до н.э.) в эпоху Цинь – верховный сын неба, высочайший царь.Оправдывала жестокие наказания, налогообложение. Именно во время его правления строилась Великая Китайская стена, свободными гражданами, но по обязанности/повинности.

· В Египте фараоны были божьими посланниками: Джосер (основатель 3 династии, ) начал постройку пирамид, но свое завершение строительство пирамид получило при фараонах 4 династии (27-26 века до н.э.), после 5 династия отказалась от постройки пирамид. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными.

Древневосточная деспотия - это монархия особого типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии.

Причина её устойчивости в том, что при условии соблюдения вековых традиций, она не встречает никакого противодействия со стороны населения

· Дополнение (о том, как складывалась монархия):

Первобытный социум, малочисленный и не сталкивающийся со сложными задачами, однороден. Развитие и усложнение социума приводит к функциональному выделению властной верхушки, доступ в которую находят, прежде всего, отличившиеся или влиятельные благодаря своему имущественному положению члены общества. В свою очередь, властная верхушка начинает использовать свои возрастающие с усложнением жизни социума полномочия сначала для их же кумулятивного наращения, а потом и для отчуждения рабочего времени и продуктов труда других членов общества. Такое отчуждение называется эксплуатацией. Когда отношения эксплуатации пронизывают значительную часть общества, и какая-то группа его членов (в данном случае это прежде всего властная верхушка) начинает существовать за счет эксплуатации, последняя становится классообразующим фактором, а само общество — классовым.

Классы — это группы людей внутри общества, различающиеся по отношению к организации социального (прежде всего материального) воспроизводства: господствующий класс организует его, а класс непосредственных производителей осуществляет.

В физическом смысле слова господствующий класс живет "за счет" класса непосредственных производителей, значительное большинство которых подвергается эксплуатации. Аппарат власти классового общества называется государством (в других случаях тем же словом называется просто функционально развитый аппарат власти. Следует чётко различать эти значения). О его существовании можно говорить с тех пор, как властная верхушка освобождается, фактически и формально, от контроля общинного самоуправления, и становится наследственной (хотя бы в лице своего главы).

· Деспотия в Месопотамии:

Основным историческим источником по экономической и социальной жизни Месопотамии являются законы Хаммурапи(около 1792 - 1750 г. до н.э).Всего было записано 282 статьи, из которых сохранилось 247.Много статей в законах Хаммурапи было посвящено земледелию (ответственность за нанесение ущерба дамбам и каналам), торговле (торговля была полностью государственной), ремеслу (ремесленники также находились под крылом государства). Очень важными являются статьи о системе землевладения и землепользования (очень развитой была аренда, которая была строго регламентирована и осуществлялась только на основе договора). Законы затрагивали и социальные стороны жизни - рабство(которое было близко к патриархальному), общинную жизнь (общины несли коллективную ответственность за каждого из своих членов).Из этих законов можно также узнать и о сакрализации власти. В частности вступление перед первой статьёй звучит так: "Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей" . Из законов Хаммурапи явствует, что царь считался сыном бога, или его наместником на земле. Поэтому следует признать, что такой ресурс власти как сакрализация был сильно развит в Месопотамии.

Много информации нам дают также хозяйственные и юридические документы более позднего времени. Например о роли общины "Когда раб был в доме схвачен, община его выслушала и допросила" . Множество документов об аренде дают понять в том числе огромную роль правителей (документы в Позднем Вавилоне датировались годами правления царя). Из этих документов можно сделать вывод, что под ведением царя находились фактически все стороны общественной жизни.

Кроме двух ресурсов власти сакрализации и контроля над экономикой существовал ещё и третий - внешние войны. На протяжении всей истории Месопотамии их было немало, однако основной целью было грабительство, а не завоевание новых земель.

Но существовал и четвёртый - ключевой ресурс власти на который опирались три других - это традиции. Вся власть в Месопотамии - это традиция, что впрочем других её (власти) ресурсов. Ментальность людей того времени была такова, что традиции занимали все стороны жизни общества. Именно опора на традиции позволила деспотии в Месопотамии быть столь устойчивой на протяжении многих сотен лет.

Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий даже искусство стало служить и задачам аллегорического прославления власти правителя, божества. Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до н. э., помещенный над входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый орел, держащий лапами двух оленей, приобрел характер своеобразного герба-эмблемы силы и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий центральную фигуру, как важнейшую, рельеф храма в Убайде открыл собой целый ряд скульптурных геральдических композиций, повторяющихся в печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во многих других памятниках Передней Азии.

· Деспотия в Египте:

Правители Египта во все времена обладали тремя ресурсами власти: контролем над экономикой, внешними войнами и сакрализацией. Начнём с первого.

Все жители Египта были под прямым экономическим контролем государства, что вообще характерно для всех гидравлических цивилизаций. Ирригация, отведение каналов, строительство дамб - всё это требовало чёткой организации труда и его контроля. На протяжении всей своей истории Египет считался главным хлебным районом древнего Востока, он обладал большими запасами продовольствия. И сами египтяне чтили злаковые культуры, царь Аменемхет в своём "Поучении" говорил: "Я взращивал злаки" - и считал это одним из самых главных достижений. Другие отрасли экономики также были сильно развиты - торговля во многом за счет продажи зерна в другие страны древнего Востока, а ремесло за счет изготовления орудий труда - то есть обе эти отрасли были тесно связаны с земледелием.

Однако основным ресурсом власти в Египте была сакрализация. Очень важно то, что население древнего Египта было достаточно однородным, не ассимилированным, что способствовало созданию особой культуры и особой религии, которые, правда, опирались на то, на что опирались все религии древнего Востока - на традиции. Сила традиций столь велика, что она выше чем власть правителя. В 1375-1354 гг. Аменхотеп IV, более известный под именем Эхнатон установил культ нового бога, но он не прожил дольше самого фараона. И это несмотря на то, что фараоны считались сыновьями богов или просто богами. Вот как ,например, звучал титул Тутанхамона, фараона, который правил сразу после Эхнатона: "Тутанхамон, бог добрый, сын Амона, порождение тельца матери своей, семя благое, яйцо святое, произведённый на свет Амоном самим."

Сакрализуются все стороны жизни. В том числе такие важные, как договоры между государствами - в мирном договоре фараона Рамзеса II и хеттского царя Хаттусили III есть часть посвящённая тому, что оба правителя призывают богов в свидетели тех клятв, которые они дали в этом договоре. Также большую роль в изучении Египта играет такой источник как "Книга Мёртвых" (буквальный перевод "Выход днём") религиозная книга, рассказывающая о жизни человека после смерти. Много важного может показать нам оправдательная речь умершего - она помогает понять систему ценностей древнего египтянина. Там есть строки, касающиеся всех сторон человеческой жизни:

"Я не нанёс ущерба скоту" (говорит о роли скотоводства в Древнем Египте и, возможно, о роли религии ,ведь корова - священное животное)

"Я не преграждал путь бегущей воде" (говорит о роли водных ресурсов в Древнем Египте)

"Я не совершил греха в месте Истины

" Я не Делал мерзкого перед богами"

Даже такой ресурс власти, как внешние войны также зависел от мировоззренческой системы. Во времена Среднего царства (2050-1750 гг. до н.э.) возникла мысль об избранности египтян, мысль эта вовсе не шовинистическая, это лишь часть их восприятия мира. Именно эта мысль сопровождала египтян во время их военных походов , которые бывали в одинаковой степени и грабительскими, и завоевательными. Основными направлениями походов чаще всего были: Синайский полуостров, Эфиопия, Нубия.

Однако экономическая и религиозная системы были столь прочны, что военные походы редко играли роль главного ресурса власти (хотя при Тутмосе III и Рамзесе II именно армия играла ведущую роль).

Деспотия в Египте была чрезвычайно устойчивой. Начиная с древнего царства 2800 года и кончая битвой при Пелусии (525 г. до н. э.) после которой Египет окончательно потерял свою независимость, несмотря на смены династий, социальных условий деспотия оставалась практически неизменной, потому что это - традиция, то есть то, вокруг чего строилась вся ментальная система древнего египтянина.

 



infopedia.su

Древний Восток и древневосточные деспотии

В период господства Римской империи словом «Восток» (Oriens) назывались подчиненное Риму провинции, расположенные к востоку от него. В наше время этот термин с добавлением «древний», употребляемый в науке условно, хронологически и территориально приобрел более широкое значение в результате раскопок и исследований, проведенных в XIX в. и особенно в XX в. Кроме Египта и Двуречья (Ассиро-Вавилонии) — этих ведущих стран Древнего Востока, кроме Палестины и Сиро-Финикии, связывающих между собой долину Нила и бассейн Евфрата и Тигра, в понятие Древнего Востока входит страна хеттов в центральной части Малоазиатского полуострова, страна Урарту, территория народов всего Иранского плоскогорья и дальше на восток — вплоть до реки Инда.

Связи и влияние культур Египта и Двуречья на Востоке можно проследить до Китая, в то время как на Западе влияние Финикии, через ее колонию — Карфаген, достигало побережья Северной Африки и Испании.

Важно отметить связь некоторых областей СССР с древневосточными культурами. Так, в состав Урарту, политического соперника Ассирии, входила территория современной советской Армении. Следы влияния древневосточных культур сохранились на всем Кавказе, так же как и: в Причерноморье. Раскопки на территории советской Средней Азии позволили установить ближайшее родство ее

культур с культурами Ирана и Двуречья.

Расширяя рамки понятия «Древний Восток» территориально, мы должны сделать это и в хронологическом отношении.

К концу XIX в. «история, общественно-политическое развитие и материальная культура Египта и Двуречья были известны начиная лишь с III тысячелетия. В настоящее время раскопки дали возможность заглянуть гораздо дальше в глубь тысячелетий. В Египте развитие человеческой культуры можно проследить, начиная от палеолита включительно. В южной части Двуречья — Вавилонии, из-за менее благоприятных условий, человек поселился позже, но и здесь зарождение культуры восходит к энеолиту, т. е. ко (времени первого появления металла. Период постепенного перехода человеческого общества из стадии родовых отношений в стадию становления классового общества на Древнем Востоке датируется не позже, чем IV тысячелетием до н. э.

История социальных отношении в отдельных странах Древнего Востока естественно связана с условиями, в которых зарождался и складывался их государственный организм. Однако общий уровень их социально-экономического развития и общие черты их государственного устройства позволяют объединить эти страны как близкие друг другу социальные формации. В первую очередь это относится к ведущим странам долин Нила и Двуречья, где создался классический тип древневосточной деспотии. Основой хозяйства стран Древнего Востока было земледелие; ремесла и торговля играли в их экономике подсобную роль. Притом земледелие развивалось у них в особых условиях, связанных с необходимостью применять искусственное орошение неплодородной без этого земли. Устройство орошения в условиях родового общества являлось делом родовых, а позже сельских обшин. После образования классового общества эта основная хозяйственная задача требовала сохранения методов обработки земли совместными усилиями односельчан и концентрации управления общественными работами по орошению в одних руках. Поэтому дробление земли на небольшие участки было невозможно, и право собственности на землю также сосредоточилось в одних руках. Земля считалась собственностью правителя всей страны (царя, фараона). Фактически же ее эксплоатировали те областные правители, в ведении которых она находилась. «Отсутствие частной собственности на землю действительно является ключом к пониманию всего Востока»,—говорит Энгельс,—«тут корень и политической и религиозной истории» (Ф. Энгельс. Собрание сочинений, т. XXI, стр. 403). Обработка земли и связанные с нею ирригационные работы — строительство плотин, каналов и т. п. — производились прикрепленными к данным областям свободными земледельцами и рабами. Для управления этими сложными и колоссальными по объему работами, а также для охраны и учета урожаев (помимо остальных государственных задач) необходимо было создание четко организованного бюрократического аппарата.

Сложность производственных процессов и трудности управления ими обусловили и сложность классовой структуры общества. Эксплоатируемая масса основного населения не была однородна по своему правовому и социальному положению. Она делилась на свободных (земледельцев и ремесленников) и рабов, принадлежавших царю, аристократии, храмам. Господствующий класс состоял из представителей огромного бюрократического аппарата во главе с фараоном. Занимая руководящие посты в политическом, военном и финансовом управлении или в обладавшей огромным влиянием касте жрецов, многие из них являлись и фактическими обладателями земель. Сосредоточение власти и всех богатств страны в руках царя-фараона получало санкцию в религиозном мировоззрении народов Древнего Востока. Центральной идеей их религий было поклонение силам природы, принимающим образы богов, верховным из которых являлся бог солнца на небе и обожествленный фараон-царь на земле. Идея божественности верховного правителя укреплялась в сознании населения при помощи целого ряда торжеств и религиозных церемоний.

«Он — бог премудрости... Он — солнце лучезарное, озаряющее обе земли больше солнечного диска; он зеленит больше великого Нила... Он — жизнь, дающая дыхание... Он — производитель существующего. Он — родитель людей... Возлюбленный царя будет блажен, а враг его не найдет себе гробницы — его труп бросят в воду...» — возвещает могильная надпись времени XII династии в Абидосе. А ниже та же надпись дает характеристику положения трудящихся: у кузнеца «пальцы были подобны крокодиловой коже, он издавал запах хуже, чем гнилая икра. Каждый ремесленник... работает больше, чем могут сделать его руки... Если он не доделает днем положенного, его бьют, как лотос в болоте...».

Деспотическая система управления огромными земледельческими странами при многочисленном населении и при наличии чрезвычайно низкого уровня его жизненных потребностей (жилье, пища, одежда при данных климатических условиях) создавала возможность применения в колоссальных масштабах простейших форм кооперации, труда. На значение простой кооперации труда при создании монументальных сооружений Древнего Востока указывает Марке в «Капитале» (К. Маркс. Капитал, т. I, гл. XI). Там же (гл. XIV) он подчеркивает, что возможность грандиозных строительств создавалась почти неограниченным количеством прибавочного труда, находившегося в распоряжении центральной власти. «Грандиозные сооружения Древнего Египта обязаны своим возникновением не столько многочисленности египетского населения, сколько тому обстоятельству, что значительная часть последнего могла быть употреблена на это дело. Индивидуальной рабочий может доставить тем больше прибавочного труда, чем меньше его необходимое рабочее время; то же самое относится и к рабочему населению в целом»; чем меньшая часть его требуется для производства необходимых средств существования, тем больше остальная его часть, которую можно употребить на какое-либо другое дело» (стр. 398).

Такова экономическая и техническая основа того монументального строительства пирамид, гробниц, храмов в Египте, городов, дворцовых сооружений, водопроводов и пр. в Двуречье, остатки которых до сих пор вызывают удивление.

 

 

 

 

www.historicus.ru


Смотрите также