Источники сведений о Древней Руси - История Отечества (Россия)
«Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.
Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею... Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…
Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.
Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.
Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.
Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом.
На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.
Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.
Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.
Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься.
Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.
Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.
А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы.)
Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.
Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»
jurkom74.ru
Введение в историю - Вещественные источники
2. Какими могут быть вещественные источники
К вещественным источникам относятся:
Оружие – все, что использовалось человеком на охоте и в войнах: от каменных наконечников на копьях и стрелах до огнестрельного оружия и современных ракет.
Предметы быта, обихода, утварь, украшения – это посуда и шахматные фигурки, одежда и обувь, бусы найденные в древнем захоронении и ожерелье королевы Франции, трон Ивана Грозного и скамейка из терм в Помпеях и др.
Предметы искусства, культа – все предметы искусства от первых рисунков на стенах пещер и примитивных статуэток до современных картин и скульптур; предметы, имеющие религиозное (культовое) значение: идолы, амулеты, алтари и др.
Монеты, банкноты – все, когда-либо существовавшие средства расчета в их материальной форме.
Орудия труда – всё, что использовалось человеком когда-либо в своей деятельности по преобразованию природы, добыче пропитания или изготовлению продукции и др.
Захоронения, капища – места погребений: могилы древних людей, пирамиды Египта, гробницы, курганы и др.
Остатки поселений, здания – все архитектурные памятники, начиная с самых примитивных жилищ: стоянки и селища первобытных людей, дома и дворцы, древние городища (укрепленные поселения) и целые города, вернувшиеся из небытия благодаря раскопкам, святилища, капища и храмы - места поклонения духам и богам.
Разумеется, данный список может быть продолжен.
wwedenie.ucoz.com
Исторические источники. Популярные лекции
Главная
Галерея
Предложения
Реконструкция
Выезды
Торг
Откуда вообще
берутся исторические знания людей? Почему мы можем утверждать, что
в то или иное время все было так, а не иначе?
Дело в том, что все, что когда-то происходило на Земле, оставляет
после себя следы.
Человеческая цивилизация - не исключение.
И всякое наше историческое знание - подлинное знание - всегда строится
на работе с реально дошедшим до нас предметом прошлого - с историческим
источником, с тем самым оставшимся после минувших времен материальным
следом.
Эти источники - источники нашей информации о прошлом - бесконечно
разнообразны.
В этой работе мы как раз и познакомимся с теми основными видами источников,
с которыми работают ученые и которые помогают нам узнать то, что происходило
в прошлом.
Основные группы источников, с которыми имеют дело исследователи-историки,
таковы:
1. Письменные источники: то, что записано в интересное нам время на
бумагу, или любой другой материал, любые древние сочинения - саги,
летописи, законы, записи легенд и т.п.
2. Археологические источники - предметы, изготовленные в стародавние
времена и сохраненные землей: древние постройки, могилы, клады, оружие,
предметы быта и многое другое.
3. Изобразительные источники: живопись, скульптура того времени, про
которое мы хотим получить информацию.
4. Этнографические источники - материалы, собранные этнографией -
наукой о народах и их традиционной культуре.А
теперь узнаем их поближе.
Письменные
источники
Это
основная, самая ценная для историка группа источников. Мы слышим голоса
людей того времени, их язык, их мысли, мы видим, как они сами представляли
себе свое время. Правда, при работе с ними возникают определенные трудности.
Язык и письмо людей прошлого отличались от языка и письма нашего времени.
Изучением древнего письма и вопросами его прочтения занимается отдельная
наука - палеография, и целый комплекс подобных вспомогательных наук
существует для работы с самим текстом - текстология, герменевтика и
т. п. Ведь источник мало просто прочитать - нужно понять его смысл,
выжать из него максимум информации.
Письменных источников очень много, но здесь мы остановимся только на
тех из них, которые рассказывают о нашем времени - эпохе викингов.
Все, что было написано в прошлом (в нашем случае - в средневековье)
и дошло до наших дней, называется в науке "письменными памятниками".
Подавляющее большинство средневековых памятников сохранились в некотором
числе рукописных копий - так называемых списков. Списков у того или
иного произведения может быть два, три, сто - в зависимости от того,
насколько сильно оно было востребовано в то время, когда существовало,
насколько стремились его прочитать и сохранить для других.
Письменные памятники недолговечны. Они портятся со временем, они горят
в пожарах, их похищают и т.п. Но все же некоторые из них сохранились
и до сего дня.
Посмотрим, какие же из письменных источников могут помочь нам в изучении
нашего времени - эпохи викингов, и нашего региона - Древней Руси.
Русские
письменные источники по истории Руси Х - Х1 вв.
Письменные
источники, хранители текста - основа исторического знания. Они дают
возможность услышать язык эпохи, передают хронологическую последовательность
событий, рисуют картины отношений внутри общества в изучаемое время,
словом, создают тот каркас, на котором впоследствии можно будет разместить
данные других групп источников - археологических, этнографических и
т. д. - для того, чтобы создать полное, целостное представление о том
или ином отрезке истории человечества.
В нашем обзоре мы познакомимся на общем уровне с теми русскими письменными
памятниками, которые могут привлекаться для изучения политической и
экономической истории раннесредневековой Руси, реконструкции древнерусского
общественного устройства, хозяйства и быта.
Конечно, наибольший интерес для нас будут представлять памятники, современные
событиям 9-11 вв. ( а таких очень мало), или максимально близкие к ним.
Следует отметить относительную скудость письменных источников по ранней
русской истории. Немногочисленность сохранившихся памятников, их сжатый,
скупой текст дают большой простор для противоречивых толкований. Вся
огромная масса литературы по древнейшему периоду истории Руси - а в
этой литературе встречаются концепции, прямо противоположную друг другу,
создана на одном и том же, весьма ограниченном источниковом материале.
Распространение письменности у восточных славян связано с утверждением
на Руси христианства в 988 г. Одновременно с кириллической азбукой,
сложившейся на территории Болгарии в конце IX в. (на основе греческого
алфавита), на Руси бытовала (до XII в.) глаголица - оригинальная западнославянская
письменная система, вернувшаяся в XV в. как один из вариантов тайнописи.
Уже в XI в. на Руси активно переводилась и переписывалась богослужебная
и богословская литература. Получили распространение различные сборники
слов и поучений отцов церкви. Были известны древнерусскому читателю
и византийские исторические сочинения. Наша древнейшая рукописная книга
- Остромирово Евангелие датируется 1053-56 гг.
Подавляющее большинство письменных памятников средневековой Руси сохранились
в некотором числе рукописных копий - так называемых списков. Списков
у того или иного произведения может быть два, три, сто - в зависимости
от того, насколько сильно оно было востребовано в то время, когда существовало,
насколько стремились сохранить его для последующих читателей.
Переписчики древнерусских памятников нередко вносили в их текст изменения
(например, сознательно опускали тот или иной фрагмент при переписывании,
или наоборот, вставляли что-то новое). Так появлялись различные редакции
памятников.
В нашем обзоре древнерусские письменные памятники, наиболее близкие
к IX-XI вв. и наиболее пригодные вследствие этого для использования
в качестве исторических источников по этому периоду, будут рассмотрены
в следующем порядке:
1)Летописи;
2) Правовые памятники -Правда Русская, княжеские уставы и русско-византийские
договоры;
3) Другие источники - богословская литература и переводные сочинения,
берестяные грамоты, эпиграфика.
1)
Главным источником по истории всего русского средневековья являются,
бесспорно, русские летописи - основное хранилище наших
исторических знаний вплоть до XVIII в.
Летописи - это обширные исторические сочинения, излагающие историю нашего
государства в хронологическом порядке, по годам (на древнерусском языке
- по "летам", откуда и появился сам термин). Любая летопись
- это, в первую очередь, собрание погодных статей - отдельных описаний
событий, случившихся в то или иное "лето". Например:
В
лето 6489 [981 г.]. Иде Володимеръ к ляхомъ и зая грады их, Перемышль,
Червенъ и ины грады, еже суть и до сего дне подъ Русью. В сем же лете
и вятичи победи, и возложи на них дань, от плуга, якоже отець его имаше.[
1, стб. 81]
В
эти описания попадают те события, которые интересовали составителя данной
летописи - военные походы князей, строительство новых храмов, стихийные
бедствия, нашествия иноземных захватчиков, рождение и смерть князей
или церковных деятелей и т.п., то есть, как правило, события выдающиеся.
О повседневном быте народа представления по летописям мы не получим
- для этого нужно внимательно разбирать текст, выуживая оттуда редкие,
случайные упоминания. Но общий ход истории летописи рисуют прекрасно.
Летописи состоят не только из погодных статей - они включают и множество
вставных текстов. Это могут быть жития святых, поучения, дипломатические
договоры, воинские повести. Таким образом, каждая летопись представляет
собой сложный свод, опирающийся на широкий круг разнообразных источников.
Летописи никогда не повествуют о русской истории в отрыве от истории
всеобщей. История Руси в них всегда привязывается к истории всего остального
христианского мира - как правило, через библейские события.
Летопись не только хранит исторические знания, она также несет идеологическую
нагрузку. Это необходимо учитывать при использовании летописей в качестве
источника для реконструкции событий, общественных отношений, быта и
т. п.
Летописи бывают общерусские и местные, официальные и независимые. Происхождение
летописи, условия, в которых она создается, влияют на то, как именно
будут в ней освещены события русской истории. Составитель летописи всегда
использует в своей работе летописи более ранние, в которые он вносит
какие - то исправления и дополнения. Так был создан и главнейший наш
источник по истории раннесредневековой Руси -"Повесть Временных
лет".
"Повесть Временных лет" (далее - ПВЛ) была создана в Киеве
в начале ХII в. Текст ее дошел до нас в составе более поздних летописей
- Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивилловской, Летописца Переяславля
Суздальского и др. ПВЛ - главный источник по самому раннему периоду
истории Руси. Другая древнейшая летопись - Новгородская Первая младшей
редакции (или младшего извода) - сохранила текст одного из сводов, предшествовавших
ПВЛ.
ПВЛ представляет собой итог последовательной переработки нескольких
летописных сводов, составлявшихся в Киеве на протяжении ХI в. Древнейший
из них был, вероятно, создан около 1037 г. Следующими этапами стали
своды 1073 г. (в нем появилась датировка событий с точностью до дня)
и 1093 г. (этот свод, иногда называемый в литературе Начальным, отразился
в Новгородской Первой летописи). Именно на этом этапе работал над летописью
киево-печерский монах Нестор, известный также как агиограф (т.е. автор
житий). На основе Начального свода были последовательно, с различными
дополнениями, созданы три редакции ПВЛ. Первая в чистом виде до нас
не дошла и может быть выделена только на основе анализа текста второй
редакции, представленной в Лаврентьевской летописи и снабженной припиской
игумена Выдубицкого монастыря Сильвестра, и третьей, отразившейся в
Ипатьевской летописи.
У ПВЛ есть и внелетописные источники. Это книги Священного Писания,
переводные византийские исторические сочинения (Хроника Георгия Амартола,
"Летописец вскоре" патриарха Никифора и др.), Житие Василия
Нового, "Откровение" Мефодия Патарского и ряд других. В ряде
случаев составитель ПВЛ использовал, видимо, и устные рассказы очевидцев
событий. Одним из таких информаторов был, например, знатный киевлянин
Ян Вышатич, который мог рассказать летописцу о событиях на Белооозере
в 1071 г.
Основа ПВЛ, как и всех других летописей - набор погодных статей, охватывающий
время с 852 до 1113-16 гг. Этому набору предшествует недатированная
часть - введение, рассказывающее о расселении славянских народов и о
взаимодействии славян со своими соседями. Погодные статьи ПВЛ имеют
различную величину, в зависимости от того, насколько интересовало то
или иное событие редактора летописи. В тексте ПВЛ иногда встречаются
и совершенно пустые статьи.
Помимо погодных статей ПВЛ включает религиозные поучения, фрагменты
богословских текстов, искусственно созданные исторические легенды (например,
о путешествии по Руси апостола Андрея). Вероятно, такой легендой является
и породивший колоссальную полемику в научной литературе рассказ о призвании
Рюрика.
ПВЛ создавалась в Киеве и потому имеет четко выраженную киевоцентристскую
направленность. Так, описывая нравы славянских племен (в недатированной
части ), летописец противопоставляет "кроткому и тихому" обычаю
полян "зверинский" образ жизни древлян и других славянских
племен.
2) Правовые памятники. Записи древних законов - ценнейший
источник по истории общественного устройства, позволяющий представить,
из кого же общество раннего средневековья состояло и чем люди из разных
общественных прослоек отличались друг от друга, что они могли и чего
не могли делать, как вершилось тогда правосудие, какие существовали
денежные единицы и как оценивалось имущество. Самый знаменитый и обширный
из памятников древнерусского права, главный наш источник для реконструкции
мира общественных отношений Древней Руси, известен под названием "Правда
Русская" (т.е. "Русский закон").
"Правда
Русская", сохранившаяся в составе более поздних летописей и юридических
сборников - Кормчих и Мерил Праведных, появилась в результате упорядочения,
доработки и записи князем Ярославом Владимировичем и его преемниками
существовавших ранее обычаев. Сама она известна в нескольких вариантах
- редакциях, относящихся к разному времени. "Правда Русская"
была основным правовым документом Руси до XIV в.
Самый первый вариант "Правды" - ее краткая редакция - читается
в тексте Новгородской Первой летописи младшего извода. "Правда"
представляет собой набор статей, освещающих различные ситуации, имевшие
место в жизни древнерусского общества XI-XII вв. В краткой редакции
ПР исследователи выделяют Древнейшую Правду - первые 18 статей. Выделение
это достаточно условно, как условна и сама разбивка текста ПР на статьи
- оригинал никакой нумерации не имеет. Основу текста Древнейшей Правды
составляют преступления против личности - убийства, нанесение увечий,
оскорбительные жесты, разбираются в ней также ситуации, связанные с
незаконным использованием или порчей чужого имущества, уже в этой, самой
архаической части "Правды Русской" упоминается несвободная
часть русского общества XI в. - холопы и челядь. Вторая часть текста
Краткой Правды - это т. наз. Правда Ярославичей (ее подзаголовок включает
имена князей - составителей). Всего в Краткой Правде 43 статьи.
Каждая из статей ПР имеет две части - диспозицию и санкцию. В приведенном
ниже примере текста "Правды" санкция выделена курсивом:
Убьет
муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или
братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен
за голову…[2, с.77]
Позднее,
в XII в., на основе Краткой Правды появилась пространная редакция ПР,
отражающая реалии времени уже более позднего, нежели интересующая нас
эпоха. В Пространной Правде встречаются блоки статей, посвященные различным
категориям зависимого населения Древней Руси, статьи, регламентирующие
судопроизводство и раздел имущества и т.п. Всего в Пространной Правде
можно выделить 121 статью. Во многом на Пространную Правду опираются
законодательные памятники XIII-XV вв. - уставные и судные грамоты, Судебник
1497 г.
Правда Русская - самый обширный, но не единственный памятник законодательства
Древней Руси. В тексте ПВЛ сохранились, например, русско-византийские
договоры 907, 911, 944 и 971 гг. Вскоре после введения христианства
появился Устав князя Владимира Святославича, разграничивавший преступления,
находящиеся в ведении светского и церковного суда. Этот устав сохранился
в более поздних - XIII-XV вв. - списках. Позже появился Устав Ярослава
Владимировича, в котором не только перечисляются преступления, подлежащие
церковному суду, но и устанавливаются наказания за них:
Аще
кто с животиною блуд створит, митрополиту 12 гривен, а в опитимью и
в казнь по закону.[2, с. 268]
Сохранившийся
текст обоих уставов появился в результате позднейших наслоений на оригиналы,
восходящие непосредственно ко временам Владимира и Ярослава. Эти уставы
- ценный источник для изучения древнерусского семейного права, они отразили
сложный процесс христианизации восточнославянского общества в XI - XII
вв. Среди преступлений, перечисленных в Уставе Владимира, есть например,
такие:
А
се церковнии суди… потвори, чародеяния, волхвования… или кого застанут
с четвероножиною, или кто молится под овином или в рощеньи, или у воды…
[2, с. 245]
Это
не что иное, как пережитки дохристианских, архаических верований.
3) Другие источники. В сущности, любой памятник древней
письменности уже представляет собой исторический источник, даже если
он и не несет какой - либо исторической или юридической информации.
Письменные памятники дают возможность изучать язык и культуру эпохи.
Предметная лексика языка, определенная на основе анализа памятников,
вполне может использоваться при реконструкции древнерусского быта, костюма,
вооружения. Поэтому в качестве источников по ранней русской истории
могут и должны привлекаться все более или менее близкие по времени создания
памятники письменности: переводные сочинения, сборники устойчивого состава,
появившиеся на Руси уже в XI в., ранние сочинения русских писателей:
"Память" и "Похвала" князю Владимиру монаха Иакова,
"Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Поучение"
новгородского архиепископа Луки Жидяты.
Своеобразную группу источников, сочетающих в себе признаки как источников
письменных, так и археологических, представляют собой памятники эпиграфики
- различные надписи на предметах быта, на оружии, на стенах храмов.
Древнейшие русские надписи относятся к X в. (например, широко известная
надпись "гороухша" на корчаге из Гнездова). Эпиграфика может
свидетельствовать об уровне распространения грамотности, надпись на
клинке меча, найденного близ деревни Фощеватая под Полтавой ("Людота
коваль") позволила сделать вывод о существовании на Руси самобытного
оружейного производства. Интерпретировать данные эпиграфики необходимо
в сопоставлении с материалами других источников, как письменных, так
и археологических.
Ценнейшим источником для изучения древнерусской повседневности стали
берестяные грамоты, открытые в 1951 г. при раскопках Новгорода, а позже
- и в некоторых других древнерусских городах. Древнейшие грамоты относятся
ко второй четверти XI в.. Среди берестяных грамот встречаются долговые
обязательства, вызовы в суд и даже любовные записки. Грамоты дополняют,
расцвечивают данные юридических и исторических сочинений, они написаны
своеобразным языком, близким к разговорной речи. На сегодняшний день
таких грамот известно уже более тысячи.
Некоторые публикации
древнерусских письменных источников и работы о них:
1.
Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте. Т.1. - М, 1953 (в
соавторстве с М.Н. Тихомировым), Т.2,. - М, 1953, Т. 3,4,5, (в соавторстве
с В.И. Борковским) - М, 1958, 1958, 1963, Т. 6. -М., 1963. Новгородские
грамоты регулярно издаются по сей день, называются такие издания "Новгородские
берестяные грамоты из раскопок …. года". Подробная библиография
в кн.: Древняя Русь. Быт и культура . М., 1997.
2. Зиборов В.К. Русское летописание XI - XVIII вв. - СПб, 2002.
3. Медынцева А.А. Подписные шедевры русского ремесла: Очерки эпиграфики
XI - XIII вв. - М., 1991., а также другие работы А.А. Медынцевой по
эпиграфике.
4. Полное собрание русских летописей, т.1. Лаврентьевская летопись.
- М., 1997.
5. Полное собрание русских летописей, т. 3. Новгородская Первая летопись
старшего и младшего изводов. - М, 2000.
6. Памятники русского права, т.1. - М, 1952 Сборник, включающий договоры
Руси с Византией, Правду Русскую, церковные уставы Владимира и Ярослава.
При чтении комментария надо учитывать время выхода книги.
7. Словарь книжников и книжности Древней Руси, т. 1. XI - первая пол.
XIV вв. -Л, 1987. Лучшее справочное издание по древнерусской письменности.
8. Янин. В.Л. Я послал тебе бересту. - М., 1975