Типология форм древнегреческих ваз. Древнейшие вазы
art history online » Древнегреческие вазы
Кратер – это большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками. Само слово кратер происходит от древнегреческого «керраним» (κεράννυμ), что в переводе означает «смешиваю».Для кратера, который представлял собой довольно-таки вместительный сосуд, характерна широкая горловина, две ручки по бокам и ножка.
Динос – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, выполненный из керамики или металла. Обычно динос устанавливался на искусно выполненной подставке.
В древнегреческой мифологии Диносом звали одного из коней Диомеда.
В греческом застолье использовались также и мастосы, напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино.
Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров – сисситий. Если судить по диалогам Платона, ни одна философская беседа не обходилась без рубинового напитка.
Согласно древнегреческой мифологии, богом вина в классическую и эллинистическую эпохи был Дионис – сын Зевса и смертной девушки Семелы, которая была дочерью фиванского царя Кадма. Дважды в год в честь Диониса устраивались ритуальные праздники, так называемые, Великие и Малые Дионисии.
Сами же Олимпийские боги пили нектар – божественный напиток, даривший им бессмертие. Виночерпием на Олимпе был похищенный Зевсом прекрасный юноша по имени Ганимед.
На симпосиях вино черпали киафом, который очень похож на привычные нашему глазу чашки, с разницей в том, что ручка у киафа, для удобства при черпании, намного возвышается над кромкой сосуда.
Объём киафа составлял 0, 045 литра, то есть четверть секстария. В свою очередь, половину секстария составляла котила (κοτύλη).Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.
Большой интерес представляет собой псиктер (от греч. ψύξη – «охлаждение») – керамический сосуд, напоминающий по форме гриб.
Псиктер использовался вместе с кубковым кратером на симпосиях. Первый из этих сосудов предназначался для хранения снега или ледяной воды, а во второй наливалось неразбавленное вино.
А вот для подачи вина употребляли гидрии и ойнохойи. Ойнохойя (οἰνοχόη) – это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера.
Пили же вино из килика, канфара скифоса, и ритона.
Килик (κύλιξ) – сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке. Ручки с обеих сторон не превышают по высоте кромку самой чаши.
Канфар (κάνθαρος) очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.
Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.
Ритон (от греч. рέω – «теку») по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие, и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.
Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой – кофон.
В домашнем обиходе употребляли леканиду, лекану и пинакион.
Рыбные блюда появились в V в. до н.э. Расписывались они, как правило, в стиле краснофигурной вазописи преимущественно рыбами и разнообразными морскими животными.
Плоская форма блюда называлась пинакион, что в переводе с греческого означает доска. В центре блюда было небольшое углубление для масла или соуса. Рыбное блюдо обычно возвышалось над столом на подставке.
Лекана представляла собой плоскую чашу с двумя горизонтальными ручками по бокам. Маленькая лекана с крышкой соответственно называлась леканидой. До сих пор точно не установлено назначение данного сосуда: возможно, лекана служила для хранения приготовленной еды, а, может быть, и для оливкового масла.
В свою очередь, к сосудам, в которых хранилось оливковое масло, относятся чернолаковые лекифы, алабастроны, арибалы и аскосы.
Лекиф (λήκυθος) предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка.
Лекифы часто украшались разноцветными росписями по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с неженатым мужчиной.
Aлабастрон – грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.
Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.
Арибал (αρύβαλλος) – сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.
Аскос - плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике – применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.
К сосудам женского мира относятся пиксида, эксалиптро, племахойя и эпинетрон.
Пиксида - сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός – «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.
Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.
Племохойя - небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой.
Эпинетрон (έπίνητρον) – известный с V в. до н. э. древнегреческий прибор из глины или дерева, использовавшийся в прядении для вытягивания волокна.
Работа на эпинетроне описана у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху эпинетрон стал предметом культа и часто вкладывался в захоронение усопшим незамужним девушкам.
Для хранения благовонных и ароматических масел использовались лагиносы, напоминающие ойнохою, и ольпы с ручкой сбоку.
источник: Грекомания
arthistoryonline.ru
Вазы: история и современность | vaza.in.ua
На сегодняшний день керамическая ваза является едва ли не самым популярным предметом декорирования, и наличие в доме красивой вазы определяет вкус хозяина, его достаток и чувство стиля.
Как и многие другие вещи, окружающие нас сегодня, вазы берут свое начало с далеких античных времен, когда они были скорее предметом быта, нежели дизайна интерьера.
Первые вазы появились в Древней Греции задолго до начала нашей эры и являли собой сосуд с изящной формой, который оснащен художественными украшениями из красок или лепки. Как правило, вазы делались из глины, а с развитием цивилизации эти предметы стали изготавливать из стекла, металла, фарфора и камня.
Первоначально вазы использовались для хранения напитков, различной пищи и т.д. Вазы с узким горлышком и вытянутым корпусом назывались амфорами и предназначались для вина.
Несколько позже греки стали использовать вазы не для бытовых целей, а для украшения своих домов. Это способствовало появлению профессии художника по вазам, задачей которого была расписать или налепить на вазу оригинальные украшения, что делало ее уникальной. Вазы обжигались в глиняных печах и после остывания были готовы к использованию в различных целях.
Немного позже, в период развития Древнего Рима, вазы стали полноценным товаром, который мог быть обменян на продовольствие, шкуры животных или рабов. Стоит отметить, что уже тогда античные вазы считались антикварными и оценивались очень высоко. Согласно одной из историй, один богатый римский землевладелец купил античную вазу с уникальными рисованными узорами у другого купца за целый корабль, груженный солью, которая тогда была едва ли не основной товарной мерой.
В период Средневековья вазы украшали дома благородной знати и служили полноценным и самостоятельным предметом интерьера. В этот же период в Европе стали массово появляться китайские расписные вазы как экзотический товар из восточных земель.
Стоит отметить, что в эпоху Возрождения вазы стали более универсальными – теперь большинство подобных изделий могли служить и для украшения помещения, и для сохранения в них каких-либо продуктов, например, винограда и прочих вкусностей.
С приходом ряда промышленных революций в европейских странах эстетика отошла на второй план, и керамические вазы практически не встречались в широких кругах. Чаще всего старинными вазами интересовались лишь частные коллекционеры или богатые предприниматели для демонстрации своего статуса.
Прагматичный и достаточно суровый ХХ век также не способствовал развитию эстетики в интерьере жилища, особенно у бедной прослойки населения. Вазами, как и прежде, интересовались лишь богатые коллекционеры, государственные деятели и предприниматели. Производство керамики было направлено, зачастую, на пищевую промышленность.
Во второй половине прошлого столетия вазы стали появляться и в домах рабочих семей. Мир стал стремиться к созданию комфортной для себя среды без оглядки на прагматизм и минималистические убеждения. Конечно же, это были не античные и древнеримские экземпляры, но на то время это были вещи весьма достойные и могли служить хорошим подарком, впрочем, как и сейчас.
На сегодняшний день керамические вазы служат неотъемлемой частью образа дома, в котором люди знают, что такое стильный декор и дизайн интерьера.
www.vaza.in.ua
Типология форм древнегреческих ваз - это... Что такое Типология форм древнегреческих ваз?
Форма Назначение Примечания Пример
Алабастрон (Αλάβαστρον)
Для аромата и брачных обрядов
использовался женщинами, мужчины использовали арибал
Амис
Похоронная урна
Амфора (Αμφορεύς)
Закрытое хранение продуктов и их транспортировка
Амфориск
Для аромата и брачных обрядов
Малая амфора
Арибал (Αρύβαλλος)
Для аромата и брачных обрядов
Аскос (Ασκός)
Для вина и воды
Бальзамарион
Для аромата и брачных обрядов
Батанион
Для хранения продуктов
Чарка
Для воды
Китра
Для хранения продуктов
Динос
Для вина и воды
Разновидность кратера
Эпихизис (Επίχυσις)
Для аромата и брачных обрядов
Эпинетрон
Для свадебных обрядов
Инструмент для изготовления полотна
Экселиптра
Для аромата и брачных обрядов
Другое название - племохойя или клотон
Рыбное блюдо
Для хранения продуктов
Флакон
Для аромата и брачных обрядов
Гуттус
Для аромата и культовых обрядов
Гидрия
Транспортировка продуктов
Кадос (Κάδος)
Транспортировка продуктов
Каккаба
Для хранения продуктов
упоминается в письменных источниках
Калаф (Κάλαθος)
Для погребальных и культовых обрядов
Килик
Для винаи воды
Другое название - каликс.
Канфар (Κάνθαρος)
Для вина и воды
Кернос (Κέρνος)
Для погребальных и культовых обрядов
Кофон (Κώθων)
Для вина и воды
похожий на современную флягу
Кратер (Κρατήρ)
Для смешивания вина и воды
Киаф
Для вина и воды
Лагинос (Λάγυνος)
Для аромата и брачных обрядов
Лебес (Λέβης)
Для хранения продуктов и обрядов
Лебес Гамикос (Λέβης γαμικός)
Для свадебных обрядов
Лекана (Λεκάνη)
Для аромата и брачных обрядов
Леканида
Открытая миска
Лекиф (Λήκυθος)
Для аромата и брачных обрядов
Лопас
Для хранения продуктов
Лутерион
Для хранения продуктов
Лутрофор (Λουτροφόρος)
Для погребальных и культовых обрядов
Лидион (Λύδιον)
Для аромата и брачных обрядов
Мастос
Для вина и воды
Ступка
Расмельчение пряностей и т. д.
Несторида (Νεστορίς)
Для хранения продуктов
Известна в Южной Италии как тройзелла
Ойнохоя (Οινοχόη)
Для вина и воды
Ольпа
Для аромата и брачных обрядов
Патера
Для культовых обрядов
Пелика (Πελίκη)
Для хранения продуктов
Перрирантерион
Открытая чаша на ножке
Часто изготовлялась из камня
Фиала (Φιάλη)
Для погребальных и культовых обрядов
Другое название - омфальная чаша
Формискос (Φορμίσκος)
Для культовых обрядов
Погремушка
Пинака
Вотивный предмет
Другое название - пинакион (Πινάκιον)
Пифос (Πίθος)
Для хранения продуктов
Самая крупная ваза
Псиктер (Ψυκτήρ)
Для вина и воды
Пиксида (Πυξίς)
Для свадебных обрядов
Ритон
Для вина и воды
Ситула
Транспортировка продуктов
Скифос (Σκύφος)
Для вина и воды
Другое название — котила
Стамнос (Στάμνος)
Для хранения продуктов
Тарелка
Для хранения продуктов
Тимиатерион
Для курения благовоний
Бытовое украшение
Масляная лампа
Для курения благовоний
Тринога
Изготовлялась по образцу штатива
Урна
Для погребальных обрядов
Предназначена для человеческих останков
dic.academic.ru
Живопись и вазопись Древней Греции
Древне-греческая цивилизация подарила нам богатое историческое наследие в области культуры и искусства. Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи. Известные греческие художники – это Аполлодор Афинский, Зевксис, Паррасий, Тиманф. По мнению специалистов, Аполлодор Афинский являлся создателем уникальной техники светотени, за что и получил прозвище «Тенеписец». Впоследствии эта техника была утрачена, и появилась заново только в эпоху Возрождения.
Греческие художники создавали монументальные произведения, для которых характерен реализм и экспрессия. Однако, период расцвета Древней Греции больше известен не художественными произведениями, а росписью керамики. Греческая вазопись была более масштабна, поэтому период, когда процветало это искусство, считается важным этапом в развитии живописи.
Вазопись – это роспись предметов домашней утвари. Самые распространенные формы ваз, которые существовали в то время, это амфора – сосуд для хранения вина и масла, кратер –подобие чаши, килик – сосуд для пития вина и гидрия – высокая ваза для хранения воды.
Керамика расписывалась орнаментами и сюжетными изображениями. Со временем роспись развивалась и усложнялась. Сначала это были простые узоры. В дальнейшем роспись на вазах могла представлять собой целые сюжеты, с детальным изображением людей, их одежды, предметов быта. Археологи находили вазы, на которых были изображены разнообразные исторические сюжеты. На расписных вазах можно встретить причудливые узоры, изображения разнообразных растений и животных.
Сама техника росписи также менялась. Вазы обжигали, и их цвет становился красно-коричневым. На этом фоне рисовали черные изображения. Такой стиль получил название черно-фигурный. В дальнейшем пространство между фигурами стали покрывать черным лаком, а очертания фигур имели естественный цвет красной глины. Так появилась красно-фигурная вазопись. Вазопись по белому фону стала высшим уровнем греческих мастеров. Здесь использовалась разнообразная палитра цветов - белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета.
Вазы расписывали полностью – горлышко украшалось орнаментом, основной рисунок наносился на корпус изделия. На некоторых археологических находках присутствовали автографы мастеров того времени. Вазопись представляет ценность, как вид живописи, и как историческое наследие. Древнегреческие художники смогли донести до нас атмосферу того времени – обычаи, сцены из повседневной жизни, одежду, предметы обихода и многое другое.
www.letopis.info
О чем могут рассказать древнегреческие вазы
Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тема урока: О чем могут рассказать
древнегреческие вазы.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающая: сформировать у учащихся
представление о древнегреческой вазописи и
технологии росписи ваз.
Развивающая: развитие эстетического вкуса и
творческих способностей учащихся.
Воспитывающая: воспитание любви к искусству.
Задачи урока:
1. Знакомство с основными стилями
древнегреческой вазописи и символическим
значением древнегреческих орнаментов.
2. Углубление знаний о духовных особенностях
культуры древнегреческого общества.
3. Создать условия для выбора “своего” стиля.
4. Знакомство с процессом росписи ваз.
5. Формирование умения росписи ваз.
6. Создание экспозиции для классного музея.
Структура урока:
1. Актуализация опорных знаний.
2. Изложение нового материала
3. Практическая работа, закрепление.
4. Подведение итогов.
Оборудование на уроке: компьютер, проектор,
презентация по теме, принтер, рисунки типов
греческих ваз, белая и цветная бумага А3 и А4, клей,
черные маркеры, трафареты фигур, ножницы,
магниты, надписи на доске: “Новая информация”,
комплекты игры “Пазлы. Древнегреческая
вазопись”, изготовленные учителем, 2 минутный
видеоролик музейной выставки древнегреческих
ваз, аудиомагнитофон, аудиозаписи греческой
музыки.
Ход урока
Организация внимания
Учитель: Ребята! Поднимите, пожалуйста, руку
те, кто хоть раз в жизни был на экскурсии в другом
городе или стране…
И, конечно, знакомство с любой страной
начинается с посещения ….? (Музеев и памятников).
Что мы можем увидеть в музее? … (скульптуры,
картины, ювелирные украшения, старинные книги и
т.д.) То есть большую часть экспозиции музеев
составляют предметы культуры и быта. Сейчас я
назову несколько предметов из музея, и вы сразу
догадаетесь, о какой стране пойдет речь на нашем
уроке. Итак, амфора, шлем Александра
Македонского, сборник мифов о Зевсе и других
Олимпийских богах, статуя “Дискобол”… .
Конечно же, это Греция!
I. Познакомить учащихся с различными стилями
росписи древнегреческих сосудов
Актуализация ранее изученного
Культура Древней Греции занимает важное место
в истории мировой культуры. На достижения
древнегреческой цивилизации опирались
архитекторы, скульпторы, художники последующих
эпох. В Древней Греции достигли высокого уровня
литература, театр, архитектура, скульптура и
живопись. Живопись дошла до нас, в основном, в
виде вазописи, то есть росписи на вазах. Но даже
эта часть позволяет нам судить о высочайшем
уровне развития изобразительного искусства
древних греков.
Сегодня мы с вами познакомимся с
древнегреческой вазописью, тематикой и
способами росписи ваз, а также попробуем
расписать свои вазы, поставив себя на место
древнегреческого художника соблюдая те приемы и
правила, которые для древнегреческих мастеров
являлись основополагающими.
1. Первые вазы были без украшений и рисунков. Но
очень скоро на них появляются волнистые линии,
геометрические фигуры, расположенные в
определенном порядке образующие орнамент.
Учитель: Как вы думаете, почему человек начал
украшать сосуды? (Стремление к красоте,
свойственное человеку). Первый стиль
древнегреческой вазописи получил название “геометрический”.
Cлайд 3
Его расцвет приходиться на 9-8 вв. до н. э.,
поверхность ваз была покрыта орнаментами в виде
квадратов, треугольников, кубов, ромбов,
зигзагов, крестов и “шашечных” узоров. В
геометрическом стиле были расписаны ритуальные
сосуды и траурные урны на могилах умерших.
2. На рубеже 8-7 вв. до н.э. в городе Коринфе
возникает особый стиль вазописи “ковровый или
ориентализирующий”.
Cлайд 4
Учитель: С какой частью света у вас
ассоциируется слово “ковёр”: север, юг, запад
или восток? (Конечно же, восток, и сейчас
восточные ковры являются образцами для
подражания во всем мире). Этот стиль вобрал в себя
восточные мотивы. По сосудам протягиваются целые
ленты реальных и фантастических животных.
Роспись заполняет весь сосуд, как бы покрывая его
ковром. Недаром и стиль этот назвали “ковровым”.
На вазах видны силуэты львов, пантер, сфинксов,
пальмовых листьев и цветов лотоса.
Учитель: О культурных и экономических
контактах с какой страной свидетельствуют
изображения сфинксов на вазах? (С Египтом)
3. В 6 веке до н.э. в Афинах получил
распространение чернофигурный стиль.
Учитель: Как вы думаете, что означает это
название? (Черная фигура)
Cлайд 5
Сначала художник процарапывал контуры фигур на
вазе, затем заливал их черным лаком, по которому
потом резцом прорабатывал детали. В основу этого
стиля положен простой контраст между темным
силуэтом фигур и светлым фоном
Из декора убирается все пестрое лишнее (узоры).
Главный интерес сосредоточен теперь на
человеческой фигуре, на событии.
Чаще всего вазовые рисунки рассказывают о
богах, героях мифов, чудесных приключениях.
Любимым героем чернофигурного стиля был бог
виноделия.
Учитель: Как его звали? (Дионис)
Особенностью этого стиля является и обилие
надписей на вазах.
Учитель: Что по вашему там могло быть
написано? (имена действующих лиц, слова, ими
произносимые, имя художника, расписавшего вазу).
А позднее даже появился обычай воздавать хвалу
красивым юношам афинского аристократического
общества. Например: “такой-то юноша красив”.
4. Примерно в 530-е годы до н.э. афинские мастера
создали краснофигурный стиль.
Учитель: Что означает это название? (Красная
фигура)
Cлайд 6
Вся поверхность вазы, кроме самого рисунка,
покрывалась черным лаком. А фигура имела
красновато-оранжевый цвет глины, из которой был
сделан сосуд.
Особенности.
Сначала основными темами краснофигурного
стиля оставались мифологические сюжеты, но
вскоре на первый план выходит человек – простой
смертный.
Фигуры становятся объемными.
Сцены становятся более сложными и динамичными
(например сцена борьбы, похищение или гибель
персонажей).
В роспись был веден пейзаж: деревья, каменистая
почва, архитектурные сооружения.
Учитель: О чем свидетельствуют все эти
изменения? (Картина становится более
реалистичной)
Афинский мастер Аполлодор первым начал
передавать тени.
Еще более модными становятся надписи любимцам,
например: “красивому Леагру”.
Кроме надписи своего имени, авторы сосудов
добавляют всякого рода замечания, относящиеся к
соперникам. Например, надпись на амфоре Евтимида:
“Евтимид нарисовал, как никогда бы не сумел
Евфроний”.
А теперь давайте проверим, как вы поняли мой
рассказ и определим к какому стилю относятся эти
сосуды.
Ковровый и краснофигурный. Cлайд 7
Краснофигурный и геометрический. Cлайд 8
II. Символическое значение древнегреческих
орнаментов.
А сейчас мы посмотрим наиболее
распространенные орнаменты древнегреческих ваз.
1. Ножку амфоры обычно покрывал зубчатый
орнамент. Он называется “реверсо”.
Он использовался уже в эпоху палеолита и являлся
знаком воды или солнечного луча.
Cлайд 10
2. Меандр - так еще называлась и река во
Фракии. Река сильно петляет, по легенде по
сходству с рекой назван орнамент. По
представлениям древних греков, весь обитаемый
мир омывается огромной рекой-Океаном. А амфора –
это мир, вокруг которого течет река-океан,
олицетворенная меандром. Часто этот орнамент
греки изображали на горлышке сосуда, либо
обрамляли им туловище.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Cлайд 11
3. Волна.
Cлайд 13
4. Бутон лотоса.
Cлайд 14
5. Пальметта – стилизованное изображение
пальмового листа. Этот орнамент был заимствован
греками из шумерского орнамента, который
олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную
богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с
Афродитой, и “пальметта” стала знаком мира и
любви.
Cлайд 15
Какие прекрасные вазы создавались с помощью
этих орнаментов!
Cлайд 16, 17
Игра “Пазлы”
Учитель: А сейчас представим, что мы с
вами археологи и нашли древнегреческую
мастерскую по росписи ваз. Но практически все они
представляют сейчас груду черепков, которые нам
предстоит правильно собрать, чтобы восстановить
прекрасные вазы и определить к какому стилю они
относятся. Посмотрим кто это сделает быстрее и
правильнее (группы учеников собирают розданные
им части ваз, сложенные в файлах, в единое целое).
III. Знакомство с процессом росписи ваз.
А теперь давайте попробуем поставить себя на
место вазописца из древних Афин и расписать свою
вазу. Но, учитывая крайне ограниченное время
урока каждую вазу будет расписывать группа из
трех человек. (На каждой парте у вас есть) контур
вазы на листке. Вы должны будете по пунктирной
линии разрезать его на три части: горлышко,
“туловище” и ножку. Каждый из вас распишет одну
часть. Но предварительно договоритесь в каком
стиле вы будете расписывать свою вазу. Туловище
обычно украшали картиной, а горлышко и ножку
орнаментом.
В своей работе вы можете использовать
предложенные трафареты фигур (с обратной стороны
указано, кто там изображен)
У каждого из вас есть черный маркер. Давайте
представим себе, что это кисть с черным лаком.
Этой кистью вы закрасите определенные части
вазы.
После этого на белом листе бумаги А3 соедините
три раскрашенные части в единую вазу и приклеите
на этот лист.
А чтобы мы смогли представить наибольшее
количество различных ваз, каждая парта получит
свою тему для росписи, а стиль, в котором ваза
будет расписана ваша группа выберет сама.
Темы: Награда победителю Олимпийских игр
(амфора) - 1 ряд
Ритуальная ваза (лекиф - ритуальный сосуд) – 2
ряд
Подарок сыну знатного аристократа (кратер для
смешивания воды и вина) – 3 ряд
V. Создание и анализ классного музея.
Попробуем обобщить, вспомнить то, что вы узнали
сегодня.
Крупнейшие музеи мира гордятся своими
коллекциями древнегреческих ваз. Им посвящают
целые залы. (1-2 мин, ролик из музея)
Давайте и мы создадим свой зал вазописи. Сейчас
представитель от каждой парты с помощью магнитов
прикрепит ваши вазы на доску и мы вместе
посмотрим, что у нас получилось.
(Ученики крепят рисунки на доску с помощью
магнитов)
Учитель: Мы с вами узнали сегодня много
нового и интересного, соприкоснулись с
прекрасным, и я надеюсь, что вы не остались
равнодушными к теме урока.
Попытайтесь дома создать свой вариант росписи
вазы. Самые лучшие работы мы разместим в школьном
музее.
Оформление доски
Новая информация
Вазопись – это роспись на вазах.
Стили древнегреческой вазописи:
1. Геометрический – 9-8 вв. до н.э.
2. Ковровый - 7 в. до н.э.
3. Чернофигурный – н. 6 в. до н.э.
4. Краснофигурный стиль – около 530 г. до н.э
Экран для
проектора
Классный музей
Рисунки детей, созданные на уроке
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Греческая вазопись | Искусство Древнего мира
Керамическое ремесло возникло в Элладе под влиянием Востока, но на уровне простого ремесла, удовлетворяющего обыденные нужды, оставалось недолго. Несмотря на то, что в Спарте ремесленные занятия, как вредящие свободному развитию тела, были запрещены, в Афинском государстве ремёсла пользовались покровительством законов. Производство керамики было вообще на особом положении, афинские горшечники пользовались покровительством таких богов, как Афина, Гефест и Прометей и поставляли призовые сосуды на праздник Великих Панафиней.
Формы
К первому виду сосудов для жидкостей относились сосуды больших размеров — пидои — бочки для хранения воды с устойчивым основанием и лагионы, яйцевидной формы, использовавшиеся преимущественно для хранения вина. Эти сосуды имели как бы служебное назначение и не украшались, хотя и отличались чистотой форм.
Ко второму виду сосудов, украшенных живописью, относятся:— амфоры, сосуды яйцевидной формы, которые использовались как панафинейские призовые сосуды;
амфора
— кувшины для воды с тремя ручками — гидрии украшались особо, так как в связи с обычаем приносить в них невесте воду для купания, гидрии входили в число свадебных подарков; кроме того, существовал праздник гидрофорий, в праздничном шествии которого женщины участвовали со своими кувшинами;
гидрии
— особым изяществом отличалась столовая посуда: кратеры, в которых подавали вино, смешанное со льдом или водой; сосуды для питья — килики, ритоны, кантарос;
килики
ритоны
— почти все описанные формы повторялись в небольших сосудах для благовонных масел и натираний – лекитрос, алабастрон, оникс.
Декор
Древнейшие сосуды покрывались геометрическим орнаментом, символически изображавшим окружающий мир. К ним относятся дипилонские вазы, которые можно считать первым в греческом искусстве образом вселенной. Впервые в украшении именно этих сосудов был применён модуль, внесший в орнаментальный ряд гармонию и упорядоченность. Однако геометрический орнамент не мог передать всю полноту окружающей жизни и сменился изобразительным.
Сосуды, относящиеся к VII–VI вв. до Р. Х., носят отпечаток ближне- и среднеазиатского мастерства. Подобный стиль росписи был назван ориентализирующим. Украшающий их рисунок напоминает восточные образцы и составлен главным образом из фигур животных — львов, оленей, лебедей, сфинксов, человеческие фигуры редки и схематичны. Рисунок черновато-коричневый располагался фризами по желтоватому фону.
В VI вв. до Р. Х. сосуды приобретают лёгкость и красоту форм, становятся более удобными в употреблении. В оформлении самого сосуда появляется красноватый фон с силуэтными изображениями без углублённого контура чёрным лаком. Такой стиль росписи называется чернофигурная вазопись. Примешиванием к глине пахучих веществ сосудам придавали приятный запах. Кроме того, рисунок расцвечивался в небольших количествах белой и лиловой краской. Человеческие фигуры и фигуры животных решаются декоративно.
чернофигурная вазопись
В V в. до Р. Х. чернофигурный стиль росписи меняется на краснофигурный. Теперь чёрным лаком покрывается сам сосуд, а фигуры остаются цвета глины, что придаёт им цвет загорелого человеческого тела. Рисунок по старинному способу очерчивался по влажной глине жёстким контуром. Условная схематичность фигур заменилась изображениями, приближёнными к натуре.
Многообразные формы сосудов этого периода сочетают изящество с целесообразностью. Рисунок теперь не просто украшает вазу, подчинив свою композицию её очертаниям, изображение сливается с формой в единое целое. В конце IV в. до Рождества Христова греческая керамика приходит в упадок.