Глава I Древнейшие народы и государства на территории нашей страны. Древнейшие народы и
Народы и древнейшие государства на территории России
Греческие колонии поддерживали торговые и культурные связи с жившими в причерноморских и приазовских степях племенами скифов, с кавказскими народами.
На рубеже нашей эры греческие колонии подвергались неоднократным нападениям кочевников, и в III в., когда началось великое переселение народов, все они прекратили своё существование.
Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племёна, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно - общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство.
По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы - пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы - пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом.
Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов.
Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища - войлочная юрта, поставленная на кибитку.
В VI - IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь - царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков - аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим.
К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами - государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э.
Великое переселение народов в III - IV веках. В III-IV в.в.н.э. началось время борьбы сотен варварских племён с соседними государствами. Этот период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоёвывали богатые южные города и оседали на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В тоже время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей.
Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго - запад двигались племена кельтов, германцев, позднее - славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. кочевники - гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы - предки современных осетин - от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Чёрном море, в Италии, северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами.
mirznanii.com
Какие народы из ныне живущих самые древние?
«Удлинять» свою историю было модно во все времена. Поэтому каждый народ стремится Продемонстрировать свою родословную, начав её с древнего мира, а ещё лучше с каменного века. Но есть народы, чья древность не вызывает сомнений.
Журнал: История «Русская Семёрка» №4, апрель 2017 годаРубрика: НародыТекст: Русская Семёрка
Армяне (II тысячелетие до н.э.)
Среди древнейших народов мира армяне, пожалуй, самые молодые. Впрочем, в их этногенезе много белых пятен. Долгое время, вплоть до конца XIX века, канонической версией зарождения армянского народа было их происхождение от легендарного царя Айка, пришедшего из Месопотамии в 2492 году до нашей эры на территорию Вана. Он первым очертил границы нового государства вокруг горы Арарат и стал основоположником армянского царства. Считается, что именно от его имени происходит самоназвание армян «хай».Эта версия была растиражирована раннесредневековым армянским историком Мовсесом Хоренаци. За раннеармянские поселения он принял руины государства Урартру в районе озера Ван. Сегодняшняя официальная версия гласит, что прото-армянские племена — мушки и урумейцы — пришли на эти территории во второй четверти XII в. до н.э., ещё до образования Урартского государства, после разрушения ими Хеттской державы. Здесь они смешались с местными племенами хурритов, урартов и лувийцев. Как полагает историк Борис Пиотровский, зачатки армянской государственности стоит искать в бытность хурритского царства Арме-Шубрия, известного с 1200-х годов до н.э.
Евреи (II тысячелетие до н.э.)
С историей еврейского народа загадок ещё больше, чем с историей Армении. Долгое время считалось, что понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть, что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточённые дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи: народ, социальный слой, религиозную конфессию, если верить главному источнику по древнейшей истории еврейского народа — Ветхому завету, евреи ведут своё происхождения от Авраама (XXI-XX вв. до н.э.), который сам был выходцем из шумерского города Ур в Древней Месопотамии. Вместе с отцом он перебрался в Ханаан, где впоследствии его потомки захватили земли местных народов (по легенде, потомков сына Ноя — Хама) и назвали Ханаан «землёй Израиля». Согласно другой версии, еврейский народ сформировался во время «исхода из египта», если брать лингвистическую версию происхождения евреев, то они выделились из западной семитоязычной группы во II тыс. до н.э. Их ближайшие «братья по языку» — амориты и финикийцы. Недавно появилась и «генетическая версия» происхождения еврейского народа. Согласно ей, три основные группы евреев — ашкенази (Америка и Европа), мизрахим (страны Ближнего Востока и Северной Африки) и сефарды (Пиренейский полуостров) — обладают схожей генетикой, что подтверждает их общие корни. Согласно исследованию Abraham’s Children in the Genome Era, предки всех трёх групп появились в Месопотамии. 2500 лет назад (приблизительно период правления вавилонского царя Навуходоносора) они разделились на две группы, одна из которых отправилась в Европу и Северную Африку, другая обосновалась на Ближнем Востоке.
Эфиопы (III тысячелетие до н.э.)
Эфиопия принадлежит к Восточноафриканскому, древнейшему ареалу зарождения человечества, её мифологическая история начинается с легендарной страны Пунт («Земля богов»), которую древние египтяне считали своей прародиной. Упоминания о ней встречаются в египетских источниках III тысячелетия до, н.э. Впрочем, если месторасположение, как и существование этой легендарной страны — вопрос спорный, то нубийское царство Куш в дельте Нила было вполне реальным соседом Древнего египта, не раз ставившим существование последнего под вопрос. Несмотря на то что расцвет Кушитского царства пришёлся на 300 г. до н.э. — 300 г. Н.э., цивилизация зародилась здесь намного раньше, ещё в 2400-х годах до н.э. Вместе с первым нубийским царством Керма. Какое-то время Эфиопия была колонией древнего Сабейского царства (Шеба), правительницей которого была легендарная царица Савская. Отсюда и легенда о Соломоновской династии, которая утверждает, что эфиопские цари — прямые потомки Соломона и эфиопской Македы (эфиопское название царицы Савской).
Ассирийцы (IV-III тысячелетие до н.э.)
Если евреи происходили из западной группы семитских племён, то ассирийцы относились к северной. К концу III тысячелетия до н.э. они добились преобладания на территории Северной Месопотамии, но, по мнению историка Садаева, их выделение могло произойти и того раньше — в IV тысячелетии до н.э. ассирийская империя, которая существовала с VIII-VI вв. до н.э., считается первой империей в истории человечества. Современные ассирийцы считают себя непосредственными потомками населения Северной Месопотамии, хотя в научной среде это спорный факт. Часть исследователей поддерживает эту точку зрения, часть называет нынешних ассирийцев потомками арамейцев.
Китайцы (4500 — 2500 до н.э.)
Китайский народ, или Хань, составляет сегодня 19% всего населения Земли. Он зародился на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н.э. В среднем течении реки Хуанхэ, в одном из центров мировых цивилизаций. Это подтверждается и археологией, и лингвистикой, последняя выделяет их в сино-тибетскую группу языков, выделившуюся в середине V тысячелетии до н.э. Впоследствии в дальнейшем формировании Хань поучаствовали многочисленные племена монголоидной расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, весьма различных по культуре. История народа Хань тесно связана с историей Китая, и по сей день они составляют основную массу населения страны.
Баски (возможно, XIV-X тысячелетия до н.э.)
Давным-давно, в IV тысячелетии до н.э. началась миграция индоевропейцев, которые заселили большую часть Евразии. Сегодня на языках индоевропейской семьи говорят практически все народы современной Европы. Все, кроме эускади, знакомые нам больше по названию «баски». Их возраст, происхождение и язык — одни из главных загадок современной истории. Кто-то считает, что предки басков были первым населением Европы, кто-то утверждает, что они имели общую родину с кавказскими народами. Но как бы то ни было, басков принято считать одним из древнейших населений Европы.Баскский язык — эускара — считается единственным реликтовым доиндоевопейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то, согласно исследованию, проведённому в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающий их от окружающих народов, по мнению учёных, это говорит в пользу мнения, что протобаски выделились в отдельную культуру 16 тысяч лет назад, во времена палеолита.
Койсанские народы (100 тысяч лет назад)
Недавнее открытие учёных отдало первое место в списке древнейших народов койсанцам, группе народов Южной Африки, говорящих на так называемых щёлкающих языках. К ним относятся в том числе охотники бушмены и скотоводы гогенттоты.Группа генетиков из Швеции установила, что они отделились от общего древа человечества 100 тысяч лет назад, то есть ещё до начала исхода из Африки и расселения людей по миру.Примерно 43 тысячи лет назад койсанцы разделились на южную и северную группу, по словам исследователей, часть популяции койсанцев сохранила свои древние корни, некоторые, как племя «кхве», долго скрещивались с пришлыми народами банту и потеряли свою генетическую идентичность. ДНК койсанцев отличается от генов остальных народов мира. В нём были найдены «реликтовые» гены, отвечающие за повышенную силу и выносливость мускулов, а также за высокую уязвимость к ультрафиолетовому излучению.
< Назад
Вперёд >
bagira.guru
Древние народы и государства на территории современной России. — МегаЛекции
Предмет, функции истории как науки. Основные категории исторической науки.
История – наука, занимающаяся изучением прошлого, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс.
Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени.
Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
– описательная (нарративная) функция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.
Основными категориями истории по праву считаются понятия «историческое время», «историческое пространство» и «исторический факт».
Источники и методы исторического познания. Историческая наука в России: возникновение, этапы развития.
Источники:
"... В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. ..."
Методы:
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются неэмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологическийметод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.
Древние народы и государства на территории современной России.
История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства. О племенах и народах, обитавших на Восточно-Европейской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике (по дошедшим до нас географическим названиям), по сохранившимся письменным источникам.
1. Первые обитатели периода бронзового века – киммерийцы. О них известно из сочинений древнегреческих историков, клинописных текстов Древнего Востока и Библии. По свидетельству Геродота это был сильный союз племен, заселявших степи северного Причерноморья и Крым. Принадлежали, скорее всего, к адыго-абхазской языковой группе.
2. С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья. Древние греки основывали свои города и колонии в устьях рек, на побережье, в бухтах. Греческие города в Крыму – Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагрия – это центры торговли. Около 480 г. до н.э. греческие колонии на Керченском и Таманском полуострове объединяются в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь). Царство стало важнейшим экспортером в Грецию и Малую Азию хлеба, рыбы, скота, рабов. Период расцвета греческих городов приходится на IV – III вв. до н.э. Многочисленные остатки их материальной культуры, сохранились в Эрмитаже.
3. Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам. Они пришли из Азии, расселились на берегах Черного моря, позднее заняли Среднее и Южное Приднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У них было развито скотоводство, земледелие и ремесло. Торговали с греками. От них до нас дошли погребальные памятники – скифские курганы. По антропологическому типу принадлежали не к азиатскому типу (как долго считали), а к европейской группе. А. Блок в поэме «Скифы» ошибочно называл их: «азиаты с раскосыми и жадными очами».
4. К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы – непримиримые соперники скифов. О них известно очень мало, кроме того, что в войне со скифами победили и заняли их земли. По языку принадлежали к иранской группе. Позднее уступили место другим пришлым племенам. Их потомками этнографы считают современных осетин.
5. Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов. В IV в. н.э. вождь готов образовывает первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его состав входили и некоторые народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, венеды (так в начале нашей эры называли славян). Государство просуществовало недолго и пало под ударами гуннов.
6. Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Они кочевали между Волгой и Дунаем. Образовали обширное, но непрочное государство. Наибольшее могущество достигли при Аттиле. Ворвались в Европу. После его смерти из-за междоусобиц и восстаний подчиненных народов государство распалось, а сами гунны были отброшены за Днепр. В памяти европейских народов остались «племенем, превосходящим всякую меру дикости».
7. В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Они заняли южные области восточных славян. Совершали набеги на Византию, на германские племена. В начале Х в. были покорены венграми и исчезли с исторической сцены. По-другому их называли «обры». Русский летописец с удовлетворением записал, что вскоре авары «погибоша вся», а на Руси стали говорить «погибоша яка обре».
8. Хазары. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Только это и знаем о них? Они приходят в VII в. также из Азии. Кочевые племена. Образуют самое крупное государство того времени в Восточной Европе – Хазарский каганат (включавший Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Одна из могущественнейших держав. На несколько столетий – опасный сосед восточных славян. В Х в. каганат разгромлен русской ратью. С его падением движение народов с Востока усиливается. В южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары.
Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства. Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные
megalektsii.ru
Глава I Древнейшие народы и государства на территории нашей страны
I. ХАЛДСКИЕ НАДПИСИ
Приводимые ниже надписи взяты в переводе И. И. Мещанинова. И. И. Мещанинов, Халдоведение, 1927.
НАДПИСЬ ЦАРЯ МЕНУА
Надпись находится у Шамирам-Су близ Ардамеда. Менуа правил от 800 до 778 г. до н. э.
Богу Халду величайшему Менуа, сын Ишпуина, этот канал провел, Менуи каналом назвав. Менуа говорит: тот, кто эту надпись сотрет, кто имя [на ней] сотрет, тот, кто землею здешнею забросает [канал], тот, кто другой себе присвоит [сооружение канала],— я этот канал провел, — да разгневаются [на него] бог Халд, бог Тейшеба, бог Арди[1] [боги] Биайны2, сделав явным имя его, семейство его, город его огню [и] воде предадут.
ХОРХОРСКАЯ НАДПИСЬ ЦАРЯ АРГИШТИ I
Надпись высечена на западной стороне Ванской скалы. Аргишти I правил от 778 до 750 г. до н. э.
Богу Халду, небожителю, Аргишти говорит: с молитвою воззвав к богу Халду владыке, богу Тейшебе, богу Арди, богам стран Биайн, пребывающим в верхнем небе, в верхнем обиталище, о благоволении их, богов, Аргишти, сын Менуи, говорит: бог Халд велик, бог Халд своею милостью велик; во славу бога Халда, направившись в страну Мака3, Я захватил страну Иркиунини4; отделив от Ассирии страну Алга, 64 071 людей частью я смерти предал, частью живыми увел, 286 коней, 2 251 быка, 8 205 овец. Аргишти говорит: бога Халда помощью городские заставы укрепленные в один год я воздвиг. К богу Халду я обратился, великою своею милостью покорил он области Мака страну, покорил он страну Пушту5, поверженные пред Аргиштием, сыном Менуи. Богу Халду, небожителю, Аргишти говорит: воззвав к богу Халду владыке, богу Тейшебе, богу Арди, богам стран Биайн, пребывающим в верхнем небе, в верхнем обиталище, о благоволении их, богов, Аргишти, сын Менуи, говорит: бог Халд велик, бог Халд своею милостью велик, во славу бога Халда, небожителя, направившись в страну Пушту, я захватил страну Ашкайа, захватил страну Шатирарага, [границы] страны Угишти6 я изменил.
НАДПИСЬ ЦАРЯ РУСЫ III
Крепость, о которой говорит надпись, была построена на левом берегу р. Аракса ниже впадения р. Арпачая. Руса III, последний царь Вана, правил от 605 до 585 г. до н. э.
Руса, сын Эримена, этот дом укрепленный соорудил, 1432 камня поставив.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Учебник по Отечественной истории - Тема народы и древнейшие государства на территории россии
Навигация по странице:
Государство Урарту
Народы Средней Азии.
Греческие колонии.
В еликое переселение народов в III - IV веках.
Тема 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
1.1. Языки народов России и сопредельных государств
Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных. Как правило, начало складывания этнических общностей связано с отдалёнными эпохами первобытнообщинного строя, когда ещё не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык. Поэтому современная наука делит все народы, проживающие на Земле, на большие языковые семьи. На территории Российской Федерации и Содружества Независимых Государств проживают народы индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской языковых семей.
Одна из крупнейших - индоевропейская языковая семья. К ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская группы. Учёные полагают, что народы индоевропейской семьи ведут своё начало от одного праотца - арийцев. Арийцы в незапамятные времена жили в Азии, на Иранской возвышенности. С течением времени арийцы двигались на юг, запад. Постепенно они расселились на территории современного Ирана, Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Центральной Азии и Индостанского полуострова. Во II тысячелетии до н.э. они сформировали единую культурную общность, которая соответствовала индоевропейской семье. Впоследствии эта семья распалась на несколько групп: романскую (от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване), германскую (немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы), иранскую (таджики, афганцы), балтийскую (латыши, литовцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы).
Другая большая языковая семья - уральская. Она делится на финно - угорскую и самодийскую группы. Народы финно - угорской группы (финны, эстонцы, карелы, удмурты, марийцы, коми, мордва и др.) издавна занимали территорию северной половины Восточно - Европейской равнины - между Балтийским морем и Уралом, оттуда её племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Народы самодийской группы (ненцы, нганасаны, селькупы) занимают тундровые районы европейской части страны и Западной Сибири, низовья Енисея, юг Таймыра.
В состав алтайской семьи входят тюркская (чуваши, татары, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, узбеки и др.), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо - манчжурская группы (эвенки, эвены и др.). С историей восточных славян тесно связана история тюркских народов. Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В начале железного века они проникают на север, в Сибирь, к Уралу, Среднюю Азию, Кавказ. В эпоху великого переселения народов они начали своё продвижение в Восточную Европу и далее на запад.
В горных ущельях Северного Кавказа со времён бронзового века живут народы кавказской языковой семьи. В её состав входят картвельская (грузины), абхазско - адыгская (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, черкесы, адыгейцы) и нахско - дагестанская (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группы.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
1.2. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов
Человек современного вида (Homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет назад. В то время центральные и северные области европейской части России были покрыты ледником. Первобытные люди занимались охотой, собирательством, рыболовством. По мере потепления климата и таяния ледников первобытные люди стали расселяться из юго - западных и южных областей на север и восток. К Y тысячелетию до н.э. люди проникли до верховьев Волги и на территорию современных Прибалтики и Карелии, а в III - II тысячелетии до н.э. - до Баренцева моря и в Южные области Сибири (до Байкала), после чего стали постепенно продвигаться и к северу азиатской части страны. Южные области, в силу благоприятных природных условий, значительно опережали в своём развитии другие частей европейской и азиатской территории. Развитие материального производства, увеличение населения и рост имущественного неравенства привели к разложению первобытно-общинного строя, который в разных регионах Евразии проходил не одновременно. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. возникли рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Причерноморье. Важно отметить, что все они появились на юге, долгое время развивались независимо друг от друга. Общие события их истории были обусловлены чаще всего вторжением одних и тех же иноземных завоевателей. У этих государств не было контактов западными и центральными областями европейской части России, где тысячелетием позже стали формироваться основы древнерусской государственности. Контактам с этой территорией препятствовали лежавшие на пути горы или полупустыни, а также широкая полоса степей, где кочевали воинственные скотоводческие племена. С первых веков нашей эры степи стали основным путём проникновения из Азии в Европу больших кочевых орд, часто уничтожавших на своём пути всё. Государство Урарту. В IХ в. до н.э. в Закавказье, вокруг озера Ван (теперь в Турции), из нескольких десятков армянских племён сложилось государство Урарту. К середине VII в. государство занимало территорию от озера Севан в Армении до верховьев Тигра и Евфрата и стало одним из значительных государств Древнего Востока. Урарту занимались земледелием, садоводством с применением искусственного орошения. Широко было развито скотоводство. Города Урарту были укреплены стенами и башнями из громадных камней. Искусные ремесленники изготовляли из глины, меди и железа орудия труда, хозяйственную утварь, оружие, дорогие украшения из золота. Государству Урарту приходилось постоянно вести оборонительные войны с соседней Ассирией, стремившейся поработить Урарту. Своего расцвета государство достигло к середине VIII в. до н.э., но в VI в. после нашествия скифов государство погибло. Армянские племена стали основой для сформировавшегося здесь позднее Армянского царства. К западу от него из грузинских и абхазских племён образовалось Колхидское царство, а к северу - грузинское царство Картли (Иберия). Несколько позже - в IV в до н.э. - на территории северного Азербайджана возникло государство Албания. Народы Средней Азии. История народов Средней Азии уходит в глубину веков.
В середине I тысячелетия до н.э. здесь возникло три государства: Согдиана (бассейн Зеравшана), Бактрия (южные части современных Таджикистана и Узбекистана) и Хорезм (в нижнем течении Амударьи).
В V в. до н.э. Закавказье и Средняя Азия ненадолго попали под власть Персидской империи. В IV в. эти области были завоёваны Александром Македонским. Здесь существовали большие и могучие города: Ходжент, Самарканд. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Действовала развитая система орошения.
Существенное влияние на историю Закавказья и особенно Средней Азии оказало арабское завоевание (VII - VIII вв. н.э.), принёсшее с собой ислам. На Кавказе ислам распространился среди предков азербайджанцев и других народов Восточного, а также Северного Кавказа. Армяне и грузины, у которых ещё в первых веках нашей эры установилось христианство, стойко сопротивлялись исламизации, однако некоторые группы грузин (аджарцы, ингилойцы и др.) позже всё же были обращены в ислам. В Средней Азии ислам постепенно стал основной религией всего населения. В социально - экономическом отношении арабское завоевание совпало с возникновением феодальных отношений и отчасти способствовало этому процессу.
После распада в IХ в. Арабского халифата в Закавказье возник ряд феодальных государств. В ХI в. в ходе борьбы с проникшими в Закавказье из Средней Азии турками - сельджуками шло объединение грузинских земель, завершившееся при Давиде Строителе созданием единого грузинского царства со столицей в Тбилиси. Своего социально - экономического и культурного расцвета это царство достигло при царице Тамаре (конец ХII - начало ХIII в.). В границы Грузии в это время на правах вассального государства входила большая часть Армении (со столицей Ани). К северу от него располагалось Абхазское царство и независимая Кахетия, к востоку (на территории Азербайджана) - Албанское царство и ряд других феодальных государств, крупнейшим среди которых был Ширван (со столицей в Шемахе).
В Средней Азии после распада Арабского халифата возникло несколько государств (Саманидов, Караханидов и др.), крупнейшим среди которых стал Хорезм. Шахам Хорезма удалось отразить нашествие турок - сельджуков и распространить свою власть к ХIII в почти на территорию всей Средней Азии, а также на южные прикаспийские области, включая часть Азербайджана.
Греческие колонии. В I тысячелетии до н.э. берега Чёрного моря стали осваивать древние греки. Наибольший размах греческая колонизация достигла VI - V вв. до н.э. В это время в Северном и Восточном Причерноморье и Приазовье греки создают такие крупные города - колонии, как Тирас (устье Днестра), Ольвия (район Очакова), Херсонес (район Севастополя), Феодосия, Пантикапей (район Керчи), Танаис (устье Дона), Фанагория (Таманский полуостров), Диоскурия (район Сухуми), Фасис (устье Риона). В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы - Боспорского царства (V в. до н.э. - IV в. н.э.), охватившего значительную часть Приазовья. Здесь активно развивались торговля, земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленное производство. Греческие города - государства копировали устройство и образ жизни греческого мира. Почти все они были рабовладельческими республиками. Рабы приобретались в результате войн, и владеть ими могли все свободные граждане. Здесь сложились крупные земельные владения, в которых производилось зерно, вино, масло. На высоком уровне находилось ремесло, чему в немалой степени способствовала широкая торговля. Греческие колонии поддерживали торговые и культурные связи с жившими в причерноморских и приазовских степях племенами скифов, с кавказскими народами. На рубеже нашей эры греческие колонии подвергались неоднократным нападениям кочевников, и в III в., когда началось великое переселение народов, все они прекратили своё существование. Скифы. К северу от греческих крымских поселений жили многочисленные кочевые племена скифов. Они создали яркую и своеобразную культуру, которая оставила глубокий след в истории народов южной части Восточной Европы и районов Передней и Средней Азии. Наиболее ранние упоминания о скифах содержатся в письменных источниках. "Отец истории" греческий историк Геродот (V в.) посвятил им IV книгу свой истории. Скифами он называл ираноязычные племёна, занимавшие пространство от устья Дуная, Нижнего Буга, Днепра до Азовского моря и Дона. В этот период у скифов шёл процесс разложения первобытно - общинного строя, и складывалось классовое общество. На территории бывшего СССР скифы одними из первых создали своё государство. По примеру Геродота по способу ведения хозяйства скифов принято разделять на скифов-кочевников и скифов-пахарей. Скифы-кочевники кочевали в Нижнем Приднепровье, Крыму, Приазовье. На правобережье Нижнего Днепра жили скифы - пахари. Они жили в полуземлянках, глубина которых не превышала 1 м. Скифы - пахари возделывали пшеницу, лён, коноплю, разводили коров, овец, коз, свиней. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. Занимались различными ремёслами, важнейшим из которых была металлургия. Скифы-пахари занимались также резьбой по кости, ткачеством, гончарным делом. Скифы-кочевники были скотоводами. Они оставили наиболее знаменитые клады и захоронения, которые позволяют судить об уровне их развития. Коневодство у скифов играло главную роль. Лошадь была любимым и главным животным, и её изображение было излюбленным и неотъемлемым украшением многих изделий скифов. Так как скифы постоянно меняли стойбища, то у них выработался особый тип жилища - войлочная юрта, поставленная на кибитку. В VI - IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). С точки зрения политического устройства скифы представляли военную демократию. Власть принадлежала военному собранию. Во главе племени стоял вождь - царь, он считался верховным военачальником. Племенная знать скифов была баснословно богата, владела огромным количеством рабов и обладала сильной властью. Рабовладение у скифов достигло значительных размеров. Рабами становились не только военнопленные, но и свободные люди из подчинённых племён. В случае смерти царя умерщвлялся и царский конвой, чтобы служить господину и в потустороннем мире. Скифы переняли у греков - аристократов страсть к накоплению золота и обязательному его помещению с умершим. К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами - государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э. Великое переселение народов в III - IV веках. В III-IV в.в.н.э. началось время борьбы сотен варварских племён с соседними государствами. Этот период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоёвывали богатые южные города и оседали на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В тоже время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей. Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго - запад двигались племена кельтов, германцев, позднее - славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. кочевники - гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы - предки современных осетин - от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Чёрном море, в Италии, северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Контрольные вопросы
Укажите, что является главным, коренным отличием одного человека от другого.
Укажите, народы каких языковых семей проживают на территории России и стран СНГ.
Какие государства существовали в древности на территории Закавказья?
Когда ислам стал распространяться на территории Кавказа и Средней Азии?
Когда греки стали осваивать берега Чёрного моря?
Почему греческие города - колонии прекратили своё существование в Северном и Восточном Причерноморье?
Какие народы в древности "отец всемирной истории" Геродот называл "скифами"?
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
historich.ru
Кириллица | Древнейшие народы России
На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.
Славяне
Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.
Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».
С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.
Башкиры
Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».
На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.
Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.
По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.
На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».
Марийцы или Черемисы
История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).
Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги меду устьями Суры и Цивиля.
Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.
Саамы
Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.
По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари - в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.
Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.
Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» ( finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.
Народы Дагестана
На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.
Вайнахи
Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.
Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.
В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.
Юкагиры
Малочисленный сибирский народ Юкагиры ("люди мезлоты" или "дальние люди") можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.
Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.
Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.