Восточные узоры - декоративный элемент и сакральный символ. Узоры древнего востока
Восточные узоры - декоративный элемент и сакральный символ :: SYL.ru
Восточные орнаменты и узоры сегодня достаточно популярны. Их используют для украшения интерьера, причем необязательно при создании стилизованного убранства. Восточные узоры — частые гости на декоративных тканях, а также на шелках и хлопковых полотнах, из которых создают самые модные наряды. Обращение к орнаментам — результат большого интереса к национальной культуре разных стран и народов. Не меньше чем красота в таком декоре привлекает его история и символизм.
Орнамент — предельное упрощение
В основе любого орнамента лежит ритмичность и повторяемость элементов. Этими свойствами он выделяется среди других узоров. Благодаря упорядоченности и ритмичности, орнамент способен организовывать поверхность, на которую нанесен. Отдельные элементы такого узора — это либо абстрактные формы, либо стилизованные реально существующие объекты.
Вопрос о происхождении орнаментов остается открытым. Среди историков искусства можно встретить приверженцев двух концепций. Согласно первой, древние люди изначально использовали геометрические символы, и постепенно преобразуя их, дошли до конкретных изображений. Вторая версия гласит, что, наоборот, запечатление предметов и объектов окружающего мира со временем развилось во все более абстрактное представление действительности. Какая гипотеза наиболее правдоподобна, пока остается непонятным.
Узор в восточном стиле
Искусство Древнего Востока уходит своими корнями в культуру Месопотамии и Персии. Первоначально, как и в других частях света, орнамент имел сакральное значение. Символы наносились на бытовые предметы не для украшения, а в качестве оберегов и предостережений. Нередко восточные узоры на посуде того времени можно найти в обычно недоступных для глаза местах, например на дне.
Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Она представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей. Часто в восточном орнаменте встречаются растительные мотивы, изображения птиц и Мирового древа. Узор соединял в себе условные элементы-символы и натуралистичные детали.
Характерная особенность восточного узора — ковровое заполнение поверхности. Среди плавных линий, листочков, розеток, шишек и колосьев невозможно найти пустое место. Такой прием используется и в архитектуре, и при декорировании посуды или текстиля.
Калейдоскоп
Если в разговоре упоминаются восточные узоры, не специализирующийся на искусстве человек в первую очередь представляет себе «турецкий огурец», или пейсли. Однако каждая страна и национальность привнесла свои элементы. Варианты восточных орнаментов бесчисленны. Они претерпевали изменения во времени и при преодолении границ отдельных государств.
Особенности
Индийскому орнаменту в меньшей степени свойственны геометрические мотивы. Здесь можно встретить и тот самый «огурец», и цветочные гирлянды, и разнообразных птиц и животных. Схема восточных узоров из Индии также напоминает сплошной ковер из повторяющихся красочных элементов.
Древний и средневековый Китай — родина большого числа популярных сегодня орнаментов. В декоре Поднебесной часто встречаются изображения персиков, цикад, пиона, дракона, бабочки. Каждый символ несет сакральный смысл, которому сегодня мало придают значения, но он имел огромную важность в ушедшие эпохи.
Японские орнаменты, как и вся культура Страны восходящего солнца, пронизаны любовью к природе. Часто изображаются насекомые, цветы, фантастические и реальные птицы. Цветок с шестнадцатью лепестками, вписанный в круг, — хорошо узнаваемый многими узор, обозначающий солнце. Он является символом императорской власти в Японии.
Арабский восток подарил миру арабеску и мореску. Эти орнаменты всегда строятся на основе математических расчетов. Арабеска представляет собой растительный узор, мореска же состоит из геометрических элементов. Оба орнамента имеют большое число вариантов.
Вдохновение
Сегодня восточные узоры применяются для самых разных целей. Они используются в дизайне интерьера, при разработке тканей с принтами в этническом или эклектичном стиле. И, как это часто бывает в искусстве, вдохновение для своей работы мастера часто ищут в творениях древних. Изгибы линий, выверенный ритм, безупречное или неожиданное сочетание красок рождаются после изучения старинных барельефов, мозаик, фотографий или копий украшений и оружия.
Появление древних восточных орнаментов на повседневной одежде или в интерьере различных заведений напоминает: мы живем в эпоху, когда у каждого есть возможность прикоснуться к наследию не только собственной страны, но всего мира. И это хорошо. Плохо то, что часто знакомство остается лишь поверхностным и формальным, а глубокий смысл, скрывающийся за привлекательной для глаза вязью линий, остается тайной.
www.syl.ru
Загадочные узоры Востока: идентификация древнего «бренда» — вне времени, но в моде
Леонид КИЯШКО, журналист. Иваново, Российская Федерация.
В Иванове, текстильной столице России, набирает популярность балконное огородничество, которое очень актуально в условиях этого отнюдь неласкового в средней полосе лета. И выращивают овощи не только привычные, но и крайне необычные. «Восточные огурцы», например.
Я уже видел их как-то у коллег в Туркменистане, которым плоды привозили из путешествий. Но о том, что они имеют такую древнюю историю ни я, ни они не представляли. Подробности я узнал, оказавшись в единственном в мире Музее ситца в Иванове.
Здесь многое знают об одном из самых почитаемых на Востоке узоров. Вдохновили художников на их создание плоды растения, известного как момордика. И тут следует отметить, что орнаменты эти красуются не только на известных на весь мир ивановских ситцах, но и шалях, которыми так гордятся туркменки.
«Ситцевые огурцы», как их именуют в Иванове, родом из теплых краев. Их называют индийскими, а также турецкими, учитывая изменение географии распространения тканевых узоров. В Россию, кстати, «ситцевые огурцы» пришли из Османской империи, основателем которой был Осман I – сын туркменского хана Эртогрула.
Ивановские фабриканты активно торговали с Востоком, откуда в лесной русский край и пришел традиционный для Азии орнамент. Чаще всего родиной рисунка, который можно считать одним из самых древних и при этом совершенно не подвластным времени, называют Иран и Переднюю Азию. Случилось это, скорей всего, во времена государства Сасанидов, в состав которого входил южный Туркменистан в III-VII веках.
По другой версии, узор родился еще во времена зороастризма, зародившегося на территории нынешнего Туркменистана в государстве Маргуш, о чем свидетельствуют исследования выдающегося археолога В.И.Сарианиди. Уже гораздо позднее каплеообразный узор стал называться «слеза Аллаха», сохранив отголосок культового значения.
Само слово «бута» в переводе с санскрита означает «огонь». Возможно, что во время обрядов огнепоклонников именно это растение возжигали в храмах почитателей богини Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
Мотив Бута распространен у многих народов Востока. Особое место он занимает в национальной орнаментике азербайджанского народа, как символизирующий языки пламени. Данный мотив встречается у азербайджанцев повсюду — в текстиле, рисунках ковров, произведениях декоративно-прикладного искусства, архитектурном декоре. В Баку есть концертный зал «Бута Палас», на фасаде которого изображен каплевидный узор.
Упоминает «восточный огурец» русский землепроходец Афанасий Никитин в книге «Хождение за три моря» (одно из которых было Каспийским), описывая этот плод, как «диковинный, вельми длинен и вкуса изрядно доброго».
Около трех веков назад в Европе появились привезенные с Востока изысканные кашемировые шали и шелковые ткани с «огуречным» узором. Такие изделия считались предметом роскоши, и мануфактурщики принялись тиражировать модный орнамент. Ведущее производство тканей с таким узором находилось в шотландском городе Пейсли, откуда пошло европейское название рисунка. Принт «пейсли» и сегодня можно увидеть на показах «восточных» коллекций всемирно известных дизайнеров. Он отлично смотрится и на брендовых галстуках и на байкерских банданах.
А вот что пишут краеведы о самом растении, породившем столько узорных вариаций: «В чем же его привлекательная особенность? Прежде всего в неприхотливости. …Посаженный под яблоней, он поднимается до самой ее верхушки. А у забора, оплетает его роскошной зеленью и очаровывает крупными, бледно-кремовыми цветками, прекрасными, как улыбка. Обычно цветы распускаются к вечеру и поникают к утру. Помещенный в комнате, он за короткий срок поднимается до верха окна и прикрывает его полупрозрачной изумрудной занавесью».
Сегодня садоводы-любители с удовольствием культивируют декоративные сорта индийского огурца на подоконниках, балконах и в теплицах.
orient.tm
Восточные узоры в интерьере
Многие знают, что восточные узоры и орнаменты являются наиболее интересным стилевым направлением, поскольку в нем собрано все многообразие арабской, индийской и азиатской культуры. Однако каждая составляющая имеет определенные стилевые особенности, характерные черты и, конечно, отличия.
Восточные узоры арабского стиля представляет собой все специфическое многообразие Юго-Западной Азии. Сюда входит весь Аравийский полуостров и Северная часть Африканского континента. Кроме того, в данный перечень можно добавить Турцию.
Индийское направление стилистики практически полностью подчинено культуре Южной Азии, в частности Индии. Тем не менее здесь можно обнаружить некоторые элементы, заимствованные из Персии и Греции.
Азиатское направление включает в себя элементы с характерными особенностями стран Юго-Восточной Азии. Япония, Китай, Индонезия, Таиланд, Вьетнам - вот далеко не весь перечень стран, откуда пришли данные восточные узоры.
Вектор (он же векторный элемент) - функциональная часть какого-либо рисунка. Из составных частей подобного рода и создавались знаменитые на весь мир персидские ковры, тонкая расписная резьба по дереву, многоцветные мозаики и красочные цветные платья – гандура.
В интерьере восточные узоры стали появляться примерно в 18 в. Это явление стало неизбежным результатом того, что Европа стремилась взять под контроль страны Ближнего Востока, Азии и Африки. Кроме того, «нотки Востока» стали проникать не только в дома европейцев, но и в религию, искусство, философию. Особенно широко восточные узоры стали использоваться для украшения одежды и элементов декора: мебели, фарфора, ширм, тканей, вееров. Особую популярность притягательный и загадочный восточный стиль приобрел в середине 19 века.
Олицетворением душевного покоя, спокойствия и гармонии, красоты и богатства стали именно восточные узоры. Универсальность этого стиля также поражает обывателя. Здесь присутствует и дух минимализма, которым так славятся японские мотивы, и шик и роскошь дворцов со множеством подушек и аксессуаров. Оба примера описывают абсолютно разные черты данного стилевого оформления, однако во всех восточных мотивах присутствуют схожие моменты, такие как:
Насыщенные цвета. Однако это может быть спокойная гамма, включающая яркие и сочные восточные узоры.
Обилие природных натуральных материалов, которые используются в отделке.
Наличие резьбы и инкрустаций.
Приземистая и достаточно низкая мебель.
Плавные формы.
Восточные узоры, орнаменты и роспись.
Наличие мозаики и плитки.
Арабский стиль характеризуется красотой, роскошью и множеством традиционных аксессуаров. В цветовой гамме преобладают теплые карамельные тона, а также всевозможные оттенки красного. Возможен синий и золотой цвета.
Марокканский стиль – пышность и лаконичность форм. Характерная черта – многообразие цветов и сочетаний.
Японский стиль – строгость и простота. Возможно даже некоторое проявление аскетизма. Китайский стиль, наоборот, допускает обилие мебели и насыщенную цветовую гамму.