Жилище древних хакасов. Зал «Юрта» | Автономное учреждение культуры Ширинский районный краеведческий музей имени Д.С. Лалетина
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ширинский районный краеведческий музей имени Д. С. Лалетина. Жилище древних хакасов


Экспозиция хакасской срубной юрты - ЭТНОМИР

Добро пожаловать в хакасскую срубную юрту!

Традиционным жилищем хакасов-скотоводов была круглая юрта, крытая летом берестой, а зимой - войлоком. Начиная с середины XIX в., с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, в Хакасии распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей - агас иб. Именно такая построена в Парке народов Сибири и Дальнего Востока ЭТНОМИРа.

Хакасская срубная юрта в ЭТНОМИРе

Деревянные юрты (зимники) строились в Хакасии еще 3000 лет назад - это доказали раскопки могильников скифского времени, где сохранились срубы юрт, наскальные рисунки и писаницы, изображающие древние поселения. Стены деревянной юрты, «хана» или «тала», складывались из отесанных лиственничных бревен в 8-10 венцов. Высота обычной юрты доходила до 3,5 м при диаметре 6-8 м. Крыша «хыр» была двух типов. 

Первый тип напоминал каркас купола войлочной юрты. Второй представлял решетку из балок «хыйынды», сложенных в виде пирамиды - именно такой «потолок» сделан в хакасских юртах гостиницы «Сибирия», и вы можете пожить в уникальном жилище хакасов и попробовать понять, почему даже в XIX веке хакасская деревянная юрта пользуется популярностью.

Юрта более практична, чем изба: собирается быстро, всего за одну неделю; зимой нагреть пространство без углов можно в считанные минуты. Но самое главное, что, находясь в ней, человек невольно ощущает себя в центре мироздания, поскольку сама юрта - это вселенная в миниатюре. Хакасы верили, что нужно жить в гармонии с миром, найдя свое место в окружающей действительности. И юрта повторяла этот мир вокруг, а каждый человек в ней знал свое место. Можно сказать, что юрта - это микрокосм в хакасском мировоззрении. У юрты есть небо - купол, выход в космос - тунюк (круглое отверстие в куполе), гора - южная, мужская половина юрты (здесь устанавливалась мебель и мужские орудия труда) и низина (или река) - женская, северная половина (на женской половине располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда - прялки, ступы, одежда). Дверь юрты, как и у других тюркских народов, была ориентирована на восток , что связано с почитанием солнца. Юрта даже позволяла определять время. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то первый луч освещал внутренний круг дымохода. Затем солнце, поднявшись на «высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что летом соответствовало 8-9 часам утра. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку и к обеду достигал второй. К четырем часам вечера луч падал на кадку с айраном. Наконец, солнце освещало кадку с бардой, которая стояла у двери, скользило по верхней части дымохода и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня», и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров.

Говоря о хакасской юрте, можно утверждать, что, как жилище, она была точно продумана с учетом потребностей быта кочевников.

Можно перечислить еще несколько типов жилищ, получивших распространение у хакасского населения:

  • Чарча - стационарная цилиндрическая юрта, покрытая берестой или лиственничной корой.
  • Атиб - летний стационарный корьевой балаган.
  • Алачых - конический шалаш наподобие чума.
  • Соол иб - зимнее жилище бедной части хакасов, представлявшее собой однокамерный прямоугольный сруб с плоской крышей с пластами дерна.

В первой половине 20 в. в результате перехода хакасов к оседлой жизни изменяется строительный материал традиционных жилищ, распространяются стационарные дома русского типа.

ethnomir.ru

Как жили древние хакасы? — Ворон и Ёж

Что может лучше рассказать о народе, чем его жилище? У русских – это изба, у украинцев – хата, а у хакасов – юрта. Побывать в избе мы, жители Центральной России, еще можем, а  вот юрты для нас – редкое явление. Тем не менее, в деревне Казановка в Хакасии есть туристический лагерь, который целиком состоит из юрт. Одна из них служит музеем. Экскурсовод Елена Кыржинакова рассказала о быте древних хакасов,  их традициях обычаях и предметах обихода.

_e379U2hV44

Как строилась юрта?

Древние хакасы вели полукочевой образ жизни. За лето земля нагревалась, на ней ставили юрту и поддерживали тепло с помощью очага до самой весны. После того, как хакасы начали вести оседлый образ жизни, понадобилась другая система отопления. В юртах были установлены небольшие печки. Точно такие же есть сейчас в деревне Казановка. Служили они не только для обогрева, но и для приготовления пищи. Например, в печах варили суп из баранины с зеленью.

В древние времена  ал (поселение) представляло собой несколько юрт, в каждой из которых жила семья. Один ал населяли только представители одного рода, соответственно все его жители были родственниками. Юрты в те времена строились без фундамента: просто снимался верхний пласт земли, и стелилась береста. Стены юрты были из лиственницы, а впоследствии из сосны. При их строительстве люди не использовали ни одного гвоздя. Крышу покрывали берестой, которую предварительно очень долго варили под закрытыми крышками в казанах. Такая технология не позволяла влаге попадать внутрь. Укрепляли крышу с помощью длинных жердей и привязывали веревками, в ее центре оставлялось большое отверстие служившее окном и дымоходом. За счет низких дверей и куполообразной крыши юрта очень быстро обогревалась.

Двери  устанавливались строго с восточной стороны. Во-первых, в целях практичности, так как в этих местах преобладают западные ветра. Во- вторых, предки хакасов почитали культ солнца, вставали по нему и, выходя утром из юрты, кланялись и обращались со своими просьбами.

В юрте могло быть от шести до четырнадцати углов, чем их было больше – тем богаче считалась семья. В шестиугловых юртах жили самые бедные, в самых распространенных восьмиугловых – люди среднего достатка, а в десяти-, двенадцати- и четырнадцатиугловых юртах жили самые богатые хакасы – баи. Богатство семьи зависело в первую очередь от того, сколько скота она имела.

Существовала интересная традиция: если в ал приезжал на долгое время какой-нибудь почетный гость, то для него строили отдельную юрту. Когда гость покидал поселение, его жилище разбирали.

jWDVu__ZHYQ

Внутри хакасского жилища

Юрта была строго разделена на две половины: женскую и мужскую. На женской половине находились полки с посудой и разная домашняя утварь. В бедных семьях на полках стояла обычная деревянная посуда, а в богатых – только фарфоровая, которая служила большею частью для украшения. Остальная посуда хранилась в сундуках. На мужской половине находились рабочие инструменты и охотничье снаряжение.

За полом в юрте также нужно было ухаживать особым образом. Хакасы делали веники, брали ведро воды и опрыскивали пол. Со временем, после ежедневного ухода, образовывался очень плотный пласт земли, похожий на цемент. Поэтому никакой пыли в юртах не было.

В центре юрты всегда стоял очаг, в котором «жила» богиня огня. После того, как гость входил в юрту, он в первую очередь кланялся ей, а после хозяевам.

В юрте была только одна богато украшенная вышивкой кровать с войлочным матрасом. Ее семья обычно покупала. Подушки изготавливались из выделанной овечьей шкуры, которую с двух сторон обрабатывали, а затем сшивали в форме валика. На кровати спали хозяева юрты, причем детям запрещалось даже садиться на нее. Сами дети спали на полу вокруг очага.

Когда в семье рождался ребенок, для него изготавливали люльку. В среднем в семье было от шести до восьми детей. Игрушки для них изготавливали из костей животных, которые обматывали тканью. Таким образом получались куклы. Кроме того, дети играли в лошадок, сделанных из коры. Со временем появлялись  и деревянные игрушки. Мальчики играли в луки со стрелами, учась таким образом охотиться.

С малых лет девочек обучали вести хозяйство, а мальчиков – различным ремеслам и охоте. Кроме того, мальчик 12-13 лет самостоятельно мог заколоть барашка. К четырнадцатилетнему возрасту дети умели делать все, что нужно по хозяйству, и вполне могли прожить самостоятельно.

Традиции хакасов

Много интересных традиций у хакасов связано со свадьбой. Перед тем как посватать невесту, семья жениха обычно приглашала сваху. Эта женщина обязана была знать родословную девушки до четвертого колена. Если обнаруживалось, что жених и невеста не родственники, то можно было жениться. Однако родители невесты могли запросить калым за новую кровь.

Нередко молодых невест похищали из их алов женихи. До замужества у девушки на голове было заплетено множество косичек. Когда невеста приезжала в дом к жениху, его родственницы принимались всячески его нахваливать, чтобы она согласилась выйти замуж. Когда жених получал согласие, жены его старших братьев проводили обряд состой, расплетали девушке все косы и заплетали две. Концы кос перевязывали белыми лентами. Чем туже заплетена коса, тем крепче будет семья. Обряд, конечно, сопровождался песнопениями. Отец невесты отправлялся в погоню, и чем больше с ним ехало всадников, тем больше должен заплатить жених за свою избранницу. В новую семью девушка шла обязательно со своим приданым. Оно могло умещаться в один сундук, а могло исчисляться отарами овец, табунами коней и стадами коров.

Первый день свадьбы проходил в але невесты, где она прощалась со своим родом, а второй – в але жениха. После чего для молодых ставили новую юрту. Четыре человека могли построить ее за неделю.

Хакасы с уважением относились к окружающей природе, так как считали себя лишь гостями на этой земле. Они верили в перерождение души, поэтому, когда человек умирал, его одевали в лучшую одежду, клали ему в гроб деньги и продукты питания. Считалось, что умерший в течение сорока дней находится в доме, поэтому для него ставился отдельный стол, на котором была чаша. Каждый человек в роду, который уважал умершего и его семью, приходил и клал в эту чашу продукты. Причем продукты крошились на мелкие кусочки. Хакасы верят, что мир духов — это виртуальное отображение нашего мира: то, что у нас поломано, то у них – целое, то, что у нас маленькое, то у них – большое. После истечения сорока дней все, что лежало в чаше сжигалось на костре.

Путеводитель, оберег и средство от всех болезней

Юрта была разделена на сферы влияния того или иного теся (от хакасского – «корень, сущность, первооснова»). Они служили, в первую очередь, для защиты определенного пространства от злых духов, а людей от болезней. Семья обращалась к шаману, который проводил обряд «оживления теса», после которого в нем появлялась душа. На сегодняшний день известно около 150 видов тесьев, однако в одной юрте их должно быть около пяти.

Над входом вешался «Медвежий тесь» в форме лапы этого животного. Иногда в качестве теса использовали настоящую лапу, а иногда – макет. Если плохой человек заходил в юрту, то тесь, как считалось, обязательно падал.

«Красный тесь» являлся главным помощником мужчины. Если нужно было принять какое-то сложное решение, то глава семьи всегда обращался за советом к этому тесю. Например, если мужчина собирался на охоту, он спрашивал у теся, в какую сторону ему нужно идти. После этого он выходил на улицу. В этот момент прямо из-под его ног вылетала птица и летела, например, в направлении севера. Теперь охотник точно знал, в какую сторону ему нужно держать путь. Нужно было только научиться правильно толковать посланные богами знаки. Тесь мужчина брал с собой, чтобы советоваться с ним и во время охоты.

Теси могли быть изображениями на ткани, нарисованными охрой. Например, на полотне рисовали человека в окружении деревьев и гор. Такой тесь помогал в лечении различных заболеваний.

Когда женщина ждала ребенка, для нее проводили обряд оживления «Умай-теси», названного в честь богини Умай – покровительницы материнства. Если рождался мальчик, к этому тесю подвешивали лук и стрелы или нож, а если рождалась девочка, подвешивали веретено или ножницы. После этого тесь становился оберегом ребенка до трехлетнего возраста. По истечения этого времени тесь закапывали под родовым деревом.

Побывав в Казановке, погрузившись в атмосферу хакасской деревни, можно с уверенностью сказать, что народ этот – неповторим. Многие древние традиции продолжают соблюдаться до сих пор, а те, что канули в прошлое, активно изучаются историками и краеведами. И конечно, знакомиться с ними лучше всего в уютной юрте возле растопленной печки.

Анастасия Картавцева, журфак ВГУ, фото автора

ve36.ru

Обучение детей дошкольного возраста хакасскому языку: Юрта

ЮРТА – ЖИЛИЩЕ  ХАКАСОВ   Жилища хакасов были разнотипными. Местные климатические условия, характер образа жизни оказывали существенное влияние на жилищные условия постройки хакасов.   Юрты (кирткен иб - агас иб)  были шести-, восьми-, десяти-, двенадцатиугольные.  Пол был земляной, земля священна, его не покрывали. Отличительная особенность  хакасского дома: окнами всегда ориентирован на юг, дверь - с северной стороны.   Юрта делилась на две половины. Правая от входа считалась женской, на этой стороне находились предметы домашней кухни. Здесь было рабочее место хозяйки. Левая сторона была мужской. Здесь сосредотачивались предметы хозяйского значения, которыми пользовались мужчины.   Вокруг стен поставлены в  два ряда сундуки, обтянутые сафьяном разных цветов, окованные в решетку белым железом. Здесь ставился стол, около него стояли стулья. Около этого стола для принятия пищи членами семьи ставился небольшой столик на низких ножках (чир стол), который помещался на женской половине юрты.   На стенах в мужской части висели ножи, кинжалы, лук. В стеллажах хранились наконечники, стрелы, древние писаницы с рисунками.   Ближе к дивану  стояли на полках фарфоровые чашки, чайники, медная чистая посуда,  самовары. В стеллажах хранились   глиняные горшки. Горшки были с острым плоским дном. В глиняных горшках наши предки хранили продукты, пищу. Горшком с острым дном пользовались охотники, рыболовы. Такой сосуд легко устанавливался в неглубокой ямке, вокруг него разводился костер.   Использовалась деревянная, берестяная посуда.   Посреди юрты, на площадке, сложенной из дикого камня, находится очаг и железный, круглый, о четырех ножках таган, а дым от очага выходит через отверстие в центре юрты. Дымоход – выход к богу, космосу. Все пространство между костром и сундуками покрыто кошмами, коврами и сафьяновыми подушками.   Хакасская юрта в социальном отношении делилась на почетную и непочетную части. Пространство от входной двери до очага – низ огня считалось непочетным местом. Противоположная сторона  за очагом, от пазы – глава огня, являлась почетной. В переднем углу устанавливался столик, за которым обычно сидел хозяин юрты и уважаемые гости.   Хакасы никогда не здоровались через порог, а входя в дом, снимали головной убор и никогда не подавали руки для приветствия. Нельзя наступать на порог. Будешь стоять в дверном проеме, то порог проклянет, а беда коснется твоей семьи. Ребенок, сидящий на пороге, не растет, а у взрослого болит поясница.   Юрта и вся мебель приобретались на средства мужа, его родни. Все внутреннее убранство, утварь – из приданого жены. Она привозила  5, 7, 9 сундуков добра и ковры.   Веник нельзя передавать в руки другого хозяина, иначе они станут врагами. Верхнюю часть веника   нельзя отрубать, иначе невозможно бороться против нечистых сил и болезней. При переезде в новую юрту старый веник  забирали с собой. Перед юртой устанавливалась коновязь высотой 1,5–2 метра. Ее нельзя срубать или сжигать, иначе потеряешь счастье.  Коновязь сгнила – клали на крышу юрты, чтобы люди не наступали на нее ногами. 1. Султреков С. Н. Родная Хакасия. -  Абакан, 1995. 2. Кызласов Л. Р.  Древняя и  средневековая история Южной Сибири. - Абакан, 1991.

nvtopoeva.blogspot.com

Жилище хакасов. Виды и устройства хакасских юрт

ТЕМА: Жилище хакасов. Виды и устройства хакасских юртЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с жилищем хакасов конца ХVIII и начала ХIХ вв. ЗАДАЧИ: - рассмотреть особенности переносных и непереносных юрт; - развивать и углублять знания по культуре и быту хакасов; - воспитывать подрастающее поколение на народных традициях и прививать любовь к народному творчеству. ТИП ЗАНЯТИЯ: сообщение новых знаний и закрепление.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: встреча с интересными людьми, мини-выставка.НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации, фотографии из экспедиции С.Д. Майнагашева, макет стационарной деревянной юрты,магнитола, записи хакасской национальной музыки. МАТЕРИАЛЫ: альбомный лист бумаги, цветные карандаши.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент – 2 минуты. 2. Повторение пройденного материала - 18 минут.3. Изложение нового материала – 20 минут. - рассказ о поселениях и жилищах хакасов; - демонстрация иллюстраций и фотографий С.Д. Майнагашева, сделанных в 1914 и 1916 году; - демонстрация макета стационарной деревянной юрты. 4. Практическая работа учащихся – 40 минут. 5. Подведение итога занятия – 10 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ:2. Повторение пройденного материалаВыставка рисунков, выполненных дома, после посещения музея. Выставка сопровождается краткой презентацией рисунков.

3. Сообщение нового материалаСегодня к нам в гости пришла знаток хакасской истории и этнографии Мария Алексеевна Майногашева. Она приготовила для нас интересный рассказ о прошлом хакасского народа, принесла старинные фотографии и иллюстрации.Давайте послушаем о том, как жили наши предки в старину.Рассказ М.А. Майногашевой:Я начну свой рассказ с того, в каких домах жили наши далекие прародители. Их жилища были совсем не похожи на те дома, в которых мы сейчас живем.Жилище хакасов по архитектурной форме и по конструкции были различными. Местные климатические условия, географическая среда и характер образа жизни оказывали существенное влияние на развитие и усовершенствование жилых построек. Хакасам были известны переносные решетчатые и непереносные со столбами юрты, конической усеченной пирамидообразной формы жилища, четырёхугольные и многоугольные бревенчатые срубы, землянки и избушки, пятистенные и крестовые дома. Наиболее распространённым типом жилища хакасов в степной части в ХVIII и в первой половине ХIХ вв. была переносная юрта (иб). Переносная юрта по конструкциям и материалам, из которых она сделана, в этнографической литературе имеет три наименования: решётчатая (тирме), войлочная (киис), и берестяная (тос). У хакасов три названия: киис иб (войлочная юрта), тос иб (берестяная юрта) тимерлиг иб (решетчатая юрта) хараачалыг иб (название верхнего обруча юрты). Конструкция хакасской переносной юрты имела близкое сходство с переносными юртами бурят, тувинцев и алтайцев, но и

schoolfiles.net

Быт и верования хакасов

Хакасы –  один из древнейших народов России. Первые поселения предков хакасов в долинах рек Енисей и Абакан появились еще до нашей эры. И уже тогда цивилизационный уровень жителей этих мест был довольно высок: в раскопках древних курганов найдены предметы из золота и бронзы, многие из которых можно назвать настоящими памятниками древнего искусства.

Сибирские кентавры

хакасыХакасы – тюркоязычный народ. Этнографы выделяют четыре его субъэтнические группы: качинцы (хааш, хаас), койбалы (хойбал), сагайцы (сагай) и кызыльцы (хызыл). Правда, в численном соотношении ни о каком паритете между субэтносами речи не идет: преобладают качинцы, вобравшие в себя почти все другие группы. Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. В нем четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Примерно четверть хакасов родным языком считают русский.

Первые упоминания в русских летописях о "енисейских кыргызах", именно так тогда именовали хакасов, датируются 16-17 веками – временем, когда территория Сибири все активнее изучалась и обживалась представителями российского государства.

Назвать енисейских кыргызов мирным народом довольно сложно. Первые опыты общения представителей этого этноса с русскими происходили чрез конфликты: "кыргызы" совершали опустошительные набеги на русские поселения и остроги, расположенные в соседних областях. Правда, довольно быстро те, кого в последствии назовут хакасами поняли: враждовать с русскими невыгодно, так как разорение острогов "иноземцев" привело к незащищенности самих енисейских кыргызов от монгольскими ханами и джунгарскими правителями. Территорией Российской империи земли , населенные хакасами стали в 1707 году, когда по указу Петра I был построен Абаканский острог.

Кстати, "хакасами" признают себя далеко не все хакасы! Дело в том, что этот термин был принят в обиход и официальную этнографию лишь в первые годы советской власти, причем, позаимствован из китайских источников: хакасами когда-то называли все средневековое население долины Среднего Енисея. Сами представителя народа называют себя тадарами.

Все в тех же китайских источниках хакасы описываются как "голубоглазые светловолосые люди, сросшиеся со своими конями".

Огонь, вода и древние верования

Издревле исповедовавшие шаманизм, в XIX веке хакасы были крещены в православие. Но отголоски старых верований сохранились по сей день: и сейчас в сложных жизненных ситуациях к шаманам хакасы обращаются чаще, чем к христианским священникам.

Основные "занятия" хакасских шаманов (камов) – лечение и проведение общих молений. Молились в древности на родовых местах, которых на данный момент в Хакасии насчитывается около двух сотен. Узнать их можно по "особым приметам": каменным стелам, алтарям, насыпям. Главная национальная святыня - Борус - пятиглавая вершина в Западных Саянах.

хакасы

С особым почтением хакасы относятся к природным стихиям и горам. Один из главных духов – Суг-ээзи – Хозяин (или Хозяйка) воды. Считается, что к людям он или она чаще всего является в человеческом обличии, предпочитая образ голубоглазой блондинки. Переходя или переплывая реку, хакасы обязательно воздавали почести Суг-ээзи. Ведь непочтительных дух вполне мог утопить, а душу забрать себе.

Чтобы задобрить Хозяина, ему устраивали Суг тайы – общие жертвоприношения. "Самый сезон" для этого действа – весна, когда реки могут выходить из берегов и создавать жителям немало проблем.

Жертвоприношение (божество предпочитает ягнятину, но принимает и быков) проводится на берегу реки, перед березою. Во время обряда духа просят о хорошем броде.

Еще одному духу – огня – также приносят в жертву ягненка. Правда, закалывают его другим способом и выбирают исключительно белых животных.

Скотоводы и собиратели

Скотоводство – традиционное занятие хакасов. Любимые виды животных этого народа – овцы, лошади, крупный рогатый скот. Отсюда принятое обозначение – "трёхстадный народ".

Испокон веков тадары вели полукочевой образ жизни: в течение календарного года перемещались между несколькими поселками – аалами. В состав аала как правило входило 10-15 юрт (иб). Довольно часто их хозяева приходились друг другу близкими и дальними родственниками. Существовали летние, осенние, зимние и весенние поселения. Но со временем рациональные хакасы стали кочевать реже: с зимника на летник и обратно.

Когда-то юрты были каркасными, круглыми и мобильными. Летом их покрывали берестой, а зимой – войлоком. К середине XIX века архитектурные предпочтения хакасов изменились: в подражание русским на зимниках появились многоугольные юрты-срубы. Чем богаче хакас – тем больше углов в его жилища: если простые кочевники предпочитали шести- и восьмиугольные юрты, то зажиточные и родовитые – двенадцати- и четырнадцатиугольные.

хакасы

Вход в юрту всегда был направлен на восток. В центре жилища - каменный очаг с треножником для казана.

Помимо скотоводства, тадары занимались собирательством: местная тайга богата грибами, ягодами и лекарственными растениями. Тесное взаимодействие с русскими побудило хакасов взяться и за земледелие. Уже к середине восемнадцатого столетия местные жители активно выращивали свойственные европейской части России сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох, морковь, капусту, репу, чеснок и огурцы.

Впрочем, не только способность перенимать все лучшее у соседей отличает хакасов, но и огромное трудолюбие. На сей счет у тадаров есть много пословиц и поговорок:

- У выросшего скот – сыт желудок, у вырастившего детей – сыта душа.

- Человек, который лжет, воровать может.

- Лентяй сидя спит, лежа работает.

- Если есть голова на плечах, отдельно от народа не шагай.

nazaccent.ru

Зал «Юрта» | Автономное учреждение культуры Ширинский районный краеведческий музей имени Д.С. Лалетина

Зал «Юрта»

юрта снаружи  юрта внутри
Характер поселений и конструкция жилищ у хакасов были обусловлены полукочевым образом жизни и особенностями социального и родоплеменного устройства. Основными видами хакасских жилищ являлись каркасная и срубная юрты, известные с глубокой древности. В частности, их изображения мы можем увидеть на Боярской писанице (2 в. до н.э.).
   Земля и небо, как считали хакасы, имеют куполообразную форму и имеют как свое дно, так и верхние окна в виде дымового отверстия юрты «тÿнÿк». Поэтому можно сказать, что юрта — это микрокосм в хакасском мировоззрении. Купол составляли стропила «ух», соединявшиеся в круг дымохода «харачы». Летом юрту покрывали берестой, а зимой — войлоком.   До середины 19 в. три четверти хакасов проживало в войлочных юртах.
  С середины 19 в. получили распространение стационар­ные деревянные юрты «агас иб». Они были шести- , восьми- , десятиугольными, а у баев двенадцати — и даже четырнадцатигранными. Стены их, «хана» или «тала», были сложены из отесанных лиственничных бревен в 8 — 10 венцов. Высота обычной юрты доходила до 3,5 м при диаметре 6-8 м. Крыша «хыр» деревянных юрт была двух типов. Первый тип напоминал каркас купола войлочной юрты. Второй представлял решетку из балок «хыйынды», сложенных в виде пирамиды. Дверь юрты, как и у других тюркских народов, была ориентирована на восток.
  Бытовое устройство внутреннего пространства хакасских юрт аналогично юртам других кочевых народов. С одной стороны юрта разделяется по поло-бытовому принципу, а с другой — по социальному. Символическим центром являлся очаг, над которым находился дымоход «тÿнÿк».
В социальном отношении юрта делилась на непочетную и почетную части. Первая располагалась от двери до очага, вторая начиналась от очага — здесь принимали наиболее уважаемых гостей, где ставили невысокий столик круглой или прямоугольной формы.
Северная сторона считалась женской: на ней располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда (прялки, ступы и др.), одежда. Южная сторона являлась мужской, на ней были установлены мебельные секции, мужские орудия труда. Женщинам запрещалось проходить на мужскую сторону. Супружеская кровать располагалась напротив двери на западной стороне и занавешивалась пологом.
Пол традиционных жилищ хакасов был земляной. Он застилался невыделанными шкурами (талбах), а сверху покрывался кошмами (киис).
-->

muzei-shira.bdu.su

Жилище хакасов. Виды и устройства хакасских юрт

ТЕМА: Жилище хакасов. Виды и устройства хакасских юрт

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с жилищем хакасов конца ХVIII и начала ХIХ вв.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть особенности переносных и непереносных юрт;

- развивать и углублять знания по культуре и быту хакасов;

- воспитывать подрастающее поколение на народных традициях и прививать любовь к народному творчеству.

ТИП ЗАНЯТИЯ: сообщение новых знаний и закрепление.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: встреча с интересными людьми, мини-выставка.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации, фотографии из экспедиции С.Д. Майнагашева, макет стационарной деревянной юрты,

магнитола, записи хакасской национальной музыки.

МАТЕРИАЛЫ: альбомный лист бумаги, цветные карандаши.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – 2 минуты.

2. Повторение пройденного материала - 18 минут.

3. Изложение нового материала – 20 минут.

- рассказ о поселениях и жилищах хакасов;

- демонстрация иллюстраций и фотографий С.Д. Майнагашева, сделанных в 1914 и 1916 году;

- демонстрация макета стационарной деревянной юрты.

4. Практическая работа учащихся – 40 минут.

5. Подведение итога занятия – 10 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

2. Повторение пройденного материала

Выставка рисунков, выполненных дома, после посещения музея. Выставка сопровождается краткой презентацией рисунков.

3. Сообщение нового материала

Сегодня к нам в гости пришла знаток хакасской истории и этнографии Мария Алексеевна Майногашева. Она приготовила для нас интересный рассказ о прошлом хакасского народа, принесла старинные фотографии и иллюстрации.

Давайте послушаем о том, как жили наши предки в старину.

Рассказ М.А. Майногашевой:

Я начну свой рассказ с того, в каких домах жили наши далекие прародители. Их жилища были совсем не похожи на те дома, в которых мы сейчас живем.

Жилище хакасов по архитектурной форме и по конструкции были различными. Местные климатические условия, географическая среда и характер образа жизни оказывали существенное влияние на развитие и усовершенствование жилых построек. Хакасам были известны переносные решетчатые и непереносные со столбами юрты, конической усеченной пирамидообразной формы жилища, четырёхугольные и многоугольные бревенчатые срубы, землянки и избушки, пятистенные и крестовые дома.

Наиболее распространённым типом жилища хакасов в степной части в ХVIII и в первой половине ХIХ вв. была переносная юрта (иб). Переносная юрта по конструкциям и материалам, из которых она сделана, в этнографической литературе имеет три наименования: решётчатая (тирме), войлочная (киис), и берестяная (тос). У хакасов три названия: киис иб (войлочная юрта), тос иб (берестяная юрта) тимерлиг иб (решетчатая юрта) хараачалыг иб (название верхнего обруча юрты). Конструкция хакасской переносной юрты имела близкое сходство с переносными юртами бурят, тувинцев и алтайцев, но и сохраняла свои отличительные особенности.

Основанием переносной юрты служила круглая стена хана, имеющая цилиндрическую форму. Стена состояла из отдельных решетчатых звеньев, их число было от четырёх до восьми. Каждое звено делалось из косо перекрещивающихся четырёхгранных палочек (дранок). В точках их перекрещивания делалось круглое отверстие, в которое пропускался кожаный сыромятный ремешок. Концы его с обеих сторон закреплялись узелками (туунчек). Стыки звеньев решетки между собой связывались кожаным ремнём или волосяной веревкой. Решетчатую стену можно было суживать и растягивать до нужного размера. Её легко было собрать и разобрать. Такое подвижное скрепление позволяло уменьшать и увеличивать размер площади юрты. Для устойчивости решетчатая стена привязывалась к колышкам (орген), забитым в землю с внутренней стороны. Крыша состояла из шестов и поддерживающего их обруча в центре. Он служил верхней опорой шестов (ух), идущих от решетчатых стен. Верхние концы шестов вставлялись в специально для этого сделанные отверстия обруча. На нижнем конце шестов имелись ременные петли (илгис) с их помощью они прикреплялись за верхние концы решетчатых стен. На верхнем обруче отверстий было столько, сколько было шестов. Вот этот обруч, служивший верхней опорой шестов, у хакасов называлась хараачы. Отсюда одно из названий этой юрты «харачаачылыг иб». Наверху обруч скреплялся ещё четырьмя параллельно взаимно перекрещивающимися в виде коромысла выгнутыми деревянными перекладинами (пугурт). Выгнутые стороны обращены кверху, образуя дымовое отверстие (тунук). Шесты легко отделяются от обруча. Их также можно было легко разобрать, как решетчатые стены юрты.

infourok.ru


Смотрите также