Древний город казимир. Древний город Казимир: сохранит ли Беларусь свое историко-культурное наследие?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Добрушский районный исполнительный комитет. Древний город казимир


Древний город Казимир: сохранит ли Беларусь свое историко-культурное наследие?

Древний город Казимир включен в список историко-культурного наследия Беларуси. "Ежедневник" в совместной экспедиции с Renault Kaptur попытался отыскать этот потерянный город и выяснить, какое историческое наследие мы пытаемся сохранить.

Начало легенды

В сентябре 2006 года практически все белорусские СМИ сообщили о сенсационной находке  - древнем и ранее никому не известном городе Казимир, который находился на территории нынешней деревни Королевская Слобода-2. Город располагался на живописном берегу реки Березина, обладал даже Магдебургским правом и имел свой герб.

Город нашли случайно. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Белорусского государственного технологического университета, член Геральдического совета при президенте Сергей Рассадин был в Варшаве, где в Главном архиве древних актов просматривал Несвижский архив Радзивиллов. Там историк наткнулся на грамоту 1643 года, писанную на польском языке от имени королевы Речи Посполитой Цецилии Ренаты.

На одной стороне документа был расположен текст, под которым - изображение герба города. В грамоте говорилось о городе Казимире "в старостве Бобруйском...", расположенном на реке Березина.

В августе 2006 года в деревне Королевская Слобода Светлогорского района начались археологические раскопки по поиску древнего города Казимира. В результате был найден так называемый культурный пласт земли, в котором были выявлены многочисленные артефакты. Нож с костяной рукояткой, топор, фрагменты посуды середины ХVII ст., кованые гвозди, медное кольцо, наконечники стрел и другие предметы. Итоги раскопок и дали основание утверждать, что на территории деревни Королевская Слобода-2 ранее действительно располагалось городское поселение.

Спустя 10 лет после этих сенсационных находок решением Cовета Министров Беларуси территория древнего города Казимир была включена в список историко-культурного наследия Беларуси. "Ежедневник"совместно с компанией Renault, которая предоставила для культурной экспедиции новый Renault Kaptur, отправился в д.Королевская Слобода-2, чтобы найти ту самую, теперь уже охраняемую государством, территорию древнего города Казимир.

Путь к историческому наследию

Найти путь к историческому наследию Беларуси оказалось достаточно просто. Деревня Королевская Слобода-2 располагается приблизительно в 170 км от Минска и около 30 км от Светлогорска. На Renault Kaptur преодолеть это расстояние не составило труда. Автомобиль оказался как нельзя лучше приспособлен для путешествий. Меня особенно порадовала высокая посадка водителя и пассажиров, при которой даже при моем росте в 194 см голова не доставала до потолка. Несмотря на компактность нового кроссовера, внутри он оказался довольно просторным - места хватало и ногам, и широким плечам, и голове.

Учитывая, что древний город Казимир открыли еще 10 лет назад, я надеялся, что на подъезде к нему встречу хоть какой-нибудь указатель. Не встретил. Более того, даже въезд в д.Корлолевская Слобада не был обозначен, хотя указатель поворота с трассы все же имеется.

От трассы на Светлогорск потерянный город Казимир находится всего в двух километрах пути. Но эти два километра стали настоящим испытанием для Renault Kaptur.

Асфальт на дороге имеется, но находится в таком состоянии, что местные жители объезжают его стороной по полю. Даже тракторы на асфальт не выезжают, так как по полю им ехать значительно мягче. Впрочем, Kaptur довольно неплохо преодолел все выбоины, а где было нужно, проехал и по лесным разухабистым тропинкам.

В поисках древнего города

На въезде в д.Королевская Слобода-2 нас встречают двое молодых парней, которые уже с утра находятся в довольно подвыпившем состоянии. Они приветственно машут новой интересной машине и что-то кричат. Мы останавливаемся.

- Добрый день. Не подскажете, где тут древний город Казимир?

- Да, да, здесь город Казимир раньше был, - отвечают парни.

- А раскопки где производились, - спрашиваю я, понимая, что от подвыпивших парней вряд ли чего большего добьешься.

- Прямо сюда, до конца и направо.

Мы проехали в указанном направлении, но оказалось, что совершенно не туда. Направо вела техническая дорога для сельхозтехники, прямо в поле.

Проехав около двух километров по полю, и поняв, что едем не туда, разворачиваемся и движемся обратно. Хорошо, что проходимость Renault Kaptur не подводит в подобного рода условиях, хотя автомобиль и приспособлен больше для города, чем для таких вот поездок.

Вернувшись обратно в деревню, подъезжаем к местным пожилым жителям, которые работают во дворе своего дома. Подхожу, здороваюсь и знакомлюсь.

Дед Василий оказался довольно разговорчивым собеседником.

- Казимир? Да копали тут, но уже года два-три как никто не показывается. Все уже заросло, даже не найдете ничего. А раньше профессор Рассадин часто сюда приезжал. Бывало, сядем вот здесь, на лавочку, на берегу Березины,  и долго с ним разговариваем. Я как-то топорик нашел - ему отдал.

- Какой топорик?

- Старый сарай разбирал и нашел. Да он не тех времен вообще, кованный. А жена сказала отдать. Я и отдал. А через два дня смотрю, по телевизору показывают экспонаты Казимира, и топорик мой там, - смеется дед Василий. По его словам, в основном копали в трех местах, но больше всего в том месте, где раньше была церковь.

- Сейчас там сельсовет крест поставил. А когда копали, скелет какой-то там нашли и то ли библию, то ли псалтырь. У Рассадина были большие планы, он даже хотел экскаватор сюда пригнать, но потом, видимо, деньги закончились. И все прекратилось. Потом еще несколько раз Рассадин еще сюда приезжал с различными людьми, но уже года три, как я его тут не видел.

- Вы в курсе, что территория города Казимир внесена в список историко-культурного наследия Беларуси и сейчас охраняется государством?

- Нет, не слышал об этом. А что тут охранять, ничего ведь нет, - удивляется наш проводник.

Дед Василий с готовностью провел нас по местам, где ранее велись раскопки. Все действительно уже заросло, и только возле креста видно, что тут ранее копали. Здесь же и единственное место раскопок, где еще чисто. На других - кучи мусора и следы от недавних костров, которые местные жители жгли, отдыхая на берегу Березины. В ходе экскурсии дедушка поведал нам, что самую интересную находку нашла заведующая магазином, когда старое здание клуба сносили. Оказывается, под фундамент старого советского клуба приспособили мраморные плиты древнего польского памятника.

- Вы лучше в магазине спросите, там вам больше расскажут, - посоветовал наш проводник.

Мы так и сделали.

О, где же ты, Казимир?

Перед тем, как зайти в деревенский магазин, обходим территорию д.Королевская Слобода-2, чтобы найти хоть какие-то следы древнего города или хотя бы таблички с упоминанием о нем или с обозначением его территории. Ничего такого в деревне нет. Даже из местных никто не знает, какова была его территория, и где его границы.

Сама деревня явно вымирающая. Видно, что много домов уже снесено, и эти места зарастают густой травой и кустарником. Много в деревне и следов от пожарищ, возникших из-за того, что в селении практически не обкашивают траву на местах снесенных строений. По всему видно, что костлявая рука разрухи уже прикоснулась к этим местам.

Пробираться к магазину также пришлось через огромные выбоины на асфальте. Причем, теперь уже их было не объехать по узким деревенским улочкам.

Заведующая магазином Татьяна Елиферьевна оказалась также депутатом сельсовета и помощником председателя сельисполкома. Спрашиваем ее про находку при сносе клуба и неожиданно получаем целый кладезь информации.

- Это не кто-нибудь, а я нашла. Пойдемте, я вам все расскажу.

Татьяна Елиферьевна выводит нас на улицу и показывает место, где раньше находился клуб. Оказывается, он стоял как раз напротив магазина - самое точное место для деревенского клуба. Сейчас на этом месте паслась лошадь.

По словам заведующей магазином, находка была обнаружена в начале лета 2016 года. Произошло это благодаря местному старожилу, который ходил к Елиферьевне и все рассказывал ей, что на месте клуба раньше была старый польский памятник. Поэтому, когда клуб начали сносить и вырыли огромную яму, чтобы закопать весь хлам, помощник председатель сельисполкома ради интереса подошла к месту работ обнаружила там вывернутую мраморную плиту.

- Я взяла тут алкоголиков местных, сильных таких, и как мы с ними тащили - этого словами не передать. Знаете, мрамор такой хороший, такая чеканка интересная. Так все красиво выбито и по-польски написано, внизу череп и кости крестом нарисованы.

По словам Татьяны Елиферьевны, она сразу же позвонила и сообщила о находке председателю. Однако памятник местные жители сами отвезли на местное кладбище. Там он и стоит. О том, относится ли памятник к древнему городу Казимиру, помощник председателя сельисполкома не знает, но считает, что находка имеет большую историческую ценность.

- А вы знаете, что территория города Казимира внесена в список историко-культурного наследия Беларуси? - спрашиваю я у собеседницы.

- Что-то такое слышала...

- И что вы планируете делать в связи с этим? Ведь здесь же даже знаков о Казимире никаких нет. А дорога - хуже не придумаешь.

- А что мы тут своими силами можем? - удивляется Татьяна Елиферьевна. - Я вон на месте, где церковь раньше была, сама крест поставила, камнями повыкладывала - сама их таскала с мужем своим. Ну нету сил у нас, нету! Я тут уже 30 лет работаю. Раньше тут было так красиво: и пароходы по реке ходили, и берега чистили, кустарник вырубали, траву косили. А сейчас зарастает все бурьяном, аж душа болит...

Как рассказала помощник председателя, как-то раз из райисполкома приезжала Галина Васильевна (сейчас ее в парламент избрали), и "и все тут вздернулось", а потом "обратно все затихло, затихло, затихло". Сельсовет очень хочет, чтобы территории древнего города Казимир уделяли бы внимание, и благодаря этому деревня бы ожила. Но вот денег на это у сельсовета нет,  без помощи районных и даже республиканских властей данный вопрос никак не решить.

- Деревня вымирает, - вздыхает Татьяна Елиферьевна. - Я пришла работать, как сейчас помню, население было 389 человек, а сегодня осталось 92 человека, и в основном старики.

- Но мы при въезде в деревню встретили двух молодых парней...

- Алкаши. Нигде не работают, пьют и указа президента не боятся.

Попрощавшись с разговорчивой заведующей магазином, садимся обратно в Renault Kaptur и отправляемся в Светлогорск, чтобы узнать о планах районных властей относительно историко-культурного наследия Беларуси.

Казимир: далеко и неудобно

В Светлогорском райисполкоме на контакт с журналистами пошли легко. О том, что Казимир внесен в список историко-культурного наследия Беларуси, здесь, конечно, знают, но каких-то конкретных планов на счет древнего города не имеют.

- Что-то делать будем, конечно же, но Королевская Слобода далеко слишком от нас находится.

По словам представителей райисполкома, вместе с Казимиром в список историко-культурного наследия внесена и территория бывшего шляхетского двора "Шатилинский остров", которая находится на восточной окраине Светлогорска. Сюда проще вкладывать средства для возрождения исторического наследия, и здесь легче организовывать различные мероприятия. А Казимир, хоть и относится к Светлогорскому району, но находится рядом с Бобруйском, поэтому соседнему району было бы удобнее им заниматься. Но это, конечно, вряд ли произойдет, поэтому Светлогорский райисполком все же намерен принимать меры хотя бы по охране территории древнего города Казимир.

- Только пока даже не ясно, где эта территория находится. Это должен сам Рассадин приехать, показать все, чтобы мы могли хотя бы какие-то знаки там поставить, - считают в райисполкоме.

Пока же найденные во время раскопок артефакты помещены в местный музей, где Казимиру отведена небольшая, но отдельная экспозиция.

"Ежедневнику" даже устроили протекцию, чтобы в музее нас встретили и показали все.

Светлогорский историко-краеведческий музей представляет собой показательный пример ухоженности. Кругом чисто, красиво, с претензией на ландшафтный дизайн. Камни с высеченными гравюрами встречают посетителей у ворот. Правда, посетителей почти нет, но в музее по этому поводу не унывают. Говорят, что даже без учета организованных экскурсий еженедельно музей посещают несколько десятков человек. Это довольно неплохой показатель для Беларуси, где историко-культурным наследием почти не интересуются.

Экспозиций в музее тоже много, и есть та самая, посвященная Казимиру.

Среди предметов замечаем и топорик, обнаруженный дедом Василием в старом сарае. Оказывается, он тоже теперь артефакт, коих в Казимире найдено около 40. Тут есть железное долото, стамеска, мушкетная пуля, наконечник стрелы, рыболовный крючок, медные монеты, медное кольцо и много других древностей. Есть даже кремневая пластина и кремниевый нож, относящиеся к IX-V веку до нашей эры, когда города Казимира в помине еще не было.

По словам работников музея, особого интереса к экспозиции города Казимир у посетителей нет. Приходят и смотрят все, что представлено, в том числе и экспозицию древнего города.

Из Светлогорска мы уезжали со смешанными чувствами. С одной стороны, еще 10 лет назад в Беларуси объявили о сенсационной находке древнего города Казимир. Сейчас его территория объявлена историко-культурным наследием страны. Вроде все правильно и красиво.

С другой стороны, совершенно непонятно, что охраняется государством, не определена территория древнего города, да и найти его сегодня ничуть не легче, чем 10 лет назад профессору Рассадину. И даже местные жители не знают, что живут на охраняемой государством территории.

region.ej.by

Казимир — потерянный город Беларуси.. Тайны Беларуской Истории.

Казимир — потерянный город Беларуси.

В сентябре 2006 года беларуские газеты сообщили о сенсационной находке:

«Оказывается, на территории Светлогорского района на месте деревни Королевская Слобода в XVII веке стоял город Казимир. И не просто город! Он, обладающий Магдебургским правом, имел самоуправление и свой герб».

В августе в деревне Королевская Слобода начались археологические раскопки с целью поиска города Казимира, стоявшего на берегу реки Березина в середине XVII века. Перед экспедицией стояла задача: подтвердить или опровергнуть наличие городского поселения.

Раскопки подтвердили наличие на предполагаемом месте расположения города пласта с различными старинными артефактами — так называемого «культурного» слоя земли. Раскопан культурный слой площадью 153 квадратных метра (маленький участок: 15, 3 х 10 м). Выявлены многочисленные находки: нож с костяной рукояткой, топор, фрагменты посуды середины XVII века и табачных трубок, куски кафеля с рельефным орнаментом (в том числе гербового кафеля), кусочки оконной слюды, стеклянных и фаянсовых изделий, кованые гвозди, подковка для сапога, декоративная накладка на ремень, наконечники стрел арбалета и лука, серьга и монеты. По словам ученых, результаты раскопок позволяют утверждать, что на месте деревни Королевская Слобода-2 некогда в самом деле размещалось городское поселение.

Как сообщила пресса, город нашли практически случайно. В 2001 году доктор исторических наук, профессор кафедры истории Беларуси и политологии Беларуского государственного технологического университета, член Геральдического совета при президенте Сергей Рассадин был приглашен в Варшаву для выступления с докладом. Так как после официальной части осталось еще немного свободного времени, ученый решил посетить Главный архив древних актов, где хранится много документов, относящихся к территории современной Беларуси. В частности, профессора интересовал богатейший Несвижский архив Радзивиллов, который по Рижскому договору 1921 года был передан Польше. Просматривая «Каталог пергаментов Несвижского архива», ученый наткнулся на любопытный документ — грамоту, написанную в 1643 году на польском языке от имени королевы Цецилии Ренаты.

Документ представляет собой лист тонкого пергамента белого цвета. На одной стороне его расположен текст, под ним — изображение герба города. К пергаменту на витом шнуре была привешена печать с королевским гербом. Первоначально черный цвет чернил изменился на рыжий, отдельные слова и буквы не читаются. В первых строках текста говорилось: «привилей городу Казимиру в старостве Бобруйском… » «Я еще раз это перечитал и не поверил своим глазам, — говорит Рассадин. — Ни я, да и, похоже, никто из беларуских историков не знал до сих пор никакого города Казимира на реке Березине в старостве Бобруйском»…

Однако это не совсем так. Например, в издании «Атлас: гісторыя Беларусі, XVI—XVIII стст. » (Минск, 2005) на странице 13 город Казимир обозначен между Бобруйском и Рогачевом, а также указано, что с 1643 года он обладал Магдебургским правом. То есть «теоретически» он уже был известен историкам, но его останки обнаружили только в сентябре 2006 года.

Беларусь с 1589 года входила в состав федеративного государства Речь Посполитая (буквально «Республика», или «Общее дело» — с латыни), которым управляли короли (одновременно они же Великие князья Литовские). В сентябре 1637 года 42-летний король Владислав IV Ваза женился на 26-летней Цецилии Ренате Габсбург (1611—1644), дочери австрийского императора (и императора Священной Римской Империи) Фердинанда II.

А в 1639 году Бобруйское староство перешло во владение польской королевы. Дочь австрийского императора решила заняться созданием здесь территории, благоприятной для развития торговли и производства товаров — слободы, чтобы впоследствии построить на этом месте процветающий город.

«Если дать людям определенные льготы в виде «привилея», они будут лучше работать и возникнет некий центр процветания, — рассказал Сергей Рассадин. — Цецилия Фердинандовна, которой принадлежало Бобруйское староство, решила из местных людей организовать, говоря современным языком, свободную экономическую зону. В XVII веке это называлось слобода (от слова «свобода»). Но поскольку она была королевой, это место было названо Королевской Слободой. Это был своего рода предшественник города Казимир».

По словам Рассадина, слобода развивалась успешно, «свободная экономическая зона» себя оправдала, и вскоре она получила городские права. В 1643 году королева дала «привилей» городу Казимир, по которому он получил Магдебургское право, символом чего являлся городской герб.

Профессор С. Рассадин считает, что город был назван королевой в честь сына Зигмунда-Казимежа, родившегося в 1640 году.

Следует уточнить, что Магдебургское право — это не столько «свободная экономическая зона», сколько Полное муниципальное самоуправление. В средневековой Беларуси (Великом княжестве Литовском) на протяжении четырех веков Магдебургское право обрели почти все более-менее крупные города и местечки (всего около 100).

В каждом городе были ратуша с часами, герб, городские весы. Правил городом Магистрат, состоявший из Рады (с бурмистром и радцами) и Лавы (с войтом и лавниками). Рада ведала имущественными и гражданскими вопросами, Лава — судебными и криминальными[55].

Магдебургское право, по которому 400 лет жила наша страна, — это городское самоуправление, выборность всех ветвей власти и их независимость друг от друга. А в первую очередь — независимость от центральной власти. Кстати, в России никогда не было ни одного города с Магдебургским правом: там существовала «вертикаль власти».

На гербе города Казимир изображен лев с мечом в лапе под звездой, рядом с ним стоит челн. По словам Рассадина, этот герб похож на родовой герб Габсбургов. Кстати, в Гомельской области до 2001 года были известны только четыре исторических герба — городов Гомеля, Мозыря, Речицы и Рогачева. А «львиных» гербов во всей стране было только три — Лиды, Слонима и Городка.

Увы, город Казимир существовал недолго — 12 лет, а потому не успел закрепиться на картах XVII века. В определенном смысле он повторил судьбу человека, именем которого его нарекли. Сын королевы Зигмунд-Казимир прожил всего 16 лет…

Что же случилось с городом Казимир? В своих публикациях историки и журналисты несколько размыто говорят: «Исчез во время войны 1654—1667 гг. между Россией и Речью Посполитой».

Такая же формулировка — просто «исчез», прозвучала и в сюжете канала ОНТ. Однако профессор Сергей Рассадин уточнил, что город был уничтожен войском казачьего полковника Ивана Золотаренко:

«Подтверждением этому может служить донесение атамана Ивана Золотаренко, отправленное русскому царю Алексею Михайловичу 15 июля 1654 года. В нем сообщается о сожженных «особных замках» Речицком, Жлобинском, Стрешинском, Рогачевском и Горвальском. Очевидно, эта же участь постигла и город Казимир»[56].

К сожалению, Казамир — не уникум, а нечто вполне типичное для того времени. Он — только крупица Беларуской Атлантиды, ушедшей в Небытие усилиями восточного соседа.

Если во время Великой Отечественной войны нацисты сожгли у нас около 650 сел со всеми жителями, которых они загоняли в сараи, то в ходе войны 1654— 1667 гг. российские оккупанты сожгли несколько тысяч беларуских сел и деревень, сотни местечек и городов. С той разницей, что население сгоняли не в сараи, а в храмы. Беларуские археологи, раскапывая сожженные селения, фиксируют отсутствие человеческих останков среди жилищ, но в центре поселений, в храмах, находят сотни обугленных скелетов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Казимир (город) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Казимир (значения). Страна Статус Область Район Староство Первое упоминание Прежние названия Город с Тип климата Национальный состав Конфессиональный состав Часовой пояс Годы существования Соотнесение с современным поселением
Город
Кази́мир
белор. белор. Казі́мір
Герб
Герб
52°55′48″ с. ш. 29°20′10″ в. д.HGЯO
БелоруссияБелоруссия
Город с магдебургским правом в ВКЛ
Минское
Речицкий
Бобруйское
1643
Слобода
1643
умеренно-континентальный
белорусы, др.
Христианский крест христиане
UTC+3
1643 — 1655
д. Королева Слобода-2

Показать/скрыть карты

Кази́мир на картеКази́мир

Кази́мир

Кази́мир (белор. Казі́мір) — город (1643—1655) в Бобруйском старостве Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского, Речь Посполитая.

Содержание

  • 1 Основные сведения
  • 2 Примечания
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Основные сведения

Как свидетельствует документ — т. н. привилей королевы польской и великой княгини литовской Цецилии Ренаты Габсбург — Казимир был образован из поселения Слобода в Бобруйском старостве и со времени образования имел магдебургское право.

Привилей обнаружил и опубликовал доктор исторических наук С. Е. Рассадин (Минск). По его выводам, город размещался на месте современной деревни Королёва Слобода-2 Красновского сельсовета Светлогорского района Гомельской области Белоруссии[1].

Разрушен во время Русско-польской войны 1654—1667 годов. Археологические раскопки с 2006[2].

Примечания

  1. ↑ РАССАДИН, С. Е. Гербовый привилей 1643 г. на магдебургию г. Казимежу в старостве Бобруйском // Беларускі археаграфічны штогоднік. Вып. 2. Мн., 2001, с. 215 — 223.
  2. ↑ В Гомельской области ищут город Казимир // Белорусские новости. 2006. 9 сентября.

См. также

  • Королевослободский камень с крестом
  • Стрежев

Литература

  •  (белор.) Каваленка А. У. Дзве экспедыцыі // Светлагорскія навіны. — 2006. — № 109.

Ссылки

  • МАСЬЛЮКОЎ, Т. Валянтэры будуць шукаць рэшткі невядомага гораду // Асамблея. 2006. 18 жніўня.  (белор.)
  • Раскопкі былога горада Казімір, 2007 г., фотаэкспазыцыя.  (белор.)

wikiredia.ru

Казимир (город) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Город
Герб

Показать/скрыть карты

Кази́мир (белор. Казі́мір) — город (1643—1655) в Бобруйском старостве Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского, Речь Посполитая.

Основные сведения

Как свидетельствует документ — т. н. привилей королевы польской и великой княгини литовской Цецилии Ренаты Габсбург — Казимир был образован из поселения Слобода в Бобруйском старостве и со времени образования имел магдебургское право.

Привилей обнаружил и опубликовал доктор исторических наук С. Е. Рассадин (Минск). По его выводам, город размещался на месте современной деревни Королёва Слобода-2 Красновского сельсовета Светлогорского района Гомельской области Белоруссии[1].

Разрушен во время Русско-польской войны 1654—1667 годов. Археологические раскопки с 2006[2].

Напишите отзыв о статье "Казимир (город)"

Примечания

  1. ↑ РАССАДИН, С. Е. Гербовый привилей 1643 г. на магдебургию г. Казимежу в старостве Бобруйском // Беларускі археаграфічны штогоднік. Вып. 2. Мн., 2001, с. 215 — 223.
  2. ↑ [naviny.by/rubrics/society/2006/09/09/ic_news_116_258541/ В Гомельской области ищут город Казимир // Белорусские новости. 2006. 9 сентября.]

См. также

Литература

  •  (белор.) Каваленка А. У. Дзве экспедыцыі // Светлагорскія навіны. — 2006. — № 109.

Ссылки

  • [www.belngo.info/cgi-bin/i.pl?id=2301 МАСЬЛЮКОЎ, Т. Валянтэры будуць шукаць рэшткі невядомага гораду // Асамблея. 2006. 18 жніўня.]  (белор.)
  • [svetlahorsk.belarda.org/local_news/data/ic_87/333/ Раскопкі былога горада Казімір, 2007 г., фотаэкспазыцыя.]  (белор.)

Отрывок, характеризующий Казимир (город)

– Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он. – Кончился, что ж его носить? – сказал один из них. – Ну, вас! И они скрылись во мраке с своею ношей. – Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова. – Болит. – Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину. – Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра… Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов. – Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? – Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. – Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. – Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру. – Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно. Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано. – Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. – Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.

wiki-org.ru

Казимир (город), Основные сведения

Герб Казимир (город)

Страна Речь Посполитая
Статус Город с магдебургским правом в ВКЛ
Воеводство Минское
Повет Речицкий
Староство Бобруйское
Соотнесение с современным поселением д. Королева Слобода-2
Конфессиональный состав христиане
Тип климата умеренно-континентальный
Координаты Координаты: 52°55′48″ с. ш. 29°20′10″ в. д. / 52.93° с. ш. 29.336111° в. д. (G) (O) (Я)52°55′48″ с. ш. 29°20′10″ в. д. / 52.93° с. ш. 29.336111° в. д. (G) (O) (Я)
Национальный состав белорусы, др.
Годы существования 1643 — 1655
Первое упоминание 1643
Часовой пояс UTC+2
Прежние названия Слобода
Город с 1643

Казимир (белор. Казімір) — город (1643—1655) в Бобруйском старостве Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского, Речь Посполитая.

Основные сведения

Как свидетельствует документ — привилей королевы польской и великой княгини литовской Цецилии Ренаты Габсбург, Казимир был образован из поселения Слобода в Бобруйском старостве, и со времени образования имел магдебургское право.

Привилей обнаружил и опубликовал доктор исторических наук С. Е. Рассадин (Минск). По его выводам, город размещался на месте современной деревни Королёва Слобода-2 Красновского сельсовета Светлогорского района Гомельской области Белоруссии.

Разрушен во время войны между Московским государством и Речью Посполитой 1654—1667 годов. Археологические раскопки с 2006.

 

www.travellers.ru

Ученые восстановили точную историю существования древнего белорусского города Казимир | Новости области

13 июля 2007

Ученые восстановили точную историю существования древнего белорусского города Казимир

13 июля, Гомель /Татьяна Шур - БЕЛТА/. Белорусские ученые нашли подтверждение, что древний город Казимир (ныне деревня Королевская Слобода Светлогорского района) просуществовал 12 лет и был уничтожен в 1655 году. Установлено, что город пал в самом расцвете во время разрушительной войны между Речью Посполитой и Московским княжеством. Напомним, что прошлым летом в ходе археологических раскопок белорусские ученые нашли первые доказательства того, что на территории Светлогорского района на месте деревни Королевская Слобода в XVII веке стоял город Казимир. Он был основан в 1643 году и обладал Магдебургским правом, имел самоуправление и свой герб. Таким образом, в 2006 году были найдены первые материальные свидетельства существования ранее неизвестного белорусского города, исчезнувшего более 350 лет назад. О дальнейшей судьбе этого города стало известно буквально на днях, когда профессор кафедры истории и политологии Белорусского государственного технологического университета, доктор исторических наук Сергей Рассадин возобновил археологические раскопки на историческом месте. Как рассказал корреспонденту БЕЛТА Сергей Рассадин, им были найдены останки двух скелетов (девочки лет 13-15 и пожилого человека), на которых просматриваются сабельные удары. Эти находки (им насчитывается примерно 352 года) являются подтверждением письменных свидетельств, которые указывают, что Казимир и его жители во время разрушительной войны между двумя государствами - Речью Посполитой и Московским княжеством – были уничтожены в середине ХVII века. По словам собеседника, лишь спустя время на месте Казимира вновь появилось небольшое поселение, которое до сих пор имеет название Королевская Слобода.-0-

dobrush.gomel-region.by

Ученые восстановили точную историю существования древнего белорусского города Казимир | Новости области | Октябрьский район | Октябрьский | Октябрьский райисполком

Ученые восстановили точную историю существования древнего белорусского города Казимир

13.07.2007

13 июля, Гомель /Татьяна Шур - БЕЛТА/. Белорусские ученые нашли подтверждение, что древний город Казимир (ныне деревня Королевская Слобода Светлогорского района) просуществовал 12 лет и был уничтожен в 1655 году. Установлено, что город пал в самом расцвете во время разрушительной войны между Речью Посполитой и Московским княжеством. Напомним, что прошлым летом в ходе археологических раскопок белорусские ученые нашли первые доказательства того, что на территории Светлогорского района на месте деревни Королевская Слобода в XVII веке стоял город Казимир. Он был основан в 1643 году и обладал Магдебургским правом, имел самоуправление и свой герб. Таким образом, в 2006 году были найдены первые материальные свидетельства существования ранее неизвестного белорусского города, исчезнувшего более 350 лет назад. О дальнейшей судьбе этого города стало известно буквально на днях, когда профессор кафедры истории и политологии Белорусского государственного технологического университета, доктор исторических наук Сергей Рассадин возобновил археологические раскопки на историческом месте. Как рассказал корреспонденту БЕЛТА Сергей Рассадин, им были найдены останки двух скелетов (девочки лет 13-15 и пожилого человека), на которых просматриваются сабельные удары. Эти находки (им насчитывается примерно 352 года) являются подтверждением письменных свидетельств, которые указывают, что Казимир и его жители во время разрушительной войны между двумя государствами - Речью Посполитой и Московским княжеством – были уничтожены в середине ХVII века. По словам собеседника, лишь спустя время на месте Казимира вновь появилось небольшое поселение, которое до сих пор имеет название Королевская Слобода.-0-

www.oktiabrskiy.gomel-region.by


Смотрите также