Древняя цивилизация майя (стр. 1 из 5). Майя древняя цивилизация
Забытая реальность — Секреты цивилизации майя
Племя майя никак нельзя назвать цивилизацией-призраком, которая затерялась в глубине веков. На сегодняшний день около двух миллионов их потомков населяет некоторые регионы Мексики, Гватемалы, Гондураса и Белиза. В джунглях Центральной Америки были обнаружены десятки городов племени, от которых остались лишь руины. Во многих музеях мира представлено огромное количество керамики, статуэток, всевозможных украшений, которые когда-то принадлежали им. Парадоксально, но еще совсем недавно об истории развития этой древней цивилизации не было известно практически ничего. Названия городов и селений, имена правителей, художников, полководцев и жрецов были тайной, которую не удавалось разгадать никому.
Ситуация несколько изменилась, когда в руки ученых попали рукописи книг «Чилам Балам», написанных на языке майя, но латинскими буквами. В них содержится немало сведений не только мифологических и исторических, но и астрономических сведений, которые, вполне возможно, были переписаны с иероглифических рукописей. Часть их была записана со слов мудрецов. Сюда же были включены и события, которые происходили в жизни племени в XVI – XVII веках, и даже переводы некоторых испанских религиозных книг. Задача ученых была непростой: из огромного количества информации они должны были выделить правдивые сведения о майя и создать определенную историческую картину.
Очень помогли разобраться, где правда, а где вымысел, летописи испанских монахов, которые еще были свидетелями развития их культуры. Большую пользу оказали и многочисленные находки, привезенные из археологических экспедиций. Только тогда ученые смогли приоткрыть завесу тайны, и теперь история этой индийской культуры, которая раньше представлялась чем-то нереальным, предстала во всем своем драматизме, насыщенная войнами и распрями внутри династий.
К тому моменту как пришли испанские завоеватели, племена майя занимали огромную территорию, охватывавшую полуостров Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско, западные регионы Сальвадора, Чьяпас и многие другие.
Происхождение майя окутано пеленой таинственности. Известно только, что зародилась эта цивилизация примерно в первые века нашей эры. Потом на протяжении многих веков на этих территориях процветали города и развивалась наука.
На VII – VIII вв. приходится пик расцвета цивилизации. Правители весьма успешно ведут войны, торговцы занимаются торговлей, приносящей большую прибыль. Скульпторы, архитекторы и художники по заказу правителей и жрецов создают непревзойденные творения: многоцветные фрески, башнеобразные храмы, образы-стелы богов и царей. Кажется, ничто не угрожает их благополучию и развитию.
Однако в IX в. жизнь во многих городах, принадлежащих майя, практически прекращается, строительство замирает. Больше не появляются новые дворцы и храмы, исчезают алтари с календарями. Прекратились научные исследования и торговля. Опустели дворцы и мастерские.
Многие ученые пытались объяснить столь резкую перемену множеством гипотез. Согласно одной из них, города майя были разрушены в результате сильных землетрясений. Такое предположение основано на том, что во время археологических исследований большинство найденных индейских городов представляли собой лишь груду развалин. Отмечалось также, что в некоторых районах обычной является чрезвычайная вулканическая активность. Но ведь проблема в том, что в местности, где были расположены самые крупные города майя, никаких вулканов нет.
Существует и еще одна гипотеза, согласно которой причиной гибели древней цивилизации стала нехватка воды из-за сокращения количества дождей. Однако проведенные исследования хотя и доказали уменьшение осадков, но в то же время подтвердили, что оно было настолько незначительным, что никак не могло отразиться на жизни людей.
Предположения об эпидемиях желтой лихорадки и малярии также не выдерживают никакой критики, поскольку известно, что оба этих заболевания появились только с приходом европейцев.
Одной из самых распространенных была версия о том, что упадок цивилизации майя связан с кризисом в земледелии. Представители племени вынуждены были вырубать джунгли для того, чтобы расчистить площади под посевы, в результате чего на их месте образовались искусственно созданные саванны с высокой травой. Таким образом, резерв невозделанных земель был исчерпан. Однако проведенные исследования заставили усомниться в правдопободности этой гипотезы. Дело в том, что по мнению некоторых ученых, в местности, где развивалась культура майя, почва постоянно обновлялась в результате паводков, поэтому возделывать ее можно было непрерывно. Также было установлено, что те земли, которые пустовали, практически сразу же зарастали тропическими лесами, а вовсе не травой. Поэтому говорить об истощении земли не приходится.
В последнее время все большую популярность приобретает предположение Эрика Томпсона, американского археолога, который говорит о том, что причиной упадка культуры майя могли стать социальные потрясения внутри самой культуры. Поводом для такой гипотезы стал один, казалось бы, незначительный факт. Дело в том, что во время раскопок древнего города Тикаль было обнаружено, что большинство статуй богов и царей были разрушены. Но сделать это могли только народные массы, которые поднялись на восстание, потому что никаких свидетельств о нашествии чужеземных армий найдено не было.
Итак, народное недовольство росло. Небольшая часть аристократов и жрецов, которые поддерживали внешний блеск культуры майя, сознательно обрекали простой народ на нищету. Для них ничего другого не оставалось, кроме непосильных налогов и тяжкого труда на строительстве дворцов и храмов.
И сейчас уже неважно, кто первым поднял народное восстание. Главное, что его поддержали все. Царские войска были разбиты, а сами властелины вынуждены были бежать. Подобная ситуация происходила и в других городах майя. Все это и привело в конечном итоге к падению цивилизации. В этом и состоит суть теории Томпсона.
Но и она не выдерживает критики. Действительно, народное восстание могло вспыхнуть, но охватить сразу все города даже теоретически не смогло бы. А что касается разрушенных памятников, то ученым удалось установить, что у майя был особый ритуал, в ходе которого совершалось некое «ритуальное» их убийство. Хотя это вовсе не значит, что после разрушения им не приносили жертвы или прекращали почитать.
Наиболее правдоподобной для ученых является версия о том, что крах цивилизации майя был вызван иноземным вторжением, в результате чего города были разрушены, а народ изгнан.
Какая из этих гипотез верна, предстоит доказать ученым. А тем не менее интересным является не только вопрос о причине упадка цивилизации, но и то, откуда эта цивилизация появилась. Практически нет сомнений в том, что они являются продолжением цивилизации более развитой, чем сами. И, как смогли доказать ученые, такая цивилизация действительно существовала на территории современной Мексики. Это была цивилизация ольмеков. Это не только самая древняя культура, которая развивалась на американской территории, но и наиболее приближена к майя в религии, науке и письме, а также в архитектуре и в быту.Что же послужило причиной переселения, остается только гадать. Но если принимать во внимание мировую историю, то подобные решения обычно принимались под военным давлением.
Однако некоторые ученые никак не хотят принять тот факт, что индейские народы стали прямыми потомками ольмеков. Но с другой стороны, у них нет никаких фактов, чтобы доказать обратное.
Даже несмотря на то, что цивилизация майя просуществовала сравнительно недолго, она оставила после себя многочисленные доказательства того, что ее представители обладали гораздо большими объемом знаний, чем современное поколение.
Достаточно вспомнить только о календаре майя, который представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких календарей. Каждый день имел свое особое предназначение, каждый из них соответствовал определенному духу, указывалось, какие дни наиболее подходили для проведения обрядов, а какие – для начала посевной.
Календарь в цивилизации майя использовался с практической и религиозной целью. Гороскоп майя был первым гороскопом в мире, который правители использовали для того, чтобы узнать, стоит ли начинать войны, жрецы применяли для вычисления благоприятных периодов для проведения ритуалов.
Кроме того, майя, которые были очень хорошими астрономами, создали и лунный календарь. И это при том, что у них не было ни телескопов, ни какого-то другого оборудования. Тем не менее они сумели вычислить продолжительность года, сделать измерения фаз Луны и Венеры.Все календари культуры были непродолжительными. Для более длительных по времени исчислений использовался календарь «Длинного Счета». Именно согласно ему в 2012 году планету ожидает конец света.
Что же касается культуры цивилизации майя, то она представлена архитектурой, храмовой росписью и наукой. Майя поклонялись солнцу, поэтому везде можно было встретить «солнечную» тематику. Хотя существуют свидетельства о том, что это верование было принесено извне, да и сами майя говорят о «белом боге». В храмовой росписи майя пользовались красками, которые отличались особой устойчивостью к внешним воздействиям. Состав этой краски так и не был разгадан. Одним из наиболее ценных и главных предметов считались деревянные статуи богов и умерших родственников, которые передавались из поколения в поколение. В некоторых из них были спрятаны останки умерших.
Среди предметов искусства необходимо отдельно выделить города-государства, высеченные из камня. Около двух сотен лет назад учеными был обнаружен город Паленке, который считается настоящим чудом со своими пирамидами, дворцами и храмами, возведенными из белого известняка.
Несмотря на такое обилие знаний и умений, у представителей этой цивилизации были довольно оригинальные представления о красоте. Красивым считался деформированный череп, треугольные зубы, инкрустированные камнями, косоглазие.
Существовали и жестокие традиции и ритуалы. Так, во время эпидемий проводились жертвоприношения, в ходе которых жертве вырывали сердце.
И хотя от этой древней цивилизации осталось совсем немного, но даже это до сих пор будоражит умы ученых. Это загадка, которую им еще предстоит разгадать.
Источник: tainoe.info
xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai
Цивилизация майя
Тайна древней цивилизации майя
В Мексике и Центральной Америке скрыли сотни заброшенных городов, которые все еще ждут исследователей, а ведь они бы смогли открыть тайны затерянных миров.
Эти таинственные города скрыты от людей под зеленым покрывалом джунглей, стволы громадных деревьев скрывают храмы и дворцы, которые потрясают своей красотой и необычностью. Каменные строения выглядят уже не так внушительно, так как из за тропических дождей размылись оригинальные рельефы стен, а корни деревьев и лианы изувечили причудливые сооружения. Когда-то воздвигнутые тысячами рабочих рук, теперь превращены в руины — Временем.
Лишь стаи обезьян скачут между рухнувших стен и каменных идолов, да временами воздух на развалинах оглашается рыком тигра или ягуара. Люди, которые жили здесь когда-то по своим собственным законам, поклонялись своим богам, стремились к своим целям, навсегда исчезли с лица нашей планеты.
Когда-то на Американском континенте существовали большие, густо заселенные города-мегаполисы, но человек покинул их, и на протяжении долгого времени мы имеем дело с городами-призраками. Ни одного человека не появлялось здесь — и даже память об этой цивилизации не сохранилась. Тем удивительней были находки!
После завоевания испанцами Американского континента прошло достаточно времени, прежде чем обратили внимание на загадочные развалины в тропических лесах. Открыл цивилизацию майя американский юрист и дипломат Джон Ллойд Стефенсон. Именно им в 1839 году была предпринята экспедиция, целью которой было открытие великих городов в девственных лесах, безлюдных и безымянных.
Исследователи действовали не наугад, а руководствовались легендами и древними книгами, которые по случайности попали на глаза Стефенсону.
Участниками экспедиции были обнаружены древние стены, пирамиды, которые служили основаниями для храмов, четырехгранные каменные колонны, покрытые резьбой, идолы и места жертвоприношений.
Вначале сооружения показались не так значительны, как представляли себе исследователи, но когда осмотрели постройки и исследовали находки, стало понятно, что путешественники столкнулись с остатками давно забытой цивилизации майя. Никто из местных индейцев не знал, что заставило жителей покинуть города, кто жил здесь раньше и кому эти люди поклонялись, на все вопросы они философски отвечали: «Кто знает?»
Стефенсон со своими людьми лишь слегка приподнял завесу над загадками цивилизации майя. Экспедиции смогли обнаружить больше 30 поселений. Некоторые из них до такой степени надежно скрывала тропическая растительность, что никто и не подозревал, что на этом месте может существовать нечто необычное. Но после того, как результаты исследований обнародовали в Европе и США, к затерянным городам хлынул поток путешественников, которых манили загадки неизведанной цивилизации и возможность отыскать сказочные богатства.
Итак, удалось установить, что многочисленные древние города и самый главный из них — Копан — были построены индейцами племени майя. К концу XIX века этот народ все еще проживал в Центральной Америке, при этом в те времена их насчитывалось не меньше нескольких миллионов. В период расцвета цивилизации майя число городов доходило до двух сотен. Следует отметить, что среди поселений майя было обнаружено примерно 20 городов-мегаполисов, население каждого из которых достигало 50 000 человек.
Майя жили на всей территории полуострова Юкатан, на части территории сегодняшней Мексики, занимали всю территорию Гватемалы и Белиза и на западе территорию Гондураса и Сальвадора.
По сей день остается тайной, по какой причине майя выбрали для своих поселений настолько негостеприимное место. Дело в том, что там влажный тропический климат, где за год выпадает до четырех метров осадков, а лесистая низменность чередуется с горами вулканического происхождения, с глубокими ущельями. На севере климат становится суше, а поверхность земли более ровной, но в то же время здесь поселенцев подстерегает другая беда — практически нет рек, а водные запасы возможно обнаружить лишь в естественных подземных водохранилищах. Джунгли населены множеством самых различных насекомых, ядовитых пауков, змей и скорпионов. Но древняя цивилизация майя не только прекрасно выживала в этих условиях, но и успешно развивалась.
Установили, что цивилизация майя развилась довольно быстро: культурная общность народа сложилась к 1000 году до н. э., а к 250 году н. э. майя вступили в свой Золотой век.
К тому времени была разработана и расширена сеть торговых путей, освоены методы интенсивного земледелия, выработан своеобразный архитектурный стиль. Майя возводили уникальные пирамиды, где находились храмы, целые комплексы для игры в мяч, оригинальные дворцы со ступенчатыми арками. В общественной жизни майя соблюдалась строгая иерархия.
Письменность майя
Следует также обратить внимание на то, что в области научных знаний древние майя достигли невиданных для тех времен успехов. Система письменности этого народа была просто уникальной. Письменность майя была представлена иероглифами, похожими на миниатюрные рисунки, которые были заключены в квадратики.
Каждый иероглиф обозначал единицу письменной речи. Именно это так сильно отличает письменность майя от других известных видов письменности. Тот, кто знаком с этими иероглифами, сможет довольно просто читать тексты любой сложности.В письменности майя любопытно и то, что не все иероглифы обозначают слова, части слов или целые фразы, некоторые из них соответствуют слогам.
Майя располагали иероглифы на вертикальных стенах лестниц, стенах храмов и гробниц, глиняной посуде. У майя даже существовали свои книги, многие из которых, к сожалению, не дошли до нашего времени. Книги были написаны красными и черными чернилами на светлой бумаге, выделанной из нижнего слоя фигового дерева. На поверхность бумаги наносили специальный гипсовый состав, благодаря чему бумага становилась гладкой, как шелк. Сами книги складывали гармошкой, а обложку делали из шкуры ягуара. Практически всю литературу майя уничтожили миссионеры, отправлявшиеся на Американский континент со «священной» миссией.
Ученые по сей день не разобрались до конца, что означают все иероглифы майя.
Причем пока ни какой современный и самый мощный компьютер не способен с этой задачей справиться. На сегодняшний день прочитано всего около 800 иероглифов, и лишь после расшифровки остальных возможно будет прочитать другие надписи и дать более точные толкования уже разгаданным символам.
Календарь майя
Еще одним достижением цивилизации майя можно считать сложную систему календарей. Первый календарь — это солнечный, рассчитанный на год — на 365 дней. Весь год разделялся на 18 месяцев — по 20 дней в каждом. В конце каждого года к этим месяцам добавлялось еще 5 лишних дней, именовавшихся «уэйб» — «сон». Еще один календарь именовался ритуальным — и год состоял из 260 дней, делился на 20 месяцев по 13 дней в каждом.
Как солнечный, так и ритуальный календари выполнялись в форме зубчатых колес, у дней тоже были свои номера. Полное совпадение всех данных (день, месяц по ритуальному и солнечному календарям) было возможно лишь раз в 52 года. Любопытен факт, что майя смогли очень точно рассчитать количество дней в году, при этом календарь майя по точности даже превосходил имеющийся в Европе. Еще так и не разгадано, чем именно они руководствовались при составлении такого календаря.
Календари майя замечательны еще и тем, что они давали возможность не только фиксировать некоторые исторические события, но еще и позволяли делать некоторые астрологические прогнозы, при этом майя заглядывали в будущее так далеко, как не могут позволить себе даже современные специалисты в области космологии.
Вызывает изумление современной науки и система счета у майя. Этот народ использовал символ для обозначения ноля, в то время как даже у древних греков или римлян этого не было, а значит цивилизация майя по своему развитию даже превосходила другие современные им цивилизации.
Быт и культура цивилизации майя
Основная культура, которую выращивали майя на полях, был маис, или кукуруза. Скорей всего именно по этой причине данное племя получило название «майя» — как народ, употребляющий в пищу маис. Индейцы даже специально при помощи разных приспособлений уродовали себе череп, чтобы его форма напоминала форму кукурузного початка, и делали себе характерную прическу — высокий пучок на затылке.
Крестьяне изготавливали добротную глиняную посуду и уже к VII веку до н. э. научились покрывать ее слоем смолы и обжигать, что давало возможность расписывать глиняные сосуды самым причудливым образом.
Среди людей, которые отправились на поиски и исследования городов майя, были те, кто решил легко обогатиться. Стало известно: несмотря на то что майя широко использовали золото для изготовления ритуальных предметов, домашней утвари и украшений, у них не ценился этот металл в качестве драгоценного. Наиболее ценным в представлении древних майя был нефрит — камень, который они ценили не только за красоту, но и наделяли некоторыми магическими свойствами.
В течении долгого времени исследователи пытались отгадать, как именно майя обрабатывали нефрит. Дело в том, что полупрозрачный зеленый жадеит (разновидность нефрита, встречается в Центральной Америке) отличается очень большой плотностью и обрабатывать его необычно сложно. Резчики по камню, имея лишь примитивные инструменты, были вынуждены проявлять максимум терпения и изобретательности. Скорей всего для обработки этого камня использовали быстро заменяемые орудия и каменная пыль. Было выяснено: для того чтобы распилить нефрит, на камень сверху наносилась мокрая каменная пыль, а затем веревку протягивали по поверхности нефрита туда-сюда до тех пор, пока не образовывалась глубокая борозда и камень не распадался на две части.
Для того чтобы сделать в нефритовых фигурках завитки, канавки, лунки, использовались деревянные пилы или костяные сверла. Трудно себе представить, сколько терпения должно было быть у мастера, если даже кремень или обсидиан не оставляют на поверхности нефрита никаких следов!
Любопытно еще и то, что ремесленники майя знали разницу между похожими на нефрит минералами: серпентином, кварцем, зеленым альбитом — и из самых ценных камней изготавливали фигурки и украшения, предназначенные для высокопоставленных особ и для жертвоприношений богам во время торжественных церемоний. Менее ценные зеленые камни использовали для изготовления украшений, фигурок людей и животных, при этом довольно часто такие фигурки имели форму клина. Это говорит о том, что нефритовые изделия использовались также в качестве орудий труда — как топор или примитивное долото.
Закат цивилизации майя
Все это позволяет считать цивилизацию майя одной из величайших в мире. Тем более странно, что около 900 года н. э. наступил ее закат. Многочисленные города майя неожиданно опустели. Вначале были покинуты города в южной и центральной областях, и жители переместились на север — на Юкатан. Но и тут в скором времени государственный строй майя пришел в упадок.
Ученые-исследователи задаются вопросом: по какой причине опустели города? Никаких видимых причин для того, чтобы покинуть родные места, они так и не могут назвать, хотя выдвинуто немало предположений.
Установили, что жители покидали города примерно на протяжении столетия. Все города майя в джунглях выглядят так, словно жители неожиданно сорвались с места и ушли, оставив все свои богатства, домашнюю утварь и богов-идолов.
Некоторые ученые считают, что причиной опустения городов майя может быть экология. Известно, что майя использовали подсечно-огневой метод земледелия. Вначале участок леса, предназначенный под пашню, вырубался, выкорчевывались корни — и все это сжигалось. Полученная зола была замечательным удобрением для почвы. В тропических лесах почва очень бедная — и это являлось причиной того, что уже спустя 2–3 года на ней переставали плодоносить посаженные растения.
Земледельцам приходилось обращать внимание на другие участки леса, а поля они оставляли зарастать, чтобы по прошествии нескольких лет их возможно было использовать опять.
Простые подсчеты показали: возделывая ежегодно треть своих земель, майя все-таки не могли полностью прокормить густо заселенные города. Потому большие города быстро пустели, жители уходили на новые неосвоенные территории, используя самые большие свои города только для ритуальных церемоний. Ученые, склоняющиеся к этой версии, говорят о том, что в больших городах постоянно жила лишь элита: жрецы и правители, все же остальные люди жили в деревнях и собирались в города лишь по большим праздникам.
Другие исследователи полагают, что причиной опустения городов майя может быть иноземный захват. Известно, что северные племена индейцев захватывали города, убивая всех жителей или забирая их в плен. Но такая версия очень шаткая. Если дело обстояло именно так, то непонятно, куда могло подеваться то огромное количество трупов, которое должно было остаться после сражений. К том же строения не разрушены, храмы и захоронения повреждены лишь временем и ни в коем случае не людьми.
Некоторые из ученых, изучающих цивилизацию майя, говорят о том, что причиной опустения городов можно считать природные катаклизмы. Известно, что многие горы на землях майя вулканического происхождения. Извержения вулканов и сильнейшие землетрясения, возможно, были причиной того, что сам воздух был наполнен газами и пеплом, люди не могли дышать, потому волей-неволей вынуждены были уходить со своей земли. Но если принять такую версию за правду, тогда неясно, где весь тот вулканический пепел, который засыпал города майя? Ведь только в нескольких городах слой вулканического пепла покрывал строения. Эта версия, однако, подтверждается легендами самих жрецов майя, предсказывавших гибель их мира. По легенде, мир майя погибал 4 раза — и всякий раз возрождался. Предсказанная пятая гибель цивилизации майя совпадала с событиями, которые имели место быть.
Еще одной причиной гибели цивилизации майя некоторые ученые называют политику. Они говорят о том, что народ жестоко эксплуатировался жрецами и правителями, потому было организовано восстание, в котором погибли все правители. Но это ужасным образом отразилось и на простых людях: их быт был налажен таким образом, что они полностью были в зависимости от жрецов, которые руководили всеми повседневными действиями простых людей, и, предоставленные сами себе, последние просто-напросто не смогли выжить. И эта версия гибели городов тоже не доказана полностью.
Среди ученых-майянистов есть и такие, которые считают, что народ майя испытал на себе инопланетное вторжение. Посетившие Землю пришельцы были убеждены, что майя — наиболее цивилизованный народ, населяющий нашу планету, и потому забрали его с собой. Такая версия кажется наиболее невероятной, хотя и у нее есть свои ярые приверженцы.
Далее всех в исследованиях причин заката цивилизации майя продвинулся археолог Артур Демарест, совершивший поразительные открытия. Проводя раскопки в малоизвестном городе Дос-Пиласе, он наткнулся на туннель в основании разрушенной пирамиды. После продолжительной работы получилось проникнуть в глубину пирамиды, где обнаружили камеру, которая оказалась гробницей. Внутри находился человеческий скелет в царственном головном уборе из нефрита, морских раковин и жемчуга. Исследователь пришли к выводу, что это царь Дос-Пиласа, названный именем Правитель-2, так как настоящее его имя установить не удалось — иероглифы, относящиеся к этому периоду, по сей день не прочитаны.
Этот царь был известен тем, что вел захватнические войны и постоянно расширял свои владения.
За время его царствования владения Правителя-2 достигли 4 000 квадратных километра. Однако правитель не сумел удержать завоеванное — и в скором времени город пал. На церемониальной площади велись битвы, а вокруг храма был поспешно сооружен глубокий ров и высокий вал, которые превратили храм в крепость. Некоторые фортификационные работы велись в такой спешке, что использовали каменные блоки, которые выламывали из пирамид и храмов. Неглубокие могилы простых людей, большое количество сломанных копий показывает на то, что индейцы сопротивлялись до последнего.
Демарест считает, что враждебность, накопившаяся в обществе майя, падение общественного строя привели к экологической катастрофе, что стало причиной конца данного этапа цивилизации майя.
Религия, жертвоприношения цивилизации майя
Несмотря на то что майя были чрезвычайно просвещенный и ученый народ, все же нельзя отрицать, что они приносили своим богам большие человеческие жертвы. Когда цивилизация майя только начала исследоваться, считалось, что майя были этакими «американскими древними греками», которым была чужда жестокость и кровь, но со временем эта версия была опровергнута большим количеством находок.
Множество человеческих останков и других свидетельств показывало на то, что для майя было вполне естественным проливать кровь, при этом как чужую, так и свою. Жертвы для приношений жестоким богам избирались среди числа военных пленников и людей низшей касты.
Чтобы показать свою веру богам, майя пускали себе кровь. Для таких ритуальных кровопусканий использовались специальные инструменты, изготовленные из позвоночника морского ската. Пользуясь им, мужчины майя пускали себе кровь из ушных раковин и полового члена, а женщины — из языка. Пример такого кровопускания возможно увидеть изображенным на каменной доске из Яшчилана. Тут изображен правитель Щит-Ягуар, который держит факел над своей женой, Леди Шок. Женщина пробила свой язык ритуальным ножом и продевает сквозь рану бечеву, утыканную шипами.
Изучение письменных источников дало возможность предположить, что один из храмов был в особенности почитаем майя. Именно его использовали для священной кровавой церемонии — воссоединения с богами и предками, известной под названием «Путешествие в подземный мир». Для того чтобы ритуал был совершен, правитель должен был прийти в состояние наивысшей экзальтации, что можно было достигнуть продолжительными голодовками и частыми кровопусканиями.
Правитель уединялся в специальной маленькой комнатке, где в течении долгого времени изощренными способами пускал себе кровь, потом появлялся перед народом наверху храмовой лестницы в запятнанной кровью одежде, отсюда и начиналось его «восхождение к богам». В действительности, длительные голодовки и кровопускания могли вызвать обмороки или бредовые видения, которые воспринимали как общение с наивысшими силами.
Сейчас абсолютно непонятно, почему лишь причиняемая себе и другим боль могла возвысить майя в их собственных глазах, а между тем люди были уверены, что именно таким образом в состоянии повлиять на текущие события и природные катаклизмы. К примеру, солнечное затмение воспринималось ими как гибель божества, после которой солнце могло исчезнуть навсегда. Индейцы верили, что только многочисленные кровопускания могли помочь воскреснуть богам, а значит и не дать умереть их собственному миру.
Кровопускание делали не только правители и жрецы, но и простые люди. Прежде всего участники ритуальных церемоний доводили себя до помутнения сознания при помощи продолжительных голодовок и употребления сока из растений-галлюциногенов, а после пускали себе кровь. Поводом для этого становилось каждое сколько-нибудь значительное событие: смерть и рождение, война и смена правителей, продолжительная засуха или сбор урожая маиса. Все это требовало подношения богам. Совершая кровопускание, люди отдавали богам самое дорогое, что у них есть.
Изображенная на рисунке каменная фигурка показывает человека, совершающего обряд кровопускания. Головной убор, украшения на ушных раковинах, набедренная повязка говорят о том, что скорее всего это не простой человек, а представитель высшего сословия. На шее у него есть веревка — знак того, что он подвергает себя наказанию. Человек прокалывает свои гениталии, смачивает каплями крови кусок древесной бумаги, сжигает ее, веря, что облака дыма станут пищей кровожадных богов.
К удивительным открытиям цивилизации майя можно отнести священные пещеры. Люди думали, что пещеры, в изобилии представленные местным ландшафтом, являлись воротами в подземный мир — и потому почитались ими в качестве святилищ. Планируя размещение своих поселений, майя выбирали места, где в обязательном порядке должна была находится пещера.
В ее мрачные глубины спускались жрецы для беседы с богами, тут было место множества жертвоприношений.
Самой любопытной можно считать пещеру Эль-Дуэнде, что в переводе с испанского означает «призрак». Священная пещера служила местом жертвоприношений на протяжении нескольких веков, об этом же говорит плотный слой человеческих костей, ковром устилающий пол обширной пещеры. Некоторые останки сохранились с VII века н. э.
Эта пещера представляет из себя разветвленную сеть камер и переходов, которые искусственным образом были прорыты в подножье холма. Снаружи этому холму придали вид пирамиды. В самой горе протекает подземный поток. Сочетание трех признаков — воды, горы и подземного мира — делает пещеру особой в ряду таких же пещер. Потому, когда город Дос-Пилас, находящийся рядом с пещерой, пал от набегов соседних племен, жители разбирали каменные постройки, для того чтобы завалить тяжелыми каменными блоками вход в священную пещеру. Разрушение ценных построек говорит о том, что желание сохранить святилище нетронутым является актом отчаяния. Это также подтверждает версию, что гибель цивилизации майя наступила из-за распространившейся жестокости и анархии.
Большое любопытство майянистов вызывает также карстовый колодец, имеющий дурную славу. Этот колодец представляет собой овальный водоем, уходящий на глубину 20 метров. Это место оказалось самым жутким из всего, виденного путешественниками ранее. Вода оставалась темной даже тогда, когда на нее направлялся свет прожекторов, а в непосредственной близости от колодца всегда царила глубокая тишина: не раздавались ни рычание животного, ни пение птицы.
Первые упоминания об этом колодце относятся ко времени, когда испанцы только начали освоение Американского континента. Исследователи говорили, что индейцы майя бросали в колодец живых людей в качестве жертвоприношений богам. Жрецы же бросали в колодец своих жен в надежде разузнать у подземных богов, будет ли благоприятным наступающий год. В мрачные глубины колодца бросали также и более ценные украшения в надежде умилостивить жестоких богов. Потому колодец представлял для путешественников особый интерес, они надеялись разбогатеть при помощи добытых со дна сокровищ.
Первые попытки проникнуть в колодец предприняли в начале ХХ века.
Было решено очистить дно колодца при помощи черпалки, а после пустить в колодец водолазов. Те водолазы, которые решались проникнуть в священный колодец прежде, говорили о страхе, который пронизывал их при погружении. Вода постоянно оставалась темной — и даже мощный свет прожекторов не в силах был разогнать тьму. Водолазы чувствовали давление воды на себя со всех сторон так, словно неведомые силы препятствовали их погружению. Никто из водолазов так и не достиг дна колодца.
После того как в действие привели землечерпалку, она стала доставлять на поверхность ил и грязь — и только после непрерывной работы на протяжении 7-и дней в конце концов на землю начали поднимать останки людей. Но ожидаемые сокровища так и не появились. Тогда кто-то из водолазов решился попытаться опуститься на дно колодца, хотя присутствовавшие на раскопках индейцы высказывали ему свое сочувствие и пожимали руку, словно говор последнее «прощай».
Преодолевая гнетущее сопротивление неведомых сил и свой страх, водолаз достиг дна колодца и даже смог зачерпнуть пригоршней какие-то предметы на дне, но тут он неожиданно стал задыхаться, и поспешил на поверхность. Водолаз захватил со дна колодца пригоршню золотых и нефритовых украшений, но желающих последовать его примеру больше не нашлось. И сейчас жуткие глубины священного колодца таят немало тайн…тайн смерти.
А.Луковкина
ред. shtorm777.ru
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
shtorm777.ru
Древняя цивилизация Майя
Древняя цивилизация которая исчезла с лица земли, но оставила своим потомкам множество неразрешенных вопросов. Цивилизация Майя сегодня одно из самых изучаемых тем в мире. Множество историков и археологов выдвигают версии по поводу исчезновения столь развитой цивилизации. (17 фото)
Зарождение Майя как цивилизации относят еще к 2000 годам до н.э. Поэтому, все возможные утверждение могут быть неточные или недостоверные. На сегодня Майя самая исследоваемая цивилизация, а на местах их пребывания до сих пор ведутся археологические раскопки.
Майя как цивилизация прожила довольно длинный отрезок времени. Они существовали с 2000 года до н.э. до 9 века н.э.
Хотя это утверждение было бы не точным, потому что некоторые народы Майя продолжают находится на своих исторических землях и сегодня. Но именно в 9 веке н.э. начался резкий упадок и прекращение полного развития цивилизации.
Майя имело свое начало как землевладельческого государство. Со временем начали вырастать города. Известно что уже через 1 500 лет после своего появления Майя начинают торговлю. Торговля велась в 800-400 годах нашей эры.
Первые храмы были построены в 500 годах нашей эры. Цивилизация переживала свое бурное развитие, находилась на пики роста. Майя первый народ у которого к тому времени уже была своя система расчета, своя письменность и даже исчисление времени.
Так же известно что Майя имели глубокие познания в области космоса. На сегодняшний день остались некоторые иероглифы, часть из них расшифрована. Так же Майя изобрели календарь, просчитанные практически до наших дней с точностью, возможно числа на календаря продолжились бы, но есть версия что Майя посчитали это не нужным. Такое долгое исчисление.
Сегодня по данным проведенным специальным оборудованием, и снимкам сделанным из космоса, можно смело утверждать что под контролем Майя находилось более 100 городов и около 3000 поселков. При этом исследованы и раскопаны из них, меньшая часть.
Следы пребывания Майя
Майя строили сооружения, строили храмы, украшали их росписью. До наших дней сохранилась часть рисунков Майя, художники в один голос соглашаются о великих способностях к творчеству людей Майя. Принято относить рисунки Майя к классическому искусству, а настенные фрески часто сравнивают с объектами античного мира.
Доподлинно известно что часть земель Майя были заселены переселенцами, часть из них была завоевана. Но случилось это уже во времена кризиса и резкого сокращения численность населения Майя. В 9 веке н.э. они перестали сооружать какие либо строения. Возможно это произошло из-за погодных условий. Возможно это последствия какой то страшной болезни. Сегодня ведутся споры среди этих версий, но объективного мнения нет.
Майя оставили нам множество пирамид, зданий, террас на которых они выращивали продукты. Каменные сооружения удивительно прочные, по прошествии стольких лет они и не собираются рушиться.
Многие из построек носили религиозный характер. Известно что у народов Майя было жертвоприношение. Так один из захвативших власть правителей, по средствам внутреннего восстания, принес в жертву предыдущего царя.
Система правления у Майя была иерархичная, с единым монархом.
Конечно же как народу Майя удалось построить такие грандиозные сооружения доподлинно неизвестно. Ученые продолжают строить версии, а пока что это почти Пирамида Хеопса.
Одним из самых известных и заметных строений Майя, является Чичен-Ица. Построенный приблизительно в 7 веке н.э. является бывшим религиозным и культурным центром цивилизации Майя.
Сегодня раскопанные руины строений Майя активно посещают туристы. А оставшаяся часть представителей древнейшей цивилизации живет на деньги, заработанные на туристах. Многие из них уже могут пользоваться электроэнергией а кто-то даже водит автомобиль.
Следы пребывания древней цивилизации Майя, фото
Майя находились на побережье Карибского моря. Строение Тулум сохранилось прям у входа в воду. Подумать только, уже 1500 лет тому назад здесь находились люди.
Это была древняя цивилизация Майя.
Смотрите так же — Гора Кайлас; Большой сфинкс в Гизе; Стоунхендж фото; пирамиды Египта.
Комментарии
review-planet.ru
Древняя цивилизация майя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек.[1]
Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Америки? Как и стоило полагать, точного ответа на эти и другие вопросы у нас нет. В разные времена ученые высказывали иногда и совсем противоположные версии. А на сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.[2]
Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это «культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Почему майя обосновались в столь непригодном для жизни месте – джунглях Южной Мексики? Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями. Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе. И почему почти все города классического периода несут на себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными (например: «Тикаль» придумали археологи, а «Паленке» по-испански – крепость).
Много чего приходиться археологам домысливать и придумывать самим. Вряд ли когда-нибудь мы будем точно знать, что тогда происходило, и как жили эти загадочно-экзотичные для нас индейцы. Но это не останавливает энтузиастов ученых. И с каждым годом мы хоть на чуть-чуть, но приближаемся к разгадкам тайн цивилизации майя.
ИССЛЕДОВАНИЯ МАЙЯ.
Несомненно, такая культура как культура майя не могла не привлечь к себе внимания. На протяжении веков оно было различным и по силе и по направлению. Так в XVI-XVII в.в. силы, направлявшиеся на изучение истории, культуры и жизни индейцев майя, были оправданны желанием покорить остатки коренного населения, обратить их в новую веру. Позже, когда потомков майя стало еще меньше, а мировое сообщество шло вперед в своем развитии, многие путешественники, а иногда и просто искатели приключений, увлеклись загадкой майя. Странные и таинственные города-призраки покорили и крупных европейских чиновников, и по их приказаниям люди, совершенно не имевшие отношения к исследовательской, археологической работе, проводили раскопки и писали отчеты о древних находках. Но, в конце концов, настоящие археологи и историки взялись за загадки цивилизации майя. Этот процесс был поначалу крайне неупорядоченным, особенно на раннем этапе, когда фантазии часто преобладали над фактами, но как бы медленно ни проступала на свет правда, она оказывалась едва ли не более ошеломляющей, чем самые смелые домыслы. Не будучи уверенными в происхождении архитектурных ансамблей, обнаруженных в джунглях Америки, ученые высказывали различные версии об их строителях. Были споры и о происхождении самих майя, об их культуре и историческом развитии. Некоторые считали, что майя испытали на себе влияние соседствующей империи ацтеков, другие говорили, что корни этой цивилизации следует искать в горах Центральной Америки, некоторые высказывались о связях майя с цивилизациями Китая и Юго-Восточной Азии.
Далее я приведу изыскания некоторых, показавшихся мне наиболее интересными, исследователей цивилизации майя. После завоевания территории майя испанцами новые хозяева вознамерились искоренить религию индейцев: они рушили храмы и разбивали гробницы. На полуострове Юкатан ответственным за «очищение» язычников был монах-францисканец по имени Диего де Ланда . Де Ланда был личностью сложной и неординарной. Этот религиозный фанатик верил, что для спасения душ нужно знать окружающий мир, чтобы легче было его исправить. Прибыв на континент в 1549 году, он уже через несколько лет бегло говорил на местном наречии и стал серьезно изучать образ жизни индейцев – его интересовали обычаи и ритуалы майя, их календарь, методы обработки земли, пища, питье, одежда и многое другое. Он побывал на развалинах старых городов, покинутых жителями много лет назад и убедился, что когда-то Юкатан знавал лучшие времена – «времена расцвета, когда строились все эти удивительные здания».[3] Де Ланда обнаружил, что у майя была своя литература – часть произведений, по-видимому, восходила к далекому прошлому этого народа. Километров в 60 от основанного испанцами города Мерида на побережье Юкатана, он нашел тайник, в котором хранилось около трех десятков иероглифических книг. Это были настоящие произведения искусства: черные и красные знаки были каллиграфически выписаны на светлой бумаге, сделанной из нижнего слоя коры фигового дерева или шелковицы; бумага была гладкой от нанесенного на ее поверхность гипсового состава; сами книги были сложены «гармошкой», обложка была сделана из шкуры ягуара. И хотя эти тома могли бы стать бесценным источником для исследований де Ланды, религиозный фанатик в нем на сей раз победил ученого. Он почему-то решил, что в книгах майя содержатся эзотерические знания, и поэтому собрал их и сжег их разом. Особое внимание де Ланды привлекли иероглифы, сохранившиеся на стенах здания. Он попытался соотнести испанский алфавит с иероглифами майя. Он полагал, что письменность майя, подобно испанской или другой западноевропейской, чисто алфавитная и можно выявить прямые соответствия между рисунками-символами и буквами. В этом была его главная ошибка. Но заслуга де Ланде в том, что он, сам того не сознавая, завещал последующим поколениям бесценную информацию, которая, в конце концов, помогла в разгадке тайн. В 1562 году де Ланде был затребован обратно в Испанию по обвинению в превышении полномочий. Ожидая постановления по своему делу, он написал пространный трактат о майя, изложив все, что ему удалось узнать о их культуре, включая версию алфавита. Документ этот бесследно исчез, может быть, затерялся в церковных архивах. Официально действия де Ланды по спасению душ были признаны верными, он был оправдан, и вернулся на Юкатан уже епископом.
Одним из первых исследователей был Антонио дель Рио , капитан испанской армии, размещенной в Гватемале. В 1786 году он получил от некоего правительственного чиновника задание обследовать каменные руины близ города Санто-Доминго де Паленке, находившегося в 350 км. к северо-западу от Гватемала-Сити. Дель Рио был далек от археологии, но он был человеком исполнительным и энергичным. Лишь с помощью 80 индейцев ему удалось добраться до этого места. Паленке, как стали называть этот город, занимал территорию несколько кв. километров. В большинстве своем постройки почти совсем разрушились, но некоторые архитектурные диковинки все еще несли на себе следы былого величия. На низких пирамидах–подножиях стояли четыре пышно украшенных дворца, покрытых лепными рельефами, иероглифами, а в трех из них были обнаружены панели, изображавшие какие-то ритуальные действа. На высокой земляной платформе стоял дворец, представляющий собой целый лабиринт из комнат, залов, внутренних двориков и переходов. Капитан старательно копал и измерял и даже собрал небольшую коллекцию образцов. Художник, приглашенный участвовать в экспедиции, копировал самые поразительные находки. Через несколько недель был составлен и представлен правительству отчет об экспедиции. Дель Рио не пришел к однозначному выводу о строителях города, но, по его убеждению, культура Паленке напоминала культуру других известных к тому времени заброшенных городов Юкатана. Отчет дель Рио был отправлен в Испанию, но также, как и трактат де Ланды, затерялся в архивах. Однако с него была сделана копия, которая каким-то образом попала в руки лондонского книгопродавца. Тот опубликовал найденный документ в 1822 году. Правда, мало кто прочел этот отчет, но, тем не менее, мир майя не был в полном забвении.
Хуан (Джон) Галиндо , путешественник, родом из Ирландии, попал в Гватемалу в 1827 году, когда ему было 25 лет. В это время в стране шла война между политическими фракциями. Позже Галиндо был назначен губернатором Северной Гватемалы, и в 1831 году он побывал с исследовательскими целями в Паленке. Спустя три года правительство поручило ему таким же образом обследовать другое таинственное место - Копан. Справившись с этим заданием, он в специальном докладе изложил свою версию. Галиндо был убежден, что политическая власть и культурный прогресс всегда распространялись в одном направлении- с востока на запад. Для него отправной точкой, местом зарождения мировой цивилизации, была Центральная Америка. В древнейшие времена здесь жили необычайно одаренные люди, но их постигло какое-то бедствие. Те, кто выжил, двинулись на запад, в Азию и дальше, одну за другой создавая новые цивилизации: древнекитайскую, древнеиндийскую, халдейскую, древнеегипетскую. Тем временем в таких местах, как Паленке и Копан, культура вновь возродилась, но уже не в тех масштабах, что прежде. И новый расцвет ее был не долгим. Некий процесс, который Галиндо уподобил старению, ослабил человеческие силы в Центральной Америке - именно в этом Галиндо видел причину неспособности индейцев отразить натиск испанских завоевателей.
mirznanii.com
Международный интернет - проект 'Образование'
05.09.2012 20:33
ИСТОРИЯ МАЙЯИсторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.ДРЕВНИЕ МАЙЯСреда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.
ПИСЬМО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОИспанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.
ИСКУССТВО МАЙЯ. Великолепные образцы сохранившейся фресковой живописи обнаружены в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас.ИЕРОГЛИФЫ МАЙЯФРЕСКА, изображающая церемонию посвящения в сан жреца (Бонампак, Мексика).
Майя среди нас
Несмотря на значительное уменьшение численности этого народа, многочисленные потомки майя все еще живут среди нас. В мире насчитывается по разным оценкам до семи миллионов потомков майя, живущих в разных странах и сохраняющих остатки своей давней культуры. Часть из них ассимилировалась в окружающую культуру, но значительное число продолжают жить по своим обычаям, разговаривая на языке майя и соблюдая ритуалы (видоизмененные, не такие кровожадные, как в древности). Наибольшее количество майя проживает в мексиканских штатах Юкатан, Кемпече, Табаско и других с труднопереводимыми названиями (Yucatán, Campeche, Quintana Roo, Tabasco, Chiapas), а также в странах центральной америки – Белизе, Гватемала, части Гондураса и Эль Сальвадора). Ассимиляция происходит в обе стороны — из языка майя в другие пришло довольно много слов, таких как “shark” (акула), “cocoa” (какао). Если захотите выпендриться перед друзьями и сказать “спасибо” по-майянски, скажите “Йак диос боотик”.
Дети майяНарод майя славился в числе прочего своим стремлением улучшить “красоту” своих детей, причем весьма варварскими способами. К примеру, детям до определенного возраста, особенно из знати, приходилось несколько часов в день носить прижатую к лицу доску, чтобы лицо стало “плоским”, что было свидетельством красоты и богоизбранности. Еще один “признак” красоты – косоглазие, которое достигалось подвешиванием маленького предмета перед глазами младенца од тех пор, пока он полностью не окосеет (жесть...) Детей называли по наименованию дня, в который они родились, при чем существовали списки названий дней с “женскими” и “мужскими” именами, и родители строго следовали принятому порядку.
Хорошие доктора
Медицина в цивилизации майя была тесно связана с культурой и религией, и при этом находилась на очень высоком для своего времени уровне. Медицинскими знаниями обладали только небольшая горстка избранных — шаманы, которые являлись посредниками между материальным и духовным миром, к тому же им приходилось хорошо разбираться в медицине того времени – раны зашивались, используя человеческий волос, переломы костей сращивались, используя специальные колодки, существовали даже опытные “стоматологи”, изготавливающие зубные протезы из нефрита и бирюзы... Понятно, что такая медицина была доступна только очень немногим...
Жертвоприношения
Несмотря на то, что человеческие жертвоприношения остались в прошлом, современные потомки майя практикуют кровавые обряды и в наше время. В качестве жертв используются, правда, куры, но сам процесс, песнопения, одежда, выпивание крови во многом остались в первозданном виде.
Майя и глюки
Майя широко применяли галюциногенные препараты (а что оставалось в то время делать?), особенно в религиозных церемониях и в медицинских целях. Определенные виды кактусов (пейотлевые), некоторые травы, грибы, табак использовались для приготовления напитков, вызывающих сильные галлюцинации и ослабляющих боль. Способы введения этих веществ также были весьма разными, в том числе через задний проход – этот весьма болезненный процесс показан на майянской статуэтке сверху. Как страшно было жить.
КалендарьНаверное, самым известным в наше время достижением майя является календарь. Он назывался Тзолкин, в году насчитывалось 18 месяцев по 20 дней в каждом, а также особый девятнадцатый, несчастливый месяц, насчитывавший всего пять дней. Это был общественный календарь, кроме него существовал особый религиозный. Для каждого дня в месяце существовало свое обозначение, связанное с тем или иным растением/животным, например первый день месяца был днем лилии, десятый – орла, двадцатый – собаки. В календаре существовало 5 несчастливых “плавающих” дней.
Игры
Из игр майя историкам больше всего известна игра с мячом под названием Пок-а-Ток. В нее играли на ровной площадке неправильной формы, с одной стороны которой на высоте двух-трех метров находилось каменное “кольцо”, расположенное вертикально. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не попадал мячом в кольцо. В большинстве случаев эта игра заканчивалась жертвоприношением. представляю современный футбол с таким окончанием…
Излишества
Историки считают, что майя пользовались жевательной резинкой для чистки зубов. Производили они ее из плодов деревьев Чикозапоте (Chicozapote), которые распространены на американском континенте во время расцвета цивилизации майя (известно около 30 видов). Зубы, кстати, нуждались в чистке, так как майя были большими любителями шоколада, который они называли “Напиток Богов” . Шоколад они употребляли как в жидком, так и в твердом виде, правда почти всегда в него добавляли совсем непривычные для нас ингредиенты, вроде красного перца...
Почему они ушли?
Один из главных вопросов, интересующий историков и обывателей, интересующихся майя – почему они бросили свои жилища и куда исчезли? Версий существует множество, от похищения инопланетянами до недостатка пищи. Одно из самых здравых предположений относится к культуре предсказаний, гороскопов и календаря майя. Считается, что для каждого жителя майя жрецы составляли свой гороскоп, в котором точно предсказывалось, что с ним произойдет, вплоть до даты смерти. Этот гороскоп человек слышал от матери с самого рождения, и утверждения из него для него были бесспорной истиной. Согласно предсказаниям жрецов в определенное время наступал конец света, и все были к нему готовы. Это сыграло с жителями злую шутку – они просто бросили свои дома, уйдя встречать приход конца света в горы... Что с ними случилось потом – неизвестно, как и то, правдива ли эта версия. По крайней мере, она более реалистична, чем захват майя летающими тарелками.
Источник
proekt-obrazovanie.ru
Древняя цивилизация майя - часть 3
ПОЗДНИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (600-900 годы н. э.) Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные центры. На западе области майя процветает Паленке. Которым правит Пакаль, пришедший к власти в 615 году и похороненный с наивысшими почестями в 683 году. Правители Паленке отличались большим строительным рвением и создали большое количество храмов, дворцовых комплексов, царскую усыпальницу и другие постройки. Но что важнее всего – скульптурные изображения и иероглифические надписи, которыми изобилуют эти сооружения, дают нам представление о том, что правители и послушный им народ считали главным. После изучения всех памятников складывается впечатление, что в этот период произошли некоторые изменения в роли, которая отводилась правителю, и эти-то изменения косвенно указывают на причину краха такой, казалось бы, благополучной цивилизации, какой была цивилизация майя в «классический период».
Кроме того, в четырех разных местах в Паленке Пакаль и его наследник воздвигли так называемые царские реестры – стелы с записями о членах правящей династии, прослеживающими ее корни вплоть до 431 года н. э. По- видимому эти двое были очень озабочены доказательством своего законного права на власть, и причиной тому были два случая в истории города, когда правитель получал право престолонаследия по материнской линии. Так произошло с Пакалем. Поскольку у майя право на престол передавалось обычно по отцовской линии, Пакаль и его сын были вынуждены внести в это правило некоторые коррективы.
В VII веке снискал себе славу и юго-восточный город Копан. Многие надписи и стелы Копана показывают, что городом в течение 4-х столетий, с V века н. э., правила одна династия. Благодаря такой стабильности город приобрел вес и влияние. Основатель династии, правитель Яш-Кук-Мо (Голубой-Кетуаль-Попугай), пришел к власти в 426 году н. э. И можно предположить, что авторитет его был очень велик, и все последующие правители Копана считали необходимым именно от него вести отсчет своей царской линии. Из 15 его царственных потомков дольше всех прожил энергичный Дым-Ягуар, взошедший на престол в 628 году и правивший 67 лет. Прославившийся как Великий Подстрекатель, Дым-Ягуар привел Копан к небывалому расцвету, сильно расширив его владения, возможно с помощью территориальных войн. Знатные люди, служившие при нем, вероятно, становились правителями покоренных городов. За время правления Дыма-Ягуара численность городского населения достигла примерно 10000 человек.
В то время войны между городами были обычным явлением. Несмотря на то, что правители городов приходились друг другу родственниками вследствие междинастических браков, да и в культуре – искусстве и религии – этих городов было много общего.
Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжают знать различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей. Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX веке, города центральных низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс Копан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.
«ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (900-1500 годы н. э.) Истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии, вторжения из вне, социальные потрясения и непрекращающиеся войны – все это как вместе, так и по отдельности могло послужить причиной заката цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 году н. э. Строительство на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна в холмистой местности Пуук, существуют вплоть до 1000 года.
Исторические хроники кануна конкисты и данные археологии наглядно свидетельствуют о том, что в X веке н.э. На Юкатан вторглись воинственные центрально мексиканские племена – тольтеки. Но, не смотря на все это в центральной области полуострова население уцелело и быстро приспособилось к новым условиям жизни. И спустя короткое время появилась своеобразная синкретическая культура, соединяющая в себе майянские и тольтекские черты. В истории Юкатана начался новый период, получивший в научной литературе название «мексиканский». Хронологически его рамки приходятся на X – XIII века н.э.
Центром этой новой культуры становится город Чичен-Ица. Именно в это время для города наступает пора процветания, продолжающаяся 200 лет. Уже к 1200 году огромна площадь застройки (28 квадратных километров), величественная архитектура и великолепная скульптура говорит о том, что этот город был главным культурным центром майя последнего периода. Новые скульптурные мотивы и архитектурные детали отражают возросшее влияние мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развившейся в Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан. Юкатанские майя, по-видимому, вели между собой более жестокие войны по сравнению с теми, что велись их собратьями на юге. Хотя подробные описания конкретных сражений отсутствуют, известно, что войны из Чичен-Ицы сражались против воинов из Ушмаля и Кобы, а позднее люди Майяпана напали на Чичен-Ицу и разграбили ее.
По мнения ученых, на поведении северян сказалось влияние других народов, вторгшихся на территорию майя. Не исключено что вторжение происходило мирным путем, хотя это и мало вероятно. Например, у епископа де Ланде имелись сведения о каких-то людях, пришедших с запада, которых майя назвали «ица». Эти люди, как говорили оставшиеся потомки майя епископу де Ланде, напали на Чичен-Ицу и захватили ее. После внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан.
Если застройка Чичен-Ицы и Ушмаля повторяет другие города майя, то Майяпан в этом случае довольно таки отличался от общей схемы. Майяпан, обнесенный стеной, был городом хаотичной застройки. Кроме того, здесь не было огромных храмов. Главная пирамида Майяпана была не очень хорошей копией пирамиды Эль-Кастильо в Чичен-Ице. Численность населения в городе достигала 12 тысяч человек. Ученые предполагают, что в Майяпане был достаточно высокий уровень экономики, и что общество майя постепенно переходило на деловые отношения, уделяя все меньше внимания древним богам.
250 лет в Майяпане правила династия Кокомов. Они сохраняли за собой власть, удерживая своих потенциальных врагов в заложниках за высокими стенами города. Еще больше укрепили свои позиции Кокомы, когда приняли к себе на службу целую армию наемников из Ах-Кануля (мексиканский штат Табаско), чья преданность была куплена посулами военной добычи. Повседневная жизнь династии большей своей частью была занята увеселениями, танцами, пирами и охотами.
В 1441 году Майяпан пал в результате кровавого восстания, поднятого вождями соседних городов, город был разграблен и сожжен.
Падение Майяпана прозвучало похоронным звоном над всей цивилизацией майя, поднявшейся из джунглей Центральной Америки до небывалой высоты и канувшей в бездну забвения. Майяпан был последним городом на Юкатане, которому удавалось подчинить себе другие города. После его падения конфедерация распалась на 16 соперничающих между собой мини-государств, каждое из которых боролось за территориальные преимущества силами собственной армии. В постоянно разгоравшихся войнах города подвергались набегам: захватывали в основном молодых мужчин, чтобы пополнить ими войско или принести их в жертву, поля поджигали, чтобы заставить земледельцев подчиниться. В непрерывных войнах архитектура и искусство были оставлены за ненадобностью.
Вскоре после падения Майяпана, всего через несколько десятилетий, на полуострове высадились испанцы, и участь майя была решена. Когда-то один пророк, слова которого приводятся в «Книгах Чилам-Балам», предсказывал появление чужестранцев и его последствия. Вот как звучало пророчество: «Принимайте ваших гостей, бородатых людей, которые идут с востока… Это начало гибели». Но те же самые книги предупреждают и о том, что не только внешние обстоятельства, но и сами майя будут виновны в том, что случится. «И не было больше счастливых дней, - гласит пророчество, - здравомыслие нас оставило». Можно подумать, что задолго до этого последнего завоевания майя знали, что слава их потускнеет и древняя мудрость забудется. И все же, словно предвидя будущие попытки ученых вызвать из небытия их мир, они высказали надежду, что когда-нибудь голоса из прошлого будут услышаны: «В конце нашей слепоты и нашего позора все откроется вновь». [9]
КУЛЬТУРА МАЙЯ
Несомненно, великая цивилизация должна была иметь и незаурядную культуру. Культура майя была довольно таки своеобразна и может быть именно поэтому очень интересна для нас сейчас.
В первую очередь обратим внимание на самих индейцев, на их вкусы, представления о красоте, их бытовую жизнь.
Сейчас с помощью антропологических исследований и памятников майя, мы можем представить себе индейца майя. Средний рост индейцев был примерно 150 сантиметров. Бород майя не носили. Обычно и мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя часть головы оставалась безволосой. Бритье волос было наказанием – оно было отличительным признаком раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже считались рабами.
mirznanii.com
История древней цивилизации Майя кратко
Цивилизация индейцев майя – одна из древних цивилизаций Мезоамерики, которой удалось достичь значительного развития в разных сферах. Особенно выделяется майянская письменность, искусство, архитектура, математика и астрономия. Кроме того, эта цивилизация существовала достаточно долгое время – история цивилизации племени майя кратко не описывается, хотя бы потому, что зародилась она в начале второго тысячелетия до нашей эры. Становление цивилизации, во время которого древние племенные поселения майя выросли до состояния городов, и у всех проживавших в Юкатане народов, объединенных общей культурой, языком и традициями, сформировалась общая политическая система.
Начиная с 250 года до н.э. цивилизация майя стала одной из главенствующих в регионе. Цивилизация индейцев майя отошла от родоплеменного устройства. Майя возводили большие города из камня, в некоторых, по предварительным оценкам, проживало до двух сотен тысяч человек. Созданный майя календарь нашел применение и у иных народов Мезоамерики. У них было свое иероглифическое письмо и развитая земледельческая система, однако уже к приходу испанцев в 16 веке цивилизация практически погибла.Историки сделали вывод, что история цивилизации племени майя кратко может быть разделена на шесть основных периодов. Первый период их развития – с начала 2 тысячелетия до 900 года до н.э. Именно тогда образовались первые поселки майя. Они занимались охотой и земледелием. Самые старые поселения были обнаружены на нынешней территории Белиза, отсюда племена майя распространились в северном направлении вплоть до Мексиканского залива. На рубеже 2 и 1 тысячелетий появился Кахаль Печ, город, который существовал до 7 века н.э.
Все про древнюю цивилизацию Майа
С 9 по 5 века до н.э. древние майя прошли через средний доклассический период. В это время поселения расширились до уровня городов, между ними активизировалась торговля, а майя занимали новые территории. На берегах Мексиканского залива в 5 веке до н.э. были созданы первые храмы, в том числе и пирамидальной формы, крупнейший из них (72 метра) находился в Эль-Мирадоре.В 7 веке до н.э. майя создали свою письменность. Тогда влияние на майянское искусство оказала цивилизация ольмеков, которая развивалась на берегах Мексиканского залива, и контактировала со всеми другими местными народами. Вполне возможно, что общество майя сделалось иерархическим именно под влиянием ольмеков.
С начала 4 века до н.э. и до 250 года н.э. древняя цивилизация майя создала первый солнечный календарь в виде изображения на камне. Этот период выделяют как поздний доклассический. В их городах появились первые монархи, во время их правления был основан великий город Теотиуакан, который долгое время являлся центром всей Месоамерики, и имел большое значение для ацтеков и после того, как майя покинули город по неизвестным причинам.
Начиная с 250 года и до начала 7 века н.э. согласно принятой у историков доктрине выделяется ранний классический период. В это время цивилизация индейцев майя создала своего рода сверхгосударство – его центром стал город Тикаль. В него переселились многие жители Теотиуакана, попутно перенимая новые обычаи и обряды, заодно приобщившись к жертвоприношениям. В 562 году Калакмуль с Тикалем начали кровопролитную войну, в ходе которой властитель Тикаля был пленен и принесен в жертву. Окончательно свое значение Тикаль потерял к концу 6 века.
С этого момента начался поздний классический период, который продлился до 900 года. В это время майя являли собой целую сеть городов-государств, все они мнили себя независимыми, и имели собственного правителя. Культура майя распространилась на весь Юкатан, и в этот период она достигла наибольшего расцвета. В те времена появились такие города как Чичен-Ица, Цшмаль и Коба. Города были соединены между собой посредством дорог, в каждом из них проживало до 10 тыс. жителей, это больше, чем было в этот период в европейских городах.
Однако после этого периода древние майя пришли к упадку. В 9 веке их население резко сократилось, многие города опустели, а ирригационные сооружения были запущены. В 10 веке прекратилось возведение каменных сооружений. Ученые до сих пор бьются над вопросом, что именно стало причиной гибели их цивилизации. Существует две основные гипотезы. Одна группа ученых считает, что причина их гибели стала в нарушении баланса взаимоотношения между людьми и природой в этом регионе. Население постоянно росло, в то время как земли, пригодные для земледелия, заканчивались. В 1921 году данную теорию сформировал О.Ф. Кук.По мнению другой группы ученых, майя погибли вследствие климатических изменений, природных катаклизмов или завоевания другими народами. В пользу последней версии говорят различные предметы, созданные в этот период, но не принадлежащие к культуре майя. Тем не менее, эта версия остается непопулярной.