Древнего китая наука. Древние китайские учёные знанием алхимии обладали.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия и наука Древнего Китая. Древнего китая наука


Философия и наука Древнего Китая. — МегаЛекции

Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Философия (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры.

Мировоззрение– обобщенная и целостная картина мира, система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Уровни: чувственно-эмоциональный (обыденное)/ теоретический

Структура: Мироощущения –чувственное осознание мира-на осн. Опыта Мировосприятие – дается интерпретация – мир как ед. целое

Миропонимание –

Компоненты: Познавательный (повседн. Опыт, проф., наука)

Ценностно-нормативный (убеждения, нормы, ценности)

Эмоционально-волевой (личные взгляды) Практический

Исторические типы Миф (антропоморфизм) Религия (креационизм, откровение) Философия (разум, знания)

Структура философского знания: Онтология Гносеология

Аксиология Праксиология Антропология Социальная философия

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. представляет собой три неразрывно связанных компонента: способов социокультурной деятельности человека; результатов этой деятельности; уровень развития личности и общества.

Философия и наука Древней Индии.

Бpахманы высказывают предположения о возникновении мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный принцип. Кpитические школы: Адживика (натуpалистически-фаталистическое учение), Буддизм, Джайнизм, Чаpвака (Локаята). Согласные: Hьяя (логика), Вайшешика (понятие об атомах), Веданта (мир - иллюзия), Миманса, Йога. Обpаз мирового космического человека - Пуpуша. Атман - индивидуальное частное начало. Это система объективного идеализма. Дpугой способ объективного миpоустpойства: материальное начало - пpокpити (естественная пpичинно-следственная связь).

Джайнизм: джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни.

Буддизм. Будда (просветленный) - принц Гаутам. Центром учения являются четыре благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным, расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Причиной страдания является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Существует восьмеричный путь избавления от страданий: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь (соблюдение пяти заповедей), правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, и путь самоистязания. При соблюдении этого, человек в конце концов достигнет нирваны. Hиpвана - постепенное угасание желаний, связанных с этой жизнью. Это наступает, во-пеpвых, в этой жизни и, во-втоpых, для каждого.

Локаята (иногда чарвака). Материалистическое направление. Отрицание существования загробной жизни, закона кармы и самсары. Человек состоит из четырех материальных элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. В человеке нет ничего, что пережило бы его смерть.

Индуизм. Философское обоснование индуизма заключается в шести системах. Связывает их стремление найти путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы и цепи перерождений.

Санкхья учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.

Йога. Важный элемент - тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки.

Вайшешика. Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом.

Ньяя. Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики. Миманса, Веданта.

Философия и наука Древнего Китая.

Даосизм (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), конфуцианство, моизм (Мо-цзы), школа законников (Шан-Ян, Хань-Фай-цзы), натурфилософия, школа исправления имен (идет от Конфуция). Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос. Другие школы: как жить человеку в этом обществе?

Даосизм. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.

Моизм. Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Весь смысл заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны - образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования.

Легизм. Шан Ян (природа человека - зло). Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Законники - не послушание и уважение, а закон, жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый обязан исполнять закон. За нарушение – наказание; чем меньше проступок, тем больше наказание. Если пресечь в самом начале, то не будет и далее преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать? Хань Фан-цзы: надо, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за недоносительство.

Конфуцианство (предыдущий вопрос).

Эклектики. Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим способом и необходимо эти способы объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой интерпретации мира.

4 Философия и наука Древней Греции.

Первые древнегреческие философы интересовались проблемами природы (а именно проблемой субстанций). Субстанция – (лат) первооснова. Философы стремились найти первооснову жизни.

Гераклит – в качестве субстанции видел огонь.

Эмпедокл – назвал 4 субстанции: огонь, воздух, земля, вода.

В древнегреческой философии впервые было сформулированы проблемы бытия и небытия. Эти проблемы получили два решения:

1. Одни считали, что бытием является чувственно восприимчивый мир

2. Другие в качестве бытия видели «невидимый мир»

По мнению Парменида бытие обладает такими особенностями, как вечность, единство и несозданность (нястворанасць).

Демокрит в качестве субстанции бытия выделял атом

Протагор – наиболее известный софист.

В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. - досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.

(Упадок Греческих городов и установление господства Македонии) IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом, Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает академию.

Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.

Аристотель также затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство.

megalektsii.ru

Древние китайские учёные знанием алхимии обладали.

Ezomir.

Современным людям трудно понять достижения древнего Китая с точки зрения современной науки. Но еще в прошлом столетии были различные научные школы с разным пониманием самого основного состава веществ. Я раньше лао цзы и конфуций цитировал. С точки зрения современных учёных, ссылаться на этих двух философов как на физиков - просто ненаучно.

Их теории показывали изменения в веществах на различных уровнях. Для современных людей невероятно, что, не имея научного оборудования или какой-либо аппаратуры, эти древние философы обнаружили существование протонов, нейтронов и электронов в пределах атома, а также тот факт, что все вещества, независимо от их форм, состоят из атомов. Без использования ускорителей частиц эти древние китайские философы даже знали о существовании веществ на микроскопических уровнях в различных пространствах. Основная задача современных учёных - определить самую основную частицу, составляющую любое вещество во вселенной, и процесс формирования этого вещества. С этим знанием учёные будут в состоянии понять древнюю загадку - что значит быть творцом, и будут способны создавать различные вещества и превращать даже камень в золото.

Алхимия - не мечта. Древние китайские учёные знанием алхимии обладали. Согласно древней китайской даосской практике, можно создать дань (скопление в теле совершенствующегося энергии из других пространств. Как только дань сформирован, он имеет способность превращать любое материальное вещество в золото или серебро.Дань может также преобразовать физическое тело и тела в других пространствах, тем самым продвигая совершенствующегося к превышению времени и пространства, и даёт возможность подняться на более высокие уровни совершенствования. Таким образом, "Выработка Дань" - и есть алхимия.

Трудно определить время зарождения китайской алхимии, исследуя исторические документы. Согласно древним даосским отчётам, алхимия впервые встречается во времена Хуан ди (легендарного желтого императора) и Лао цзы. Однако Хуан ди и Лао цзы жили в различные исторические периоды, которые разделены сотнями лет. Самое логическое объяснение состоит в том, что алхимия развивалась наряду с китайской культурой и поэтому стала её частью.

Хуан ди и лао цзы были мастерами алхимии. Легенда гласит, что Хуан ди дали девять даней в качестве подарка во время посещения тай Ий. После того, как человек употреблял дань, его руки становились такими же красными, как дань. Когда человек мыл руки в реке, река тоже становилась красной. Позже хуань ди постиг тайны алхимии и приготовлял дань в печи.

Хуан ди взлетел на небеса на спине дракона после того, как был выработан дань 1 . согласно главе фэн чан книги "Си Ма Цзян", алхимики поощряли феодалов искать дань в целях обретения вечной жизни и молодости, начиная со времени правления императора цзивеи сюаня в период враждующих государств. Позже, во время правления первого императора династии цинь, даос по имени Сю фу попросил у императора разрешение искать дань за границей. Это первые официальные документы об алхимии в китайской истории.

Алхимия большое влияние во время династии хань имела. Император Ву лиу че был очень увлечён алхимией. В течение того же периода у короля хуэй нэна в гостях находилась большая группа даосов. Они много книг об алхимии написали. К сожалению, все книги были утеряны, за исключением двадцати одного тома "Хуанди нэй Цзин". В конце периода западной династии хань, уан Мань, узурпировавший трон, также был сторонником алхимии. В течение периода трёх королевств, в конце династии хань, Цао Цао и его сын содержали группу алхимиков, среди которых зуо Ци, Ган Ши и уань хепинь были самыми известными.

В конце династии хань (приблизительно 2 год нашей эры) уэй боянь, уроженец страны Ву или сегодняшней шанью в провинции чжэцзян, написал "Ссылки и Комментарии к"книге перемен", самый ранний учебник по алхимии. Поскольку в этой книге есть много теорий и экспериментов, то естественно, она была хорошим справочником для более поздних поколений. Легенда гласит, что уэй боянь повёл трёх своих учеников в горы совершенствоваться. Выработав дань, сначала он дал попробовать собаке. Но собака умерла вскоре. Тогда боянь съел дань и также умер. После этого один из трёх учеников тоже съел дань. Увидев, что мастер умер, другие два ученика вздохнули и сказали: "цель изготовления дань состоит в том, чтобы обрести бессмертие. Какой смысл в том, чтобы съесть дань и умереть? Эти два ученика ушли. Как только они ушли, уэй боянь немедленно встал и положил настоящий дань в рот ученику и собаке. Ученик и собака сразу же пробудились. Таким образом, они стали бессмертными, и начали совершенствование в дао 2.

Эта легенда говорит о том, что необходимые стандарты для синьсин (природа ума/сердца; моральный уровень) среди учёных древнего Китая были очень высоки. Требования к уровню морали были намного выше, чем требования к интеллекту и знаниям. Именно эта черта древнюю китайскую науку от современной отличает. Истина вселенной проявляется по-разному различных уровней. Невозможно иметь доступ к истине вселенной, через методы более низких уровней. Поэтому принцип "Сначала Вера - Потом Видение" - является другой важной особенностью древней китайской науки. "Сначала Вера - Потом Видение" означает, что те, кто ищут правду вселенной, должны отказаться от всех своих обычных взглядов, прежде чем они смогут увидеть истину. Но они не должны иметь стремление увидеть её.

Эйнштейн верил, что вселенная упорядочена и находится в гармонии, что она создана богом и что существуют существа более высокого уровня. Внимание! Только в том случае, если Эйнштейн представляет современную науку, возможно, мы можем сделать вывод: "Вера Предшествует Видению" - должно быть основой науки. И древняя, и современная наука имеют одно общее требование в этом отношении. Это вопрос, который призывает современных учёных к глубокому размышлению: "во что же, спрашивается, верят современные учёные? Ге Хунь издал книгу "Бао Пу Зи" в период династии цзин. Эта книга из двух частей состоит. В ней содержится большая информация о функциях трав, алхимии, истории о божестве и совершенствовании, и законы изменений всего на земле. Согласно Ге хуню, его дедушка Ге сянвень, был учеником зуо Ци, который передал ему многочисленные тома священных писаний алхимии. Позже Жень сиюан, ученик Ге сянвеня, передал тайны алхимии Ге хуню, внуку Ге сянвеня. Ге Хунь назвал себя бао Пу зи. Ге Хунь был безразличен к славе и богатству. Он старательно учился, несмотря на трудные семейные обстоятельства. Он читал много классических книг и как ученик Жень сиюаня, получил тайны к бессмертию. Он стал отшельником на горе Луо фу в провинции гуандунь, где совершенствовался в дao. Он постоянно писал книги о дао и скончался, сидя в позе медитации. Цвет его лица был розовым, а его тело было мягким, как у живого человека. Когда люди переместили его тело в гроб, они обнаружили, что он весил совсем немного, как одежда. Это - то, что называют "Оставить Тело, Чтобы Стать Бессмертным".

В главе хуань бай в "Бао Пу Зи" говорится: "перемены - норма природы; поэтому Вера в то, что золото и серебро не могут быть преобразованы во что-то другое, это - ограниченное мышление". Древние китайские алхимики утверждали, что золото и серебро могут быть преобразованы из других веществ. Это так называемое преобразование элементов в современной теории высокоэнергетической физики. Однако даже с современными, точными и большими ускорителями частиц, которые способны к преобразованию некоторых химических элементов в другие элементы, это звучит как сказка из "Тысячи и Одной Ночи". Используя сегодняшнюю технологию, увидеть это явление невозможно. Именно по этой причине, алхимия расценивается современными учёными, как нелепость и антинаучное явление.

Фактически, многие последние научные открытия показали, что большое количество существ на земле имеют "Алхимические Сверхспособности" внутри себя. Например, куры, которым не дают пищи, содержащей кальций, продолжают нести яйца, скорлупа которых содержит кальций. Семена, которые выращивают в дистиллированной воде, содержат больше калия, фосфора, магния, кальция и серы, чем до того, как их поместили в дистиллированную воду. Эти эксперименты демонстрируют, что все существа на земле имеют алхимические способности 3 . эти явления могли бы подтвердить тот факт, что древние китайские учёные, вероятно, были намного более продвинуты в понимании законов изменений во вселенной. Очевидно, алхимия - больше, чем только понимание веществ на поверхностном уровне. Она напрямую силу жизни исследует.

science.ru-land.com

Наука в Древнем Китае

  Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

   

  Реферат

    по культурологи

  на  тему: Наука в Древнем  Китае  

                                   Выполнила:

      студентка I курса ФЗОДТ, 34у, ФММ

                                                                                 Серагина Наталья Александровна

                                                                                       Проверила:

                  доцент КФН Быкова Е.Е.

                                                                                                                                                                               

  п. Спасское

  2009

  Содержание

  Введение……………………………………………………………………….3

  1. Уровень развития материальной цивилизации…………………………..4

  2. Мировосприятие и религиозные верования……………………………...6

  3. Философия………………………………………………………………….8

  4. Конфуцианство……………………………………………………………11

  5. Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения)………………………………..15

  6. Основные принципы учения Конфуция………………………………...17

  7. Учение Конфуция о государстве………………………………………...19

  Литература…………………………………………………………………...25         

  Введение

  Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия  и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

  Название  «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань ( 202г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходит европейское название европейское название Китая со времен античности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.

  Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и  политический комплекс с присущими  всем древним обществам закономерностями различных этносов и укладов:

  1. I-II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь)

  2. XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное)

  3. VII-VI вв. до н.э. – период «многоцарствования»  (Лего)

  4. V-III вв. до н.э. – эпоха «воющих  царств»

  5. III вв. до н.э. – II в. н.э. –  империя Цинь и Хань

  6. III – VI вв. н.э. – период «трехцарствования»

  Уровень развития материальной цивилизации

  В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае  по берегам поселения раннегородского  типа, охватывающие одну или несколько  общин. Такие территориальные общины явились основой становления протогосударственных объединений. В конце II тыс. до н.э. во главе одного крупного этнически однородного конгломерата таких общин встала наиболее сильная община – Шанская. Ее предводитель обладал большими военными полномочиями и назывался ваном. Постепенно в общине – государстве Шан особое развитие получил культ предков вана, что выражалось особым покровительством богов роду вана. В дальнейшем сакрализация власти, в эпоху Западного Чжоу, ван был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением.

  Наиболее  значительные изменения в социально-политическом, экономическом и духовном развитии древнекитайское общества произошли  качественные сдвиги в развитии земледелия, ремесла и торговли. Первое упоминание о железоплавильном деле содержится в летописе, сообщающей об отливке в царстве Цинь железного треножника с записью уголовных законов ( 513г. д.э.). Эта дата фиксирует важную веху в развитии Древнего Китая и знаменует появление писанного государственного законодательства взамен устного обычного права.

  В период «воющих царств» бурно  развиваются различные виды более  сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического, ювелирного. Важное значение стала приобретать  международная торговля, расцвет  которой связан с открытием Великого Шелкового Пути от ханьской столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил из-за главного предмета китайского экспорта – щелка. Кроме него по этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия ремесла. Предметами импорта были драгоценные камни, пряности, благовония.

  В эту эпоху создавались мощные крепостные стены, ограждающие царства  от набегов кочевников и друг друга. Позже они стали частью Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, - мощного фортификационного сооружения, протяженностью почти четыре тысячи километров, состоящая из утрамбованной земли и каменных глыб. Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и людских потерь.

  Реформаторская  деятельность первого императора Цинь Шихуанди привела к ускорению социально-экономических процессов, обусловленных развитием частнособственнических и рабовладельческих отношений, и коренному переустройству общественной и политической жизни.           

  Мировосприятие и религиозные верования

  Перемены  в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политичесеких, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенны в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек-общество».

  Таким образом религия превращалась в  этику, а Небо олицетворяло собой  всеобщий порядок – космический  и нравственный. Подобная религиозная  картина позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии.

  Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая  традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала  жить в согласии с природой. Более  подробно такие идеи развивались  в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы.               

  Философия

  Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения  и развития не испытала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне автохтонная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.

  Далее, я приведу тексты, характеризующие  китайскую классическую философию, которая представляет собой оригинальные, самостоятельно возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранные источник (например, буддизм) и не опирающиеся на него.

  Уже в древних памятниках письменности: «Шу цзине» («Каноне писаний»), «Ши цзине» («Каноне стихов»), сложившихся в первой половине 1 тыс. д. э. содержалась философская терминология и значительная часть ее проблематики.

  Первым  философом Китая и по значимости учения, и по исторической достоверности  был Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). По сложившийся  традиции другого крупного китайского философа – Лао-Цзы, основателя даосизма, считают старшим современником Конфуция. Однако, это спорно, так как первые подлинно даосские тексты написаны позже конфуцианских.

  Само  Конфуцианство во II в д.э, уже обладая  превалирующим влиянием на духовную жизнь Китая, добилось официального статуса господствующей идеологии. Отношение к конфуцианству было гранью определяющей той или иной философской школы в истории всекитайской философии. Последнее можно отнести к одной из специфических черт развития китайской философии. Прежде, нежели указать и на другие, следует отметить одну из ее основополагающих – это иероглифический характер китайской культуры в целом, в отличие от алфавитной культуры греческого типа.

  Здесь истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайской классической философии, и своеобразие эквивалента европейской науки логики – китайской нумерологии. Последняя согласно определению известного российского синолога А. Кобзева, есть форматизированная, теоретическая система, элементами которой являются математические или математико-образные объекты, связанные, однако между собой главным образом не по законам математики, а как-то иначе – символически, ассоциативно, фактуально, эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д.».

  Классифицирование, составление таблиц, разложение по группам без обязательной логической обоснованности – для китайской  классической философии это знак достаточной познавательной оформленности. Получаются устойчивые числовые комплексы  феноменов окружающего мира («пять свойств», «семь занятий», «два очищения» и т.д.), которые пронизывают текстовую ткань китайской мысли и представляют собой ее отличительную черту.

  Встречающаяся в текстах практика вводит в состав таких комплексов феноменов макрокосмоса социальные понятия, что указывает на невыделенность человеческого плана из общекосмического в сфере древнекитайского теоретического мышления. С другой стороны, в «чисто» социальных моделях управления, созданных, по преданию, мифическими культурными героями Китая, в ряд равнозначных объектов поставлены и народ, и природа, и божества.

  Таким образом, соблюдается некая коррелятивная  согласованность природных и  социальных явлений. На представлении  об этой согласованности основывается концепция гармонического устройства мира, а главным принципом древнекитайской космологии устанавливается гармония.

  Космическая гармония, достигнутая в результате усилий культурных героев, связывала  различные аспекты бытия и  служила источником покоя (порядка)и в природе, и в обществе.

  Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двух космических начал – земли и неба, рождающая образы, уподобления которым обеспечивает народу (третьей космической сущности) покой (порядок). Принцип, регулировавший поведение народа в этой триаде, именовался в древнекитайских текстах «ли».

  Таким образом, первоначально «ли» выступает  как категория космической гармонии, соразмерность функционирования третьего космического начала (народа)двум другим (небу и земле). Благодаря своему статусу, категория «ли» приобретает регулирующее значение и в повседневной практики китайского общества, выступая здесь в роли нормы социальной жизни.

  Такая историко-социальная «протяженность»  философских категорий и понятий  повлияла в известной степени  и на форму подачи новой философской мысли. Специфичным для Китая является традиционная «обернутость» новой идеи, когда последняя только тогда может получить известное признание или право на достойное внимание, если будет истолкованием или восстановлением старинной концепции (будет введена в ареал одного из устойчивых числовых комплексов).    

stud24.ru

Наука древнего Китая — доклад

Широко известно, что древние китайцы были чрезвычайно  компетентны в разных областях науки.   Почти в каждую эпоху в Китае были выдающиеся учёные. В наше время наука развивается систематически, а в древнем Китае открытия и технологии не всегда сохранялись. Современные люди понимают, что наука и техника приносят доход, почему же те ценные технологии не были сохранены в Древнем Китае? Эта  проблема имеет отношение к основным понятиям моральных качеств учёных в Древнем Китае. Я рассмотрю  различные научные дисциплины в Древнем Китае. Вначале поговорим о древних китайских теориях относительно веществ.   Вопрос  материи в Древнем Китае рассматривался «Теорией пяти элементов». Древние китайцы обнаружили, что металл, дерево, вода, огонь и земля составляют всю материю во Вселенной. Когда родилось это понимание материи? Возможно, что никакая историческая книга не сможет ответить на этот вопрос, потому что Теория пяти элементов, кажется, сосуществует изначально с китайской культурой. Это как один из краеугольных камней китайской культуры на всем протяжении ее истории .  Согласно главе «Хунь фань»  из книги «Шань Шу», пять элементов это: металл, дерево, вода, огонь и земля. «Шань Шу» также известна как «Шу Цзинь», или «Книга Истории». Это была одна из шести классических книг, которые Конфуций собрал и прокомментировал. Это  собрание древней китайской политической литературы, с отчётами, датирующимися ещё до правления Хуань Ди (легендарный правитель в Древнем Китае), приблизительно 5 000 лет назад. Другими словами, китайцы развили понимание пяти элементов ещё до создания китайских иероглифов. Есть также свидетельство знания этих пяти элементов в книге Гуо Ю, из Династии Чоу: «Различные комбинации земли, металла, дерева, воды и огня формируют всё в мире». Эти ранние отчёты доказывают, что Теория пяти элементов - основа древней китайской науки, подобно тому, как теория атома и молекул - основа открытий современной науки о Вселенной и материи.  В древнем Китае было понимание о  ещё более микроскопической материи, чем Теория пяти элементов - «Теория Инь и Ян». Конфуций сказал: «Один Инь и один Ян называются Дao» (глава «Сицзян Чжуань Чи», в «Книге Перемен»). Он также сказал: «Взаимодействия между твердой и мягкой материями приводят к изменениям». Лао Цзы сказал: «Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в их объятии» (Глава 42, Дао Дэ Цзин или Классика Дао и Достоинства).   Лао Цзы  говорил не только  о микроскопических фундаментальных частицах, но также и о формировании веществ.  Несметное число вещей, составленные этими пятью элементами, имеют и особенности Инь и Ян, и пяти элементов. Различные особенности материи были описаны в главе «Хунь Фань» в «Книге Истории»: «Вода соответствует влажности и направлению вниз. Огонь соответствует пламени и направлению вверх. Дерево извилистое или прямое по природе. Металл непостоянен при взаимодействии с огнём. Земля необходима для сельского хозяйства. Вода становится соленой, при путешествии вниз. Огонь становится горьким, горя вверх. Дерево может стать кислым, когда оно меняет форму. Металл может стать горьким, когда он становится непостоянным. Земля может стать сладкой, когда используется в сельском хозяйстве». Благодаря их естественным свойствам, эти пять элементов продвигают и ограничивают друг друга на макроскопическом уровне.  Это взаимодействующие ограничения среди этих пяти элементов: «Вода ограничивает огонь. Огонь ограничивает металл. Металл ограничивает дерево. Дерево ограничивает землю. Земля ограничивает воду».  Это  взаимодействующие продвижения среди этих пяти элементов: «Дерево продвигает огонь. Огонь продвигает землю. Земля продвигает металл. Металл продвигает воду. Вода продвигает дерево». Всё это суммирует известную Теорию взаимного продвижения и ограничения (также известную как теория взаимного порождения и взаимного уничтожения) среди этих пяти элементов. Уникальные научные знания в Древнем Китае   от астрономии, географии, физики, медицины, фармацевтики, до химии, порождены Теорией пяти элементов и Теорией Инь-Ян. Эти теории также  имели влияние на развитие китайской музыки, архитектуры, искусства  и культуры.  С современной научной точки зрения, есть много абстрактных и неизмеримых аспектов в этих теориях, мешающих  им быть признанными как наука, несмотря на многие доказанные достижения в традиционной китайской травяной медицине и иглоукалывании. В чём главный вопрос проблемы? Возможно, этот вопрос собьёт с толку многих современных учёных! Возможно, мы можем найти некоторые ключи к проблеме, читая абзац из «Классики Дао и Достоинства»: «Все вещи под небесами рождаются из материального: материальное рождается из Бестелесного» (Глава 40). «Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в себе (в их объятии), получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий» (Глава 42, Дао Дэ Цзинь). «Дао рождает Одного, два, три и материальное рождается из бестелесного».  После изучения и анализа этих двух абзацев, мы можем увидеть, что современные теории в химии во многом соответствуют древней китайской науке. Следующее - моя интерпретация теорий Лао Цзы о материи: любое вещество состоит из  бесчисленных слоёв веществ. Другими словами, материя составлена из слоёв частиц, в то время как каждая частица составлена из  микроскопических частиц материи. Каждая микроскопическая частица материи,  составлена из частиц более тонких микроскопических частиц. Из этого следует, что каждое материальное вещество составлено множеством бестелесных веществ. Это означает, что более высокий слой микроскопической материи бестелесен по отношению к тем, которые  более низким.   Как мы тогда понимаем теорию Инь-Ян? Лао-Цзы сказал: «Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в себе (в их объятии), получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий». Невооруженным глазом мы видим, что вся материя на земле составлена тремя видами микроскопической материи. Кроме того, все бесчисленные вещи имеют особенности «Несут Инь на их спинах, снаружи, и содержат Ян в их объятии, внутри». Разве это не похоже на теорию строения атомов? Каждый  атом состоит из протонов, нейтронов и электронов,   их особенность в том, что отрицательный электрон (Инь, означает «отрицательный» на китайском языке) окружает положительное атомное ядро (Ян, означает «положительный» на китайском языке). Давайте отложим на мгновение вопрос, как древние китайцы могли наблюдать структуру атома. Объяснить современной аудитории древнекитайское понятие о материи легче, чем объяснить абстрактное понятие бестелесной материи, описанное в следующем предложении: «Получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий». Это положение, которым китайская наука значительно отличается от современной. «Получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий» - не материальное явление в материальном пространстве, поэтому труднообъяснимо. Говоря  простыми словами, это означает следующее: формирование материи (в результате взаимодействий между Инь и Ян) может привести к гармоничному потоку энергии. «Гармония» имеет значение объединения, что означает - материя существует в форме бестелесной энергии. Например, анализируя человеческие тела, современные анатомы узнали о существовании мышечной ткани, кровеносных сосудов, костей и т.д.  С другой стороны, древние китайцы наблюдали не только материальные ткани  из плоти, но также и бестелесные распределения потоков энергии. Открытие потоков энергии привело к знанию каналов энергии и точек иглоукалывания в традиционной китайской медицине, хотя каналы и точки иглоукалывания не  видны в нашем физическом измерении. Основываясь на знании бестелесного потока энергии, древние китайцы развили Цигун, как метод лечения болезней. Где Ци? Какова Ци? Люди не видит Ци или не могут  точно описать Ци, но эффект оздоровления организма доказывает существование Ци. Возьмите другой пример. Недавно, японский исследователь показал, что  вода, под воздействием положительной или отрицательной информации формирует различные формы водных кристаллов  Результаты опытов над водой были изумительными проявлениями теории Лао Цзы о бестелесной материи: «Получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий». Сознание, кажется, не имеет никакого эффекта на человеческое тело, но мысли, как сказано в китайском высказывании «перемещая Ци в теле», воздействуют на   поток энергии в человеческом теле. Теории Лао Цзы чрезвычайно научны, с точки зрения закона сохранения энергии. Здесь я сделал краткое сравнение между знанием материи в древнекитайской и современной науке.  Древнекитайское понимание вещества включает и нематериальное (Ци), и материальные аспекты одновременно, а также, что любое вещество во Вселенной имеет живой дух. Например, вода в эксперименте показала способность к восприятию человеческих чувств, как будто она имела душу. Как и люди, вся материя, когда-то сформированная, «Получит их жизненную гармонию из надлежащего смешивания», чтобы иметь душу. Теперь каждый может понять, почему математика не была важным инструментом исследования в древней китайской науке. Главная причина - то, что математика эффективна для количественных исследований материальных вещей, но она бесполезна для исследований   Ци. Например, математические методы почти бесполезны в современных научных экспериментах, которые моделируют изменения в человеческом настроении. Именно поэтому древнекитайские ученые наблюдали и анализировали изменения материальных и бестелесных материй во Вселенной, используя теории Инь и Ян и Пяти элементов.  Чтобы узнать, как древнекитайские учёные могли наблюдать, как материи «получают их жизненные гармонии от надлежащего смешивания», я искренне предлагаю всем прочитать главу «Вопрос о Небесном Оке» во второй Лекции «Чжуань Фалунь» Мастера Ли Хунчжи.  Вообще, наиболее выдающиеся ученые в Древнем Китае имели сверхспособности. Они непосредственно видели изменения в веществах на разных уровнях. Кроме того, их мораль и нравственность, или Синьсин (сердце и природа ума), были положительно коррелированны к их сверхспособностям. Уровень Синьсин учёных в более поздних поколениях влияет на их способность понять технологии предыдущих поколений. Проще говоря, тайны Вселенной могут  открыться  только тем, у кого благородная душа. Если ученый не будет иметь высокий Синьсин, то он не будет в состоянии понять технологию предков, а также не сможет сохранить её. Это - причина, почему много ценных технологий   Древнего Китая были потеряны. Множество  открытий не сделаны, по причине  упрямых стремлениий человека. Этика, в основном, игнорируется современными учёными.  С теориями древнекитайских ученых о материи, каждому будет интересно повторно изучить научное развитие в Древнем Китае. Возможно, мы даже откроем новые теории о материи.

myunivercity.ru


Смотрите также