___Рязань (Старая). Южное городище: на первом плане Спасский собор, за ним - Борисоглебский; сзади слева - Южные ворота, справа - угловая юго-западная башня. Реконструкция В.Даркевича и Г.Борисовича.
Среднестатистический человек, даже прилежно изучивший историю в средней школе или институте, часто даже не подозревает о том, что под консенсусными версиями находится масса фактов и свидетельств, не ложащихся в тот или иной мейнстрим. При этом часто противоречащих ему.
История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.
Собственно говоря, историей Рязани вплоть до середины XX века в России всерьез никто не занимался, что довольно странно, с одной стороны – все же это был конкурент Москвы и близкий к ней город, но с другой стороны вполне объяснимо – до нас не дошло никаких письменных источников из этого «протогосударства» (летописей и т.п.). Во всяком случае, несомненным воспринимался факт уничтожения города монголами в 1237 году и постепенное затихание общественной жизни в этом городе на протяжении следующих 100-150 лет (само монгольское вторжение воспринималось после первого русского исторического исследования – учебника немца Иннокентия Гизеля «Синопсис», изданного в 1674 году, само собой разумеющимся фактом. Кстати, по «Синопсису» в России учили историю еще 150 лет после его первоиздания).
Поэтому для первого исследователя истории Рязани – Дмитрия Иловайского, опубликовавшего в 1858 году свою диссертацию «История Рязанского княжества«, вопрос о том, существовала ли (Старая) Рязань после монгольского погрома в 1237 году не был актуальным. Общепринятой точкой зрения вплоть до второй половины XX века (разумеется, с рядом уточнений) оставалась следующая картина истории этого древнерусского города: основание, предположительно, в X – начале XI веков, с 1096 года в городе появляется свой князь (Олег Святославович), с 20-х годов XII века Рязань начинает конкуренцию с Муромом за главенство в Рязанско-Муромской земле, в конце XII века Рязань получает кафедру епископа. Несмотря на уничтожение Рязани войсками владимирского князя Всеволода Большое Гнездо в 1208 году, город сохранился и продолжал развиваться, пока в декабре 1237 года он был уничтожен «монголами». На момент этой катастрофы площадь города, окруженного внушительными валами, составляла более 93 гектаров, а его население могло достигать до 7-8 тысяч человек (в городе также имелось 3 кирпичных храма – Борисоглебский, Спасский и Успенский).
Как считалось, Рязань не пережила этот и ряд следующих ордынских погромов, и уже в XIV веке столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский (Переяслав-Резанский, упоминается в летописях впервые лишь в 1301 году, но основан, вероятно, еще в XII веке) в 60 километрах от нее, а Рязань постепенно запустела. В пользу такого варианта также свидетельствовала «Повесть о разорении Рязани Батыем», записанная, вероятно, в XV веке (по мнению академика Лихачева), дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, и введенная в научный оборот уже в XIX веке. Согласно ней, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал как раз восстанавливать город. Об этом также свидетельствуют и некоторые нарративные, уже церковные источники, например, «Житие муромских чудотворцев Константина и чад его», изданное в 1862 году в Санкт-Петербурге.
Однако даже эта каноничная история вызывает некоторые вопросы. К примеру, ни один крупный или вообще сколько-то заметный древнерусский город, который историки считают уничтоженным монголами во время нашествия Батыя или более поздних нашествий (Дедюнева рать, Неврюева рать и другие, в которых ордынцы и войска русских князей сообща уничтожали города своих противников), своего существования после этого не прекратил.
К примеру, ордынцы неоднократно уничтожали и грабили такие города как Муром, Пронск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород, Москву и так далее, но их население почему-то не покидало своих мест обитания. Поэтому Старая Рязань может быть именно уникальным в этом плане городом. Да и в целом непонятно, чем же Переяславль-Рязанский оказался лучше Рязани – набеги ордынцев спокойно ведь доходили и до него.
В середине XX века благодаря археологическим раскопкам, которые вела экспедиция Института археологии АН СССР на городище Старой Рязани, ученые получили новые данные, которые неожиданным образом вступили в противоречие с каноничной версией истории этого города. Отметим, что археологические или кладоискательские раскопки в Старой Рязани начались еще в XIX веке, однако научными назвать их сложно, плюс из-за методики этих раскопок – траншеями и шурфами, они не давали сколько-нибудь целой, наукоподобной картины.
Реконструкция Старой РязаниНачавшиеся с 1945 года под руководством известного советского археолога А.Л. Монгайта раскопки в Рязани за счет использования технологии вскрытия больших площадей (площади раскопов достигали до 1200-1500 и более квадратных метров), а также научной стратификации, принесли, однако, неутешительные результаты. Во-первых, оказалось, что вычленить следы пожаров 1208 года (когда Рязань была уничтожена русскими) и 1237 года, когда город был сожжен монголами, практически невозможно. Во-вторых, на городище оказался достаточно тонкий культурный слой – 30-60 сантиметров в среднем, изредка доходя до 2 метров в местах погребов. Это косвенно свидетельствует о том, что город существовал относительно недолгое время (скорость формирования культурного слоя везде разная, безусловно, но для домонгольской Руси критерий 1 год – 0,5-1 см. культурного слоя в целом оправдан). К примеру, толщина культурного слоя в раскопе на Кремлевской горке в Муроме, относящегося к XI-XV векам достигает почти 4,5 метров, культурные слои Переяславля-Рязанского, датированные Монгайтом XII-XIII веками имеют толщину до 2 метров, существовавший в Рязанской земле в XII-XIII веках город Болдыж, раскопанный археологом Т.Н. Никольской, существовал около 100-150 лет и толщина его культурного слоя в среднем около 1-1,5 метров.
Но самое важное – археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожженых ордынцами, эти следы четко прослеживаются). Речь идет о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается на ее погроме.
Возникало ощущение, что город был брошен, сожжен и затем уже не восстанавливался. В своей первой монографии по результатам раскопок в Рязани (А.Л. Монгайт. Старая Рязань. Материалы и исследования по археологии СССР. 1955) Монгайт осторожно говорит о продолжении жизни на территории Рязани после пожара, однако признает, что следы ее восстановления крайне скудны и фрагментарны – отдельные находки керамики и т.п.
В более поздней и более обширной работе (А.Л. Монгайт. Рязанская земля. М., 1961.) Монгайт делает те же самые осторожные выводы: нашествие Батыя стало причиной конца некоторых мелких городков Рязанской земли, ряд ремесел исчезли, но жизнь все равно продолжилась. Несмотря на скудость археологического материала после Батыева погрома он по-прежнему считает, что Рязань еще более века оставалась столицей княжества. В еще одной работе, посвященной истории Рязанской земли – Археология Рязанской земли. М., 1974, ученик Монгайта, В.П. Даркевич выступает более смело, указывая, что на Южном городище Старой Рязани (новых районах города, созданных в конце XII века), жизнь после нашествия монголов вообще не возобновлялась.
После смерти Монгайта В.П. Даркевич возглавил Старорязанскую экспедицию Института Археологии АН СССР и в совокупности довел площадь раскопанных участков территории городища до 5-6 гектаров (около 8% территории Рязани). Его выводы были совсем категоричными – после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было (Путешествие в древнюю Рязань: записки археолога, М., 1993; Древняя столица Рязанской земли, М., 1995).
Впрочем, и однозначных доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было (напомним, кочевники Рязань штурмовали 6 дней, если верить летописям, да еще с использованием камнеметных машин), зато на территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке, как отмечает Даркевич. Взявшие Рязань в декабре 1237 года степные кочевники почему-то не стали обыскивать город.
Если не считать найденных наконечников стрел, которые приписываются монголам (согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии), а также весьма неожиданных находок – наконечников арбалетных стрел (традиционно считалось, что у русских в XIII веке не было арбалетов), следов именно военных действий в Рязани не очень много. Последним доказательством в пользу уничтожения города и его населения в ходе штурма является находка т.н. «братских могил», в которых найдено чуть более сотни захоронений (что совсем немного от общей численности населения в 7-8 тысяч человек), часть из которых несет следы насильственной смерти. Правда, захоронены там в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети.
Также интересным результатом раскопок стало подтверждение тезиса советского историка А.В. Куза, который первым обратил внимание на отсутствие во многих древнерусских городах княжеских дворцов или усадеб. Как ни парадоксально, но в Рязани, которая была столицей отдельного княжества, никаких следов подобных строений также не было обнаружено. Более того – не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе – все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров, внешне похожих на дворы гуцулов в Западной Украине (В.П. Даркевич, 1974). Поэтому советским историкам, доказывавшим тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения – мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.
Таким образом, результаты археологических раскопок в Рязани дезавуировали ту каноничную версию истории этого города, которая существовала ранее – проще говоря, город был заброшен после пожара и погрома, и более не заселялся. Где же находилась тогда столица Рязанского княжества? Была ли она перенесена сразу в иное место, например, в Переяславль-Рязанский? Письменные источники этого не подтверждают. Более того. Русские люди, жившие в XIV-XVII веках упорно продолжали считать Рязань не просто заброшенным городом, а вполне существующим!
Так, в духовном завещании Ивана Грозного (1568-1572 годы) город Старая Рязань упомянут среди остальных рязанских городов, вполне себе существовавших в то время. В грамоте его сына, царя Федора Ивановича от 1588 года Терехову монастырю Рязань также упоминается как существующий город, в котором даже есть местная администрация. Правда, уже в конце XVII века – в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село.
Известный немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Московию в 30-х годах XVII века с голштинским посольством, в изданном в 1656 году труде «Описание путешествия в Московию» в числе существующих в России городов в начале книги упоминает Рязань:
В России находится много больших и по-своему великолепных городов, среди которых знатнейшие — Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Псков, Смоленск… Архангельск (большой приморский и торговый город), Тверь, Торжок, Рязань, Тула, Калуга, Ростов, Переяславль, Ярославль, Углич, Вологда, Владимир, Старая Русса.
Однако, совершив путешествие по Оке и Волге, Олеарий уточняет свою информацию:
5-го с. м. мы проехали мимо местечка Рязань, пр., бывшего раньше большим и даже главным городом целой провинции этого названия. Но когда в 1568 году вторглись крымские татары и, избивая и пожигая, все опустошили, погиб и этот город. Так как, однако, эта провинция, расположенная между Окою и валом, построенным против татар, раньше была княжеством и, кроме того, будучи чрезвычайно плодородна, по хлебопашеству, скотоводству и дичи превосходит все соседние провинции [...].то царь, по опустошении ее, велел отовсюду собрать большое количество народу, всю страну вновь обработать и привести в прежний порядок. Так как для постройки города Рязани они нашли более удобное [417] место, а именно то, где теперь лежит в 8 милях от [старой] Рязани Переяславль, то они и перенесли сюда оставшийся материал зданий и построили совершенно новый город. Он называется Переяславлем Рязанским, так как большинство и наиболее выдающиеся из лиц, которые его строили и населяли, были из Переяславля, лежащего столь же далеко от Москвы к северу, как этот город лежит к югу.
А.Л. Монгайт (1955) прямо заявляет, что это свидетельство недостоверное. При этом всеми исследователями признается, что Олеарий был весьма дотошным и сведущим человеком, предельно точно передавшим сведения о русской земле (собственно, эрудиция Олеария произвела большое впечатление на царя Михаила Федоровича, который предложил ему остаться в Московии).
Сейчас сложно себе представить, но каких-то 250 лет назад трактовка гибели Рязани именно в результате набега крымских татар в 1568 году была вполне каноничной. Так, в серьезном «Географическом лексиконе России», изданном в 1773 году, прямо утверждается, что Старая Рязань была уничтожена в результате татарского набега в 1568 году (т.е. повторяется версия Адама Олеария). Подобной версии придерживались и иностранные источники (Le grand dictionaire historique, ou Le mêlange curieux de l’histoire sacrée et profane).
Однако в других источниках содержатся немного иные сведения. В «Летописи о многих мятежах» (Лѣтопись о многих мятежах и о разореніи Московскаго государства от внутренных и внѣшних непріятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев по преставленіи Царя Иоанна Васильевича), написанной в 1655 году (издана в 1772 году) Рязань упоминается среди городов, изменивших царю Василию Шуйскому:
Град же Рязань с пригороды и Тула и Кашира и иные города украинные царю Василью измениша и послаху в Путивль с повинными. Они ж в Путивле быша и никово в Путивле не видяху (т. е. «царя Дмитрия». – В. К.) и назад же вспять приезжаху и никако на истинъный путь не обращахуся. И собрашася вси и поставиша себе старейшину соловценина 14 сына боярского Истому Пашкова и совокупишася с тем Ивашком Болотниковым за одно и поидоша под Москву. Град же Коломну взяша взятьем и разориша его и пришед сташа от Москвы за пятьдесят верст.
Конечно, можно предположить, что упоминание Рязани в письменных источниках как существующего города – не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что доказали советские археологи, если датировать пожар именно 1237 годом), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того – передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания. Последнее могло быть неплохим сюжетом для фильма о зомби.
Может, русские люди в XIV-XVII веках банально путали Старую Рязань и Переяславль-Рязанский?
Это был бы самый простой выход из ситуации, но он, увы, невозможен. В вышеприведенных нами источниках четко указывается, что это – два разных города, которые современники не смешивали друг с другом.
Так, согласно еще одному письменному источнику, в 1650 году Рязань упоминается именно как город. На картах (как русских, так и иностранных, напомним лишь, что самые древние русские карты, дошедшие до нас – это после 1722 года, если не считать единичных находок конца XVII века) их составители четко отличают Рязань от Переяславля-Рязанского. Вот карта 1742 года:
Как видно, на ней уже указано, что Рязань лежит в руинах.
Другая карта – 1745 года. Четко видно, что Рязань и Переяславль-Рязанский не смешиваются – это разные города, местоположение которых указано весьма достоверно с точки зрения современной географии:
Еще одно свидетельство – древнейшая русская карта Якова Брюса, составленная в самом конце XVII века. На ней отмечен именно Переяславль-Рязанский.
Примечательна также и церковная история Рязани. Несмотря на то, что город уже покинут своими жителями и жизнь в нем не возобновилась, в 1481 году Рязанскую и Муромскую епархии сливают, в 1589 году ее статус повышают – теперь ее возглавляет архиепископ. Наконец, в 1669 году для епархии вводят кафедру митрополита (митрополит Рязанский и Муромский), которая существовала до 1723 года. Единственное и реальное объяснение этому – резиденция епископов и митрополитов Рязанских находилась все же не в Старой Рязани, а в Переяславле-Рязанском.
В административном плане с 1521 по 1719 годы на месте Рязанского княжества существовал Рязанский уезд, делившийся в свою очередь на ряд станов, в числе которых был и Старорязанский (на его территории находилась Старая Рязань). А Переяславль-Рязанский находился на территории Окологородного стана. То есть, никакой путаницы между двумя городами не существовало и на административном уровне.
Косвенным свидетельством того, что Старая Рязань прекратила свое существование не в XIII веке, а существенно позднее, являются планы ее оборонительных сооружений. Так, в 1774 году землемер Александр Протасов, выполняя план Переяславского уезда Старорязанского стана нанес на него все оборонительные валы Старой Рязани, которые на тот момент существовали. Как пишет советский историк и археолог А.Л. Монгайт (1955), согласно этому плану, все укрепления города выглядят целыми. Общая длина валов указана в плане в 1480 саженей (3,1 километра) и они представляют собой замкнутый пятиугольник неправильной формы. Валы обрамляли довольно глубокий – до 8 метров и шириной до 15-20 метров (с напольной стороны городища), ров.
Картографический план городища Старой Рязани от 1836 года рисует уже менее красочную картину – буквально за каких-то 60 лет валы вдоль берега Оки обрушились, ряд участков вала с напольной стороны также исчез, будучи «съеден» оврагами. К 1946 году длина валов Рязани (их высота в ряде мест достигала 8-10 метров, а толщина основания – до 22-25 метров) составляла, по оценке Монгайта, лишь около 1500 метров – большая их часть была уничтожена оврагами, а также частично распахана. Сейчас сохранность валов еще хуже. Таким образом, скорость исчезновения валов Старой Рязани косвенно показывает, что если бы они существовали именно с XIII века, то вряд ли бы сумели сохраниться к 1774 году в таком хорошем состоянии.
Но это лишь косвенное умозаключение.
В качестве резюме:
1. Согласно археологическим данным, жизнь на месте Старой Рязани после пожара и погрома не возобновлялась (если не считать единичных локальных находок, свидетельствующих в лучшем случае о точечном и непродолжительном заселении небольших участков городища). Если следовать канонической версии истории о том, что это произошло в 1237 году, то следует признать:
2. Письменные источники вводят нас в заблуждение, называя Рязань в XVI-XVII веках населенным городом.
3. Если же они правы, то версия об уничтожении города монголами в 1237 году оказывается несостоятельной. Старая Рязань не была уничтожена монголами или во всяком случае, не в XIII веке.
Решать эту дилемму, разумеется, российская историческая наука не будет, поскольку это может негативно сказаться на ее краеугольном камне – пресловутом «монголо-татарском» нашествии.
Толкователь, 6 июля 2012
eto-fake.livejournal.com
Образование Рязанского княжества. Основание Переяславля-Рязанского
Переселившиеся на среднее течение Оки восточные славяне жили соседскими общинами, объединенными в племена и племенные союзы. Практиковался натуральный тип хозяйства с преимущественным занятием земледелием. Объединяли племена язык, вера в древних славянских богов и схожие обычаи. Воевать земледельцы-славяне не любили, поэтому предпочитали откупаться от потенциальных врагов данью.
В VI-VII веках многие восточнославянские племена платили дань аварам, в IX-середине Х веков—Хазарскому каганату.
Впрочем, некоторые восточные славяне, особенно проживавшие вдалеке от грозных степных кочевников, предпочитали нанимать для охраны пределов своего племени профессиональные военные дружины во главе с князьями. Так, в середине IX века новгородцы (словене и часть кривичей) пригласили управлять своими землями дружину под руководством Рюрика.
Родственники Рюрика, в частности Олег Вещий, быстро поняли важное стратегическое положение Новгорода, стоявшего на торговом пути «Из варяг в греки«. Князь Олег захватил Киев и получил контроль над всем путем от Балтийского до Черного морей.
Используя традицию «старины«, первые Рюриковичи фактически узурпировали власть на северо-западе Руси и в Поднепровье. Возникло первое на землях восточных славян централизованное государство—Киевская Русь.
В 964 году киевский князь Святослав покорил вятичей и обложил их данью, а затем, спустившись вниз по Волге, разгромил Хазарский каганат.
Одной выплатой дани многочисленные восточнославянские племена было не сплотить. Наследник Святослава, князь Владимир, начал сажать на престолы в подвластных землях своих сыновей, при которых постоянно находилась профессиональная военная дружина.
В начале XI века владения на северо-востоке Древнерусского государства были отданы киевским князем Владимиром одному из своих сыновей—Глебу, который вместе с братом Борисом стал первой жертвой борьбы за власть после смерти отца. Позднее принявшие мученическую смерть юные князья Борис и Глеб были канонизированы церковью и признаны святыми. Ярослав Мудрый передал земли северо-востока Руси своему четвертому сыну Святославу Ярославовичу.
Древнерусские княжества в XI-первой трети XIII веков.
Во второй половине XI века ослабла власть Великого князя Киевского. Князья и бояре в других землях укрепили собственные позиции и не желали подчиняться Киеву. Начался период политической раздробленности.
С междоусобной борьбой конца XI века связано первое упоминание Рязани в русских летописях. В1096 году разбитый в среднем Поднепровье князь Черниговский Олег Святославович бежал на берега Оки «в Рязань», в земли, которыми владел его младший брат Ярослав Святославович.
Князья вели постоянные войны друг с другом за умножение своих владений. В итоге столкновения так утомили Русь, а родственные связи князей так запутались (все они были родственниками из династии Рюриковичей), что пришлось собирать съезд князей в Любече (современная Черниговская область Украины) в 1097 году. Съезд попытался разрешить застарелые споры правителей.
Черниговская земля была передана сыновьям Олега Святославовича, а земли на берегах Оки оставлены князю Ярославу Святославовичу. Так возникло самостоятельное Муромо-Рязанское княжество со столицей в городе Муром.
Старая Рязань. Реконструкция середины XX века
В середине XII века Рязанское княжество отделилось от Муромского. Его первым самостоятельным правителем стал князь Глеб Ростислвович, внук основателя династии муромо-рязанских князей Ярослава Святославовича.
Столицей княжества являлась Рязань (Старая). Город был довольно крупным, с населением около 5000 жителей.
Производя раскопки, археологи открыли остатки металлургического производства—домницы для варки металла, кузницы. Работали в Старой Рязани и гончары, плотники, каменщики, медники.
Рязань славилась не только мастерами кузнечного дела, которые ковали серпы, ножи, топоры, сошники и косы, но и прекрасными ювелирами. Ученые находили при раскопках изделия из золота, серебра и драгоценных камней.
Главная часть Старой Рязани. На первом плане Спасский собор, за ним— Борисоглебский; сзади слева—Южные ворота, справа—угловая юго-западная башня. Реконструкция В. Даркевича и Г. Борисевича.
В Рязани преобладала усадебная застройка. В усадьбу входили жилые, хозяйственные и производственные постройки, а ее территория обносилась оградами.
Постройки в городе возводились из дерева, каменными являлись три храма: Спасский, Борисоглебский и Успенский, богато украшенные резьбой и фресками.
Здесь была развита торговля. По Оке проходил путь, связывавший страны Европы с Азией. Археологи не раз находили на территории Старой Рязани клады монет восточных стран.
От врагов город защищали мощные земляные валы и десятиметровой высоты деревянные стены, обмазанные глиной. Внутри крепости, вдоль Оки, стояли княжеские и боярские терема.
Помимо Старой Рязани в княжестве возникли города Пронск, Белгород, Ижеславль, Борисов-Глебов, Ростиславль и другие.
Несмотря на сопротивление введению христианства, в X-XI веках оно постепенно проникало и на нашу землю. Народ рязанский принимал православие. Да и князья рязанские пытались освятить с помощью религии свой авторитет властителей.
Рязанское княжество в XII-начале XIII веков.
Серебряный браслет-наруч. Конец XII-первая треть XIII веков, Старая Рязань.
В 1198 году была создана Муромо-Рязанская епархия. Первым ее епископом стал Арсений, много сделавший для развития Рязанской земли.
Как и положено стольному княжескому городу, Рязань являлась крупным культурным центром. Здесь переписывались книги, учили грамоте, о чем говорит находка металлических застежек для книг и принадлежностей для письма на восковых дощечках.
Рязанские князья поддерживали тесные связи с Черниговским княжеством, где правили их ближайшие родственники. Более сложными отношения были с северным соседом — Суздальско-Владимирским княжеством, которое пыталось подчинить Рязанское княжество. Хотя военный перевес оставался на стороне владимирских князей, Рязанская земля смогла сохранить независимость.
Бронзовое писало из Старой Рязани, XII век. Накладка и элемент застежки для книги, XII век.
Наш край являлся пограничным. С середины XI века его правители вели борьбу со степными кочевниками-половцами, приходившими из Дикого поля. На востоке рязанские князья пытались расширить свои владения, подчиняя сплоченные и сильные мордовские племена, жившие на берегах Цны и Мокши. За влияние в мордовских землях рязанские князья соперничали с правителями Волжской Булгарии.
Длительное противостояние с половцами, булгарами и мордвой, готовность к отражению нашествий закалили характер рязанцев, повысили боевые навыки княжеской дружины.
Основание Переяславля-Рязанского
На основании археологических исследований можно предположить, что на территории современной Рязани и ее окрестностей уже в VIII-X веках имелись сельские поселения восточных славян в районе Борок и Шума-ши. Их существование потребовало также и создания административного центра.
Запись о заложении Переяславля-Рязанского, «Следованная Псалтырь», XVI век: «В лета 6603 (1095 год от начала нашей эры—примеч. авторов) заложен быстъ град Переяславлъ Рязанъской около церкви святого Николы Старого. Лета 6725 (1217—примеч. авторов) ... (зачеркнутое слово неразборчиво—примеч. авторов) на озере озеро быстръ... (неразборчиво—примеч. авторов) сеча.И такова не бывала в Русской земли, и прощи бували великие, исцеление с святого Николы чюдотворца старого». Самым выгодным местом в военном и торговом отношении для этого мог служить мыс при слиянии рек Лыбедь и Трубеж. (Небольшая речка Лы-бедь когда-то протекала через наш город. В 60-е годы XX века ее заключили в трубы и убрали под мостовую. Теперь на месте русла Лыбеди стоит Рязанский цирк, проходит Лыбедский бульвар).
Вблизи от высокого мыса протекала Ока, откуда речные суда могли заходить к городу через устье Трубежа.
Датой основания нашего города, известного до 1778 года как Пере-яславль-Рязанский, принято считать 1095 год.
Некоторые ученые предполагают, что этот город назывался Борисо-вым-Глебовым и упоминался в летописях в 1180 году. Однако большинство исследователей считают, что остатками города Борисова-Глебова является городище с таким названием на территории современного Рыбновского района.
Следующее упоминание о Переяславле-Рязанском относится к 1208 году, когда рязанский епископ Арсений заложил город Переяславль у Карасева озера (озеро находилось на территории Кремля).
Между записями о заложении Переяславля-Рязанского в1095и1208 годах нет противоречия. Выражение «заложить град» означало постройку оборонительных сооружений. Поскольку они могли разрушаться и восстанавливаться, то сообщения о «заложении града» часто встречаются несколько раз в отношении одного и того же города.
Загадкой остается ответ на вопрос о том, каким князем был основан Пе-реяславль-Рязанский. Его мог заложить князь Олег Святославович—внук Ярослава Мудрого, основателем мог быть и сам Ярослав или один из его сыновей—Всеволод, а возможно, и Владимир Мономах. Предполагают также, что основателем города стал первый самостоятельный правитель Муромо-Рязанского княжества Ярослав Святославович.
Переяславль-Рязанский домонгольской эпохи располагался на северовосточной части холма, на мысе при впадении Лыбеди в Трубеж, где в наше время стоит церковь Святого Духа.
В XI веке Переяславль Рязанский представлял собой деревянную крепость площадью примерно 0,5-2 гектара, возможно, защищенную дополнительно валом и рвом.
В XII веке произошло расширение поселения вдоль берега реки Трубеж; была возведена новая крепость большего размера. В 1225 году на территории Кремля построили церковь Николы Старого. В юго-восточной части городища, за не дошедшим до нас валом домонгольской эпохи поначалу находилось кладбище. Здесь археологи обнаружили самый ранний славянский могильник на территории современной Рязани, который относится к XII веку.
Голова рязанской женщины. Конец XI-первая треть XII веков. Реконструкция Г.Лебединской. Головной убор знатной рязанки XII-XIII веков. Реконструкция В. Даркевича и Г. Борисевича.
На месте этого кладбища в конце ХП-начале XIII веков возникла торгово-ремесленная часть города—Посад.
О торговых связях города в домонгольскую эпоху говорят находки красноглинянои лощеной керамики, производимой в Х-ХШ веках в Волжской Булгарии.
Обнаружены также фрагменты цветной и белой стеклянной посуды Х-ХШ веков, украшенной росписью, орнаментом или стеклянными каплевидными наплывами. О развитии торговли свидетельствует и крупный клад из 199 серебряных гривен весом около 40 килограмм. Клад найден недалеко от Кремля, в районе церкви Бориса и Глеба. О занятиях горожан на досуге можно судить по игральной шашке конца ХН-начала XIII веков, на которой сделано рельефное изображение хищной птицы.
Серебряные гривны, XII век.
Происхождение названия «Переяславль-Рязанский»
В Древней Руси существовало три города, носивших название «Переяс-лавль». Все они сохранились и по сей день.
Первый из них находился на юге, на левом берегу Днепра, у степной границы. (Современный Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины).
Он являлся одним из древнейших русских городов. Его название выводят от выражения «перенять славу», то есть одолеть, победить врага. С XII века Переяславль был центром самостоятельного княжества. Отсюда в 1113 году Владимир Мономах отправился княжить в Киев.
Именно в Переяславле в 1654 году собралась Рада, на которой представители казаков, крестьян и горожан Украины поддержали предложение Богдана Хмельницкого о воссоединении с Россией.
Второй город находился в Ростово-Суздальской земле и назывался Переяславлем-Залесским (в современной Ярославской области). В конце XVII века здесь на Плещеевом озере Петр I начинал строить русский военно-морской флот.
Третий Переяславль находился в Рязанской земле и именовался Переяславлем-Рязанским.
Все три города стоят на реках, которые называются «Трубеж». Можно предположить, что в основании Переяславля-Рязанского и Переяславля-Залесского активное участие принимали жители Переяславля-Южного. Они и принесли на новое место название города и реки. О присутствии в Переяславле-Рязанском в момент его основания переселенцев из среднего Поднепровья говорит и река Лыбедь. Так называлась речка, протекавшая по центру Киева. Согласно народной легенде, Лыбедью звали сестру князя Кия, основателя Киева.
По материалам книги «Мой родной город Рязань»
www.history-ryazan.ru
Рязань - история и достопримечательности
Рязань – город административного значения, один из тридцати крупнейших городов России, научный, военный и промышленный центр. Расположен на правом берегу Оки.
На месте современной Рязани в 1095 году путём слияния нескольких рядом стоящих поселков был основан город Переяславль - Рязанский. В 1778 году благодаря Указа Екатерины II, вокруг города образовалось Рязанское наместничество, а позже – Рязанская губерния, тогда же город был переименован в Рязань, получил собственный герб и флаг.
Город стал развиваться как торговый и промышленный центр. Здесь строятся различные предприятия, заводы, развиваются наука, образование, культура. Открываются училища и гимназии, работают библиотеки и театры.
В годы Отечественной войны 1812 года в Рязани жили многие эвакуированные с линии фронта люди, сюда свозили и здесь лечили раненых. Рязанские солдаты сыграли важную роль в Бородинском сражении.
В годы Великой Отечественной войны Рязань была важным тыловым городом, однако нередко подвергалась нападениям немецкой авиации. Многие заводы отсюда были вывезены на Урал и в Сибирь. После окончания войны город стал развиваться усиленными темпами: строятся предприятия электронной промышленности, машиностроительные заводы, открываются радиотехнический и медицинский институты.
В 2015 году Рязань отметит свое 915-летие.
Символом Рязани с давних времен является Рязанский кремль, расположенный в историческом центре города. Поселения на месте кремля возникали еще в эпоху древнего мира. Сегодня в кремле Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник – один из старейших музеев России.
В центре Рязанского кремля возвышается Успенский собор, построенный в 1693-1699 годах. Здание украшено уникальной для того времени кружевной белокаменной резьбой.
Художественный музей им. И.П. Пожалостина
Рязанский государственный областной художественный музей является одним из старейших художественный музеев России. Собрание музея имеет около 12 тысяч творений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного отечественного и западноевропейского искусства, начиная с конца XV и заканчивая ХХ веком. В коллекцию отечественного искусства включены древнерусская икона и скульптура, русская скульптура, графика и живопись XVIII-XX веков, произведения связанных с Рязанью художников, а также мебель, фарфор и стекло.
Интересное место в Рязани – Дом-музей истории молодежного движения. Здесь представлены несколько тематических экспозиций, некоторые из которых рассказывают о научных экспедициях рязанцев к Северному Полюсу, другие о литературной жизни города. Изначально этот музей был основан как музей истории Рязанской областной комсомольской организации, а позже был переименован в музей истории молодежного движения.
Гости Рязани смогут посетить Мемориальный музей-усадьбу академика И.П.Павлова. Именно в этом здании начала 19 века великий ученый провел свои детство и юность. В музее воссоздан дух усадьбы Павловых каким он был в годы жизни здесь будущего академика. Здесь можно рассмотреть документы, фотографии, книги, вещи, предметы мебели, сохраняющие атмосферу дома Павловых.
Музей истории воздушно-десантных войск
Музей истории воздушно-десантных войск — военно-исторический музей в Рязани. Экспозиция этой хранители истории посвящена созданию и развитию воздушно-десантных войск, их совершенствованию, а также участию в различных войнах. История данного вида войск освещается начиная с 1930-х годов вплоть до современности. Фонд музея составляют более 35 тысяч единиц музейных предметов, среди них — реликвийные знамена воздушно-десантных дивизий и бригад, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Музей Дальней авиации
Музей создан в 1975 году к 30 - летию Победы в Великой Отечественной войне по инициативе командующего Дальней авиацией Героя Советского Союза генерал-полковника авиации В.В.Решетникова и преподавателя 43-го ЦБП и ПЛС подполковника Ермакова Юлия Николаевича.Музей работает на общественных началах.
Музей военной автомобильной техники
Музей военной автомобильной техники открылся в год празднования 50-летия победы в Великой Отечественной войне. 9 мая 1995 года по инициативе преподавателей и учащихся он начал функционировать при Рязанском Военном автомобильном институте. В музее собраны и восстановлены старые военные автомобили, архивные документы, связанные с героической историей военных автомобилистов, наградные знаки, боевые знамена, предметы военной формы одежды.
Рязанская областная филармония
Рязанская областная филармония начала свое существование в 1939 году. Сегодня она является крупнейшей сценической площадкой в регионе. Постоянным успехом у широкой аудитории слушателей пользуются концерты популярной и классической музыки, оперные и балетные спектакли и другие творческие проекты. Заслуженным коллективом филармонии выступает Рязанский государственный академический русский народный хор, носящий имя Евгения Попова – лауреата и дипломанта международных и Всесоюзных фестивалей, а также Всероссийских смотров.
Рязанский государственный цирк
В «Шапито» на центральной площади Рязани, начиная с XX века, выступали цирковые артисты. 17 декабря 1971 года для цирка было построено здание. Оно имеет вид классической постройки архитектуры советского периода и находится в самом центре города. На арене рязанского цирка выступали многие известные артисты: Юрий Никулин, Карандаш, Юрий Куклачёв, братья Запашные, Маргарита Назарова, Ирина Бугримова и еще немало других.
Рязанская детская картинная галерея
Рязанская детская картинная галерея была открыта 30 мая 1998 года. Она работает в двух направлениях: ведет музейное дело и проводит педагогическую работу в собственной постоянной художественной студии «Арт-Ди» под руководством Т.И. Петроченко. Здесь проходит специальное обучение детей, в процессе которого они овладевают основами рисунка, композиции, живописи, узнают различные техники, материалы и жанры изобразительного искусства, развивают свой художественный вкус.
Театр для детей и молодежи
Театр был открыт 14 декабря 1937 года и до 1991 года носил название Театра юного зрителя. Задачей репертуарной политики театра было определено привитие и воспитание у молодого поколения сил любви и дружбы. Театр остаётся верен данному принципу и по сей день.
Музыкальный театр
Рязанский областной музыкальный театр является самым молодым театром в Рязани. Это возрождение успешно существовавшего в Рязани в XVIII-XIX веках знаменитого Оперного дома. Образован театр в октябре 2004 года, а в собственное здание он переехал в мае 2006 года.
Театр кукол
Рязанский театр кукол был основан в 1968 году. Его основой стали труппы артистов-кукольников, которые работали в Рязанской филармонии. Для театра было специально спроектировано и построено здание в 1982 году. В современном помещении были просторные фойе, технические мастерские, необходимые для изготовления кукол и реквизита, и два зрительных зала: малый, вместимостью до 80 мест, и большой — до 366 мест.
Рязанский государственный театр драмы
Являясь одним из старейших в России, Рязанский государственный Ордена «Знак Почета» областной театр драмы был основан в 1787 году. Изначально имел название «Оперный дом». Первая труппа была составлена из вольноотпущенных и дворовых девушек и «юношей-копиистов» учреждений наместничества. Театр считался одним из передовых театров России в первой половине XIX века.
Памятник Сергею Есенину
Памятник великому русскому поэту Сергею Есенину был открыт 2 октября 1975 года ко дню 80-летия со дня рождения талантливого поэта. Памятник расположен на набережной на высоком берегу реки Трубеж, напротив старинного Рязанского кремля, около церкви Спаса-на-Яру. Отсюда замечательно видны задушевно воспетые поэтом окские просторы. Выполненный из бронзы монумент имеет несколько непривычное горизонтальное расположение. Фигура поэта будто бы выходит из земли, он вдохновенно читает стихи. Позади постамента растут так любимые поэтом березы, клены и рябины. Составной частью монумента является монолитный камень с высеченной на нем фигурой летящего журавля.
Памятник М.Д. Скобелеву
Памятник Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, талантливому русскому военачальнику и стратегу, генералу-адъютанту, генералу от инфантерии, участнику Среднеазиатских завоеваний России и Русско-турецкой войны, герою-освободителю Болгарии. На рязанской земле Скобелев навещал свои имения, располагавшиеся в селе Спасское Рязанской губернии. Монумент в честь знаменитого военачальника в микрорайоне Дашково-Песочня на улице Новоселов был заложен в 1993 году, а его торжественное открытие состоялось в 1995 году и было включено в перечень праздничных мероприятий, связанных с 900-летним юбилеем города Рязани.
Памятник К.Э. Циолковскому
Памятник знаменитому ученому и уроженцу Рязанской земли, известному во всем мире физику-основоположнику теории ракетных двигателей и разработчику систем межпланетных сообщений, Константину Эдуардовичу Циолковскому, воздвигнут в Рязани в 1982 году. Торжественное открытие памятника состоялось на большой и нарядной улице, названной в честь талантливого ученого, к дате 125-летия со дня его рождения. Скульптура из бронзы установлена на выполненный из уральского гранита постамент.
Приглашаем посетить наш зелёный город, окунуться в атмосферу истории и современности, есенинской Руси и космонавтики.
da-sv.ru
Никогда бы не подумал... - Город Герой Рязань
Не меня одного занимает происхождение названий населенных пунктов, тем более, нашей области. Я вот наковырял некоторые исследования в книжке 2001 года, которые (с некоторыми собственными заметками) и приведу, в основном, тупо скопипастив:
Канищево, с. Ряз. р-на. Некоторые исследователи без должных обоснований отождествляют со Скорнищево, упоминаемым в летописях под 1371 г. Отмечается в писцовых книгах XVII в. как с. Конищево. Современная форма Канищево отражает акающее произношение и является вторичной. М.Н.Макаровым было предложено объяснение названия из слова конище «конское пастбище». По сообщенному им преданию, в этих местах находилось пастбище княжеских коней. Данная версия была поддержана А.М.Селищевым, Н.Н.Левошиным (1974). По мнению З.П.Никулиной (1965), наличие суффикса -ев позволяет считать данный топоним производным от прозвища Конище или фамилии Конищев. Однако форма Канищево могла возникнуть и в результате преобразования названия по топонимической модели на -ево (~ово).*А я "всю дорогу" думал, что это от слова "канИть" (бояться). Только, как я понял, слово-то это совкового времени и вобще сленговое.*
Переяславль-Рязанский (Преславль-Рязанский), г., в настоящее время г. Рязань. Упоминается впервые в летописях под 1300 г. Содержащаяся в Следованной Псалтыри второй половины XV -начала XVI в. запись о заложении города в 1095 г. носит характер позднейшего припоминания. В Древней Руси было три Переяславля: в Среднем Поднепровье, в Ростово-Суздальской земле и в Рязанском Поочье. Первый именовался Русским, или Южным, второй Новым, Суздальским, позднее Залесским, третий - Рязанским. Сейчас это города Переяслав-Хмельницкий, Переславль-Залесский и Рязань (в последнем случае город получил новое наименование в 1778 г. в память о находившейся вдругом месте первоначальной столице Рязанского княжества). Реки, на которыхстоят все три города, издавна носят одно и то же название - Трубеж. Согласно традиционной точки зрения, наличие трех Переяславлей на Трубеже не является случайным. Наименование Переяславль и Трубеж были перенесены из Среднего Поднепровья в другие регионы во время освоения восточными славянами новых земель. Подобное объяснение происхождения этих топонимов в Рязанском Поочье, предложенное впервые во второй половине XVIII в., широко представлено в современных исследованиях. Так, Л.А.Монгайт (1961) считает, что южные топонимы, в том числе Переяславль и Трубеж, были занесены в данный регион колонизационным потоком из Киевской земли в Х вв. Г.П.Смолицкой (1994) была предпринята попытка обосновать точку зрения, согласно которой три названия Переяславль возникли независимо друг от друга. По ее мнению, наименование городов было осуществлено по одному и тому же признаку "-перенявший славу". Например, Переяславль-Рязанский - это город, перенявший славу Рязани, прежней столицы Рязанского княжества, разоренной Батыем в 1237г. Подобный характер, как считает Г.П.Смолицкая, имеют и три названия Трубеж, воснову которых был положен общий признак - наличие водного объекта типа протоки. Такой водный объект обозначается словом труба, и гидроним Трубеж, на ее взгляд, является производным образованием от этого апеллятива.*Это Питер - город на Неве, это Москва - город на Москве, а это Рязань - город на трубе!*Рязань, г., адм. центр Ряз. обл. Первоначальное имя города - Переяславль-Рязанский. В 1778 г. при образовании Рязанского наместничества по указу Екатерины II был переименован в Рязань. Такое название имела древняя столица Рязанского княжества, находившаяся значительно ниже по р. Оке (ныне с. Старая Рязань Спас. р-на). Древнерусский г. Рязань впервые упоминается в 1095 г. В Лаврентьевской летописи в записи под этим годом содержится известие о том, что Олег «иде к Рязаню». В древнейших летописных текстах название города нередко имеет форму мужского рода. Слово Рязань употребляется в летописях не только для обозначения города, но и всей Рязанской земли. В последнем случае название, по-видимому, постоянно имеет форму женского рода. В летописях представлено различное написание топонима Рязань: через «я» (вариант «юс малый»), «е», «ять». Существует большое количество версий, объясняющих происхождение названия. В ХVIII в. считали, что Рязань - это видоизмененное и перенесённое на новый объект наименование древнерусского города Тмутаракани (В.Н.Татищев, Екатерина II, И.Н.Болтин). В первой половине XIX в. Т.Я.Воздвиженский (1822) сближал топоним Рязань с наименованием древнерусской денежной единицы резаны, М.Н.Макаров (1830) с глаголом резать, мотивируя это тем, что нигде столько не резались, как «в кровавой стороне рязанской». По мнению шведских историков, название Рязань имело варяжское происхождение, что вызвало справедливые возражения С.В.Руссова (1827). Д.Ч.Чертков (1843) полагал, что это название было перенесено нашими предками из придунайских стран. П.Ю.Львовым было высказано предположение, что имя Рязань возникло из слова ряса. Данная точка зрения была поддержана М.Н.Макаровым, интерпретировавшим значение этого слова как топкое, но не совсем болотистое место. Версия получила в дальнейшем широкое распространение, хотя топографические наблюдения свидетельствуют о том, что древнерусский г. Рязань находился на возвышенном, сухом берегу Оки. Во второй половине XIX в. Н.В.Любомудровым (1874) была высказана версия, согласно которой топоним Рязань возник из наименования одного из мордовских племен - эрзя. Близка к этому точка зрения Д.Ф.Щеглова (1876), который считал, что под названием Артания (так обозначалось в древних арабских источниках одно из племен русов) скрывается финно-угорское племя и имя Рязань восходит к этому этнониму. А.Ф.Риттих (1895) предпринял попытку установить соответствие между славянскими географическими названиями на юге и западе Европы и топонимом Рязань. В XX в. А.А.Шахматов (1919) поддержал направление поисков Н.В.Любомудрова и Д.Ф.Щеглова, считая возможным такой ход последовательных изменений: Артания - Эрдзянь - Рязань. Эта гипотеза получила развитие в работах А.Л.Монгайта (1947), но результаты больших раскопок в Старой Рязани привели его к выводу, что данное предположение не находит археологических доказательств. М.Фасмер предположил, что название Рязань по своему происхождению является кратким притяжательным прилагательным, образованным от древнерусского неканонического имени Резан с помощью суффикса -j(ь), и охарактеризовал эту этимологию как ненадежную. По мнению И.М.Дворова (1960), наименование Рязань произошло от слова ряж, которым обозначалось крепостное строение в виде деревянного сруба, погружаемого в грунт и заполняемого обыкновенно вязкой, жидкой глиной или булыжником. Несвойственную русской фонетике замену «ж» на «з» С.Роспонд (1972) попытался объяснить влиянием финно-угорского субстрата. Как полагает А.Г.Кузьмин (1969), наименование Рязань восходит к слову резань «отрезок, кусок»: в какой-то исторический момент древнерусские колонии в Среднем Поочье оказались отрезанными от Приднепровья и получили название «Резани», т. е. «отрезанной земли». Однако в памятниках письменности слово резань не отмечено в подобном отвлеченном значении. В работах некоторых исследователей выдвигается гидронимическая версия происхождения названия Рязань. А.Ф.Орлов (1907) предлагал искать речку Рязань близ с. Старой Рязани, но нет такой речки сейчас, не имеется и исторических свидетельств о ней в прошлом. Поэтому сторонники данной версии сравнивают наименование г. Рязани с названиями рек в других местах. Так, Н.И.Лебедева сближала наименование города с гидронимом Ряньзя (бассейн Оки), В.П.Нерознак (1983) приводит имена таких рек в Поочье, как Рязань, Рязанка, Резанька. По мнению А.А.Никольского (1999), в последнем случае сходство гидронимов и названия города свидетельствует не о переносе названия с одного объекта на другой, а об общности происхождения данных топонимов. В русских говорах встречается слово рязань в значении «дикая яблоня». Мелкие, дичковые яблоки в народной речи тоже называются рязань (резань). Как отмечается в «Словаре географическом Российского государства», на рубеже XVIII и XIX вв. в Рязанской губернии собиралось «великое количество» этих яблок. Окские гидронимы Рязань, Рязанка, Резанька исторически связаны с местной флорой. Ср. с наименованиями таких рек в бассейне р. Оки, как Береза, Ольховка, Черемушка. Это позволяет предположить, что и г. Рязань получил свое название по местности, обильной дикорастущей яблоней - рязанью (резанью), по аналогии с названиями древнерусских городов типа Березовец, Дубенеч, Дубок. *1. Никогда не заморачивался родом названия своего города - женский и всё. Оказывается, в оригинале - мужской...**2. До сей поры поправлял всех москалей и иже с ними, которые называли Рязанью всё в пределах рязанской области. И тут я неправ был. Или прав. Неясно.**3. Версия про кровавую рязанскую сторону как-то, мне кажется, достовернее чем яблоки.*
Солотча, курортный пос. Советского округа г. Рязани. Находится на р. Солотче. Насел. пункт возник при Солотчинском монастыре, который был основан в 1390 г. Как монастырь, так и селение были названы по реке. Наиболее ранние формы гидронима - Солодша, Солотша, которым в памятниках рязанской письменности ХV-ХVI вв. соответсвуют такие названия монастыря, как Солодпшнский, Солощинский, Солотченский, Солотцкий. Имеется несколько версий происхождения гидронима. По мнению В.А.Панкова, название Солотча, подобно названиям Переяславль, Трубеж, Лыбедь, было перенесено в Поочье из Приднепровья: недалеко от Киева впадает в р. Днепр р. Золотча, которая упоминается в Лаврентьевской летописи под 1151 г. В.Б.Малкин (1991), пытаясь доказать финно-угорский характер гидронима, сближает имя реки с финским сад «глухой лес». Соответственно наименование Солотча объясняется им как «река глухого леса». Г.П.Смолицкая отмечает, что ранняя форма гидронима -Солодша — в составе окской гидронимии на -ша может быть соотнесена с говорившими на финно-угорских языках носителями дьяковской или городецкой культуры, датируемой для Поочья 2-й половиной 1 тысячелетия до н.э. и 1 тысячелетием н.э. Наряду с этим, она не исключает и возможности образования гидронима на славянской языковой почве. Исследователи неоднозначно интерпретируют русский по происхождению апеллятив, который может лежать в основе наименования. Э.М.Мурзаев (1984) сближает гидроним Солотча с народными географическими терминами солотина «топкое болото с застойной водой, трясина» и елотина «небольшое, но вязкое болото, низина, очерченная крутыми берегами с родниками», Г.П.Смолицкая (1990) - с солоть, солотина (елотина) «жидкое, вязкое или топкое болото», В.М.Касаткин (1990) - с солоть, солотина (слогана) «застойное болото на твердой основе, без трясины».*Вот так наш дорогой сердцу "СОЛОТ!" из уст татарского князька превращается в обычное болото.*
Трубеж, р., правый приток р. Оки. Название образовано от народного географического термина труба в значении "протока". На это смысловое содержание гидронима Трубеж указывал в XIX в. М.Н.Макаров (1846): "Собственное значение слова Трубеж - проток, соединяющий одни воды с другими, а иногда это водяной отвод реки, опять в ту же реку выше или ниже обращающийся: таков и рязанский". В дальнейшем данная точка зрения получила развитие и обоснование в работах Г.П.Смолицкой (1969, 1994). В отличие от М.Н.Макарова и других исследователей она не относит рязанский Трубеж к названиям, перенесенным в древнерусский период в Поочье колонизационным потоком из Киевской земли. Ср.: р. Трубеж в бассейне Днепра, По ее мнению, гидронимы Трубеж в Поочье и Приднепровье возникли независимо друг от друга.*Вот вам и объяснение как Трубеж превращается в Павловку и обратно. Гляньте на гуглмап, я думал, что они ошибаются, оказывается, не совсем.*
Возможно, для кого-то я изобрёл велосипед и вобще - бояню, но, я уверен, не все так думают.
ryazan.livejournal.com
История Рязани - По русской провинции
В 198 километрах от Москвы расположен один из древних русских городов — Рязань. У ученых нет единого мнения о возникновении такого названия поселения славян, но многие версии очень интересны. По одной из них, происходит оно от слова «ряса», что в языках финно-угорских народов означало топкое, болотистое место. Подругой версии, оно связано с народом эрзань, или эрза, — так называли живущих здесь людей древние арабские писатели. Славяне, поселившиеся в этих краях, называли рязанью правый берег реки. Бывает, и сегодня местные жители, проживающие на левом берегу реки Оки, говорят, что они едут «на рязань», то есть на правый берег.
В XI в. славяне, поселившиеся здесь, оказались отрезанными от других земель Руси кочевыми отрядами половцев. Есть гипотеза, что тогда и появилось название города. Еще одна гипотеза связывает его с жестокой резней во времена набегов кочевников на эти земли. В любом случае название города неотделимо от истории этого края.
Археологическая экспедиция 1926 г. положила начало подлинно научному изучению домонгольской Рязани.
Сегодня известно, что славянский город появился здесь еще в Х в., но во второй половине XI столетия он попал под власть князя Киевской Руси. В 1054 г. по завещанию Ярослава его сын Святослав получил Чернигов с Тмутараканью, Муромом и землей вятичей. А первое упоминание города Рязани в летописи связано с сообщением о том, что в 1096 г. Олег Святославич, изгнанный из Черниговской земли, приходит в Рязань,
Город стал своеобразным островком цивилизованного мира на границе с «диким полем», откуда все время появлялись кочевники, несущие смерть и разрушение. С опасением смотрели в ту сторону земледельцы и ремесленники, обустраивающие свой край. Вятичи далее других славянских племен продвинулись на восток. Местное дославянское население, не ушедшее с этих земель, постепенно ассимилировалось с ними.
Благодаря выгодному географическому положению город быстро набирал силу, укреплялся и благоустраивался, становясь одним из крупных торговых и культурных центров Древней Руси. Археологическая экспедиция 1926 г. положила начало подлинно научному изучению домонгольской Рязани.
По Оке и Волге шел путь в земли мордвы, в Волжскую Болгарию, в город Итиль и страны Востока. Через Рязанские земли лежали торговые пути от междуречья Оки и Волги к Азовскому морю, на Дунай и Балтику.
Город окружали стены и дозорные башни. Набатные колокола предупреждали жителей о приближении врагов и о пожаpax. Обнесенная валами, Рязань занимала площадь более 60 гектаров. Арабские письменные источники называли ее «третьим центром Русской земли» (очевидно, после Киева и Новгорода). В Х—XI вв. население Рязани составляло около 7-8 тыс. человек. (Примерно столько же было жителей в Киеве времен Ярослава Мудрого.)
Древнюю Рязань украшали три белокаменных храма — Успенский, Борисоглебский и Спасский. Известно, что Спасский собор был выстроен смоленскими мастерами, а в Борисоглебском в конце XII в. расположилась резиденция епископа.
По берегам речек Серебрянки и Черной стояли мастерские ремесленников. При раскопках в Среднем городе были найдены остатки кузнечных, бронзолитейных, гончарных, костеобрабатывающих мастерских. И на Руси, и в далеких странах знали рязанских мастеров золотых и серебряных дел.
Образцы их искусства были найдены в 1992 г. при раскопках Старорязанского городища. Был реконструирован великолепный головной убор знатной женщины, в котором использовались золото, жемчуг, драгоценные камни.
В первой трети XIII в., по мнению исследователей, вокруг Рязани уже существовало три оборонительных пояса. Между городскими стенами и рекой Окой постепенно разрастался подол — неукрепленное поселение.
В конце 1237 г. дошли до Рязани вести, что неизвестные доселе племена кочевников уже разгромили волжских болгар и через мордовские леса движутся на Русь. Вторгнувшись в пределы Рязанского княжества, предводитель ордынского войска Батый отправил к горожанам свое требование отдать ему десятую долю всего, что есть, — людей, оружия, коней. Рязанцы решили защищаться. Батыю отправили дары и предложили не воевать с горожанами, а про дань ответили: «Когда нас в живых не будет, все ваше будет».
В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается: «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно… А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань. И не осталось в городе ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную испили».
Эти события происходили в декабре 1237 г. Рязанцы просили помощи у других русских земель, но не получили ее и должны были только своими силами отражать татар.
Рязанский воевода Евпатий Коловрат выступил из Чернигова с дружиной на помощь родному городу, но опоздал. Тогда, нагнав Батыя, дружина вступила в бой с ордынцами. Воины Батыя докладывали своему повелителю, что во всех своих сражениях они еще не видели таких храбрецов: «Эти люди крылатые, не знают они смерти…»
Татары разгромили всю Рязанскую землю, сожгли города, взяли в плен население и пошли дальше на север.
Столица княжества так и не могла подняться после разорения. Сейчас на этом месте стоит село Старая Рязань. Новым центром Рязанской земли теперь становится Переяславль-Рязанский — небольшой укрепленный город на возвышенном берегу Трубежа у впадения в него Лыбеди. Эти две реки несли свои воды в Оку. Возможно, жители южнорусских земель, переселяясь сюда, принесли и близкие сердцу названия мест на родине — Переяславль, Трубеж, Лыбедь. Вокруг простирались плодородные земли, в лесах было много зверья и птиц, реки полны рыбы — все располагало к безбедной жизни.
После очередного набега ордынцев в 1288 г. рязанские епископы стали жить именно в этом уцелевшем городке. Епископальная кафедра была перенесена в Борисоглебский собор. А со второй половины XIV в. город официально стал столичным. В этот период княжество возглавил мужественный человек — Великий рязанский князь Олег (1350-1402).
В отличие от Новгородской и Смоленской земель, на юге и востоке от сегодняшней нашей столицы татары бывали чаще и подолгу. Поэтому здесь их влияние оказалось сильнее, чем на севере и западе государства. Когда татары сами стали приходить на службу к русским князьям, они селились чаще всего на юге и востоке
В 1521 г. Переяславль-Рязанский вошел в состав Русского централизованного государства.
При царе Иване Грозном была создана государственная печать, на которой вокруг Российского герба размещались 24 эмблемы княжеств Московской Руси, в том числе и эмблема Рязанской земли. Она представляла собой коня, шествующего вправо. К XVII в. эмблемы многих земель изменились. В «Росписи всем государевым печатям 1626 года» эмблема Рязанской земли уже описывается так: «Печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, да под ним земля». Воин на рязанском гербе одет в мирные одежды, что символизирует защитника, а не захватчика.
Указом императрицы Екатерины Великой в 1778 г. город Переяславль-Рязанский, как достойный преемник героической древней столицы, был переименован в город Рязань. В 1779 г. был утвержден и герб Рязани: «В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; а на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленые, обложенные соболями». В народе бытует мнение, что на гербе изображен Великий князь Олег Иванович Рязанский. Некоторые исследователи отождествляют изображение воина с образом защитника Рязани Евпатия Коловрата. Но, скорее всего, это символический образ защитника Отечества, каким долгое время была Рязань для России.
Во времена правления Екатерины II в Рязани был открыт театр (1787). В 1796 г город стал центром Рязанской губернии.
С расширением границ Московского государства Рязань теряет свое военное значение. Крепостные сооружения постепенно разрушались. Известно, что в XVIII в. на территории города находилось 17 церквей, три монастыря, архиерейский дом, торговые ряды, мастерские ремесленников, мануфактуры, принадлежавшие купечеству. Рязань окружали Ямская, Архиерейская, Троицкая и другие слободы. В них тоже было много храмов, а также лавки, амбары.
В начале XIX в. в городе появляются новые каменные здания -Дом благородного собрания, больница, богадельня, торговые ряды. В 1804 г. была открыта первая гимназия, в 1816 г. появилась типография, а в 1838 г. в Рязани стали выпускать свою газету — «Рязанские губернские ведомости». На средства, собранные среди интеллигенции, в 1858 г. в городе открывается губернская публичная библиотека. Среди ее попечителей были известный в России писатель М. Е. Салтыков-Щедрин и издатель журнала «Телескоп» Н. И. Надеждин.
Во второй половине XIX в. через город прошли железнодорожные линии, связавшие его с Москвой, Коломной, югом России и Поволжьем, Были построены мастерские по ремонту подвижного состава и шпалопропиточный завод для нужд Рязано-Уральской железной дороги. К уже существовавшим лесопильным, кирпичным, свечным, бондарным, колбасным и другим мелким предприятиям добавился большой завод сельскохозяйственного оборудования. В 1913 г. на нем работало 400 человек. К началу Первой мировой войны население города уже составляло около 50 тыс. человек.
В 1929 г. Рязань становится центром округа, входившего в состав Московской области. В 1937 г. создается Рязанская область. В городе в то время жило уже 95 тыс. человек.
www.ru-roads.ru
Рязань - старейший город России
Город Рязань
История этого края и города очень богата, археологи находят свидетельства того, что люди здесь жили ещё в эпоху палеолита. Как считают историки, предками современных рязанцев были вятичи, представители славянского племени. В XII веке это племя образовало самостоятельное княжество, центром которого была Рязань. Сегодня на этом месте расположен археологический заповедник Старая Рязань. Впоследствии Рязань разоряют монголо-татары, после чего из-за этого разрушения и постоянных нашествий кочевников, её центральное место в княжестве занимает Переяславль-Рязанский. С годами Переяславль-Рязанский унаследовал и название прежней столицы.
Во второй половине XIV века Рязанское княжество переживало наибольший расцвет и могущество. Тогда рязанским князем был Олег Иванович - незаурядный воин и политик, который с переменным успехом соперничал с московскими князьями. В конечном итоге, после его смерти, Рязанское княжество официально вошло в состав Московского государства и в 1778 году благодаря Указу Екатерины II, была образована Рязанская губерния. В этом году и был переименован Переяславль в Рязань. Рязань насыщенна всевозможными достопримечательностями и не разочарует туристов.
В старой части города, у слияния двух рек Трубеж и Лебедь, сохранились соборы Христорождественский (XV в.), который был перестроен в 1826, Успенский (1693-99), Архангельский (XVI в.), Архиерейские палаты (дворец Олега; 1653-92), церковь Святого Духа (1642). Рядом с кремлём расположен Спасский монастырь с церквями Преображения (1702) и Богоявления (1647). Рязань также изобилует памятниками гражданской архитектуры, такими как: бывшие присутственные места (1796), Дворянское собрание (конец XVIII - начало XIX вв.), дом Морозова (конец XVIII в.), торговые ряды (первая половина XIX в.). Близ посёлка Солотча находится Солотчинский Покровский монастырь, который был основан в 1390 году. В 50 километрах от Рязани находится городище Старая Рязань - остатки бывшей столицы Рязанского княжества.
privet-strana.ru
ИсторияИстория Рязани
Рязань с древнейших времён до начала XII в.
История Рязани начинается с черниговской колонии, основанная на финской земле. Рязанское княжество не имело сплошного славянского населения, подобно Суздальскому, оно обязано своим существованием системе княжеской колонизации.
В первой половине XII в. Рязань вместе с Муромом выделяется из Чернигово-Северского удела и утверждается за родом Ярослава Святославича. Она становится метрополиею городов, расположенных вверх по Оке до устья Лопасны и по Проне. Славянский и вместе христианский элемент населения сосредоточивается в центральной области Рязанского княжества, которая заключалась между Окою, Пронею и Осетром.
История рязанского княжества 1129-1237 гг.
Вторая половина XII века для Рязани есть для неё время борьбы с владимирскими князьями. Представителями этой борьбы являются с одной стороны Всеволод III, с другой Глеб Ростиславич. Дробление княжества и внутренние усобицы в Рязани более всего способствуют перевесу суздальцев.
С начала XIV века начинается борьба с Москвою, как продолжение борьбы с Суздалем, при тех же неблагоприятных условиях. Соперничество пронских князей с рязанскими помогает Москве упрочить свое влияние на дела Рязанского княжества.
Начало монгольского ига 1237-1350 гг.
Бедствия татарского нашествия оставили слишком глубокий след в памяти современников для того, чтобы мы могли пожаловаться на краткость известий. Но это самое обилие известий представляет для нас то неудобство, что подробности разных источников не всегда согласны между собою; такое затруднение встречается именно при описании Батыева нашествия на Рязанское княжество. Летописи рассказывают об этом событии, хотя подробно, но довольно глухо и сбивчиво.
Многие селения и города были совершенно стерты с лица земли. Белгород, Ижеславец, Борисов-Глебов после того уже не встречаются в истории Рязани. После разорения города Рязани от татар, его значение переходит на Переяславль Рязанский.
Великий князь Олег Иванович 1350-1402 гг.
По необходимости подчиняясь игу, Олег Иванович, по крайней мере, сумел внушить ханам уважение к себе настолько, что они дорожили его союзом. Не вступая в открытую борьбу с Золотою Ордою, князь мужественно защищал свою землю от татарских разбойников, и не раз наносил им чувствительное поражение. Он отбил наступательное движение Москвы, и поддержал на некоторое время колеблющуюся самостоятельность Рязанского княжества.
Олег недаром носил титул великого князя, потому что умел придать единство далеко разбросанным частям древнего Муромо-Рязанского княжества: умел держать в повиновении младших родичей.
Весь период самостоятельного Рязанского княжества сосредоточился в одном Олеге; более они не помнят ни одного князя. С этим именем связана большая часть остатков старины, разбросанных по долине средней Оки, и большая часть народных преданий. На обширную строительную деятельность Олега указывают имена многих городов, которые являются в договорных грамотах с конца XIV в. и о которых до того времени не было слышно.
Бесспорно, полустолетнее княжение Олега было самым славным и самым счастливым сравнительно с предыдущими и последующими княжениями, несмотря на тяжкие бедствия, которые нередко посещали Рязанский край при его жизни. Народ заплатил ему за это любовью и преданностью.
Последняя эпоха самостоятельности. 1402-1520 гг.
Дальнейшая история Рязани представляет только постепенный переход к окончательному соединению с Москвою; отклонения от этого пути были очень незначительны. Между преемниками Олега нет ни одного князя, над которым историк мог бы с участием остановить свое внимание. Их имена сливаются вместе и не оставляют после себя никаких цельных образов. В этом отношении потомков Олега можно сравнить с его предшественниками, которые наполнили собою первую половину XIV в.; разница в том, что на последних лежит печать жесткого и беспокойного характера, между тем как первые напротив отличаются мягкостью, не свойственною их предкам, и заметным недостатком энергии.