ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРИЙЦЕВ. ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК. Язык древних ариев
Арийские языки Википедия
Индоира́нские или ари́йские языки́ — наиболее восточная ветвь индоевропейской семьи языков, восходящая к единому предку («праиндоиранскому языку») и связанная происхождением с миграциями древних индоиранцев. Компактный ареал расселения современных носителей индоиранских языков простирается от Памира, Бенгалии и Шри-Ланки до Анатолии, Сирии и Северного Кавказа. Языки распространены в Таджикистане, Афганистане, Бангладеш, Индии, Иране, Непале, Пакистане, Шри-Ланке; в регионах стран Средней Азии, Кавказа и Закавказья: Армении, Азербайджане, Туркмении, Узбекистана; в прилегающих к ним регионах России; в Ираке, Китае, Сирии, Турции. Цыганский язык и родственные ему диалекты распространены по всему миру, в значительной степени — в Европе. Значительные хиндиязычные общины существуют также на Фиджи, Маврикии и в Суринаме. Общее число носителей приближается к 1,2 млрд человек, что делает данную ветвь самой крупной среди индоевропейских языков.
Классификация
С начала сравнительно-исторического исследования индоиранской ветви индоевропейских языков она традиционно разделялась на индоарийскую и иранскую группы, вследствие чего и появился термин «индоиранские языки». Однако развернувшиеся во второй половине XX в. активные исследования «малых» языков Гиндукушско-Гималайского региона заставили учёных пересмотреть дихотомическую классификацию и признать, что схема распада праарийского языка была значительно сложнее разделения ариев на индоариев и иранцев.
Прежде всего выяснилось, что обнаруженные в XIX в. в труднодоступных долинах, примыкающих к югу от Гиндукуша, нуристанские языки являются не ветвью индоарийских, как полагалось долгое время, а самостоятельной ветвью внутри арийских языков, выделившейся из праарийского состояния ещё до дивергенции остальных ариев на индоариев и иранцев[1].
Не до конца ясным остаётся положение дардских языков. По мнению А. Когана, существуют основания выделять дардские языки как самостоятельную ветвь внутри собственно индоиранских (без нуристанских), соотносимой по времени выделения с индоарийской и иранской и по некоторым параметрам занимающей промежуточное положение между последними[2]. Однако большинство специалистов считает такую трактовку ошибочной, относя дардские языки к индоарийским[3][4].
Современную классификацию арийских языков можно представить в следующем виде[5]:
Нуристанские языки
Индоарийские языки
древние: санскрит, пали, различные пракриты, апабхранша
новые: (сингальский и мальдивский), (хинди и урду, бенгали, ория, пенджаби, синдхи, гуджарати, маратхи, непали и др.), цыганские (европейско-цыганский, домари и др.), среднеазиатский (парья)
Дардские языки (причисляются обычно к индоарийским).
Иранские языки
юго-западные (персидский язык (фарси), таджикский, дари, хазара, еврейско-персидский, еврейско-таджикский и др.)
северо-западные (курманджи, сорани, южнокурдский, леки, белуджский язык, центральноиранский и др.)
юго-восточные (пашто, ванеци, шугнанский, рушанский, бартангский и др.)
северо-восточные (осетинский, ягнобский).
Праарийский язык
Происхождение арийских языков связывается с реконструируемым праарийским языком, выделившимся из индоевропейской общности и существовавшим до своего распада в III тыс. до н. э. По морфологическим, лексическим и некоторым фонетическим признакам праарийский язык обнаруживает глубинную близость с предками греческого и армянского языков[6].
Основными специфическими чертами праарийского, выделившими его из всех индоевропейских языков являются:
Сатемизация (первая палатализация), а именно переход индоевропейских палатальных согласных велярного ряда в аффрикаты: и.е. *ḱ, *ǵ, *ǵʰ > арийск. *ć, *j́, *j́h. При этом после отделения нуристанских в собственно индоиранских в аффрикате *ć происходит утрата смычного элемента: арийск. *ć > индоиран. *ś. Данная изоглосса (сатем) объединяет арийские с балтскими, славянскими, армянским и албанским языками. Лабиовелярный ряд, как и во всех сатемных, совпал с велярным: то есть *kʷ, *gʷ, *gʷʰ > арийск. *k, *g, *gh.
«Вторая палатализация» — переход велярных и лабиовелярных в шипящие аффрикаты перед *i и *e: и.е. *k/kʷ, *g/gʷ, *g/gʷʰ > арийск. *č, *ǰ, *ǰh. Судьбы этого и предыдущего ряда аффрикат в отдельных арийских различны, что говорит о том, что они различались изначально.
Совпадение гласных
и.е. *a, *e, *o, а также слоговых *m̥ и *n̥ > арийск. *a и.е. *ā, *ē, *ō, m̥̅ и *n̥̅> арийск. *ā
Ротацизм: и.е. *r, *l > арийск. *r, затронувший так же слоговой вариант фонемы: и.е. l̥, *r̥ > арийск. *r̥
В результате система гласных ограничивается семью фонемами: краткими *a, *i, *u, долгими *ā, *ī, *ū (плюс четыре соответствующих дифтонга: *ai̭, *aṷ, *āi̭, *āṷ) и слоговой сонант *r̥ (его долгий вариант *r̥̅ редок). Кроме того, после совпадения гласных в *a, последняя стала возможной после второго ряда афррикат (*če, *ǰe, *ǰhe > *ča, *ǰa, *ǰha), что сделало этот ряд аффрикат полноценными фонемами.
Переход слогового ларингала и.е.*H̥ (*ə) > арийск. *i в первом и последнем слогах
Действие правила RUKI: переход и.е. *s > арийск. *š после *i, *r (<*r, *l), *k (<*k, *kʷ) и *ḱ. После отделения нуристанских языков произошёл также переход и.е. *s > индоиран. *š и после *u.
Праарийский ряд звонких придыхательных смычных продолжает индоевропейские придыхательные: и.е. *bʰ, *dʰ, *gʰ > арийск. *bh, *dh, *gh/ǰh, в дальнейшем лучше всего сохранившиеся в индоарийских. В праарийском также развивается соответствующий ряд придыхательных глухих смычных, изначально отсутствовавший в праиндоевропейском. Основным источником их были сочетания с ларингалом: и.е *pH, *tH, *kH > арийск. *p(h), *t(h), *k(h). Фонемизация этого ряда завершилась, по всей видимости, только после отделения нуристанских.
Древние языки
Древнейшими дошедшими до нас образцами арийских языков являются:
Андроновский арийский язык — реконструируется по субстратной лексике в финно-волжских языках[7]. Имеет общие черты как с индоарийскими, так и с иранскими языками, а также ряд собственных черт, нехарактерных для обеих указанных подгрупп. Название дано по андроновской археологической культуре, существовавшей в предполагаемом очаге субстрата.
Митаннийский арийский язык — древнейшая письменная фиксация (XV—XIII вв. до н. э.) одной из форм древнеарийской речи в виде имён богов в договорах хурритоязычного государства Митанни, коневодческой терминологии хурритов, заимствований в аккадский и другие древние письменные языки Ближнего Востока. Считается наиболее близким к древнеиндийскому (правда сближается в основном архаизмами, обладая собственными инновациями). Считается, что митаннийские арии были быстро ассимилированы в хурритской среде, и их язык не оставил потомков[8].
Древнеиндийский язык — литературная форма языка древних индоариев, традиционно разделяемая на ведийский язык и санскрит. Язык Вед соответствовал разговорному древнеиндийскому, бытовавшему в Пенджабе во времена составления древнейших гимнов Ригведы (1500—1300 гг. до н. э.), в поздневедийский период консервативный религиозный язык стал сильно отставать от развивающихся разговорных форм (называемых пракритами), что в итоге привело к выработке санскрита («обработанного языка») — законсервированной и упорядоченной формы литературного древнеиндийского языка, противопоставленной отошедшим от древней формы пракритам.
Авестийский язык — литературный язык памятников Авесты (1200—600 гг. до н. э.), наиболее близкий к древнеиранскому языку. Язык древнейшей части Авесты — Гат — особенно близок к языку древнеиндийской Ригведы.
С середины I тыс. до н. э. появляются памятники на языках, демонстрирующих отход от древнеарийской формы и всё большее расхождение между собой:
Индийские пракриты (пали, пайшачи, в дальнейшем шаурасени, магадхи, апабхранша и др.)
Мидийский язык, в дальнейшем азери, талышский, гилянский, татский, килитский (Ордубадский район Нахичеванской области Азербайджана), диалекты тати.
Древнеперсидский язык, а в дальнейшем и среднеиранские языки (среднеперсидский, парфянский, бактрийский, согдийский, хорезмийский, хотаносакский).
Современные языки
Социолингвистическая ситуация
Соотношение численности носителей индоиранских языков (в миллионах)
Современные индоарийские языки насчитывают более различных 300 идиомов, включая крупные языки с десятками (иногда и сотнями) миллионов носителей и языки межнационального общения. При этом более 75 % числа носителей приходится на индоарийскую группу, на языках которой разговаривают прежде всего в густонаселённых областях Южной Азии. Относительно меньшинство говорит на иранских языках, количество носителей которых, однако, достигает около 150 млн человек. Дардские языки довольно немногочисленны (в пределах 5—6 млн). Нуристанские языки насчитывают около 120 тыс. чел.
Некоторые языки издавна выполняют роль языка межнационального общения, а также доминирующего языка литературы и науки, преимущественного языка государства и СМИ. К ним относятся хинди, урду и фарси. Статусом государственного языка в настоящее время обладают:
Помимо этого ок. 20 индоиранских языков (включая некоторые из вышеперечисленных) являются официальными языками тех или иных автономных образований или штатов в Индии, Ираке, России и частично признанном государстве Косово.
Наиболее крупными индоиранскими языками являются:
Язык Число носителей Официальный статус Сфера использования Письменность
Хинди (включая бихари и раджастхани)
258 млн
государственный в Индии и на Фиджи, официальный язык 11 штатов и территорий Индии (Раджастхан, Дели, Хариана, Уттаракханд, Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх, Химачал-Прадеш, Джаркханд, Бихар, Андаманские и Никобарские острова).
национальный язык, доминирует во всех сферах, развитая литература с IX в., СМИ, наука, межнациональное общение (второй язык для ок. 200 млн чел.)
деванагари
Бенгали
230 млн
государственный в Бангладеш, официальный язык 2 штатов Индии (Западная Бенгалия, Трипура)
национальный язык, литература с X в., СМИ, межнациональное общение
бенгальское письмо
Пенджаби
105 млн
официальный язык штата Пенджаб (Индия), язык пакистанской провинции Пенджаб (статус официально не закреплён).
литература с XV в., СМИ, религиозная литература сикхов.
гурмукхи, арабское письмо
Маратхи
70 млн
официальный язык штата Махараштра (Индия).
литература с IX в., СМИ
деванагари
Урду
65 млн
государственный язык Пакистана, официальный язык штата Джамму и Кашмир (Индия), широко распространён в Северной Индии.
национальный язык, литература, СМИ, межнациональное общение (второй язык для ок. 150 млн чел.)
арабское письмо
Фарси (включая дари и таджикский)
56 млн
государственный в Иране, Афганистане, Таджикистане
национальный язык, развитая литература с X в., СМИ, наука, межнациональное общение (второй язык для ок. 60 млн чел.)
арабское письмо, кириллица (таджикский)
Гуджарати
46 млн
официальный язык 3 штатов Индии (Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Гуджарат)
литература с XII в., СМИ
письмо гуджарати
Синдхи
37 млн
один из официальных языков Индии (без территориальной привязки), язык пакистанской провинции Синдх (статус официально не закреплён).
литература с XIV в., ограниченно в СМИ
арабское письмо, деванагари
Пашто
36 млн
государственный в Афганистане, язык пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва и Зоны племён (статус официально не закреплён).
национальный язык, литература с XVII в., СМИ, в меньшей степени межнациональное общение
арабское письмо
Ория
35 млн
официальный язык штата Орисса (Индия)
литература с VIII в., СМИ
письмо ория
Курдский
26 млн
официальный язык автономии Иракский Курдистан
литература с XV в., СМИ
арабское письмо, латиница
См. также
Примечания
↑ Эдельман Д. И. Нуристанские языки / Дардские и нуристанские языки. Серия «Языки мира». М. 1999, стр. 99
↑ Коган, А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН, 2005.
↑ Koul, Omkar N. (2008), "Dardic Languages", in Vennelakanti Prakāśam, Encyclopaedia of the Linguistic Sciences: Issues and Theories, Allied Publishers, сс. 142–147, ISBN 978-81-8424-279-9
↑ Masica, Colin P. (1993), The Indo-Aryan Languages, Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-29944-2, <https://books.google.com/books?id=J3RSHWePhXwC>
↑ Д. И. Эдельман ИНДОИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ (Языки мира: Дардские и нуристанские языки. - М., 1999. - С. 10-12)
↑ Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Всев. Иванов. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси. 1984. Стр. 415
↑ Андроновский арийский язык | Mikhail Zhivlov - Academia.edu
↑ Paul Thieme. The «Aryan» gods of the Mitanni treaties. Seminar fur Indologie, Tubingen. (недоступная ссылка)
Литература
Коган А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН, 2005. ISBN 5-02-018460-8
wikiredia.ru
Связь древнеарийской цивилизации со славянским язычеством
Славянское язычество – часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой позднейших мировых религий.
Нет более туманного и неопределенного термина, чем язычество; возникнув в церковной среде, он первоначально означал все дохристианское и нехристианское; им покрывалась и ведическая гимнография Индии…
Резкое противопоставление язычества христианству ведет нас к церковной проповеднической литературе и не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наукой о религии.
У многих сформировалось ошибочное мнение, что у славян нет истории. Основная причина таких скоропостижных выводов – это вытеснение славянских традиций и обычаев христианством. Хотя многие не знают своей родословной и даже не подозревают об истоках традиций, но интуитивносложившийся менталитет проступает даже среди бытующих ритуалов, которые, кстати сказать, имеют свои истории.
Для интересующихся не секрет, что добрая половина христианских праздненств имеют исключительно славянское прошлое. Разве в Иерусалиме празднуют Маслянницу или Купалу? Христианство просто смирилось с существующим на Руси порядком, поняв, что, обрезав ветки, корни не пострадают. Однако христианство – религия, а славяне, у которых «на Роду написано» чтить Богов и Предков, не могут не восхвалять Бога хоть как.
Славяне – русы, которые Богам славу поют и поэтому суть их - славяне.
Несмотря на «модную» идею называть себя ариями, так как уже становится общеизвестным факт непосредственного родства, все еще мало известно об этой цивилизации. Но даже интересующемуся неофиту, кто хоть раз по-настоящему прикоснулся к тайне Великой Нации, открывается непостижимая глубина настоящей, живой, духовной жизни, которой жили раньше. Несомненно, получить благословение, даршан от нескрывающих Себя Богов, можно просто открывшись потоку этой запредельной глубочайшей мощи, которая не где-то, но везде.
ОН – Духовный Ост Всемирья и Всебожья, ибо все сущее живет поистине Его Жизнью, а Родные Боги наши Суть Лики Его Одного: Близкого и Родного, Беспредельного и Непостижимого, Всепроникающего и Всеобъемлющего – Единого по Сути, но Бесконечно Множественного в Проявлениях»
Русские Веды: Голубиная Книга.
В литературе долго встречались утверждения об отсутствии связи славян с античным миром, как и «об отсутствии самих славян в античном Северном Причерноморье», но эта мысль уже устарела. Ученый Трубачев считает, что названные связи, по крайней мере отчасти, относятся к индоарийскому компоненту северопонтийского населения. Наблюдения над реликтами этого рода касаются этнонимов, культурной лексики и сведений о берегах Черного моря.
Когда многие историки, пассивно повторяя друг друга, пишут о заселении Русского Севера русскими, якобы пришедшими то с Балкано-Карпатских, а то и со средиземноморских земель, они и не вспоминают о том, что здесь и реки и местности хранят в себе арья - славянские названия, которые восходят к Ригведе и Авесте и никак с Южной Европой не связаны. Не вникают и в то, что орнаментально - знаковая система северных русских хранит в себе множество общих с ариями элементов, как выявлен и ряд сходных и общих черт в славяно-русском язычестве и в религиозных воззрениях древних ариев.
Древнейшими взаимоконтактами ариев и славян следует, вероятно, объяснить и проявляющуюся по направлению с Русского Севера на юг и юго-восток «дугу» сходных орнаментальных условных знаков, говорящих о давних общих представлениях о мироздании и миропорядке.
Формирование славянских племен протекало в течение нескольких тысячелетий, и изначальный процесс складывания их языка и верований проходил в условиях такой глубины времен, которую выдающийся ученый Б.Г. Тилак определил как период последнего межледниковья, с чем теперь, в свете достижений современной науки, спорить уже не представляется возможным.
О том же, что наиболее близкими к славянам по языку, по уровню верований, и главное, по степени древности взаимных контактов были их соседи арии, можно судить и по тому, что именно культовая близость играла роль почти такого же важного показателя, как и сходство языков, да и не просто сходство, а во многом почти и единство. Историческое развитие обоих этнических слоев древности протекало под знаком, который Р.Санкритьяяна определил термином «индо - славы». Этот термин был настолько новым и неожиданным, что до сих пор не решаются широко применять его в печати. «Индо-славы» – это не миф, а созревший плод давно пробившегося на свет из мрака незнания и разветвившегося с течением веков дерева поисков истины, поиска ответа на вопрос о корнях и истоках народов, известных под общим названием индоевропейцев.
В самой же Индии о России и русском языке почти ничего не знали в те века, и только в советский период нашей истории там стали изучать русский язык и переводить книги русских писателей. И многих в Индии заинтересовала проблема Русского Севера, потому что северная, арктическая природа, описания которой доходили до Индии, оказалась уже хорошо знакомой индийцам по памятникам их древней литературы, по их преданиям и легендам, то есть по гимнам Вед, по многим описаниям в великой эпической поэме «Махабхарате» и по сказкам.
Древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5000 лет назад между Индом и Гангой. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые, и сейчас она содержит 18 книг. В одной их них, названной «Лесной», описаны священные источники – реки и озера страны древних ариев, т.е. земли, на которой и разворачивались события, рассказанные в великой поэме. Однако, как свидетельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в это время еще не было, и жили они на своей прародине – достаточно далеко от Индии.
Но где же она находилась?
В середине ХХ в. к мысли о том, что прародина всех индоевропейцев находилась на землях России, вернулся немецкий ученый Шерер, исходивший из того, что, судя по текстам Ригведы и Авесты, в III тыс. до н.э. арии жили в Восточной Европе. Как известно, великая река России – Волга – вплоть до II в. н.э. носила имя, под которым ее знала священная книга зороастрийцев Авеста, – Ранха или Ра. Но Ранха Авесты - это река Ганга Ригведы и Махабхараты!
И далее, древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Посмотрев нам карту, ясно видно, что древняя Ямуна – это Ока! Не случайно в течении Оки попадаются реки с названиями: Ямна, Ям, Има, Имьев. И более того согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы.
Упоминаются в Ригведе и Махабхарате и другие крупные реки. Так, недалеко от истока Ямуны размещался исток текущей на восток и юг и впадающей в Червоное (Красное) море реки Синдху. В летописях Черное море называлось Чермным, т.е. Красным. Так до сих пор называется участок его акватории на севере. На берегу этого моря жил народ синды и располагался город Анд (современный Анапа). Достаточно сравнить названия рек Поочья с названиями «священных криниц» в Махабхарате, точнее, в той ее части, которая известна как «хождение по криницам». Именно в ней дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга и Ямуны.
Удивительно и то, что мы имеем дело не только с почти буквальным совпадением названий священных криниц Махабхараты и рек Средней России, но даже и с соответствием их взаимного расположения. Также еще существует множество примеров здесь не упомянутых.
Сам этноним Русы, Руса, Раса, Расьяне постоянно упоминается в Ригведе и Авесте. Земли Бхараты назывались иначе Священной, Святой или Светкой землей, а на санскрите «Руса» значит «светлая».
Все древние племена ариев, населявшие часть приполярных земель, делились на две основные ветви, которые в науке получили название индоязычных и ираноязычных. Первая группа создала Веды, вторая – Авесту. Сразу надо отметить, что в этих обеих ветвях литературы хранятся четкие указания на обстоятельства жизни в Приполярье. Надо сказать, что и Русские Веды сплошь и рядом упоминают о «далеком Севере, где жили предки».
Древние Сказы гласят, что где-то далеко на Севере, что издревле оберегаем – храним Самим Велесом Мудрым – Богом Вещим, под Небом, где Звездный Ковш черпает волшебное Молоко Небесной Коровы, лежит, сокрытая от суетных взоров, Белая Земля – Обитель Света и Страна Вод Чистых.
Русские Веды: Голубиная книга.
Не было и не могло быть случайным такое изобилие лексических соответствий в санскрите и русском (и ряде других славянских языков), параллелей не только в значениях слов, но и в способах образования новых слов, в терминах и определениях родства, числительных, глагольных корнях, местоимениях и т.д. Все это говорит о длительном процессе этногенеза, о близости (либо единстве) предков ариев и славян.
В Русских Ведах также упоминается Ирий и Ирийский язык, который похож на русский.
Рекут, птицам, прилетающим с весной из Светлого Ирия, ведом сам потаенный Ирийский Язык, что превыше всякого языка земного. Рекут тако же, что похож он на наш – на Русский; похож, но – другой. И говорят на нем – будто поют; и губ нисколько не разжимают, но все при этом, как есть, понимают.
Еще называют сей Язык Волховским, ибо ведом он Мудрейшим из волхвов – Велесовых учеников…
Родолюбие. Велес.
Не о санскрите ли упоминается? Потаенный язык, на котором говорят Мудрейшие из Волхвов.
Оттуда же, из этой глубины времен, пришло и множество обрядов и обычаев, укоренившихся в быту. К такому генофонду памяти можно отнести ряд свадебных обычаев и предписаний, касающихся женщин, как например разделение косы девушки в день свадьбы на две. В Индии этот пробор также еще посыпают порошком.
Из числа схождений можно указать и на отношение людей к домашнему скоту, в частности, к корове, которая и у русских всегда воспринимается как мать, кормилица, а уж в Индии это полурелигиозное отношение развилось до степени культового почитания – там почти повсеместно по давней традиции запрещен забой коров, их считают матерями человечества и поклоняются им.
"Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, Мать Вещего Бога."
Русские Веды. Голубиная книга.
В славянском язычестве Корова Земун считается, что вскормила всех Богов и поэтому почитается как Великая Мать.
К таким же сохранившимся издревле верованиям следует причислять и культ огня, веру в его очищающую силу. Она сохраняется до наших дней у многих славян, как и купальские «очищающие» костры. Касаясь этимологии названия Купала, можно встретить толкования от славянского корня «куп» – (купаться), однако слово состоит их двух слов «ку» (санскр. «земля») и «пала» («податель даров»). Таким образом, обряд соответствует больше сущности культа Солнца. Обряд священных омовений связан с культом Солнца очень тесно: в Индии воду возливают на алтарь с изображением бога - Солнца, в воду входят встречая восход Солнца. Славяне зажигали купальные костры и прыгали через них ради очищения и обретения силы.
Конечно, арии унесли в Индию с севера любовь к солнцу и посвященные ему гимны Вед, но там они встретились с иным отношением к солнцу, которое в течение восьми месяцев своего пребывания на безоблачном небе сжигает, бывает, посевы и пересыхают источники вод. В среде доарийского населения Индии был распространен культ Луны.
О культе Рода и рожаниц наши источники говорят как о повсеместном, устойчивом и неистребимом. Известна даже календарная дата празднеств и пиров в честь рожаниц. В Индии с верой в силу рожаниц связаны многочисленные культы богинь - матерей, имеющих одну суть, но тоже носящих разные имена и изображаемым по разным канонам. Традиционные символические изображения рожающих женщин, встречающихся в Индии, в точности соответствуют изображениям на вышивках на Русском Севере. В письменных источниках говорится: «Се же словене начали трапезу ставити Роду и Рожаницам прежде Перуна».
"Род – Един, Природа – Многолика. Род – воплощен в образе Единого Небесного Отца. Природа – во образах Всемногих Матерей - Рожаниц, порождающих все сущее."
Русские Веды. Голубиная Книга.
В поисках соответствий обрядовых действий видим, что в 304 главе «Мокша - дхармы» (одной из книг Махабхараты) царь Юдхиштхира спрашивает своего наставника Бхишму:
«Что называется непреходящим, откуда нет возврата, и что называется преходящим, откуда возвращаются снова?»
Он же говорит смертельно раненому Бхишме:
«Тебе осталось жить немного дней, пока направляется к югу творец света. А когда к северу повернет владыка, ты пойдешь путем высочайшим».(83,с.515)
Переводчик и комментатор Махабхараты академик Б.Л.Смирнов в связи с вышеприведенным текстом писал: «Время движения солнца на юг считается темной половиной года; умерший в это время подлежит возврату. Движение солнца к северу – светлой половиной; умерший в это время года не возвращается. Бхишма силой воли задерживал свою смерть до начала светлой половины года». То есть, проецируя данную ситуацию на русскую традицию, мы могли бы сказать, что Бхишма ждал Святок, которые начинаются с началом светлой половины года, или «дня Богов».
Подлинный интерес представляет верование славян и ариев. Труды ученых показывают, что имело место и идолопоклоничество и магическое общение с духами до установления культа Верховных Богов.
Археологи находят на территории заселенной славянами, а также и в Индии похожих между собой идолов. Но в науке до сих пор с точностью не определено время начала изготовления изображений богов как у славян, так и у Ариев. Почти все сходятся во мнении, что поклонение, например, «священным» камням в их естественных формах продолжают встречаться и в наши дни, так как их обработка была затруднительна, тогда как дерево было более легким материалом, а поэтому, по всей видимости, наиболее древними идолами были именно деревянные. В силу того, что этот материал недолговечен, археологи находят лишь небольшое их количество. Полагают, что и арии могли в своих кочевых кибитках перевозить только легкие деревянные изображения, и в Ригведе говорится о том, что один арий «одолжил» своего Индру другому, прося вернуть его, когда он поможет победить врагов (Ригведа,1У,24).
Нужно отметить, что многоликие идолы были распространены именно у славян. О том, что такие представления о внешних чертах богов были принесены в Индию ариями, свидетельствует отсутствие изображений многоликих богов в раскопках мест доарийской цивилизации. Эти факты очень выразительно говорят о близости культовых представлений, характерных именно для предков ариев и славян.
Если в Ригведе содержатся главным образом гимны, обращенные к богам арийского пантеона, то в 4-й Веде – Атхарваведе, которую называют ведой заговоров и заклинаний, – сохранены древнейшие формы магических представлений и вера в то, что на духов природы, невидимых, но существующих, можно повлиять словом, несущим в себе силу активного воздействия. Ригведа была «Ведой жрецов», а Атхарваведа в значительной своей части создавалась народом и содержит, кроме гимнов богам, также формулы, выработанные ведунами, колдунами и знахарями.
Эти заговоры и заклинания создавались, видимо, в дорелигиозный период. Таким образом, предполагается, что содержащийся в памятнике подобный материал во многом древнее Ригведы и начал возникать во времена, когда арии жили родовыми коллективами, и в их религии большую роль играл тотемизм.
Божества, которым молились и приносили жертвы далекие предки индоевропейцев, зародились в необозримой глубине времен.. Б.Рыбаков писал, что их рождение «теряется, очевидно, в глубине весьма отдаленной первобытности». За долгие века развития и разделения культов этих божеств их имена и то значение, которое им предавали люди применительно к своей жизни, во многом претерпели изменения, но все же при попытках обнаружения сходства между богами славян и ариев можно увидеть сближающие их черты. Такие черты говорят, опять же, о том, что не из Индии дошли до нас сведения об этих богах, а из тех эпох, в которых обе эти группы формирующихся племен были настолько близки, что во многом могли обмениваться опытом в своем восприятии мироздания. То отношение к богам, которое складывалось в этой взаимно близкой среде, равно как и в среде Ариев, и было принесено ими в Индию вместе с гимнами Вед. Оно претерпело в известной мере изменения в Индии под влиянием новых воздействий в процессе встреч и смешений с доарийскими народами и усвоения их верований, но, поскольку Веды не отмирали, а заучивались все новыми и новыми поколениями брахманов, ведические боги дожили до нашего времени, войдя в индуизм, пусть даже и в несколько измененном виде. Эта их судьба отличается от судьбы славянский языческих богов, погубленных наступающим учение христианства.
Таким образом, несложно провести параллели между славянскими и индийскими (и не только) богами. Так славянская Лада – это индийская Адити, славянский Велес – это индийский Шива, Яга, Морена – Кали, Стрибог – Ваю, Перун – Индра, Хорс – Сурья, Лель и Полель – Ашвины, Вышень – Вишну, Крышень – Кришна, Симаргл – Гаруда, Заря – Ушас и т.д.
Также похожи и почитания Богов. Например, процесс жертвоприношения Перуну сопровождался втыканием в землю стрел по кругу. Возможно, этим сопровождалось представление о вознесении души или жертвы к небу. Подобный обряд описан в Махабхарате, где один из героев - воинов вонзает по кругу в землю стрелы под телом сраженного в бою и умирающего своего прадеда Бхишмы.
Перун изначально был богом гроз и неба в разных проявлениях этих стихий. В пантеоне Владимира, по мнению В.Рыбакова, стал верховным богом воинских дружин. Его именем клялись воины над оружием. Эти черты славянского Перуна сближают его с ведическим Варуной, который тоже изначально был всеохватывающим небом, океаном, солнцем, братом огня, став впоследствии богом гроз, атмосферных и земных вод. Также он являлся блюстителем правды и закона: словом «варуна» в санскрите тоже определяется клятва воинов над оружием. Этот бог в индуизме стал к тому же считаться хранителем западных земель, и само слово «варуни» обозначает запад, указывая на его древнейшую связь именно с теми областями, из которых в Индию пришли арии, принеся с собой веру в ведических богов.
Велес (Волос) был чрезвычайно значимым богом в языческой Руси. Этот бог считался «скотьим богом», покровителем скота и всякого зверя. Культ Волоса был изначально культом медведя, откуда и произошло имя этого бога «волосатый». в ЭПОСЕ «Рамаяна» описываются героические мощные медведи, которые содействовали герою Раме в его борьбе. Учитывая, что медведи не являются широко известными в Индии животными, а гималайские медведи небольшие и водятся только в горах, вполне можно предположить, что эта легенда отразила память о мощных северных медведях. К тому же на санскрите слова «вала» – «волос, шерсть». Сами русские Веды вот что пишут о Велесе, прямо указывая на его идентичность с индийским Шивой:
"… Звездопадом в нощи – капли Млека Небесного, Знака Пути Велесова. Снежинками, что не тают в ладонях, светочами Незримых Покоев, Предков наших очами да Мудрости Вещей речами – приходит в Сердца наши Велес, крадет покой у беспутных, дарует благость Премудрым, в душах людских да в плетеньях мирских сокровенное зрит. Вещим старцем с горы спускаясь, вместе с дымом ввысь поднимаясь, вдоль Ра - реки – Странником Сирым, по Земле Индийской – Рахманской – Трехглазым Шивой, идет - бредет Он в звездном Своем одеянии – листьев рудых - осенних чарующем рассеянии…" Русские Веды: Голубиная Книга.
В славянских Ведах Велес – это олицетворение мудрости. Таким образом единство с богом Шивой просто очевидно, так как известно, что Шива связан с гуной тамас, в «чистом виде» которая и есть мудрость. Также Велеса называют скотьим богом, что тоже прямо указывает на Шиву, т.к. одно из имен Шивы – Пашупати, что в переводе с санскрита означает «животное», т.е. тот, кто превозмог в себе животную природу.
Но, разумеется, Солнце было – и не могло не быть – объектом высшего почитания в природных условиях арктических земель, к которым возводится древнейший период формирования праэтносов ариев, славян и других индоевропейцев. В фольклоре этих народов известны бесчисленные песни и заговоры, связанные с зарей, как со спасительницей людей от множества бед и тягот, как с одолительницей ночи. Тяжкие чувства восходят к той эпохе, когда солнце исчезло с неба на несколько месяцев и люди молились богам, чтобы они дали сил «пережить долгий мрак», что не может относиться к кратковременной ночи средних широт. Ригведа содержит 20 гимнов, посвященных богине заре Ушас, и упоминает о ней еще в более чем 300 строках. Ни в одном произведении мировой поэзии нет таких восторженных и любовно - радостных описаний зари, как в Ригведе, ибо с первым же ее проблесками ощущалось завершение ужасной полярной ночи. Гимны, посвященные заре, явно подчеркивают пребывание их авторов в Арктике. Главное ударение Б.Г. Тилак ставит на том, что заря, судя по многим описаниям в памятниках ведической литературы, длилась 30 дней, чего нигде в мире, кроме приполярных областей, быть не может.
Бесконечно зажигалась раньше божественная Ушас,
И сейчас здесь зажигалась, щедрая,
И будет зажигаться все последующие дни…
Она поднимает яркое знамя, давая о себе знать,
Последняя из прошедших непрерывной чередой,
Первая из ярко сверкающих…(1,113)
Великую радость людям приносили и предрассветные созвездия, именуемые в Ведах близнецами - Ашвинами. Их любят, ими безмерно восхищаются, и эти чувства, исполненных восторга и нежности людей, вряд ли могли бы родиться в душах тех, для кого рассветные звезды не играют столь знаменательной роли.
Услышьте меня, о два мужа, привлеченные
Приглашеньями (моих) молитв! Внемлите ушами!..
Мы достигли другого берега этого мрака.
На вас нацелена эта хвалебная песнь, о Ашвины. (I, 183, 184)
Та (несущая свет), что переправит нас,
О Ашвины, через мрак, –
Дайте нам ее… (I, 46).
В быту славян в честь солнца было принято выпекать коржи, блины и особые печенья, на которых на севере изображались налепленным тестом свастики. Этот знак солнца повсеместно, у всех индоевропейцев, наносился на разные изделия, подобно косому или прямому кресту, что тоже было знаком солнца, В Индии свастика занимает ведущее место в изобразительных мотивах народного творчества, и особенно на тех предметах, которые связаны со свадебными ритуалами и с пожеланиями процветания.
Но тут же следует указать, что культ солнца в индуизме носит ослабленный характер, т.к. богу солнца в Индии посвящен всего один храм в Конараке.
В Индии, правда, сохранились представления о солнце как о боге, едущем по небу на колеснице, запряженной семеркой коней, и конь как символическое изображение солнца широко вошел в народное искусство. И это же чрезвычайно широко распространилось уже в древности в изобразительных приемах, а шире всего у славян. Образ коня широко отражен во многих видах искусства, в частности в вышивке, как у нас, так и в Индии.
Следует отметить, что на юге Индии, где до сих пор еще проявляется известное сопротивление внедрению арийских культов и веяний, солнце почти не встречается в орнаментах и храмовых изображениях.
В Ригведе солнце выступает под двумя основными именами – Сурья и Савитрь. Под этим вторым именем оно считается принадлежащим небу и атмосферному пространству, будучи осознаваемым и как воплощение жизнедающей силы солнца, в отличие от более конкретного образа Сурьи как светила. Под именем Савитрь в Ригведе солнце упоминается часто в момент восхода, а под именем Сурьи – во время своего небесного пути. Солнцу как Савитрь посвящены 11 гимнов Ригведы и отдельные строфы и строки других гимнов. По его имени называется и великая, имеющая большую силу молитва, «гаятри». Примеры неоднократного обращения к Савитрь как к солнцу встречаются в «Законах Ману».
Вселенная была проглочена, сокрытая мраком,
Солнце явилось взорам, когда явился Агни…
Когда же достойные жертв боги поместили
Его на небо, Сурью, сына Адити…
Только тогда все существа прозрели… (Х, 88)
Еще один очень интересный и важный персонаж – это Жар - Птица. На русских народных кубках 18 - 20 вв. Жар-Птицу (Гар-Птицу) часто можно увидеть изображенной в образе Огненной – Огнеперой Птицы, Ирийской Вестницы, чем-то напоминающей павлина. (Интересно, сколь много простые крестьяне на Руси могли видеть живых павлинов?) Как правило, Жар - Птица изображается летящей по небу или сидящей на ветвях дерева. Образ Жар - Птицы восходит к образу Священной Птицы – Огненной Вестнице Богов. Так в Ведической Индии почитают Гаруду – Божественного Орла, Царя птиц и вахану Бога Вишну, связанного с культом Солнца.
В Пуранах и в Махабхарате рассказывается, что Гаруда родился на Свет, расколов яйцо, без помощи матери, и Боги, увидевшие его, ослепительные Его сиянием, приняли его за олицетворение самого Солнца.
В русско-славянском Родноверии праобразом Жар-Птицы послужил Огнеперый Сокол Рарог – Вестник Богов, Посланец Сварги. По поверьям, Рарог возносит славения и требы (жертву) людей до Богов, восходя из пламени жертвенных крад до Ирия Светлого и до Самой Сварги Златой. Другое имя Жар - Птицы: Птица Сва или Слава - Птица. «Сва» – священный слог Отца Небесного Сварога, воплощение Его творческой силы в звуке.
Она же Гамаюн - Птица Вещая.
Анализируя различные виды символических изображений, Б.Рыбаков останавливается на символике, связанной с весенним днем нарастания солнечного света, с тем днем, который в христианстве был введен церковными уставами как Пасха. Красочность этого праздника выражается в Европе раскраской яиц, а в Индии, совпадая с праздником Холи, обрызгиванием красками людей, преимущественно красными, символом крови и размножения.
Рыбаков писал: «Символика пасхальных яиц связана с магией плодородия во всех ее аспектах. Прежде всего, само яйцо является олицетворением начинающейся жизни…
Похожие статьи:
История → Русская вера!
События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов
История → Зеленин о народной вере восточных славян
Боги, духи и существа → О РОДичах, приРОДных взаимодействиях и эгрегора
Природа → Родная Природа!
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Арийские языки, ГЛАВА ПЯТАЯ. ЭВОЛЮЦИЯ АРИЙСКОГО ЯЗЫКА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРИЙЦЕВ. ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК. Славяне и арийский мир. Тейлор И. Страница 29. Читать онлайн
...
ГЛАВА ПЯТАЯ. ЭВОЛЮЦИЯ АРИЙСКОГО ЯЗЫКА
Арийские языки
Лет сорок тому назад думали, что сродство языка подразумевает собой родство по крови, и было в обычае говорить об арийской семье и арийской расе. Затем маятник отклонился в противоположную сторону, и Опперт установил: «что есть арийские языки, но совсем нет арийской расы». Можно спросить себя, не зашла ли реакция слишком далеко. Можно допустить, что слово «арийский» должно быть рассматриваемо в принципе скорее как лингвистический термин, чем как этнический, и что, хотя арийские языки восходят к общему корню, но народы, говорящие на этих языках, по большей части совсем не имеют кровного родства. Но так как арийский язык должен был получить начало у одной из рас, среди которой он в настоящее время в употреблении, то было бы правильно исследовать, которая из них всего вероятнее его образовала.
Арийцы до разделения бродили, без сомнения, как кочевые охотники и пастухи на весьма обширной территории, мало-помалу размножаясь и постепенно включая в свой состав другие племена. Значительную часть изменений первоначального арийского языка приписывают тому, что арийский язык перешел к расам неарийским. На основании соображений антропологических и археологических мы видели, что из четырех неолитических рас Европы две должны быть оставлены в стороне как не имеющие никакого права представлять первоначальных арийцев, и что из двух остальных вероятность очевидно склоняется в пользу короткоголовой расы Центральной Европы. Лингвистические указания должны быть теперь приняты в соображение, и нам предстоит исследовать взаимные отношения арийских языков и поставить себе вопрос о том, как они дифференцировались, каким образом первоначальный арийский язык мог развиться и мог ли он быть языком той расы, которая, с другой точки зрения, имеет, по-видимому, главные права на представительство первоначальной арийской расы.
Существует в настоящее время девять семейств арийского языка: индусы, армяне, эллины, италийцы, кельты, тевтоны, литовцы или летты и славяне. Сверх того, были многие семейства, ныне угасшие, каковы фригийцы, даки и фракийцы.
Семейства, имеющие наиболее тесные отношения, могут быть сгруппированы вместе, что дает шесть семей вместо девяти, это будут семьи: индоиранская, армянская, эллинская, кельто-италийская, тевтонская и литовско-славянская.
Зенд и санскрит связаны столь тесно, что мы можем предположить существование производящего языка, общего обоим этим языкам, которые мы назовем, для удобства, индоиранскими. Точно так же литовский, с одной стороны, тесно связан со славянским и, с другой стороны, менее тесно с тевтонским.
Старые традиции классической филологии, ведущие начало с того времени, когда известны были лишь две арийские литературы, привели к мысли, что два классические языка, латинский и греческий, были двумя языками-братьями, весьма тесно связанными между собой; но это мнение в настоящее время уступает тому убеждению, что наиболее тесное сродство существует между языками италийскими и кельтическими, что греческий приближается более всего к языкам индоиранскому и армянскому.
Шмидт лишь перечисляет девяносто девять слов, находящихся в греческом и индоиранском, и сто тридцать два, находящихся лишь в греческом и латинском. Некоторые из этих последних суть, однако, слова, относящиеся к цивилизации, или наименования животных и растений, по всей вероятности, не первоначальные.
Факт более важный это то, что приращение и аорист с удвоением существуют лишь в греческом и индоиранском и что эти языки обладают также особенными формами неокончательного наклонения. Имена шести греческих божеств могут быть объяснены из санскрита, тогда как лишь три имени общи греческому и латинскому языкам.
Мы видели, что тогда как некоторые слова, относящиеся к пастушеской жизни и зачаточному земледелию, общи латинскому и греческому языкам, наименования оружия различны; греческие совпадают по большей части с санскритскими, а латинские — с кельтическими. На относительные сроки разделения указывают также и имена числительные. Первоначальные арийцы умели считать лишь до ста. Слово, обозначающее тысячу, обще в греческом и санскритском, но не в латинском. Латинский и кельтский языки имеют общее выражение, обозначающее тысячу, и та же общность существует для литовского и германского.
Из этого мы заключаем, что разделение греческого и латинского, а также латинского и литовского имело место сравнительно рано, но что разделение латинского и кельтского, греческого и индоиранского, литовского и германского произошло в эпоху сравнительно недавнюю.
На основании других соображений языки италийские, по-видимому, гораздо более тесно связаны с кельтским, чем с греческим. Умбры, самый северный из италийских народов, находились географически в соприкосновении с кельтами, но они должны были быть отделены от эллинов иллирийцами. Исчезнувшие языки фракийский и дакский образовывали, вероятно, связь между греческим и кельтским.
Бакмейстер{230} определил при помощи названий местностей прежнюю область кельтского языка. Она заключала в себе долины Рейна, Майна и верхнего Дуная, точно так же, как Бельгию, Великобритании и части Швейцарии и Франции. Кельтическая территория составляла большую центральную область арийских языков. Она простиралась к востоку до границ Дакии, если только сама Дакия не была членом кельтической группы.
Характерное кельтическое имя «Lugdunum» повторяется в названиях «Лаона, Лейдена» на нижнем Рейне, «Лиона» на Роне и на верхней Гароне у подошвы Пиренеев. Мы находим «Batavodurum» у устья Рейна и «Boiodurum» при слиянии Дуная с Инном.
Южная Германия, прежде чем она была тевтонизирована завоевателями, пришедшими с севера, была занята кельтами, что доказывается кельтическими именами, встречаемыми в долине Дуная и даже в долине Савы{231}. Через Карниолию, служившую большой дорогой, по которой прошло столько нашествий на Италию, умбры — народ, язык которого имеет близкое сродство с языком кельтским, могли достигнуть долин Северной Италии.
Одними из самых древних и глубоких морфологических изменений арийского языка являются те, которые отличают языки кельто-италийские. Таково образование нового страдательного залога, нового будущего и нового прошедшего совершенного. На основании этого предполагают, что языки кельто-италийские, может быть, уже отделились в то время, как остальные арийские языки оставались соединенными. Кельто-италийское единство менее явственно, чем единство языков индоиранских или славяно-литовских, так как происхождение его относится к эпохе, более отдаленной.
Сродство кельтского языка с тевтонским менее глубоко, чем кельтского с латинским. Оно наблюдается главным образом скорее в словах, относящихся к цивилизации, чем в морфологическом строении, и обнаруживает скорее политическое верховенство и географическое соприкосновение, чем первобытное органическое единство.
Сродство тевтонского семейства со славяно-литовским более значительно и более полно, так как оно существует не в одних лишь словах, относящихся к цивилизации, но и в грамматике. Окончательное разделение славян и тевтонов должно было произойти сравнительно поздно. Языки славянские и тевтонские вообще совпадают в терминах металлургии, но различествуют в словах, касающихся оружия, земледелия и мореплавания. Между языками славяно-литовскими и тевтонскими существует тесное соотношение, на которое указывает тот факт, что те и другие меняют первоначальное bh на m в окончании некоторых падежей; перемена эта не встречается в других арийских языках. С другой стороны, сродство между славяно-литовским и индоиранским языками обнаруживается в том факте, что в шестнадцати приблизительно словах они изменяют первоначально k на s, какого изменения не бывает в тевтонском языке. Иранское наименование bhaga, обозначающее верховное божество, обще также славянам и фригийцам, но не встречается ни в греческом, ни в латинском. Итак, славяно-литовское семейство образует связь между иранским и тевтонским языками, тогда как греческий, с одной стороны, приближается к иранскому, а с другой — к италийским языкам.
В настоящее время допускают вообще, что европейские языки не менее архаичны, чем языки азиатские, принимая во внимание, что литературные памятники санскрита восходят к эпохе, более отдаленной, чем памятники языков европейских. Зенд, как мы сказали, может восходить к шестому веку до Р.Х., а санскрит — к десятому. Но современный персидский язык сохранил гораздо меньше из первоначальной арийской грамматики, чем какой бы то ни было другой арийский язык, за исключением английского. Он освободился от склонений и хотя и сохранил некоторые из личных суффиксов глагола, но потерял старые времена. Языки новоиндусские, вышедшие из диалектов или прокритов около десятого века по Р.Х., потеряли большую часть архаических черт, отличающих санскрит. Средний род исчез, новое множественное число и новые окончания заменили старые формы, а окончания времен заменились новыми формами, производными от причастий. Нельзя сомневаться, что это различение старых форм было ускорено, если не вызвано тем, что индийские неарийские племена усвоили себе арийский язык.
У литовцев произошло обратное. Язык не распространился, и те, кто говорит на нем в настоящее время, являются, по всей вероятности, прямыми потомками людей, говоривших на литовском языке две, а может быть, и три тысячи лет тому назад. Из этого произошло то, что грамматические формы в нем уцелели в степени гораздо более заметной, чем в каком-либо другом из существующих арийских языков. Между существующими языками один литовский язык сохранил двойственное число и старинное склонение. Его фонетическая система не ниже такой же системы санскрита; а в некоторых отношениях даже более архаична, хотя санскритская литература почти на три тысячи лет старше литературы литовской, ведущей свое начало лишь с начала восемнадцатого века.
В итоге латинский, кельтский и литовский языки суть те, которые наименее удалились от первоначальной системы созвучий. Языки славянские и индоиранские образовали большое число свистящих и других согласных.
В первичном арийском языке была лишь одна свистящая и две носовых, но в санскрите четыре свистящих и пять носовых. Головные или язычные согласные, составляющие особенность индусских языков, произошли, как думают, вследствие древних дравидийских влияний. Прежде думали, что первоначальный арийский язык имел один лишь звук для р и л, но в настоящее время думают, что их было два, так как европейские языки в этом отношении первобытнее азиатских; точно так же раньше думали, что индусская система гласных была примитивнее европейской системы, но в настоящее время между учеными в ходу скорее противоположное мнение. Греческий язык сохранил старые времена глагола лучше, чем латинский, и удержал двойственное число. Санскрит нормально заменил родительным прежний творительный, встречающийся в латинском senatu-d и в осканском fructu-d и исчезнувший во всех других арийских языках, за исключением зендского. Латинский, однако же, образовал три новых времени: будущее на bo, прошедшее несовершенное на bam и прошедшее совершенное на vi; пример: amabo, amabam, amavi. Италийские языки, как и кельтский и литовский, создали также средний залог, ставший впоследствии страдательным.
Греческий язык более архаичен, чем латинский, тем, что он сохранил старинный средний залог, двойственное число, старинные времена и первоначальные склонения. Дорийские и эолийские диалекты более архаичны, чем классический греческий, без сомнения, потому, что иранские греки были менее чистыми арийцами по расе. Потеря дигаммы и склонность к зетацизму у ионийцев произошла, может быть, вследствие смешения с преарийским населением, от которого были изъяты дорийцы. Латинский язык, однако, был более, чем греческий, верен первоначальной системе согласных. Так, латинский сохранил первоначальную гортанную, которую греческий часто меняет на p или t. Так, латинские слова quis и quinque соответствуют греческим τις и πέντε или πέμπε. Латинский сохранил начальную шипящую, которую греческий изменяет в придыхательную. Так, латинские слова sex, septem и socer в греческом становятся έξ, έπτά и έκυρός.
Мы находим то же изменение qv в p в валлийском и галльском, но не в ирландском или латинском. Так, латинское quatuor становится в ирландском cethir и pedwar в валлийском. Изменение происходит также и в осканском, и в умбрийском, где говорится pan вместо quam и pis вместо quis. Латинский сохраняет также старинную полугласную у (представляемую через j), которая в греческом меняется в h или в z. Так мы находим jecur и jugum вместо ήπαρ и ζυγόν. Итак, вопреки большей древности санскритской литературы, казалось бы, что некоторые из европейских языков по своему морфологическому строению, а еще более по своей фонетической системе столь же архаичны, как и азиатские языки.
В общем выводе языки, наименее изменившиеся, суть литовские, языки, изменившиеся наиболее, суть тевтонские. Почти во всех отношениях языки короткоголовых народов Центральной Европы: литовский, славянский, кельтский, умбрийский, латинский и греческий-дорийский, ближе подходят к первоначальному арийскому типу, чем тевтонский, язык длинноголовых обитателей берегов Балтийского моря. Таким образом, казалось бы, что литовцы имеют наибольшие права быть представителями первоначальной арийской расы, так как их язык представляет меньше фонетических потерь, проистекающих от приобретения различными народами чуждого им языка.
bookap.info
Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Не возможно с уверенностью восстановить Собственное имя этого пра-индоевропейского народа, создавшего тексты гимнов Риг-Веды (2500 г. до н.э.), возможно, это было Арии.
В те времена, когда создавались стихотворные тексты Риг-Веды не было понятия «арийская раса», этот термин был придуман в 19 веке, этнологами открывшими общность индо-европейской семьи языков.
Слово Арии в переводе с др.-инд. Ā́rya, ari̯a означало «господин», «хозяин дома». С приставкой «аn-» слово приобретало отрицание и негативный смысл: anārya- (анарья) — «не-арий», «неблагородный», «варвар» или «дасью», «разбойник, враг, демон, чужой». Слово «Арья» никогда не использовалось в расовом или этническом смысле в гимнах Риг-Веды.
«Арья» означало «духовный», «благородный человек». Аристои – aristoi — «самый благородный», то есть аристократ по-гречески. Себя арии причислили к высшей касте общества – брахманам – именно они владели тайными знаниями (Риг-Веда) и тайным языком, которого не знали индийцы. Ведический санскрит и классический санскрит — это два разных языка.
Этимология слова арья — Ā́rya, ari̯a происходит от корня ведического санскрита kars (ар), — «вспахивать, культивировать землю», а слово «ариец», в исконном значении слова, означал «землепашец», в древнерусском языке сохранилось слово «орать» –пахать, «оратай» — пахарь.
Корни слов Ведического санскрита мы находим во многих языках мира: в готском arjan -пахать, в тохарском are- плуг, у шумеров Ur-Ru вспахивать, на иврите хорейш -пахарь, на греческом — αροτηρ – пахарь, αροω- пахать, на латинском aro – пахать, arator — пахарь, с чем связаны английское и французское arable –пахотный, на итальянском — terra arabile — пахотная земля (по укр. — ороблена, по рус. -обработаная земля) Почти все европейские языки стоят рядом с первоисточником – арийским праязыком — ведическим санскритом, из которого и выросли все другие индоевропейские языки.
Изучая археологическую материальную культуру народов, относящихся к индоевропейской семье языков, антропологи воссоздали по костным останкам внешний облик молодой женщины (с гаплогруппой R1a1), жившей несколько тысяч лет назад. Генетики установили примерный возраст появления гаплогрупп R1, R1a, R1a1, и других.
Многие учёные считают, что индо-арии, появилась, как цивилизация, в долине реки Сарасвати. Известно, что индо-арии говорили на ведическом санскрите, на этом языке произносились и передавались в устной форме поэтические гимны Риг-Веды (2500 г. до н.э.). Эта древнейшая части Вед, была записана на санскрите в 11 веке.
Слово Арий, арья было основным над племенным этническим маркером, обозначавшим совокупность племён, ощущающих этническую связь, родство, общность. В лингвистическом смысле термин «арийский язык» означал «родной язык».
Арья (Aryo) является прилагательным от корня «ар» пра-индо-иранского языка (Proto-Indo-Europeans), первоначально означающего «собрать», с положительным подтекстом Aryo — «опытный, умелый», «умелое собрание, объединение, союз».
Интересно, что все слова, определяющие национальность, например, немец, итальянец, француз, испанец и другие выражены именем существительным (кто?), и только национальность Русский – выражено прилагательным и отвечает на вопрос какой? Именно, русские смогли объединить различные народы и племена, говорящие на разных языках, в одно Русское языковое поле общения.В своем первоначальном значении, слово «арийской» в языке 3 -4 тысячелетия до н.э., не может иметь никакого расового смысла. Однако, слово «арийский» — это прилагательное, которое указывает на определённое качество группы людей. Можно предположить, что слово «арийский» использовалось для отличия определенных групп населения, например, как и слово «русский», то есть «говорящий по-русски». Возможно, слово «арийский» указывало не на этническую принадлежность, а на социально-лингвистическую связь, «собирающую» людей в определённую группу.
От Aryo- происходит название народа, «арийцы», известны в Индии, Персии, Иране. Арийские племена в Индии называли свою землю «Aaryaa варта» — «арийская земля», в древние персы назвали свою землю «Airyanem Vaejah» — «арийская земля», сегодня называют Иран. Жители Ирана называют себя иранцами, и не идентифицируют себя с ариями.
Наиболее вероятная дата для прото-индо-иранского союза, арийского единства – это 2500 г. до н. В этом смысле арийцы и арийская раса, представляла древнюю культуру, предшествующую и ведической и зороастрийской культуре. В качестве археологической базы этой культуры эпохи бронзы может быть представлен археологический комплекс Бактрии, Маргианы (BMAC = Bactria-Margiana Archaeological Complex), расположенный там, где сейчас северные Афганистан и Туркменистан.
Bactria-Margiana-3-2 в.в. до н.э. Вот, когда появился первый символ Орла с двумя головами, обращёнными на запад и восток, ставший гербом Российского государства.
BMAC— это обозначение современных археологов для культуры бронзового века в начале 2 тысячелетия до нашей эры, которую обнаружил, исследовал и назвал Виктор Сарианиди в 1976 году. Название является чисто условным, ибо мы не знаем, как люди, живущие здесь, сами себя называли. Бактрия — это греческое название для северного Афганистана, и Маргианы — греческое название персидской провинции Маргуш, со столицей Мерв в Туркменистане.
Жители BMAC были оседлыми людьми, которые занимались орошаемым земледелием, выращивая пшеницу и ячмень. Они взаимодействовали с кочевыми народами Андроновской археологической культуры, которые жили в степях, на севере. В археологических раскопках памятников Андроновской культуры найдены бронзовые орудия труда, керамику, и ювелирные украшения из полудрагоценных металлов и камней, впечатляющей комплекс экспонатов свидетельствует о многих признаках цивилизации, находки материальной культуры, включают и монументальную архитектуру.
Значение слова Арья — ā́rya в словаре http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/monier/serveimg.pl?file=/scans/MWScan/MWScanjpg/mw0152-ArtveyI.jpg
Арья — уважаемый, почетаемый или верный мужчина, житель АрьявартыАрья — тот, кто верен религии своей страны.
Арья — само-обозначение народов Древней Индии, которые говорят на языке Арья (Арья-База — Arya-Bhasa-)
Арья — тот, кто является благоприятным для Арья.
Арья — расы, которые иммигрировали из Центральной Азии в Арьяварты; Арья, отличающиеся и противопоставляемые – an-ārya – «не ариям», Дасью — dasyu, Даша – dāsa.Арья — в более поздние времена Арья — наименование первых трех каст, в отличие от шудра. (RV. AV.)Арья — человек очень достойный уважения, благородный, почтенный, представительный Арья — хозяин, главный, мастер, знаток своего дела, учитель, первый, владелецАрья — друг.Арья – вайшья — a vaiśya -«преданность, зависимость»- третья из основных четырёх каст у индусов, в которую согласно законам Maнy входят купцы, земледельцы, скотоводы. Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы).Арья – Будда.Арья — ( или Ariyo) человек, который думал о четырех главных истинах буддизма, и живущий соответственно буддийским традициям, буддийский священникАрья — Сын Ману; СаВарна — sāvarṇa — Общины, которые принадлежат к одной из четырех варн: Брахманы, кшатрий, вайшья и шудра называют «Savarna».Арья — Арийский, благоприятный, подходящий для арийских людей. (RV)Арья — ведущий себя, как ариец, единственно достойный, честный, порядочный, благородный.
Арья – человек, происходящий из хорошей семьиАрья — отличныйАрья — мудрыйАрья — подходящийАрья — имя Парвати (pārvatī — «горная»), одно из имён жены Шивы (Живы).Арья — своего рода метр, состоящий из двух линий (каждая линия, состоит из семи с половиной футов; в первой линии – 30, во второй — 27.)
Слово Арья может использоваться в качестве существительного (Кто?, Что?) или прилагательного (Какой? Какая?), также, как и слово «Русский».
Значение слова «Arya» — Арья в Риг-Веде
ДНК генеалогия. Гаплогруппы, арии, славяне. Анатолий Алексеевич Клёсов
Статьи по теме:
from your own site.
www.evpatori.ru
Санскрит - древний язык русов-ариев!
В начале 60-х годов 20 века СССР посетил индийский санскритолог Дурга Прасад Шастри. После двух недель он сказал переводчику (Н.Гусева): Stop translating! I understand what you are saying. You are speaking here some corrupted form of the Sanskrit! (Не надо переводить! Я понимаю, что вы говорите. Вы говорите на измененной форме санскрита!). Вернувшись в Индию он опубликовал статью о близости русского и санскрита.
«Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: русский и санскрит. И не потому, что некоторые слова … похожи… Общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языке… Удивляет то, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль и синтаксис. Добавим еще большую схожесть правил грамматики. Это вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием…
«Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали «dwesti tridsat chetire». В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Уджайне где-то две тысячи лет назад. На санскрите 234 будет «dwishata tridasha chatwari». Возможно ли большее сходство? Вряд ли найдется еще два различных языка, сохранивших древнее наследие – столь близкое произношение – до наших дней.
«Мне довелось посетить деревню Качалово, около 25 км от Москвы, и быть приглашенным на обед в русскую крестьянскую семью. Пожилая женщина представила мне молодую чету, сказав по-русски “On moy seen i ona moya snokha” (Он – мой сын и она – моя сноха).
«Как бы я хотел, чтобы Панини, великий индийский грамматист, живший около 2600 лет назад, мог бы быть здесь со мной и слышать язык своего времени, столь чудесно сохраненный со всеми мельчайшими тонкостями!
«Русское слово seen (сын) – это son в английском и sooni в санскрите… Русское слово snokha – это санскритское snukha, которое может быть произнесено так же, как и в русском. Отношения между сыном и женой сына также описывается похожими словами двух языков…
«Вот другое русское выражение: To vash dom, etot nash dom (То – ваш дом, этот – наш дом). На санскрите: Tat vas dham, etat nas dham… Молодые языки индоевропейской группы, такие как английский, французский, немецкий и даже хинди, напрямую восходящий к санскриту, должны применять глагол is, без чего приведенное выше предложение не может существовать ни в одном из этих языков. Только русский и санскрит обходятся без глагола-связки is, оставаясь при этом совершенно верными и грамматически и идеоматически. Само слово is похоже на est в русском и asti санскрита. И даже более того, русское estestvo и санскритское astitva означают в обоих языках «существование»… Схожи не только синтаксис и порядок слов, сама выразительность и дух сохранены в этих языках в неизменном начальном виде…
«В европейских и индийских языках нет таких средств сохранения древних языковых систем, как в русском. Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые темные главы древней истории на благо всех народов.»
Призыв этого ученого воодушевил немногих исследователей глубже проникнуть в древнюю связь Русского севера, прародины индоевропейцев, с современными культурами Европы и Азии.
Русский язык – Санскрит (транскрипция русскими буквами)
Слова “говядина” в санскрите нет, но возможный путь сложенияэтого русского слова следует усматривать в двух словах санскрита:“гавья” – “взятый от коровы” и “адана” – “поедание (ядение)”.