Государственный строй Древнего Рима. Парламент древнего рима
Сенат (Древний Рим) — WiKi
У этого термина существуют и другие значения, см. Сенат.
Сенат (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме[1].
Создан из совета старейшин патрицианских родов в начале царского периода первым царём Рима — Ромулом — первоначально в его состав входило 100 человек.
Сенат в эпоху Республики
С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями), стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus). Также от сенатора требовалось всегда прилежное поведение, образованность, внимание и ответственность.
В период республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V—III века до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний)[1].
В III—I веках до н. э. сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов. Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством.
Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.
По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме — лучшими людьми, то есть Сенатом[2]. И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила олигархия[2].
Сенат в эпоху Империи
В период империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений[1]. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».
При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращён в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учреждён сенат в Константинополе — «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима[1].
Сенат после падения Западной Римской империи
Даже после падения Западной Римской империи Сенат в Риме продолжал функционировать при варварском правлении, сохраняя влияние на уровне города. Известен, например, эпизод, когда «Теодерих отправил к императору Зенону легата Феста, главу сената, надеясь получить для себя царское облачение»[3]. Однако в середине VI века численность римских знатных родов уменьшилась в результате войн между остготами и Византией, так как город переходил из рук в руки, и варвары уводили представителей знати в качестве заложников. Последние упоминания римского сената относятся к 603 году: в Грегорианском регистре упоминается, что в этом году сенат приветствовал открытие статуй императора Фоки и его жены Леонтии. Предполагается, что как учреждение сенат исчез примерно в 630 году, когда с разрешения византийского императора Ираклия I, в римской курии была построена базилика Св. Адриана[4].
Размер сената
Число сенаторов неоднократно менялось:
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена империи — даже знатные провинциалы.
С 313 года до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) — 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
Примечания
Литература
ru-wiki.org
Парламент - это... Что такое Парламент?
Страны с двухпалатным парламентом Страны с однопалатным парламентом Парламента нет
Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
В Армении, Молдавии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Южной Осетии Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название.
В конституциях России[1] (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Меджлис), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).
Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.
В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).
История парламента
Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России итд.).
Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.
Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).
Выборы в парламент
Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.
Состав парламента
Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).
Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.
Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.
Известен случай многопалатного парламента в Испании.
В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.
Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.
Парламенты стран мира
Международные парламенты
Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран[2].
Парламенты в истории
См. также
Ссылки
Литература
↑ ст. 94, Конституция Российской Федерации — принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — № 237. — 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями).
↑ Day.Az: В Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран
dic.academic.ru
ВЕРХОВНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 5 букв
Похожие ответы в сканвордах
Вопрос: В США, Франции и некоторых других государствах: верхняя законодательная палата парламента
Ответ: Сенат
Вопрос: В царской России с 1711 по 1917 г.: высшее законодательное и судебно-административное учреждение
Ответ: Сенат
Вопрос: В Древнем Риме: государственный совет высший орган власти
Ответ: Сенат
Вопрос: В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти
Ответ: Сенат
Вопрос: В дорев. России высший гос. и судебный орган, подчиненный непоср. царю
Ответ: Сенат
Вопрос: В дореволюционной России: высший государственный и судебный орган, подчиненный непосредсдвенно царю
Ответ: Сенат
Вопрос: В царской России с 1711 по 1917 год: высшее законодательное и судебно-административное учреждение
Ответ: Сенат
Вопрос: ВЕРХОВНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Ответ: Сенат
Вопрос: Верховный орган власти в республиканском древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Верхняя законодательная палата парламента в некоторых государствах
Ответ: Сенат
Вопрос: Верхняя палата конгресса в США
Ответ: Сенат
Вопрос: Верхняя палата парламента в США, Италии
Ответ: Сенат
Вопрос: Вершина американского конгресса
Ответ: Сенат
Вопрос: Высшее судебно-административное учреждение (в Российском государстве с 1711 г. по 1917 г.)
Ответ: Сенат
Вопрос: Высший государственный орган, учрежденный Петром 1
Ответ: Сенат
Вопрос: Высший орган управления в Др. Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Древнеримский совет старейшин
Ответ: Сенат
Вопрос: Как назывался орган верховной власти в Древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Название одной из палат парламента в ряде зарубежных стран
Ответ: Сенат
Вопрос: Не совсем конюшня, но прецедент был
Ответ: Сенат
Вопрос: Один из главных государственных органов Древнего Рима
Ответ: Сенат
Вопрос: Парламент
Ответ: Сенат
Вопрос: Совет старейшин, высший орган государственной власти в Древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: У нас это- Совет Федерации
Ответ: Сенат
Вопрос: (Древний Рим) один из высших государственных органов власти в Древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания
Ответ: Сенат
Вопрос: В Древнем Риме- верховный орган власти
Ответ: Сенат
Вопрос: Парламент в США
Ответ: Сенат
Вопрос: (Австралия) верхняя палата австралийского парламента
Ответ: Сенат
Вопрос: Древнеримский аналог Думы
Ответ: Сенат
Вопрос: В России - Совет Федерации, а в США?
Ответ: Сенат
Вопрос: Орган гос. управления в США
Ответ: Сенат
Вопрос: Совет в Древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Американский парламент
Ответ: Сенат
Вопрос: Государственный совет
Ответ: Сенат
Вопрос: Орган власти римлян
Ответ: Сенат
Вопрос: Высший орган власти Рима
wordparts.ru
Государственный строй Древнего Рима
Сословно-классовое деление
У римской
республики не было писаной конституции. Основной закон Римского государства слагался
частью из отдельных конституционных законов, принятых в разное время, частью из
конституционной практики, вошедший в обычай.
Так как
Римская республика была рабовладельческим полисом, то все ее население
распадалось на свободных и рабов. Раб являлся не субъектом, то есть носителем
права, а только объектом его.
При
рабовладельческом строе основой производственных отношений является
собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника
производства, то есть раба, которого рабовладелец может продать, купить и даже
убить. В «Дигестах», позднем римском законодательном памятнике, читаем: «Что
касается права граждан, то рабы считаются ничем». Свободные в свою очередь,
делились на римских граждан и свободных не граждан. Эти последние состояли из
не имевших гражданских прав италиков, из иностранцев, находившихся под
покровительством Рима, и, позднее, из свободных жителей провинций
(провинциалов).
Только
римские свободнорожденные граждане, то есть родившиеся от брака римских граждан
или от римской гражданки, не состоявшей в браке, обладали всей полнотой
гражданских прав.
Эти права
слагались из права голосовать, в народном собрании, права быть избранным на
любую государственную должность, права собственности, права вступать в законный
брак, права заключать сделки, права служить в войске и др. Вольноотпущенники
(либертины), то есть бывшие рабы, отпущенные на свободу, обладали ограниченной
правоспособностью (например, не могли быть избранными на высшие государственные
должности).
Нобилитет,
или сенаторское сословие, юридически не пользовался никакими особыми
политическими правами по сравнению с остальными свободнорожденными. У нобилей
были только некоторые почетные права бытового характера. Например, только нобили
могли выставлять у себя в доме восковые маски предков (эти маски несли также на
похоронах), нобили занимали передние места в театре и пр.
В III
в. до н.э. из свободных начало выделяться сословие всадников. По сервианской
конституции, всадниками называли самых богатых людей первого разряда, служивших
в коннице. Но со второй половины III в. всадничество начинает
превращаться в особое сословие. Всадники перестают служить в кавалерии, которая
теперь набирается из союзных с Римом племен, и только поставляют высших
офицеров для пехоты и концы.
В это же
время для всадников устанавливается высокий имущественный ценз, в девять раз
превышающий ценз первого разряда, то есть 1 миллион ассов, или 400 тысяч
сестерциев.
В 218 г.
сенаторам было запрещено вести крупные торговые операции, и поэтому в руки
всадников перешли финансовые дела: торговля, откупа и пр. Всадническое сословие
стало римской денежной аристократией, получившей и некоторые бытовые отличия,
право носить золотое кольцо на руке и тунику с узкой красной полосой на груди,
а также право сидеть в театре позади сенаторов. Хотя всадники политически были
совершенно равноправны с сенаторами, но фактически нобили почти не допускали
всадников к управлению государством.
Что же
касается старых сословий – патрициев и плебеев, то хотя некоторые различия между
ними продолжали существовать (например, народные трибуны могли избираться
только из плебеев; среди нобилитета различались патрицианские и плебейские
роды), но политически разница между ними исчезла. В бытовом отношении плебеев в
качестве простого народа стали противопоставлять земельной и денежной аристократии
– сенаторам и всадникам.
Органы государственного управления. Народные собрания
В римской
республике существовало три вида народных собраний, или комиций: куриантные,
центуриантные и трибутные. Самыми древними на них были куриантные комиции,
когда-то единственный вид народных собраний патрициев. С появлением
центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное
политическое значение. За ними остались чисто формальные функции вручать
«империй», то есть верховную исполнительную власть, магистратам, избранным в
центуриантных комициях.
Кроме того, в
куриантом собрании решались вопросы об усыновлении граждан. Насколько
формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их
деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было
тридцати ликторов и трех жрецов – авгуров.
Центуриатные
комиции появились, согласно традиции, в результате реформ Сервия Туллия и долго
после этого служили высшим видом народных собраний. Они возникли первоначально
как сходка городского ополчения и все время сохраняли военный характер.
Так,
центурные комиции должны были собираться за чертой города, в так называемом
Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие
должностные лица, обладавшие военным империям: диктаторы, консулы, преторы.
Голосование происходило сначала в центуриях, а затем подсчитывали общее число
центурий, голосовавших за или против. Так как всего центурий было 193, то
голосование прекращалось, если первые 97 центурий голосовали одинаково.
По реформе
центуриатных комиций, произведенной в 241 г. до н.э. количество центурий в
каждом разряде было установлено одинаковое, и общее количество их было доведено
до 373. Теперь абсолютное большинство составляли 187 центурий.
Первоначально
все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после
того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер,
законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей
инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших
должностных лиц – консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции
разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или
изгнание.
Трибутные
комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до
н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как
для участия в них не требовалось ценза. Обычно они созывались на форуме.
Голосование происходило таким же способом, как и в центуриатных комициях, то
есть сначала голосовали в трибах, а потом подсчитывали общее число триб, голосовавших
за или против.
Абсолютное
большинство давали 18 триб, голосовавших одинаково1.
После 287 г.
к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное
собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил
крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных
лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц;
народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между
трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и
другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан.
В римских
комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их
значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с
афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в
рабовладельческом обществе.
В то время
как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже
три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме
того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая
подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать
давление на рядовых избирателей.
Только во
второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосование. К
этому нужно добавить, что у римских народных собраний не было права
законодательной инициативы, то есть ни одно предложение, ни один законопроект
не могли быть выдвинуты самим собранием. Комиции могли голосовать только те
предложения, которые вносились тем магистром, который данное собрание созвал и
на нем председательствовал. Вносимых предложений нельзя было ни обсуждать, ни
изменять: текст предложения можно было только принять или отвергнуть целиком.
Их обсуждение производилось предварительно, на особых сходках.
Таким
образом, сама организация римских народных собраний имела недемократический
характер. Следует добавить, что центуриатные комиции были основаны на цензовом
принципе. Даже после их реформы в 241 г. до н.э. большая часть центурий
принадлежала состоятельным элементам, так как абсолютное большинство давали
голоса всадников, первого, второго и части третьего разрядов. Что же касается
трибутных комиций, то в них 4 голоса городских густонаселенных триб всегда
оказывались в меньшинстве по сравнению с 31 голосом сельских триб, имевших по
сравнению с городскими плотное население.
Сенат
До 30-х годов
II в. до н.э., то есть до начала гражданских войн, сенат
фактически был высшим органом Римской республики. До времен Суллы (конец 80-х
годов до н.э.) сенат состоял из 300 членов. С последней четверти IV в.
до н.э. (закон Овиния) назначать сенаторов стали цензоры. Каждые пять лет они
пересматривали список сенаторов и назначали, как правило, из числа бывших
магистратов новых членов взамен выбывших. Цензоры также имели право вычеркивать
из списка тех, кто по тем или другим основаниям казался им не соответствующим
званию сенатора.
Сенаторы
распределялись по рангам, в зависимости от того, какую последнюю магистратуру
они занимали. На первом месте стояли бывшие диктаторы, консулы, преторы,
цензоры; за ними шли бывшие народные трибуны и квесторы; на последнем месте
стояли сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры. Старший, самый
уважаемый сенатор, имя которого стояло первым в списке, назывался «принцепс
сената».
Созывать
сенат и председательствовать в нем могли диктаторы, консулы, преторы и,
позднее, быть может, также и народные трибуны.
Председательствующий
докладывал сенату существо вопроса и иногда предлагал проект сенатского
решения. Если вопрос казался бесспорным, сенат мог прямо перейти к голосованию,
которое происходило посредством отхода членов сената в ту или другую сторону. В
случае спорного вопроса начинались прения, которые происходили путем опроса
председателем каждого сенатора, порядок опроса определялся принадлежностью к
тому или иному рангу.
Заседания
сената должны были происходить между восходом и закатом солнца; для их
правомочности определенного кворума, как правило, не требовалось; время
ораторов не ограничивалось1.
Сфера
компетенции сената была очень широка. До 339 г. до н.э. все постановления
народного собрания должны были утверждаться сенатом. После этого года, согласно
закону диктатора Публилия Филона, для решений народного собрания требовалось
предварительное одобрение сената.
Сенату принадлежало
право, в случае тяжелого внешнего или внутреннего положения государства,
объявлять чрезвычайное положение. Это делалось или путем назначения диктатора,
или, позднее, посредством вручения консулам особых полномочий: «Пусть консулы
наблюдают, чтобы Республика не потерпела какого-нибудь ущерба»1.
Этой формулой сенат облекал консулов диктаторскими правами.
Сенату принадлежало руководство всей внешней политикой Рима: сенат отправлял посольства в другие страны и принимал иностранных послов, вообще, ведал всеми дипломатическими актами. Хотя право объявлять войну и заключать мир принадлежало народному собранию, но сенат вел всю подготовительную работу, определяя решения комиций в нужном ему направлении.
В руках
сената было сосредоточено высшее руководство военными делами: он определял
сроки набора в войска, количество и состав войсковых контингентов; сенат
выносил решение о роспуске войска.
Под
наблюдением сената происходило распределение войсковых соединений между
военачальниками. Сенат определял общий стратегический план кампании. При
наличии нескольких фронтов сенат координировал действия отдельных
военачальников.
Сенат
устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести
полководцам.
В ведении
сената находились финансы и государственные имущества: сенат составлял
пятилетний бюджет, устанавливал размер налогов и категории налогоплательщиков,
определял таможенные сборы, контролировал сдачу за откуп налогов и подрядов, руководил
чеканкой монеты и пр.
Несмотря на
наличие в Риме большого количества жрецов разных категорий, верховный надзор за
культом принадлежал сенату. Это было в духе римского государственного и
сакрального права, где жреческие и гражданские должности не отделялись резко
одна от другой, где многие жрецы могли одновременно занимать и гражданские
должности, где магистры официально занимались гаданиями, а некоторых жрецов
выбирало народное собрание. Сенат мог учреждать новые праздники, вводить или
запрещать новые культы, устанавливать благодарственные и искупительные моления,
в важных случаях толковать знамения богов.1
Хотя и сенат,
как целое, не обладал судебными правами, но сенаторы имели прямое отношение к суду,
так как до 123 г. до н.э. суды назначались из сенаторов, и только со времени
Гая Гракха суд перешел в ведение всадников.
Таким
образом, сенат являлся высшим административным и вместе с тем верховным
контрольным органом государства. Но авторитет сената объяснялся не только
объемом его полномочий – этот авторитет являлся также следствием его
социального состава и организации. В III в. до н.э. и позднее
огромное большинство сената принадлежало к нобилитету, то есть к правящей
группе римского общества. В силу этого по всем принципиальным вопросам сенат,
как правило, выступал единодушно.
Однородный
классовый состав сената давал ему сплоченность, создавал единство его программы
и тактики, обеспечивал ему поддержку самой влиятельной части рабовладельцев.
Так как сенат
состоял из бывших магистров, и каждый сенатор в свою очередь в любой момент мог
быть избран каким-нибудь магистратом, то таким путем создавалось тесное
единство между сенатом и магистратами. Большое значение имело и то
обстоятельство, что сенат был постоянно действующим органом, состав которого
менялся очень медленно. Это давало сенату большой административный опыт и
преемственность традиций.
Все
вышесказанное объясняет нам, почему римский сенат до времени Гракхов фактически
являлся высшим органом государства. Только демократическое движение до II в.
до н.э. нанесло сенату первый тяжелый удар; с этого момента начинается падение
его авторитета.1
Магистраты
Исполнительная
власть в Римской республике находилась в руках должностных лиц, магистратов.
Магистраты,
сенат и народ образовывали в римской республике три главных ветви власти. В
руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право
законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть
административных функций. В республиканский период власть магистратов, все их
права и обязанности исходили от государства.
Первоначально
официальные должности могли занимать только аристократы-патриции. Верховная
власть принадлежала двум ежегодно избиравшимся консулам, которым помогали
приставленные к ним квесторы, финансовые чиновники. Борьба плебеев за
политические права привела к созданию плебейских магистратур – десяти трибунов,
имевших право вето даже по отношению к консулам, и двух менее значительных
городских чиновников, плебейских эдилов.
Между 421 и
300 до н.э. плебеи были допущены ко всем магистратурам, прежде принадлежавшим
исключительно патрициям, а также в большинство жреческих коллегий, что привело
к возникновению новой служилой знати. Она вытеснила прежнюю аристократию и
создала новый сенат, в который вошли представители немногих выдающихся родов,
монополизировавших большую часть магистратур. Таким образом вносившие разлад в
систему управления плебейские магистратуры влились в традиционные формы
общественной жизни.
По состоянию
на 150 до н.э. полностью развившиеся магистратуры можно разделить на курульные
(консул, диктатор, претор, цензор, курульный эдил), дававшие право на почетное
(курульное) кресло и считавшиеся более престижными, и менее значительные
должности (квесторы, трибуны, плебейские эдилы и т.д.).
Диктатор,
официальное лицо, облеченное верховной властью, избирался только в чрезвычайных
ситуациях; претор являлся судьей по гражданским делам и младшим коллегой консула;
цензоры проводили перепись населения и допускали или отвергали кандидатов в
сенат, проводили ревизию сословия всадников; курульные эдилы отправляли
гражданские и религиозные функции1.
По другой
классификации магистратуры делились на три группы: обычные, избиравшиеся
ежегодно или с постоянными интервалами, как цензоры; чрезвычайные, как
диктаторы и их заместители, начальники конницы; и специальные, как, например,
децемвиры – комиссия из десяти человек, созданная в 451–449 до н.э. для
кодификации права. Все магистраты обладали potestas, т.е. властью,
сопутствующей их должности и необходимой для ее отправления. Высшим магистратам
(консул, диктатор, претор) особым решением куриатных комиций давался также
империй, т.е. право командования войсками и власть над жизнью и смертью
граждан. Фактически на империй был наложен ряд ограничений, так что он мог
вполне проявиться только на поле битвы. Внутри городских стен магистраты,
обладавшие империем, могли прибегать к принуждению, однако при наложении тяжких
наказаний граждане имели право апеллировать к народу. Все магистраты, кроме
диктатора, срок должности которого, однако, ограничивался шестью месяцами,
обязаны были внутри городских стен повиноваться вето народного трибуна, и все
магистраты, включая и трибунов, были обязаны подчиняться вето своего коллеги по
магистратуре, а низшие должностные лица – и вето лица с более высоким империем
или potestas. Все, кроме цензоров, не обладавших империем и занимавших свою
должность в течение 18 месяцев, могли отправлять свои обязанности в городе в
течение одного года.
В дальнейшем
добавились и другие ограничения: запрет на повторное избрание консулом в
течение десяти лет (342 до н.э.) и запрет на повторное избрание цензором (264
до н.э.), однако повторное отправление должности трибуна, хотя это случалось
редко, оставалось законным, а повторное отправление должности военного трибуна
– даже обычным.
Запрещалось
также совмещать несколько должностей (344 до н.э.). Постепенно был выработан
правильный порядок занятия должностей и установлены интервалы между ними, так
что каждая должность стала определять ранг тех, кто когда-либо ее занимал.
Специальный закон (lex Villia annalis) в 180 до н.э. впервые определил «возраст,
в котором можно претендовать на каждую должность и занимать ее». Большую
четкость этим требованиям придал Сулла, вскоре этот же порядок был
распространен и на плебейские магистратуры.
Карьера
начиналась с военной службы, и должность военного трибуна открывалась
соискателям с 25 лет. Минимальный возраст для квестора определен в 31 год, для
занятия должности претора – 40, консула – 43, причем должности следовало
проходить именно в таком порядке. Трибунами и эдилами обычно становились после
отправления должности квестора, однако эти магистратуры не считались
обязательными для того, чтобы в дальнейшем претендовать на более высокие посты.
Цензорами, как правило, становились бывшие консулы. Зачастую, когда срок службы
магистрата истекал, он отправлялся служить в провинцию, такие назначения
известны под названием «промагистрат» (букв. «за магистрата», как проконсул,
пропретор). Выборы должностных лиц осуществлялись народным собранием: магистратов,
обладающих империей, и цензоров выбирали на центуриатных комициях; курульных
эдилов, квесторов и низших чиновников – на трибутных комициях; народных
трибунов и плебейских эдилов – на собрании плебеев. Выдвигать свою кандидатуру
мог только полноправный и свободнорожденный римский гражданин, здоровый телесно
и умственно, к чему в реальности присоединялось требование о наличии
значительного состояния. Избирать можно было только представителей всаднических
(денежная знать) и сенаторских родов, двух сословий, которым были «открыты
двери сената» (Цицерон). В поздний республиканский период кандидат должен был
объявить о своем участии в выборах лично за три базарных дня (т.е. за 24 дня,
так как римская неделя была восьмидневной)1.
Магистраты,
руководившие выборами, располагали значительными полномочиями в вопросе о
допуске кандидатов и провозглашении победителя. Сроки выборов менялись, но
обычно они проходили в середине лета. Первыми могли проходить выборы трибунов,
а затем, по порядку – консулов, преторов, эдилов и квесторов. По истечении
своих полномочий магистрат был обязан принести клятву в том, что честно
исполнял свой долг и следовал законам.
Магистратура
считалась почетной обязанностью, она не оплачивалась, хотя некоторые расходы
магистрату возмещались. Однако огромные расходы, требовавшиеся от кандидатов на
должности, в том числе устраивавшиеся для населения колоссальные цирковые игры
и раздачи, приводили к злоупотреблениям служебным положением, к поборам при
управлении провинцией в попытке возместить то, что было затрачено. Количество
служителей также зависело от ранга магистрата.
Диктатора
сопровождали 24 ликтора, которые несли знаки власти, называвшиеся фасциями и
состоявшие из пучка прутьев и топора. У консула было 12 ликторов, у претора –
6. В присутствии высших магистратов низшие должны были вставать и опускать свои
фасции. Знаками курульной магистратуры служили курульное кресло, пурпурная
кайма тоги и пурпурная полоса на тунике. Трибуны получали особую скамью, а
квесторы обычный стул. Лиц, занимавших при жизни курульные должности, погребали
со знаками их власти, в присутствии изображений предков (их масок, которые
хранились у всякого родовитого римлянина), также занимавших магистратуры.
В эпоху
великих войн III и II вв. до н.э. полномочия
магистратов оказались до некоторой степени затененными ведущей ролью сената в
политике и управлении. Это случилось вполне естественно, поскольку магистраты
являлись еще и сенаторами. Формально магистраты сохраняли инициативу обращения
к сенату за консультацией и вынесения законопроекта на обсуждение народного
собрания, они все так же могли применять насилие и сохраняли судебные
полномочия.
В качестве
представителей государства они могли заключать обязательные для народа
соглашения, но эти соглашения подлежали ратификации сената и народного
собрания. В период пребывания в должности магистраты пользовались
неприкосновенностью, но по окончании этого срока могли быть привлечены к суду.
Республиканские магистратуры сохранялись в эпоху принципата, т.е. империи,
созданной Августом и его преемниками, однако их функции постепенно переходили к
людям, назначенным императором, или к комиссиям, ответственным непосредственно
перед ним. Выборы фактически были перенесены в сенат и происходили в
соответствии с рекомендациями принцепса. Магистратуры превратились в
обозначение ранга, который позволял данному лицу претендовать на
высокооплачиваемую должность в имперской бюрократии. Только преторы отчасти
сохраняли прежнее значение вплоть до правления Адриана1.
Кроме
экстраординарных и ординарных магистратур, в Риме существовали различные
комиссии, как постоянные, так и временные. Из числа постоянных комиссий нужно
упомянуть так называемых «уголовных», или «ночных», триумвиров. Это была
комиссия из трех человек, подчиненная городскому претору и охранявшая порядок в
городе, надзиравшая за тюрьмами, производившая аресты и казни. Так называемые
«монетные» триумвиры заведовали чеканкой монеты. Из временных комиссий отметим
«аграрных» триумвиров (для наделения землей бедных граждан), триумвиров для
вывода колоний и другие комиссии, которые выбирались трибутными комициями и для
определенной цели.
Служители
При каждом магистрате
была канцелярия, состоявшая из служителей; писцов, ликторов, посыльных
глашатаев и прочих. Они обычно были из вольноотпущенных и состояли на
жалованье. Под начальством магистратов находились также государственные рабы,
которые выполняли обязанности тюремщиков, служителей при храмах, а также
употреблялись в общественных работах.
Конституция
Римской республики, римского города – государства, сложившаяся в результате
борьбы патрициев с плебеями и победы последних, заключала в себе много
недемократических элементов: расчлененность народного собрания, система ценза,
примитивная структура комиций, огромные полномочия сената, неоплачиваемость
магистратур и прочее. По сравнению с демократической конституцией
рабовладельческих Афин середины V века до н.э. римская
конституция даже формально сохраняла ряд олигархических моментов, которые
удержались в ней почти до самого конца республики. Еще яснее этот олигархический
характер выступал в конституционной практике.
Такой
консерватизм римского государственного строя по сравнению с рабовладельческими
демократиями объясняется рядом причин. Основную причину нужно искать в аграрном
характере хозяйства Италии, и отсутствии в ней достаточных предпосылок для
развития простого товарного производства до той ступени, которой оно достигло в
наиболее развитых полисах Греции. Это обусловило недостаточный рост
торгово-ремесленных элементов города и преобладание в Италии почти на всем
протяжении ее истории сельскохозяйственных групп населения.
В ранней
истории Рима основой демократии являлось крестьянство, малоорганизованное и,
как указывалось выше, легко доступное влиянию реакционных элементов. Городская
демократия была развита недостаточно для того, чтобы руководить крестьянством.
Вот почему победа плебеев не привела к полной демократизации политического
строя и закончилась компромиссом – объединением верхушек плебса и патрициата и
созданием новой олигархии нобилей.
Позднее, в
период расцвета рабовладельческих отношений и образования в Римской
средиземноморской державы, развитие Италии шло в направлении роста крупных
рабовладельческих хозяйств, пролетаризации крестьянства и ослабления сельской и
городской демократии. Поэтому массовые народные движения конца II
начала I в. до н. э. не могли изменить основ римского
конституционного права.
biofile.ru
Выборы в древнем Риме | С т р а т е г
Автор: Strateg, 03 Март 2012
Недавно были обнаруженные утерянные отрывки Аппиана из книги «Республиканский Рим в лицах», которые мы рады представить читателям. Надеемся, они прольют свет на особенности политической борьбы в древнем Риме. Аппиан показывает нам процедуру выборов консулов в первом веке до н.э. в римской республике, стоящей на пороге принципата.
… В тот год на место консулов было особенно много желающих. Первым в списке значился Цезарь. Цезарь предлагал римлянам, уставшим от самодурства сената, стабильность и поступательное развитие. В одной из своих речей Цезарь даже замахнулся на святое. Он пообещал, если его изберут консулом, отменить на сенаторских тогах красную кайму. Правда, Цезарь уже несколько раз был консулом до этого и квириты не понимали, что именно мешало Цезарю отменить ее раньше. Цезарь проявлял известный демократизм. Его солдаты во время триумфа пели песни о его шалостях с вифинским царем Никомедом в молодые годы. Армии, в случае победы на выборах, были обещаны крупные выплаты. Однако, все обещания Цезарь раздавал из Галлии, а по римским законам кандидат должен был лично присутствовать в Риме. Для этой цели хитрый Цезарь временно делегировал в Рим Антония и собирался составить с ним тандем. Антоний робко подумывал о самостоятельной карьере.
Цезарь, Помпей и Антоний
Одним из главных конкурентов Цезаря был Помпей. Во всех бедах Рима Помпей винил рыжего Агенобарба, чей потомок будет носить имя Нерон. Уже много лет Помпей был около власти. Но каждый раз, возвращаясь в Италию с очередной победой, он распускал свои войска. Чтобы все было по закону, чтобы избежать гражданской войны, Помпей отверг революционные методы. Некоторые его сторонники считали, что Помпей слишком нерешительно борется за жизнь по заветам отцов. Тогда Рим был силен патриотизмом, дисциплиной и децимациями, даже если в домах граждан на обед были только пару луковиц и оливки. Дело в том, что сам Помпей давно уже отвык питаться одним луком и оливками, а среди его друзей было много нобилей олигархов. Но это были правильные нобили, которые сколотили свое состояние во время проскрипций Суллы. А вот нобили, которые были против Помпея и обогатились во времена Мария, соответственно, были неправильные олигархи и являлись врагами римского народа.
Таким неправильным нобилем был еще один претендент на консульскую власть – богач Красс. Это был высокий стройный красавец. Римские матроны были от него без ума. Красс обещал модернизировать Римское государство и не пожалеть на это собственных денег, заработанных на скупке никелевых рудников во времена проскрипций. Однако, пока на политическом небосклоне Рима Красс ничем особенным не отметился, поэтому для приобретения общественного веса замышлял поход в Парфию. Для этого он добивался консульства и командования войсками. Против парфянских катафрактов Красс разрабатывал ё-колесницы.
Следующим претендентом был Катон справедливый. Он, как и Помпей, хотел справедливой жизни для римских граждан, но без децимаций. И очень нервировала Катона красная тряпка на орлах Помпея. Для поднятия уровня жизни Катон предлагал изъять золотые запасы из храмов и раздать гражданам. Если бы спросили Катона, почему не только Рим, но и другие государства хранят сокровища стабилизационного фонда в храмах, кандидат не нашелся бы с ответом. Катон в молодые годы был дружен с Цезарем, но потом решил, что Цезарь недостаточно справедлив, а вот он, Катон, гораздо справедливее. Поэтому, какое-то время Катон поддерживал Цезаря, потом решил делать собственную карьеру, а перед самыми выборами заявил, что если Цезарь захватит власть, то он будет воевать с ним не на жизнь, а на смерть. И даже ЕСЛИ! Цезарь победит, простит своего старого друга и снова позовет дружить, то гладиус в собственный живот Катона будет ответом Цезарю.
Самый оригинальный персонаж из списка звался Катилина. Многие годы Катилина мечтал дорваться до власти, но как-то все не получалось. Недостаточно респектабельным выглядел Катилина в глазах квиритов. Катилина решил сделать ставку на римском гражданстве. Хотя гражданство самого Катилины, впрочем как и психическое здоровье, было под вопросом, он призывал ограничить в правах всяких там маруцинов, пелигнов и марсов. Своей опорой Катилина выбрал деклассированный римский люмпен – пролетариат, обещая ему хлеба и зрелищ.
Катон, Красс и Катилина
Еще один колоритный римлянин проявлял завидную активность перед выборами. Каждый день на форуме собирал граждан оратор Цицерон. Его гражданство, кстати, тоже не совсем соответствовало римскому патрицию. Цицерон молодость провел на сцене, поэтому обожал театральные эффекты в своих выступлениях. Поговаривали, что Цицерон не чуждался денежных пособий от Цезаря, хотя прилюдно на форуме поносил его. Ругая Цезаря, ушлый Цицерон в то же время доказывал, что государство способен сохранить только человек, похожий как две капли воды на самого Цезаря. А кто выступает против Цезаря, тот – оранжевый, и получает золото от неведомых инков и ацтеков из–за великого океана. Нужно заметить, что Цицерон был дальтоник и часто путал цвета.
Болотный, Поклонный и Цицерон
Приближались выборы консулов. Народное собрание волновалось и бурлило. Брут и Кассий пытались совершить покушение на Цезаря, но многие не приняли его всерьез. Цезарь нанял народного трибуна Клодия присматривать за урнами для голосования. Но римские граждане приставили к Клодию представителей триб «За честные выборы». Кроме этого Цезарь решил потратить огромные государственные деньги на восстановление Карфагена, в надежде провести там олимпиаду и немножко отбить свои личные расходы. Катилина лупил своего ослика, обзывал жителей Капуи дебилами, собирал вольноотпущенников и кричал, что Рим должен перестать кормить Африку. Помпей обещал топнуть ногой и собрать легионы в Италии, вспоминал древние времена Тита Манлия и не собирался отказываться от кумача своих орлов. Катону золотовалютные резервы храмов не давали, национализировать нобилей тоже не получалось, поэтому разговоры о справедливости подкрепить ему было не чем. Красс финансировал римский спорт, пообещал Катилине первую ё-колесницу, заменил на рудниках отсталый труд рабов на прогрессивный труд колонов. Цицерон, выступая за честные выборы, гнал в Болото противников Цезаря. Римским гражданам, наблюдающим этот цирк Колизей, было глубоко плевать, что в одну из предвыборных ночей несколько гладиаторов во главе со Спартаком бежали на Везувий.
Тем временем, в семье сестры Цезаря – Октавии – подрастал мальчик…
Октавиан
Рубрики: Разное
Метки: разное
strategwar.ru
Древнеримский аналог Думы 5 букв
Похожие ответы в сканвордах
Вопрос: В США, Франции и некоторых других государствах: верхняя законодательная палата парламента
Ответ: Сенат
Вопрос: В царской России с 1711 по 1917 г.: высшее законодательное и судебно-административное учреждение
Ответ: Сенат
Вопрос: В Древнем Риме: государственный совет высший орган власти
Ответ: Сенат
Вопрос: В Древнем Риме: государственный совет, высший орган власти
Ответ: Сенат
Вопрос: В дорев. России высший гос. и судебный орган, подчиненный непоср. царю
Ответ: Сенат
Вопрос: В дореволюционной России: высший государственный и судебный орган, подчиненный непосредсдвенно царю
Ответ: Сенат
Вопрос: В царской России с 1711 по 1917 год: высшее законодательное и судебно-административное учреждение
Ответ: Сенат
Вопрос: ВЕРХОВНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Ответ: Сенат
Вопрос: Верховный орган власти в республиканском древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Верхняя законодательная палата парламента в некоторых государствах
Ответ: Сенат
Вопрос: Верхняя палата конгресса в США
Ответ: Сенат
Вопрос: Верхняя палата парламента в США, Италии
Ответ: Сенат
Вопрос: Вершина американского конгресса
Ответ: Сенат
Вопрос: Высшее судебно-административное учреждение (в Российском государстве с 1711 г. по 1917 г.)
Ответ: Сенат
Вопрос: Высший государственный орган, учрежденный Петром 1
Ответ: Сенат
Вопрос: Высший орган управления в Др. Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Древнеримский совет старейшин
Ответ: Сенат
Вопрос: Как назывался орган верховной власти в Древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Название одной из палат парламента в ряде зарубежных стран
Ответ: Сенат
Вопрос: Не совсем конюшня, но прецедент был
Ответ: Сенат
Вопрос: Один из главных государственных органов Древнего Рима
Ответ: Сенат
Вопрос: Парламент
Ответ: Сенат
Вопрос: Совет старейшин, высший орган государственной власти в Древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: У нас это- Совет Федерации
Ответ: Сенат
Вопрос: (Древний Рим) один из высших государственных органов власти в Древнем Риме
Ответ: Сенат
Вопрос: Совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания
Ответ: Сенат
Вопрос: В Древнем Риме- верховный орган власти
Ответ: Сенат
Вопрос: Парламент в США
Ответ: Сенат
Вопрос: (Австралия) верхняя палата австралийского парламента