Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551–479 гг. до н. э.) — мыслитель, основатель этико-политического учения
♦ Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
♦ Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.
♦ Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
♦ Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих.
♦ По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
♦ Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный — в других.
♦ Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
♦ Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
♦ Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
♦ Утром познав истину, вечером можно умереть.
♦ Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
♦ Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
♦ Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
♦ Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
♦ В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
♦ Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
♦ Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
♦ Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
♦ Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
♦ Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
♦ Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
♦ Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
♦ Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
♦ Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
♦ Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт.
♦ Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
♦ Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
♦ Молчание — верный друг, который никогда не изменит.
♦ Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
♦ Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
♦ Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
♦ Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
♦ Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
♦ Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.
♦ Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.
♦ Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
♦ Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
♦ Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
♦ Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
♦ Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.
♦ При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
♦ Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
♦ У сдержанного человека меньше промахов.
♦ Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
♦ Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
♦ Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
♦ Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят.
♦ Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
♦ Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
♦ Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
♦ Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
♦ Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
♦ Когда пути неодинаковы, не составляют совместных планов.
♦ Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — выше этого нет ничего.
♦ Не усвоив приличий, не утвердишься.
♦ Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
♦ Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
♦ Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
♦ Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
♦ Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
♦ Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
♦ Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
♦ Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие.
♦ Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
♦ Сердитый человек всегда полон яда.
♦ Посещать и слушать злых людей — это уже начало злого дела.
♦ Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
♦ Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
♦ Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
♦ Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
♦ К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами.
litresp.ru
Китайские пословицы
Китайская народная мудрость
При встрече с достойным человеком думай о том, как дотянуться до него. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и старайся не опуститься до него.
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Не быть по достоинству оцененным и не таить обиду – разве это не возвышенно?
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба, низкий человек суетливо поджидает удачу.
Люди хотят для себя богатство и славу. Если то и другое нельзя обрести честно, их надо избегать. Люди страшатся бедности и безвестности. Если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
Будь текуч, как вода, покоен, как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тишина.
Не стремясь навстречу приходящему и не устремляясь вслед за уходящим, можешь жить одной жизнью с изначальным истоком Неба и Земли, в котором нет ни прошлого, ни настоящего.
Обыкновенные люди видят то, что проявилось, но не могут заметить сокрытое. Достойные люди видят сокрытое, но не могут довериться переменам. Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном.
Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим.
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Лучше оберегать уже достигнутое, чем мечтать о еще не свершенном. Лучше предотвратить будущую ошибку, чем сожалеть о прошлом прегрешении.
Стоит отрешиться от соблазна того, что мы предвосхищаем в своем воображении, как наши помыслы станут непоколебимыми, а наши поступки – безупречными.
Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче.
Уток, вышитых на ковре, можно показать другим, но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки.
В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчании ручья не слышно, как журчит ручей.
Слепота – это ясность зрения, глухота – чуткость слуха, опасность – это внимание, удача – это не случайность.
Тот, кто хранит чистоту помыслов, должен отказываться от сладкого куска.
Друзьям оставь втрое больше, чем себе. Для себя храни хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца.
Если за всю жизнь ничем не переболел – это беда.
Тот, кто ищет близкое, не заметит далекого. Тот, кто вслушивается в шорохи, не услышит, как грохочет гром. Мудрый ни на что не смотрит и потому все видит. Он ничего не слушает и потому все слышит.
Ошибки других нужно прощать, а собственные ошибки прощать не надо. Собственные лишения можно стерпеть, но вид чужих лишений терпеть нельзя.
Когда, содеяв зло, человек боится, что о нем узнают люди, он еще может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о нем узнали люди, он порождает зло.
Тот, кто хочет прослыть бескорыстным, делает это из жадности.
Чистое всегда выходит из грязи, светлое рождается из тьмы.
Учись находить в жизни радость – вот лучший способ привлечь счастье.
Получая, не бери больше положенного. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.
Лишь когда постигнешь радость в печали, поймешь, чем живет сердце.
Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
Суди о человеке по тому, как он оканчивает свои дни.
Устрани то, что загрязняет сердце, и оно станет чистым.
Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Утром узнав истину, вечером можно умереть.
Незыблемая середина – эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.
Не меняются только самые мудрые и самые глупые.
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
Молчание – верный друг, который никогда не изменит.
Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.
Если я не славлю красоту, кто может приписать мне уродство?
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Если тебе плюют в спину, значит, ты впереди.
Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.
Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Не усвоив приличий, не утвердишься.
Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их.
Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.
Достойный человек не идет по следам других людей.
Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.
Когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником.
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно? Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно? Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду – разве это не возвышенно?
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.
Не печалься, что тебя никто не знает, а печалься о своем несовершенстве.
Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали.
Любовь – начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.
Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?
Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.
Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее – то же самое, что ее перейти.
Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.
Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Молчание – верный друг, который никогда не изменит.
Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание есть долг.
Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Месть – это обоюдное лезвие меча: когда ты уничтожаешь врага, ты уничтожаешь свою душу.
Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, – это скромность, открывать их своим друзьям – простодушие, выставлять же их перед всеми – гордость.
Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
Болезнь можно подхватить не только от сквозняка, но и от слов чужих, горе приносящих.
Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.
Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
Достойный человек обладает широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, но путь его долог.
Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.
Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.
Ныне почитать родителей – это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.
Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека и познаешь степень его человечности.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Радом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.
Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.
Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
Тот, кто не бережлив, будет мучиться.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.
Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром».
Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.
Посылать людей на войну необученными – значит предавать их.
Если сам прям, то все исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися людьми. Только тот, кто ничего не достиг, прожив около полувека, не заслуживает уважения.
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.
Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.
Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.
Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми; низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях?
Сердитый человек всегда полон яда.
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
У сдержанного человека меньше промахов.
Не усвоив приличий, не утвердишься.
citaty.su
Древний Китай. 10000 афоризмов великих мудрецов
VI–V вв. до н. э.
Автор трактата «Дао дэ цзин», один из основателей даосизма. Некоторые современные ученые сомневаются в факте существования Лао-цзы. Одни предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, другие — что Лао-цзы и Конфуций — один и тот же человек.
Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело — из малых.
Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.
Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.
Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
Довольствующийся самим собой — богач.
Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным, совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.
Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством.
Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.
Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
Есть четыре великие сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, — и Человек занимает среди сфер первое место.
Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.
Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
Когда нет врагов, то не бывает войны.
Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ник чему не способен.
Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.
Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
Много накопишь — много пропадет.
Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе,
поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
Наилучшее — добившись успеха, устраниться.
Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянно портит их, а если ты так же осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его.
Незнатные являются основой для знатных, а низкое — основанием для высокого.
Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.
Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание постоянства делает человека восприимчивым. Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым.
Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.
Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
Нет большей беды, чем недооценивать противника.
Нет греха тяжелее страстей.
Отрицание Пути — это: роскошные апартаменты и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.
Потеря есть начало размножения, множество — начало потери.
Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания.
Совершенство воина — в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и негибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
Убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить… Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Древний Китай - афоризмы | Крылатые выражения
Лао-Цзы (Ли Эр)(IV-III вв. до н.э.)автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин»
Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.Закон достойных – творить добро и не ссориться.Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.Голос истины противен слуху.Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает.Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.Знающий много молчалив, а говорящий много не знает ничего.Истинно просвещенный человек никогда не воюет.Кто, зная много, держит себя, как не знающий ничего, тот – нравственный муж.Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.Мудрец избегает всякой крайности.Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.Только что распустившееся растение нежно и слабо. Засохшее растение твердо и не гибко. Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.Превосходный воин никогда не разгневается.Не ссорящийся не осуждается.Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.Нет греха тяжелее страстей.Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.Знающий меру доволен своим положением.Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.Почесть и позор от сильных мира (для мудреца) одинаково странны.Довольствующийся самим собой – богач.Потеря есть начало размножения, множество – начало потери.Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.Когда нет врагов, то не бывает войны.Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.
wyrazheniya.ru
Древний Китай - Сайт писателя Натальи Бентанги
Афоризмы мудрецов Древнего Китая
Конфуций (Кун-цзы)
***
Благородный муж в душе безмятежен.
Низкий человек всегда озабочен.
***
Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
***
Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека.
А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова.
Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
***
Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
Первый, самый благородный, - размышление;
Второй, самый легкий, - подражание;
Третий, самый горький, - опыт.
***
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах.
В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
***
Если сам прям, то все исполнят и без приказания.
А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
***
Когда государство управляется с разумом, постыдны бедность и нужда;
Когда государство не управляется с разумом, то постыдны богатства и почести.
Лао-цзы (Ли Эр)
***
Голос истины противен слуху.
***
Нет греха тяжелее страстей.
***
Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
***
Воздержание – это первая ступень добродетели,
которая и есть начало нравственного совершенства.
***
Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.
Сюнь-цзы
***
Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.
***
Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба.
Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли.
Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.
***
Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.
***
Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.
***
Взимание непомерных налогов – это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
www.bentanga.ru
Афоризмы старого Китая: kitai_ru
из http://sonya-h-skaya.livejournal.com/122941.html
[b]Афоризмы старого Китая[/b]http://lib.rus.ec/b/218163/read[i]Китайская классика: новые переводы, новый взгляд[/i]
ХУН ЦЗЫЧЭН. ВКУС КОРНЕЙ
[Spoiler (click to open)]Афоризмы старого Китая.ХУН ЦЗЫЧЭН. ВКУС КОРНЕЙ
Для того, кто в себе хранит правду, жизнь сжимается в мгновение. Для того, кто жаждет власти над другими, жизнь тянется вечно. Постигший истину человек взыскует вещи, коих нет в мире вещей, и думает о том, кем он будет, когда его не будет. Он примет бег мгновения и отвергнет оцепенение вечности.
Если не привязываться прочно к миру, то и мирская грязь не пристанет к тебе. Если глубоко вникать в дела мира, то механический ум глубоко войдет в тебя. Поэтому благородный муж в своих устремлениях более всего привержен безыскусному, а в деяниях своих превыше всего ценит непосредственное.
Помыслы благородного мужа - как голубизна небес и блеск солнца: не заметить их невозможно. Талант благородного мужа - как яшма в скале и жемчужина в морской пучине: разглядеть его непросто.
Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.
В жизни часто приходится слышать неугодные нам речи и заниматься делами, которые доставляют неудовольствие. Но только так мы найдем оселок, на котором отточится наша добродетель.
Когда дует свирепый ветер и льет проливной дождь, зверью и птицам неуютно. Когда ярко светит солнце и веет ласковый ветерок, деревья и травы дышат бодростью. Но надо понять: не бывает дня, чтобы в жизни природы не было согласия; не бывает дня, чтобы сердце человека не наполнялось радостью.
Ни в кислом, ни в соленом, ни в горьком, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим. Ни незаурядный ум, ни поразительныйталант не есть достоинства настоящего человека. Достоинства настоящего человека неприметны.
Небо и Земля вовек недвижимы, а эфир меж ними ни на миг не приходит к покою. Солнце и луна днем и ночью бегут друг за другом, а в бездне времен ничего не меняется. Поэтому благородный муж в час досуга должен думать о том, что не терпит промедления, а в минуту решительных действий должен быть празден.
Когда глубокой ночью покойно сидишь в одиночестве и внимаешь своему сердцу, постигаешь тщету всех мнений и тебе открывается твоя подлинная природа. В такие моменты прозреваешь в себе великую силу бытия и вдруг понимаешь, что, даже обретя в себе правду, трудно избавиться от суетных мыслей. И тогда тебя охватывает великий стыд.
Каким бы великим делом ты ни был занят, если ты прогнал суетные мысли, - значит, ты достиг совершенства. Как бы ни преуспевал ты в учении, если ты освободился от власти вещей, - значит, ты познал, что такое мудрость.
Величайшая победа в этом мире не заслуживает и слова похвалы. Величайшее преступление в этом мире не заслуживает и слова порицания.
Если уметь в каждом деле прозревать нечто вовек неосуществимое, то и сам творец всего сущего не сможет меня покарать, и даже боги и духи не смогут ничего отнять у меня. Если же стараться каждое дело непременно доводить до совершенства и во всем добиваться полного удовлетворения, тогда душа зачерствеет, а вокруг все будет нагонять тоску.
В каждой семье есть истинный Будда. В сутолоке каждого дня есть истинный Путь. Когда люди могут, не кривя душой, жить в согласии и с радостью говорить друг другу приветливые слова, когда родители и дети любят друг друга и живут душа в душу, то это в тысячу раз выше "регулирования дыхания" и "созерцания сердца".
Навозные личинки утопают в нечистотах, но, превратившись в цикад, пьют росу под осенним ветром. Гнилушка не испускает света, но, превратившись в светляка, горит под осенней луной. Нельзя не знать: чистое всегда выходит из грязи, светлое всякий раз рождается из тьмы.
Жажда приобретений не безнадежно ранит разум. Наши замыслы и воображение - вот главные враги разума. Звук и цвет не обязательно скрывают правду. Наш рассудок - вот что наглухо загораживает от нас правду.
Когда жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас. Когда мы не встречаем сопротивления, мир вокруг нас подобен наточенным топорам и острым пикам: он исподволь ранит и убивает нас.
Если воду не мутить, она сама по себе отстоится. Если зеркало не пачкать, оно само по себе будет отражать свет. Человеческое сердце нельзя своей волей сделать чистым. Устраните то, что его загрязняет, и его чистота сама по себе проявится. Радость не нужно искать вовне себя. Устраните то, что доставляет вам беспокойство, и радость сама собой воцарится в вашей душе.
Не злись на то, что противоречит твоим намерениям. Не радуйся тому, что тешит твою душу. Не старайся оградить себя от беспокойства. Не сдавайся при первой неудаче. Хладнокровно смотри на других. Хладнокровно слушай других. Хладнокровно размышляй. Хладнокровно переживай.
Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины. Тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно. Тогда твои добродетели еще более упрочатся.
Актеры покрывают лица пудрой и раскрашивают их красками, изображая красавцев и уродов. Но когда представление окончено и сцена пустеет, где пребывать красоте и уродству? Игроки в шахматы стремятся к победе, разменивая одну за другой свои фигуры. Но когда все фигуры разменены, что станет с соперниками? Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями. Поэтому Будда говорил: "Страсти горят в душе, как пещь огненная". Трясина алчности и вожделения - океан страданий. Одна мысль о чистоте превращает пылающий костер в прохладный пруд. Одна мысль о прозрении - это лодка, переправляющая нас на "другой берег". К расхождению в помыслах, к различию состояний духа, к разнице в понимании вещей невозможно относиться небрежно и легкомысленно.
Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой.
kitai-ru.livejournal.com
Глубокая мудрость Китая в афоризмах и высказываниях
Афоризмы Древнего Китая - неисчерпаемый кладезь мудрости для повседневной жизни современного человека. То, что мы знаем о Китае сегодня - никак не характеризует эту великую державу в прошлом. Китайская цивилизация - одна из древнейших культур на планете, чей возраст измеряется тысячами лет. Высказывания древнекитайских мудрецов и философов - это подсказки на все случаи жизни, следование которым может уберечь от совершения ошибок. 1. Горы и реки изменить легко, характер человека — трудно. 2. Из кувшина в чашку можно налить только то, что в нем было. 3. Лучше не знать иероглифов, чем не знать людей. 4. Можно только по ошибке купить, но нельзя по ошибке продать. 5. Дорога, по которой ты ходишь, проложена другими людьми. 6. Размышляя над прошлым, узнаешь о будущем. 7. Лучшее время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад. Следующее лучшее время – сегодня. 8. Если одно слово не образумило, не образумят и десять тысяч. 9. Двери порождают сквозняки, болтуны порождают беды. 10. Есть много дорог, которые ведут к вершине. Но пейзаж остается неизменным.. 11. Не бойся медлить, бойся остановиться. 12. Не спросив дороги, не спеши вперёд. 13. Научиться хорошему — мало и сотни дней; научиться дурному — достаточно и часа. 14. Когда женщина берется за мужское дело — семья процветает; когда мужчина берётся за женское дело — семья разоряется. 15. Взволнованный человек — всё равно что оторвавшаяся от причала лодка. 16. Если сам знаешь, что крылья коротки, так не летай далеко и высоко. Возможно твои ошибки — это то, что нужно Миру. 17. Дай нищему рыбу — и обеспечишь ему день без голода. Научи нищего рыбачить — и избавишь его от голода на всю жизнь. 18. Созданное в течение ста лет может быть разрушено за один час. 19. Кто дважды оглянется, ничего не потеряет. 20. Если кто-то знает, что он не знает — научи его. Если кто-то знает, что он знает — послушай его. Если кто-то не знает, что он знает — разбуди его. Если кто-то не знает, что он не знает — беги от него. 21. Лучший бой тот, которого не было. 22. Бриллиант упавший в грязь, всё равно остается бриллиантом, а пыль поднявшаяся до небес, так и остаётся пылью. 23. Величина башни измеряется длиной отбрасываемой ею тени, а величие человека — количеством его завистников. 24. Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже. 25. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений. 26. Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг. 27. Уберите из своей речи слово «проблема», и она исчезнет сама по себе. 28. Сердитый кулак не бьёт по улыбающемуся лицу. 29. Не бойтесь расти медленно, бойтесь оставаться неизменными. 30. Если ошибся дорогой, то можно вернуться: если ошибся словом — ничего нельзя сделать.