Разгадывать древние пергаменты. Синонимы к слову «древний пергамент» (а также близкие по смыслу слова и выражения)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шифры из прошлого: тайнопись и загадки докомпьютерной эпохи. Разгадывать древние пергаменты


ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум №1

I.Прочитайте внимательно текст.

(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству."(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? - философствует он в такие минуты. - (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как мать и отец, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?"(7)И Серёжка спрашивает отца:- (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?(9)Он спрашивает это уже о своём, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: "(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?"(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..- (17)О чём ты думаешь? - спрашивает отец, прервав свой рассказ.- (18)Пап, а собака умное существо? (19)Она понимает, что ей говоришь?- (20)По-моему, понимает.- (21)А как понять человеку, что она чувствует?- (22)Наверное, надо научить её говорить, - шутит папа.- (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.- (24)Ну, как знаешь, - отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?- (26)А ветеринар - неплохая специальность! - кричит за стенкой отец.(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат... (30)А тут важно не ошибиться.

( По Е.Велтистову)

/ Текст взят из следующего источника: ГИА-2011:Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведение итоговой государственной аттестации в новой форме /авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. - М.: АСТ: Астрель, 2011 /

II.Прочитайте внимательно задание С2.2.С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «А тут важно не ошибиться».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

III.Готовим рабочие материалы 

1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис - аргументы - вывод. Более подробно можно посмотреть на  по адресу.

2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту. 

 а)В первой части нужно выдвинуть тезис, т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: "А тут важно не ошибиться". Просматривая ещё раз текст, понимаем, что герой стоит перед выбором, перед выбором будущей профессии. А почему он может "ошибиться"? Да потому что многие специальности ему "по душе", он сам пока "удивляется своему непостоянству"(1).

  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Мальчику действительно нравятся многие профессии. Чем же интересуется Серёжа? Приводим цитаты из текста: "буду шофёром" (4 предложение), "или геологом" (4), "или, как отец и мать, конструктором" (4). Серёжу "тянет уехать на Север"(5), ему "хочется раскапывать скифские курганы"(5), "разгадывать древние пергаменты"(5), а может быть он станет "ветеринаром"(23). Это вторая часть нашего сочинения, т.е. аргументы.

в) Серёжа понимает, что выбор будущей специальности - очень важный, ответственный шаг. Пока же он стоит, "как Илья Муромец", не знает какую профессию выбрать, но когда-нибудь обязательно определится. Самое главное - "не ошибиться". Таков вывод.

IV.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения.

Предлагаю вашему вниманию сочинения девятиклассников по данному тексту.

1

Я понимаю фразу "А тут важно не ошибиться" так: каждый человек на определённом этапе жизни принимает значимые для себя решения, и важно, чтобы принятое решение было правильным, "важно не ошибиться", особенно если этот выбор касается будущей профессии. 

Вот и Серёжка, герой повестей Е.С.Велтистова, стоит перед выбором: кем быть, какой специальности отдать предпочтение?! Окончательный выбор ещё не сделан. Иногда ему хочется "раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты.."  Когда он вспомнил бежавшую за ним на улице собаку, то решил  стать "ветеринаром" .

Итак, Серёжке пока ещё трудно сделать окончательный выбор будущей профессии, мальчик пока находится в поиске. Но так как он понимает, что "важно не ошибиться", то, я думаю: герой примет правильное решение. 

Кочнев Андрей, 9б 

2

"А тут важно не ошибиться..." Эту фразу я понимаю так: "важно не ошибиться" при выборе будущей специальности.

Серёжка не знает, кем стать. Ему нравятся многие профессии: он хочет стать "шофёром", "геологом", "как отец и мать, конструктором"(4). Его "тянет уехать на Север", он хочет "раскапывать скифские курганы", "разгадывать древние пергаменты"(5). А может быть стать "ветеринаром"(23)?

Следовательно, Серёжка ещё не решил, кем он будет. Однако, он серьёзно относится к выбору профессии и понимает, что не имеет права на ошибку. 

Буданин Виталий, 9б

V.Анализ написанного сочинения-рассуждения.

Для проверки написанного нами сочинения обратимся к критериям оценки сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста, по адресу.

olgor50.blogspot.com

Синонимы к слову ДРЕВНИЙ ПЕРГАМЕНТ

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: птерозавр — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Связанные слова и выражения

  • тонкий пергамент
  • древний воин
  • высохшая кожа, синяя кожа, мелкие шрамы, многочисленные морщины, загадочные письмена
  • вид головы, сеть морщин, лицо статуи, следы копоти, провалы глазниц
  • пергаментный, сморщенная, неопрятные, дряблая, фиолетовая
  • истончившийся, процарапанный, поблёкшие, покоробившийся, потускневшие

Предложения со словом «древний пергамент»:

  • А на истории — раскапывать скифские курганы, искать стрелы, щиты, копья и разгадывать древние пергаменты.
  • — Помните, в древнем пергаменте сказано, что лишь тот овладеет сокровищем, кто сможет проникнуть в тайну.
  • Достал и показал спрятанную в тайнике шкатулку, внутри которой находился древний пергамент, подтверждающий старинную историю.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Готовимся к ГИА | Социальная сеть работников образования

ВАРИАНТ II

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

   

С1.  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего  текста в целом.

 Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

      Охота на мечту – самый интересный вид охоты. Для того  чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и  престарелым, женщинам и мужчинам.

       Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.

      Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы – удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.

(По С. Паниной)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9.

(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинает скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

(2)«Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? – философствует он в такие минуты. – (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.(4) Вот захочу – и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?»

(7)И Серёжка спрашивает:

- (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

(9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу. (10)Потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (11)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»

(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15) Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..

- (17)О чём ты думаешь? – спрашивает отец, прервав свой рассказ.

- (18)Пап, а собака – умное животное? (19)Она понимает, что ей говоришь?

- (20)По-моему, понимает.

- (21)А как понять человеку, что она чувствует?

- (22)Наверное, надо научить её говорить, - шутит отец.

- (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.

- (24)Ну, как знаешь, - отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?

- (26)А ветеринар – неплохая специальность! – кричит за стенкой отец.

(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они решат…(30) А тут важно не ошибиться.

(По Е. Велтистову)

Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию  А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.

А1. В каком варианте содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «раньше всё было просто»?»

  1. Серёжка относился к минувшему пренебрежительно и свысока.
  2. Прошлое он представлял себе по рассказам родителей – людей, давно сделавших выбор жизненного пути.
  3. Серёжка внимательно слушал рассказы отца о его молодых годах.
  4. Серёжка поверхностно относился ко всему, что прямо не касалось его самого, в том числе и к прошлому.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «тянет» (предложение 5).

  1. влечет
  2. торопит
  3. стремится
  4. убеждает

А3. Укажите предложение , в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) (1) Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинает скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

  1. (3) Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
  2. (15) Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.
  3. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?

А4. Укажите ошибочное суждение.        

  1. В слове ФИЛОСОФСТВУЕТ (предложение 2) подчёркнутая буква Ф обозначает твердый глухой согласный звук [ф].
  2. В слове ШОФЁРОМ (предложение 4) буква Ё обозначает мягкость предшествующего согласного и ударный гласный звук [о].
  3. В слове ДУМАЕШЬ (предложение 17) мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.
  4. В слове ПОЖИМАЕТ (предложение 24) букв меньше, чем звуков.

А5. Укажите слово с чередующейся  гласной в корне.

  1. инженером                  3) заранее
  2. разгадывать                4) скакать

А6. В каком слове правописание приставки определяется глухостью последующего согласного звука?

  1. непостоянству            3) спрашивает
  2. вспомнил                    4) (к) сожалению

А7. В каком глаголе правописание безударного суффикса проверяется основой неопределенной формы?

  1. чувствует                     3) обиделся
  2. задумывается              4) думает

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В9 записывайте словами или цифрами.

В1.        Замените  в тексте  авторское  слово «здоровенные»  из предложения  9 стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите это словосочетание.

Ответ:____________________________________

В2. Замените словосочетание «на сибирской стройке» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Напишите полученное словосочетание.

Ответ:____________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Ответ:____________________________________

В4. Среди предложений 16 – 21 найдите предложение  с обособленным согласованным определением.  Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Он спрашивает это уже, (1)наверное,(2) в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, (3) потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, (4) потом поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём…

Ответ:____________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

Ответ:____________________________________

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (-у), обозначающие (-ую) запятые (-ую) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

      На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, (1) а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, (2) разгадывать древние пергаменты… Почему я такой, (3) что сам себя не могу понять?»

      И Серёжка спрашивает отца:

- Пап, (4) а как ты узнал,(5)  что хочешь быть конструктором?

Ответ:____________________________________

В8. Среди предложений 11 – 13 найдите сложноподчиненное предложение с однородным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

В9. Среди предложений 14– 16  найдите сложное предложение с сочинительной и  подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе  ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С.2.1 или С2.2.

С.2.1. Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по й примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл следующего предложения  текста (предложение 13):

«А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

nsportal.ru

Практикум № 2 (Подготовка к написанию С2 ГИА) - Мои статьи - Каталог статей

Практикум №2

 

I.Прочитайте внимательно текст.

(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

"(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? - философствует он в такие минуты. - (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как мать и отец, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?"

(7)И Серёжка спрашивает отца:

- (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

(9)Он спрашивает это уже о своём, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: "(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?"

(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..

- (17)О чём ты думаешь? - спрашивает отец, прервав свой рассказ.

- (18)Пап, а собака умное существо? (19)Она понимает, что ей говоришь?

- (20)По-моему, понимает.

- (21)А как понять человеку, что она чувствует?

- (22)Наверное, надо научить её говорить, - шутит папа.

- (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.

- (24)Ну, как знаешь, - отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?

- (26)А ветеринар - неплохая специальность! - кричит за стенкой отец.

(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат... (30)А тут важно не ошибиться.

( По Е.Велтистову)

 

 

/ Текст взят из следующего источника: ГИА-2011:Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведение итоговой государственной аттестации в новой форме /авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. - М.: АСТ: Астрель, 2011 /

II.Прочитайте внимательно задание С2.2.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «А тут важно не ошибиться».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

III.Готовим рабочие материалы

1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис - аргументы - вывод. Более подробно можно посмотреть на  по адресу.

 

2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту.

 а)В первой части нужно выдвинуть тезис, т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: "А тут важно не ошибиться". Просматривая ещё раз текст, понимаем, что герой стоит перед выбором, перед выбором будущей профессии. А почему он может "ошибиться"? Да потому что многие специальности ему "по душе", он сам пока "удивляется своему непостоянству"(1).

  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Мальчику действительно нравятся многие профессии. Чем же интересуется Серёжа? Приводим цитаты из текста: "буду шофёром" (4 предложение), "или геологом" (4), "или, как отец и мать, конструктором" (4). Серёжу "тянет уехать на Север"(5), ему "хочется раскапывать скифские курганы"(5), "разгадывать древние пергаменты"(5), а может быть он станет "ветеринаром"(23). Это вторая часть нашего сочинения, т.е. аргументы.

в) Серёжа понимает, что выбор будущей специальности - очень важный, ответственный шаг. Пока же он стоит, "как Илья Муромец", не знает какую профессию выбрать, но когда-нибудь обязательно определится. Самое главное - "не ошибиться". Таков вывод.

 

IV.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения.

Предлагаю вашему вниманию сочинения девятиклассников по данному тексту.

 

 

1

Я понимаю фразу "А тут важно не ошибиться" так: каждый человек на определённом этапе жизни принимает значимые для себя решения, и важно, чтобы принятое решение было правильным, "важно не ошибиться", особенно если этот выбор касается будущей профессии.

Вот и Серёжка, герой повестей Е.С.Велтистова, стоит перед выбором: кем быть, какой специальности отдать предпочтение?! Окончательный выбор ещё не сделан. Иногда ему хочется "раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты.."  Когда он вспомнил бежавшую за ним на улице собаку, то решил  стать "ветеринаром" .

Итак, Серёжке пока ещё трудно сделать окончательный выбор будущей профессии, мальчик пока находится в поиске. Но так как он понимает, что "важно не ошибиться", то, я думаю: герой примет правильное решение.

Кочнев Андрей, 9б

"А тут важно не ошибиться..." Эту фразу я понимаю так: "важно не ошибиться" при выборе будущей специальности.

Серёжка не знает, кем стать. Ему нравятся многие профессии: он хочет стать "шофёром", "геологом", "как отец и мать, конструктором"(4). Его "тянет уехать на Север", он хочет "раскапывать скифские курганы", "разгадывать древние пергаменты"(5). А может быть стать "ветеринаром"(23)?

Следовательно, Серёжка ещё не решил, кем он будет. Однако, он серьёзно относится к выбору профессии и понимает, что не имеет права на ошибку.

Буданин Виталий, 9б 

V.Анализ написанного сочинения-рассуждения.

Для проверки написанного нами сочинения обратимся к критериям оценки сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста, по адресу.ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Практикум.

 

tumanova.ucoz.ru

000.09.11.002 - 2011 - ОГЭ по годам - Тесты по русскому языку офлайн

Часть 1

Прослушайте/прочитайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. 

Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

Учёные считают, что именно ради такой самореализации человек и живёт. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремлённость в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности — востребованными другими людьми, обществом.

Однако у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни — это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.

При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашёл, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить своё поведение, своё отношение к окружающим. 

(По Г. А. Маслову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A6; B1–B14.

(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

«(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? — философствует он в такие минуты. — (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?»

(7)И Серёжка спрашивает отца:

— (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?

(9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?»

(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..

— (17)О чём ты думаешь? — спрашивает отец, прервав свой рассказ.— (18)Пап, а собака — умное существо? (19)Она понимает, что ей говоришь?— (20)По-моему, понимает.— (21)А как понять человеку, что она чувствует?— (22)Наверное, надо научить её говорить, — шутит отец.— (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.— (24)Ну, как знаешь, — отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?— (26)А ветеринар — неплохая специальность! — кричит за стенкой отец.

(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат... (30)А тут важно не ошибиться.

(По Е. Велтистову)

Велтистов Евгений Серафимович — советский писатель, журналист, кинодраматург. Самые известные произведения — цикл повестей об электронном мальчике, копии школьника Серёжи Сыроежкина. По некоторым из них был снят телевизионный многосерийный фильм «Приключения Электроника».

Выполните задания на основе прочитанного текста.

А1. На какой вопрос в тексте нет ответа?

1)    Почему Серёжке трудно сделать окончательный выбор будущей профессии?2)    Что интересует Серёжку больше всего?3)    Каким был жизненный путь Серёжкиного отца?4)    О чём думал Серёжка, пока отец вспоминал молодость?

А2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «раньше всё было просто»?»

1)    — (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором? (9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму.2)    (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то раньше всё было просто...»3)    «(12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?» (14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним.4)    4)(4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты...

А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 14—16?

1)    Серёжка — человек безответственный, собиравшийся взять домой собаку без согласия родителей.2)    Серёжка склонен к сентиментальности, он любит вспоминать трогательные моменты своей жизни.3)    Серёжка — человек нерешительный и слабохарактерный, и поэтому его легко подтолкнуть к поступку, который противоречит его правилам.4)    Серёжка добр и отзывчив, он способен протянуть руку помощи существу, попавшему в трудное положение.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «разгадывать» (предложение 5).

1)    искать решение 2)    расшифровывать 3)    выяснять4)    предсказывать будущее

А5. Какое предложение текста противопоставлено по содержанию предложению 12: «Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться»?

1)    2 2)    3 3)    6 4)    26

А6. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.

1)    (1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.2)    (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.3)    (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала.4)    (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: нале во пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?

В1. Замените слово ЗДОРОВЕННЫЕ в предложении 11 синонимичным словосочетанием, не имеющим стилистической окраски (стилистически нейтральным). Напишите это словосочетание.

В2. Из предложений 1—2 выпишите глагол с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от конечной согласной корня.

В3. Из предложений 5—8 выпишите все слова, в которых правописание приставок зависит от глухости/звонкости/ звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4. Из предложений 24—25 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса проверяется основой неопределённой формы.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет(1) не обиделся. Но(2) к сожалению(3) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно(4) а они и решат...

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

На уроках географии меня так и тянет уехать на Север(1) а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы(2) разгадывать древние пергаменты... Почему я такой(3) что сам себя не могу понять?

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

Он спрашивает это уже(1) наверное(2) в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу(3) потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы(4) потом поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удовольствием вспоминает молодость(5) Серёжка думает о своём...

В8. Замените словосочетание СКИФСКИЕ КУРГАНЫ (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

В10. Среди предложений 21—25 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 14—17 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напиши е номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В11. Среди предложений 1—5 найдите сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.

В12. Среди предложений 9—13 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. 

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?»

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.

Кирилл: «Зачем нужно эти запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас!.. Попробуй разберись, где эти запятые ставить!»

Антон: «На письме без запятых обойтись невозможно…» 

Помогите Антону доказать его точку зрения. Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Е. Велтистова. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. 

Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «А тут важно не ошибиться».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

lik-bez.com

тайнопись и загадки докомпьютерной эпохи / Offсянка

Теоретически можно разгадать любой шифр. Для успешной расшифровки необходимо научиться пользоваться логикой — простейшие примеры логических выводов могут выглядеть так. Если текст засекречен с помощью подстановочного шифра, а первые шесть букв послания стоят перед восклицательным знаком, логично предположить, что это обращение "Привет!". Если в тексте есть слово из двух букв, то почти наверняка это предлог. И так далее. Конечно, это логика простейшего примера. При более сложных вариантах шифрования важна собственная интуиция, чтобы с помощью шестого чувства догадаться, какой же метод был применен. Проблема в том, что алгоритмов шифрования существует бесчисленное множество, к тому же могут применяться комбинации подходов, что значительно усложняет задачу.

Современные компьютерные системы многократно усложнили расшифровку данных. Часто разработчики какого-нибудь известного проекта, чтобы закрыть все дыры в собственном программном обеспечении, предлагают всем желающим попробовать свои силы в дешифровке. Так, например, в 2013 году основатель «ВКонтакте» Павел Дуров предложил всем желающим принять участие в расшифровке его переписки с братом Николаем в новом мессенджере Telegram.

В качестве вознаграждения победителю сулился приличный приз — 200 тысяч долларов. Спустя год никто так и не выполнил эту задачу (по крайней мере так говорится в официальном блоге проекта), а конкурс продолжили, увеличив награду до 300 тысяч за взлом протокола. Любопытной была реакция некоторых членов сообщества, которые сожалели о такой строгой формулировке задания и предлагали взломать сам сервер.

Безусловно, работа такого уровня стоит больших денег. Но не стоит думать, что в современных условиях дешифрованием могут заниматься только программисты и хакеры. К счастью, прошлый век оставил нам уйму загадок и полезной пищи для того, чтобы размять "серые клеточки". В этом материале мы собрали самые интересные методы шифрования докомпьютерной эпохи, а также неразгаданные послания от наших предков.

Появление письменности стало одним из переломных моментов в истории человечества, дало мощный импульс к развитию знаний в самых разных областях. Но как только человек понял, что может передавать свои мысли в виде графических символов, он тут же начал искать способы делать это тайно, чтобы лишь избранные могли прочесть написанное. Родились первые алгоритмы шифрования, а вместе с ними стали появляться и диковинные приспособления, которые служили ключом к пониманию зашифрованного текста.

⇡#Скитала: древнегреческая палочка-шифровалочка 

В Древней Спарте использовали вот такую вот палицу, которая называется скитала (если верить сотрудникам музея Сен-Сир, где выставлена такая штука, она сделана приблизительно в пятом веке до нашей эры).

На этот посох наматывалась по спирали полоска пергамента с зашифрованным посланием. Смысл такого “гаджета” был в том, что прочитать эту полоску мог лишь обладатель скиталы аналогичного размера. При правильном размере витка буквы послания совпадали, и получался связный текст. Устройство было очень простым и практичным, хотя особо надежным его назвать никак нельзя.

Согласно легенде, этот “шифр” сумел разгадать еще Аристотель, а в 1841 году в июльском журнале Graham's Magazine его редактор Эдгар Аллан По опубликовал статью «Несколько слов о тайнописи» (A FEW WORDS ON SECRET WRITING), в которой рассказал про скиталу и поведал об остроумном методе дешифровки скиталы любого диаметра.

По словам родоначальника детективного жанра, для “взлома” скиталы нужно взять, скажем, шестифутовый конус и намотать на него ленту с текстом, а затем перемещать вдоль длины конуса, пока текст не станет читаемым. Страсть Эдгара По к различным головоломкам и шифрам нашла свое отражение не только в его бессмертных произведениях. Будучи редактором журнала, он вел активное общение с читателями, призывая присылать ему ребусы и зашифрованные послания, которые он старался разгадывать совместно с подписчиками издания, совершенствуя тем самым свои навыки в криптологии.

⇡#Линейка Сен-Сира: шифруем на коленках

На следующей фотографии вы можете наблюдать вещь, которая имеет определенное сходство с логарифмической линейкой (простое механическое устройство для математических расчетов).

Эта вещь и есть линейка, только шифровальная. Её название — “Линейка Сен-Сира” — произошло от названия военного училища, которое в свое время организовал Наполеон Бонапарт.

Это высшее учебное заведение выпустило немало известных личностей — маршалов и военачальников. Военному искусству здесь обучался сам Шарль де Голль, а некоторое время в ней учился и Жорж Шарль Дантес, кавалергард, чья пуля на дуэли оборвала жизнь известного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В военной академии Сен-Сир придумали простое и оригинальное устройство, состоящее из двух частей — алфавитной линейки и подвижного бегунка с написанным алфавитом и прорезью. Принцип шифрования этой линейкой был очень простым и основывался на замещении букв алфавита. Но, в отличие от шифра Цезаря, где общий сдвиг букв при письме был одним и тем же (например, вместо А — Б, вместо В — Г и так далее), в линейке Сен-Сира был реализован шифр замещения с переменным сдвигом, так называемый шифр Блеза де Виженера, французского дипломата, жившего в шестнадцатом столетии.

Блез де Виженер

Блез де Виженер

Обычное замещение текста — слишком слабый способ шифрования, который очень просто разгадывается с помощью банальной логики и статистики употребления тех или иных букв в языке. Помните, как лихо расшифровал подобный шифр сыщик Шерлок Холмс в рассказе “Пляшущие человечки” Артура Конан Дойля? Аналогично можно было бы расшифровать шифр Цезаря. Но с шифром Виженера у великого сыщика не вышло бы так просто разгадать загадку, ведь одна и та же буква в кодируемом сообщении могла иметь разные подстановки.

Джованни Батиста Беллазо

Джованни Батиста Беллазо

Интересно, что человек, давший имя этому шифру, никакого отношения к нему не имел. На самом деле его автором был итальянский математик Джованни Батиста Беллазо. Его труды и изучил Блез де Виженер во время своей двухлетней дипломатической миссии в Риме. Вникнув в простой, но эффективный принцип шифрования, дипломат сумел преподнести эту идею, показав ее комиссии Генриха III во Франции.

Суть нового принципа шифрования заключалась в том, что величина сдвига для замещения букв была переменной и определялась ключевым словом или фразой. Долгое время этот метод считался неуязвимым для разгадывания, и даже авторитеты в области математики признавали его надежность. Так, легендарный автор приключений “Алисы в зазеркалье” и “Алисы в стране чудес”, писатель-математик Льюис Кэрролл в своей статье «Алфавитный шифр» прямо и категорично называет шифр Виженера “невзламываемым”. Эта статья вышла в детском журнале в 1868 году, но даже спустя полвека после статьи Чарльза Латуиджа Доджсона (это настоящее имя автора сказок про Алису) научно-популярный американский журнал Scientific American продолжал утверждать, что шифр Виженера невозможно взломать.

Для расшифровки шифра Виженера использовалась специальная таблица, которая называлась tabula recta.

Линейка Сен-Сира — это своего рода механическая таблица Виженера. Пользоваться линейкой Сен-Сира несложно. Предположим, вы хотите закодировать текст MORTALENEMY ключевым словом POST. Многократно пишем это ключевое слово, чтобы получившееся выражение было по длине таким же, как шифруемый текст. Получается так:

MORTALENEMY

POSTPOSTPOS

На линейке подбираем положение бегунка, чтобы начало алфавита совпадало с буквой P и смотрим, какая буква соответствует первой букве шифруемого текста М. Это — буква B. Аналогичным образом букве O соответствует буква С, R меняется на J и так далее. В результате мы получаем зашифрованное слово: BCJMPZWGTAQ.

Проверить свое понимание принципов работы с шифром Виженера можно с помощью онлайнового сервиса — шифратора, кодировщика и декодировщика данного метода.

Помимо скиталы, на основе таблицы Виженера (tabula recta) было создано множество карманных "склерозников" разных форм, которые упрощали тайнопись. Наряду с линейкой Сен-Сира, большой популярностью пользовались шифровальные круги, идею которых подсказал в своих трудах Леон Баттиста Альберти — итальянский учёный середины XV столетия.

Леон Баттиста Альберти

Леон Баттиста Альберти

Во время войны Севера и Юга в США (1861–1865 годов) диск Альберти (иногда можно встретить название “колеса Альберти”) — кружок диаметром девять с половиной сантиметров — лежал в кармане у разведчиков и связистов. Шифровальный диск был сделан из плотной светло-желтой картонки и состоял из двух концентрических кругов, скрепленных посередине. Внутренний диск содержал буквы и окончания, а внешний включал в себя группу сигнальных цифр. Секретное устройство украшали буквы A.J.M. — инициалы главного начальника связи, генерала Альберта Дж. Майера.

Для отчетности каждый такой круг имел порядковый номер, который был закреплен за владельцем. 

⇡#Решетка Кардано и как ее сделать самому

Часто так бывает, что талантливый человек входит в историю как автор какого-то одного открытия, а прочие его заслуги при этом остаются в тени. Наверное, то же самое можно сказать про Джероламо Кардано.

Джероламо Кардано

Джероламо Кардано

Даже если вы не разбираетесь в автомобилестроении, то наверняка слышали о каком-то карданном вале. Это такая деталь, которая передает крутящий момент от коробки передач или раздаточной коробки к редуктору переднего или заднего моста. Джероламо придумал этот шарнирный механизм, но, помимо “автомобильного” изобретения, у Кардано было много других блестящих идей, например о пользе переливания крови. Еще одно изобретение Кардано — шифрование по трафарету или решетке.

Решетка Кардано знакома каждому, кто хоть раз смотрел бессмертный советский сериал с Василием Ливановым в роли Шерлока Холмса. В заглавных титрах одной из серий этого фильма показана идея шифрования решеткой Кардано — из массы бессмысленных символов сквозь прорези в нужных местах решетки как будто проступал осмысленный текст.

Решетка Кардано может быть двух видов — простая и симметрично-поворотная. В первом случае для шифрования применяется трафарет с отверстиями, через которые "фильтруется" полезный текст. Другой вариант решетки, более интересный, состоит в том, чтобы использовать симметричный (квадратный) трафарет, который можно применять несколько раз, просто поворачивая его вокруг центра. Поворотная решетка Кардано позволяет записать текст массивом символов так, что результат будет выглядеть совершенно нечитаемым, например:

Решетка Кардано была очень практичной и удобной. Чтобы прочитать секретный текст, не нужно было "решать кроссворд" или тратить время на обучение секретному языку. Этим шифром предпочитали пользоваться многие известные личности, например кардинал Ришелье и русский драматург и дипломат Александр Грибоедов. 

Сделать решетку Кардано очень легко даже за несколько минут. Возьмите тетрадный лист в клетку или разлинуйте квадрат, например со стороной в восемь клеток.

По центру квадрата проведите две перпендикулярные черты, отделив четыре зоны. Затем заполните каждую из зон номерами клеток. Нумерацию клеток следует начинать из угла и вести ее так, чтобы направление нумерации каждый раз было по часовой стрелке.

В каждой части квадрата есть набор цифр. Необходимо в произвольном порядке закрасить цифры от 1 до 16 так, чтобы числа не повторялись в разных частях решетки (например, если в первой зоне закрашена двойка, то в других зонах ее закрашивать уже не нужно).

Закрашенные клетки — это отверстия, которые необходимо вырезать. Квадратная решетка Кардано готова.

Приложите ее к листу и впишите текст. Затем поверните ее на 90 градусов и продолжайте писать текст, затем снова поверните и так до тех пор, пока весь квадрат под решеткой не будет заполнен текстом.

Чтобы вам было легче разобраться с принципом построения решетки, скачайте бесплатное приложение Владимира Беглецова “Шифратор решетки Кардано”. С помощью этой программы можно генерировать решетку разной размерности, а также кодировать и расшифровывать текстовое сообщение.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

3dnews.ru

Тестовые задания для подготовки к гиа вариант 1 часть 2

Тестовые задания для подготовки к ГИА

Вариант 1

ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9;С2.

(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мыс­ли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удив­ляется своему непостоянству.

«(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарк­тиду или про марки Мадагаскара? — философствует он в такие минуты. — (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофё­ром, или геологом, или, как отец и мать, конструкто­ром. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?»

(7)И Серёжка спрашивает отца:

— (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конс­труктором?

(9)Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом рабо­тал на сибирской стройке — водил здоровенные само­свалы, потом поступил в автостроительный и там встре­тил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хо­тят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?» (14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести до­мой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испуга­лась?..

—(17)0 чём ты думаешь? — спрашивает отец, пре­рвав свой рассказ.

—(18)Пап, а собака — умное существо? (19)0на по­нимает, что ей говоришь?

—(20)По-моему, понимает.

—(21)А как понять человеку, что она чувствует?

—(22)Наверное, надо научить её говорить, — шутит отец.

—(23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.

—(24)Ну, как знаешь, — отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?

—(2б)А ветеринар — неплохая специальность! — кричит за стенкой отец.

(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь неча­янно, а они и решат... (30)А тут важно не ошибиться.

(По Е. Велтистову)

Велтистов Евгений Серафимович — советский писатель, журналист, кинодраматург. Самые известные произведения — цикл повестей об электронном мальчике, копии школьника Се­рёжи Сыроежки на. По некоторым из них был снят телевизион­ный многосерийный фильм «Приключения Электроника».

Задания А1—А7выполните на основе анализа содер­жания прочитанного текста, К каждому заданию А1 —А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один пра­вильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.

А1. В каких предложениях содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «раньше всё было просто»?»

  1. — (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конс­труктором? (9)0н спрашивает это уже, наверное, в со­тый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровен­ные самосвалы, потом поступил в автостроительный итам встретил маму.
  2. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает мо­лодость, Серёжка думает о своём: «(11)Почему-то рань­ше всё было просто...»
3) «(12) Люд и знали, кем они хотят быть, на кого на­до учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямопойдёшь?»

(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним.

4) «(4)Вот захочу — и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как отец и мать, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хо­чется раскапывать скифские курганы, разгадыватьдревние пергаменты...»

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «разгадывать» (предложение 5).

  1. искать решение
  2. расшифровывать
  3. выяснять
  4. предсказывать будущее
A3. Укажите предложение, в котором средством ре­чевой выразительности является сравнение.
  1. (1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
  2. (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
  3. (15)Так долго бежала, а только он хотел подоб­рать её, принести домой, как она удрала.
  4. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не зна­ешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пой­дёшь?
А4. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове ФИЛОСОФСТВУЕТ (предложение 2) под­чёркнутая буква обозначает звонкий согласный звук [в].
  2. В слове ПОЙДЁШЬ (предложение 13) мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове ЗАРАНЕЕ (предложение 9) звуков боль­ше, чем букв.
  4. В слове ЧУВСТВУЕТ (предложение 21) есть не­произносимый согласный звук.
А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  1. удивляется 3) (в) беспорядке
  2. скакать 4) геологом
А6. В каком слове правописание приставки опреде­ляется глухостью следующего после неё согласного?
  1. спрашивает 3) разгадывать
  2. (к) сожалению 4) испугалась
А7. В каком глаголе правописание безударного суф­фикса проверяется основой неопределённой формы?
  1. чувствует 3) обиделся
  2. задумывается 4) думает
Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте слова­ми или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «здоровенные» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимич­ным словосочетанием. Напишите это словосочетание.

В2. Замените словосочетание «скифские курганы» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управле­ние. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложе­ния 11.

В4. Среди предложений 14—17 найдите предложе­ние с обособленным согласованным определением. На­пишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,(1) не обиделся. Но,(2) к сожалению,(3) ниче­го взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(4) а они и решат...

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочи­танного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчини­тельной связью.

Он спрашивает это уже,(1) наверное,(2) в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу,(3) потом работал на сибирской стройке — водил здоро­венные самосвалы,(4) потом поступил в автострои­тельный и там встретил маму. И пока отец с удо­вольствием вспоминает молодость,(5) Серёжка ду­мает о своём...

В8. Среди предложений 11—13 найдите сложнопод­чинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 14—16 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполни­те на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1, С2.2 или С2.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1, С2.2 или С2.3.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степано­ва: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают лю­ди, а грамматика — как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексичес­кие и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицис­тическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясни­те, как вы понимаете смысл последних слов текста: «А тут важно не ошибиться».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитан­ного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почер­ком.

С2.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи». В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции вводных слов и предложений. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы для варианта 1

А1 3 А5 2
А2 2 А6 4
A3 4 А7 3
А4 1
В1 очень большие В6 2
В2 курганы скифов В7 5
ВЗ В4 неё было просто В8 12
16 В9 15
В5 2,3

Вариант 2

ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9;С2.

(1)Дед, не раздеваясь, прошёл к письменному столу, развернул полотенце и достал принесённую картину.

— (2)Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (З)Какая неожи­данная удача... (4)Бабушка Колкина отдала нам карти­ну. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колки­на!.. (б)Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!..

(7)И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением её лица.

—(8)Ну, как она тебе?.. (9)Правда, хороша?

—(10)Девчонка вроде меня, — ответила Ленка. (11)Николай Николаевич сначала не понял, что она имела в виду. (12)Посмотрел на картину. (13)Потом на Ленку...

—(14)Елена! — закричал он так, что она вздрогну­ла. — (15)Ты просто её копия, двойник... (16)Самый на­стоящий... (17)Тот же цвет глаз... (18)Рот...

—(19)Рот до ушей, хоть завязочки пришей, — с грустью сказала Ленка. — (20)Может, её тоже так драз­нили... (21)Тогда не я первая.

—(22)Вот именно, — обрадовался Николай Никола­евич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыба­ешься!

(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.

—(26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.

(29)Николай Николаевич помолчал, потом величес­твенно объявил:

—(ЗО)Елена... (31)Возможно... (32)Нет, я уверен в этом... (ЗЗ)Девчонка — сестра моего деда, баба Маша. (34)Мария Николаевна. (35)3наменитая особа. (Зб)Жертвенница. (37)Святая душа.

(38)Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39)А она после его смерти не пожелала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна. (40)Но как прожила!

(41)Она основала женскую гимназию. (42)А все пер­вые её выпускницы уехали в деревни, чтобы работать учителями. (43)Говорят, что они ей во всём подражали: они так же одевались, так же разговаривали, так же жи­ли. (44)Какие были люди! (45)Какие были особенные лю­ди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.

(47)Я её хорошо помню. (48)Она жила в твоей ком­натке...

(49)Николай Николаевич бегал по комнате.

—(50)Боже мой! — продолжал бушевать он. — (51)Как ты удивительно на неё похожа! (52)И как я не понимал этого?! (53)Это многое в тебе объясняет. (54)Жизнь будто совершила круг.

(По В. Железникову)

Железников Владимир Карпович — современный детский пи­сатель, кинодраматург. Его произведения переведены на многие языки мира. В основном пишет об отношениях между людьми, проблемах взросления, детстве, отрочестве. Самое известное его произведение — роман «Чучело» — рассказывает о становлении характера героини и её непростых отношениях с одноклассниками.

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содер­жания прочитанного текста. К каждому заданию А1 — А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один пра­вильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7 обведите кружком.

А1. В каких предложениях содержится информа­ция, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как Николай Николаевич относится к своим предкам и к памяти о них?»

1) — (2)Ты взгляни, взгляни, Елена!.. (З)Какая не­ожиданная удача... (4)Бабушка Колкина подарила нам картину. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!..

  1. — (2б)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же послед­няя работа прапрадеда.
  2. (38)Её жениха, который пошёл на войну, убили, когда было сражение под Плевной. (39)А она после его смерти не пожелала выходить замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна.
  3. (44)Какие были люди! (45)Какие были особенные люди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «работа» (предложение 28).
  1. деятельность
  2. исполнение
  3. произведение
  4. обработка
A3. Укажите фрагмент, в котором средством рече­вой выразительности является лексический повтор.
  1. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Кол­кина!.. (б)Честно говоря, редкостные люди нас окружа­ют, Елена!..
  2. (23)Ну, улыбнись, улыбнись!.. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
  3. (ЗЗ)Девчонка — сестра моего деда, баба Маша. (34)Мария Николаевна.
  4. (51)Как ты удивительно на неё похожа! (52)И как я не понимал этого?!
А4. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове РЕДКОСТНЫЕ (предложение 6) соглас­ный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове ОБЪЯСНЯЕТ (предложение 53) звуковбольше, чем букв.
  3. В слове ДЕВЧОНКА (предложение 33) под ударе­нием произносится гласный звук [ё].
  4. В слове ГЛАЗ (предложение 17) последний звук — [с].
А5. Укажите слово с проверяемой безударной глас­ной в корне.
  1. неожиданная 3) величественно
  2. выражением 4) догадался
А6. В каком слове правописание приставки опреде­ляется звонкостью следующего после неё согласного?
  1. вздрогнула 3) обрадовался
  2. сначала 4) пожелала
А7. В каком слове правописание суффикса опреде­ляется правилом: «В отымённых прилагательных, об­разованных при помощи суффиксов -они,-; -ённ-; -енн-, в суффиксах пишется НН»?
  1. именно 3) величественно
  2. письменному 4) неожиданная
Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте слова­ми или цифрами.

В1. Замените в тексте авторское слово «жертвенница» в предложении 36 синонимичным общеупотреби­тельным словосочетанием высокого стиля. Напишитеэто словосочетание.

В2. Замените словосочетание «для людской пользы» (предложение 46), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 53.

В4. Среди предложений 5—10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер это­го предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитан­ного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-тую(-ые) при обращении.

Чудная,(1) милая,(2) восхитительная бабушка Колкина!..

Честно говоря,(3) редкостные люди нас окружа-ют,(4) Елена!..

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитан­ного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчини­тельной связью.

  • Ну,(1) как она тебе?.. Правда,(2) хороша? — Девчонка вроде меня,(3) — ответила Ленка. Ни­колай Николаевич сначала не понял,(4) что она имела ввиду.
В8. Среди предложений 32—40 найдите сложнопод­чинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 39—48 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполни­те на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1, С2.2 или С2.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1, С2.2 или С2.3.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степано­ва: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают лю­ди, а грамматика — как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексичес­кие и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицис­тическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних слов текста: «Жизнь будто совершила круг...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитан­ного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почер­ком.

С2.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль запятых в письменной речи». В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции запятых в предложениях. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы для варианта 2

А1 4 А5 4
А2 3 А6 1
A3 2 А7 2
А4 3

tnu.podelise.ru


Смотрите также