Домовой - славянский дух-хранитель дома. Домовой мифы древних славян
Домовой - мифологическое существо - "Радогост"
Домовой – одно из важнейших мифологических существ в жизни древних славян. Домовой считался духом жилища, который был призван оберегать дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и тп. Также домовой следил за состоянием самих домочадцев, защищал их от болезней и злых духов.
Когда ночью в доме что-то гремело, наши предки полагали, что это домовой сражается с кикиморой или иным духом, негативно настроенным к людям. Хотя некоторые поверья утверждают, что домовой иногда не прочь пошутить, устраивая в доме настоящие полтергейсты. Однако при этом домовой никогда не наносил вреда людям и, строго говоря, без особой нужды себя не обозначал.
Происхождение домового определяется по-разному. Одни источники говорят, что домовым мог стать кто-то из умерших членов семьи. Другие легенды утверждают, что домовой – это не просто член семьи, но первопредок рода. А некоторые поверья упоминают о домовом, как о самостоятельном духе, не имеющем к человеческой конституции никакого отношения.
Домовой мог выть или издавать шорохи всякие неясные звуки, если чувствовал какую-либо внешнюю опасность или смерть члена семьи. В особенно исключительных обстоятельствах он мог даже показаться человеку на глаза, но всего на мгновение. Славяне подобные знаки всегда истолковывали как предупреждения.
Где жил домовой сказать сложно. В некоторых текстах говорится, что любимое место обитания домового – за печкой или на печи. Другие легенды утверждают, что домовой любит находиться поближе к животным, особенно к лошадям. Поэтому искать его нужно в конюшне или в хлеву. Однако недолюбливает домовой кошек, часто гоняет их по дому, но зла им не делает. Именно поэтому если кошка долго смотрела в одну точку, наши предки считали, что она видит домового. Быть может страж дома и не любил это животное именно за то, что оно могло ввиду особенностей своего мировосприятия свободно наблюдать за ним, когда для других существ он оставался невидим.
Вместе с невидимостью домовой обладал уникальной способностью находиться везде и сразу. Поэтому он считался идеальным хозяином, успевающим следить за всем хозяйством. Наши предки полагали, что домовой умеет перемещаться вне нашего пространства и вне нашего времени.
Между тем, домовой мог и не очень положительно относиться к семейству, которое проживало в конкретном доме. Домовой не любит ленивых хозяев. Также если в семье часто ругались, если было мало детей и люди не жили по заветам предков, домовой периодически напоминал о себе с негативной стороны. Он мог невзначай разбить что-нибудь из посуды, выпустить скот из хлева, стонать и кричать по ночам. Если люди не реагировали, домовой просто уходил из дома. Без домового дом быстро погибал: либо случался пожар, либо все семейство вымирало. Без домового, считали наши предки, у людей не было защиты от злых сил.
Поэтому люди были заинтересованы в том, чтобы сохранять с домовым хорошие отношения. К нему никогда не обращались «домовой», а называли «хозяин, набольший, дедушка». На кухне никогда нельзя было оставлять крошек на ночь или немытую посуду. Также необходимо было постоянно поддерживать чистоту. Если хозяин и хозяйка не ленились все это делать, то домовой охотно им во всем помогал. В некоторых легендах говорится о том, что вечером можно где-нибудь в углу, возле печки, оставить домовому стакан молока с хлебом, яйцо или яблоко. Это считается признаком уважения.
Когда люди переезжали на новое место, домового всегда звали с собой. Для этого совершали специальный хлебосольный обряд. Некоторые легенды утверждают, что первой в новый дом нужно пустить кошку, якобы на ней домовой въедет в помещение.
Считалось, что домовой жутко боится зеркал и любых отражающих поверхностей, а также козлов. Однако с чем именно это связано ни одна из существующих легенд не объясняет.
Внешне домовой в принципе мог выглядеть как угодно, тем более, что людям на глаза он практически не появлялся. Иногда он мог показаться обыкновенной букой или багой. А мог с легкостью обернуться той же кошкой. В некоторых легендах говорится, что домовой выглядит как небольшого роста старичок добродушного вида. Другие поверья утверждают, что домовой всегда внешне похож на главу семейства.
Между тем у домового была и собственная семья. У него была жена – домовиха (или домовушка), а также дети – домовята. Домовенок представлялся нашим предкам маленьким, черненьким существом наподобие той же буки. Домовенка иногда можно было увидеть, так как он в отличие от отца и матери еще плохо владел невидимостью и внепространственными перемещениями. Домових, судя по легендам, не видел никто. Однако на их существование славянские легенды указывают вполне однозначно.
Смотрите так же:
radogost.ru
Домовые духи, Мифы древних Славян
В старых домах живет множество разных духов. Одни — это души прежних хозяев, другие — просто при— блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне — огуменник, в сарае — сарайник, в бане — банник, в курятне — куричий божок, в клети — клетник, в закуте — закутник, за печкой — кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, рядом со снедью живет жировик-лизун, а в доме — сам хозяин всех домовых духов — домовой.
Домовой — дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. По ночам будут шуметь и колобродить шишиги и шиликуны, а коргоруши, обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги, жировик-лизун съест в избе все продукты.
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии — духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам.
Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, — кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу... на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей» считает их за особую отдельную добрую порадуй. (С.В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»).
wisdomlib.ru
Домовой | Нечисть славянской мифологии
Назад к разделу
Домовой
Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
Домовые — единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть назвав его «представителем нечистой силы». Существует поверье, согласно которому, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали… Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее — ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких «духах», которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. Это означает, что домовые не боятся икон, но они им «в тягость», ибо постоянно напоминают о наказании — жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие. Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый — «приглашали». Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его, любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы.
Нрав
От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверьми и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.
Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».
Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».
При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку пугу с железным наконечником (кнут) или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом:
«Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай своё место, знай своё место.»
Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи: кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой.
Чаще всего домовой дает информацию самому пожилому человеку в семье. Это могут быть сны, пророчества, знамения, намеки, стуки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением. Могут видеть домового домашние животные и маленькие дети: барабашка, например, иногда даже играет с ребенком и отвечает на его вопросы.
Назад к разделу
world-of-legends.su
Забытые боги древних славян. Домовой — Альтернативный взгляд Salik.biz
Домовой — в славянской мифологии добрый домашний дух, который живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные. Домовой — дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем «чурила» или «щур». В случае какой либо беды в старину говорили :» Чур, меня защити» обращаясь в том числе и к домовому.
Домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, — кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куриного бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!» Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
Домовой обычно устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню — в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые «строительные жертвы». Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже — иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
В славянской мифологической традиции считалось что домовые подчиняются Богу Яриле и его отцу — Велесу.
Представлялся он так же часто в виде человека, на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью, и т. п. Тесно связан с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Домовым, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового — ср. данные о связи Велеса (Волоса) с поверьями о волосах. Различались два вида Домовых — доможил (ср. упоминание беса-хороможителя в средневековом «Слове св. Василия»), живший в доме, обычно в углу за печью, куда надо было бросать мусор, чтобы «Домовой не перевёлся» (назывался также доброжилом, доброхотом, кормильцем, соседушкой), и дворовый, часто мучивший животных (Домовой вообще нередко сближался с нечистой силой). По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или лягушку. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Жертвы Домовым (немного еды и т. п.) приносили в хлев, где он мог жить. По аналогии с именами женского духа дома (маруха, кикимора) предполагается, что древнейшим названием Домового могло быть Мара. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов.
Домовой-доможил
Выделился из осиротелой семьи старший брат и задумал себе избу строить. Выбрал он под стройку обжитое место. Лес рубил «избяной помочью»; сто бревен — сто помочан, чтобы вырубить и вывезти каждому по бревну. Десятком топоров успели повалить лес поздней осенью, когда дерево не в соку, и вывезли бревна по первопутку: и работа была легче, и лошади меньше наломались. Плотники взялись «сруби гь и поставил. избу», а если сладится хозяин с деньгами в этот же раз, то и «нарядить» ее, т.е. сделать все внутреннее убранство, доступное топору и скобелю. Плотники подобрались ребяча надежные, из ближнего соседства, испокон веку занимаются этим ремеслом и успели прославишься на дальние окольности. Помолились на восход солнца, выпили «заручную» и начали тяпачь с ранней зари до самой поздней.
Когда положили два нижних бревна — два первых венца так, что где лежало бревно комлем, там навалили друже вершиной, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Под передним, святым углом, по желанию хозяев, закапывали монету на богатство, и плотники сами от себя — кусочек ладана для святости. Пусть-де не думают про них, с бабьих бредней, худого и не болтают, что они знаются с нечистой силой и могут устроить так, что дом для жилья сделается неудобным.
Переход в новую избу или «влазины», новоселье — в особенности жуткая пора и опасное дело. На новом месте словно бы надо переродиться, чтобы начать новую тяжелую жизнь в потемках и ощупью. Жгучая боль лежит на сердце, которое не чует (а знать хочет), чего ждать впереди: хотелось бы хорошего, когда вокруг больше худое. Прежде всего напрашивается неотразимое желание погадать на счастье. Для этого вперед себя в новую избу пускают петуха и кошку. Если суждено случится беде, то пусть она над ними и стрясется. За ними уже можно смело входить с иконой и хлебом-солью, всего лучше в полнолуние и обязательно ночью. Ночью же в новый дом и скотину перегоняют. Счастливыми днями для новоселья считаются двунадесятые праздники, и между ними в особенности Введение во храм Богоматери.
Искушенные житейским опытом, хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезают один край от каравая хлеба и кладут его под печку. Это – тому незримому хозяину, который вообще зовется «домовым-доможилом». В таких же местах, где домовому совершенно верят и лишь иногда, грешным делом, позволяют себе сомневаться, соблюдается очень древний обычай, о котором в других местах давно уже и забыли.
Кое-где (например, по Новгородской губернии, около Боровичей) хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видал) старается три раза обежать новую избу нагишом, с приговором: «Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не заглядывал». А чтобы был этот «замок» крепок, баба в воротах перекидывается кубарем также до трех раз и тоже с заученным приговорным пожеланием, главный смысл которого выражает одну заветную мысль, чтобы «род и плод в новом доме увеличивались».
О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, так примирилась с ними, что не согласна признавать домовых за чертей и считает их за особую отдельную добрую породу.
Никто не позволяет себе выругаться их именем. Всегда и все отзываются о них с явным добродушием и даже с нежностью. Это вполне определенно выражается во всех рассказах и согласно подтверждается всеми сведениями, полученными от сотрудников в ответ на программные вопросы по «Демонологии» из разных концов Великороссии.
Каждая жилая деревенская изба непременно имеет одного такого невидимого жильца, который и является сторожем не только самого строения, но главным образом всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.
Живет-слывет он обычно не под своим прирожденным именем «домового», которое не всякий решится произносить вслух (отчасти из уважения к нему, отчасти из скрытой боязни оскорбить его таким прозвищем) А величают его, за очевидные и доказанные услуги, именем «хозяина» и за древность лет его жизни на Руси — «дедушкой» (* Рассказывая о домовом, чаще всего называют его просто — «Он» или «Сам», но еще чаще «Доброжилом» и «Доброхотом», а вологодской губернии даже «Кормильцем» По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется «Суседком» и «Батанушком» (батаном -не то в смысле бати-отца, не то братана, т.е. родного брата) В семьях Олонецкого края величаю даже почетным именем «другая половина» Во всяком случае, он «доможил» и за обычаи жилья в тепле и холе — «жировик», за некоторые житейские привычки — «лизун» За то, что он всетаки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежичь» (ни дух, ни человек), домовой, в обход настоящего прямого звания его, еще считается «постеном» (а также «по-стеи» — от степи или тени), как призрачное существо, привидение. Называют его еще иногда «корноухим» за то, что будто бы у него в отличие oт настоящих людей не хватает одного уха В видах особою исключения называют его еще «некошным» (некошной) в тех только случаях когда он не ладит с хозяевами избы, хотя это прозвище 6олее прилично (и чаще применительно) ко всяким другим чертям, например к водяным и летунам, а к домовому духу не прилаживается и, собственно, не подходит))
Поскольку все это разнообразие имен и прозвищ свидетельствует о живучести домашнею духа и близости его к людским интересам, постольку он сам и неуловим, и неуязвим. Редкий может похвастаться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, тот либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться. Видеть ломового нельзя, это не в силах человека (в чем совершенно согласно большинство людей сведущих, искусившихся долгим опытом жизни) И если кто говорит, что видал его в виде вороха сена, в образе какою-либо из домашних животных, тот явно увлекается и строит свои догадки только на том предположении, что домовой, как всякий невидимый дух с нечеловеческими свойствами, наделен способностью превращался, принимая на себя разновидные личины и даже будто бы всего охотнее — образ самого хозяина дома. Тем, кго пожелал бы его видеть, предлагают нелегкие задачи. Надо надеть на себя, непременно в Пасхальную ночь, лошадиный хомут, покрыться бороной зубьями на себя и сидеть между лошадьми, которых он особенно любит, целую ночь. Говорят даже, что если домовой увидит человека, который за ним таким образом подсматривает, то устраивает так, что лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить любознательного. Верно и вполне доказано только одно, что можно слышать голос домового (и в этом согласны все поголовно), слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда и отрывисто-краткий и глухой голос в виде мимоходных ответов, когда умелые и догадливые хозяева успевают окликнуть и сумеют спросить ею при подходящих случаях. Впрочем, все, кто поумнее и поопасливее, не пытаются ни видеть этих духов, ни говорить с ними, потому что, если эго и удается, добра не будет. Можно даже опасно захворать. Впрочем, домовой по доброму своему расположению( к главе семьи — преимущественно и к прочим членам — в исключение), имеет заветную привычку наваливаться во сне на грудь и давить. Кто, проснувшись, поспешит спросить его «К худу или добру?» — он ответит человеческим голосом, словно ветер листьями прошелестит. Только таким избранным и особенно излюбленным удалось узнать, что он мохнатый, оброс мягкой шерстью, что покрыты даже ладони рук его, совершенно таких же, как у человека, что у него, наконец, имеются, сверхположения, рога и хвост. Часто также он гладит сонных своею мягкой лапой, и тогда не требуется никаких вопросов — довольно ясно, что это к добру. Зла людям он не делает, а, напротив, старается даже предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности.
Если он временами стучит по ночам в под избой, или возится печью, или громыхает в поставцах посудой, то это делает он просто от скуки и по свойству своего веселого нрава, забавляется. Давно и всем известно, что домовой — вообще большой проказник, своеобразный шутник и где обживется, там беззаботно и беспричинно резвится. Он и сонных щекочет, и косматой грудью на молодых наваливается также от безделья, ради шутки. Подурит и пропадет с такой быстротой, что нет никакой возможности заметить, каков он видом (что, однако, удалось узнать про лешего, водяного и прочих духов — подлинных чертей). В Смоленской губернии (Дорогобужском уезде) видали домового в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губернии он одет в свитку желтого сукна и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. Из-под Пензы пишут, что это старичок маленький, «словно обрубок или кряж», но с большой седой бородой и неповоротливый. Всякий может увидеть его темной ночью до вторых петухов. В тех же местах, под Пензой, он иногда принимает вид черной кошки или мешка с хлебом.
Поселяясь на постоянное житье в жилой и теплой избе, домовой так в ней приживается на правах хозяина, что вполне заслуживает присвоенное ему в некоторых местностях название доможил. Если он замечает покушение на излюбленное им жилище со стороны соседнего домового, если, например, он уличит его в краже у лошадей овса или сена, то всегда вступает в драку и ведет ее с таким ожесточением, какое свойственно только могучей нежити, а не слабой людской силе. Но одни лишь чуткие люди могут слышать этот шум в хлевах и конюшнях и отличать возню ломовых от лошадиного топота и шараханья шальных овен.
Каждый домовой привыкает к своей избе в такой сильной степени, что его трудно, почти невозможно выселить или выжить. Недостаточно для того всем известных молитв и обычных приемов. Надо владеть особыми притягательными добрыми свойствами души, чтобы он внял мольбам и не признал бы ласкательные причеты за лицемерный подвох, а предлагаемые подарки, указанные обычаем и советом знахаря, — за шутливую выходку. Если при переходе из старой рассыпавшейся избы во вновь отстроенную не сумеют переманить старого домового, то он не задумается остаться жить на старом пепелище среди трухи развалин в холодной избе, несмотря на ведомую любовь его к теплому жилью.
Он будет жить в тоске и на холоде и в полном одиночестве, даже без соседства мышей и тараканов, которые вместе с другими жильцами успевают перебраться незваными. Оставшийся, из упрямства, по личным соображениям, или оставленный по забывчивости недогадливых хозяев, доможил предпочитает страдать, томясь и скучая, как делал это, между прочим, тот домовой, которого забыли пригласить с собой переселенцы в Сибирь. Он долго плакал и стонал в пустой избе и не мог утешиться. Такой же случай был и в Орловской губернии. Здесь, после пожара целой деревни, ломовые так затосковали, что целые ночи были слышны их плач и стоны. Чтобы как-нибудь утешить их, крестьяне вынуждены были сколотить на скорую руку временные шалашики, разбросать подле них ломти посоленного хлеба и затем пригласить домовых на временное жительство:
— Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего.
В Чембарском уезде Пензенской губернии домовых зазывают в мешок и в нем переносят на новое пепелище, а в Любимском уезде (Ярославская губерния) заманивают горшком каши, которую ставят на загнетке.
При выборе в избе определенного места для жилья домовой не разборчив: живет и за печкой, и под шестком, поселяется под порогом входных дверей, и в подъизбице, и на подволоке, хотя замечают в нем наибольшую охоту проводить время в голубцах (дощатых помещениях около печи со спуском в подполье) и в чуланах. Жена домового «доманя» (в некоторых местах, например, во Владимирской губернии, домовых наделяют семействами) любит жить в подполе, причем крестьяне при переходе в новую избу зовут на новоселье и ее, приговаривая: «Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу — как умею награжу».
Когда «соседко» поселяется на вольном воздухе, например, на дворе, то и зовется уже «дворовым», хотя едва ли представляет собою отдельного духа: это тот же «хозяин», взявший в свои руки наблюдение за всем семейным добром. Его также не смешивают с живущими в банях баенными и банными (если он бывает женского пола, то называют «волосатихой»), с поселившимися на гумнах овинными и т.п. (см. соответственные статьи). Это все больше недоброхоты, злые духи: на беду людей завелись они, и было бы большим счастьем, когда бы они все исчезли с лица земли, но как обойтись без домового? Кто предупредит о грядущей напасти, кто скажет, какой масти надо покупать лошадей, какой шерсти выбирать коров, чтобы водились они подолгу? Если говорят, что скотина «не ко двору», то это значит, что ее невзлюбил своеобразный капризник «дворовый хозяин». Кто умеет слушать и чутко слышит, тому домовой сам своим голосом скажет, какую надо покупать скотину. Разъезжая на нелюбимой лошадке, домовой может превратить ее из сытого круглыша в такую клячу, что шкура будет висеть, как на палке. В Меленках (Владимирская губерния) один домохозяин спрятался в яслях и усидел, как домовой соскочил с сушила, подошел к лошади и давай плевать ей в морду, а левой лапой у ней корм выгребать. Хозяин испугался, а домовой ворчи г про себя, но так, что очень слышно:
— Купил бы кобылку пегоньку, задок беленькой!
Послушались его и купили. И опять из-под яслей хозяин видел, как с сушила соскочил домовой в лохматой шапке, в желтой свитке, обошел кругом лошади, осмотрел ее, да и заговорил:
— Вот это лошадь! Эту стоит кормить, а то купил какую-то клячу.
И домовой стал ее гладить, заплел на гриве косу и начал под самую морду подгребать ей овес.
В одной деревне Череповецкою уезда (Новгородская губерния) домовой, навалившись ночью на мужика и надавливая ему грудь и живот, прямо спросил (и таково сердито!):
— Где Серко? Приведи его назад домой.
Надо было на другое же утро ехать в ту деревню, куда продал хозяин лошадь, и размениваться. А там тому рады: и у них, когда вводили лошадь на двор, она фыркала и артачилась, а на другое утро нашли ее всю в мыле.
Один хозяин в упор спросил домового, какой шерсти покупать лошадь, и домовой ему повелительно ответил: «Хоть старую, да чалую» и т.п.
Бывают лошади «двужильные» (переход от шеи к холке раздвоенный), в работу не годные: они служат только на домового. Кто об этом дознается, тот спешит продать такую лошадь за бесценок, потому что если она околеет на дворе, то сколько лошадей ни покупай потом — все они передохнут (счетом до двенадцати), и нельзя будет больше держать эту скотину. Вот только в этом единственном случае всякий домовой; как он ни добр нравом, бывает неуступчив, и чтобы предотвратить его гнев, пробуют околелую лошадь вытаскивать не в ворота, а в отверстие, нарочно проломанное в стене хлева, хотя и это не всегда помогает.
Зная про подобные напасти и не забывая проказ и капризов домового, люди выработали но всей великой Руси общие для всех обычаи при покупке и продаже лошадей и скота, а также и при уходе за ними. Когда купят корову или лошадь, то повод от узды или конец веревочки передают из полы в полу и говорят пожелания «легкой руки». Покупатель снимает с головы шапку и проводит ею от головы и шеи, вдоль спины и брюха «новокупки». А когда «новокупку» ведут домой, то из-под ног по дороге поднимают щепочку или палочку и ею погоняют. Когда же приведут корову во двор, погонялку эту забрасывают:
— Как щепочке не бывать на старом месте, как палочке о том же не тужить и не тосковать, так бы и купленная животина не вспоминала старых хозяев и не сохла по ним. Затем «новокупку» прикармливают кусочком хлеба, а к домовому прямо обращаются и открыто, при свидетелях, кланяются в хлевах во все четыре угла и просят: поить, кормил), ласкать и холить и эту новую, как бывалых прежних.
С домашнего скота добрый домовой переносит свои заботы и на людей. Охотнее всего он старается предупреждать о несчастьях, чтобы умелые хозяева успевали приготовишься к встрече и отвратить от себя напасть заблаговременно. Люди догадливые в таких случаях без слов разумеют те знаки, какие он подаст, когда ему вздумается. Так, например, если слышится плач домового, иногда в самой избе, то быть в доме покойнику. Если у трубы на крыше заиграет в заслонку – будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды; обмочит домовой ночью — заболеет тот человек; подергает за волосы — остерегайся, жена: не ввязывайся в спор с мужем, не грызись с ним, отмалчивайся, а то верно прибьет и очень больно. Загремит домовой в поставке посудой — осторожнее обращайся с огнем и зорко поглядывай, не зарони искры, не вспыхнула бы непотушенная головешка, не сделался бы большой пожар и т.д. Плачет и охает домовой — к горю, а к радостям скачет, песни играет, смеется; иногда, подыгрывая на гребешке, предупреждает о свадьбе в семье, и т.п.
Все хорошо знают, что домовой любит те семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свой двор. Если из таких кто-нибудь забудет, например, замесить коровам корм, задать лошадям сена, то домовой сам за него позаботится. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство и старается во всем вредить: заезживает лошадей, мучает и бьет скотину; забивает ее в угол яслей, кладет ее вверх ногами в колоду, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи и полатей на пол хозяина, хозяйку и детей их, и т.д. Впрочем, помириться с рассерженным домовым нетрудно – для этого стоит только положить ему под ясли нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или вообще сделать какой-нибудь подарок, вроде разноцветных лоскутьев, старинной копейки с изображением Егория на коне, или просто горбушки хлеба, отрезанной от непочатого каравая. Однако иногда бывает и так, что, любя хороших хозяев, он между тем мучает скотину, а кого любит — на того наваливался во сне и наяву, не разбирая ни дня, ни ночи, но предпочитая, однако, сумерки. Захочет ли домовой объявится с печальным или радостным известием, или пошутить и попроказить — он предпочитает во всех таких случаях принимать на себя вид самих хозяев. Только (как успевали замечать некоторые) не умеет он при этом прятать своих лошадиных ушей. В таком образе домовой не прочь и пособить рабочим, и угостить иного даже курительным табаком, и помешать конокрадам, вырядившись для этого в хозяйское платье и расхаживая по двору целую ночь с вилами в руках, и т. п. Под г. Орлом рассказывают, что однажды домовые так раздобрились для своих любимых хозяев, что помогали им в полевых работах, а одного неудачливого хозяина спасли тем, что наладили его на торговлю и дали возможность расторговаться с таким успехом, что все дивились и завидовали. Заботы и любовь свою к семьям иной «доможил» простирает до такой степени, что мешает тайным грехам супругов и, куда не поспеет вовремя, наказывает виноватого тем, что наваливается на него и каждую ночь душит. При этом, так как всей нечистой силе воспрещено самим Богом прикасается к душе человеческой, ю, имея власть над одним телом, домовые не упускают случая пускать в ход и шлепки до боли и щипки до синяков. Не успеет виновная, улегшись спать, хорошенько забыться, как почувствует в ногах тяжесть, и пойдет эта тяжесть подниматься к горлу, а там и начнет мять так сильно, что затрещат кости и станет захватывать дыхание. В таких случаях есть только одно спасение — молитва, да и то надо изловчиться, суметь собраться с духом и успеть проговорить вслух ту самую, которую не любят все нечистые: «Да воскреснет Бог»*(* Во многих глухих местах Костромской губернии, и в Калужской, сохранились обычаи вешать над стойлами конюшен и насестами в курятниках «куриных и лошадиных богов» Для коней таковым «богом» служил особенный камень с дыркой, или горлышко от кувшина. )
salik.biz
Домовой - славянский дух-хранитель дома
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Домовой — дух дома, он хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.
Представлялся в виде человека, часто очень похожим на хозяина дома, или в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью.
Он ответственен за благополучие дома, особенно скота (в более древнее время функцию защиты скота выполнял дворовой).
Главное же дело его — досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет,
чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его про мах;
ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них —
словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив.
Если ему жилье по душе, то он во всем служит этой семье.
Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей.
Кого домовой всерьез не любит, это пьяниц и простоволосых женщин.
Чтобы с ним помириться, нужно положить под печь нюхательного табака или разноцветный лоскут, горбушку хлеба.
При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового
переехать вместе с хозяевами, в противном случае хозяевам грозили беды.
Одним из самых популярных духов или существ, который был известен предкам-язычникам и хорошо известен в наше время всем,
даже тем, кто не признаёт язычество или даже считает себя атеистом, является домовой.
Поверье в существование домашнего духа, который помогает или проказничает в доме,
по какой-то причине не затёрлась под давлением христианства, которая называет домовых или духов-хороможителей, бесами и чертями.
До сих пор представления о них живы и сохранились так точно, что многие знают - как подкармливать домового,
как от него защититься, как умилостивить домового и другие интересные вещи.
Домовой издавна считается духом[-помощником] Велеса (Велесич).
Так как Бог Велес покровительствует людям, их благополучию и благосостоянию,
то домовые в этом ему помогают и всячески способствуют ладу в семье, здоровью людей и домашних животных.
Домовой, домовик, дедушка, запечник, доможил, суседко, дух-хранитель дома
и многие другие имена и названия присущи домашнему божеству, покровителю жилища, хозяину дома, главному помощнику людей.
С недавнего времени за домовым закрепилось и ещё одно название, которое известно, как - Барабашка.
Наверное, не нужно расшифровывать слово "Домовой".
И без лишних объяснений понятно, что термин произошёл от слова "дом".
Также понятен и эпитет "Суседушко".
Дедушкой домового называют потому, что, по поверьям и свидетельствам людей, которые смогли его увидеть, домовой выглядит как дедушка небольшого роста с бородой.
Славяне верят, что домовые рождаются старыми, а умирают младенцами.
Истоки этого представления сложно трактовать, но возможно это происходит из древнейших поверий в то,
что домовые духи - это души умерших предков, которые доживая в качестве домового до младенческого возраста, могут заново родиться человеком.
Кроме того, домового называют и другими именами.
Лизун - из-за того, что домовой может зализывать волосы у детей и домашней скотины.
Гнетко (гнетка, гнетеница) - это имя дано домовому по той причине, что тот якобы может наваливаться на человека,
пока тот спит и душить его - в такие моменты человеку очень трудно дышать, а сквозь сон он может даже почувствовать (или ему может это показаться), что сверху на нём кто-то сидит.
Запечник - очень распространенное название домового.
Запечником домового духа зовут потому, что по поверьям славян, домовые обитают за печкой.
Когда домовой злиться или хочет предупредить о чём-то, то может шуметь за печью, стучать, издавать различные звуки и даже выть.
По этой же причине часто домового зовут Голбешник - по названию перегородки, которая находится за печью - голбец.
Из некоторых славянских представлений, в которых домовой дух живёт в подполе, иногда его называют подпольником.
Ещё одно название домового, которое не очень известно - Пастень или Стень - тень на стене, привидение.
Домовые существуют в каждом жилище, даже, несмотря на то, что в современном мире существует много миллионов домов и квартир.
Обычно домовые никак себя не проявляют, следят за порядком, могут уберечь от разных неприятностей.
Однако здесь не нужно рассчитывать на необыкновенную магию домового и считать, что он может выключить забытый вами газ или утюг и предотвратить пожар.
В случае, если домовой почувствует угрозу, он попытается привлечь внимание различными способами, например необычными шумами и другими вещами.
Однако современные люди настолько безразличны к этому, что забыли - что значит прислушиваться к подсказкам из иного мира.
Иногда домовой озорует или балует.
Это может происходить по многим причинам.
Домовой может просто шутить вследствие своей игривой натуры.
Домовой может предупреждать о чём-то и указывать на имеющиеся проблемы, которые ему не нравятся и могут навредить людям и дому.
Домовой может злиться на то, что люди-хозяева неправильно ведут себя в доме, относятся к хозяйству плохо.
В последнем случае домовой может даже выжить людей из своего дома за их отношение.
Считается, например, что домовой не любит ленивых.
Беспокойство Домовых может проявляться по-разному.
Например, могут пропадать вещи, а потом возникать на том же месте или в совершенно немыслимых местах.
Люди могут слышать различные звуки - скрип, хлопанье дверей, звук бьющейся посуды, стук, беспорядок и так далее.
Больше того, домовой может специально показаться людям.
Люди могут увидеть своего призрачного соседа как некий человекообразный или движущийся образ боковым зрением.
Считается, что домовых могут видеть домашние животные и дети, с которыми тот дружит, играет и общается.
В старину считалось, что особым вниманием у домовых пользуются лошади.
Понравившуюся лошадь домовой холит и лелеет, заплетает ей гриву и хвост.
Если же лошадь пришлась ему не по нраву, то он будет её мучить и всячески выживать.
По этому же поверью, в старину люди подбирали лошадь по своему домовому, а именно - по окрасу его волос.
Считалось, что домовой принимает лошадь, у которой цвет шерсти схож с цветом его волос.
Если люди видели, что лошадь часто по утрам измучена и плохо себя чувствует, то принималось решение сменить лошадь на животное другого окраса.
В большинстве своём люди уже знали, какого цвета лошади нравятся домовому, так как он жил в доме из поколения в поколение и о нём рассказывали своим потомкам отцы и деды.
Так же домовой имеет воздействие и на людей.
Так как дух-хранитель часто бодрствует ночью, то на утро люди могут увидеть, что их волосы и бороды заплетены - это означает, что домовой расположен доброжелательно.
Если же появляются непонятые синяки на теле, тем более если эти синяки болят, то значит - домовой чем-то расстроен, может быть даже разгневан и пытается таким образом показать свою досаду на хозяев.
Во всяком случае, к домашнему духу всегда относились и относятся с большим уважением.
Его нельзя оскорблять вслух и даже считалось, что не стоит произносить само слово "домовой" напрасно.
Поэтому ему придумали и другие имена - дедушка, суседушка, хозяин.
Если хозяева дома переезжают на другое место жительства, то обязательно нужно забрать домового вместе с собой.
Для этого с хлебом-солью просят домового выйти из старого жилища и прийти в новое.
Иногда лопатой берут уголь из старой печи и переносят в новую печь (если переезд осуществляется из деревянного в деревянный дом).
Считается, что вместе с этими угольями в лопате переносится и хранитель домашнего очага.
При этом домовой переходит в новое жилище вместе со всей своей семьёй.
Если дом только что построен и здесь не было жильцов, тогда проблем не возникнет,
а вот если новое жилище уже было кем-то раньше обжито, то старый и новый домовые могут соперничать и даже драться,
что может выражаться в постоянном шуме, как будто где то рядом сцепились два невидимых существа.
Если домовой проказит и уже нет никаких сил терпеть то, что происходит в доме, тогда его можно усмирить.
Старинный метод говорит о том, что для усмирения необходимо закопать под порогом череп или голову козла.
Считается, что домовые очень не любят и даже боятся коз и козлов.
Но лучше, чтобы сам хозяин взялся за усмирение духа-соседа.
Для этого нужно взять кнут и, обходя дом, стегать все углы, мебель, вещи, стены, пол и пр., приговаривая громким и самоуверенным голосом,
чтобы домовой знал своё место, что он должен не проказить, а беречь хозяйство и помогать людям, а не вредить им.
После этого домовой должен стать смирным.
Здесь стоит сказать, что кнут выступает в роли символа Перуна, символа молнии и грома - мощным средством против любого проявления извне.
В современном мире, когда традиционная русская печь исчезла даже из многих деревянных домов, а в квартирах и деревянных домах
современной планировки ей и вовсе не находится места, место жительства домового в жилище перемещается в кладовые с запасами.
Также считается, что домовой может обитать на кухне.
Днём домового считается 28 января (День Домового, Велесичи, Кудесы, Бубны).
В этот день сохранилась славянская традиция чествовать домового.
В домах, где стоит печь, обычно кладут хлеб за печку.
Также в этот день кроме блюд, которые ставятся всем обитателям дома, ставят и ещё одно блюдо для домового.
После того, как все поужинали, посуду убирают, но блюдо с яствами домового оставляют до утра.
В качестве ритуальных блюд чаще всего выбираются - кутья, блины, кисель и другие.
Для ритуала кормления домового стоит оставить в кутье или другом блюде ложку, чтобы домовому было чем отужинать предлагаемые яства.
Ночью домовой приходит и ужинает.
Этот ритуал практически не отличим от других ритуалов в честь предков, которым оставляли ужин на ночь.
Поэтому считается, что домовой не просто существо из иного мира, а один из душ предков,
который остался в доме, чтобы следить за благополучием своих потомков.
Воструха - запечный охранитель дома
Воструха — в древние времена исполнял обязанности, сходные с домовым.
Живет рядом с человеком, в его жилище, чаще за печкой.
Его главная задача — оберегать всё, что есть в доме.
Ничего не упускает он из виду, не дает пропасть ничему.
Особую роль он играет по отношению к молодым девушкам, честь которых он также старается оберегать, поскольку это тоже богатство дома.
Полазник - весёлый домовой
Полазник — так в древности называли домашнего духа, который украдкой нашептывал домочадцам разные веселые пророчества.
Полазник всегда добр, поэтому гадания в его честь веселые и забавные. Он приносил счастье в новом году.
В него верят все славяне: и в Сербии, и в Белоруссии, и в Чехии, и в Болгарии.
В некоторых странах Полазником называют первого человека, посетившего дом в новом году.
Если Полазник известен как удачливый человек, год будет счастливым.
Если Полазник мужчина, родятся дети и животные мужского пола, женщина — женского.
Это благодушный, добросклонный божок, который произносит заклинания о размножении скота и здоровье людей.
Нички [озорные домовихи]
Мифические существа женского рода, которые творят в избах различные беспорядки.
Шалуньи, которые в ночное время, особенно по пятницам, стучат и шалят в избах;
бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели.
Жена домового - злая кикимора (шишимора)
Кикимора — злой дух дома, маленькая женщина-невидимка. Иногда ее считали женой домового.
Она является дочерью Огненного змея, поэтому проклятие родится вместе с ней
и сопровождает ее постоянно в дальнейшем и ложится на всё, к чему она имеет отношение.
Внешность ее и смешная, и страшная: тощая телом, маленькая ростом.
Несмотря на свое убожество, видит она далеко, бегает по земле быстро.
Выходит она из-за печи по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей.
Берет бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле самой печи.
Перепутает нитки, скомкает куделю, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать коклюшками, пугая малых детей.
Если кого невзлюбит — всех из избы выгонит своими причудами.
Если привидится кикимора в переднем углу с прялкой, то быть в доме покойнику.
Изгнать ее из дома можно только специальными заговорами в определенный день — на Герасима-грачевника.
Дворовой - домовой по двору
Дворовой — исполняет те же функции, что и домовой, только не в доме, а в хозяйственном дворе.
Большую часть своего внимания он уделяет не человеку, а скотине.
Он бывает рассержен, тогда дружит только с собакой и козлом, а тех животных, которых невзлюбил, мучает беспощадно:
эта скотина спадает с тела, не ест, грива у неё спутана, хвост в репьях, общипан.
Лучше с дворовым дружить, а этой дружбы добиться нетрудно, если ему кое в чем потакать: не держать, например,
белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит только вороных и серых).
Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор особым способом.
Не придется дворовому по нраву новый конь — загоняет до смерти ночью, приглянется —
гриву ему в косички заплетет, будет хо лить, чистить, корму сам подбросит.
Чтобы уберечь от дворового новорожденных телят и овец, хозяйки спешат унести их в избу и провести обряды,
после которых новорожденная скотина становится «своей», и дворовой начинает о ней заботится.
Хозяину, который сумеет угодить дворовому, приходит удача за удачею.
Дворовой и лешему не даст потешиться в хозяйском саду, и ведьме не позволит задаивать хозяйских коров —
он устраняет всякий убыток и противодействует замыслам нечистой силы. Нужно только уметь с ним дружить.
Ублажают дворового на Михайлов день, поздней осенью, а если его не приветить, он уйдет со двора
и нелегкая принесет черта вместо защитника-дворового.
Баган - дворовой по скоту
Баган [от "боган"?] — покровитель домашнего рогатого скота, который считался некоторой разновидностью дворового и исполнял часть его обязанностей.
Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод.
Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными.
В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном.
Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.
Вазила - дворовой по лошадям
Вазила [от "возила"?] — одно из явлений дворового, он является охранителем лошадей.
Выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами.
Вазила живет на конюшне, всячески заботится о лошадях, оберегает их от болезней,
а когда они на выпасе, в табуне, — от хищного зверя.
Домашние и лесные цмоки
Цмок - дух, охраняющий дом, жилище и хозяйство человека.
Это род домового, однако цмок живет не в доме, а прилетает к своему хозяину
под видом кур, крылатых ящериц или змеек и открывающих клады.
Он носит своему хозяину деньги [как коргоруши], делает его нивы плодородными, а коров — дойными.
За такие заботы цмока-домовика хозяин, со своей стороны, обязан ставить ему на кровле дома или на гумне сковороду яичницы.
В противном случае цмок разгневается и сожжет весь дом.
Бывают лесные цмоки, которые не столь благосклонны к человеку.
Он более капризен, бессердечен. Он может ни с того, ни с сего напасть на скот и уморить его,
в лучшем случае, выдоить молоко и съесть молодняк, навредить посевам.
Лесных цмоков надо стараться ублажать.
Игоша
Так называли младенчика, который погиб еще в утробе матери и родился мертвым.
Это был плохой знак для всей семьи, но этого младенца можно было приучить быть защитником.
Его нужно было почитать наравне с домовым: класть ему за столом ложку и ломоть хлеба, бросить в окно для него рукавицы и шапку.
Если этого не сделать, игоша начнет всячески досаждать домочадцам.
Коргоруши
Коргоруши — помощники домового; видом похожи на кошек.
Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину [домовому?] припасы и деньги из других домов.
В восточнославянской мифологии домовой — дух дома. Славяне представляли его в облике человека, чаще всего старика с лицом, покрытым белой шерстью. В сказках и преданиях домовой — символ благополучия дома или, наоборот, его беды; кроме того, от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением культа этого бога были перенесены на домового. При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды.
Различали два вида домовых: доможил и дворовый. Считалось, что доможил живет в доме, обычно в углу за печью, куда надо бросать мусор, чтобы «домовой не перевелся» (его называли также доброхотом, кормильцем, соседушкой). О дворовом рассказывали: стоит ему невзлюбить кого-то из животных, как он начинает их мучить. Это он устраивает падеж скота, путает лошадям гривы, обрезает и общипывает хвосты. Хозяин дома всячески старается ублажить его и приносит ему нечто вроде жертв.
Вот как одаряли домового в Орловской губернии: брали разноцветные лоскутки, овечью шерсть, мишуру, блестки, горбушку хлеба, отрезанного от целого каравая, несли все это в хлев и читали молитву: «Царь дворовой, хозяин домовой, соседушко-доброхотушко, я тебя дарю, благодарю: скотину прими, попои, накорми!»
Считалось, что домовой-дворовой не любит белых кошек, белых собак и сивых лошадей, соловых и буланых тоже обижает, а холит и гладит только вороных и серых, поэтому старались «предупреждать» его желания, угождать его вкусам. Если же случалось так, что нельзя было отказаться от нелюбимой домовым масти, то лошадей, пригоняя с базара, вводили во двор не иначе, как через разостланную овчиную шубу шерстью вверх. С особым вниманием хозяйки ухаживали за новорожденными животными, зная, что дворовой не любит ни телят, ни овец, а иногда и вовсе душит их. Поэтому, согласно поверьям, новорожденных уносили из хлева и старались поместить в хате с детьми, окружая их такой же заботой.
В сказках о домовых явно прослеживается масса напластований: есть в них образы и символы, свойственные христианской эпохе, и явные признаки древнейшего происхождения…
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Домовые духи | Сказки и притчи
В старых домах живет множество разных духов. Одни — это души прежних хозяев, другие — просто при- блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне — огуменник, в сарае — сарайник, в бане — банник, в курятне — куричий божок, в клети — клетник, в закуте — закутник, за печкой — кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, рядом со снедью живет жировик-лизун, а в доме — сам хозяин всех домовых духов — домовой.
Домовой — дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Заплетает полюбившимся лошадям гривы, а нелюбимых изводит. Все домовые духи служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. По ночам будут шуметь и колобродить шишиги и шиликуны, а коргоруши, обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги, жировик-лизун съест в избе все продукты.
А особенно беда, ежели в доме заведутся навии — духи враждебных мертвецов, а то и упыри, приползшие с кладбища. Но спи враги оставляют в покое дома, где живут «дзяды», домовые, добрые духи предков, покровительствующие своим потомкам.
Потому домовому оставляют в укромном уголке, на загнетке, — кашу, в курятнике вешают «урошный» камень с дырочкой (для куричего бога) и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!»
Домового также называют «Доброжилом», «Доброхотом» и даже (в Вологодской области) «Кормильцем». На русском Севере его зовут «Суседком», «Батанушком». Если он не ладит с хозяином, то его именуют «некошном».
О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу… на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей» считает их за особую отдельную добрую порадуй. (С.В. Максимов. «Нечистая, неведомая и крестная сила»).