Пантеон славянских богов. Пантеон древних славянских богов
Пантеон славянских богов
При воцарении в Киеве Владимира Красно Солнышко (980-1015) была проведена своего рода языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мороши. Согласно древним легендам Владимир установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придавать их культу трагический, но в то же время и очень торжественных характер. Культ главного бога дружинной знати - Перуна был введен в Новгороде Добрыней, воспитателем Владимира. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранилась у местного населения вплоть до XVII в.
В пантеоне Владимира, языческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.
ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX - X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.
СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.
ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».
СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.
ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «хорошо» - «солнечно». Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.11 Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белого света» - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь.
www.librero.ru
БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПАНТЕОН ЯЗЫЧЕСКИХ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ
БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН ПАНТЕОН ЯЗЫЧЕСКИХ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ , СКАЗОЧНАЯ НЕЖИТЬ.
Древние русские летописи знакомят нас с богами, культ которых учредил князь Владимир еще в 980 году. Это Перун, Даждьбог, Велес, Сварог, Род, богиня Макошь. В более поздних летописях добавились Лада и Лель. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян (к которым относятся русские, украинцы, белорусы). Самые ранние упоминания о них мы находим в «Повести временных лет» (XII век).
С принятием христианства на Руси язычество и его обряды были под запретом. Однако верования наших предков продолжают жить в обычаях, обрядах, праздниках, а также в песнях, сказках, приметах, заговорах. Славяне почитали богов жизни и смерти, плодородия и живой природы, небесных светил и огня, мира и войны. На вершине древнего славянского пантеона стояли боги-родоначальники: Род и Сварог создал Землю и населил ее жизнью, а Род положил начало существования человека на земле. Остальные славянские боги ведут свою родословную от них и именуются Родичи и Сварожичи.
БОГ РОД Верховный бог древних славян Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богомтворцом.
БОГ СВАРОГ
БЕЛБОГ И ЧЕРНОБОГ
БЕЛБОГ И ЧЕРНОБОГ u. Рядом с Триглаво м всегда находились Белбог и Чернбог. Белбог изображался белобородым мудрым старцем, а Чернбог – уродливым скелетообразным «кащеем» .
Святилища Белбога всегда располагали на высоком холме, открытом солнцу и свету, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей в храме, где не было ни одного темного угла, ни единой тени.
ВЕЛЕС В «Повести временных лет» летописец Нестор изображает бога Велеса «скотьим богом» , т. е. покровителем домашнего скота. Но летописец преуменьшил заслуги этого бога древних славян.
Бог Велес – один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием было то, что он привел сотворенный Сварогом и Родом мир в движение, вдохнул в него жизнь. День стал менять ночь; за зимой непременно всегда наступали весна, лето и осень; за выдохом – вдох, за печалью – радость. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Этот Закон правильности и бесконечности вращения жизни дал людям Велес.
Велес – «скотий бог» , Хозяин дикой природы. Господин путей, покровитель путешественников. Властитель непознанного, Черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель. Могучий волшебник, повелитель магов. Покровитель в торговле, посредник в договорах, толкователь Законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель в искусствах. Бог удачи.
ДАЖДЬБОГ Среди даров Сварога людям были его сыновья – Сварожичи. Первый из них – Даждьбог, бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой короткой дошедшей до наших дней из древности молитве: «Дай, Боже!»
Даждьбог – Бог плодородия и солнечного света, живительной силы природы. Первопредок славян. Священным животным Сварога считали льва, потому часто изображали либо самого бога с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.
КОЛЯДА Бог Коляда, пожалуй, известен всем, ведь его величали начиная от Сочельника и аж до самого Велесова дня (Масленицы). От дома к дому ходили ряженые и пели особые песни – колядки.
Имя его вошло в историю благодаря тому, что он дал людям третий Закон жизни. Первый Закон дал людям бог Род. Суть его заключалась в том, что жизнь бесконечна и вездесуща. Второй закон жизни дал людям Велес. Суть его в том, чтобы люди шли от Тьмы к Свету, двигались за Солнцем. И третий Закон жизни дал людям Коляда. Он вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и чего от него ждать. Коляда дал людям первый календарь.
ПЕРУН Бог Перун – самый знаменитый из богов братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молний. Возможно за буйный нрав князья и воины выбрали его своим небесным покровителем.
Перун – старший сын Сварога. Он покровитель воинов и княжеской дружины. Бог-управитель, карающий за неисполнение Законов. Защитник Яви (реальной человеческой жизни, настоящего).
ЛЕЛЬ Лель в славянской мифологии бог любовной страсти. О Леле – веселом и беззаботном боге любви, до сих пор напоминает слово «лелеять» - любить, нежить, баловать. Он сын богини любви и материнства Лады. Веселый, как мать, златокудрый, он изображался в виде крылатого младенца (др. греч. – Купидон, др. римс. – Амур).
ЯРИЛО Ежегодно в апреле у древних славян начинался праздник, посвященный богу Яриле, богу возрождения солнца, весны. В селениях славян появлялся рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, а голову его венчал венок весенних полевых цветов. Это Ярило.
ЛАДА Лада – славянская богиня красоты и любви. Мать бога Леля и богини Лели. Люди должны уметь любить, ладить друг с другом, потому и возлюбленные на Руси называли друга Ладо. Мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны, любви, покоя и мира в семье.
Богиня-мать, богиня плодородия, связана со всем урожаем, почитается 12 – 13 раз в году (празднуется каждое полнолуние). Богиня магии и волшебства, жена Велеса, хозяйка перекрестков мироздания между мирами. Она была защитницей и покровительницей всех хозяек. Почиталась как Хозяйка живой природы.
МАКОШЬ Богиня Макошь – богиня всей судьбы, старшая из богинь, прях судьбы, покровительница женских рукоделий. Она покровительствует женскому плодородию, хозяйственности и достатку в доме. Прясть нить судьбы ей помогают две другие богини – Доля и Недоля.
МОРАНА Морана – могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады. Она в древности считалась воплощением нечистой силы. Морана не имела семьи, странствовала в снегах, порой посещая людей и творя свои черные дела.
БАБА ЯГА– древнейший Баба – Яга персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая провожала души умерших в подземное царство мертвых. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет важнейшую роль: к ней прибегают как к последней надежде на помощь. Ее образ напоминает ведьму.
Но все же Баба-Яга – более опасное существо, обладающее большей силой, чем простая ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который вселяет в людей страх. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов. Баба-Яга питается человечиной и зовется «костяная нога» . Эта старая колдунья не ходит пешком. Она разъезжает на железной ступе, которую погоняет пестом, а след заметает помелом.
ВОДЯНОЙ В славянской мифологии – злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего выступал в облике мужчины или старика с чертами животного: лапами вместо рук, с длинной зеленой бородой, телом, опутанным тиной. В своей родной стихии, воде, Водяной неодолим, а на земле сила его слабеет.
ЛЕШИЙ Леший – дух леса в славянской мифологии. Обитает в каждом лесу, особенно любит еловые леса. Одет, как человек: красный кушак, кафтан. Вот только обувь на ногах перепутана: левый лапоть одет на правую ногу, а правый на левую. Глаза у Лешего зеленые и горят, как угольки. В лесу Леший полноправный хозяин, ему подчиняются беспрекословно все звери и растения.
ВИЙ Вий, в восточнославянской мифологии, персонаж, чей смертельный взгляд был скрыт за длинными веками и ресницами. Вия приводили черти к обидчику и вилами поднимали его веки (столь тяжелыми и опасными они были). Тот, на кого упал смертоносный взгляд Вия, умирал на месте.
КИКИМОРА Кикимора – злобный дух. Кикиморой, как верят в народе, становился ребенок, проклятый родителями, дочь, загубленная матерью. Кикимору обычно представляли в виде маленькой, скрюченной, сморщенной старушки, грязно одетой, нечесаной. Она так мала и легка, что никогда не выходит из дома, боясь, что ее унесет ветром.
ЛИХО (одноглазое) Лихо (одноглазое), в славянской мифологии, воплощение злой доли, беды, несчастья. Представлялось в виде огромной женщины с одним глазом. Если встречает на своем пути человека, то разрывает его и съедает.
РУСАЛКА Русалки – мифические существа древних славян. Ими становились девушки – утопленницы. Были русалки древесные (лесные), а были водные (речные). Были еще и русалки-мавки – это утонувшие дети. Они были очень маленькими и почти прозрачными. Внешне русалки сверху очень походили на человека, но внизу, там, где у людей начинаются ноги, у русалок начинался длинный рыбий хвост.
present5.com
Пантеон славянских богов - Helperia
Славянский пантеон богов можно разделить на две группы: боги солнечные и боги функциональные. В этой статье собран весь пантеон богов восточных славян, западных славян и южных славян.
Общеславянские боги
Перун – главный бог пантеона, громовержец. Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.
Мать Сыра Земля – богиня земли или сама Земля, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо обнимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Женский образ олицетворенной плодородности, родящей земли-матери. Существуют обычаи клясться землей, целования земли, исповеди земли.
Боги восточных славян
Пантеон князя Владимира
Перун — громовержец, главный бог, покровитель князя и дружины. Сменился Ильёй-пророком.
Хорс (Корша, Коре, Корш) — олицетворённое солнце, бог солнечного диска, солнце после осеннего солнцестояния, принимающий эстафету у Даждьбога
Даждьбог — солнечное божество, завершает зиму и открывает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца. Сын Сварога.
Стрибог (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) — бог грозы, являющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весенние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых.
Симаргл (Сим-Рьгл, Переплут, Семаргл Огнебожич) — бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами; божество, входившее в число семи божеств древнерусского пантеона. Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы.
Мокошь (Мокошь, Макеша) — одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» - мать и «кошь» - кош (стан), кошелка, корзина, кошара. Мокошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Покровительница прядения и ткачества. Сменилась Пятницей.
Другие боги Древней Руси
Волос ~ Велес (Месяц) — один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, или, выражаясь метафорически, заволакивает его облачным руном, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна, впоследствии обособился в отдельного бога. Иногда Велеса и Волоса разделяют на двух богов:
Волос — «скотий бог», покровитель скота. Сменился св. Власием Севастийским
Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии
Род - наиболее древний неперсонифицированный бог славян. Бог Вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому
Рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»
Сварог — верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как называли его славяне – великий, возможно, бог-кузнец
Лада - жена Сварога, мать Перуна, покровительница семьи и любви
Сварожич — олицетворённый огонь, сын Сварога
Ритуальные персонажи-символы плодородия
Представляют собой чучела, олицетворяющие умирающего и воскрешающегося бога. После чествования и оплакивания чучела разрываются, утапливаются или сжигаются. Остатки разбрасываются по полям или в хлеву.
Ярило (Яр, Яровит, Руевит) - бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу.
Кострома
Кострубонька
Персонажи-олицетворённые праздники в фольклоре
Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников
Троян — персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.
Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества
Алконост, Сирин, Гамаюн — мифические птицы из древнерусских книжных произведений
Боги западных славян
Боги балтийских славян
Святовит (Световид)— главный бог Арконы, связан с войной и победой, тождествен Сварогу
Триглав — главное языческое божество многих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави
Сварожич (Радегаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны, главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями.
Чернобог — ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог изображался облаченным в броню
Прове (Проно, Пров, Прово) — бог просвещающий, пророчествующий. Под этим божеством славяне понимали предопределение, управляющее миром и распоряжающееся будущим. Главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще
Припегала — бог любострастия. Облик его изменчив. Покровительствует мужчинам, судя по источнику — «дионисийского» типа
Подага — женское божество природы и земли. Богиня вагров с неясными функциями, имевшая храм и идол в Плуне
Жива (Живана, Сива) — богиня мировой жизни (весны), плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит, воскрешает умирающую на зиму природу, дает земле плодородие
Три бога Кореницы
Яровит (Геровит)— громовник, поражающий демонов, бог войны и плодородия
Руевит (Ругевит)— главный бог Кореницы, бог войны, верховный бог одного из славянских племен (руги – луги, лужичи, вита - жизнь)
Поревит или Поренут — один из племенных верховных богов. «Пора» (спора) - не что иное как семя, а «вита» - жизнь.
Сезонные персонажи западных славян
Марена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара, Моржана) — богиня смерти, зимы и ночи, весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали
Низшие персонажи
Рарог — мифологическая огненная птица
Велес — чёрт, демон в чешских поговорках
Паром (Перун) — упоминается в проклятиях (типа Parom do tebe! или Ej, do Pioruna!)
Мифологические персонажи южных славян
Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «старому богу».
Вилы — женские водные духи, сходные с русалками
Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе
Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.
Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой
Персонажи низшей мифологии
Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.)
Русалка — душа «заложного» покойника
Мавка — злой дух, русалка
Упырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь
Святочная нечисть — различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами
Бес — злой, враждебный людям дух
Волколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волка
Берегиня — персонаж с неясными функциями (возможно, связана с растительными культами)
Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни
Огненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям
Кикимора — отрицательный женский персонаж, тип домового
Полудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени