Дома древнего рима. Case romane: древние римские дома в подземельях Целия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и Проектирование | Справочник. Дома древнего рима


древние римские дома в подземельях Целия — 39Rim.ru

Последние изменения: Июнь 3, 2017

Подземелья Вечного города представляют собой настоящую сокровищницу для любителей античности и любопытных исследователей архитектуры древнего Рима. Ведь сам город стоит на руинах вековых построек: римских домов, языческих храмов, продовольственных складов и даже целых стадионов! То, что можно увидеть сегодня на поверхности — всего лишь малая часть того, чем богат этот поистине Великий Город. Прогуливаясь по улочкам огромного мегаполиса, мало кто может себе представить, что на самом деле скрывается под толщей многовековой пыли.

В данной статье речь пойдет об одной из самых крупных археологических находок – римских жилых домах, найденных на холме Целий, недалеко от Цирка Массимо.

728x90 Homeaway.ru

Целий и римские жилые дома

Архитектура древнего Рима – это не только Колизей, императорские дворцы, грандиозные термы и языческие храмы. Простые дома обыкновенных жителей тоже являются частью истории градостроительства и неотъемлемой составляющей городского пейзажа древнего мира. Какими же были жилые дома римлян?

достопримечательности архитектура древнего рима римские дома подземный рим целий казе романе инсула домас древние фрескиОдин из семи холмов Рима – Целий – был внесен в городскую черту еще в царский период. Тогда жителями этого района являлись небогатые люди – плебеи. Во времена Августа, начиная уже с I века до н.э., к Целию стали присматриваться состоятельные граждане: представители патрицианских семей строили здесь свои роскошные виллы. Данный факт подтверждают археологические раскопки, проводимые в районе Целия в разные времена. По заключениям археологов, найденные остатки римских домов свидетельствуют о том, что активная застройка района происходила во второй половине II века, в то время как здания, построенные ранее, по всей вероятности, были уничтожены сильнейшим пожаром, произошедшим в 27 году.

В IV веке территория Целия была практически полностью застроена домусами влиятельных граждан, утопающими в зелени роскошных садов. Многие виллы этого периода были возведены на руинах прежних зданий. Поэтому сегодня в недрах Целия можно увидеть несколько «архитектурных слоев» древнего Рима.

Case Romane: что скрывается в подземельях Целия

Одной из самых ценных археологических находок Вечного города является комплекс античных римских домов, обнаруженный под базиликой Святых Иоанна и Павла (basilica Santi Giovanni e Paolo), находящейся на Целии. В числе помещений, найденных во время раскопок, проведенных в конце XIX-начале XX века, был и так называемый «мартириум» — небольшая часовня, предназначенная, предположительно, для хранения мощей мучеников Иоанна и Павла.

достопримечательности архитектура древнего рима римские дома подземный рим целий казе романе инсула домас древние фрески

На сегодняшний день археологический комплекс представляет собой 20 разнообразных помещений, в тринадцати из которых можно увидеть фрагменты сохранившихся древних фресок. Помимо этого, в конструкции данных античных сооружений прослеживается несколько структурных слоев, относящихся не только к разным эпохам, но и отличающихся своим предназначением.

Самый древний слой данного комплекса говорит о том, что изначально на этом месте располагались два жилых дома. Один из них, построенный ориентировочно в начале II века н.э., представлял собой большую виллу с приватными термами на первом и хозяйскими покоями на втором этаже. Другое сооружение, так называемая инсула, возведенная веком позже, можно назвать типичным примером городской архитектуры древнего Рима: торговые лавки на первом этаже и жилые комнаты, сдававшиеся в аренду, на последующих.

достопримечательности архитектура древнего рима римские дома подземный рим целий казе романе инсула домас древние фрески

В конце III – начале IV века здания были объединены и переоборудованы в роскошный домус, а интерьеры украшены фресками. Однако новая вилла была предназначена не только для проживания одной семьи. Хозяйские покои располагались на первом этаже здания, на остальных же находились небольшие апартаменты, сдававшиеся в аренду семьям с небольшим достатком.

Во второй половине IV века, согласно легенде, здесь проживали братья Джованни и Паоло, пострадавшие за свои религиозные убеждения и почитаемые в образе святых мучеников.

Начиная с V века, после основания базилики, названной в их честь, некоторые помещения домуса пришли в запустение, другие были засыпаны землей, послужив тем самым фундаментом для возведения самой церкви.

 

Древние фрески римских домов на Целии

достопримечательности архитектура древнего рима римские дома подземный рим целий казе романе инсула домас древние фрески

Фрески, фрагменты которых и сегодня можно увидеть на стенах древних римских домов на Целии, также относятся к разным историческим эпохам. Таким образом, данные росписи представляют не только высокий художественный интерес, но и раскрывают важнейший период в истории Церкви – переход от язычества к христианству.

достопримечательности архитектура древнего рима римские дома подземный рим целий казе романе инсула домас древние фрески

 

Где находится и как добраться

Улица Кливо ди Скауро

Метро: линия В – остановка Чирко Массимо

Автобус: 60, 75, 81,175,673

Трамвай: 3

 

Римские дома на карте

 

Стоимость билетов и режим работы римских домов на Целии

Стоимость билета: € 8,00

Режим работы: римские дома на Целии открыты для посещения каждый день с 10.00 до 13.00 и с 15.00 до 18.00, кроме вторника и среды.

Case romane: древние римские дома в подземельях Целия

Средняя оценка 5 Проголосовало 2

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Дом жилой Древнего Рима - это... Что такое Дом жилой Древнего Рима?

   Городской италийский дом развился из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Его прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми хозяйственными постройками. В городских условиях прежний двор превратился в большое помещение, называвшееся атриум, в перекрытии которого оставляли большой проем, под ним находился очаг. От его дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения атер - значит черный. Через этот же проем освещались внутренние части дома, т. к. здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами и было похоже на маленькую крепость. Атриум был центром и самым священным местом дома здесь готовили пищу, здесь хозяйка занималась домашними делами, здесь происходили все важные семейные церемонии, - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды. В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум) и столовая (триклинум). В боковых частях атрия (алае -крылья) стояли шкафы и божница с изображением ларов - домашних богов. По периметру дворика располагались темные каморки-спальни (кубикулы), кладовые, ванная и пр. В задней части дома находился огород (хортус). Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. н. э. Греции, когда римляне познакомились с планировкой греческого дома, с его светлым внутренним двориком - перистилем. Не отказываясь от латинского атрия, римский эклектизм объединил его с эллинским перистилем. Наглядную картину древнеиталийского дома оказалось возможным воссоздать по раскопкам Помпеи, погибшей в 79 г. н. э. от извержения Везувия. Дом Пансы позволяет представить себе план и структуру жилища античного периода. Планировка дома отличалась строгой симметрией, проходящей через центр дома. Функционально дом делился на две части официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум - торжественная приемная, парадный зал. Коптящий очаг из него перенесли в особую кухню, а на его месте устроили неглубокий бассейн - (писцина), дающий прохладу в жару. По краям бассейна стояли колонны, поддерживающие крышу, а в самом бассейне - статуя, служившая фонтаном. Замыкающие атриум комнаты были одна кабинетом (таблинум), другая - столовой (триклиний). Во второй части дома (перистиле) отдыхали, принимали близких друзей. Внутренний двор с садиком, обнесенный крытой колоннадой - перистилем, стал обязательной частью богатого дома. Вокруг атриума и перистиля располагались спальни (кубикулум), кухни, бани, и другие подсобные помещения. В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника (целла), стойла, каретный сарай и т. п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В этих торгово-ремесленных заведениях иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

architect.academic.ru

Дом в древнем Риме

Сергеенко М.Е.

Лет 50 назад считалось, что помпейский дом дает верное представление о доме больших италийских городов, о римском в первую очередь. От этой мысли заставили отказаться раскопки в Остии. Теперь известно, что было два типа италийского дома: дом-особняк, domus, и хижина, taberna – жилье бедняка. И родословная этих домов, и характер их очень различны. Италийский городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы простого первоначального типа, который в основном сохранился даже в позднейших villae rusticae, раскопанных под Помпеями.

Эта деревенская усадьба представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Это место, естественно, должно находиться под особым и постоянным надзором: на него прямо и смотрит жилье, где всегда есть кто-либо из хозяев, чаще всего, конечно, занятая хлопотами по дому хозяйка.

В каждом хозяйстве есть вещи, которые хорошо иметь под руками, которые не стоят того, чтобы их держать под замком, но за которыми все же надо приглядывать хозяйским глазом. В старом дворе украинского крестьянина местом для таких вещей был трехстенный, с четвертой стороны совершенно открытый, сарай – поветь. У италийского хозяина таких поветей было две и устраивал он их рядом с собственной горницей, чтобы не повадно было брать что не следует и кому не следует. Над всеми строениями – над жильем, над хлевами и сараями – шел, по обычаю южных [с.58] стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал и людей, и животных, и самые стены от непосредственного воздействия дождя и солнца.

Сельский житель, переселившись в город, принес туда и привычную планировку жилья, но город предъявил ему и свои требования. Он прежде всего был скуп на место; лепясь обычно на какой-нибудь возвышенности, сжатый тесным поясом стен, город берег каждый клочок земли. Новому горожанину приходилось считаться с этой скупостью: если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник – италийцу трудно было жить без цветов и зелени, – он должен был экономить на жилой площади, и тут весьма кстати оказалось то обстоятельство, что большой двор в городе вовсе не нужен; превратить его в жилое помещение было и разумно, и практично. Над двором навели крышу, в которой оставили большой проем: вновь созданная комната (атрий) должна была оставаться для остального жилья тем же, чем был для сельской усадьбы двор – световым колодцем. Старая хозяйская горница оказалась как бы своего рода глубокой нишей, смотревшей на атрий: тут остались хозяйское ложе – lectus adversus ("ложе против дверей"), названное так по месту, где оно стояло, и ткацкий станок, который вскоре, однако, по недостатку света в этой комнате, передвинули подальше в самый атрий. Рядом с обеих сторон остались открытые помещения – прежние повети, получившие, а может быть, сохранившие старое название "крыльев" (alae), а за ними, по остальным трем сторонам атрия, расположились, как было и раньше, комнаты разного назначения1 .

Знакомство с Грецией и ее культурой имело глубочайшее влияние на всю жизнь римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным хозяином, умно и заботливо приумножающим свои средства, мало: надо еще читать философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу семьи и друзей в часы досуга. Достаточно взглянуть на старый италийский дом, чтобы увидеть, как мало он приспособлен для этой личной и домашней жизни: он весь, если можно так выразиться, на людях. Если его хозяин занимает видное место, если он магистрат или просто деловой человек, то он будет целый день на виду и в людской сутолоке. Ни ему, ни его домашним [с.59] негде скрыться в своем доме, некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании владельца этого дома прочно укореняется убеждение в том, что он имеет право на жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища.

Слово "переделка", правда, в данном случае не совсем подходит; старый дом остается в полной неприкосновенности, к нему только прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой половины выходят в портики, которые с двух или с трех сторон окружают садик, обязательно с фонтаном и со множеством цветов. Здесь средоточие домашней, семейной жизни; здесь обычно проводят время женщины; сюда допускаются только самые близкие друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, предается здесь тому деятельному досугу (otium), которым так дорожили римляне и который они так умели ценить.

Остановимся немного на истории отдельных комнат.

В деревенском дворе должна быть обязательно вода: источник, колодезь, цистерна с дождевой водой; поить скот, мыться, готовить пищу – для всех первостепенных надобностей, житейских и хозяйских, ее нужно иметь тут же под рукой. В теплое время года (оно продолжается в Италии долго) пищу готовили во дворе, где поблизости от воды складывали очаг или ставили переносную жаровню. Около очага сколачивали стол, на котором лежали продукты, стояла посуда и за которым, по всей вероятности, и обедали.

Атрий, прямой наследник двора, в течение долгого времени сохранял все это оборудование. Под проемом в крыше (он назывался комплювием) устроен был неглубокий водоем (имплювий), куда с четырех обращенных внутрь скатов проема сбегала дождевая вода. Ею очень дорожили: вспомним, что водопроводов еще не было, копать колодцы было делом трудным, ходить к реке или источнику не всегда было легко и удобно. Дождевая вода сама давалась в руки, следовало только собрать и сберечь эту драгоценную влагу2 . Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом; ее черпали оттуда через отверстие, которое обделывали в виде невысокого круглого колодца. Имелся еще сток: через него спускали на улицу грязную и застоявшуюся воду. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым [с.60] вытягивало наружу. И стол, который мы уже видели во дворе, остался и в атрии.

Атрий – тоже по наследству старого двора – неизменно удерживал прежний большой размер. В "италийской" половине дома это самая большая комната, которая в течение долгого времени оставалась местом, куда сходилась вся семья обедать, заниматься домашней работой, посидеть на досуге; здесь приносили жертву Ларам, здесь держали ящик с деньгами. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики3 . Если дом был вообще царством хозяйки, то атрий стал тем местом, откуда она им правила, за всем следя, ничего не упуская из виду, собирая вокруг всю семью. Здесь она работала вместе со своими дочерьми и служанками, занимаясь пряжей, тканьем и прочим женским рукоделием, Здесь застали за веретеном Лукрецию ее муж и его друзья, неожиданно прискакавшие в Рим из-под осажденной Ардеи, чтоб проверить, чем в их отсутствие занимаются их жены. Образ хозяйки, которая у очага вместе со своими помощницами "занята шерстью", навсегда остался в сердце италийца как символ домашнего мира, довольства и уюта.

Время шло, менялись нравы, изменился весь облик дома и назначение его отдельных частей. Ни одной комнаты эти изменения не коснулись так сильно, как атрия. Когда к дому пристроили перистиль, а по сторонам его возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в этой половине. Для приготовления пищи отвели особое место – кухню, туда перенесли очаг, и часто там же устраивали нишу для Ларов. Ткацкий станок совсем убрали: "занятие шерстью" перестало быть обязательным для хозяйки. Атрий уже в I в. до н.э. превратился в самую парадную и официальную комнату. Размеры атрия иногда увеличивают настолько, что для поддержки крыши ставят колонны, или четыре, по одной в каждом углу комплювия (atrium tetrastylum – "четырехколонный атрий"), или даже больше: в доме Эпидия Руфа в Помпеях стояло 16 колонн. Такие многоколонные атрии назывались почему-то "коринфскими". Атрии, в которых размеры комплювия очень сокращали, превращая его иногда в узкую щель и делая крышу так, чтобы дождевая вода стекала с нее наружу, назывались atria displuviata.

В атрии принимают тех посетителей, которых не хотят ввести [с.61] в круг своей семьи; тут ведут деловые разговоры и беседуют по обязанности. Здесь собираются клиенты, которым положено каждое утро являться к патрону, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Эпитеты "гордый", "надменный" становятся теперь обычными для атрия. От обстановки старого атрия остался только денежный ящик, и еще долгое время здесь стоял стол, именовавшийся картибулом, – Варрон в детстве помнил его во многих римских домах.

Глубокая ниша в атрии, заменившая хозяйскую спальню, считаясь частью атрия, долгое время не имела особого названия. С течением времени хозяева перебрались из этой ниши в отдельные спальни; ниша получила название таблина (tablinum) и превратилась в кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы4 . Память о том, что когда-то это была комната, откуда хозяйка держала под наблюдением весь дом, прочно сохранилась: в таблине, как правило, нет дверей: его отделяет от атрия либо занавеска, которую можно задергивать и отдергивать, либо низенький парапет.

До какой степени италийский дом берег наследство деревенского двора, об этом особенно ясно свидетельствуют "крылья" – бывшие повети, очень удобные в обиходе деревенского хозяйства, никчемные в городском быту и тем не менее сохраняемые. В аристократических римских домах здесь ставили изображения предков, но если изображений не было, то хозяева решительно не знали, что делать с этими открытыми комнатами. В Помпеях сюда иногда ставят шкаф, иногда превращают "крыло" в кладовушку, вделывая полки в стены, иногда устраивают здесь часовенку для Ларов, иногда пробуют занять под спальню или столовую, но дверей почти никогда не ставят.

mirznanii.com

Виллы Рима эпохи Республики | Архитектура Древнего Рима

Глава «Виллы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Римское общество было в основе своей обществом землевладельцев, которые значительную часть доходов получали от эксплуатации своих поместий. Центром поместья (фундуса), в котором сосредоточивались управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и ее хранение, была вилла. Рациональной организации хозяйства и целесообразному устройству виллы римляне придавали огромное значение как основе своего благосостояния.

Об этом свидетельствуют трактаты Катона (234—149 гг. до н.э.), Варрона (116—27 гг. до н.э.), письма Цицерона и другие источники. В них обстоятельно рассмотрена технология всех сторон сельскохозяйственного производства и даны вытекающие из этой технологии рекомендации наиболее правильного устройства виллы и ее отдельных частей и наилучших условий ее местоположения.

Древнейшие виллы римлян нам неизвестны. Самые ранние из дошедших восходят к III в. до н.э. Несомненно, однако, что в начале республиканского периода, когда Римское государство занимало еще небольшую территорию, земельные наделы были невелики, а виллы, по-видимому, представляли собой группу мелких помещений вокруг хозяйственного двора. По мере завоевания Италии размеры земельных наделов увеличились, что постепенно привело к образованию латифундий — крупных поместий римской аристократии.

Архитектура Древнего Рима. Боскореале. Двор винодельни сельской виллы, II в. до н.э. Макет Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Атрий дома Серебряной свадьбы, 1-я половина I в. до н.э.
69. Боскореале. Двор винодельни сельской виллы, II в. до н.э. Макет Помпеи. Атрий дома Серебряной свадьбы, 1-я половина I в. до н.э.

В период ранней республики наиболее распространенной была сельская вилла — вилла рустика. Она являлась самостоятельной экономической единицей, которая обычно обеспечивала себя многим из необходимого. В III в. до н.э., когда опасность военного нападения еще существовала, сельские виллы укреплялись стенами с башнями. Центром сельской виллы был хозяйственный двор, вокруг которого группировались кладовые, погреба, хлевы для скота, мастерские, винодельня (рис. 69), баня, пекарня, жилища рабов и домик управляющего виллой (вилика) у ворот. Жилище владельца было скромным и обычно не выделялось в отдельный корпус, так как сельская вилла была прежде всего местом управления имением, которым руководил хозяин (доминус) или в его отсутствие вилик.

Варрон и другие авторы трактатов о сельском хозяйстве подчеркивали необходимость строгого соблюдения правильных пропорций размеров имения и размеров виллы: если вилла слишком мала, то из-за недостатка хранилищ пропадает часть урожая, а если слишком велика, то постройка и поддержание виллы в порядке обходятся чересчур дорого.

Для римской аристократии был характерен деятельный интерес к сельскому хозяйству, стремление и умение извлекать из него максимальную выгоду. Отсюда постоянная связь между виллой и городским домом, наличие даже в самых богатых городских домах таберн, при посредству которых реализовалась продукция виллы. Доход приносили не только сельские виллы — в загородных и приморских виллах в больших масштабах практиковалось разведение дорогих пород рыб на продажу. Даже крупнейшие государственные деятели (Цицерон и др.) успешно сочетали кипучую общественную деятельность в городе с кропотливым управлением весьма обширными латифундиями.

Архитектура Древнего Рима. Боскореале. Вилла Азелия. II в. до н.э.
70. Боскореале. Вилла Азелия. II в. до н.э.

Очень характерным образцом сельской виллы II в. до н.э. была вилла Азеллия в Боскореале близ Помпей. Помещения виллы сосредоточены по трем сторонам прямоугольного двора. Господский дом находится в глубине и отделен проездом от хозяйственных помещений, занимающих две другие стороны двора (рис. 70).

Теснота, шум и сутолока города заставляли римлян ценить преимущества жилищ, расположенных на тихой окраине или вне городских стен, среди природы.

Тяготение к природе всегда было присуще римлянам и побуждало их делать внутри городского дома садик, бассейн, источник в нимфее, а стены дома расписывать изображениями пейзажей. Стремление к близкому общению с природой особенно ясно видно на примере небольших домусов, где, как бы ни был тесен участок, непременно находилось место для зелени, фонтана или крохотного бассейна. Все это способствовало возникновению типа загородной виллы, которую возводили среди красивого пейзажа, у озера или на морском берегу. Вилла этого типа предназначалась для отдыха от бурной, нередко полной опасностей общественной жизни в городе и от тягот и хлопот жизни в деревне. Она служила также местом уединенных размышлений и умственных занятий.

На развитие загородной виллы большое влияние оказали формы эллинистического жилища, а также сильно возросшие к концу II — началу I в. до н.э. потребности в комфорте. Именно загородная вилла с ее свободным расположением в пространстве дала возможность создать во всех отношениях комфортабельное жилище.

Для постройки виллы выбирали преимущественно высокое место на южном склоне холма, богатого ручьями. Это место, удаленное от вредных испарений низин и овеваемое ветрами, было наиболее здоровым. Кроме того, оттуда открывался широкий вид на окрестности. Площадка основания виллы выравнивалась, укреплялась и расширялась искусственными террасами на сводчатых субструкциях.

Основу виллы составлял жилой дом, в котором повторялось в основных чертах устройство домуса, но свободно варьировалась принятая там последовательность помещений. Комнаты здесь были гораздо просторнее и многочисленнее, чем в городском доме. Спальни, библиотеки и кабинеты были удалены от шумной части жилища. Богатая вилла содержала целый комплекс помещений, необходимых для поддержания здоровья: термы (обычно в их полном виде с лакоником, кальдарием, тепидарием и фригидарием), плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок и обрамленный деревьями и подстриженным кустарником стадий, также служивший местом прогулок.

В саду перед домом и в парке за ним предусматривалось все для спокойного и приятного отдыха. Среди тенистых платанов, миртов и лавров размещались триклинии, нимфеи, экседры, перголы, увитые виноградом, бассейн для разведения рыб, широкие мраморные скамьи, статуи, фонтаны и бельведеры.

При расположении помещений дома и садовых построек учитывались микроклимат, направление господствующих ветров и инсоляция летом и зимой. Благодаря этому достигалось благоприятное для здоровья регулирование температуры не только в разное время года, но и при колебаниях температуры в течение дня. В саду затененные места чередовались с открытыми лужайками и цветниками. Характерным для загородной виллы было взаимопроникновенйе архитектуры и природы. С одной стороны, правильная разбивка сада, очертания клумб и узоры насаждений, направление аллей и дорожек и расположение малых архитектурных форм — все подчинялось общему замыслу виллы вплоть до форм подстриженных кустарников, которым придавали вид геометрических тел и фигур животных. С другой стороны, вилла была раскрыта и ориентирована на природу своими террасами, перистилями, бельведерами, пейзаж возникал в просветах окон и портиков. Природа проникала в дом и в виде живой зелени и воды в перистилях и нимфеях, и в виде иллюзорных пейзажей на стенах, зрительно раздвигавших внутреннее пространство дома и наполнявших его ощущением свежести.

В принципах устройства вилл ярко проявилась характерная для римлян черта — умение извлечь из окружающей среды все полезное, что она может дать человеку. Не менее замечательно и их умение дополнить и разнообразить эту среду. Один и тот же расстилавшийся перед виллой пейзаж благодаря восприятию с разных точек зрения и с разных уровней — из-под портиков дома, из его окон, с террас и бельведеров — казался бесконечно многообразным. Пейзаж первого плана — сад — был наполнен ароматом цветов, обогащался разнообразием водоемов, фонтанов, звуками падающей воды, журчанием струй, шумом низвергающихся потоков, шорохом распыляющихся капель. Гладкое зеркало бассейнов отражало обрамлявшие их гермы, балюстрады или статуи.

Во всем этом обнаруживается присущая римлянам склонность к «сценическим» многопланным построениям, к устройству наиболее выгодных точек зрения на пейзаж, стремление приспособить окружающую природу к собственному вкусу, которое проявилось в создании иллюзорного пейзажа и пространственно-перспективных эффектов внутри дома. Созерцательное восприятие природы, стремление получить максимум впечатлений от нее, не выходя из дома или за пределы виллы, коренились в особенностях римского жизненного уклада, в привязанности к домашнему очагу и пристрастии к душевному комфорту.

По своему архитектурному решению загородные виллы, особенно в I в. до н.э., сильно отличались друг от друга и почти не поддаются классификации. Слишком многое в их облике определялось индивидуальными вкусами владельцев, их материальным положением и конкретными условиями местности. Однако в условиях Кампании часто употреблялся тип П-образной в плане виллы. В такой вилле от основного здания под прямым углом выступали вперед продолжения его криптопортика — сводчатого подземного (в террасной вилле) или наземного коридора. Вилла этого рода изображена в стенных росписях в доме Лукреция Фронтона в Помпеях (рис. 71).

Самая ранняя из сохранившихся городских вилл восходит к III в. до н.э. Это вилла Мистерий близ Помпей, известная замечательными росписями середины I в. до н.э. со сценами мистериального культа (рис. 72, 73, 74). Обращенная главным фасадом к Неаполитанскому заливу, вилла Мистерий была выстроена на пологом склоне холма, частично на почти квадратной террасе, которую поддерживали арочные субструкции и под которой проходил сводчатый криптопортик. В III в. до н.э. она состояла из ряда помещений вокруг тосканского атрия, окруженных портиками. В конце II в. до н.э. с востока, с противоположной от таблинума стороны, к зданию был присоединен перистиль, ставший центром хозяйственной половины дома. Вдоль его южной стороны разместились термы, предварявшиеся маленьким атрием, и кухня с двориком, а вдоль восточной — комнаты рабов и кладовые, смыкавшиеся с винодельней в северном углу виллы. Строго осевая планировка виллы сохранилась, хотя и при измененном против обычного порядке помещений (перистиль в начале дома). В середине I в. до н.э. перестройке подверглась западная жилая часть дома. При этом портики были заменены стенами с большими окнами, обрамлявшими вид из жилых и парадных комнат дома на морское побережье.

В центре фасада появилась полукруглая веранда, позже окруженная портиком и завершившая главную ось виллы. Разбитый на террасе сад украсил переднюю часть виллы. Компактная по объему, с четким разграничением парадной, жилой и служебной частей, вилла Мистерий представляла собой крайне уравновешенный архитектурный организм.

Архитектура Древнего Рима. Ангуиллара. Вилла. Середина I в. до н.э. Общий вид (реконструкция), план
75. Ангуиллара. Вилла. Середина I в. до н.э. Общий вид (реконструкция), план
Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Вилла Диомеда. I в. до н.э. Общий вид (реконструкция), план
76. Помпеи. Вилла Диомеда. I в. до н.э. Общий вид (реконструкция), план
Архитектура Древнего Рима. Геркуланум (окрестности). Вилла Папирусов (Пизона). I в. до н.э.
77. Геркуланум (окрестности). Вилла Папирусов (Пизона). I в. до н.э.

Среди вилл, построенных на высокой террасе, своим своеобразием выделяется вилла в Ангуилларе (середина I в. до н.э.). Она имела вогнутый дугообразный фасад, расчлененный нишами с полуколоннами между ними и завершенный лоджией (рис. 75). В каждой нише был небольшой фонтан, а по краям фасада, отстоявшим друг от друга на 87 м, находились нимфеи.

В двух уровнях располагалась вилла Диомеда близ Помпей (рис. 76), возникшая в конце республики на возвышенности неправильной формы. Треугольный участок перед домом вместил термы, кухню и дворик. Дом с коринфским атрием стоял на краю откоса. Позже перед ним на том же уровне был сооружен обращенный к морю триклиний на искусственной террасе. Сад с плавательным бассейном и перголой по оси виллы находился на нижней террасе и был огражден спереди криптопортиком, а с боков — стенами с портиками на столбах. По верху ограды на уровне дома был обход, подводивший к двум смотровым площадкам над углами криптопортика.

Интересна вилла Папирусов около Геркуланума (рис. 77). Ее высоко расположенная главная часть по новым данным имела доступ со стороны террасы и состояла из нанизанных на одну ось вестибюля, атрия, перистиля, экседры и ларария. Справа от дома находились термы, библиотека, содержавшая множество рукописей на папирусах и украшенная бюстами философов и поэтов, и квартал служб. Слева под прямым углом к перистилю примыкал обширный сад с громадным вытянутой формы бассейном по его оси, окруженный перистилем. Сад спускался по склону холма, а ниже его был помещен круглый бельведер, откуда открывался вид и на море внизу, и на комплекс широко раскинувшейся на холме виллы.

К концу республики наряду с сельской и загородной виллой утвердился смешанный тип виллы, который позволял владельцу пользоваться привычным городским комфортом, не удаляясь от хозяйственных дел. Этот тип виллы состоял из трех частей — просторного, удобного и нарядного господского дома на возвышенной части участка, производственного двора с мастерскими, пекарней, стойлами и хлевами и из группы складских помещений для хранения продукции.

Ряд таких вилл вскрыт раскопками около Боскореале. Одной из них была вилла Фанния Синистора. Обширный господский дом с перистилем в центре и великолепными росписями II стиля соседствовал с комплексом построек хозяйственного двора. Виллы этого рода особенно широко распространились в первые столетия империи.

К концу республики многие землевладельцы обладали несколькими виллами, из которых одни имели производственный уклон, другие строились как места отдыха и уединения, а третьи принадлежали к смешанному типу.

antique.totalarch.com

Римские жилища | Архитектура и Проектирование

Роскошная отделка жилищ появилась у греков только во время упадка. Архитектура частного дома в Риме возникла очень поздно. Суровые воззрения древних римлян допускали монументальные здания только для государственных целей. В эпоху Плиния еще сохранилась память о первом частном доме с мраморными колоннами, а развалины Палатина свидетельствуют о том, насколько скромно было даже жилище Ливии. Роскошь проникла в частное строительство только после Августа. В деталях сохраняются в ту пору еще некоторые этрусские мотивы, но частный дом в его целом, с того момента, как он становится предметом искусства, является по существу греческим.

 

Городской дом

Общий план. — Говоря о греческом искусстве, мы указывали и на общее расположение римских домов. Главное различие заключается, по Витрувию, в том, что жилые помещения располагались не рядом с парадными приемными, а позади последних. Индивидуальный характер римского дома придан ему первым двором — атриумом, доступным для ожидающих, посетителей и клиентов. Витрувий различает два вида атриумов: атриум под открытым небом (каведиум) с кровлей, проходящей только по окружности, и атриум в полном смысле слова, т. е. галерея со сплошным перекрытием.

Атриум под открытым небом, или каведиум. — На рисунке 350 М, N и S изображены главные разновидности каведиума, по Витрувию: первый вариант М— без столбов; стропила опираются на сквозные балки; второй вариант N — столбы поддерживают кровлю портика, с которого вода стекает внутрь двора; и, наконец, третий вариант S — так называемый тосканский: вода стекает наружу и отводится желобами и водосточными трубами. Происхождение этого вида каведиума соответствует его названию: оно — этрусское. Такое устройство кровли страдает, по Витрувию, тем недостатком, что вода отводится плохо, но зато над портиками образуется крытый этаж с видом на двор.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Главные разновидности каведиума
Рис. 350 
Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Атриум в виде базилики
Рис. 351

Атриум в прямом смысле слова, в виде базилики. — Вторым типом атриума является крытый двор; он изображен на рисунке 351. Центральный двор окаймлен двумя боковыми портиками, или «крыльями». В глубине — таблиниум с совершенно открытым передним фасадом, сообщающийся с внутренними покоями широким пролетом А, называемым «fauces».

Под портиками атриума помещались портреты предков; в таблиниуме хозяин дома принимал своих посетителей. Весь величавый характер римской жизни сказывается в этой просторной распланировке, объединяющей в одной ограде хозяина дома, восседающего в таблиниуме, семейные предания, олицетворенные бюстами предков, и толпу клиентов, теснящуюся в нефах атриума.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. План римского дома. План помпейского дома Пансы

 Рис. 352

Внутреннее расположение домов по древнему плану Капитолия. — Пример А рисунка 352, заимствованный из плана Рима времен Септимия Севера, изображает дом в его простейшей форме, но с двумя совершенно отдельными дворами, расположенными один позади другого в соответствии с двумя категориями служебных помещений.

Дом в Помпеях. — Чтобы пополнить наши указания сохранившимся до наших дней примером, мы приводим на рисунке 352, Р изображение помпейского жилища, дома Пансы. Этот дом не имеет атриума в форме базилики,— такой роскоши мы в Помпеях не встречаем, это просто дом с каведиумом.

Вокруг последнего (С) сгруппированы помещения, доступные для всех. Зал В, расположенный в глубине, представляет собой таблиниум. Помещения R, выходящие на улицу,— лавки. Их часто сдавали в аренду совершенно посторонним лицам, и они были абсолютно изолированы от остальной части дома. Линия X является границей части дома, отведенной для приема посетителей; дальше идут помещения для семьи.

Подвижная перегородка, образующая заднюю стену таблиниума, отделяет последний от жилых помещений, и для постоянного сообщения между обеими частями жилища служит только коридор V. В праздничные дни эту разделяющую перегородку отодвигают, и обе половины жилища сливаются в одно целое.

Помещения для семьи группируются вокруг второго двора D. Они включают, кроме жилых комнат, столовую, кухню и уборную. Помещения для рабов расположены, из соображений предосторожности, за пределами частного жилья и находятся на втором этаже. На примере рисунка 352 следы существования второго этажа сохранились только в корпусе М в глубине двора D.

Детали внутреннего устройства и убранства. — В отношении внутреннего устройства дом представляется нам в следующем виде. Каждый двор, или по крайней мере главный из них, окружен портиками с колоннами или без колонн. Главные помещения отличаются значительной высотой, как и полагается в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделены от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между этим последним и крышей служит защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж сплошь и рядом нависает выступом над улицей.

Дымовых труб не имеется. Помещения, где поддерживался огонь, имели, по Витрувию, отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарей снабжены дымовыми трубами; единственным средством отопления обыкновенных жилых помещений являлись переносные жаровни.

При кухне имеется помойная яма, по возможности сообщающаяся с канализационной сетью: она же служит и отхожим местом, предвосхищая, таким образом, способ ассенизации, все больше распространяющийся в наши дни.

Окна помпейских домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Для них употреблялись простые решетки наподобие тех, какие мы видим до сих пор в жилищах Востока. Они пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.

В некоторых домах были найдены бронзовые седалища и ложа, а также и несъемное оборудование столовых — каменные ложа, застилавшиеся матрацами. Фасады домов лишены декоративных мотивов; только в самых богатых жилищах встречается иногда дверь с профилированным импостом. В Помпеях соблюдался азиатский обычай не украшать фасадов домов и не открывать в первом этаже окон на улицу.

Внутреннее убранство состояло из мозаичных полов, мраморных фонтанов, статуэток и восковой живописи на стенах зал и внутри колоннад портиков. Помпейские дома более чем скромны. Повсюду в них чувствуется благородство и изящество, как бы освещающие самые простые предметы отблеском эллинизма.

Скученность домов в больших городах. — Помпейский дом типичен для провинциального города, где земля не представляет большой ценности. Большинство домов имеет по одному этажу, наиболее высокие — по два. Иное наблюдалось в Риме, где земельные участки были дороги. Свод законов Феодосия предусматривает (по крайней мере в IV в.) существование четырехэтажных домов, причем этажи нависали, как и в Помпеях, последовательными выступами над улицей.

Дома в Древнем Риме отделялись друг от друга стеной, проходившей между смежными владениями. После пожара Рима было постановлено, что каждый дом должен образовать «островок», отделенный от соседнего проходом, но это скоро забылось. 

Вилла

Вопрос пространства и необходимость считаться с общественным мнением ограничивали в больших городах размеры домов и роскошь их наружного убранства. Этот вопрос отпадал в загородном доме — вилле, и только там мы встречаем богатую наружную отделку частного здания.

План виллы, не учитывающий условий симметрии, совмещает в себе элементы не только обычных служб городского дома, но и базилик, терм и построек, связанных с сельским хозяйством. Жилище делается иногда двойным: одна часть, обращенная на юг, служит зимним жильем, другая, обращенная на север,— летним. Гроты или нимфейоны с фонтанами образуют убежища от летнего зноя.

В местностях с холодным климатом, как например север Галлии, зимние виллы требуют регулярного отопления. Для этого устраиваются подземные каналы, проводящие нагретый воздух. Это настоящий калорифер, подобный тому, какой мы видели при описании римских терм. Вилла в Миенне (департамент Эры и Луары) представляет интересный пример таких калориферов.

Между отдельными строениями виллы тянулся сад. Мы знаем по описаниям Плиния Младшего, что сад представлял собой цветники, разбитые на правильные площадки, украшенные фонтанами, статуями и подстриженными купами букса, но лишенные всякой общей симметрии. Так же как и в павильонах, которые они окаймляют, каждая отдельная часть симметрична, но при соединении этих частей преследуется свободное и независимое разнообразие.

Мы назвали в виде примера галло-римскую виллу в Миенне; можно назвать еще следующие виллы: в Галлии — виллу Тюи и виллу Ватон, близ Фалеза, в Англии — Бигнор в Суссексе. Неподалеку от Рима, вблизи Аппиевой дороги, сохранились развалины загородных вилл величиной с целые городские кварталы. Огромная вилла, построенная Адрианом вблизи Тиволи, объединяла в своих садах воспроизведения сооружений, которыми император любовался во время своих путешествий (Пойкилэ, Серапейон в Канопе). Там были воспроизведены даже естественные пейзажи: Темпейская долина и Пеней.

Помимо того, что нам дают развалины, мы имеем очень подробные описания вилл, оставленные нам Цицероном о его вилле «Тускулум», Плинием о вилле в Лаврентине и Сидонием Аполлинарием о вилле, которой он владел в Оверни. Подробности этих описаний вовлекли бы нас, однако, в рассуждения, относящиеся скорее к археологии, чем к истории искусств.

 

Дом в Сирии

Все вышесказанное относится, главным образом, к жилищам Запада. Перенесемся теперь в римскую Азию, в Сирию. Здесь мы не встречаем никаких греко-этрусских мотивов. Как общая концепция, так и структура зданий — чисто азиатские. Заиорданская Сирия изобилует бесчисленными примерами восточных жилищ, сохранившихся даже лучше помпейских. Дома Гаурана и Леджаха дошли до нас по большей части почти не тронутыми и не только пригодными для жилья, но и населенными. Ни одна часть этих построек не подвержена разрушению: стены и потолки исполнены из базальта; двери представляют собой базальтовые плиты, ходящие на базальтовых пятниках; окна сделаны также из ажурных базальтовых плит; все же здание покоится на базальтовой скале. Значительная часть Гаурана совершенно лишена лесов, и постройки целиком выводятся из материалов, не боящихся времени. На рисунке 353, А приведен пример такого дома: потолки состоят из плит, опирающихся на арки.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Заиорданская Сирия

 Рис. 353

В других местностях, где, хотя и редко, но все же встречается лес, придерживаются смешанной системы, показанной на рисунке 353, В: нижний этаж имеет каменный потолок, верхний — деревянную кровлю.

Эти дома рассчитаны в основном на жаркий климат и представляют собой прежде всего убежище от зноя. Комнаты едва освещены узкими оконными пролетами. К этим замкнутым помещениям примыкают совершенно открытые портики; обитатели дома имеют, таким образом, выбор между полной тенью или открытым воздухом и ярким светом. На разрезе В показан портик или веранда, служащая кровлей и защищающая стены от непосредственного действия солнечных лучей. В ее декорации преобладают греческие мотивы.

Внутреннее расположение этих сирийских домов нисколько не свидетельствует о гаремной жизни; в силу греческих традиций, а главным образом под влиянием христианских идей, господствовавших в этих местностях в течение первых веков, жилье семьи менее обособлено и изолировано. Мы видим в этом прежде всего след гостеприимных нравов и заботливого внимания восточных народов к гостю. В комнаты второго этажа обычно ведут две лестницы (А): гость может подняться по наружной лестнице непосредственно в свое помещение, чем ему предоставляется полная свобода, а для внутреннего сообщения с жильем хозяев служит только внутренняя лестница.

Дворец

Бросим теперь беглый взгляд на дворцы — жилища императоров и сановников империи. Как и жилой дом, дворец имеет очень различный характер на греко-этрусском Западе и на полуперсидском, полугреческом Востоке.  На рисунке 354 приведено два примера императорских жилищ: Палатина — на Западе и дворца в Спалато — на Востоке.

Архитектура Древнего Рима. Городской дом. Два типа императорских жилищ: Палатина — на Западе и дворца в Спалато — на Востоке

 Рис. 354

Примечание: Шуази противопоставляет довольно скромный дом Августа на Палатине роскошному дворцу Диоклетиана в Спалато, рассматривая первый как явление, характерное для римского Запада, а второй — для Востока. По этому поводу следует отметить, что отмеченное Шуази различие должно быть объяснено не в географическом, а в историческом плане. Во время начала принципата, т. е. в эпоху Августа (30 г. до н. э.—14 г. н. э.) и Тиберия (14—37 гг. н. э.), императоры живут в довольно скромных жилищах. Но уже Калигула (37— 41 гг. н. э.) сооружает себе более пышный дом, а Нерон (41—70 гг.) и Домициан (83—98 гг.) строят себе громадные дворцы.

С этого времени обычной резиденцией императора является пышный дворец, независимо от того, сооружается ли таковой в Риме, как это сделал правивший почти за столетие до Диоклетиана Септимий Север (193—211), или на Востоке, как это имело место с уже упоминавшимся дворцом в Спалато Диоклетиана (284—305). G. Roissier. Promenades archelogiques. Rome et Pompei, Paris, 1887, p. 89).

Палатин Августа является просто довольно скромным домом, остатки которого вошли в виде оснований в позднейшие надстройки Флавиев. Пышные здания начали воздвигать только при Веспасиане. Единственная дошедшая до нас часть здания, отведенная для представительства (Р), отвечает во всех отношениях традиционным планам: атриум, залы для ожидания и аудиенций, причем все помещения широко открыты.

Спалато же — азиатский дворец и хранит отпечаток недоверчивости и замкнутой жизни его обитателей. Здание (S) расположено на берегу Адриатики, но главный вход направлен не к морю, а в сторону садов (R). Приемные аппартаменты группируются вокруг входа R; отдаленная часть В с видом на море была, по-видимому, занята гаремом. В Т помещался храм, в О — гробница, которую приготовил себе Диоклетиан.

Другая особенность Спалато заключается в том, что дворец представляет собой укрепленное жилище. Угроза варваров требовала мер обороны. Здания не рассеяны, как в вилле во времена Антонинов, но собраны, окружены стеной с башнями и с подземным ходом, доступным со стороны моря. Спалато — нечто среднее между сералем и феодальным замком. К этому же типу относятся восточные дворцы в Аракэль-Эмире и Машите. Дворцы в Арле и Трире принадлежат к типу Палатина.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Количество просмотров публикации ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ - 569

 

Жилых зданий в Древнем Риме было два типа: domus и insulae.

Домус(илл. 88, 89)- особняк, сельский по своему происхождению, жилище для одной семьи, в базе своей прямоугольное в плане строение, имевшее самостоятельные выходы на улицу.

Основные структурные элементы среднестатистического домуса: атриум, имплювий, таблинум, перистиль, огород (сад).

Атриум. С ранних республиканских времен домус представлял собой дом с большой ком­натой, в центре которой был очаᴦ. Из-за копоти от очага, осœедавшей на стенах и потолке, это помещение стало называться атриумом (от лат. ater - закопченный). Вокруг атриума располагаются иные, в основном служебные помещения.

Атриум всœегда оставался центральной залой, которая соединяла между собой всœе отдельные части жилища. Главная функция атриума – чтобы свет достигал всœех помещений дома, так как сам по себе дом не имел других окон кроме тех, что выходили во двор. Размещено на реф.рфВ атрий сходилась обедать вся семья, заниматься домашней работой. В нем приносили жертву Ларам, держали ларец с деньгами. По традиции, до конца республики в атрии стоял ткацкий станок. В атрии собирались клиенты, в нем принимали посœетителœей, вели деловые беседы (илл. 90).

Бассейн (имплювий). Дым от очага выходил через отверстие в потолке – комплювий (compluvium). Через указанное отверстие дождевая вода стекала в бассейн (имплювий), устроенный в полу атриума.

Таблинум. В глубинœе атриума располагалась центральная комната – таблинум – где жили хозяева.

Перистиль. Постепенно со 2 в. до н.э. - под греко-малоазийским влиянием - вся жизнь семьи стала сосредотачиваться в новой главной части римского дома - перистиле - открытом пространстве, окруженным со всœех (или с двух) сторон портиками с колоннужной. Чаще всœего в центре углубленного в землю пространстве под световым колодцем перистиля располагался большой фонтан, вокруг - фонтаны поменьше.

В случае если перистиль завершался глубокой нишей, центр которой сос­тавлял фонтан, а саму нишу омывал бассейн, то данное сооружение римляне называли нимфей, которых было много и частных, и в об­щест­венных домах по всœей империи. Колонны, фонтаны и ниши были раскрашены или покрыты штукатуркой под мрамор.

Сад. Сад является неотъемлемой частью дома, но носил в большей степени характер огорода. Под влиянием завоеванных Греции и Востока ʼʼогородʼʼ превращается в сад удовольствий. Сад был продолжением особняка и устроен так, чтобы обеспечить владельцу покой во время прогулки или отдыха. С эпохи Августа приходит мода стричь сады так, чтобы они образовывали определœенный рисунок – от инициалов владельца по бытовых сцен. Можжевельник окантовывал бордюра аллей, вдоль которых росли благовонные цветы, миртовые деревья стриглись в форме беседки, плющ обвивал колонны. Каменные горки с цветами, сверхмодные и популярные искусственные гроты с фонтанами. Модным было, чтобы ручей пересекал сад.

Городские domus атриумного типа строились по сельскому образцу.

Строительство жилых домов с каменными стенами начинается в Риме во второй половинœе 6 в. до н.э.

Входные двери обыкновенно были двустворчатые и открывались внутрь. Звонком в дверь служили молоток, кольцо или колокольчик. Снаружи дом запирался замком (типа висячего), изнутри - засовами из желœеза или дерева.

Двери с внутренней стороны держали на запоре, к ним был приставлен привратник. Чтобы он не мог уйти, его приковывали к стене. При входе посœетителя встречала живая собака, иногда - ее мозаичное изображение с над­писью cave canem. Или мозаичная надпись на пороге: “Salve”.

Вместо номеров домов были надписи - обыкновенно писалось имя хозяина. К этому прибавлялась еще какая-нибудь формула, имевшая значение доброго предзнаменования, изречение или магические слова, которыми отвращалась опасность пожара. В праздники двери украша­лись зелœеными ветвями, цветами и горящими светильниками.

У входа в дом близ наружной двери или около кухни обычно стояли прислоненные к стене лестницы с перилами.

В богатых домах атриум отделялся - кроме двери - прихожей (коридором). Замкнутый с обоих концов, коридор представлял собой переднюю: здесь клиенты ждали допуска к патрону, ликторы оставляли свои атрибуты (в домах магистратов), в случае траура - выставлялся кипарис для предупреждения посœетителœей и прохожих. Направо и налево от прихожей вдоль улицы обыкновенно устраива­лись конюшни или помещения для лавки, отдававшейся внаем.

В случае если дождей долго не было, имплювий запол­няли водопроводной водой. Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом. Её черпали через отверстие, оформ­ленного в виде невысокого круглого колодца. Имелся также сток на спуска на улицу грязной воды.

До появления отдельной кухни рядом с имплювием складывали очаᴦ.

Летом в качестве защиты от солнца горизонтально над отверстием крыши растягивалась velum.

Пол в атриуме 4-3 вв. до н.э. был сделан из толстого слоя цемента или даже глины, смешанной с кусочками кирпича, черепицы, раковин. Стены белились известью и раскрашивались узорами.

Перпендикулярные к стенам перегородки образовывали вокруг атриума ряд загородок для помещений, ставшие со временем отдель­ными комнатами. Римляне не любили строить жилые комнаты на улицу, так как за неимением стекол не были почти никакой возмож­ности устраивать настоящие окна в наружной стене (по крайней мере в нижнем этаже).

При входе в атриум напротив дверей стояло брачное ложе. Это была высокая (взбирались на нее при помощи лестницы) роскошно украшенная большая кровать. Позднее, когда для родителœей стали устраивать особую спальню, стоявшее в атриуме брачное ложе при­обрело символическое значение.

Далее помещался очаг, олицетворявший собой дом, и алтарь домашних богов. Первоначально им служил камень, на котором приготовлялась пища. Прежде чем приступить к трапезе, на камень клали первый кусок пищи, прежде чем пить, у него совершали воз­лияние. В бедных жилищах очаг имел вид каменной или кирпичной четырехугольной плиты, возвышавшейся на несколько сантиметров над полом. У богатых - маленькое сооружение, похожее на алтарь, полукруглой или четырехугольной формы высотой более метра. Наверху была устроена впадина для разведения огня, а с боку или внизу отверстие, через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вытекали возлияния, а также кровь и сок жертвоприношений.

Вокруг домашнего алтаря помещались лары - духи-покровители рода. Иногда алтари были прислонены к стене перед нишами или стояли отдельно около имплювия. Позднее алтарь стал служить только украшением, так как появилось особое святилище lararium, в котором совершались обряды домашнего культа. А в комнатах вокруг алтаря стали жить только рабы или в них устраивались кладовые.

Со временем, когда хозяева стали устраивать отдельные спальни, ниша в атрии получила название tablinum - большая комната͵ имев­шая сообщение только с атриумом и не отделявшаяся перегородкой. Обычно он помещался против коридора, так что оттуда можно было видеть всœех входящих и выходящих. Сначала таблинум служил сто­ловой, позднее перешел в исключительное пользование отца семей­ства. Здесь он помещал изображения пенатов, хранил деньги, бумаги, книги. Главенствующее место в таблинуме имел большой металли­ческий или деревянный сундук, обитый пластинами или гвоздями. Он стоял по правую сторону у стены или пилястра, был заперт и опеча­тан. Отец семейства мог уединиться в таблинуме при помощи зана­весок, портьер, деревянных ширм или подвижных перегородок.

С появлением перистиля таблинум остался кладовой семейных документов и кабинœетом домовладельца, но задняя стена исчезла. Таблинум стал служить широким коридором, соединявшим атриум и перистиль, как и устраивавшиеся коридоры по левую и правую стороны от него.

Направо и налево от табинума были симметрично расположены две комнаты (бывшие повети), отделявшиеся обыкновенно поднятыми занавесями - так называемые alae - крылья. Οʜᴎ служили парадными комнатами для удобного приема гостей, меблированные главным образом стульями с подушками, креслами и табуретами. Здесь поме­щали самое почетное в доме - трофеи, imagines предков - восковые маски, размещенные в стоявших у стен шкафах таким образом, чтобы по ним можно было проследить родословную хозяина. Под каждой маской была небольшая хвалебная надпись.

Особых комнат для мужа и для жены не было.

Кухня помещалась в самом конце дома - от запахов и уменьшения опасности пожара. Рядом с кухней - маленькое помещение, а иногда простое углубление в стене - туалет.

Часто устраивали выступавший над тротуаром балкон. Позднее в этих комнатах второго этажа спали рабы или отдавались жильцам. Для обогрева исполь­зовались переносной бронзовой жаровней, которую разжигали во дворе и вносили с уже недымящимися углями в комнаты.

Вокруг колоннады перистиля были столовые, в богатых домах - несколько, крытые и без потолка. Эти помещения носили греческое название triclinium (вокруг стола было три скамьи для возлежания, располо­женные в виде буквы П).

Затем шли спальни для дневного и ночного отдыха. По обычаю, они были небольшие, часто не имели другого отверстия, кроме двери, иногда заменявшейся портьерой. Перед спальней часто устраивалась передняя, где постоянно находился раб. Кровати помещались в алькове или углублении в стене.

В богатых домах вокруг перистиля были: особые залы для бесед - exedra (с потолком - для зимы, открытые - для лета), библиотеки, картинные галереи и ванные.

В библиотеках в стенах устраивались ящики, над которыми обы­кновенно был пюпитр, прикрепленный к стене или даже вделанный в нее. Каждый ящик разделялся на несколько отделœений посредством перегородок. В пронумерованные отделœения помещались книги-свит­ки. Все деревянные части делались из драгоценных пород дерева. Украшению библиотеки способствовали статуи и бюсты муз, Апол­лона, Минœервы и знаменитых поэтов. Обычным дополнением библио­теки служила пинакотека - картинная галерея.

Стены домов покрывались штукатуркой и украшались фресками. Самыми распространенными мотивами росписей были плоды, цветы, маленькие гении, которые бегают, пляшут, поют, ловят рыбу, столяр­ничают, собирают виноград, пьют, танцовщицы, акробаты, мифологи­ческие сцены. Были сюжеты, заимствованные из домашней жизни и роспись под кессоны. Во временя Сенеки свод любили украшать стек­лянными пластинками.

Пол устилался тщательно пригнанными цветными камнями и мраморными плитами, из которых составлялись геометрические фи­гуры, или кусочки разноцветного мрамора, вдавленного в цемент, изображал какой-нибудь предмет. В домах бедняков пол покрывался слоем глины, смешанной с черепками.

В начале 4 в. н.э. (эпоха Константина) в Риме насчитывалось 1790 домов-особняков (domus - собственных домов, где жили только хо­зя­ева) в среднем по 30 человек, включая рабов, в каждом и 46602 insulae, в среднем по 40 человек в одной.

Посмотреть (и даже потрогать) подлинные фрагменты архитектурного убранства из знаменитого итальянского города Помпеи можно, доехав до… Петродворца и посœетив в нем не так давно открывшийся для посœетителœей Царицын павильон (илл. 90-а), построенный для жены Николая I (в связи с этим так и названный). В облике павильона отразилось увлечение древнеримской гражданской архитектурой, охватившее после открытий, сделанных в Помпеях, многих европейских зодчих. Автор проекта архитектор А.И.Штакеншнейдер лично ездил в Италию в Помпеи проводить замеры. Черты, характерные для помпейского дома, особо проступают в планировке павильона: среднее помещение имеет квадратный мраморный бассейн с фонтаном и остеклененный фонарь в потолке (как в атриуме), гостиная с четырьмя колоннами схожа с перистилем. Пол в столовой украшен подлинной античной мозаикой. В северном участке сада и находятся упомянутые подлинные помпейские фрагменты (илл. 90-б).

Инсула(илл. 91, 92).

Инсула - многоквартирный дом со множеством не связанных между собой семей, без отдельных выходов на улицу, стал распро­страняться в эпоху ранней империи.

Между многоквар­тирным и многоэтажным домом древние не видели принципиальной разницы - и термин insulae был перенесен на данный тип дома (илл. 98).

Характерные черты инсулы.

Наличие нескольких этажей, обычно 3-4-х. (Август запретил возводить здания, выходившие фасадом на улицу, выше 20 метров; правда, впоследствии это не соблюдалось). На каждый этаж с улицы ведет своя широкая, со ступеньками из кирпича или травертина, лестница. Окна смотрят на улицу или во внутренний двор. Размещено на реф.рфКирпичная кладка не штукатурилась. Балконы. Перед лавками первого этажа часто идет портик. Уборных (в Риме) не было, пользовались общественными, мусор и нечистоты выносили, а то и просто выбрасывали из окна на улицу.

В инсулах на второй этаж, где селились всœегда наиболее состоятельные люди, вели отдельные широкие лестницы, на третий этаж поднимались, как правило, по внутриквартирным лестницам со второго, на четвертый и выше – вели узкие лестницы, входы на которые размещались с другой стороны дома.

Пяти-шести этажная инсула могла вместить до четырехсот жильцов.

Площадь квартир была разной. В Остии, к примеру, многокомнат­ные квартиры, в т.ч. двусторонние или соединœенные с верхним этажом, были от 100 до 150 кв. метров. В каждой квартире - одна или две парадные комнаты, широкий, до четырех метров, коридор, потол­ки высотой до 3,5 метров. Но...

Обилие света и воздуха в просторных комнатах приятно в хоро­шую погоду. Осенью и зимой от мороза и дождя защиты не было. Стекло было дорого, его использовали преимущественно в банях. В раму вставляли слюду, но чаще всœего окно закрывалось деревянными ставнями. Вместе с тем, дрова стоили дорого. Жаровня чадила, све­тильник давал обильную копоть.

Были и еще причины неуютности жизни в инсуле. За жильцами и главным арендатором следил специально поставленный хозяином раб - инсулларий. Вещи въехавшего жильца считались отданными хозяину в залог, как обеспечение регулярности внесения квартирной платы, которая повышалась каждые полгода и была в четыре раза выше, чем в остальной Италии. В случае неуплаты хозяин имел право забрать себе те вещи, которые находились в квартире жильца постоянно. Или снять деревянные ступеньки лестницы, ведущей к нему в квартиру: должник пребывал в "блокаде" до тех пор, пока не уплачивал положенную сумму. В случае продажи дома новый владелœец имел право выселить жильцов, как и снести.

Скученность и теснота в жилых зданиях (как и на улицах) имели свои глубинные причины. С самого начала римское архитектурное мышление отличалось от греческого. Теснота и жилища-ульи - два слагаемых единого ощущения жилой среды. Быть всœегда на людях, принадлежать к плотной живой массе сограждан, вмешиваться и растворяться в них воспринималось императивно. Ведь сами боги научили ранних римлян "...строить дома, сочетая жилище свое воедино с крышей другой". С другой стороны, деловой люд не имел возможности жить в пригородах: не было транспорта и был запрет ездить по улицам с наступлением темноты.

Страбон заметил, что дома в Риме "строятся непрерывно по причинœе обвалов, пожаров и перепродаж". Техника строительства часто нарушалась. Для шестиэтажного дома, к примеру, закладывали неглубокий фундамент, для цемента брали не красную пуццолану, а более дешевую и лежавшую на поверхности - темно-серую, внутренние перегородки плели из хвороста͵ использовали необожженный кирпич и т.д. Случались землетрясения и обильные разливы Тибра.

Отопление домов горячим воздухом римляне знали, но проводили его не выше первого этажа. Обогревались же жаровнями, для освеще­ния использовались светильниками и свечами. Отсюда частые пожары (несмотря на законодательное предписание каждому жильцу иметь запасы воды).

Деревенская усадьба

Усадьба (villae rusticae) представляла собой прямоугольник, окруженный со всœех сторон постройками. Οʜᴎ тесно примыкали одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену. Над всœеми строе­ниями шел опиравшийся на столбы навес. Во дворе был обязательно источник с водой. В теплое время года пищу готовили во дворе.

Домашняя обстановка(илл. 93).

С 3 в. до н.э. Рим знал два вида ложа lectus (каменный лежак) и grabatus - кровать с рамой, затянутой ременной или веревочной сет­кой, на которые клался матрас.

Деревянная кровать стояла на четырех ножках, каждая пара кре­пилась поперечиной, в качестве сетки натягивался частый ременной переплет. Ножки вытачивались, иногда из кости, и покрывались узо­ром или обивали бронзой. Ею же отделывали изголовье, где помеща­лись фигуры или части тел животных; очень часто там находилась голова осла. Для облицовки (тонкими листиками) кровати брали се­ребро, золото, слоновую кость и панцирь черепахи. Отделывали кровати также деревянными фанерками, преимущественно из клена. Были кровати обитые бронзой и целиком из бронзы (94).

Матрас и подушки набивались обработанной и крашеной шерс­тью. В начале империи стали употреблять перья и особенно гусиный пух. Бедняки могли довольствоваться сушеными речными водоросля­ми. Наволочки были полотняные и шелковые. Одеяла были дорогими, в т.ч. сшитых из кротовых шкурок. Иногда клали двойное пок­ры­ва­ло. Пользовались популярностью вавилонские одеяла с вышивка­ми и затканные пестрым узором египетские.

Все виды мебели, предназначенной для сиденья, обозначало слово sella.

Стулья со спинкой назывались cathedra, их спинки в виду полу­круга и сиденья снабжались мягкой подушкой. У кресла домовла­дельца - solium - богато украшенная спинка доходила до высоты плеч и иногда возвышалась над головой сидящего, массивные ручки, высо­кие ножки или крепкие подмостки. Стулья с выгнутыми ножками и сильно откинутой назад спинкой считали предназначенной для жен­щин. Стулья без спинок с вогнутым сиденьем предназначались для ремесленников, школьиков и солдат.

Частью римской мебели было sella curulis - курульное кресло - табурет с плоским сиденьем из слоновой кости, позднее из металла, без спинки, на кривых ножках, которые перекрещивались в виде буквы Х. Право сидеть на нем принадлежало лишь консулам, преторам и пропреторам, курульным эдилам, диктаторам, начальникам конницы, позднее и квесторам, из жрецов - фламину Юпитера.

Sudsellium представлял собой довольно низкую скамью, на которую садились рядом народные трибуны или плебейские эдилы. Bisellium - двуместная скамейка без спинки, предназначенная для муниципальных декурионов.

В центре атрия на самом освещенном месте около комплювия стоял картибул (от carto-tabulum - "стол для котлов") - тяжеловесный с каменной или деревянной продолговатой доской стол с каменными ножками. Их высекали в виде пилястров или колонн с канелюрами и фризом. Ножки могли заменяться сплошной мраморной плитой. Она обязательно заканчивалась крылатыми чудовищами (грифонами) с мощными львиными лапами. Пространство между фигурами запол­нялось традиционным растительным орнаментом.

В древние времени римляне ели сидя, потом распространился обычай возлежать за столом (в связи с этим столы были низкими) (илл. 97). С этой целью вокруг четырехугольного стола помещались три низких ложа, четвертая сторона оставалась открытой (для подачи еды). На каждом ложе помещалось три человека, в случае если ели более девяти человек, накры­вались дополнительные столы. В конце республики стали входить в моду круглые столы - в данном случае прямые ложа заменялись одним полукруглым, называвшимся sigma. Ложа покрывались мягкими поду­ш­ками и коврами.

В 1 в. до н.э. в моду вошли делавшиеся из "цитруса" круглые де­ревянные обеденные столы на одной ножке из слоновой кости. Стоили эти столы сотни тысяч сестерций. Как правило, верхняя доска состояла из двух половинок. Достоинством "цитруса" были его красновато-ко­ричневая окраска и рисунок древесины: "тигровые" длинные полосы, пятнистость пантеры, завитки, напоминавшие "глазки на павлиньем хвосте".

Кроме обеденных у римлян были небольшие переносные. Обычно у ложа стоял столик с одинаковой с ним высоты на трех-четырех деревянных, каменных или металлических ножках, обычно изящно изогнутых и оканчивающихся козьими копытцами. Верх столика делался из дорогих камней, металла или дерева. А найденный в Помпеях сделан в виде круглой корзины, покоящийся на головах трех сатиров. Часто стол обкладывался только фанерой дорогого дерева.

Имелись раздвижные столики, их делали выше или ниже с помо­щью скреп, ходивших на шарнирах.

Специфика одежды римлян была в том, что ее нужно было склады­вать, а не вешать. По этой причине на первом месте был сундук, затем шкаф. Сундуки были объёмны, их делали из бука, кипариса, липы и обивали бронзовыми или медными платинами, порой с добавлением литых фигурок. В шкафах ученые складывали свои свитки, а ремесленники - свой товар.

В комнатах, под портиками, в саду римляне расставляли вазы, имевшие формы кратеров, амфор, урн и патеров и изготовлявшиеся из порфира, мрамора, бронзы, других ценных металлов и пород.

Наибольшим своеобразием отличалась этрусская керамика (илл. 97-а). Главное касалось формы. Это и причудливая по облику посуда с ручками, уподобленными человеческой фигуре или какому-нибудь существу, формы кувшинов, напоминающие животное, птицу, растение или плод. Посуда 7 в. принято называть импасто и буккеро. Она изготовлялась на гончарном круге, имела красную или черную (цвет глины) поверхность, отполированную с помощью лощения.

Домашнюю утварь, в особенности посуду, ставили на треножник. Их ножки имели, как правило, на конце вид лапы с когтями какого-нибудь животного и были украшены листьями или скульптурными изображениями, верх был плоский или представлял собой впадину.

Римское ведро имело украшения по краям. Блюда чаще всœего были глиняные, а были и из металла чеканной работы. Особенно ценилась посуда из янтаря и хрусталя. Для черпания и наливания жидкостей использовали металлические посуды. Ручки украшались по краям и посœерединœе масками, фигурками и пальмовыми листьями. Кувшины, из которых после пира лили воду на руки или совершали возлияния, а также хранили вино, снаружи были гладкие или покры­тые чеканкой. Для хранения вина также использовались глиняные амфоры, зарывавшиеся наполовину в землю или прислонявшиеся одна около другой вдоль стенки.

Жаровни были бронзовые и глиняные (илл. 95). В сельских домах помеще­ния обогре­ва­лись с помощью глинобитных печей. Для отопления терм и домов в северных провинциях устраивали гипокаусты (илл. 61).

Первоначально римляне употребляли для освещения своих жилищ факелы из воска и сала, а позже смолистые лучины. Масляная лампа из бронзы или глины (lucerna) состояла из резервуара (круглого, выпуклого или эллиптического), шейки и ручки. Были лампы от одной до двенадцати горелок. Резервуар и горлышко украшались рельефами. Некоторые лампы стояли на нише, имевшую, к примеру, форму ноги, обутой в сандалию. Имелись стойки, к которым прикреплялось сразу несколько ламп (илл. 96).

В больших помещениях лампы ставились на подставки, подвеши­вались к потолку. Такая лампа обыкновенно ставилась на подставку в виде колонны высотой до двух метров, чаще в виде древесного ствола. Этот стержень опирался на базис, чаще всœего сделанный в виде трех ног какого-нибудь животного, сверху была маленькая капитель или человеческая фигурка, поддерживавшая диск, на который и ставилась лампа.

Существовали фонари - латерны для освещения входа в дом или для вечерних прогулок.

referatwork.ru

Жилая архитектура Древнего Рима | Искусство Древнего мира

Римскую культуру отличает более глубокая, чем в эллинистических городах, кровная привязанность к дому как фундаменту общественного и личного благоденствия. Римское «искусство жизни» — роскошное украшение домашних покоев должно было служить обрамлением жизни, приносить обитателям радость, и возвышать их дух гордым осознанием красоты, которой они себя окружили. Жилая архитектура — виллы и инсулы — наглядно демонстрировала социальные полюсы римского общества.

Виллы

Наружные стены были глухими, внутри ранний римский жилой дом распадался на два комплекса помещений. Центральной частью одного из этих комплексов являлся эллинистический перистиль (открытый дворик), другого — этрусский атрий. Атрий — главное помещение дома. Здесь расположен очаг (атрий — чёрный, закопчённый), бассейн (имплювиум), куда из отверстия в крыше стекала священная небесная вода, алтарная полка. Атрий со всех сторон был окружён комнатами, выходившими на него дверями.Таблинум — главное парадное помещение, соединявшее помещения вокруг перистиля с помещениями вокруг атрия. В императорский период выделяется два вида вилл: вилла урбана — роскошная загородная резиденция богатых людей и вилла рустика, которая была центром фермерского хозяйства.

Монументально-декоративная живопись

В помпейских домах хорошо сохранилась внутренняя декоративная живопись, которую традиционно делят на четыре стиля. Роспись первого стиля — «инкрустационного» (республиканский период) была всего лишь имитацией мраморной облицовки.Роспись второго – «перспективного», иллюзорно воспроизводит карнизы, ниши, монументальные пилястры, которые как бы раздвигают стену и создают впечатление величавой архитектуры и простора, давая каждому римлянину ощутить себя императором в пределах собственной виллы.

В третьем стиле – «канделябрном» («орнаментальном») медальоны, небольшие картины, а то и некоторые фигурки красивыми отпечатками ложатся на стену среди лёгких трельяжей в гирляндах и цветах, создавая в покоях нарядную уютность. Стена восстановлена, внутреннее пространство изолировано от внешней среды, что дает хозяевам ощущение некоей психологической разгрузки.

В росписи четвёртого стиля – «иллюзорного» преобладают феерические архитектурные композиции с балконами, галереями, театральными декорациями и дворцовыми фасадами, которые поражают воображение своей фантастической роскошью. Как писал архитектор Витрувий, вся эта живопись была «отделкой стен», то есть живописью декоративной, просто приятным для глаз убранством комнат, рассчитанным на эти покои и создающим в них предназначенное настроение, изобразительному началу здесь предоставлялась подчинённая роль.

Инсулы

К концу I в. до Р. Х. население Рима насчитывало почти миллион человек, и большую часть населения составляли торговцы, чиновники, ремесленники, которые жили в инсулах. Инсула (остров) — многоэтажный (от 4 до 7) жилой дом с квартирами и комнатами, приготовленными для сдачи внаем. Они относились к массовой застройке древнеримских городов — в I в. до Р. Х. число инсул в Риме достигало почти 50 тысяч.

Чтобы избежать катастроф, император Август определил предельную высоту здания как 21 м, а Траян — 18 м. Инсулы строились из кирпича, крыши делались черепичные. Первые этажи были отведены под лавки (таберны). Другие этажи занимали квартиры. Каждая из них имела в себе три комнаты, которые примыкали к коридору, перпендикулярно расположившемуся к наружной уличной стене. Но лишь одна из них, несколько большая по площади, и коридор имели окна на улицу. Две другие комнаты, расположенные одна за другой в глубине квартиры, были тёмными и, по-видимому, служили спальнями. Нижние этажи инсул снимали состоятельные граждане: в таких квартирах были высокие потолки (до 3,5 м) и широкие окна, защищенные плотными ставнями. Начиная с третьего этажа, квартиры предназначались для бедняков, высота потолков была такая, что люди даже ходили согнувшись.

инсула

инсула

Похожие записи

ancientart.ru


Смотрите также