Список демонов ада: имена, описание, изображения. Демоны древние
Список демонов ада: имена, описание, изображения
Мистика - интересная вещь. В нее можно верить или не верить, замечать на каждом шагу или не видеть немного таинственного даже в самых необычных вещах. А тем не менее она у всех на слуху. Вот, скажем, демоны. Реалисты хоть и посмеются, а все же знают, что это такое. И в ночную тьму, когда ненужные мысли лезут в голову, волей-неволей тоже подумается: а может, правда, существуют? Найти список демонов ада с фото, конечно, не получится - да и не докажет это ничего, а все же поинтересоваться порой весьма полезно.
Демонология - культурное наследие народов мира
Конечно, это все лирика, а кроме того, личное дело каждого. Но подобные рассказы и мифы, легенды, передающиеся из поколения в поколения, страшные сказки, зачастую сходны в некоторых трактовках. Все они сводятся к одному названию - демонология. Мифы демонологии очень древние. Некоторые имена демонов, которые можно почерпнуть из нее, превратились в имена нарицательные, другие - дали вдохновение для персонажей литературы, изобразительного искусства и театра.
Мистика вообще всегда вдохновляла творцов. Это - огромный пласт, в котором старое можно сколько угодно показывать в новом свете и каждый раз удивлять.
Кроме того, демонологию в ее привычном смысле можно считать наследием культуры в той же мере, как и другие мифы.
Демонология, кроме всего прочего, включает в себя список демонов ада. Имена обычно расставляются в алфавитном порядке или по демонической иерархии.
Христианская демонология
Христианство представляет демонов как падших ангелов. Первый, и самый главный из них, конечно, Люцифер - бывший ангел, прекраснейший из них, посмевший возомнить себя самим Богом. Дальше христианская демонология разделяется на две ветви: первая повествует о том, что Люцифер ответственен за творение остальных злых духов, вторая отрицает возможности Дьявола творить, оставляя данный процесс только за Богом, а значит, иные демоны - также падшие ангелы, только более низкого ранга, те, которые преклонились перед Люцифером сами.
Вообще Люцифер - самый известный и самый неоднозначный образ в демонологии. Ему же приписывают имена Дьявола и Сатаны, он же является Властителем Ада, хотя в то же время указывается, что он заперт в своем королевстве, и его же слуги распаляют жар, в котором он горит. В любом случае, если рассматривать список демонов Ада, имена которых расставлены по иерархии, Люцифер будет на первом месте.
Злые духи или бездушные существа?
Интересная дилемма насчет наличия души у демонов: по христианской демонологии само название бесспорно указывает, что, разумеется, есть. Другие же источники несколько различаются по мнению в этом вопросе.
Так, например, есть теория, что падшие ангелы - это высший ранг демонов, самые главные и самые сильные из них. Остальные же - это души людей, попавших в ад и превратившиеся в злых духов. По этой теории получается, что душа у демонов все-таки есть.
Другая теория исходит из того, что демон оттого и демон, что он бездушен. Потому у них и черные глаза - ничего не отражающее зеркало души. Объяснение у теории такое, что демоны не умеют чувствовать. Вследствие всего этого человек, попавший в ад за свою греховность, страдает там веки вечные, и выбраться ему не представляется возможным даже в виде демона.
Демоны ада: список имен
Как видно, вопросов насчет демонологии существует много. Почти все из них имеют неоднозначные ответы. Есть ли что-то в этой псевдонауке определенное? Как ни странно, это имена. Так, знамениты демоны ада, список имен которых составляли демонологи: среди них есть те, которые известны из литературы даже тем, кто в общем-то далек в своей жизни от мистики, есть такие, которые напрямую связаны с библейскими событиями, а есть и те, которые могут весьма удивить своей необычайностью и в то же время подробной историей. Ниже представлен иерархический список демонов в демонологии.
Люцифер (ивр. לוציפר; лат. Lucifer) (свет несущий) - Властитель Ада. После того как Люцифера низвергли с небес, его облик из прекрасного ангельского сменился на безобразный: красная кожа, рога и темные волосы. За его плечами огромные крылья, а каждый палец венчает остроконечный коготь. Сила дьявольская огромна, ему подвластно все в Аду, и все в нем ему поклоняется. С образом Люцифера связывают такие характеристики, как свобода (восстание), гордыня и познание. После падения с небес приобрел имя Сатаны. К грехам этого демона прежде всего приписывают попытку заполучить Божий престол, но также и то, что именно Люцифер подарил людям знание. В христианской демонологии его именем также является и Дьявол.
Касикандриэра - жена Люцифера. Повелительница Ада. Упоминается в малом количестве источников.
Астарот (лат. Astaroth; ивр. עשתרות) - первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве. Знаменитый Воланд, к примеру, во многом похож на Астарота. К характеристикам правой руки самого Сатаны причисляют возможность сделать человека невидимым, подарить власть над змеями, а также ответить на любой вопрос.
Астарта (ивр. עשתורת) - жена Астарота. В некоторых источниках образы демонических мужа и жены сливаются в одного падшего ангела под именем Астарт. Написание обеих имен на иврите идентичны. Древние финикийцы называли Астартой богиню войны и материнства.
Вельзевул (ивр. בעל זבוב, Beelzebub) - Повелитель мух, демон Власти, командует легионами Ада. Имя Вельзевула также небезызвестно: оно иногда также называется как еще одно имя Дьявола. Этот демон чрезвычайно могуществен и считается соправителем Люцифера. Вельзевула иногда отождествляют с грехом чревоугодия, путая его с другим демоном - Бегемотом. Быть может, это потому, что облики, принимаемые Повелителем мух, разнообразны: от трехголового демона до огромной белой мухи. Данное прозвище, в свою очередь, имеет две возможные истории: считается, что Вельзевул наслал с мухами чуму на Ханаан, также причина может быть такой, что мухи ассоциируются с мертвой плотью.
Буфовирт - жена Вельзевула.
Лилит (ивр. לילית, лат. Lamia) - первая жена Адама. Легенды о ней различны: ее называют и первой женщиной до Евы, которая была создана уже после Лилит, по ее внешности, но с нравом покорным. По этой теории, Лилит была создана из огня и потому была свободолюбивой, строптивой. Другая легенда называет первую демоницу змеей, которая также была в союзе с Адамом и, приревновав его к Еве, соблазнила ее Запретным Плодом. В средние века Лилит величали Духом ночи, причем являться она могла то в образе ангела, то демона. В некоторых источниках эта демоница - супруга Сатаны, ее уважают и чтят многие демоны. Список имен женских начинала бы именно Лилит.
Аббадон (ивр. אבאדון; лат.Abaddon) (погибель) - другое имя Аполлион. Властелин Бездны. Демон смерти и разрушения. Его имя также порой используется как еще одно имя Дьявола. Падший ангел, истребляющий все вокруг себя.
Перечислены главные демоны, занимающие высшие посты в Аду и принимающие зачастую человеческий облик. Большинство из них - падшие ангелы. Это очень могущественные демоны. Список имен на латыни дублируется русскими и древнееврейскими (на иврите) названиями.
Демоны-существа
Кроме падших ангелов, существуют еще демоны животного облика. Главные из них - Бегемот и Левиафан - огромные чудовища, созданные Богом. По легенде, в конце концов они должны сразиться в схватке и убить друг друга.
Бегемот (лат. Behemoth; ивр. בהמות) - демон животного облика, умеющий принимать формы всех крупных зверей, а также лисицы, волка, собаки, кота. В иудейских преданиях Бегемот величается царем зверей. Символизирует плотские грехи - чревоугодие и обжорство. Кроме них, этот демон вызывает в людях их наихудшие черты, склоняет их к животному поведению и облику. Бегемот очень жесток и невероятно силен - сама его внешность отражает этот факт, однако на человека он также может влиять и косвенно, не прямым насилием - пробуждая у него страсть к греховности. В Аду он - Сторож в Ночи. Образ демона использовался в литературе: самый известный пример - это кот Бегемот Булгакова. Любимый шут Воланда из "Мастера и Маргариты" больше содержит характеристик от автора, чем от преданий, и тем не менее носит его имя. Также булгаковский кот обладает свойством оборотня.
Левиафан (ивр. לִוְיָתָן) - огромное чудище, о котором ходит много преданий. В некоторых источниках Левиафан - это демон, один из ангелов, свергнутый с небес вместе с Люцифером. В других Левиафан называется тем самым библейским змеем-искусителем, его обвиняют в том, что именно он подал Еве идею вкусить запретный плод. Третьи утверждают, что Левиафан - не ангел и не демон, а совершенно иное существо, чудовищное творение Бога, созданное раньше, чем все живое на Земле и на Небе. В одном сходятся все эти источники, называя чудовище огромной змеей. Это дает возможность подвергнуть сомнению первую теорию о падшем ангеле. Многоголовая змея, имя которой переводится как "извивающийся зверь" упоминается в Ветхом Завете. Предполагается, что Божье творение было таковым во имя персонификации всех сил зла, и что сам Творец уничтожил Левиафана еще в доисторические времена. Однако есть и другое предание, уже указанное выше: о Левиафане и Бегемоте, чья схватка и смерть еще грядет.
Бегемот и Левиафан - существа, которых чаще величают монстрами, а не демонами, и которые являются доказательством непостижимости Божьих творений.
Семь смертных грехов
Чуть ранее были представлены главные демоны: список имен и описание. Для некоторых из них были указаны ассоциации со смертными грехами. Однако существует и более подробная классификация данного явления:
Люцифер - Гордыня (лат. Superbia). Возгордившись собой, Люцифер попытался занять место Бога, за что и был изгнан с Небес.
Вельзевул - Обжорство (лат. Gula).
Левиафан - Зависть (лат. Invidia). Интересная параллель со змеиным обликом Левиафана и зеленым цветом Зависти.
Асмодей - Похоть (лат. Luxuria). Латинское название этого греха схоже с английским словом luxury - роскошь.
Маммон - Жадность (лат. Avaritia).
Бельфегор - Лень (лат. Acedia).
Сатана - Гнев (лат. Ira).
Разделение вызывает недюжий интерес: получается, что Люцифер и Сатана - не одно и то же. Почему так?
Дьявол, Сатана, Люцифер - разные имена одного и того же зла?
Разные ли это демоны ада? Список имен латинских, так же как и русских, не отвечает полностью на этот вопрос, хотя и дает небольшую предысторию. Окунемся же в нее.
Дьявол в переводе на латынь звучит как Satan и означает "враг", Сатана - Diaboli, чье значение "клеветник", следовательно, Дьявол и Сатана синонимичны относительно друг другу. Дьявольский образ противоположен Божьему. Предполагается, что Сатана - творец и владыка сил зла, что противоречит точке зрения о том, что все на свете создал Господь. Поэтому и возникает другая легенда - о Дьяволе как о Люцифере.
Предание уже описано здесь - изгнание прекрасного ангела и причина его падения с небес. Перевод имени Люцифер происходит от латинских корней lux - "свет" и fero - "несу". После заключения в Аду он взял себе другое имя. И миру явился Сатана.
На иврит Сатана переводится как Zabulus, из чего пошло мнение, что Вельзевул (Beelzebub) можно трактовать как Баал - дьявол, и это еще одно имя Владыки Ада. Но это самая непопулярная теория - так как существует множество легенд о Повелителе Мух в качестве самостоятельного персонажа. В то же время в иудейской среде этот демон имеет большую силу, чем в традиционной демонологии.
Что же насчет Люцифера и Дьявола? Несмотря на то что есть точная причинно-следственная связь и объяснение сразу двух (а то и трех) имен, до сих пор существует иная трактовка, где это разные демоны, и им причисляют разные свойства.
Самаэль - загадка демонологии
В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть и Самаэля. Когда были представлены демоны, список и описание, он не вошел в него. Это потому, что еще точно не решено, ангел Самаэль или демон.
По обычному определению Самаэль описывается как ангел смерти. Вообще-то эти существа не относятся ни к добру, ни к злу, как не относится к этим понятиям сама смерть. Это - естественный процесс, и потому шинигами, как величают их японцы, всего лишь следят за тем, чтобы все шло своим чередом. Но Самаэль - не такая однозначная личность, иначе не вызывал бы вопросов.
Имя Самаэля часто путают с главным Божьим Архангелом. Или называют в числе семи архангелов. Говорят также, что Самаэль - есть Демиург, то есть создатель всего живого, значит, Бог.
Интересно, что вместе с этим его же часто причисляют и к демонам Ада - более того, по некоторым утверждениям, Самаэль - истинное имя Дьявола, ангельское, до падения с небес. Правда, при таком раскладе непонятно, что есть такое Люцифер.
До загадки демонологии добралось и предание о змее-искусителе Евы - имеются источники, что это и был Самаэль.
Самое же популярное описание уже было приведено: Самаэль - ангел смерти, с одним только уточнением: тот самый ангел смерти, что пришел за Моисеем.
Антихрист
Ошибочно путать с Дьяволом и Антихриста. Ключ к разгадке этой персоны лежит в его имени: Антихрист - враг Христа, его антипод. Тот, в свою очередь, как известно, являлся сыном Бога, никак не его прототипом. Именем Антихриста иногда называют всякого, кто не исповедует Иисуса Христа, но на деле это не совсем верно. "Анти" значит "против". Антихрист должен быть именно врагом Иисуса, идти против него, быть равным ему по силе.
Инкубы и суккубы
Говоря о демонах, стоит упомянуть о более мелких служащих, ставших все же довольно известными в человеческих рядах. Это, конечно, демоны-искусители плотских утех, похоти и страсти.
Женская демоническая ипостась разврата - суккуб (иначе суккуба), вопреки представлениям о прекрасной дьяволице, безобразное чудовище. Низший демон, являющийся во снах известного содержания с гораздо более привлекательной внешностью, пожирает жизненные силы человека, опустошая его. Суккубы, разумеется, специализируются на мужчинах.
Столь же малоприятная сущность и мужская ипостась - инкуб, целью которого являются женщины. Действует он таким же методом, как и его "коллега". Суккубы и инкубы охотятся на грешников, их зона атаки - разум и подсознание.
В заключение
В статье приведены только самые известные и влиятельные демоны. Список, изображения в котором иллюстрируют злых духов, можно дополнить еще такими именами:
Аластор - демон-глашатай.
Азазель - демон-знаменосец, имя которого известно почитателям Булгакова.
Асмодей - демон разводов.
Барбас - демон сновидений.
Велизар - демон лжи.
Маммон - демон богатства.
Марбас - демон болезней.
Мефистофель - знаменитый демон, который служил Фаусту 24 года.
Оливьер - демон жестокости.
Если же вдаваться в подробности каждой мифологии и религии, то список может содержать более тысячи имен и этим не ограничиваться. Как видно из статьи, некоторые имена задают больше вопросов, чем дают ответов: разные веры трактуют их по-разному, иногда даже сложно понять, ангел это или демон, на чьей он стороне. Много неоднозначностей и с описанием самого Князя Тьмы, его именем, его владениями, его способностями.
Существуют легенды, по которым даже сами демоны не являются злыми духами, но промежуточными состояниями между людьми и богами, не добро и не зло. Демонология хранит много секретов. Хотим ли мы их раскрыть?
fb.ru
Имена древних демонов. Мифические имена демонов. Мужские и женские имена демонов
«Иной мир», «царство мёртвых», «загробное царство», «ад» - как только ни называют параллельную нам реальность, в которой обитают существа, лишенные плоти. Души умерших, ангелы и демоны населяют его, время от времени пересекаясь с нами. Встречи эти далеко не всегда бывают приятными, а потому людям до поры до времени (пока не наступит собственный смертный час) лучше держаться подальше от всего потустороннего. Однако любопытство – великий искуситель. И оно заставляет нас заглядывать за видимую грань.
Кто такие демоны
Вера в существование демонов насчитывает не одно тысячелетие. Эти существа ассоциируются у нас с разнообразными проявлениями зла, колдовства, буйства, самыми страшными и отвратительными пороками. Философ Платон утверждал, что демоны – это посредники между людьми и богами. От первых в высшие сферы они передают просьбы, мольбы, жертвы. А от вторых в мир людей доставляют божественные указы, раздают награды и наказания. Имена демонов (а каждая такая инфернальная сущность наделялась собственным именем и занимала определённую ступень в общей иерархии) вслух обычно произносили редко, дабы не накликать на свою голову беду. Знали их, как правило, только посвящённые (ведьмы, колдуны, чернокнижники, алхимики, астрологи, жрецы, маги, шаманы) и особо образованные священники. Оккультистам такие сведения были необходимы для совершения обрядов и ритуалов, для прорицаний и разного рода чародейств. А служителям религиозных культов имена демонов и знание их основных качеств, слабых сторон давало власть над нечистью. При помощи священных молитв они могли бороться с потусторонними наваждениями и вмешательствами, загонять зловредных сущностей в их мир. Поэтому часто сами обитатели бездны старались скрыть, спрятать от людей то, как их зовут.
Христианская демонология
В культуре и цивилизации каждого народа существует своя демонология. Связано это в первую очередь с религиозными верованиями, со сменой одного вероисповедания на другое. Потому и имена демонов вызывают разные ассоциации и толкования. В древнейших источниках, повествующих о потустороннем мире, между ними и богами не существовало особого разделения. И не всегда они считались ужасными творениями ночи, скорее, имели двойственную природу, иной раз поступая в соответствие с кодексом добра, а в другой – зла. Когда по миру стало распространяться христианство, а другие родовые религии были объявлены языческими, стали вне закона и даже преследовались, их боги и духи тоже оказались в изгнании. Имена демонов пополнились и перечнем дэвов – божеств восточных мифологий (они же джины). К этому же сонму были отнесены те ангелы, что восстали против Бога, своего творца, и примкнули к Сатане. Отсюда взялось и выражение «падший ангел».
Гендерная демонология
Изучая имена древних демонов, исследователи убедились, что эти существа делятся на мужские и женские. Конечно, представителей «сильного пола», если можно так сказать о духах, значительно больше. Но и дамский легион тоже представлен достаточно разнообразно. Мифические имена демонов-женщин дают наглядное представление о том, за какую сферу они отвечают, какую функцию выполняют и насколько она важна в общей системе потусторонних сил. Конечно, самые высокие ступени инфернальной иерархии «девушки» не занимают, но вот в своей сфере влияния, без сомнения, заменить их не сможет никто. Наша статья посвящена демонам вообще. Но, следуя этикету и правилам хорошего тона, пропустим «женщин» вперёд!
Жёны Сатаны:
Аграт
Да, у нашего «падшего ангела» были супруги. Имена девушек-демонов – Аграт, Лилит, Елизаздра. За что каждая из них отвечает? Начнём с Аграт бат-Махлат – третьей супруги дьявола. Её епархия – «ночные бабочки», путаны, а проще говоря – проституция и прочие сексуальные излишества. Происхождение суккуба имеет иудейские корни, она считается одной из главных прародительниц других демонов. Людям Аграт обычно не вредит, кроме того времени, когда бродит по ночным безлюдным улицам дважды в неделю – со вторника на среду и с пятницы на субботу. Сопровождает её целая армия ангелов мести и гнева – около 1800. В своей родословной имеет Аграт египетские и еврейские корни. Она – дочь смертной женщины поразительной красоты и чёрта Игертиэля.
Лилит
Теперь Лилит. Она была, кстати, первой женой Адама! Изучая имена демонов и их значения, учёные установили, что образ этот встречается в древнейших текстах шумеров, он есть в египетской мифологии, иудейской, затем пришёл и на европейскую почву. Родословная дьяволицы весьма сложная. В разных трактовках имя её звучит как «ночная», «бесформенная». В одной из своих ипостасей Лилит является царицей и матерью демонов, в другой – главной супругой Дьявола. И внешность описывается в разных источниках неодинаково. То она предстаёт перед одинокими мужчинами, которых ночь застигла в дороге под открытым небом, и убивает их. В этом случае дьяволица выбирает образ красивой женщины с длинными тёмными волосами. По другим поверьям, это дитя ночи имеет уродливую фантастическую внешность, чудовищно безобразна, убивает младенцев, высасывая их кровь. Она – главная опасность женщин, т. к. может навести на них бесплодие, погубить ребёнка во чреве матери или роженицу, когда та производит на свет дитя. Согласно иудаизму, Лилит бросила Адама, т. к. не хотела ему подчиняться, воспротивилась воле Бога, за что и была наказана: все её дети должны стать такими же созданиями Ада, как и она сама. Евреи, чтобы защитить малышей от дьяволицы, вешают над кроватками деток таблички с именами ангелов, которых та боится. Не переносит она и красный цвет – отсюда старинная традиция повязывать деткам на ручки красную ниточку. Ну и в современных трактовках Лилит – черная богиня. С нею связаны такие мифические имена демонов ночи в женском обличие, как Геката, Кали и др. Образ приобретает космический, глобальный смысл.
Елизаздра
Продолжая перечислять имена девушек-демонов, нельзя не вспомнить Елизаздру (она же Елизда) – жуткое существо, огромную великаншу ростом около 4 метров, с 7 рогами на голове. Трудно оценить вред, наносимый ею людям, и степень её жестокости. Море крови пролито по вине дьяволицы, и сам Киприан просил в молитвах Господа оградить род человеческий от Сатаны и Елизаздры. Относится к числу верховных демонов, раздаёт чины и звания в адской «канцелярии».
По некоторым источникам, у любвеобильного Дьявола были ещё жёны – Айшет, Наама, Махаллат. Вообще же не только он, но и другие демоны пользовались суккубами для «плотских» утех, вступая с ними в интимную связь.
И ещё о женской демонологии
Перечисленными выше представительницами дамского общества мифические имена демонов не ограничиваются. Так, у германских народов существуют легенды и об алрунах – вначале прорицательницах, затем – колдуньях. Они легко принимали облик любых живых существ, вредили людям, делали гадости, охотились на мужчин. Есть ещё Астарта – жестокая повелительница мира мёртвых, воплощение безудержного сластолюбия и похоти, сексуальных извращений. Её культ был в Древнем Египте, Сирии, Вавилоне, Израиле. Часто во время тайных служений и изощрённых обрядов жрецы-служители, принося демонице жертву, оскопляли сами себя. Хотя вначале она осмысливалась как верховное женское божество, воплощение женского начала Вселенной. Нельзя не упомянуть и про воплощение вероломства, коварства, интриг и предательства – обольстительную Барбело. Бог создал её ангелом потрясающе красивым. Став на сторону тьмы, она превратилась в опаснейшего демона! А также Прозерпину, Суккубус, Бруху, Кали, Ламию, Ишет Зенуним. Все они крайне безжалостны, злы, опасны для рода человеческого, обольщают людей, заставляя мужчин желать их, а затем уничтожают свои жертвы, в том числе и детей.
Демонология мужская:
Князь Тьмы
Далее на очереди имена демонов-мужчин. И начнём мы с главного виновника всех беспорядков в Царстве Божьем – того самого Сатаны, Везельвула, Люцифера и т. д. Он – главный падший ангел, низвергнутый с небес Отцом Своим. Считается, что он прекрасен ликом и телом, от него исходит сияние. Потому и «Люцифер» переводится, например, как «несущий свет». Хотя позднее - в христианских традициях - стало принято изображать его мерзопакостным, отвратительным, ужасным. Одним словом, Князь Тьмы!
Короли, герцоги, графы и губернаторы
Инфернальный мир ещё более подчинён строгой иерархии, чем человеческий. Сонму демонов нет числа, верховных же правителей этих полчищ насчитывается 72 «единицы». У каждого есть определённый ряд целей и обязанностей, подчинённых общей задаче – уничтожению рода человеческого. Все они повелевают адскими легионами, имеют личные печати. В то же время они несут ответственность за вверенную им сферу бытия: передача знаний, в том числе и тайных, обучение наукам, передача материальных богатств, предсказания, устройство любовных дел. Мастер-маг, вызывая их, мог получить ответы на свои вопросы и помощь в колдовских делах. Наиболее значительными из них можно считать Белиала, Белета, Асмодея, Гаапа. Чем они известны?
Белиал
Другие интерпретации имени – король Агриэль, Велиал, Бериал. Это дух смерти, небытия, «ничто». А также разрушений, разврата, похоти, уничтожения. Согласно Библии, он иногда бывает сильнее самого Сатаны, кроме того, это самый сильный и страшный из демонов. Его задача – обольщать людей, совращать на преступления, мерзкие, постыдные поступки. Король Белиал – демон извращений, в том числе и сексуальных. Обманывает свои жертвы прекрасным юным внешним видом, за которым скрывается свирепая сущность.
Белеет
Белеет – король Ада, чьё жуткое дыхание напоминает жар печей и может испепелить того, кто его вызывает. Потому чародей, прибегающий к услугам демона, должен обязательно иметь серебряный перстень на пальце – серебро остужает этого «огнедышащего дракона». Владеет Белеет множеством музыкальных инструментов, вызывает страсть любого живого существа к тому, кто заказал его услуги. Этого жутковатого демона, которого иногда представляют в виде кота, побаиваются даже другие обитатели Ада.
Асмодей
Все мы прошли через среднюю школу, а потому помним, что критик-разночинец Писарев использовал имя этого демона, когда разбирал по косточкам тургеневского Базарова. Переводится оно как «искуситель». Часто его называют царём демонов, даже сатаной. Порой Асмодей исполняет роль судьи, вершителя человеческих судеб. Изображают его сидящим на троне, на лице – маска с мордой какого-либо животного.
Гаап
Носит титул великого губернатора, могущественного князя Ада. Предстаёт в обличии человека, который может донести до тех, кто его вызвал, самые разные науки. Он обольщает людей, может вызвать любовь или ненависть, даёт сведения о различных вещах, раскрывает тайны прошлого и будущего. Ещё Асмодей обладает даром телепортации, перенося предметы на большие расстояния.
Японская демонология
Восток – дело тонкое, и Страна Восходящего Солнца попадает под такое определение. Имена японских демонов напоминают русское местоимение 3-го лица множественного числа: они. Внешне сущности похожи на чертей, только больше размерами, имеют клыки, а головы их венчают рога, словно у боевого быка или горного яка. Они, словно гигантские человекоподобные гориллы, кожа которых окрашена красным, голубым и чёрным, населяют ад. Хитрые, умные, свирепые, ходят с громадными дубинами, которыми крошат всё на своём пути. Необыкновенно живучи.
К добрым инфернальным существам, которые хотят дружить с людьми, относится демон по имени Закуро (Дзакуро). Она по происхождению получеловек-полудух ёкай из клана ёкаев (демонов-лисиц). Вполне милая девушка, «нестандартное» происхождение которой выдают ушки, соответствующие лисьим.
Конечно, перечень персонажей европейской и мировой демонологии на этом не заканчивается. Мир духов – он так велик!..
fb.ru
Самые могущественные демоны | Potu-storony.ru
В каждой мифологии существует свой перечень наиболее могущественных творений, как представляющих силы света, так и силы тьмы.
В некоторых религиях они более структурированы, в некоторых менее. В христианстве, оказавшем немалое влияние и на оккультные взгляды на демонологию, существует несколько противоречивых взглядов на демонов их суть, образ, мощь и иерархию.
Но, тем не менее, можно вычленить самых могущественных демонов, которые, несомненно, занимают ключевые места в иерархии ада.
Имена демонов и мощь
По разным сведениям к числу самых могущественных демонов относится разное их количество. Тут будет выделены те из них, которые считаются самыми сильными по версии большинства религиозных учений христианства и близких к нему религий.
Самые могущественные демоны
А также, по мнению большинства мистиков и оккультистов. Самыми могущественными считаются:
Он имеет огромное количество имён и обликов. Причём в разных авраамистических религиях и в разные эпохи в его описании есть отличия.
Его обозначают как падшего ангела, восставшего против господа. При этом также в средневековье дьявола соотносили с Вельзивулом, хотя данный демон является и самостоятельным существом.
Возможно, что Сатана более широкое понятие, чем просто имя или титул и включает в себя собирательный образ высших демонов. Но это утверждение спорно.
Правая Рука владыки ада
Вельзевул – высший демон, происходящий в язычестве от бога Баала. Обладает огромной силой, уступая лишь Люциферу (по некоторым версиям они равны в мощи).
У его имени есть много вариантов произношения: Веельзевул, Вельзебуб, Вельзевув, Баал-Зебуб и Веельзебут.
По своему статусу Вельзевул занимает 2 место в аду после Сатаны (Люцифера).
Демон жадности
Мамона – один из высших демонов, занимается соблазнением, по некоторым версиям происходит от древнееврейского бога богатства. Символ алчности.
Если человек главным в своей жизни считает финансовое благополучие, то говорят, что он одержим духом Мамоны.
Согласно легенде Дьявол был тем, кто подсунул людям в качестве бога материального счастья демона, поэтому можно найти упоминания, что предки приносили ему в жертву своих детей, чтобы тот подарил им богатство.
Демон Блуда
Асмодей – также один из могущественнейших демонов, не уступающий или почти ни уступающий по силам Сатане.
Его главным предназначением является разрушение семей, для чего он толкает мужчин и женщин на измены.
Он считается покровителем воинов, поскольку он управляет стихией разрушения.
Приписывают Асмодею власть над азартными играми, поэтому он является распорядителем игорных заведений Ада.
Демон лжи
Велиал – могущественный демон, специализирующийся на обольщении и совращении с истинного пути.
Велиал командовал 88 легионами демонов (по 6666 демонов в каждом) и был представителем дьявольских войск. При его вызове необходимо было принести жертву. Велиал часто нарушал обещания, но если кто-то добивался его расположения, тот был щедро вознагражден.
Демон уныния
Бельфегор – так же вероятно изначально языческое божество, высший демон обладает огромной силой, вероятно не уступая Асмодею и Вельзевулу.
Считается, что этот бес вносит среди людей раздоры и заставляет страдать.
Имеет способность принимать облик молодой обнаженной женщины, поэтому в некоторых источниках Бельфегор описан, как демоница женского пода.
Современные экстрасенсы уверяют, что демон превратился в старика, который передвигается на инвалидном кресле. Вызывать его лучше всего, находясь на вершине холма.
Демон страха
Абаддон – могущественный демон чаще всего называемый одним из главных генералов ада и советником Сатаны по военным вопросам.
Большинство ученых уверяют, что Абаддон – демон, который изначально выполнял функции губителя, находясь на Божественной службе. Любовь к убийствам стала причиной изгнания его с небес в Ад, где он является главным военачальником.
В Откровении Иоанна описано, как Абаддон ведет против человечества полчище саранчи.
Демон отчаяния
Астарот – один из верховных демонов ада, обладает огромной мощью и возможно происходит от изменённого имени богини Астарты.
Демон Астарот имеет огромные силы, так ему открыты тайные секреты всех людей на земле. Его знания безмерны, например, ему известны истинные причины того, почему каждый из падших ангелов предал Бога.
Также некоторые относят в список самых могущественных демонов Пифона имеющего облик гигантского змея и Мерихима и Левиафана.
Последний гигантское морское чудовище, которое считается по некоторым версиям высшим демонам, по другим одним из воплощений сатаны. Весьма неоднозначным является положение Лилит.
Но она однозначно, занимает высокое положение и обладает огромной силой.
По ряду делений четырьмя верховными владыками ада, а значит и самыми сильными демонами являются Люцифер, Левиафан, Сатана и Белиал.
Другие позиции
Отдельное деление предлагается сатанистами с более чёткой структурированностью. Но оно поддаётся критике, как церкви, так и оккультистов.
Сами мистики и оккультисты, так же не имеют единого мнения в вопросах могущества демонов.
Бывают случаи, когда представители разных направлений спорят о значении и мощи отдельных демонов.
Совершенно отдельным взглядом на мощь демонов является утверждение, которое редко выходит из круга некоторых мистиков о том, что все демоны ада делятся по видовой принадлежности.
И представители одного вида, будучи неразрывно связанны, обладают равной силой. Таким образом, вырисовывается совершенно иная иерархия.
Подробности, которые впрочем, неизвестны. Так как сторонники данной классификации демонов практически не делятся данной информацией.
potu-storony.ru
Имена демонов, существа ада. Адские создания. Персонажи царства мёртвых
Словарь на случай если ты попадешь в ад. Надо знать кого как звать. Многим в будущем пригодится. Собственно имена чудовищ:
Абаддон (Аввадон, Аполлион) — демон-разрушитель.Абдусциус — демон, вырывающий с корнями деревья.Абигор — демон-всадник, искусный воин.Адрамалех — демон-советник, отвечающий за гардероб Сатаны.Агалиарепт — демон, умеющий разгадывать любые загадки.Агварес — демон, герцог ада, организатор танцев.Азазель — демон, знаменосец войск ада.Ази Дахака - познавший все грехи мира.Аластор — демон-глашатай.Амдусциас — демон-музыкант, герцог ада.Андрас — демон, маркиз.Асмодей — демон похоти и семейных неурядиц.Астарот — великий герцог, хранитель сокровищ ада.Ахерон — адское чудовище с пылающими глазами.Барбатос — демон, герцог, умеющий находить спрятанные сокровища и предсказывать будущее.Бегемот — огромный демон, заправлявший пирами в аду.Бельфегор — демон, соблазняющий людей богатством.Бес — рассыльный зла.Ваал — демон вероломства и обмана, великий герцог ада.Ваалберит — главный секретарь ада.Валафар — демон, покровитель грабителей и разбойников.Велиар — могущественный союзник Сатаны, демон лжи.Вельзевул — командующий легионами ада, повелитель мух.Верделет — церемониймейстер ада.Вин — мог разрушить самые толстые стены и вызывать в море шторм.Гласиалаболас — крылатая собака. Он руководил убийствами. В свободное от своих основных обязанностей время этот демон обучал людей искусству становиться невидимыми.Гомори — умел добиваться любви женщин, особенно молодых. Будучи великим герцогом, он являлся в виде прекрасной женщины верхом на верблюде, с герцогской короной на голове.Дагон — демон, пекарь ада.Данталиан — демон, подбивающий людей на злые поступки.Дюббук — в мифологии странствующий дух.Залпас — разрушитель, строитель городов, заселяет их воинами, жаждущими битв. Имеет обличье аиста и хриплый голос.Зепар — демон, доводивший женщин до безумия.Инкубус — демон-любовник мужского пола.Ифрит - джинн, служитель ИблисаКайм — поначалу имел облик дрозда, а затем превратился в человека с острым мечом. Если ему задавали вопросы, то он отвечал на них не совсем понятно — горящим пеплом. Когда он был ангелом, то любил поспорить, а если был в настроении, то мог рассказать о смысле птичьих песен, мычания скота, собачьего лая и журчания ручья.Ксафан — демон, разводящий костры в аду.
Ламия — демон-женщина, вампир, охотившаяся, в основном, за детьми.Левиафан — огромная змея, властелин океанов.Леонард — демон, хозяин шабашей.Лерайе — могущественный маркиз, стрелок в зеленой тунике, вооруженный луком и острыми стрелами. Он провоцировал ссоры и сражения между людьми, но особенно стремился к тому, чтобы те ранили друг друга стрелами, раны которых никогда не заживали.Люфицер — ангел, восставший против Бога и низвергнутый с неба, Сатана.Люцифуг Рофокал — премьер-министр ада.Маммон — демон богатства.Марбас — демон, который мог наслать и излечить болезнь.Мельхом — демон, хранитель сокровищ принцев ада.Мефистофель — демон, служивший Фаусту 24 года.Молох — демон-божество, кому приносили в жертву детей.Мулцибер — демон, архитектор ада.Навки — души умертвленных или некрещеных детей (у славян).Небирос — демон, фельдмаршал армии ада.Нибрас — демон, ответственный за развлечения.Нисрок — демон, один из администраторов ада.Ойедлет — демон-соблазнитель обета бедности.Оливьер — падший архангел, пробуждающий в людях жестокость к бедным.Парки — демон судьбы; если кто видел парки, то тот человек сам демон.Паймон — правит в аду публичными церемониями, ломая у людей волю. Ездит на верблюде. Изображают мужчиной с женским лицом.Пишача — дух человека, совершившего при жизни преступление, например, мошенничество, изнасилование, кражу и т. п.Преты - «голодные духи») являются заложниками своей плохой кармы, изгаженной предыдущими инкарнациями. Они всё время испытывают неутолимые голод и жажду.Пут Сатанакия — верховный главнокомандующий армией Сатаны.Ракшасы - имеют огромные когти и питаются людьми.Сабнак — демон, ответственный за гниение трупов.Саламандры — властелины огня, духи, живущие в пламени.Саргатанас — демон, генерал-майор армии ада.Сатана — Верховный повелитель ада и демонов.Сеера — демон времени, мог замедлять или ускорять его ход.Ситри — князь, который имел голову леопарда и крылья грифона. Он стимулировал сексуальное влечение, в частности, подначивал женщин ходить обнаженными.Суккубус — дьяволица-любовница.Уфир — демон, врач ада.Утбурд — призрак мертвого ребенка (норвеж.).Филотанус — демон 2-го разряда и помощник Велиара. Подстрекатель к разврату.Флеврети — генерал-лейтенант Вельзевула, управляющий Африкой.Фурфур — демон, управляющий громом, молнией и ураганными ветрами.Хабарил — демон огня и пожара. У него три головы - кошачья, человеческая и змеиная, он ездит на гадюке, размахивая факелами.Шакс — демон, ослепляющий и оглушающий свои жертвы.
9net.ru
Имена демонов
Имена демонов:
АББАДОН - демон, властелин бездны.
АБДУСЦИИУС - демон, вырывающий с корнями деревья.
АБИГОР - демон-всадник, искусный воин.
АДРАМАЛЕХ - демон советник, отвечающий за гардероб САТАНЫ.
ВЕЛЬЗЕВУЛ - командующий легионами ада, повелитель мух.
ВЕРДЕЛЕТ - церемонимейстер ада.
ВУРДАЛАК - зловещее создание, разрывающее могилы и поедающее мертвечину.
ГЕЯ - в греческой мифологии Мать-Земля.
ГНОМЫ - духи, живущие в земле.
ГОБЛИНЫ - зловредные и уродливые эльфы.
ГОЛЕМ - в еврейском фольклоре страшный человек, созданный магией.
ГОМУНКУЛУС - искусственный человек, созданный при помощи алхимии.
ДАГОН - демон, пекарь ада.
ДАНТАЛИАН - демон, подбивающий людей на злые поступки.
ДАНУ - в кельтской мифологии прародительница фей.
ДЖИННЫ - в арабской мифологии - это обычно уродливые и
злые демоны , обладающие сверхестественной силой и подчиняющиеся
тем, кто владеет секретами магии.
ДИАНА (АРТЕМИДА) - античная богиня луны и охоты.
ДЬЯВОЛ - Великий князь зла по христианскому учению.
ФУРФУР - демон, управляющий громом, молнией и ураганными ветрами.
ЦИРЦЕЯ - в греческой мифологии волшебница, извесная своими
злыми чарами.
ШАКС - демон, ослепляющий и оглушающий свои жертвы.
ecsorcist.narod.ru
Демоны и чудовища античной мифологии
Демонические существа и легендарные чудовища античной мифологии
Агдистис — в греческом мифотворчестве ужасное двуполое существо. Фригийский миф рассказывает, что однажды семя спящего Зевса вытекло на землю, оплодотворило ее и родилось страшное нечеловеческое существо Агдистис. Его разрушительная мощь не устраивала богов.
Василиск — в римской мифологии ужасное чудовище. Василиск изображался в виде чудовища с туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха. Петушиный гребень напоминал по форме диадему, поэтому иногда Василиска называли царем змей.
Вепрь Калидонский — свирепое и страшное дикое животное, порождение Тифона и Ехидны, известное в Этолии под именем Фея. Вепрь был рожден огромной свиньей в местечке Кроммион, жители которого после этого не решались покидать свои дома.
Гарпии — дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются виде отвратительных полуптиц-полуженщин. Даже в их именах звучит буря: Аэлла — "ветер", Аэллопа — "вихрь", Подарга — "быстроногая", Окипета — "быстрая", Келайно — "мрачная".
Горгоны — чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое.
Горгульи — низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми. Горгульи - воплощение обобщенного представления о неопределенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека.
Кабиры — древние божества. Некоторые историки склонны считать кабиров демоническими существами малоазийского происхождения, покровителями плодородия, подземного огня и мореплавания. Культ кабиров носил характер мистерий, требовавших особого посвящения.
Кампа — нимфа и охранительница темной бездны Тартара с телом женщины и пятидесятью змеями вместо головы или по Овидию с бычьим телом и змеиными хвостами. Кампа сторожила в Тартаре гекатонхейров и циклопов.
Куреты — демонические существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите. Куреты спасли Зевса во младенчестве, когда его хотел погубить пожиравший своих детей Кронос.
Ламия — возлюбленная Зевса, родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила Ламию сна. Ламия, скрывшись в подземелье, превратилась в чудовище, питавшееся людьми. Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью женщины.
Медуза — одна из сестер Горгон. В эллинской мифологии они представлялись в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище.
Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - Посейдон.
Орф — чудовищный двуглавый пес Гериона, порождение Тифона и Ехидны, брат Кербера. От Орфа его мать Ехидна родила полуженщину-полузмею Сфинкс. По другим источникам от противоестественной связи Орфа с собственной матерью родился Немейский Лев.
Палики — демонические существа хтонического типа, двое близнецов, два духа серных источников местной горы Адроны, близ Этны. Палики почитались в древности как покровители здоровья, земледелия и мореплавания.
Пифон — чудовищный змей, порождение Геи и Тартара. Пифон опустошал окрестности Дельф и сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах. Аполлон, умертвив Пифона, основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.
Сфинкс — чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, демон-душитель в образе полуженщины, полульва с крыльями птицы; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки.
Тельхины — вулканические божества морской глубины, почитавшиеся на Родосе как спутники Посейдона. Тельхины у древних греков представлялись собакоголовыми и ласторукими колдунами.
Тифон — могущественное чудовище, пороженное Геей; олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Тифон был рожден Геей и Тартаром, изображался как существо с сотней драконьих голов, с человеческим туловищем, покрытым оперением; вместо ног у чудовища были змеиные кольца.
Химера — трехголовое чудовище, дитя Ехидны и Тифона. Это чудовище имело три головы: одна была львиная, вторая - козья, росла на спине, а третьей - змеиной - заканчивался хвост существа.
На сайте Энциклопедия мифологии размещено более пятидесяти статей о демонах, чудовищах и демонических существах
античного мира, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.
godsbay.ru
Демоны - происхождение и описание
Подробности Родительская категория: Новости, статьи Опубликовано: 15 декабря 2012 Обновлено: 31 декабря 2017 Просмотров: 5583
Демон (др.-греч. даймон, «божество») — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами.
Смысловое содержание понятия "демон" возникло еще раньше и относилось к духам-хранителям, элементалам и прочим сущностям. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Отсутствие дифференциации между классом демонов и другими сущностями в архаичные времена было обусловлено, прежде всего, практичностью подобного единства всех сущностей. Не важно к кому обращался древний человек - он обращался за помощью, и ждал помощи, ему было безразлично, откуда помощь придет.Демон - это не только карающий, но и помогающий. Всем знакомые ангелы - это тоже демоны... Эта мысль даже не противоречит религии, гласящей, что демоны - это порождения падших ангелов.Ангел имеет то же самое строение, что и демон. Мало того, ангел обладает теми же клише поведения, что и демон. Разница лишь в восприятии...
В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу. К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах, утративших благосклонность Господа.
Основные сведения о даймонах (гениях) в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа» и др.
В диалоге «Послезаконие», Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».
Ямвлих в своём сочинении «О Египетских Мистериях» отличает даймонов от видимых (понятых) и невидимых (превосходящих рациональное восприятие) богов, и от смертных полубогов-героев. По своей природе даймоны ниже богов.
Согласно талмудическому преданию, демоны были созданы Богом в сумерки после первой субботы. Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось тел. Они занимают промежуточное положение между ангелами и людьми, обитая в воздухе между землёй и луной, предпочитая нечистые и пустынные места.
Христианская традиция считает демонов злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души. Демоны, согласно учению христианской церкви — существа властные и корыстолюбивые. В их мире принято втаптывать в грязь низших и пресмыкаться перед более сильными.
Иерархия и классификация Демонов
Авторы гримуаров и демонологи приводят различные классификации духов и демонов, которых может попытаться вызвать маг. Существуют духи семи планет и семи дней недели, духи знаков Зодиака и сторон света, духи двенадцати ночных и двенадцати дневных часов. Одни из них добрые, другие - злые. Выделяется также категория "элементалов" - духов стихий. В V веке Прокл разделил духов на пять классов, четыре из которых связаны со стихиями - Огнем, Воздухом, Водой и Землей, а пятый - с недрами земли. Михаил Пселл в XI веке добавил шестой класс, назвав его "lucifugum" - "бегущие света".
Один из первых каталогов демонов появляется в "Завете Соломона", который датируют приблизительно 100- 400 годами н. э. Здесь повествуется о том, как ангел Господень принес царю Соломону волшебный перстень. С помощью этого перстня царь мог заставить любого демона открыть ему своё истинное имя, благодаря чему получал над ним власть. Среди злых духов, упомянутых в "Завете Соломона", названы князь демонов Вельзевул и демон похоти Асмодей, который описан как наполовину дух, наполовину человек. Имена демонов восходят к еврейским, греческим, египетским, ассирийским, вавилонским и, возможно, персидским источникам. Как и в более поздних гримуарах, в "Завете Соломона" перечисляются различные иерархии и функции злых духов.
В более поздней редакции "Завета Соломона" приводится другой перечень демонов; в него входят Асмодей, Астарот и Магомет. Большинство имен злых духов здесь искажены, и происхождение их неясно. Эта версия "Завета" установила своеобразный стандарт классификации бесовских имен, на который ориентировались все позднейшие гримуары: рядом с именем каждого демона приводится его "метка, печать" - магический символ, эквивалентный истинному имени и дающий магу власть над данным злым духом.
В "Grimorium Verum" и в "Большом гримуаре" тремя верховными князьями тьмы названы Люцифер, Вельзевул и Астарот. В обоих гримуарах перечисляются "имена духов, непосредственных подчиненных этим верховным демонам, с указанием их функций, иерархии и с "печатями". Перечни демонов приводятся также в "Лемегетоне" и в "Псевдомонархии демонов" - трактате XVI века, который принадлежит перу демонолога Иоганна Вейера, ученика и друга Агриппы Неттесгеймского.
Классифицировать демонов довольно трудно, поскольку зачастую возможности и природа разных духов переплетаются и оказываются взаимосвязанными. Однако голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей книге «Pseudomonarchia Daemonum», (1588) приводит подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их.
Выделяются следующие чины:
Девятый, низший чин — «Искусители и злопыхатели», заведующие низкими страстями. Среди них встречаются демоны чревоугодия, пьянства, корыстолюбия и так далее. Возглавляет их Маммона.
Восьмой чин — «Обвинители и соглядатаи», старающиеся вселить в людей отчаяние и отвратить от раскаяния. Их предводитель — Астарот.
Седьмой чин — «Фурии», они же сеятели бед, войн и раздоров. Глава их — Аваддон.
Шестой чин — «Воздушные власти», витающие в воздухе твари, разносящие моровое поветрие, наводящие заразу и другие бедствия, Ими руководит Мерезин.
Пятый чин — «Обманщики», творящие ложные чудеса и знамения, которые совращают народ. Глава им — Сатана.
Четвёртый чин — «Каратели злодеяний», демоны, заведующие карами злодеям, мстительные демоны. Их возглавляет Асмодей.
Третий чин — «Сосуд беззаконий» — Изобретатели злых дел и порочных искусств. Им принадлежат идеи крепкого спиртного, азартных игр и многого другого. Их князь — Велиал.
Второй чин — «Духи лжи» — Оракулы, прорицатели, дурачащие людей предсказаниями. Князь им — Пифон.
Первый, высший чин — «Псевдобоги», ложные боги. Именно они требуют от людей поклонения им и кровавых жертв. Их возглавляет Вельзевул.
В книге "Зогар" и более поздних каббалистических текстах злых духов часто именуют "клипот", что означает "оболочки" или "скорлупки". Это излишки, отбросы или скверна, от которой освобождается "организм" вселенной. К XIII веку сформировалось учение о десяти дьявольских сефирот, которые полярно противоположны десяти божественным сефирот. Каждой дьявольской сефирот управляет один из князей тьмы, над которыми, в свою очередь, властвует Самаэль - падший ангел, а ныне демон-отравитель. Макгрегор Мазерс классифицирует их в следующем порядке:
Сатана и Молох
Вельзевул
Люцифуг
Астарот
Асмодей
Вельфегор
Ваал
Адраммелех
Лилит
Наама.
Им соответствуют 9 чинов Ангелов:
9 - серафимы
8 - херувимы
7 - престолы
6 - господства
5 - силы
4 - власти
3 - начала
2 - архангелы
1 - ангелы.
Ямвлих, крупный теургист неоплатонической школы, человек, искусный в священной магии, учит, что: «Добрые даймоны являются нам на самом деле, тогда как злые могут проявляться лишь в призрачной форме фантомов».
Далее он подтверждает Порфирия, говоря: «Добрые даймоны не боятся света, тогда как злые нуждаются в темноте. Чувства, которые они вызывают в нас, заставляют нас поверить в реальность вещей, которые они нам показывают, хотя бы эти вещи отсутствовали».
«Боги, ангелы и даймоны, также как и души, могут быть вызваны путем призывания и молитв. Но если во время теургического действа происходит ошибка, - берегитесь! Не воображайте, что вы общаетесь с благодетельными божествами, которые отвечают на вашу искреннюю мольбу; нет, ибо это - злые даймоны, только под личиной добрых, ибо элементарии часто прикидываются добрыми, и делают вид, что они принадлежат к гораздо более высокому рангу, чем они занимают на самом деле. Их выдает хвастовство».
Маги, придерживающиеся теории Каббалы, которая представляет собой таинственный и сложный комплекс древних учений, насчитывают десять таких сил. Астрологи в прошлом полагали, что основных сил во вселенной семь – по числу планет, видимых невооруженным глазом (планетами считали также Солнце и Луну). Теперь они учитывают уже десять сил, добавив к семи видимым планетам Уран, Нептун и Плутон.
Нумерологи имеют дело с девятью силами, соответствующими числам от 1 до 9. Великие силы вселенной нельзя назвать ни добрыми, ни злыми. У каждой из них есть своя добрая и своя злая сторона - или, выражаясь оккультными терминами, свой позитивный и негативный аспект. Злая сторона той или иной силы - это сфера действия могущественных злых существ, так называемых "демонов". Добрая сторона, соответственно, - это сфера "ангелов", или благих духов. Магическая вселенная подобна океану, в котором вечно катятся незримые волны гигантских приливов и отливов; эти волны увлекают всех нас за собой, но находятся достаточно сильные и умные люди, способные обуздать их и использовать.
Оккультисты (равно как и католические теологи) не советуют пренебрегать демонами и не считают их всего лишь продуктом разыгравшегося воображения. В оккультной традиции выделяются два основных подхода к проблеме Дьявола и ангелов. Одни маги считают, что Дьявол - это бог чародеев и ведьм, и чтобы заслужить его благосклонность, следует поклоняться ему и исполнять его повеления. Другие убеждены, что демоны - это злые сущности, наделенные великой силой, однако достаточно могущественный и смелый маг способен подчинить их своей воле. Чтобы принудить демона к повиновению, необходимы ритуалы, в ходе которых маг совершает жертвоприношения, жжет благовония, чертит оккультные знаки и произносит заклятия. Подобные магические операции считаются крайне опасными.
Демоны и Боги
Как отмечали многие исследователи, демонами обычно становятся боги чужих народов. Именно так обстоит дело со многими злыми духами, упомянутыми у Вейера и в "Лемегетоне". Некоторые из них первоначально были богами племен, обитавших по соседству с древними евреями, или ханаанеян, чью территорию евреи завоевали. Поскольку в Ветхом Завете эти боги упоминаются только с гневом и презрением как соперники Иеговы, то позднее они стали восприниматься как обитатели ада.
Вельзевул, Повелитель Мух, считался владыкой демонов в народных еврейских преданиях во времена Христа, которого книжники обвиняли в том, что "Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя" (Марк, 3:22). Изначально этот демон был богом Баал-зебубом, почитавшимся в филистимском городе Екроне; царь Охозия к недовольству пророка Илии отправлял к нему послов как к оракулу. Имя этого бога можно перевести либо как "повелитель мух", либо как "повелитель, изгоняющий мух"; не исключено также, что жрецы Баал-зебуба гадали по полету мух.
Ваал (Баал) означает "владыка"; этот титул присоединялся к именам многих местных богов в Сирии и Палестине. Верховный Ваал был великим богом плодородия у ханаанеян. В Ветхом Завете говорится, что приверженцы Ваала якобы приносили ему в жертву младенцев: они "устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу" (Иеремия, 19:5). Предпринимались попытки связать Ваала с кельтскими солнечными богами Беленусом и Белинусом, а также с Бельтаном - кельтским праздником огня, отмечавшимся 1 мая; однако, по-видимому, эти соотнесения основаны на ложной этимологии.
Детей также приносили в жертву Молоху - финикийскому и ханаанейскому богу - и Адраммелеху, культ которого, по-видимому, принесли в Самрию переселенцы из Сирии. Имя демона "Хамос" - искаженное "Хемош", а "Мельхом" – искаженное "Мильком"; Шемеш был богом моавитян, а Мильком - аммонитян.
Дагон был верховным божеством филистимлян; именно в его храм они поместили Ковчег Завета, захваченный в битве с израильтянами. Сила, заключенная в Ковчеге, уничтожила идола Дагона, расколов его на куски.
Еще один демон, первоначально бывший ханаанейским богом, - Баалберит, "владыка завета", т. е. бог договоров и соглашений. Вместе с другими бесами (в том числе Вельзевулом, Астаротом и Асмодеем) он овладел сестрой Мадлен де Демандоль, монахиней начала XVII века из монастыря урсулинок в Экс-ан-Прованс. Под влиянием демонов ее посещали видения; она танцевала и пела любовные песни, принимала непристойные позы и рассказывала леденящие кровь истории о содомии и пожирании младенцев, свидетельницей которых она была на ведьмовских шабашах. Следователи установили, что Мадлен соблазнил и околдовал ее исповедник, отец Гофриди. Он был подвергнут пыткам, а затем удавлен и сожжен в Эксе в 1611 году.
Прототипом демона по имени Астарот была богиня ханаанеян и финикийцев Астарта, тождественная вавилонской Иштар. Культ ее отличался особой пышностью, и ветхозаветные пророки постоянно осуждали ее приверженцев. Впоследствии эта богиня превратилась в демона мужского пола, который является заклинателю в облике прекрасного ангела, но обладает зловонным дыханием. Астарот обучает мага всем наукам и открывает ему истину о прошлом, настоящем и будущем.
Асмодей, демон блуда, похоти и всяческих излишеств, часто упоминается в еврейских источниках. Этот персонаж, по-видимому, изначально был злым духом. Согласно некоторым легендам, у него ноги петуха - птицы, известной своим сладострастием. Именно Асмодей убил семерых мужей Сарры в "Книге Товита". Возможно, имя его восходит к персидскому "Айшме дева"; так звали "демона ранящего копья", демона страсти, гнева и ярости. Другие исследователи связывают имя Асмодея с еврейским словом "shamad" - "разрушать". В "Лемегетоне" указывается, что вызывать его нужно с непокрытой головой.
Велиал (Велиар) - "ничтожный" демон лжи; он также, по-видимому, с самого начала был духом зла. Имя его возводят к еврейскому словосочетанию "beli ya'al" - "бесполезный". Древние евреи иногда называли его верховным демоном. В тексте "Война сынов света против сынов тьмы", найденном среди рукописей Мертвого моря, Велиал выступает как предводитель войска тьмы. "Но для порока сотворил ты Велиала, ангела вражды. Все его владения во тьме, и стремление его - нести грех и вину. Все духи, подвластные ему, -ангелы разрушения"'. Заклинателю он является в облике прекрасного ангела и говорит обманчиво ласковым, приятным голосом.
Маммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом, обозначавшим богатство или прибыль. А демоном он стал считаться из-за того, что Иисус сказал: "Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6:24).
Имя демона Кимариса, восседающего на черной лошади и повелевающего всеми духами Африки, по-видимому, происходит от названия киммерийцев - народа, который, по словам Гомера, населял туманные и погруженные во тьму области Крайнего Запада. Этот демон предсказывает будущее и, возможно, тождествен Валааму, который в Ветхом Завете представлен как алчный маг, а в Новом - как символ стяжательства либо идолопоклонства и прелюбодеяния (II Петр 2:15; Откр. 2:14).
Имя "Сатана" происходит от древнееврейского слова, означающего "противостоять". В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении "противник". В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень "стал на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему" (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так, филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар. 29:4). Слово "сатана" в более привычном нам значении появляется в двух более поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана (satan) - это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, "чтобы противодействовать ему", т. е. выступать в роли обвинителя.