Древний образ. Разработка урока "Древние образы в народном искусстве"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние образы в народном искусстве – наше наследие. Древний образ


Древние образы в народном искусстве – наше наследие

Искусство и развлечения 26 декабря 2014

В школьной программе важное место в изучении национальной культуры занимают древние образы в народном искусстве. ИЗО (изобразительное искусство) начинают преподавать с начальных классов, и одна из первых тем посвящена символам, которые наши далекие предки вышивали на одежде, вырезали на деревянной утвари, изображали на украшениях и глиняных чугунках. Эти образы служили не только украшением – они несли сакральный смысл.

Древние образы в народном искусстве

Одухотворение образов

Закодированные в архитектурных композициях, предметах быта, художественных произведениях и фольклорных текстах древние образы в народном искусстве отражают представления наших предков об окружающем мире. Выдающийся ученый Николай Костомаров считал древние символы образным проявлением нравственных идей с помощью предметов физической природы, наделенных духовными свойствами.

Академик Вернадский отмечал, что в произведениях народного искусства проявляется жизнь данной эпохи и данного народа, и благодаря этому можно изучать и понимать душу народа. Он признавал глубокий символизм художественного творчества, которое дарует нам Космос, проходя сквозь сознание живого существа.

Древние образы в народном искусстве 5 класс

Основные образы

Примеры сакральных символов и их значение точно в доступной форме представлены в школьной теме «Древние образы в народном искусстве» (5 класс, Изобразительное искусство). Это геометрический орнамент, образы солнца, яйца, Древа Жизни, неба, воды, матери-земли, изображения животных и другие.

  • Солнце олицетворяло лоно Вселенной.
  • Древо Жизни – центр мироздания, иерархическая структура бытия.
  • Яйцо – символ жизни, небесная сфера, из которой возникают звезды, планеты.
  • Образ Земли ассоциировался с образом матери-кормилицы.
  • С помощью орнаментов изображались небо, земля, вода, животные и растения, огонь, проявления природы (ветер, дождь, снег и т.д.).

Видео по теме

Солнце

Древние образы в народном искусстве изо

Это самый древний образ в народном искусстве. Солнце считалось центром мира и источником жизни, символизировало небесную духовность, часто приобретая образ отдельных богов. Культ Солнца был всемирным. В Ипатьевской Летописи 1114 года указывается, что «Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог». По другим источникам, богом солнца считался Сварог.

Солнце – это «Око Божье», которое наделяется эпитетами «святое», «праведное», «ясное», «красное», «прекрасное». Позже Солнце занимает особое место в небесной иерархии рядом со Всевышним: ясный месяц, светлое солнышко и Бог Небесный. Вспомним поучение Владимира Мономаха, который указывал на необходимость отдавать «утреннюю Похвалу Богу, а затем восходящему солнцу».

В школьном учебнике про древние образы в народном искусстве (5 класс) сказано, что Солнце обозначалось нашими предками иносказательно в виде ромбов, круглых розеток и даже лошадей (символизируют приход весны). Им украшали женские головные уборы, пояса, бусы, выпечку, свадебный каравай, яйца-писанки, керамику и т.д.

Древо Жизни

Это не менее древний образ в народном искусстве, чем Солнце. Древо Жизни символизирует триединство мира, мировое дерево, мифическую птицу – создателя Сущего. Оно объединяет небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). Также Древо означает род – отсюда название «родовое древо», «корни рода», «родные корни».

Изображение Древа Жизни имеет, пожалуй, самую сложную орнаментальную структуру. Это причудливый узор, изображающий раскидистое дерево, с листьями, крупными плодами и цветами. Часто верхушки дерева-орнамента венчают изображения волшебных птиц-хранителей (отсюда выражения «синяя птица», «птица счастья»). Канонически Древо изображается растущим из чаши (сосуда), указывая тем на истоки своих корней от священного лона (вместилища мира, вселенной). Известный фольклорист Ксенофонт Сосенко отмечал, что идея Мирового Дерева «считается народом как первый миротворческий фактор».

Древние образы в народном искусстве обсуждение

Мать-Земля

Земля всегда ассоциировалась с женским образом матери, ведь Земля – это кормилица. Богиня плодородия встречается во многих мировых культурах. Древние образы в народном искусстве матери-Земли олицетворялись с большегрудой женщиной. Она может и детей родить, и урожай «родить». До сих пор археологи находят фигуры деревянных истуканов женского пола, установленных в полях.

На орнаментальных изображениях мать-Земля почти всегда стоит с воздетыми к небу руками, а вместо головы может быть изображен ромб – один из символов Солнца. Тем самым подчеркивается зависимость урожая от солнечного тепла и неба (дождя).

Небо

Согласно древним верованиям, Небо представлялось стержнем мироздания, символом космоса, то есть порядка и гармонии, источником жизни. Семантика слова «небо» у многих народов означает «число», «гармония», «середина», «порядок», «пуп», «жизнь» (в частности в латинском, английском, латышском, хеттской, ирландской, валлийском языках). Древние образы в народном искусстве наделяли Небо особой силой: часто интерпретация слова «небо» созвучна понятию «Бог».

Наши далекие предки считали, что Небо - это река, по которой путешествует яркое солнце. Иногда с Небом отождествлялась корова, которая считалась небожителем и называлась «небесной коровой». Людям Небо представлялось полусферой, куполом, крышкой, сосудом, которые защищали их. Образы неба обозначались на расписных яйцах, рубашках, полотенцах, коврах и т.д.

Древний образ в народном искусстве

Орнамент

Издревле гончарные, тканые, вышитые, рисованные, плетеные, резные деревянные и каменные предметы быта украшались различными орнаментами. Узоры имели мировоззренческую семантику и композиционно состояли из простых элементов: точек, зигзагов, завитков, прямых и спиральных линий, кругов, крестов и других. Среди основных групп и видов орнаментов (геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного) исследователи выделяют группу символов небесных тел (солнца, луны, звезд и т.д.).

Именно в виде орнаментов чаще всего изображались древние образы в народном искусстве. Центральное место в таких композициях обычно занимали астральные знаки небесного огня, звезд, солнца и месяца. Позднее эти обожествленные элементы трансформировались в цветочный орнамент.

Вывод

Солнце, Древо Жизни, мать-Земля, Небо, Месяц – это основные древние образы в народном искусстве. Обсуждение их значений и на школьном уроке, и среди ученых перерастает в увлекательную полемику. Достаточно представить себя на месте давнего предка, чтобы понять, какое неизгладимое впечатление производят величественный восход Солнца и бездонная глубина небесного свода над головой, буйство стихии и умиротворяющий огонь очага. Всю эту красоту, величие, необузданность наши прародители запечатлели доступными им способами для грядущих поколений.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Женский образ в романе Искусство и развлечения Женский образ в романе "Герой нашего времени": сочинение

Творчество великого русского писателя и поэта М. Ю. Лермонтова оставило ощутимый след в истории мировой литературы. Изучение созданных им в поэмах и романах образов входит в систему планового ознакомления не только дл...

Образы сказки Искусство и развлечения Образы сказки "Снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре

Снегурочка – по-своему уникальный, необычайно интересный персонаж. Она является добрым героем новогодней мифологии.Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А...

Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты и скульптурыИскусство и развлечения Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты и скульптуры

Имя Александра Сергеевича Пушкина стало знаковым для русской культуры. Искреннее восхищение его личностью и творчеством живо и умножается во времени. Благодаря талантливым творениям известных скульпторов и художников,...

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» ЛермонтоваИскусство и развлечения Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» - один из самых запоминающихся и волнующих. Гордый нрав, преданность своим традициям, искренность во всем, способность беззаветно любить – вот главные качес...

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: драма одной личностиИскусство и развлечения Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова: драма одной личности

Образ Печорина, изображенный Михаилом Лермонтовым, – это, в первую очередь, личность молодого юноши, который страдает от своей неприкаянности и постоянно пребывает в плену вопросов: «Зачем я жил? С какой ц...

Художественный образ в литературе и искусствеИскусство и развлечения Художественный образ в литературе и искусстве

Любое произведение искусства, созданное талантливым художником, оставляет «глубокий след» в сердце и сознании зрителя или читателя. Что же оказывает такое сильное воздействие, заставляет глубоко переживать...

Прометей: образ в литературе и искусствеОбразование Прометей: образ в литературе и искусстве

Прометей – образ древнегреческой мифологии. Он олицетворяет стойкость, выносливость и самоотверженность. Также Прометей является символом просвещения, так как именно он, согласно легенде, передал людям умение об...

Чем славится Москва в сфере народного промысла: символы русского народного искусстваНовости и общество Чем славится Москва в сфере народного промысла: символы русского народного искусства

Этот город образован в 1147 году, на его главной площади стоит Кремль. Здесь находится неповторимый по своей красоте Храм Василия Блаженного. Москва и Московская область с давних времен славились народными промыслами;...

Как не пойти в школу: искусство симуляцииДом и семья Как не пойти в школу: искусство симуляции

Возможно, данная статья будет несколько неэтична с педагогической точки зрения. Ну да простят меня Макаров и Сухомлинский за некоторые откровения, удовлетворяющие запросы воспитанников школ и противоречащие представле...

Свободное дыхание в мире искусства - картины в стиле лофтДомашний уют Свободное дыхание в мире искусства - картины в стиле лофт

Лофт как отдельный независимый стиль начал своё зарождение в Америке в 40-х годах XX века. С каждым годом он становился всё более известным и уже в 50-х годах был на пике своей популярности в США. Изначально этот стил...

monateka.com

Разработка урока "Древние образы в народном искусстве"

Организационный этап.

Подготовка к основному

Этапу занятия (мотивирующий этап)

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Подведение итогов занятия

Информация о домашнем задании

- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим нашу готовность к уроку:

На парте должны лежать: гуашь, вода, кисти, альбомные листы, таблица с символами, картинки, ножницы и клей.

Учитель предлагает улыбнуться друг другу и тихо сесть.

Ребята посмотрите пожалуйста на эти знаки - что вы можете о них сказать?

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. Посмотрите, что объединяет все эти предметы (полотенце с орнаментом салфетки и предметы быта).

Правильно, конечно это орнамент, знаки на предметах.

Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярные знаки изображались не просто как один из элементов убранства, а вполне осмысленно, с глубоким символическим значением. Они никогда не помещались изолированно, а всегда в комплексе с другими символами. знаков. 

Итак, символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.

Ребята попробуйте сформулировать тему урока.

Конечно, мы с вами рассмотрим знаки и их значения в символике древних славян и тема нашего урока «Древние образы в народном искусстве».

Будем рассматривать, наблюдать, анализировать, творить. Верю, что каждого ученика ждет успех.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делал он это при помощи своего искусства. И украшал вещи, которые его окружали в быту.

Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Оно получило название от латинского – украшаю.

Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Символ солнца

Солярный образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Образ земли

А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Символы воды.

Как вы думаете в древности могли изображать воду? (ответ – волнистой линией)

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Древо жизни

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Вопросы для повторения:

  1. Назовите древний солярный образ.

  2. Расшифруйте понятие ДПИ.

  3. Какой древний образ отгонял зиму и приносил людям весну.

  4. Кто такая Макошь, и что она олицетворяла в древних образах?

  5. Что означал образ коня на крыше избы?

Подготовка к творческой работе.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

Сейчас мы разделимся на 4 группы

Сейчас мы разделимся на 4 группы , которые будут создавать полотенце с изображением:

  1. ДРЕВО ЖИЗНИ

  2. МАКОШЬ

  3. ПТИЦЫ

  4. КОНЯ

на альбомном листе используя древние символы изученные сегодня на уроке, вы выполняете аппликации и дорисовки, завершаете работу бумажным кружевом -и в конечном результате должно получиться полотенце.

Алгоритм работы:

  1. Расположить картинку с изображением на листе бумаги.

  2. Дорисовать символы солнца, земли и воды внизу под картинкой.

  3. Оформить низ полотенца бумажным кружевом.

  4. Работу разместить на выставочной доске.

Выставка работ на доске.

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Домашнее задание:

Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок.

Итог урока

Покажите (с помощью большого пальца - ) какое у вас настроение?

- Спасибо за урок!

Учитель выставляет оценки за урок

Проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Осознанно слушают и отвечают на вопросы

Символы, символика, образы , знаки

Задачи, которые предстоит решить на уроке

Формируют тему и цель урока

Просмотр презентации, ребята осознанно слушают

Учащиеся отвечают на вопросы

Ученики рисуют контур по шаблону, и расписывают тарелку,

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Показывают

Познавательные:

-действие смыслообразования;

- становление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные

-формирование логических действий

Регулятивные

-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

-умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

-осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:

-постановка и решение проблемы.

Личностные

-учиться понимать точку зрения другого.

Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-осваивать культуру общения, слушать товарища.

Личностные

глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Регулятивные

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

-умение осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Познавательные

-умение структурировать знания оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные

-волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

multiurok.ru

Самые древние мифы и их герои.

Многие ученые анализируют множество сказаний по всему миру. Они ищут первооснову мифов и легенд пытаясь найти корни нашего мифотворчества.

Древнейший рисунок в мире возрастом 42000 лет. Пещера Nerja Caves. Испания.

Но для меня, как для мастера, работающего с архетипами и древнейшими энергиями образов и символов, очень важно понимать уровни проникновения в практиках и медитациях и возможности трактовки переживаний тех, кто ко мне обратился.

Я надеюсь, что эта статья будет интересна всем, кто работает с архетипами, визуализациями, сновидениями, символами, знаками и другими практиками, уводящими в самые глубокие слои подсознания.

Можно выделить несколько уровней древних представлений и мифов человечества.

В самой глубине, НА ПЕРВОМ УРОВНЕ стоит миф  о МИРОВОМ ДРЕВЕ. Оно является основой всего мироздания и связывает между собой миры.

Возраст этого мифа оценивается приблизительно в 35 тысяч лет!!!

Миф о великом древе жизни есть у всех народов мира, даже у австралийцев, хотя их континент был отделен более 40 000 лет назад, практически убрав возможность контакта с другими культурами.

Хотя известный ученый В.Н.Топоров, пишет в своей работе “Мировое дерево” т.I , что образ дерева в рисунках периода палеолита отсутствовал, а значит в мифологическом поле его не было.  По его мнению, “в Восточном Средиземноморье следы образа мирового дерева и концепции, им «разыгрываемой», начинаются с рубежа IV и III тысячелетий до на­шей эры.” 

Я бы сюда отнесла и образ ЛАБИРИНТА, который словно тень, отбрасываемая Мировым древом, оставляет свой след на земле. Но опять же, возникает вопрос с наличием рисунков, которые могли бы подтвердить его присутствие в мифологическом пространстве человека палеолита. С другой стороны, змеи и линии спирали, которые могут быть праобразом свернувшегося Мирового Змея-Спирали, как есть в древнейших петроглифах. 

Затем на ВТОРОМ УРОВНЕ, в 12-11 тысячелетии до нашей эры, приходят сказания о ДЕВЕ ТВОРЕНИЯ принявшей облик водоплавающей птицы. Она сносит МИРОВОЕ ЯЙЦО, которое порождает наш мир. Появляются ДВЕ ПТИЦЫ творящие ДОБРО и ЗЛО.

Пещера Lascaux, Франция. 17000 до н.є..

Важные для древних охотников ЛУК и СТРЕЛЫ определяют судьбу и связанные с ней изобилие и плодовитость.

В это же время начинает свой путь РОГАТЫЙ и ВОЛЧИЙ БОГ.

На ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ в  8-6 тысячелетия до нашей эры начинается поклонение Великой Богине. Она подательница жизни и смерти, дарующая плодородие всему в этом мире. Ее культ связан с распространением земледелия и оседлой жизни наших предков. Богиня праматерь нашей цивилизации которая, в последствии, растечется ручейками своих дочерей по мифам разных стран и народов.  Хотя возможно и она намного древнее. Ведь найдены женские статуэтки возрастом до 40 000 лет. 

Как ее антропоморфные двойники возможно здесь появляется и пара КОРОВА и БЫК.

 

На ЧЕТВЕРТОМ УРОВНЕ в  5-4  тысячелетии до нашей эры человечество осваивает выплавление металлов и появляется новый персонаж – КУЗНЕЦ, как маг и божественный кудесник.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ относится к индоевропейским народам и, возможно, появлению  патриархата.

Для этого уровня можно отметить верховное божество как deiuo, дьяус, дэва, татис, дневное сияющее небо, верховное солнечное божество, бог-отец. Персонификация божественного сияющего ОТЦА-НЕБА. И ЗЕМЛЯ-МАТЬ как Ма, мать сыра земля, богиня плодородия. Божественная семейная пара где Небо дарует бессмертную часть души, а земля взращивает тело, которое потом обратится в прах.

Но кроме НЕБЕСНОЙ ЛЮБВИ божественной пары, приходит и НЕБЕСНАЯ ИЗМЕНА. А с ними появляется и ПОДЗЕМНЫЙ ПРОТИВНИК, БОГ МЕРТВЫХ.

Их дети БЛИЗНЕЦЫ являются продолжением священной пары, порождая человеческий род. Хотя известная парочка “вифлиемских влюбленных” , возрастом в 11000 лет, может и удревнить эту историю. 

Также этот уровень несет в себе образ КОНЯ, как божественную ипостась Солнечного Бога.

Vogelherd Германия. 30 000 до н.э.

Солнечное божество КОНЬ, появляющееся на самой заре человеческого изобразительного творчества 40 000 лет назад, теперь  уверенно занимает свое место в божественном пантеоне в связи с приручением лошадей.

ЗМЕЯ, спавшая у корней Мирового Древа, снова выползает и становится владыкой Водяных и Подземных миров. Как один из древнейших образов, она становится владыкой хтонических уровней.

МЕДВЕДЬ обретает свою антропоморфную божественную форму, чтобы стать праобразом хозяина леса.

На ШЕСТОМ УРОВНЕ появляются ГЕРОИ – ПОЛУБОГИ, связывающие мир небесный и мир земной.  Мифология обретает кастовость.

Но память о самых древних слоях привносится в этот уровень вновь и вновь. Так мировое дерево становится яблоней и отправляется в плаванье Гильгамеш за яблоками вечной жизни. За ним за яблоками Гесперид идет греческий Геракл. И уже нескончаемым потоком идут мифы о великом древе Жизни и Смерти. Яблоки Идун Северной традиции дарующие молодость и вечную жи6412906315_75c8798aa6_zзнь богам рунического пантеона. Библейское дерево и его плоды. Молодильные яблоки славянского эпоса и участие яблони и ее плодов в свадебных и погребальных ритуалах славян. Волшебный сад феи Морганы и яблоневый рай кельтов. Да и само английское слово querty (дикая яблоня) изначально обозначало вообще все деревья. И только потом уже стало принадлежать только яблоне.

 

Так самые древние первообразы переплетаются в нашем подсознании с более поздними порождениями. Но все они дошли до наших дней в мифах, легендах и сказках. И, возможно, прикосновение к ним может раскрыть множество тайн истории человеческой цивилизации и личной, каждого из нас.

 

Copyright©Эжени МакКвин 2016

 

Самые древние сказки мира.

Самые древние символы человечества

Самые древние алкогольные напитки

Самые древние стихи о любви.

Деды, Асянины и Кузьминки. Славянский самхейн

Реальная история праздника Покрова

12 заповетных пятниц Параскевы Пятницы

Празднование пятницы “Мати божей купальницы”

Тотемная магия защиты славян.

Русалии. Праздник зеленых духов

Майское и Иваново дерево славянской традиции

Женские места силы Киева. Тайны Софиевского Собора

Красная нить – славянский оберег

Секс в средневековой Руси

Когда на самом деле отмечали новый год в Киевской Руси

Самый древний храм Великой Богини в Украине

Магия 8 богинь Колеса Года.

Дневники ведьмы.

 

Поделиться в соцсетях

 

 

moonshaman.com

Древние образы в народном искусстве.

Просмотр содержимого документа «Древние образы в народном искусстве.»

Древние образы в народном искусстве. Презентацию разработала учитель Изобразительного искусства Фёдорова О.М. МАОУ Гимназия им.А.С.Пушкина.

Древние образы в народном искусстве.

  • Презентацию разработала учитель Изобразительного искусства Фёдорова О.М.
  • МАОУ Гимназия им.А.С.Пушкина.
Наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Как вы думаете, что изображено на глиняном сосуде?

Наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному.

Как вы думаете, что изображено на глиняном сосуде?

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов. Символы земли

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Символы земли

В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Поэтому в народе и появилась поговорка – «После дождичка в четверг». Символы воды

В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Поэтому в народе и появилась поговорка – «После дождичка в четверг».

Символы воды

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. «Не земля хлеб родит, а небо», – говорит русская пословица. Образ солнца.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. «Не земля хлеб родит, а небо», – говорит русская пословица.

 Русский крестьянин исстари жил землёй. Землю, её плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Образ матери. Мать – сыра земля, Берегиня, Макошь

Русский крестьянин исстари жил землёй. Землю, её плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода.

Образ матери.

Мать – сыра земля, Берегиня, Макошь

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Древо жизни

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Древо жизни

Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Образ коня

Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Образ коня

Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ.

Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ.

Образ птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную, тёплое лето. Птицы символизировали свет, тепло.

Образ птицы

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну красную, тёплое лето. Птицы символизировали свет, тепло.

Задание. Выполни рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву (мать-земля, древо жизни, птица света, конь и др.) Преврати реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщённого изображения, исключая мелкие, ненужные подробности.

Задание.

  • Выполни рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву (мать-земля, древо жизни, птица света, конь и др.) Преврати реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщённого изображения, исключая мелкие, ненужные подробности.
Домашнее задание. Подбери в книгах, журналах, Интернете вместе со взрослыми изображения древних образов в росписи, резьбе по дереву, вышивке, народной игрушке.

Домашнее задание.

Подбери в книгах, журналах, Интернете вместе со взрослыми изображения древних образов в росписи, резьбе по дереву, вышивке, народной игрушке.

Список использованной литературы: Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно прикладное искусство в жизни человека».: Москва «Просвещение» 2014 год http://5fan.info/ujgqasatyujgrnaujg.html http://rusbalt.flyboard.ru/topic82-1400.html http://rus-img.com/simvol-plodorodiya-u-slavyan http://bewitchit.com/magicheskie-simvolyi-i-znaki/feed http://selo-podelkino.ru/pole/ http://www.neomark.ru/read.php?dtnce=//////dom/index.php?cat=31677 http://inscms.pp.ua/slavyanskie-simvoly-i-ih-znachenie.html http://rusbalt.flyboard.ru/viewtopic.php?p=49041 http://www.BankReferatov.ru/referats/C325729F00717F7B43257B0B000458D2/… http://rus-img.com/simvol-vozduha-u-slavyan http://magazin-arsenal.ucoz.ua/news/rss/ http://design-interior.net/slovo-mebel-pojavilos-v-russkom-jazyke-v-ko… http://www.s1128.ru/predmet/izo3/PrNarB/18.htm

Список использованной литературы:

  • Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно прикладное искусство в жизни человека».: Москва «Просвещение» 2014 год
  • http://5fan.info/ujgqasatyujgrnaujg.html
  • http://rusbalt.flyboard.ru/topic82-1400.html
  • http://rus-img.com/simvol-plodorodiya-u-slavyan
  • http://bewitchit.com/magicheskie-simvolyi-i-znaki/feed
  • http://selo-podelkino.ru/pole/
  • http://www.neomark.ru/read.php?dtnce=//////dom/index.php?cat=31677
  • http://inscms.pp.ua/slavyanskie-simvoly-i-ih-znachenie.html
  • http://rusbalt.flyboard.ru/viewtopic.php?p=49041
  • http://www.BankReferatov.ru/referats/C325729F00717F7B43257B0B000458D2/…
  • http://rus-img.com/simvol-vozduha-u-slavyan
  • http://magazin-arsenal.ucoz.ua/news/rss/
  • http://design-interior.net/slovo-mebel-pojavilos-v-russkom-jazyke-v-ko…
  • http://www.s1128.ru/predmet/izo3/PrNarB/18.htm

multiurok.ru

Женский древний образ героини. Дева-Воительница: Поляница, Амазонка...

В южнорусских степях когда-то правили, женщины, пасли скот, охраняли стада, сражались за свои земли...  

С тех пор все перемешалось на территории, позже обозначенной как Русь: языки, поверья, человеческие гены. Разберись теперь, в ком из нас, жителей современной России, течет кровь древних воительниц.

Может быть, как раз из этого источника русские женские характеры, о которых сказано:"Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"?

Здесь в самый раз вернуться к мифам, но уже не к греческим, а к нашим собственным. Можно ли среди жалких остатков когда-то старательно вымаранных дохристианских древнерусских мифов отыскать что-либо о племени женщин-воинов?

Оказывается, можно, и гораздо больше, чем у других народов.

Когда-то в Древней Руси был обычай, происхождение которого сокрыто в глубинах, вполне сопоставимых со временем сарматов и скифов.

Назывался он "полякование": воин в одиночку выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи "поединщика" себе под стать. Пленных не брали, трофеев - тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ.

Наряду с "поляковщиками" в русских былинах очень часто упоминаются "поляницы", женщины-богатыри.

С поляницей Златогоркой бьется Илья Муромец, а через многие годы он встречается со своей "неузнанной" дочерью от этой Златогорки, поляница и жена Добрыни Никитича, с которой он знакомится тоже в бою, с поляницей бьется и на ней женится Дунай Иванович, а в одном из вариантов былины "Про Илью Муромца и Тугарина" поляница Савишна - жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина.

Здесь легко увидеть параллель в развитии сюжетов древнерусских былин и греческих мифов: герои-мужчины одолевают-таки воительниц в нелегком поединке, и те становятся женами победителей. Хотя нередко воительницы гибнут. Особенно преуспели в этом Геракл и Илья Муромец.Рыцарского отношения к даме им явно не хватало.

Но обратимся к первоисточнику («Илья Муромец и дочь его» - былина):

....Едет поляница удалая,Удалая поляничища великая,Конь под нею как сильна гора,Поляница на коне будто сена копна,Она палицу булатную покидываетДа под облако, под ходячее,Одною рукой палицу подхватывает,Как пером-то лебединым ею поигрывает.

У древних греков был свой идеал женской красоты, у наших предков - свой. Это вам не стройная амазонка с древнегреческой вазы или из современного фильма-фэнтези, это женщина серьезная.Огорчает ее лишь то, что нет ей достойного соперника-поединщика:

- Коль Владимир князь стольно-киевскийМне не даст да супротивника,Из чиста поля да наездника,Я приеду тогда во славный Киев-град,Мужичков всех повырублю,А все церкви на дым спущу,Самому князю Владимиру я голову срублю...

Ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич связываться с поляницей не решились и Илье Муромцу не советовали, но тот не послушался и чуть было не лишился головы...

Одна из трактовок образа былинных поляниц принадлежит Д.М. Балашову.

«Поляницы преудалые русского эпоса,– замечает он, – чрезвычайно оригинальны.Это – степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,– жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц – «поляницы» – славянское.

По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь».

Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли».

Международные параллели русским поляницам – греческие амазонки, обитавшие в Малой Азии, в предгорьях Кавказа и Меотиды (Азовского моря). Легенды об амазонках широко известны во всех частях света и являются либо порождением местной традиции, либо распространением греческой.

Русские женщины-воительницы, вероятнее всего, принадлежат древнейшей местной традиции.

Не удержишь в затворенной келье –Мне туда, где за взмахом орлаПонеслась с соловьиною трельюИз кленового лука стрела.Мне туда, где звенит о шеломыБыстрых сабель отточенный свет,Где со смертью так близко знакомы,Словно братствуют тысячи лет.Где ветра на кургане забытомКолыхнули соленый ковыль...Мне туда, где звенит под копытомРусских песен далекая быль.

Стихи А Белянин.

Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде.По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования.

В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдет её в типично мужских боевых искусствах — причем она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью.

Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.

Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий.

Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.

А И. М. Дьяконов "при сравнительном анализе «архаических мифов Востока и Запада», выделил среди женских мифологических персонажей две категории: «дев-воительниц» и «матрон»-«матерей/супруг»;первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в «мужском доме» (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами.Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя".По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в ХХ веке, когда общество требует нового женского образа.

Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы.«Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги — рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение — meykongr „дева-правительница“, сами же они знаменательно именуют себя „королем“ (kongr), но не „королевой“ (dróttning)».

Современность

В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации.

К этому моменту публика начала уставать от типичной героини — пассивной девы в беде, крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.

Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в рамках традиционной патриархальной социальной модели.

Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья — то есть в ситуациях, где очевидны её физические навыки.

Этот образ может эффективно использоваться и в произведениях о современном мире, например в фильмах в жанре girls with guns.

В отличие от других женских активных образов — роковая женщина или девчонка-сорванец, дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причем без потери женственности. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.

Исторические примеры

Фактически в реальной истории примеры подобных реальных персонажей чрезвычайно редки. Хотя иногда дворянки сопровождали армию и возможно участвовали в общественной жизни, все же настоящий бой, с его насилием и физическими нагрузками, считался непристойным и неподходящим занятием для женщин.

Все же можно перечислить несколько примеров:

* китайская принцесса Пиньян (Princess Pingyang), которая собрала и возглавила собственную армию во время восстания. Позже её отец стал императором Гаоцзу.* ионийская царица Артемизия Карийская, которая сопровождала Ксеркса в его походе и командовала в Саламинской битве пятью собственными судами. Хотя реальность её подвигов ставится историками под сомнение, тем не менее, считается, что именно она стала поводом к произнесению проигравшим Ксерксом фразы: «мои мужчины стали женщинами, а женщины — мужчинами».* спартанка Архидамия, которая сражалась с Пирром во время осады Лакедемона во главе отряда своих соотечественниц.* британская королева Боадицея* мусульманская принцесса Амина (Amina)* Этельфледа, дочь Альфреда Великого* Жанна Д’Арк и её легенда представляет собой пример сплавления как реальных предпосылок, так и архетипических черт. Например, одна из версий ей приписывает королевское происхождение.* Мандухай Мудрая, монгольская княжна, разгромившая в нескольких битвах подряд врагов своего малолетнего воспитанника и будущего мужа Даян-хана — племена ойратов.* Надежда Дурова — кавалерист-девица. К моменту бегства в армию была замужней женщиной и имела сына, что обычно «исчезает» при беллетрезации её образа, возможно, в соответствии с архетипом.В мифологии

Богини-воительницы

* Афина (греч.), Минерва, Беллона (др.рим.)* Инанна (шумер.)* Анат (западносемит.)* Аллат (древнеараб.)* Иштар — один из эпитетов — «Воительница»* Шавушка (шуррит.)* Ардвисура Анахита (древнеиран.)* Дурга (инд.)* Морриган (ирл.)* Ойя (йоруба)* Скатах (кельтск.)* Упэрэтат, супруга Вертрагны (иран.). Дева-воительница, была символом награды за храбрость, награды героям, отправляла души героев в рай. Ее изображали на коне

Группы

* валькирии (сканд.)* фраваши — (иран.), мн.ч., мифическое олицетворение души, женского пола, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу.* Нация женщин-воительниц — амазонки.

Обычные люди

античность:

* Горга (дочь Ойнея)* Аталанта* Гарпалика* Камилла в «Энеиде»

прочее:

* Chitrāngadā, одна из жён Арджуны («Махабхарата») командует армиями своего отца.* Gordafarie («Шахнаме»)* Дейрдра (ирл.)* Королева Корделия, дочь короля Лира, водила армии в бой; королева Гвендолин, жена Локрина, победила его в битве и стала королевой (британский миф)* Shieldmaid* русские богатырки:Степная королева-воительница Марья МоревнаВоительница-поленица Настасья — жена богатыря Дуная Ивановича.Лата-горка, мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца* Женщина-богатырша Фатима Зат аль-Химме (араб. «Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах ее славных предков»)* Сёстры-воительницы Чынг (вьетнам., Trưng Sisters)* Кырк кыз («сорок девушек») — у каракалпаков девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим и спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана.* Женщины-богатырки в якутских эпических мифах («Олонхо»), например, Дьырыбына Дьырылыатта* Очы-Бала (алтайский эпос)* Дочь Даргавсара (нартский эпос)

В литературе и живописи

Исследователи отмечают, что изображение девы-воительницы является сквозным сюжетом, и этот литературный и иконографический образ является распространенным в западной традиции, причем она может быть и меланхоличной, и агрессивной. В изобразительном искусстве и литературы он появился начиная с античности и до конца XIX века, особенный расцвет приходится на XVI век в литературе и XVII век в живописи

Средневековье

* Брюнхильда — валькирья, персонаж «Песни о нибелунгах», поклялась выйти замуж только за того, кто одолеет её в битве.* в рыцарских романах:Брадаманта — персонаж романов о Роланде(«Освобождённый Иерусалим», Торквато Тассо):+ Эрминия+ Хлоринда — сарацинский воин, перед самой смертью принимающая христианство+ Марфиза — царица Индии, поклялась не снимать доспеха, пока не одолеет трех могучих царей — Градасса, Агрикана и Карла Великого.+ Гильдиппа, супруга Одоарда, вместе с которым они являются доблестными и неразлучными супругами-воителями* в исландских сагах:Флорентия — королева Индии, согласна выйти замуж только за того, кто пройдет испытания («Сага о Гиббоне»)Мармория — королева Греции («Сага о Парталопе»)Седентиана — героиня «Саги о Сигурде Молчаливом»Розамунда — героиня «Лэ о Ланвале» («Песнь о Януале»)Ингигерд — королева, героиня «Саги о Сигргарде Смелом»Торнбьёрг — дочь шведского короля, героиня «Саги о Хрольве, сыне Гаутрека»* Хуа Мулань — героиня китайской средневековой литературы

Возрождение

* Бельфебея и Бритомарта в «Королеве фей» Спенсера

Новое время

* Женский персонаж поэмы Томмазо Гросси «Ломбардцы в первом крестовом походе» (XIX век) и одноименной лирической оперы Верди по ней.* Опера Рихарда Вагнера «Валькирия».

lsvsx.livejournal.com

Древние образы в народном искустве

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

вышивка2

Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века - русская вышивка не изчезла, переходя из поколения в поколение.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!

вышивка3

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы, - тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

arira.ru

Древний образ

25 октября - празднование Филермской иконы Божией Матери …

Икона Филермской Богоматери - одна из самых почитаемых святынь христианского мира. Она обладает большой целительной силой, защищает и охраняет в пути паломников, особенно помогает жертвователям в пользу слабых и немощных, помогает в случае нашествий и прочих нападений

Согласно древнему преданию, Филермскую икону Богородицы написал в 46-м году от Рождества Христова святой апостол и евангелист Лука для христиан своего родного города Антиохии. Оттуда она попала в Иерусалим и пробыла там 400 лет.

В 460 году греческая Императрица Евдокия, совершая паломничество на Святую Землю, перевезла икону в Константинополь.

Вскоре иоанниты (рыцарский монашеский Орден католической церкви) привезли образ на остров Родос, на гору Филермо, по названию которой она и стала именоваться. Этот остров в то время славился тем, что являлся одной из конечных остановок на пути паломников в Иерусалим. А вооружённые рыцари защищали его от шедших в Святую Землю иноверцев. Среди защитников острова и паломников были и рыцари-госпитальеры. С историей этого Ордена напрямую связана судьба Филермской иконы: благодаря заступничеству Божией Матери госпитальеры успешно защищали остров Родос от многочисленных турецких нападений. На острове Родосе чудотворный образ находился вплоть до 1523 года.

В 1522 году турецкий султан Сулейман Великолепный отправился в поход на Родос. После шести месяцев осады огромная армада турок, прибывшая на более чем 400 судах, захватила город, а рыцарям пришлось сдаться. Поражённый храбростью госпитальеров, турецкий султан разрешил им взять с собой в изгнание любые ценные вещи. Рыцари, не долго думая, взяли только святыни: Филермскую икону Богоматери, Десницу Иоанна Крестителя и частицу Древа Животворящего Креста Господня. Так чудотворная икона оказалась в изгнании и отправилась в восьмилетнее средиземноморское путешествие.

В 1523-1527 гг. она находилась в Италии, в Виттербо, в церкви святых Фаустина и Джовиты, а в 1527-1530 гг. во Франции, на Вилле Франка в Ницце.

В 1530 году испанский король Карл V предложил изгнанным рыцарям поселиться на острове Мальта, который в то время был независимой территорией. Посланцы рыцарей, побывав здесь и исследовав скалистый остров без всякой растительности, но с прекрасной бухтой для порта, в 1530 году решили временно остановиться здесь. Сначала икона находилась в церкви Сан-Лоренцо на окраине города Биргу, затем в Валетте: в церкви святой Марии Победительницы и в 1578-1798 гг. в кафедральном соборе Сан-Джованни.

После захвата Наполеоном в 1798 году Мальты, все драгоценности из дворцов и церквей пошли на финансирование похода Наполеона в Египет. Добычей стали и драгоценные камни с оклада Филермской иконы Богоматери. Тогда Великий магистр Ордена Фердинанд фон Хомпеш, лишившийся своего титула и всего своего богатства, униженный и оскорблённый, покинул Мальту в 1798 году, увезя с собой Филермскую икону вместе с частицей Древа Животворящего Креста Господня и Десницей Иоанна Крестителя. Спустя месяц он прибыл в Триест, откуда святыни переправил в Петербург, в Гатчину. И с этого момента начинается российская история чудотворной Филермской иконы Богоматери.

12 октября 1799 года в Гатчине, в 40 км от Петербурга святыни были вручены Императору Павлу I, согласившему стать покровителем Мальтийского Ордена. Так реликвии остались в России, они считались личным подарком Павлу I и являлись достоянием и собственностью Царской семьи. В составленном позже, в 1859 году, списке церковных шкатулок, дароносиц и других предметов, которые находились в Большой дворцовой церкви и в Малой церкви Зимнего дворца, дано детальное описание нового оклада иконы. Кроме 270 бриллиантов в украшении его были рубины, бирюза.

После убийства Императора Павла I в 1801 году реликвии перенесли в Санкт-Петербург и поместили в Зимнем дворце, в соборе Нерукотворного Спаса - домовом храме Царской семьи.

После революции 1917 года и суровой расправы с Царской семьёй, видя, что наступают лихие времена, церковные люди решили тайно спрятать и сохранить эти три реликвии. Сначала их хранили в Большом Кремлёвском дворце, затем в Архангельском соборе московского кремля, затем укрывали в Гатчине, а потом отправили через Эстонию в Данию, в Копенгаген, к Марии Фёдоровне, вдове Александра III и матери Императора Николая II, которая была к тому времени последней миропомазанной Императрицей царствовавшей династии. Там икона находилась с 1919 по 1928 гг. Перед смертью Мария Фёдоровна выразила желание передать икону югославской королевской династии Карагеоргиевичей. После кончины Императрицы в 1928 году дочери её, великие княгини Ксения и Ольга передали святыню главе Зарубежной Русской Церкви Митрополиту Антонию (Храповицкому). Вскоре образ был доставлен в Германию, в Русский православный собор, в котором святыня находилась в 1928 - 1929 году. Епископ Тихон, окормлявший православную паству Берлина, 16 апреля 1932 года официально передал Филермскую икону и две другие святыни в присутствии четырёх свидетелей в дар сербской королевской династии. Так Филермская икона оказалась в Белграде. Перед отъездом династии Карагеоргиевичей из страны в 1941 году святыни были переданы на хранение в монастырь Острог (Черногория), в котором находились до 1952 года. С 1952 по 1978 год икона хранилась в Подгорице в сейфе Министерства иностранных дел, а затем в Государственном музее г. Цетиньи. В 1978 году Десница Иоанна Крестителя и частица Древа Животворящего Креста Господня были перенесены в Цетиньский монастырь, в котором хранятся и по сей день, а Филермская икона Богородицы в настоящее время находится в часовне Народного музея Черногории (г. Цетинья).

Длительный и долгий путь от Иерусалима до Цетиньи прошла всемирно известная и чудотворная Филермская икона Божией Матери. Икона, которая хранит память о всей христианской мировой истории, множестве исторических событий и человеческих судеб.

Черногорияhttp://www.russdom.ru/2007/200710i/20071014.shtml

pravoslavnye.ru


Смотрите также