Поселения древние. Как выглядело поселение древних славян? ФОТО
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Провадия-Солницата — самый древний город? Поселения древние


Жилища и поселения древних людей

Жизнь славян в древности

Поселения славян

О жилище древних славян мы можем судить по нескольким источникам: свидетельствам писателей и путешественников средневековья, археологическим и этнографическим исследованиям, языковым данным.

Писатели и путешественники средневековья пишут, что славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга. Пока они вели полукочевой образ жизни, они часто переменяли свое место жительства; этому способствовала и постоянная опасность, грозившая им от междоусобиц и нападений других народов. Чтобы обезопасить свой дом, славяне выбирали для его строительства труднодоступные места. Так, например, Маврикий пишет: «У них недоступные жилища в лесах при реках, болотах и озерах. В домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай, необходимые вещи скрывают под землю, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники» (1).

Арабский писатель начала Х века ибн-Русте объясняет строительство утепленных жилищ климатическими условиями; вместе с тем его описание недвусмысленно свидетельствует о том, что селились славяне в землянках или полуземлянках: «В их стране холод до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны» (2). Вероятно, в представлении автора слились две постройки – баня и жилище, которое протапливалось «по-черному», то есть дым от очага, печи не выходил через трубу, а оставался в жилище и постепенно улетучивался через естественные проемы, в том числе и через специальное отверстие-окошечко, прикрываемое дощечкой.

Многочисленные археологические исследования подтверждают описания средневековых писателей и еще более точно позволяют нам судить о древнейших славянских жилищах. Подземные и полуподземные жилые сооружения были распространены во многих археологических культурах, как славянских, так и неславянских. От построек других народов их отличает место расположения очага или глинобитной печи. Если представители германских племен очаг располагают в центре жилища, то у славян он находится в углу. Уже в жилищах трипольской археологической культуры эта особенность прослеживается очень четко.

Переходя из века в век, она сохраняется и в современных сельских жилых постройках, в которых печь располагается в углу помещения, напротив так называемого «красного угла». «…недаром, - пишет В.Я. Петрухин, - само праславянское обозначение дома – *kǫtja – связано со словом «кут», «внутренний угол с печью» (3). Этот корень сохранился и в сербском языке – кућа, древние болгары называли жилые постройки кǫшта. в современном болгарском – къща.

Еще одно обозначение славянского жилья - хата восходит к сарматскому или скифскому kata «дом, выкопанный в земле» - указывает на особенности в его построении.

Для обозначения наземных жилых построек славяне заимствовали из древне-верхненемецкого языка слово stuba «теплое помещение, баня», которое, подвергнувшись фонетическим изменениям, связанным с утратой количественных различий гласными, падением редуцированных, упрощением групп согласных и регрессивной ассимиляцией по звонкости, превратилось в изба (чеш. jizba): istuba -- istъba -- istba -- izba. По поводу происхождения слова изба среди ученых бытует и другое мнение, сближающее его со славянским истопить > истъпити. В пользу такой этимологии, казалось бы, говорит и наличие в восточнославянских говорах термина истопка, который обозначает отапливаемую кладовую для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или маленькую жилую избу (Новгородская, Вологодская области) (4). В таком случае, вероятно, должно было существовать в общеславянском языке истъпа ( истопити – истъпа. как косити – коса ), которое после падения редуцированных по законам языка преобразуется в испа, но никак не в изба. Таким образом, сближение слова изба со словом топить, истопить следует признать позднейшим народно-этимологическим сближением.

Стены жилищ были срубными, бревенчатыми или сделанными из жердей, плах. Форма жилища по периметру приближалась к квадрату. В зависимости от материала и способа обшивки как земляные, так и наземные жилища принято разделять на столбовые (по углам и посередине каждой стены ставили столбы, к которым крепились жерди или плахи) и срубные (стены сделаны из бревен). Конструкции стен в разных племенах имели свои различия, что обусловливалось климатическими условиями и наличием поблизости строительного материала. Кровля дома была двускатной или двускатной с полицами, то есть переломом кровли. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Для кровли употреблялся разный материал: солома, земля, тес, настилавшийся вперехлёст, или лемех (черепица) - короткие дощечки. Концы лемеха делались заостренными или закругленными, но чаще всего городчатыми, то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Кровля была безгвоздевой («самцовой»).

Древние славяне располагали свои селения на возвышенности около рек или других водоемов. Надежной защитой им служили непроходимые леса и болота. Жилища на поселениях располагались бессистемно, а сами поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Первоначально поселения объединяли членов одного рода, но уже к концу первого тысячелетия нашей эры у славян возникают большие поселения, объединяющие членов нескольких родов. Большие торгово-ремесленные поселения, которые имеют административное значение или располагаются на торговых путях, превращаются в города.

Первые города были земляными – их огораживали земляным валом, затем вокруг города стали возводить ограждения из заостренных бревен (остроги), а позже – каменные. Центральная часть такого города – крепость, огороженная каменной стеной, называлась кремль. буквально «крепкий, прочный» (5). Сама лексема город. бытующая у восточных славян, и град – у южных для обозначения укрепленного поселения, связана по происхождению с глаголами городити, огораживати, ограждати. Лексемы с этим корнем ( огород, город, перегородка и др.) обозначали всякое огороженное или отгороженное место, в том числе и крупный населённый пункт, обнесённый ограждением. У западных славян слова с этим корнем обозначают садовую ограду, забор: ср. чеш. hráze. слц. hrádza. польск. grodza ; стену, укрепление: чеш. hradba ; замок, кремль: чеш. hrad ; нагромождение чего-либо, дамбу, плотину: чеш. hráz. польск. gródź ; а для большого населенного пункта существует другая лексема – miasto (польск.), město (чеш. слц. в.-луж. н.-луж.), впрочем, в «Повести временных лет» мы также встречаем упоминание о «местах и погостах» - Новгород, Псков, Ладога (6).

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни славян, но очень часто оказывается, что различия между городскими и сельскими поселениями у древних славян размыты. Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством. При археологических исследованиях на территории древних славянских городов находят множество сельскохозяйственных орудий (лемехов плугов, мотыг, кос, серпов), ручных жерновов, ножниц для стрижки овец, большое количество костей домашних животных. Напротив, сельское население занималось производством большинства «ремесленных» продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду, производило гончарные изделия и т.п. В селах не производили только металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Вероятно, основным отличием городского поселения было лишь наличие укрепления, крепостного сооружения.

Для обозначения негородских населенных пунктов сейчас в литературных славянских языках существует три термина: село (рус. укр. блр. блг. с.-хорв.), весь (слн. чеш. слц. польск. в.-луж. н.-луж.), деревня (рус.). Древнерусскому языку некогда также было свойственно обозначение весь (ср. «по городам и весям»), но сохранилось оно только как диалектное. По своему происхождению оно соотносится с лтш. víesis «пришелец, чужеземец», лит. viẽškelis «большая дорога», лат. vīcus «селение», гот. weihs «деревня».

Весьма интересной является история лексемы село. В древнерусском и старославянском языках она известна с двумя, казалось бы, несовместимыми значениями: «селение, деревня» и «поле». Это стало возможным из-за того, что праславянское *selo «пашня» у южных и восточных славян совпало с *sedlo -- *selo «поселение». У западных славян упрощения группы согласных *dl не произошло, и в чешском и словацком языках, например, мы обнаруживаем sídlo «местонахождение, сидение», sedlak «крестьянин». Южные и восточные славяне, за исключением сербов, хорватов и словенцев, сохранили только одно значение слова село – «селение негородского типа, деревня», так как сама лексема очень тесно связывалась с глаголом сесть и его производным – оседлый.

Появление в русском языке обозначения населенного пункта деревня связано с древнерусским обозначением пашни («пашетъ деревню»). До сих пор в архангелогородском диалекте слово деревня употребляется именно с таким значением. Вероятно, развитие современного значения этого слова происходило следующим образом: первоначальное *дьрвьня «пашня» стало употребляться по отношению к крестьянскому двору или хутору с участком земли, а затем и к любому негородскому поселению, не имеющему собственной церкви. Эту точку зрения подтверждает и сопоставление с балтскими языками. Так, в латышском druva «пашня», в литовском dirva «пашня, нива».

В древних письменных источниках можно обнаружить и другие обозначения населенных пунктов. Это городища, селища (вероятно, разоренные, покинутые города, села), погосты, слободы, сельца и т.п. однако они по большей части были утрачены литературными языками славян.

Литература Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб. 1914.Белякова С.М. Новикова Л.А. Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.Горнунг Б.В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. – М. 1963.Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М. 2002.Державин Н.С. Славяне в древности. М. 1945.Древности славян и Руси. М. 1988.Древность. Арьи. Славяне. М. 1996.Древняя Русь в свете зарубежных источников. М. 1999.Древняя Русь: Быт и культура. М. 1977.Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. В 2 томах. М. 1876-1879.Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М. 1880.История южных и западных славян. – М. 1979.Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нраве славян. СПб. 1861.Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М. 1984.Нидерле Л. Славянские древности. М. 2000.Петрухин В.Я. Славяне. М. 1999.Седов В.В. Славяне в древности. М. 1994.Селищев А.М. Славянское языкознание. Т.1. М. 1941.Семенова М. Мы – славяне! М. 1997.Сказания древней Чехии: Пер. с чеш. Ф. Боголюбовой, М. Таловой. М. 2000.Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М. 1991.Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни: Опыт славянской археологии. В 2 томах. Томск, 1894-1897.

___________________________Примечания 1. Маврикий Стратег. Стратегикон. Цит. по: Размышления о России и русских. М. 1994. С.29.2. Ибн-Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар. Дорогие ценности. Цит. По: «Откуда есть пошла русская зем-ля. ». М. 1986, т. II. С. 566.3. История культуры славянских народов. Т.1. С.25.4. Семенова М. Мы – славяне! М. 1997. С.157.5. Фролов Н.К. Белякова С.М. Новикова Л.А. Введение в славянскую филологию. Тюмень, 2002. С.82.6. Др.-рус. мэсто имело значение «место, поле, площадь, селение» (Фасмер М. Этимологический словарь рус-ского языка. В 4-х тт. М. 1996. Т.II. С.607-608).

Рекомендуем ознакомится: http://slawianie.narod.ru

worldunique.ru

Поселения древних славян

Поселение древних славянПоселения древних славян, как правило, находились на возвышенных местах, и располагались вблизи источников воды – рек, ручьев и родников. Такие поселения обычно состояли из нескольких домов, и всегда были защищены от нападения непрошенных гостей. Чаще всего свои поселки славяне окружали частоколами – изгородями, которые состояли из толстых бревен, стоящих рядом друг с другом и крепко забитых в землю. Концы бревен обычно заостряли и для прочности обжигали на костре.

Дома были сложены из толстых бревен. Их покрывали соломой или крышей из деревянных жердей. Окошки в домах у древних славян были маленькими, прорубали их почти у самой земли. Так славяне старались сохранить тепло в зимние холода, но света в жилищах с такими окошками, конечно, было мало.

Очаг, - главную часть дома, складывали из камней, и использовали для приготовления пищи и отопления. Очаг был без трубы, поэтому дым мог выходить на улицу из дома только в открытую дверь. Мебелью у славян служили деревянные лавки и большой стол для совместной еды.

Неподалеку от дома строили хлев – помещение, в котором содержали скот. Хлев не отапливался, поэтому с наступлением зимы домашних животных забирали в дом. Около хлева строили навес, где хранили необходимые орудия труда, также выкапывали землянки, где хранили зерно и другие полезные запасы, которые заготавливали на зиму.

Количество домов в поселении древних славян было различным: от двух трех и до нескольких десятков. Если поселение было большое, в середине его обычно оставалось место, которое было свободным, - там собирались сходы – собрания местных жителей. На сходах славяне сообща решали все свои важные дела. Со временем на этом месте у славян появились святилища – места, которые устраивали для поклонения главнейшим богам. Недалеко от святилища строили маленький домик, где проживал жрец, проводивший церемонии.

Вокруг своего поселения славяне очищали землю от леса, вспахивали ее и отгораживали. На этих участках выращивали все необходимые овощи и зерно.

www.vseznayka.kiev.ua

Поселения древних славян - Helperia

Публичная статья

460

Создано 13 сентября 2017 года Поселения древних славян

Поселения и дом древних славян

С современной точки зрения, образ жизни древних славян весьма сложен, но тогда это было нормой. Родное поселение славяне никак не укрепляли, так как никого фактически не опасались и полагались на собственную силу. Их здания существенно отличались от домов иноплеменных современников (греков, германцев, турков и т.д.).

Здания возводились по типу землянки либо полуземлянки, а глиняная печь была обязательна для всех - иначе никак не приготовить пищу. Печь возводили в самом отдаленном углу помещения. Жилье возводилось из дерева: сосны, дуба, лиственницы. Славяне были убеждены, что определенные виды деревьев принесут защиту, а другие - беды. Так, осина попала в немилость и считалась нечистым деревом, поэтому из нее дома не возводили. Кроме того, суеверия распространялись на место, где дерево росло, на его форму и даже на ту сторону, куда дерево повалилось после того как его срубили. Запрещено было использовать деревья со священных мест или мест захоронений. Не использовались молодые или очень древние деревья, деревья с необычной формой, дуплом или наростами - это все считалось обителью злых духов.

Место строительства поселения, выбиралось тщательно - славяне предпочитали труднопроходимые места такие как болотистые места, высокие, обрывистые берега реки и тому подобные.

Так как само поселение никак не укреплялось, то природа работала оберегом от набегов врагов. Стоит еще подметить, что славянские племена были изобретательны, потому в собственных жильях нередко возводили несколько вспомогательных выходов на случай внезапной угрозы.

 

Понятие рода у древних славян

Все славяне возводили поселения, где каждый жил вместе со своим семейством. В данный момент понятие род немного поменялось. Сегодня мы говорим «родственник», имея ввиду семью, а тогда под словом "род" люди понимали как родню, так и соплеменников, свой народ. Во главе рода стоял отец семейства, его родоначальник.

Славяне легко переселялись с места на место, и так как территории было достаточно, то споров обычно это не вызывало. Причиной для смены локации могли быть истощенные ресурсы местности: пересыхающая река, нападение паразитов, болезни, отсутствие леса для построек. В период образования городов несколько племен объединялись под управлением одного родоначальника, поэтому в русских городах часто было развито общественное устройство.Почти все летописцы описывали жилище славян как неприступное, расположеное в труднопроходимом месте, с обилием выходов на случай опасности, со спрятанными в землю ценными вещами. Несмотря на то, что древние славяне не возводили укреплений, войны между племенами были делом частым и буквально за один день племя могло быть полностью уничтожено врагами, поэтому и жилища отражали дух народа.

Возможно, вам так же будут интересны статьи:

helperia.ru

Как выглядело поселение древних славян? ФОТО

Поселения древних славян обычно располагались на возвышенных местах, находящихся вблизи источника воды — реки; ручья или родника. Поселение, которое обычно состояло из нескольких домов, никогда не оставалось без защиты. В большинстве случаев поселки окружались частоколами — изгородями, состоящими из глубоко забитых в землю рядом друг с другом толстых бревен. Их концы обычно заострялись и для прочности обжигались на костре. 

За частоколом стояли дома, также сложенные из толстых бревен. Они были покрыты соломой или крышами из деревянных жердей. Окна в домах были небольшими и прорубались почти у самой земли. Вот почему в жилищах древних славян было так мало света — старались сохранить тепло в холодное зимнее время. 

Главная часть дома — очаг, сложенный из камней. Он использовался для отопления и приготовления пищи. Трубы у очага не было, и дым выходил на улицу через открытую дверь. Мебели в таком жилище было очень мало: несколько деревянных лавок и большой стол для совместной трапезы, еды. 

Рядом с домом обычно строили хлев — помещение, где содержали скот. Он не отапливался, поэтому в холодное время домашних животных приводили в дом. Около хлева устраивался навес для хранения необходимых орудий труда, а также выкапывались землянки, в которых хранили зерно и другие запасы, заготовленные на зиму. 

Число домов в поселении могло очень различаться, от двух-трех до нескольких десятков. В середине большого поселения обычно оставалось свободное место, на котором собирались сходы — собрания жителей, где сообща решались все важные дела. Позднее на этой площади стали устраивать святилища, где поклонялись главнейшим богам. Рядом со святилищем обычно строили небольшой домик, где жил жрец, совершавший церемонии. 

Вокруг поселения располагались очищенные от леса и огороженные участки вспаханной земли, на которых выращивали зерно и необходимые овощи.

zema.su

Древние поселения в верховьях Оки

Вид с кургана-крепости, село Тагино Глазуновского района Орловской области.

Стоянка первобытного человека

Орловский край был заселён с незапамятных времён. Наиболее ранние стоянки первобытных людей, выявленные на орловской земле, относятся к IV тысячелетию до н. э. На территории Глазуновского района Орловской области следы пребывания древнего человека обнаружены в долине Оки, близ села Тагино.

У Тагино, где долина Оки значительно расширяется и представляет обширные заливные луга, с восточной стороны расположено большое плато, возвышающееся над уровнем воды более чем на 30 метров. От плато в речную долину вдаётся высокая гряда, состоящая из трёх холмов, соединённых между собой перемычками. Длина этой своеобразной «плотины», вытянувшейся с севера на юг, составляет около 250 метров, а наибольшая ширина доходит до 55 метров. Общая площадь гряды около трёх гектаров. Русло реки прежде проходило у самого основания плато, делая у гряды петлю и омывая её с трёх сторон. На этих высоких холмах, недоступных весеннему половодью, с глубокой древности селились люди. Река служила им естественной защитой и от зверя, и от непрошеных гостей.О существовавшем здесь древнем поселении говорят дошедшие до наших дней старинные названия холмов: один из них, северный, известен у местного населения под названием Острог, другой, южный, носит название Курган.

Курган — место стоянки первобытного человека.

Курган — место стоянки первобытного человека.

Здесь в разные годы проводили раскопки многие ученые-археологи. Впервые детальное обследование Тагинского поселения провёл в 1907 году И.Е. Евсеев, член Императорского Московского археологического общества. Позднее в верховьях Оки работали экспедиция Государственного Исторического музея под руковод-ством М.В. Фехнер (1952 г.) и две экспедиции Института археологии АН СССР (Т.Н. Никольская, 1973 г., и И.К. Фролов, 1975 г.).

На Кургане археологи обнаружили скребки, изготовленные из колотого и остро оббитого камня, кремнёвые ножи и наконечники, изделия из кости (наконечник копья и вилка с двумя зубцами), а также остатки посуды из невымешанной и неочищенной глины, грубо вылепленной от руки, без гончарного круга[i]. Эти находки свидетельствуют о стоянке первобытного человека эпохи неолита — позднего каменного века.

Поселение древних охотников

Три тысячи лет тому назад, после освоения местным населением варки железа из болотных руд, на верхней Оке начинается ранний железный век. На месте заброшенной стоянки первобытного человека близ села Тагино вновь возникло поселение. Об этом говорят обнаруженные на Кургане фрагменты керамики, относящиеся ко второй половине I тысячелетия до н.э.[ii] Найденные среди углей и золы рога оленя свидетельствуют о том, что здесь поселились охотники.

В этот период на обширных просторах Восточно-Европейской равнины, тесня и сменяя друг друга, расселялись многие народы, не оставившие в истории практически никаких сведений о себе. Лишь немногочисленные археологические находки да скудные сообщения древнегреческих историков дают представления об их культуре.

О происхождении народа, жившего в то время в верховьях Оки, нет единого мнения. Одни учёные считают, что это были балты, по мнению других — племена лесостепных скифов или родственных им народов. Так, по утверждению Геродота, в 4000 стадиях[1] к северу от Чёрного моря жили меланхлены — «не скифского племени, но вели жизнь и имели обычаи такие же, как скифы». Многие исследователи полагают, что правобережье верхней Оки занимали будины, также описанные Геродотом. Причём об этнической принадлежности будинов идут споры: одни считают их финно-угорским народом — предками мордвы, другие — племенем иранского происхождения. Часть населения у будинов вела кочевой, а часть — оседлый образ жизни. По мнению В.М.Неделина, выявленное в селе Тагино поселение было основано будинами, жившими в верховьях Оки с VII века до н.э. до рубежа тысячелетия.[iii]

Таким образом, в Тагино имеются два археологических памятника седой старины: стоянка первобытного человека и более позднее поселение второй половины I тысячелетия до н.э. Следует отметить, что эти два поселения, совпадающие по местоположению, но разнесенные во времени на многие века, часто отождествляют. В большинстве книг по истории Орловской области указывается только один памятник, чаще всего первый — неолитическая стоянка.

Поселения вятичей

Далекие наши предки, древние славяне, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, пришедших 4 тысячи лет тому назад из северного Причерноморья в Центральную и Восточную Европу. В эпоху Великого переселения народов (IV — VII вв. н. э.) славяне расселились по обширной территории от Эльбы на западе до Приднестровья на востоке, вторглись на Балканский полуостров, заняли земли по юго-западному побережью Балтийского моря и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Впоследствии под ударами многочисленных врагов, прежде всего германских племен, славяне потеряли часть территории. Испытывая с запада сильное давление, они имели единственный путь для дальнейшего расселения — обширное малозаселённое пространство Восточно-Европейской равнины.

Осевшие на новых местах племена разрастались, увеличивалось число родовых линий, которые всё больше расходились, родственная связь между ними ослабевала, возникала борьба за старшинство в племени. Внутренняя вражда приводила к отторжению некоторых родов, и они вынуждены были искать прибежище в других землях. Заселение нашего края славянами было связано с упомянутыми обстоятельствами. В «Повести временных лет» летописец рассказывает о том, что у ляхов (западных славян) были два брата — Радим и Вятко. Выделившись из племени, оба брата со своими родами ушли на восток. Радимичи сели на Соже, а Вятко увёл свой род далее, на Оку, поскольку земли по Десне, лежащие между Сожью и Окой, уже были заняты северянами. Обосновавшихся на Оке славян стали называть вятичами, по имени их родоначальника.

В VIII — XI вв. соплеменники легендарного Вятко, закрепившись на верхней Оке и её притоках, постепенно продвинулись вниз по течению до реки Москвы, а также заселили верховья Дона. Вся эта обширная территория получила название «страны вятичей».

Первоначально у вятичей не было городов. Защитой им служили болота и дремучие леса. Каждая родовая община жила обособленно в своей деревне. Жилища вятичей представляли собой землянки, обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Река, помимо удовлетворения бытовых нужд, давала пропитание, служила защитой от врагов и являлась основной дорогой среди труднопроходимой местности. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.

В наших местах следы пребывания вятичей обнаружены на берегах Оки. Первые описания городищ, выявленных на Оке, относятся ко второй половине XIX века, когда заметно возрос интерес к памятникам старины. В ту пору ещё достаточно ясно просматривались контуры древних поселений, не тронутых ни плугом, ни окопами военного времени. Всё, что было на поверхности земли, время беспощадно уничтожило, но оставались следы рвов и валов, окружавших средневековые деревни. На археологической карте того времени на территории теперешнего Глазуновского района значилось три городища: близ Богородского, в Захаровке и в Тагино. Сохранились их краткие описания, составленные на основе опросных листов, собранных волостными правлениями.

«Городок при селе Богородицком — Верхней Слободе (по левую сторону военно-просёлочной дороги, при р. Руде), в трех верстах от него и в 20 саженяхот берега Оки, на крестьянской земле. Длина его 210 саженей, ширина с востока 10, а с запада 95 саженей, форму имеет треугольную. Поверхность холмистая, поросла травой… Помещается на низком, болотистом месте, по левую сторону Оки. Внешних укреплений, рвов и валов нет. Въезд с востока от реки».

«Городок близ Захаровки (или Новой Руды), ниже её по Оке на 2 версты, по правую сторону той же дороги. Длина до 120 саженей, ширина в южной части до 60, а к северу сужается до 5 саженей, отвесная вышина 10 саженей. Форма длинная, яйцевидная. Помещен на низменном берегу Оки. С юга и запада окружён валами, а с севера рекою. Рвов и входа нет. На поверхности выкопано несколько ям глубиной от 1 до 3 саженей»[2].

«Городок близ с.Тагина (на военно-просёлочной дороге), в имении графа Чернышёва-Кругликова… В северной части окопан канавой, длиной 30 саженей, шириной 2 аршина. Поверхность ископана ямами глубиной от 1 до 2 саженей»[iv].

И. Е. Евсеев, обследовавший указанные поселения, к своему удивлению, не обнаружил городища в д. Захаровке. Этому он дал довольно любопытное объяснение. «По моему мнению, — писал он, — городище Богородицкое находится на земле села Богородицкого, но на поле между этим селом и деревней Захаровкой и даже стоит ближе к Захаровке, чем к Богородицкому. Сельские старосты того и другого селения сочли это городище своим, дали в этом смысле свои показания с весьма приблизительными описаниями, и в волости к действительно существующим прибавили и фантастическое городище»[v]. Попытки найти Захаровское городище предпринимались и позднее. Так, в 1952 году М.Ф.Фехнер и Ф.В.Успенская произвели разведывательные раскопки на правом берегу Оки в местечке, известном у местного населения под названием Родин бугор (южнее Захаровки). Однако и на этот раз культурный слой не был обнаружен[vi].

Археологические обследования, проведённые близ с. Богородского, подтвердили наличие здесь селища. Датируется оно XII — XIII вв. К этому времени относится расцвет материальной и духовной культуры вятичей, связанный с интенсивным развитием ремесла и торговли. В этот период возникло наибольшее количество сельских поселений, основная часть которых были неукреплёнными.

На территории Глазуновского района наиболее детально изучено Тагинское городище — самое южное на земле вятичей (далее, за водоразделом, жили северяне). Собственно, здесь обнаружено два славянских поселения — городище и селище, расположенные в 250 метрах друг от друга на той самой гряде, где прежде была стоянка первобытного человека. Городище находилось на Остроге, селище — на Кургане.

Остатки рва, окружавшего острог.

Остатки рва, окружавшего острог.

Острог представляет собой холм высотой около 30 м с крутыми склонами и небольшой площадкой на вершине (30 м Х 40 м). В прошлом Острог окружал ров, следы которого просматриваются до настоящего времени. Лет 25 назад вершина была свободна от лесной растительности и была покрыта пышным травяным ковром; теперь же её полностью заняли молодые деревца и кустарник.

Учитывая малые размеры Тагинского городища, оно, вероятнее всего, служило небольшой родовой крепостью, которую использовали как склад припасов на случай недорода или стихийного бедствия, а также как убежище от врагов.

Поверхность Кургана дважды распахивалась: в конце XIX века[3] и в 30-е годы прошлого столетия, при проведении коллективизации. При распашке находили различные изделия из железа (кинжалы, ножницы, кодык, тереза-безмен и др.), а также большое количество обломков глиняных сосудов, изготовленных на гончарном круге. Много посуды было из белой глины, залежи которой по сей день находятся рядом с селищем, на соседней гряде. Горшки хорошо, до звона, были обожжены в горне.

При проведении раскопок обнаружили остатки жилищ, в одном из которых, напротив входа, располагался развал печи с большим количеством золы и костями животных. Здесь же лежали куски истлевшей полотняной материи. На полу и под очагом находилось много черепков.

Следует отметить, что остатки глиняной посуды — керамики — позволяют специалистам датировать время её производства. Для каждого времени были характерны свои особенности: способ изготовления, форма, орнамент. Керамика, найденная в различных частях гряды, свидетельствует о том, что наши предки жили здесь, начиная с прихода вятичей в Х веке по XVII век включительно. О продолжительном существовании поселения говорит и толщина культурного слоя, достигающая местами 120 см.

Волок в верховьях Оки

В древности главными путями сообщения на Руси являлись большие и малые реки. Реками ходили войною, по рекам вели торговлю. Конные повозки стали распространяться лишь с XI века. До этого, да и в дальнейшем тоже, основными средствами перевозки грузов были ладьи и челны. На водоразделах между судоходными реками существовали волоки, где кратчайшим путём перетаскивались (переволакивались) по суше суда и грузы с одной реки на другую.

При переходе с Волги на Днепр чаще всего использовались волоки, расположенные в Смоленском княжестве. Так, муромский князь Глеб Владимирович в 1015 году, отправляясь из Мурома в Киев, выбрал обходной путь: Ока — Волга — Возуза — волок — Днепр. Видимо, это было связано с беспокойным характером вятичей, живших на верхней Оке; даже Владимир Мономах, один из самых воинственных князей, считал путь «сквозь вятич» нелёгким и небезопасным.

Существовало несколько путей от Оки к Дону; один из них проходил по территории Орловской области: Ока — Зуша — волок — Любовша — Сосна — Дон.[4]

Обширное Черниговское княжество, раскинувшееся от Днепра до Коломны, для осуществления экономических связей должно было иметь свои внутренние пути сообщения. Подавляющее число черниговских городов располагалось на реках, так что из одного города в другой можно было пройти водой. Единственным препятствием был водораздел между бассейнами Оки и Десны, преодолеть который можно было через волоки. Некоторые исследователи полагают, что один из таких волоков находился в верховьях Оки. Следует отметить, что прямых летописных свидетельств тому нет, но существуют некоторые косвенные доказательства.

Когда-то, в ледниковый период, огромные языки льда продвинулись далеко на юг по долинам Днепра и Дона, огибая Среднерусскую возвышенность. Территория Орловской области (за исключением её северной части) была свободна от ледяного панциря, и сегодняшняя возвышенность оказалась в действительности дном глубокой впадины, окруженной с запада, севера и востока высокими (до 200 метров) обрывами края ледника. При таянии ледника сток вод на север в долине Оки оказался закупоренным льдами, и талая вода через водораздел стала уходить в систему реки Десны. В дальнейшем на водоразделе осталось много озёр, одно из которых, самое обширное, располагалось в несколько пониженной седловине на границе современных Орловской и Курской областей. Это доисторическое озеро, получившее название Самодуровского (по расположенному поблизости селу), с течением времени разделилось на ряд мелких озёр, которые ещё упоминались в географических обзорах начала XVII века.

Следы Самодуровского озера сохранялись до недавнего времени в виде заболоченной низменности, осушенной в результате мелиоративных работ. На месте озера образовался сплошной торфяник, в толще которого берут своё начало четыре реки: две текут на север — Ока и ее приток Бобрик, другие две, Снова и Свапа, несут свои воды в противоположную сторону — к Сейму. Вполне возможно, в далёком прошлом эти реки вытекали из одного озера, и их непосредственная связь могла сохраниться ещё во времена Киевской Руси. Это обстоятельство делает вероятным торговый путь из Десны в Оку через волок, расположенный в верховьях Оки. Учёный В. Н. Хитрово по этому поводу писал: «Здесь самые недвусмысленные указания на старинную связь вод Оки и Бобрика с водами Сновы и Свапы, притоков Сейма. Здесь-то существуют указания на старинный волок ладей или челнов от верховьев Оки на Свапу»[vii].Косвенным доказательством существования торгового пути служат также найденные в наших краях древневосточные монеты.

Вдоль Оки вплоть до ее самого верхнего течения располагался ряд сельских поселений вятичей. Естественно, жители этих поселений не могли жить обособленно. Чтобы приобрести соль, металлические изделия и другие жизненно важные товары, необходимы были сношения с торговыми городами. Своих городов у вятичей первоначально не было; ближайшим крупным центром ремесла и важным торговым перекрестком являлся Курск, основанный в Х веке. Нет сомнения в том, что вятичи поддерживали с Курском постоянную связь. Правда, город располагался за водоразделом, и для доставки товаров приходилось пользоваться волоком и малыми реками.

Писатель В. Д. Иванов, перечисляя волоки Черниговского княжества, среди них называет и волок в верховьях Оки: «Весной купцы, одолев переволоку из Донца в Сейм, под Курском поднимались Тускорью, а в верховье Тускори переваливали в Оку. Навстречу им тянули купцы, направляющиеся на юг»[viii]

Считается, что Ока от истока на протяжении 60 верст (до Орла) никогда не была судоходной из-за мелководья. Разумеется, мелководье значительно затрудняло передвижение в верхнем течении рек. Однако следует учитывать некоторые обстоятельства. Во-первых, в старину широко использовались челны. Эти маленькие узкие лодки выдалбливались или выжигались из цельного куска дерева, затем распаривались на кострах для придания им нужной формы. Большие челны сколачивались из досок. На челнах можно было сравнительно близко подплывать к истокам рек.

Во-вторых, раньше реки были полноводнее, особенно весной, после схода снега, и осенью, в период дождей. Помелели реки в результате вырубки обширных девственных лесов; по мнению В.П.Семёнова-Тянь-Шанского, к началу XX века в бассейне верхней Оки осталось 4% лесного массива, существовавшего до начала хозяйственной деятельности человека[ix].

Весенный разлив на Оке у села Тагино.

Весенный разлив на Оке у села Тагино.

Наконец, поскольку наиболее доступной дорогой в то время была водная — в данном случае Ока, — вятичи, очевидно, селились лишь там, где русло реки позволяло провести челны. Как уже отмечалось, самые южные поселения вятичей выявлены у с. Богородского и с. Тагино. Таким образом, Ока в прошлом была «судоходной» до Тагинского городища, где русло ее заметно расширялось вследствие впадения в неё на небольшом протяжении сразу нескольких притоков: речек Тагин (Литобеж), Свинка, Бобрик, Тагинка, Воронец и многочисленных мелких ручьёв.

Ока при впадении в неё речки Бобрик у с. Тагино. Поздняя осень.

Ока при впадении в неё речки Бобрик у с. Тагино. Поздняя осень.

Примечания

[1] Стадий, стадия — единица измерения расстояний в древних системах мер многих народов. Стадий представлял собой расстояние, проходимое человеком спокойным шагом за время восхода солнца, то есть в течение 2 минут.[2] Глубокие ямы на старых городищах, по преданию, были оставлены искателями кладов.

[3] Граф Чернышёв-Кругликов распахал Курган под бахчу, где пытался выращивать арбузы, правда, безуспешно.

[4] В Новосильском районе есть речка Переволочная, через которую проходил этот путь.

[i] Труды Московского предварительного комитета по устройству XIV археологического съезда. Вып. 2. — М.,1908.[ii] Архив Института археологии РАН, № 5679. Фролов И. К. — 1975.

[iii] Неделин В.М. Орел изначальный. Орёл, 2001.

[iv] Материалы для истории и статистики Орловской губернии, т.1.Орёл, 1877.

[v] Евсеев И.Е. Исследование городищ и курганов в бассейне верхнего (орловского) течения реки Оки и её притоков. М., 1908.

[vi] Архив Института археологии РАН, № 757,Фехнер М.В., 1952.

[vii] Природа Орловского края, под редакцией В.Н.Хитрово. Орёл, 1925.

[viii] Иванов В.Д. Русь Великая: Роман-хроника. Тула, Приок. кн. изд-во, 1993.

[ix] Россия, полное географическое описание нашего Отечества, под редакцией В. П. Семёнова-Тянь-Шанского. Т.II. СПб., 1902.

Илья Васильевич КуприяновИсточник: tagino.narod2.ruИспользовано фото colgate69

Related posts

glasunovka.ru

Провадия-Солницата — самый древний город?

Провадия-Солницата или «Самое древнее поселение в Болгарии и мире» — очередной миф!

Археологи в Болгарии обнаружили древнее поселение около города Провадия, что в Варненской области, возраст которого составляет примерно 6,5 тыс лет.Новые мифы Болгарии — «Древние Города»

Поселение ученые относят к эпохе халколита (медный или медно-каменный век). То есть, поселение около Провадии ровесник Варненского Некрополя. В новостных лентах и на интернет-сайтах, в наших и болгарских, сразу пронеслось молнией, что этот город может претендовать на звание самого древнего города в Европе. Но так ли это? Или это только домыслы и гипотезы, ничем не подтвержденные?Не самый древний город в Европе, древнее только в России

Спешу обрадовать исследователей, и искренне думаю, что я прав. Нет фактов, что это город близ Провадии — «Солницата» древнее и старее тех, что обнаружили в России. Но обо всем по порядку. Почему вдруг ученые решили, что город обнаруженный в Болгарии древний? Давайте разберемся.Древний город на земле Провадия-Солницата?

Как уже упоминалось выше, город этот обнаружили в 2005 году, рядом с современным городом Провадией. Он был построен между 4700 и 4200 гг до н.э. Возраст Провадия-Солницата определили по остаткам двухэтажных домов, культовых сооружений и крепостных стен. Население города оценивают в количестве 350 человек.Добыть соль — самое важное! Или соль важнее золота

Население города занималось добычей соли. Поэтому город и назвали Солницата (в переводе с болгарского это означает сольница или солонка), так как это в то время был крупный центр производства поваренной соли.

Что сделало и сам город и самих жителей одними из самых обеспеченных в этом районе. Так как соль была на вес золота и ценилась очень высоко.

Ученые предполагают, что соль сначала добывали в самом городе. А потом, видимо, в связи с застройкой центра, горожане вынесли производство за пределы города. Город постоянно рос и развивался, об этом свидетельствуют огромные стены толщиной более 2 метров и высотой 3 метра. Такое сильное беспокойство было не случайным. Ведь желающих поживиться солью и трудом других было предостаточно.Самые древние солеварни

«В городе Провадия-Солницата обнаружили также самые древние солеварни в Европе и Передней Азии». Но эту версию тоже можно считать несостоятельной, если считать, что знания о добычи соли пришли в Болгарию (Фракию) с территории Древней Руси. «Считается что добывать соль обитатели поселения начали еще примерно 5500 году до н.э.» Ну, а, если знание пришло к ним из России, то добывать соль у нас научились куда раньше. Этот период можно примерно оценить как 6000 лет до н.э.Способ добычи соли

Соль добывали довольно простым способом. Воду набранную из местного соленистого источника просто выпаривали в больших глинобитных печах с куполообразным сводом. Сначала печи были в пределах города в обычных домах. Позже их вынесли за границы города. Также источник с наивным упоением сообщает, что в Провадия-Солницата были изготовлены первые в мире золотые украшения. Но это тоже может не соответствовать действительности. Т.к. соль и золото стали могли добывать еще 6 тысяч лет до н.э. на территории современной России.Провадия-Солницата не самый древний город!

Можно соглашаться с данной гипотезой воодушевленых ученых и исследователей. Но есть одно НО!.. Провадия-Солницата не самый древний город в Европе. Может быть в Евросоюзе. Да, это возможно. Но древние поселения были в других частях Европы, подумаете вы. НЕТ! Это все не то. А самые древние поселения были в России. Настаиваю! Именно на территории современной России были самые древние поселения в Европе и никак не меньше!Самое древнее поселение Европы находится в России — Сунгирь!

В 1955 году у речки Сунгирь, впадающей в реку Клязьму близ села Боголюбово, что совсем недалеко от старинного города Владимира была обнаружена базовая стоянка первобытного человека эпохи палеолита вместе с каменными орудиями труда. А 30 сентября 1981 года в 8 километрах от стоянки Сунгирь на правом берегу реки Рпень был обнаружен временный лагерь для охоты на мамонтов.Даты стоянки

Время стоянки ученые впервые оценили в 25-30 тысяч лет тому назад, что уже по датам превосходит город Провадия-Солницата как минимум в 3 раза. Оксфордские исследователи в 2012 году оценили возраст поселения в 34800 лет. Общие исследования стоянок предполагают общий возраст более 1 миллиона лет. Что вполне ясно говорит о том, что в Европу и Африку люди пришли с территории современной России. А люди живущие сейчас на территории Европы и России прямые потомки тех, кто обитал в найденных поселениях. Подробнее о древних поселениях и стоянках можно прочитать по этим ссылкам: Экскурсия зороастрийцев в Сунгирь «Перуница» — неоязыческий сайт каталог городищ Древней РусиНемножко фотографий с раскопок в Сунгири — самого древнего поселения человека!Самые старые поселения в Европе были на Руси!

Создается устойчивое впечатление, что европейцы, при всей их продвинутости и толерантности, совершенно забыли факты о том, что в России есть поселения куда более древние. Есть совсем старинные, которым 30, а то и 50 тысяч лет. Этот возраст куда более старше. Видимо ученые готовы жить в некой изоляции от упрямых и достоверных фактов, что человечество зарождалось в России.

bourgas.ru


Смотрите также