Остатки мечети в древнем Мерве. Фото — конец XIX в.
Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.
В III в. н. э. в городе появляются первые христиане.[1] Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.[2]
После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.
Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам[3], было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.
В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 мая 2017; проверки требуют 6 правок.Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 мая 2017; проверки требуют 6 правок.У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Мерв.
Мерв (перс. مرو; туркм. Merw) — древнейший известный город Центральной Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков. Руины Мерва — памятник Всемирного наследия человечества. Остатки мечети в древнем Мерве. Фото — конец XIX в.
Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.
В III в. н. э. в городе появляются первые христиане.[1] Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.[2]
После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.
Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам[3], было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.
В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.
Усыпальница братьев Эсхабов
Цитадель Эрк-Кала площадью 12 га восходит к эпохе Ахеменидов. Над городищем возвышается здание на монолитной платформе, вокруг — сырцовая стена.
Территория раннесредневекового городища Гяур-Кала с руинами нескольких буддийских и христианских монастырей, а также двухэтажных замков вельмож.
Городище Султан-Кала в форме неправильного четырёхугольника — ядро столицы турок-сельджуков, несколько западнее Гяур-Калы.
Цитадель Шахрияр-арк относится к сельджукскому периоду и включает протяжённые руины казарм и дворцовых сооружений, а также мавзолей Санджара.
Мавзолей Мухаммеда-ибн-3ейда на пригородной территории сельджукской столицы — возведён ок. 1112 г.
Южное городище Абдулла-хан-Кала представляет последний период застройки Мерва и отличается регулярной планировкой (дворец, мечети, медресе, мавзолеи).
↑ Пугаченкова Г. А. Хароба Кошук. — ИАН ТуркмССР. 1954, № 3.
↑ Largest Cities Through History
ru.wikipedia.org.mevn.net
Мерв (древний город)
Координаты: 37°39′46″ с. ш. 62°11′33″ в. д. / 37.6628028° с. ш. 62.1925194° в. д. / 37.6628028; 62.1925194 (G) (O) (Я)
* Название в официальном рус. списке** Название в официальном англ. списке*** Регион по классификации ЮНЕСКО
Мерв (перс. مرو; туркм. Merw) — древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков. Руины Мерва — памятник Всемирного наследия человечества.
Содержание
1 История
2 Инфраструктура
3 Известные люди из Мерва
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
История
Остатки мечети в древнем Мерве. Фото — конец XIX в.
Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.
В III в н. э. в городе появляются первые христиане. Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.
После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.
Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам, было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.
В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.
Инфраструктура
Усыпальница братьев Эсхабов
Цитадель Эрк-Кала площадью 12 га восходит к эпохе Ахеменидов. Над городищем возвышается здание на монолитной платформе, вокруг — сырцовая стена.
Территория раннесредневековой селитьбы Гяур-Кала с руинами нескольких буддийских и христианских монастырей, а также двухэтажных замков вельмож.
Городище Султан-Кала в форме неправильного четырёхугольника — ядро столицы турок-сельджуков, несколько западнее Гяур-Калы.
Цитадель Шахрияр-арк относится к сельджукскому периоду и включает протяжённые руины казарм и дворцовых сооружений, а также мавзолей султана Санджара.
Мавзолей Мухаммеда-ибн-3ейда на пригородной территории сельджукской столицы — возведён ок. 1112 г.
Южное городище Абдулла-хан-Кала представляет последний период застройки Мерва и отличается регулярной планировкой (дворец, мечети, медресе, мавзолеи).
Известные люди из Мерва
См. также: Марвази
Ахмад ибн Абдадллах ал-Марвази (770—870 гг.), математик и астроном.
Аббас Марвази — персидский поэт IX века.
Масуди Марвази — персидский поэт Х века.
Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази, врач XII века
См. также
«Хаким из Мерва, красильщик в маске» — рассказ Хорхе Луиса Борхеса
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Древний Мерв
Peпopтaжи | Древний Мерв
Туркменистан: Древний Мерв
Который самым первым
Из всех божеств небесных
Над Харою восходит
Перед бессмертным Солнцем,
Чьи лошади быстры,
И первым достигает
Прекрасных, золотистых
Вершин, откуда видит
Он весь арийский край,
Где храбрые владыки
Сбираются на битвы,
Где на горах высоких,
Укромных, полных пастбищ,
Пасется скот привольно;
Где на озерах волны
Вздымаются глубоких
И где рек судоходных
Широкие потоки
Стремят свое теченье
И к Ишкате Порутской,
И к Мерву, что в Харайве,
И к Гаве, в Согдиане,
Или течет в Хорезм.
Авеста. Избранные гимны. Перевод с авестийского проф. И.М.Стеблин-Каменский. Душанбе, 1990 г. С 57.
В тридцати километрах к востоку от Мары в долине реки Мургаб находится довольно-таки большая территория, археологические памятники которой объединены одним названием - Древний Мерв. Некогда каждое из пяти городищ, остатки полуразрушенных зданий которых можно увидеть сегодня, процветало в свою эпоху.
Самое древнее представлено крепостью Эрк-Кала, Далее городище античного мира - Гяур-Кала, крепостное поселение арабского периода - Шаим Кала, крепость сельджукского времени Султан-Кала и поселение времен Тимура - Абдулла-Хан-Кала. Последнее называют Новым Мервом, поскольку оно возникло спустя двести лет после того, как Старый Мерв, базирующийся на постройках от второго тысячелетия до н.э. до 6-7 веков нашей эры, был полностью разрушен татаро-монголами.
Таким образом, Мерв на протяжении многих веков перемещался вокруг своего исторического ядра, разрастаясь и развиваясь, словно живой организм.
Еще совсем недавно современный город Мары называли Мерв.
Каждая из прошедших эпох оставила свои неповторимые свидетельства, представленные архитектурой, гончарными изделиями, монетами и многими другими находками.
К сожалению, здания Древнего Мерва сильно разрушенны. Но все же, даже на развалинах можно ощутить дух того времени, когда они были или крепостью, или дворцом, или усыпальницей.
Сегодня Эрк-Кала похожа на глиняную воронку, или засыпанное жерло вулкана: высокая и широкая стена с оплывшими кирпичами окружает несколько таких же оплывших холмов и небольшое плато. Интересно пройтись по стене вокруг городища. Скорым шагом это занимает двадцать минут. Любопытно и то, что повсюду под ногами валяются черепки: простые от обычных хозяйственных керамических сосудов и покрытые яркой глазурью небесного, лазоревого, коричневого цветов. Попадаются и древние монеты. Некоторые местные жители промышляют тем, что собирая монеты после дождя, как грибы, продают их потом туристам.
Но наиболее впечатляющим из всех сохранившихся крепостей, бесспорно, является крепость Киз-Кала. Это укрепленная со всех сторон крепость с необычными, словно гофрированными, стенами. Она относится к VII-VIII вв. Состоит из двух этажей. На фото справа видны входы на нижний этаж и на крепостную стену.
Сегодня можно попасть только на верхний этаж. Нижний остался погребенным под землей. Археологи пока не решаются его раскапывать, опасаясь обрушения всего сооружения.
Как и многие азиатские здания, крепость построена из сырцового кирпича (смесь глины с соломой) и, простояв не один век под открытым небом, потеряла свою прочность.
Напротив Киз-Кала стоит еще одна феодальная крепость - она меньше и сохранилась не так хорошо. Но две эти крепости народ объединил в одной легенде.
В Большом замке жили красивые девушки, а в малом - парни. Когда кто-то из парней хотел жениться, то брал камень, и кидал его в Большой замок. Если камень попадал во двор замка, парень мог пойти и выбрать себе жену.
Думаю, мало кто из парней сумел жениться, поскольку расстояние между замками такое, что ни один мужчина не сможет докинуть камень, будь он даже самым сильным и ловким, разве что придумает какое-то устройство, вроде большой рогатки или пращи, и то, успех сомнителен. Но легенды на то и легенды - хочешь верь, хочешь не верь. Да и название крепости переводится, как "девичья крепость".
Нам удалось побывать в этих крепостях на рассвете, когда рядом не было ни души, а стены старых крепостей все так же, как и много веков тому назад, встречали солнце. Но в то утро тишину покоев нарушили наши возгласы восхищения и проникновенный рассказ гида.
Намного лучше сохранились памятники XI-XII веков, когда Мерв был столицей государства сельджуков. В то время, благодаря дорогам Великого Шелкового Пути, проходящим и через Мерв, в городе развивались торговля, ремесла, искусства, наука.
В Мерве жил и творил известный восточный ученый, философ, поэт Омар Хайям.
Много в Мерве исламских мавзолеев, в которых захоронены бывшие правители или святые арабского мира. Это хорошо сохранившийся мавзолей Мухаммеда ибн Зейда. Он построен из обожженного кирпича, а его интерьер богато украшен уникальной настенной надписью на арабском языке и фигурным орнаментом.
Рядом с мавзолеем в мазанке живет старый дедушка - яшули (старый уважаемый человек). Он рад всем гостям и еще не так давно лично встречал и рассказывал о мавзолее, но сейчас он ослеп и сидит в своей мазанке, также радуясь, когда к нему кто-то заглядывает. Дедушке много лет, он и сам не помнит, когда родился. Ухаживают за ним люди из ближайшего поселка, да и туристы с интересом заглядывают в его одинокую келью.
Красив мавзолей Султана Санджара - правителя Мерва эпохи сельджуков. Он расположен в самом центре Султан-Калы и удивительным образом сохранился даже после нашествия татар, хотя со временем потерял голубое покрытие купола. Сегодня мавзолей реставрирован.
О султане Санджаре тоже есть одна очень необычная легенда, даже сказка.
Когда-то султан Санджар увидел пери и влюбился в нее. Он не стал скрывать своих чувств и признался красавице в любви, прося ее стать его женой. Пери согласилась, но с тремя условиями.
Первое: она потребовала, чтобы Санджар никогда не оглядывался и не смотрел ей вслед. Второе: чтобы муж никогда не смотрел, как она расчесывает волосы.
И третье: чтобы султан никогда не пытался обнять ее.
Влюбленный мужчина поклялся выполнит их, не задумываясь, хотя пери предупредила: "Если ты нарушишь свою клятву, я уйду и никогда больше не вернусь".
Прошло время, и султан, одолеваемый любопытством, оглянулся вслед любимой. И увидел, что ее ноги не касаются пола, она не идет, а парит в воздухе. Султан ахнул, а пери, заметив его взгляд, сильно рассердилась, но, вняв мольбам мужа, простила его, напомнив о двух других условиях.
Но и второе условие султан нарушил. Он заглянул в замочную скважину и увидел, как его жена причесывается. Пери сняла голову и, поставив ее перед собой, расчесывала волосы. Уличив мужа, пери рассердилась еще сильнее, но султан упал перед ней на колени, умоляя не покидать его. Пери тронули его мольбы, и она осталась.
Прошло еще время. Султан, как любой мужчина, жаждал обнять свою возлюбленную и, не сдержав страсти, обхватил пери и ... обнял пустоту. Пери не имела тела, она была словно создана из воздуха. Султан опешил, а пери улетела.
Но любовь не покинула сердце султана и он, страдая, смотрел в небо, призывая свою возлюбленную. Она ответила на его призыв, приказав построить мавзолей, такой, чтобы свод его был высок, а сам мавзолей казался легким и парящим в небе. В купола надлежало оставить отверстие, через которое пери в полнолуние сможет прилетать к ожидающему ее мужу.
Как только мавзолей был построен, вся жизнь султана Санджара превратилась в ожидание полнолуния и желанную встречу с возлюбленной, которая приходила к нему через отверстие в куполе.
Когда султан умер, его похоронили под куполом мавзолея и, рассказывают, до сих пор в полнолуние из мавзолея слышатся горестные вздыхания красавицы-пери.
Такая вот история!
Сегодня мавзолей Султана Санджара является местом паломничества не только верующих, но и всех гостей Туркменистана, в том числе и именитых. Вместе с нами мавзолей посетила американская делегация во главе с заместителем госсекретаря США Хилари Клинтон.
Люди продолжают приезжать в Мерв, снова и снова погружаясь в его прошлое, слушая истории о давно минувшем, представляя жизнь, давно ушедшую. А старые развалины каждый день воскресают на рассвете и снова погружаются в сон, вздыхая по тем временам, когда в них кипела жизнь.
Источник
www.rgo-sib.ru
WikiZero - Мерв (древний город)
Wikipedia Open wikipedia design.У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Мерв.
Мерв (перс. مرو; туркм. Merw) — древнейший известный город Центральной Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков. Руины Мерва — памятник Всемирного наследия человечества.
Остатки мечети в древнем Мерве. Фото — конец XIX в.
Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.
В III в. н. э. в городе появляются первые христиане.[1] Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.[2]
После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.
Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам[3], было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.
В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.
www.wikizero.com
Мерв (древний город) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Мерв.
Государственный историко-культурный парк Древний Мерв*
State Historical and Cultural Park “Ancient Merv”**
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Страна
Туркмения
Тип
Культурный
Критерии
ii, iii
Ссылка
[http://whc.unesco.org/en/list/886 886]
Регион***
Азия
Включение
1999 (23 сессия)
Координаты: [//tools.wmflabs.org/geohack/geohack.php?language=ru&pagename=%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%B2_(%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)¶ms=37_39_46.09_N_62_11_33.07_E_type:landmark_region:TM_scale:100000 37°39′46″ с. ш. 62°11′33″ в. д. / 37.6628028° с. ш. 62.1925194° в. д. / 37.6628028; 62.1925194] [//maps.google.com/maps?ll=37.6628028,62.1925194&q=37.6628028,62.1925194&spn=0.1,0.1&t=h&hl=ru (G)] [http://www.openstreetmap.org/?mlat=37.6628028&mlon=62.1925194&zoom=12 (O)] [//yandex.ru/maps/?ll=62.1925194,37.6628028&pt=62.1925194,37.6628028&spn=0.1,0.1&l=sat,skl (Я)]
* [http://whc.unesco.org/ru/list Название в официальном рус. списке]** [http://whc.unesco.org/en/list Название в официальном англ. списке]*** [http://whc.unesco.org/en/list/?search=&search_by_country=&type=&media=®ion=&order=region Регион по классификации ЮНЕСКО]
Мерв (перс. مرو; туркм. Merw) — древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков. Руины Мерва — памятник Всемирного наследия человечества.
История
Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва [http://www.google.com/search?q=ban+chao+merv&btnG=Искать+книги&tbm=bks&tbo=1&hl=ru#hl=ru&tbo=1&tbm=bks&sclient=psy-ab&q=%22Бань+Чао+двинулся+дальше+на+запад%22&oq=%22Бань+Чао+двинулся+дальше+на+запад%22&aq=f&aqi=&aql=&gs_l=serp.3...17515l19603l0l20906l3l3l0l0l0l0l1231l1800l5-1j0j1l2l0.frgbld.&pbx=1&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.r_qf.,cf.osb&fp=c9e2dacda8ac08dd&biw=1024&bih=577 дошёл со своим отрядом] китайский военачальник Бань Чао.
В III в н. э. в городе появляются первые христиане.[1] Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.[2]
После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.
Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам[3], было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.
В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.
Инфраструктура
Цитадель Эрк-Кала площадью 12 га восходит к эпохе Ахеменидов. Над городищем возвышается здание на монолитной платформе, вокруг — сырцовая стена.
Территория раннесредневековой селитьбы Гяур-Кала с руинами нескольких буддийских и христианских монастырей, а также двухэтажных замков вельмож.
Городище Султан-Кала в форме неправильного четырёхугольника — ядро столицы турок-сельджуков, несколько западнее Гяур-Калы.
Цитадель Шахрияр-арк относится к сельджукскому периоду и включает протяжённые руины казарм и дворцовых сооружений, а также мавзолей султана Санджара.
Мавзолей Мухаммеда-ибн-3ейда на пригородной территории сельджукской столицы — возведён ок. 1112 г.
Южное городище Абдулла-хан-Кала представляет последний период застройки Мерва и отличается регулярной планировкой (дворец, мечети, медресе, мавзолеи).
↑ Пугаченкова Г. А. Хароба Кошук. — ИАН ТуркмССР. 1954, № 3.
↑ [http://geography.about.com/library/weekly/aa011201a.htm Largest Cities Through History]
Литература
Ссылки
Отрывок, характеризующий Мерв (древний город)
Вдруг одна из туч «порвалась», и из неё полыхнул ослепительно яркий свет. А в этом свете, в сверкающем коконе, приближалась фигурка очень худого юноши, с острым, как лезвие ножа, лицом. Вокруг него всё сияло и светилось, от этого света чёрные тучи «плавились», превращаясь в грязные, чёрные лоскутки. – Вот это да! – радостно закричала Стелла. – Как же у него это получается?!. – Ты его знаешь? – несказанно удивилась я, но Стелла отрицательно покачала головкой. Юноша опустился рядом с нами на землю и ласково улыбнувшись спросил: – Почему вы здесь? Это не ваше место. – Мы знаем, мы как раз пытались выбраться на верх! – уже во всю щебетала радостная Стелла. – А ты поможешь нам вернуться наверх?.. Нам обязательно надо быстрее вернуться домой! А то нас там бабушки ждут, и вот их тоже ждут, но другие. Юноша тем временем почему-то очень внимательно и серьёзно рассматривал меня. У него был странный, насквозь пронизывающий взгляд, от которого мне стало почему-то неловко. – Что ты здесь делаешь, девочка? – мягко спросил он. – Как ты сумела сюда попасть? – Мы просто гуляли. – Честно ответила я. – И вот их искали. – Улыбнувшись «найдёнышам», показала на них рукой. – Но ты ведь живая? – не мог успокоиться спаситель. – Да, но я уже не раз здесь была. – Спокойно ответила я. – Ой, только не здесь, а «наверху»! – смеясь, поправила меня моя подружка. – Сюда мы бы точно не возвращались, правда же? – Да уж, я думаю, этого хватит надолго... Во всяком случае – мне... – меня аж передёрнуло от недавних воспоминаний. – Вы должны отсюда уйти. – Опять мягко, но уже более настойчиво сказал юноша. – Сейчас. От него протянулась сверкающая «дорожка» и убежала прямо в светящийся туннель. Нас буквально втянуло, даже не успев сделать ни шагу, и через какое-то мгновение мы оказались в том же прозрачном мире, в котором мы нашли нашу кругленькую Лию и её маму. – Мама, мамочка, папа вернулся! И Велик тоже!.. – маленькая Лия кубарем выкатилась к нам навстречу, крепко прижимая к груди красного дракончика.. Её кругленькая мордашка сияла солнышком, а сама она, не в силах удержать своего бурного счастья, кинулась к папе и, повиснув у него на шее, пищала от восторга. Мне было радостно за эту, нашедшую друг друга, семью, и чуточку грустно за всех моих, приходящих на земле за помощью, умерших «гостей», которые уже не могли друг друга так же радостно обнять, так как не принадлежали тем же мирам... – Ой, папулечка, вот ты и нашёлся! А я думала, ты пропал! А ты взял и нашёлся! Вот хорошо-то как! – аж попискивала от счастья сияющая девчушка. Вдруг на её счастливое личико налетела тучка, и оно сильно погрустнело... И уже совсем другим голосом малышка обратилась к Стелле: – Милые девочки, спасибо вам за папу! И за братика, конечно же! А вы теперь уже уходить будете? А ещё когда-то вернётесь? Вот ваш дракончик, пожалуйста! Он был очень хороший, и он меня очень, очень полюбил... – казалось, что прямо сейчас бедная Лия разревётся навзрыд, так сильно ей хотелось подержать ещё хоть чуть-чуть этого милого диво-дракончика!.. А его вот-вот увезут и уже больше не будет... – Хочешь, он ещё побудет у тебя? А когда мы вернёмся, ты его нам отдашь обратно? – сжалилась над малышкой Стелла. Лия сначала ошалела от неожиданно свалившегося на неё счастья, а потом, не в состоянии ничего сказать, так сильно закивала головкой, что та чуть ли не грозилась отвалиться... Простившись с радостным семейством, мы двинулись дальше. Было несказанно приятно опять ощущать себя в безопасности, видеть тот же, заливающий всё вокруг радостный свет, и не бояться быть неожиданно схваченной каким-то страшно-кошмарным ужастиком... – Хочешь ещё погулять? – совершенно свежим голоском спросила Стелла. Соблазн, конечно же, был велик, но я уже настолько устала, что даже покажись мне сейчас самое что ни есть большое на земле чудо, я наверное не смогла бы этим по-настоящему насладиться... – Ну ладно, в другой раз! – засмеялась Стелла. – Я тоже устала. И тут же, каким-то образом, опять появилось наше кладбище, где, на той же скамеечке, дружно рядышком сидели наши бабушки... – Хочешь покажу что-то?... – тихо спросила Стелла. И вдруг, вместо бабушек появились невероятно красивые, ярко сияющие сущности... У обоих на груди сверкали потрясающие звёзды, а у Стеллиной бабушки на голове блистала и переливалась изумительная чудо-корона... – Это они... Ты же хотела их увидеть, правда? – я ошалело кивнула. – Только не говори, что я тебе показывала, пусть сами это сделают. – Ну, а теперь мне пора... – грустно прошептала малышка. – Я не могу идти с тобой... Мне уже туда нельзя...
o-ili-v.ru
Мерв (древний город) — ВиКи
Остатки мечети в древнем Мерве. Фото — конец XIX в.
Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.
В III в. н. э. в городе появляются первые христиане.[1] Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.[2]
После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.
Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам[3], было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.
В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.