1. А.Б. Зубов. Сотериологическая модель генезиса государственности // Восток. – 1993. – № 6. – С. 5-8.
2. А.Б.Зубов, О.И. Павлова. Религиозные аспекты культуры Древнего Востока: образ царя // Религии Древнего Востока. – М.: Восточная литература, 1995. – C. 34-84.
3. А.Б.Зубов, О.И. Зубова (Павлова) Природа власти царей древнего Египта (К проблеме «восточного деспотизма») // Государство на древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред. Э.А. Грантовский, Т.В. Степугина. – М.: Восточная литература, 2004. – С. 204-225.
4. О.Р. Астапова Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля. М.: Рипол Классик. 2017.
5. Ancient Egyptian Kingship / Ed. by D. O'Connor, D.P. Silverman. – Leiden, New York, Köln: Brill, 1995.
6. H.Claessen. Kingship in the Early State // Bijdragen vol.142, N1, 1986
7. B.Birkstam. Reflections on the Association between the Sun-God and Divine Kingship in the 18th dynasty // Sundries in honour of Torgny Säve-Söderbergh. Bd.6. R.Holthoer; T.Linders.-Uppsala, 1984.
8. F.Dvornic. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background. Vols. I-II. – Dumbarton Oaks – Washington, 1966.
9. H.Frankfort. Kingship and the Gods; A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. – Chicago: University of Chicago Press, 1948.
10. C.J.Gadd. Ideas of Divine Rule in the Ancient Near East. Schweich Lectures. - L. 1948.
11. H.Goedicke. Unity and Diversity in the Oldest Religion of Ancient Egypt // Unity and Diversity: Essays in the History, Literature and Religion of the Ancient Near East / Ed. by H. Goedicke, J.J.M. Roberts. – Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press, 1975. – P. 201-218.
12. S.Morenz. Egyptian Religion. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.
13. K.Mysliwiec. Iconographic, Literary and Political Aspects of an Ancient Egyptian God's Identification with the Monarch // Monarchies and Socio-Religious Traditions in the Ancient Near East / Ed. by H. I. H. Prince Takahito Mikasa. – Wiesbaden: Harrassowitz, 1984. – P. 44-50.
14. H. P. L'Orange. Studies on the iconography of cosmic kingship in the ancient world. Oslo. 1953
15. H.P.L'Orange. Expressions of Cosmic Kingship // The Sacral Kingship. – Leiden, 1959
16. E.J. Walker. Aspects of the Primaeval Nature of Egyptian Kingship: Pharaoh as Atum. A Dissertation submitted to the Faculty of the Division of the Humanities in candidacy for the degree of Doctor of Philosophy. – Chicago, 1991.
abzubov.com
Осирис - царь мертвых - Древний Египет
Египтяне верили в загробную жизнь. Согласно древнему мифу, первым одержал победу над смертью Осирис, царь Египта, вернувшись к жизни после того, как его убил завистливый брат Сет. Осирис стал царем мертвых и первой египетской мумией.
Легенда повествует о том, как много лет назад Египтом правили царь Осирис со своей женой Исидой (по совместительству – своей родной сестрой). Страна процветала, и смертные были довольны. Несчастлив был лишь один Сет – умный, но злой и завистливый брат Осириса. Злобный Сет польстился на престол, принадлежащий Осирису, и на его жену Исиду.
Он задумал убить брата. Сет устроил званный пир. В разгар празднества Сет принес в зал разукрашенный ящик. Гости наперебой стали выражать восхищение великолепным изделием. Сет как бы в шутку пообещал подарить его тому, кому он окажется точно по размеру. Тогда все собравшиеся друг за другом стали влезать в ящик, но он никому не пришелся впору. Дошла очередь и до Осириса. Когда он по примеру других гостей улегся в ящик, Сет внезапно закрыл крышку. Осирис оказался в ловушке! Сет оттащил ящик к Нилу и сбросил его в реку.
Верная жена Осириса Исида провела многие годы в поисках тела мужа. Наконец до неё дошел слух, что искусно украшенный ящик выбросило на берег в дальней земле Библа (сегодня часть Ливана). Исида отправилась в Библ и обнаружила тело Осириса, ещё лежащее в дивном саркофаге.
Исида подняла ящик на борт судна и отплыла в Египет, что бы похоронить Осириса на родине. Она спрятала гроб в зарослях камыша. Однажды Сет отправился на ночную охоту в дельту Нила и там, бродя по камышам, случайно наткнулся на гроб, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мертвого Осириса, пришел в ярость. Объятый гневом, Сет вскрыл гроб, разрубил тело брата на 14 кусков и раскидал их по всему Египту.
И вновь преданная Исида начала поиск останков мужа. Она разыскала разбросанные фрагменты его тела, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Затем Исида с помощью заклинания вернула своего мужа к жизни. Обладая знаниями тайного колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Осирис стал владыкой царства мертвых.
onhistory.ru
Царь Аменхотеп I (Джесерка-Ра) в Древнем Египте
Родословная царя Древнего Египта
Время правления – 1525 -1504 года до н.э.Родился в 1525 году до н.э. в Эль-Каба.Отец — фараон Яхмос I (1550 — 1525 до н.э.)Мать – Яхмос-Нефертари.Правил 20 лет и 7 месяцев.Дочь — Мутнофрет.Предшественник – отец Яхмос I.Последователь правления – зять Тутмос I.Несовершеннолетний фараон при регенте матери в первые годы царствования.Умер не оставив наследников.Относится к гаплогруппе, имеющих общего предка.
Царская власть в Древнем Египте Нового Царства
Новый период правления объединяет царей XVIII, XIX, XX династий – 1550 – 1069 до н.э. Это время отмечено как упадок государственности и облабление военной мощи из-за натиска семитских народов – гиксосов.
При Аменхотпене I были установлены границы египетского государства. Представители этой эпози внесли богатейший вклад в историю цивилизации.
Походы и завоевания
Фараон Аменхотеп I продолжил после отца Яхмоса I походы и экспедиции в соседние страны, особенно с целью расширения земель. В Нубии, в области Карай, взял в плен нубийских воинов, скот и рабов, о чём существует запись на скалах острова Уронарти.
Египетское рабовладельческое государство постоянно требовало рабов, сырья и материалов для строительства храмов.
Править новыми землями на юге страны был поставлен наместник, в столице г.Иеракомполь.
После похода в Нубию фараон Аменхотеп 1 развернул войско на Ливию, где разбил племя Ааму-кехек, выполнявшие постоянные набеги на Египет.
Фараон правил Сирией до земель Евфрата.
Боевая техника в виде колесниц наводила ужас на племена гиксосов.
Строительство храмов при царе Египта
Забрав сокровища из Нубии Аменхотеп начал строительство храмов, одаривая жрецов. В Сирии построил пещерный храм посвящённый культу нильских порогов Сатит. Вёл борьбу против высших слоёв фиванского жречества. В Карнаке построил храмовые ворота. Несколько статуй были найдены после реставрации под слоем камня. В Дейр эль-Бахри воздвиг небольшой поминальный храм рядом с последующим строением храма царицы Хапшесут. Там же, в западной части Фив, построил заупокойный храм.
drevniy-egipet.ru
Лекция 34. Царственность в Древнем Египте
1. О.Д. Берлев. «Золотое имя» египетского царя // Ж. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. – М.: Наука, 1979. – C. 41-59.
2. А.Б. Зубов. Сотериологическая модель генезиса государственности // Восток. – 1993. – № 6. – С. 5-8.
3. А.Б. Зубов. Харисма власти. От современности к древности: опыт архетипической реконструкции // Восток. – 1994. – № 4. – С. 22-35; № 5. – С. 11-21; № 6. – С. 23-32; 1995. – № 2. – С. 80-99.
4. А.Б.Зубов, О.И. Павлова. Религиозные аспекты культуры Древнего Востока: образ царя // Религии Древнего Востока. – М.: Восточная литература, 1995. – C. 34-84.
5. А.Б.Зубов, О.И. Зубова (Павлова) Природа власти царей древнего Египта (К проблеме «восточного деспотизма») // Государство на древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред. Э.А. Грантовский, Т.В. Степугина. – М.: Восточная литература, 2004. – С. 204-225.
6. О.Р. Астапова Истоки сакрализации власти. Священная власть в древних царствах Египта, Месопотамии, Израиля. М.: Рипол Классик, 2017.
7. А.О.Большаков. Древнеегипетская скульптура и «Хорово имя» // Вестник Древней Истории, 2000. №2. С.73-87.
8. Т.А.Шеркова. Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М.: Праксис, 2004.
9. Ancient Egyptian Kingship / Ed. by D. O'Connor, D.P. Silverman. – Leiden, New York, Köln: Brill, 1995.
10. E. J. Baumgartel. Some Remarks on the Origins of the Titles of the Archaic Egyptian Kings // JEA. – 1975. – Vol. 61. – P. 28-32.
11. L.Bell. Luxor Temple and the Cult of the Royal Ka // JNES. – 1985. – Vol. 44. – P. 251-294.
12. B.Birkstam. Reflections on the Association between the Sun-God and Divine Kingship in the 18th dynasty // Sundries in honour of Torgny Säve-Söderbergh. Bd.6. R.Holthoer; T.Linders.-Uppsala, 1984.
13. P.Charvat. The Birth of the State: Ancient Egypt, Mesopotamia, India and China. Prague: Karolinum press, 2013.
14. D.O'Connor. Abydos. Egypt's First Pharaohs and the Cult of Osiris. L.: Thames & Hudson, 2011.
15. H.Frankfort. Kingship and the Gods; A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. – Chicago: University of Chicago Press, 1948.
16. A.Gardiner. Horus the Behdetite // The Journal of Egyptian Archaeology, Vol. 30 (Dec., 1944), pp. 23-60.
17. H.Goedicke. Unity and Diversity in the Oldest Religion of Ancient Egypt // Unity and Diversity: Essays in the History, Literature and Religion of the Ancient Near East / Ed. by H. Goedicke, J.J.M. Roberts. – Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press, 1975. – P. 201-218.
18. M.Hill. Royal Bronze Statuary from Ancient Egypt. – Leiden: Brill, 2004.
19. B.J. Kemp. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. – London, New York: Routledge, 1989.
20. S.Morenz. Egyptian Religion. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.
21. K.Mysliwiec. Iconographic, Literary and Political Aspects of an Ancient Egyptian God's Identification with the Monarch // Monarchies and Socio-Religious Traditions in the Ancient Near East / Ed. by H. I. H. Prince Takahito Mikasa. – Wiesbaden: Harrassowitz, 1984. – P. 44-50.
22. O. Pavlova. Rxyt in the Pyramid Texts: Theological Idea or Political Reality // Literatur und Politik im Pharaonischen und Ptolemaischen Ägypten. – Caire, 1998. – P. 91-104.
23. E.J. Walker. Aspects of the Primaeval Nature of Egyptian Kingship: Pharaoh as Atum. A Dissertation submitted to the Faculty of the Division of the Humanities in candidacy for the degree of Doctor of Philosophy. – Chicago, 1991.
abzubov.com
цари • Древний Египет
Имена фараонов 18 царского дома
Список имён древнеегипетских фараонов 18 династии иероглифами
Хор Анеджиб
Хор Анеджиб — фараон Первого царского дома, наследовавший Хору Дену
Палермский камень
Палермский камень — плита из чёрного базальта (диорита), содержащая хронологические записи о периоде древнеегипетской истории в несколько веков, начиная с додинастического времени, и заканчивая царями Старого царства.
Нармер
Нармер считается объединителем Египта и основателем 1 царского дома, правившего объединённым египетским царством. О том, что именно Нармер объединил Египет повествуется, как полагают исследователи, в «Палетке Нармера».
Имена царей Древнего Египта (Раннединастический период)
Список различных имён древнеегипетских царей эпохи Раннего царства иероглифами
Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара
«Поучение» составлено в XXI в. до н.э. в период правления Гераклеопольского царского дома (IX—X династии). Текст известен по трём иератическим папирусам середины Нового царства. Наиболее сохранный из них находится в Государственном Эрмитаже, г. Санкт-Петербург.
Хор Ка
Археологические материалы о Хоре Ка — древнеегипетском правителе конца Додинастического периода, правившего непосредственно перед Нармером, основателем 1 царского дома.
Мумия Секененра Тао II
Фото и описание мумии представителя 17-го царского дома Тао II Секененра
Аменхотеп III и царица Тии
Стела с сидящими Аменхотепом III и царицей Тии, его супругой
Рельеф с двумя царственными фигурами
Рельеф с двумя царственными фигурами эпохи Раннединастического периода
Голова раннединастического царя
Голова раннединастического царя, возможно, Нармера
Тутанхамон: фотографии 1922—1923 годов
Тутанхамон: фотографии 1922—1923 годов, сделанные «The Times»
Гиксосы
История вторжения азиатских племён в Египет, известных под названием «гиксосы».
18 царский дом
История одой из самых великих и интересных династий Древнего Египта, во время правления которой Древний Египет достиг небывалого могущества, а его власть простиралась вплоть до Евфрата
Аменхотеп I
Биография Аменхотепа I, воторого фараона великого 18 царского дома
Гробница Хоремхеба вновь открыта
Гробница Хоремхеба в Долине царей (KV57) вновь открыта для посещений
Генеалогия 4 царского дома
Генеалогическое древо знаменитого 4 царского дома, куда входили такие фараоны, как Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаур, а также великий мудрец Древнего Египта Джедефхор
Хуфу
Хуфу — древнеегипетский царь, второй представитель 4 царского дома, правил в 2589—2566 гг. до н.э. Известен благодаря тому, что ему приписывается самая большая пирамида Египта,— Великая Пирамида, расположенная в Гизе.
Реставрационная стела Тутанхамона
Тутанхамон
Биография фараона Тутанхамона: теории его происхождения, годы его правления и реставрация культа Амона, загадки смерти легендарного царя
Тураев Б.А. Египет в Саисскую эпоху
Глава из книги Тураева Б.А. «История Древнего Востока»
Тураев Б.А. Эфиопские фараоны в Египте
Глава из книги Тураева Б.А. «История Древнего Востока»
Тураев Б.А. Египет при XXI и XXII династиях
Глава из книги Тураева Б.А. «История Древнего Востока»
Сенусерт I
Биография второго фараона 12 царского дома Сенусерта I Хеперкара
Рассказ Синухета
Странствия Синухе в переводе Лившица Исаака Григорьевича
Эхнатон (Аменхотеп IV)
Коронационный указ Тутмоса I
Хронология Древнего Египта: даты правления царей Египта
Даты правления древнеегипетских царей, основанные на энциклопедическом словаре Британского музея.
Матье М.Э. Коронация Рамсеса II
Выдержка из труда Матье М.Э. о древнеегипетских мифах, в которой автор пытается реконструировать коронацию Рамсеса II
Начало борьбы с гиксосами
Отрывок из папируса Саллье I (1.1 - 3.3)
Шоу Я. Палетка Нармера
Отрывок из книги современного английского египтолога Яна Шоу «Древний Египет», посвящённый интерпретации знаменитой «палетки царя Нармера»
Аха
Биография царя Раннего царства Хора Аха
Кинтон Д. Нармер: рыба, выходящая из воды?
Заметка египтолога о том, как переводится и как следует понимать имя легендарного объединителя Египта Нармера