Пещера с древними наскальными рисунками под угрозой. Пещеры с древними рисунками
Самые красивые пещеры с наскальными рисунками: vakin
Фото:bradshawfoundation.com
В декабре 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя — пещера Шове. ПЕЩЕРА ШОВЕ
Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30–33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.
Фото:huffingtonpost. com
Фото: Wikimedia Commons
ПЕЩЕРЫ НЕРХА
Пещеры Нерха — удивительный по красоте ряд огромных пещер возле города Нерха в Андалусии, в Испании. Получили прозвище «Доисторический собор». Были обнаружены случайно в 1959 году. Являются одной из главных достопримечательностей Испании. Некоторые их галереи открыты для посещения, а в одной из них, которая формирует естественный амфитеатр и имеет прекрасную акустику, даже проходят концерты. Помимо самого крупного в мире сталагмита, в пещере было обнаружено несколько загадочных рисунков. Специалисты считают, что на стенах изображены тюлени или морские котики. Около рисунков были найдены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если специалисты докажут, что изображения были сделаны этим углем, тюлени пещеры Нерха окажутся существенно древнее, чем наскальные рисунки из пещеры Шове. Это еще раз подтвердит предположение, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у человека разумного.
Фото:iDip/flickr.com, scitechdaily.com
КАПОВА ПЕЩЕРА (ШУЛЬГАН-ТАШ)
Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.
Фото: HTO/Wikimedia Commons
ПЕЩЕРА КУЭВА-ДЕ-ЛАС-МАНОС
Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук» находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 — правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас — традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Wikimedia Commons
ПЕЩЕРА ЛАСКО
Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около шестисот рисунков животных и почти полторы тысячи высеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричневого и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Фото: Global Look Press
Источник - taho.diary.ru
vakin.livejournal.com
Самые красивые пещеры с наскальными рисунками / Surfingbird
18 декабря 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя — пещера Шове. Мы решили рассказать о самых красивых пещерах с наскальными рисунками.
Пещера Шове
Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30–33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.
Фото: Wikimedia Commons
Пещеры Нерха
Пещеры Нерха — удивительный по красоте ряд огромных пещер возле города Нерха в Андалусии, в Испании. Получили прозвище «Доисторический собор». Были обнаружены случайно в 1959 году. Являются одной из главных достопримечательностей Испании. Некоторые их галереи открыты для посещения, а в одной из них, которая формирует естественный амфитеатр и имеет прекрасную акустику, даже проходят концерты. Помимо самого крупного в мире сталагмита, в пещере было обнаружено несколько загадочных рисунков. Специалисты считают, что на стенах изображены тюлени или морские котики. Около рисунков были найдены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если специалисты докажут, что изображения были сделаны этим углем, тюлени пещеры Нерха окажутся существенно древнее, чем наскальные рисунки из пещеры Шове. Это еще раз подтвердит предположение, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у человека разумного.
Фото: iDip/flickr.com, scitechdaily.com
Капова пещера (Шульган-Таш)
Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.
Фото: HTO/Wikimedia Commons
Пещера Куэва-де-лас-Манос
Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук») находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 — правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас — традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Wikimedia Commons
Пещера Ласко
Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около шестисот рисунков животных и почти полторы тысячи высеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричневого и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Фото: Global Look Press
Видео
Читать дальше
Одноклассники
материал с smartnews.ru
surfingbird.ru
Самые красивые пещеры с наскальными рисунками
Фото:bradshawfoundation. com
В декабре 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя — пещера Шове. Сегодня поговорим о самых красивых пещерах с наскальными рисунками.
ПЕЩЕРА ШОВЕ
Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30–33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.
Фото:huffingtonpost. com
Фото: Wikimedia Commons
ПЕЩЕРЫ НЕРХА
Пещеры Нерха — удивительный по красоте ряд огромных пещер возле города Нерха в Андалусии, в Испании. Получили прозвище «Доисторический собор». Были обнаружены случайно в 1959 году. Являются одной из главных достопримечательностей Испании. Некоторые их галереи открыты для посещения, а в одной из них, которая формирует естественный амфитеатр и имеет прекрасную акустику, даже проходят концерты. Помимо самого крупного в мире сталагмита, в пещере было обнаружено несколько загадочных рисунков. Специалисты считают, что на стенах изображены тюлени или морские котики. Около рисунков были найдены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если специалисты докажут, что изображения были сделаны этим углем, тюлени пещеры Нерха окажутся существенно древнее, чем наскальные рисунки из пещеры Шове. Это еще раз подтвердит предположение, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у человека разумного.
Фото:iDip/flickr. com,scitechdaily. com
КАПОВА ПЕЩЕРА (ШУЛЬГАН-ТАШ)
Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.
Фото: HTO/Wikimedia Commons
ПЕЩЕРА КУЭВА-ДЕ-ЛАС-МАНОС
Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук») находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 — правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас — традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Wikimedia Commons
ПЕЩЕРА ЛАСКО
Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около шестисот рисунков животных и почти полторы тысячи высеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричневого и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году. Фото: Global Look Press
источник
vova-91.livejournal.com
Пещера Альтамира с древними наскальными рисунками в Испании Фото Видео
Каждый человек хочет знать, что его ждет в будущем и что происходило в прошлом. Возможно, с развитием технологий мы сможем узнавать свое будущее, но прошлое человечества узнать можно уже сейчас. Сделать это можно с помощью пещеры Альтамира, которая расположена в Испании.
Именно с этой пещеры началось активное распространение известий о находках все новых и новых пещер с наскальной живописью. В след за случайным открытием Альтамиры люди в различных уголках мира начали обнаруживать аналогичные объекты археологической ценности. Расположено это уникальное место в Испании около города Сантандера. Уникальность этой пещеры в том, что здесь были обнаружены наскальные рисунки, возраст которых превышает несколько десятков тысяч лет. Именно поэтому Альтамира считается объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внутри пещеры можно обнаружить разнообразные наскальные изображения. Эти художества выполнены с применение угля, охры и иных натуральных красителей. Практически на всех рисунках изображены различные животные. Это могут быть бизоны, лошади, кабаны, а иногда просто отпечатки людских ладоней. Вся эта красота расположена на стенах, потолке, по всему периметру помещения.
Пещера Альтамира — ВИДЕО
Самое удивительное то, что древние жители пещеры изображали не только двухмерные изображения, но и трехмерные. Что касается самой пещеры, то она представляет собой систему из ряда комнат и коридоров. Ее протяженность составляет около трехсот метров. Большинство изображений можно обнаружить в самом большом помещении.
Альтамира всегда была популярна среди исследователей и туристов. Изначально количество посетителей достигало 300 человек в сутки. Такое обильное посещение не могло не сказаться на картинах. Из-за изменения климата и температуры воздуха, на поверхности некоторых художеств появилась разрушающая плесень. Администрация данного объекта ограничила доступ к наскальным рисункам и воссоздала атмосферу пещеры в Историческом комплексе. На сегодняшний момент количество посетителей Альтамиры ограничено до 20 человек, но зато можно увидеть полную экспозицию воссозданную в Историческом музейном комплексе.
Пещера Альтамира — ФОТО
Вход в музей — MUSEO DE ALTAMIRA
Копии рисунков из Альтамиры в музее археологии в Брно (слева). Диорама в музее археологии Каталонии в Барселоне (справа).
источник
Интересные статьи
The Manta Resort — подводные номера в отеле Танзании (фотографии)...
Где ночевать на отдыхе? Продолжение ответов на интересные туристические вопросы...
Экзотические путешествия: все подводные камни и достойные внимания моменты...
Китайский отель в виде школы искусств
Sun Cruise. Отель в виде корабля на скале в Южной Корее
10 самых красивых летних террас баров и ресторанов Москвы...
klto.ru
Пещера с древними наскальными рисунками под угрозой
10 февраля 2012 | Категория: Европа | Метки: Испания, наскальные рисунки
Пещера Altamira
Группа ученых из Испании считает, что наскальные рисунки, выполненные в пещере Альтамира (Altamira), Испания, около 14 тыс. лет назад, находятся под угрозой. Об этом сообщает Livescience.
Сейчас пещера закрыта для посетителей, но вскоре планируется ее открытие. Исследователи утверждают, что даже при ограниченном потоке людей, существует риск распространения бактерий и грибков, которые наносят вред изображениям. Результаты исследований ученых опубликованы в журнале Science.
Эти изображения были обнаружены в 1879 году 9-летней дочерью археолога-любителя Марселино Санса де Саутуола (Marcelino Sanz de Sautuola). Лишь более чем через 20 лет научное сообщество осознало уникальность этой наскальной живописи, относящейся к эпохе палеолита. В 1955 году количество посетителей пещер достигло отметки в 50 тыс. человек, а в 1974 году на рисунки пришли посмотреть 174 тыс. человек.
Естественно при таком количестве посетителей в пещере значительно повысились уровень углекислого газа, влажность, а также возросло количество микроорганизмов. Поэтому в 1977 году пещера была закрыта. Позже, в 1982 году, они вновь были открыты, однако количество посетителей не должно было превышать 8,5 тыс. человек. Желающие осмотреть достопримечательность должны были записываться заранее. Списки ожидающих своей очереди были так велики, что людям приходилось ждать по три года, прежде чем они получали возможность попасть в пещеру. В 2002 году Альтамира снова была закрыта из-за того, что на изображениях были обнаружены светолюбивые бактерии.
А в августе 2010 года министерство культуры Испании объявило о планах по открытию пещеры. Совет экспертов должен был определить приемлемое ежегодное количество посетителей. Однако исследователи утверждают, что, открыв пещеры, министерство подпишет им смертный приговор.
До того, как люди начали посещать пещеру, там была бедная с точки зрения питания окружающая среда. Там было мало влаги и света, а из внешнего мира приходило небольшое количество воздуха. Сейчас люди нарушают среду пещеры из-за тепла их тела, влаги и электрических разрядов. Ученые считают, что в таком случае Альтамиру ожидает судьба пещер Ласко (Lascaux) — «Сикстинской капеллы наскальной живописи». Находящиеся там изображения пострадали от черной плесени.
archeonews.ru
Пещера Альтамира с древними рисунками в Испании
Опубликовано 03.03.2018 Germanist tags Альтамира, древние рисунки, Кантабрия
Пока без комментариев
Альтамира
В 1868 году охотник случайно обнаружил в Кантабрии, недалеко от поселка Сантильяна-дель-Мар пещеру Альтамира. Он сразу уведомил об этом землевладельца, Марселино де Саутуолу, который нашел в целом 260 наскальных рисунков. В основном это были изображения животных, но встречались также абстрактные росписи и отпечатки рук.
Позже Марселино опубликовал короткое описание «доисторических объектов в провинции Сантандер». Они действительно относятся к тем временам, когда в пещере жили люди, а было это в период между 16 000 и 11 000 гг. до н. э., пока не обвалился вход. Некоторым рисункам больше 14 500 лет.
Однако в XIX веке никто не хотел верить, что картины так долго продержались на стенах. Французский историк Эмиль Картальяк даже назвал их «вульгарной шуткой мазилы». Сомнения в подлинности исчезли только тогда, когда в 1901 году похожие изображения были обнаружены во Франции, в пещере Фон-де-Гом и рядом с коммуной Лез-Эзи-де-Тайак-Сирей в Дордоне.
У местечка в Кантабрии появилась своя достопримечательность. Ежедневно пещеру длиной 270 м посещало около 3000 человек со всего мира. Доисторические рисунки оказались в опасности. Поэтому в 1977 г. доступ к ним впервые закрыли для общественности.
В 1982 г. пещеру снова открыли, но количество гостей ограничили. Чтобы попасть внутрь, некоторые ждали 3 года. Несмотря на принятые меры, влага, которую они выделяли при дыхании и потении, продолжала наносит вред древним произведениям искусства. В нескольких местах ученые нашли опасные плесневые грибки. В 2001 г. пещеру закрыли, а рядом с ней открыли копию вместе с музеем.
Вот тольво копия не вызывала у туристов такого большого интереса, как оригинал. Все чаще звучали призывы сделать достопримечательность доступной для посетителей, против чего возражали ученые. В 2010 г. новое исследование подтвердило, что люди представляют собой опасность для рисунков.
Начиная с 2015 г. туристы опять посещают жилище древнего человека. Они надевают комбинезоны и маски и находятся внутри всего 37 минут вместе с экскурсоводом. Количество гостей ограничено до 5 в неделю.
Альтамира
Альтамира
Альтамира
Альтамира
europe-today.ru
Удивительные рисунки пещеры Коске
В 1985 году глубоководный ныряльщик Анри Коске (Cosquer) в каланке Моржю близ Марселя обнаружил на глубине узкую щель в скале. Это оказался вход в тоннель. Обнаружив на глубине тридцати семи метров вход в заполненный водой подземный коридор, Анри Коске и не предполагал, какие удивительные открытия ждут его внутри.
До этого, однако же, было ещё далеко. Коридор оказался поднимающимся вверх и очень длинным – длина его составляла около 175 м. Чтобы преодолеть это расстояние, дайверу пришлось погружаться раз за разом в течение шести лет.
Когда же в 1991г. он наконец достиг противоположного конца коридора, то оказался в подземном зале c шириной больше пятидесяти метров. Зал находился выше уровня моря и был лишь слегка подтоплен. Там он обнаружил множество нарисованных и процарапанных в стене изображений – здесь были лошади, олени, бизоны, отпечатки рук… С противоположной от входа стороны Коске обнаружил шахту, тёмную пропасть. Глубина её составляла порядка 14-ти метров.
Теперь эта пещера известна во всём мире как пещера Коске. Но как попасть туда специалистам, если даже опытному ныряльщику понадобилось шесть лет, чтобы преодолеть 170-метровый проход? Выход был найден. В пещеру отправилась группа аквалангистов, которой с пришвартовавшегося неподалёку судна руководил крупнейший французский эксперт по наскальной живописи – Жан Клотт.
Аквалангисты доставили в подземный зал необходимую аппаратуру, с помощью которой оператор сделал множество прекрасных фотографий. Ещё были взяты пробы краски, чтобы можно было провести радиоуглеродный анализ и установить возраст рисунков. Так на археологической карте Франции появился новый объект.
Вновь открытая пещера притягивала искателей приключений, но не все страницы истории её изучения были радостными. Летом 1992г. трое аквалангистов, желавших добраться до палеолитических чудес, погибли. После этого случая вход в пещеру закрыли. Сегодня доступ туда могут получить лишь специалисты, занимающиеся изучением первобытного искусства.
Кроме собственно изображений удивительный грот задал своим исследователям ещё один вопрос: как же получилось, что палеолитические художники работали в пещере, вход в которую находится под водой на глубине 37-ми метров?
Ответ на самом деле достаточно прост. Около 9-10 тыс. лет назад на Земле закончилась эпоха последнего оледенения и огромные ледяные массы стали таять. В результате уровень мирового океана значительно поднялся. В те времена, когда создавались рисунки, вход в пещеру находился на суше, в 11-ти километрах от берега.
Когда рисунки были должным образом изучены, выяснилось, что по возрасту их можно разделить на две группы. Те, что постарше, были созданы 27-28 тысяч лет назад, а самые «молодые» - 18-19 тысяч лет назад. Вообще, самые древние находки, явно носящие следы деятельности человека – камни со следами искусственной обработки – были найдены в местечке Кооби-Фора в Кении, в слое почвы вулканического происхождения, возраст которой оценивается почти в 3 миллиона лет.
Поэтому считается, что эпоха палеолита – древнего каменного века – началась около трёх миллионов лет назад. А поздний палеолит длился от 11-ти до 35-ти тысяч лет назад.
В это время люди уже жили на всех континентах, и именно к этому периоду относятся первые памятники искусства, в том числе наскальная живопись и многочисленные женские статуэтки – «палеолитические венеры». Около 11-ти тыс. лет назад для человечества наступает новая эпоха – люди учатся обрабатывать землю и изготавливать глиняную посуду. А в 5-4-ом тысячелетии до н.э. в долине Нила и в Месопотамии зарождаются первые цивилизации. Итак, вся живопись, найденная в пещере Коске, была создана во времена верхнего палеолита.
Большую часть «древней» группы рисунков составляют отпечатки рук. Всего их насчитали 55 штук, возраст их около 28 тысяч лет. Все они находятся в восточной части пещеры, ими отмечен путь от входа к большой шахте. Сделаны они либо чёрной, либо коричневой краской. Краску в то время изготовливали на основе натуральных красителей – мела, охры, угля, которые смешивались с животным жиром.
Технологически эти «руки» создавали двумя разными способами: либо окунали руку в краску, а затем прикладывали к скале, либо рисовали «по трафарету», т.е. прикладывали к влажной стене чистую руку, а вокруг неё разбрызгивали ртом или при помощи костяной трубочки краску, разведённую в воде или в виде порошка.
Самая странная особенность этих нарисованных рук – отсутствие фаланг на нескольких или даже всех пальцах, кроме большого. Такие «обрезанные» руки найдены и в других пещерах и до сих представляют для учёных загадку. Что это значит? Действительно ли пальцы отсутствовали или были просто загнуты? И зачем? Когда такие изображения были впервые найдены в пещере Гаргас, родоначальник современной науки о первобытности аббат Анри Брейль предположил, что отсутствие фаланг пальцев объясняется увечьем.
Это казалось логичным – первобытные племена жили в весьма суровых условиях и могли потерять пальцы в результате ранения, гангрены или обморожения. Но по мере открытия новых изображений эта версия теряла сторонников – маловероятно, чтобы сходные особенности отпечатков рук, найденных в разных местах, объяснялись просто случайностью. Кроме того, установлено, что ни одна из известных болезней не может повредить пальцы таким образом – ведь большой палец всегда цел.
Предположение о том, что пальцы просто загибали, тоже вызывает сомнения – в этом случае краска, попавшая под загнутые фаланги, должна была оставлять на стене специфические следы. Возможно, фаланги были намеренно ампутированы в сакральных целях, и рисунки представляют собой послание на непонятном нам условном «языке» или связаны с каким-то ритуалом.
Люди палеолита добывали пропитание охотой, и, вероятно, вся палеолитическая живопись связана с охотничьими ритуалами, недаром предметом изображения палеолитического художника обычно становились животные. Самый главный аргумент против такой версии состоит в том, что до сих пор не найдено останков людей времён верхнего палеолита, у которых были бы ампутированы фаланги пальцев.
Изображения животных разбросаны по всему залу, их более сотни и они относятся к разным периодам. Среди них есть более древние, возраст которых 24-26 тыcяч лет, есть помоложе – около 18 тысяч лет. Выполнены они в контурной манере, как правило, чёрной краской. Есть и рельефные изображения, они не нарисованы, а вырезаны в поверхности скалы. Грива животных часто прорисована штрихами, короткими параллельными линиями.
Такие рисунки уже нельзя создавать просто руками, краску наносили с помощью кисточки, состоявшей из трубчатой кости, на кончике которой закрепляли пучок шерсти. Размеры этих «полотен» - полметра – метр в длину, самым большим оказался бизон в восточной части зала, его длина 1 м 20 см.
Кроме бизонов по стенам пещеры Коске гуляют лошади – больше тридцати штук, серны, олени, лани, каменные козлы, разные представители семейства кошачьих. Характерная особенность этих древних картинок - животные на них массивные и «пузатые», у них часто большие животы и непропорционально тонкие ноги.
Ещё одна черта, которая часто вообще встречается у палеолитических изображений – стандартный приём, когда рога – бизона, оленя, козла – изображаются спереди, анфас, хотя само животное нарисовано в профиль. Подобные мелочи очень занимают исследователей, ведь именно они приоткрывают дверку в мировосприятие древнего человека.
Но самые интересные изображения в нашей подводной пещере – морские животные. Здесь есть рыбы, тюлени, медузы (или осьминоги). Особенно позабавили и озадачили учёных странные существа, нарисованные на стене в северной части зала. У них большие круглые тела, маленькие головы и забавно торчащие в стороны конечности - то ли лапы, то ли крылья. В этих загадочных созданиях узнавали и черепах, и пингвинов, и даже динозавров.
Пингвины или динозавры?
Медузы
Сегодня исследователи наконец пришли к общему мнению – палеолитический художник запечатлел бескрылую гагарку. Эта птица ныне вымерла, вернее сказать, истреблена, но она встречалась в Европе ещё в XIX столетии. Бескрылая гагарка и вправду очень напоминала пингвина, она не умела летать и лучше чувствовала себя в воде, чем на суше.
Есть в пещере изображения, истолковать которые не могут до сих пор - загадочные животные, геометрические фигуры. В восточной части зала прорезанные в скале линии напоминают упавшего навзничь человека, протягивающего вверх руки и приподнявшего ноги.