Мифы Древнего Египта – мифология, легенды и сказки
Мифология Древнего Египта играет важную роль в изучении истории этой страны, ведь именно там находится отражение мировосприятие людей и их понимание жизненного цикла.
Мифы Древнего Египта
Представление о богах и их жизни началось формироваться у древних египтян в 6-4 тысячелетии до н.э. Согласно первым мифам, планета была сплошь покрыта бездонной водой, которую называли коротким словом – Нун. Из Хаоса появились божества, создавшие Небо и Землю, флору и фауну, а также человека. Бог Ра, который родился из цветка лотоса, взял под свое управление солнце, а первыми фараонами в Египте были боги.
Героями египетских сказок и легенд были многие боги, но наибольшей популярностью обладал Осирис.
Рис. 1. Осирис.
Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса. Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки. Для реализации мечты он убивает своего брата, а его тело разрубает на 14 разных кусков и разбрасывает по пустыне. Жена Осириса, Исида, долгое время собирала останки мужа и, собрав их воедино, создала первую в Египте мумию. У Исиды и Осириса был сын – Гор. Возмужав, он бросил вызов Сету и победил его, низвергнув с трона. Гор отдает свой левый глаз для оживления отца и Осирис возвращается к жизни. Египтяне считали, что если провести погребальный ритуал по всем правилам, то человека можно оживить также как и бога.
Существуют интересные легенды о боге Ра. Например, для борьбы богини Басти со злым змеем, Амон-Ра отдает ей в помощь свой глаз. У египтян существовали десятки сказок о глазе Ра как отдельном предмете.
Не могли Египтяне обойтись и без легенд, посвященных их главной и единственной реке – Нилу. Именно Нил послужил очагом цивилизации и являлся олицетворением бога Хапи. Бог, будучи в хорошем настроении, выводил реку из берегов и наполнял берега плодородным илом, а почву влагой. В реке жили и различные духи, которые являлись людям в образе скорпионов, лягушек, крокодилов или змей.
Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Он имел вид существ и предметов. Согласно легендам, бог Тот применил такой способ сохранения информации для изображения основ мироздания и знаний. Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений. Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту.
Рис. 2. Египетские иероглифы.
Мифы о пирамидах
Существует достаточно много различных мифов о том, как и кто воздвиг эти неповторимые сооружения древности. По одной из версий пирамиды были построены для сохранности сокровищ. Утвердить эту версию мешает то, что практически все пирамиды были вскрыты мародерами в средние века.
Рис. 3. Пирамида Хеопса.
Возведение таких мегалитических комплексов даже в настоящее время не представляется возможным – просто нет нужной строительной техники. Пирамиды на плато Гиза построены из аккуратно уложенных друг на друга блоков весом до 200 тонн! На некоторых блоках до сих пор сохранились следы дисковых пил, фрез, сверел и других строительных инструментов. Из всего этого рождается еще несколько мифов о том, что пирамиды строили инопланетяне для своих нужд или атланты для сохранения своих сакральных знаний. Совершенно ясно, что ни одна версия не может быть принята за официальную, но и доказанной и подтвержденной методики строительства таких сооружений в настоящее время не существует.
Что мы узнали?
Египетская мифология – уникальный пласт культуры, интерес к которому никогда не угаснет. Она очень многогранна и самобытна и хранит в себе мысли древних египтян об устройстве бытия.
Египет имеет настолько древнюю историю, что множество мифов и легенд окружают его. Не зря ведь этот край называют колыбелью жизни! Туристам, едущим на отдых в эту богатую загадками страну, Poleznoesoveti.ru думает, будет любопытна и эта история.
У древних египтян был целый пантеон богов. Они поклонялись сверхъестественным существам, а также животным, например скарабеям, которые закапывались в песок, а потом появлялись вновь — вечно живые. Иногда могли обожествить и отличившихся в чем-нибудь людей. Туристам, посещающим Карнак, рассказывают легенду (миф) о боге плодородия Мине, чье изображение есть на фреске. Это был царский сановник, который остался в городе, когда фараон со всеми мужчинами отправился в военный поход.
Мин заботился о женщинах с таким усердием, что в итоге каждая из них оказалась беременной. В наказание фараон приказал его обезглавить. Однако когда начали рождаться мальчики, фараон признал, что Мин обновил страну, и обожествил его. Животный мир в основном представлен мелкими млекопитающими — домашними и летучими мышами, крысами. В Древнем Египте религия тесно переплеталась с магией.
Все магические обряды исполняли жрецы — их священнодействия выполняли как защитные функции (оживление, снятие порчи, лечение), так и разрушительные (черная магия). Египтяне верили, что талисманы защищают их от черной магии. Например, мощным средством считался символический глаз Гора (Гор — бог неба с глазами из Солнца и Луны — защищал фараонов от злых духов).
Эффективным амулетом было изображение Изиды, которую считали матерью Гора, сестрой и женой Осириса; звезда Сириус считалась душой Изиды. Свыше 98% египтян живут в дельте и долине Нила. Ситуация усугубилась в 1992 г., когда старые кварталы Каира были разрушены землетрясением — тогда погибло много людей, еще больше остались без крова, и до сих пор многие вынуждены жить даже в кладбищенских склепах. Древние египтяне поклонялись солнцу. Оно было для них божеством Ра, которое постоянно возрождается. Нил разливался, давая живительную влагу полям, а солнце-божество позволяло собирать урожай как минимум два раза в год. Теперь, при постоянном орошении, выращивать урожай можно и три, и даже четыре раза в год.
В 1928 году в Египте возникло Мусульманское братство, целью которого было обновить мусульманский мир за счет возврата к основам веры. Вскоре филиалы организации появились и в остальных арабских странах. Для радикальных исламистов джихад (священная война) означает вооруженную борьбу, которая проявляется в террористических акциях. Террористы считают Египет центром исламского мира и пытаются влиять на моральное состояние общества и экономику страны — нападают на туристов, считая, что иностранцы с их обычаями и валютой разлагают устои ислама.
Площадь плодородных земель значительно увеличилась благодаря построенному в 1960 — 1970 годах с помощью СССР Асуанскому гидроузлу, в который входят высотная Асуанская плотина, озеро Насер и гидроэлектростанция. После войны в Персидском заливе, в которой Египет участвовал на стороне антииракской коалиции, экономическая ситуация действительно немного улучшилась — снизился внешний долг и замедлилась инфляция, в Египет стали поступать иностранные инвестиции.
Мифы и достопримечательности Египта
Большая пирамида в Гизе, построенная как гробница фараона Хеопса, имеет 137 метров в высоту (первоначально 146 метров) и занимает площадь 5 гектаров. В золотую эру Древнего Египта — во времена Нового царства — столицей стали Фивы (современный Луксор). В Долине царей, хоронили мумифицированные тела фараонов. Впрочем, Долина царей — только часть Города мертвых.
Там же находится комплекс из нескольких десятков заупокойных храмов, включая храм царицы Хатшепсут, а также сотни могил сановников и ремесленников, которые работали на строительстве. Прогулка на верблюде с посещением деревни бедуинов часто входит в туристическую программу.
В такой маленькой статье не передать все полезное о древней истории края, поэтому http://poleznoesoveti.ru продолжит в дальнейшем свой рассказ….
poleznoesoveti.ru
Мифы и легенды Древнего Египта
Мифы и легенды Древнего Египта
Мифы Древнего Египта
Великие народы прошлого оставили нам бесценное наследие.
Древними мастерами созданы бессмертные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, которые и сегодня, спустя тысячелетия, восхищают нас своей красотой и совершенством.
Мы все хорошо знаем легенды, мифы и сказания Древней Греции. Иначе сложилось с древнеегипетской мифологией. В отличие от греческой, особой популярности она не приобрела и сделалась достоянием лишь узкого круга специалистов-востоковедов – историков и философов.
Попробуем рассмотреть две главные причины непопулярности древнеегипетской мифологии.
№/№
Причины
Сравнение
1-ая причина
К началу нашей эры египетская культура пришла уже в совершенный упадок и традиции ее стали забываться, их не наследовал никакой другой народ. К IV веку нашей эры никто уже не умел ни говорить, ни читать по-египетски, - и все последующие четырнадцать веков египетская литература была для европейцев недоступна. Мифы страны Нила просто не знали.
Эллинскую культуру наследовал Рим (а культуру Рима воскресила потом эпоха Возрождения, - и через нее уже восприняли мы)
2-ая причина
Египетская мифология непохожа ни на одну из мифологий других народов и европейцу не под силу даже мало-мальски в ней разобраться самостоятельно: на две-три строки переведенного текста для рядового читателя надо писать страниц пять примечаний и комментариев – иначе он не поймет ничего.
В отличие от олимпийских богов, божества Древнего Египта зачастую не имели строго определенных функций.
Можно считать основной причиной непопулярности египетской мифологии ее непредсказуемость и противоречивость.
Выяснилось, например, что у египтян не существовало даже правил, которые предписывали бы, как полагается изображать богов. Одного и того же бога изображали то в виде какого-нибудь животного, то в виде человека со звериной головой, а то просто в виде человека. Многих богов в разных городах называли по-разному, а у некоторых так даже в течение суток имена менялись несколько раз. Например, утреннее солнце воплощал бог Хепри, который, по представлениям египтян, принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до зенита – подобно тому, как навозный жук катит перед собой свой шар; дневное солнце воплощал бог Ра – человек с головой сокола; а вечернее, «умирающее», солнце – бог Атум. Ра, Атум и Хепри были как бы тремя «разновидностями» одного и того же бога – бога солнца. Прежде всего, никто из египтян не понимал изображение солнечного бога Ра буквально, никто не верил, что где-то на небесах действительно живет такое существо – человек с соколиной головой. Нет, изображение Ра, как и изображения других богов, служили только символами божества. Это засвидетельствовал еще знаменитый древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет года до н.э..
Как уже было описано выше, божества Древнего Египта зачастую не имели строго определенных функций. У греков, к примеру, была богиня любви Афродита, бог войны Арес, - а у египтян хотя и были похожие божества – богиня любви Хатхор и богиня – воительница Нейт, но наряду с этим существовало очень много богов «абстрактных», каких в греческой мифологии нет. Ху, Сиа, Сехем и Хех – «воля», «разум», «энергия» и «вечность». А разговор о характерах богов попросту не имеет смысла. Про Зевса мы знаем, что он могуч и всесилен, про Гермеса – что он пройдоха и плут, а древнеегипетский бог в одном и том же мифе может быть то добрым, то злым, то справедливым, то беспощадным и коварным. И вообще – о любом природном явлении одновременно существовало множество разных представлений, которые самым непостижимым образом друг другу противоречили. Так, небо изображалось и в виде коровы, и в виде крыльев коршуна, и в виде реки – небесного Нила, и в виде женщины – небесной богине Нут.
Именно эти противоречия и делают египетскую мифологию столь трудной для понимания, именно из-за них она не получила такого широкого распространения, как мифология Древней Греции. Объяснить, из-за чего эти противоречия возникли, сравнительно не трудно. В разных областях и городах страны складывались разные варианты одних и тех же легенд, которые, естественно, во многом не совпадали.
В пример противоречия, можно привести строки из древнеегипетского гимна богу Осирису:
Благодаря этим строкам становиться ясно посему невозможно, понять египетский миф, если подходить к нему с мерками нашего «здравого смысла». На подобной символике построена не только мифология, Но и изобразительное искусство Древнего Египта.
О противоречиях в древнеегипетской культуре можно говорить очень долго, поэтому, чтобы хоть немного понять мышление древнего человека, лучше всего обратиться с начало к научно-популярной, а со временем к научной литературе.
Рассмотрим одну из легенд об Осирисе.
Эта легенда о том, как Осирис, став царем Та-Кемета, народ которого был диким и невежественным, решил что, прежде всего, нужно дать им знания. Так же он разъяснил людям, какие поступки благородны, а какие нет, установил с помощью бога Тота справедливые законы, научил египтян строить плотины и оросительные каналы. Обучил египтян медицине, астрономии, математике и другим наукам. Затем Осирис решил научить египтян письму.
В этой легенде рассказывается о кропотливой работе Тота, над созданием письменности «». А так же о зависти, коварстве и т.д.. Саму легенду можно прочесть в книге «Легенды и Мифы Древнего Египта» (четвертое издание).
Все данные взяты из книги «Легенды и мифы Древнего Египта»
Отрывок из легенды об Осирисе
Литература для чтения.
Если вам это интересно.
Научно-популярная литература
Антес Р. Мифология в Древнем Египте. – В книге: Мифологии Древнего мира. М., 1977.
Жак К. Египет великих фараонов: история и легенда / пер. с франц. Е.В. Пантюшина. М., 1992.
Рак И.В. Мифы древнего Египта. СПб., 1993.
Сказки и повести Древнего Египта / пер. с древнеегипетского И.С. Канцнельсона и Ф.Л.Мендельсона. М., 1956.
Научная литература
Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956
Сказки и повести Древнего Египта / пер. с древнеегипетского и комментарии И.Г. Лившица. Л., 1979.