38. Философские школы Древнего Китая. Философские школы древней китая
38. Философские школы Древнего Китая
В Китае философия зародилась в VI-III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии ) человека-микрокосма и вселенной- микрокосма (миф о Пань Гу) и др. Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». По классификации Сыма Цань (II в. до н.э.) существовали шесть основных течений, основными из которых стали конфуцианство и даосизм.
Школа Инь-Ян: натурфилософская школа, представления о проявлении в природе Инь и Ян и их взаимодействии.
Конфуцианство: этико-политическая проблематика.
Моизм: социально-политическая проблематика.
Школа имен: проблемы семантики — связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.
Легизм: законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.
Даосизм: природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе.
39. Философские школы Древней Индии
В Индии процесс развития философии и становления школ начинается с VI в. до н.э.. Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе. Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами. Здесь были поставлены основные проблемы и выработаны основные понятия. Пуруша: в чисто мифологическом плане — первочеловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к возникновению мира. В философской трактовке — это безличное духовное начало, пронизывающее мир. Рита: это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир — это всего лишь проявление Риты. При этом Рита — это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа. Сансара: понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога. Брахман — бог, творец мира. В философской интерпретации — высшая сущность мира, безличное начало всего сущего. Карма: это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила , которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Поступок человека влияет на его карму. Понятие «кармы» активно использовалось всеми школами индийской философии. Общий философский подход — на карму влияют поступки, совершенные под влиянием страстей, бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий. Судьба человека — результат кармы, судьба определяется прошлыми поступками, но нынешние поступки могут преодолеть судьбу, отсюда открывается определенный путь к освобождению — уходу от власти кармы.
В древнеиндийской философии принято выделять девять основных школ, они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальными называются те школы, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только на ведах — миманса и веданта, а также школы, признающие и другие источники знаний – ньяя, вайшешика, санкхья и йога. Неортодоксальными называются школы, не признающие веды священными. Это буддизм, джайнизм, чарвака.
studfiles.net
Вопрос 3. Философские школы Древнего Китая
Как и в других странах, древнекитайская философия выросла на почве традиционной мифологии, однако последняя была намного беднее древнегреческой и древнеиндийской. Важнейшими пра-философскими памятниками выступают книги «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»).
«И цзин» также начала составляться на рубеже II – I тысячелетий. Это наиболее авторитетная книга канонической и философской китайской литературы, использовавшаяся, прежде всего, в гадательной практике. Философское значение книги состояло в том, что она утверждала идею безначального и бесконечного мирового процесса (Дао) как постоянных перемен, причиной которых выступает борьба полярностей Инь и Ян.
Основоположником даосизма считается легендарный мудрец Лао-Цзы (букв. «старый мудрец»). Центральным понятием даосизма является Дао (букв. «путь, метод, закономерность, учение, правда») – довольно многозначное и расплывчатое понятие, понимаемое и как непознаваемое начало бытия (идея субстанции), и как закон бытия космоса, природы и человека (идея упорядоченности мира), и как образ жизни подвижника (путь самосовершенствования).
Центральной этической идеей даосизма является требование следовать «естественному Дао», т.е. жить в согласии с природой, не нарушать естественно-спонтанный ход природных и социальных процессов. Отсюда вытекает знаменитый принцип у-вэй («недеяния»), предписывающий отказываться от любой деятельности, не согласующейся с миропорядком.
Еще большим влиянием в Китае пользовалось конфуцианство. Оно и сегодня является одной из ведущих духовных опор китайского общества, а на Тайване и в Сингапуре является официальной государственной идеологией.
Основателем этого направления стал Конфуций (Кун-Фу-Цзы) (552-479 до н.э.) – младший современник Лао-цзы. В центре интересов Конфуция – проблема человека, главная сфера размышлений – этика. Поэтому закономерно Конфуция считают великим моралистом древности.
Согласно Конфуцию, человек от природы ни зол, ни добр, он сам формирует себя через «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)». Двигаясь по этому пути, человек может стать «благородным мужем» (цзюнь-цзы), т.е. образцовым человеком, сочетающим в себе высокие духовные (интеллект), моральные (доброта, мужество, милосердие) и социальные (высокий общественный статус) качества.
«Благородному мужу» противостоит «маленький человек» (сяо-жэнь) – низкопоставленный, корыстный и лишенный мудрости. В тексте «Лунь Юй» неоднократно подчеркивается коренное различие между первым и вторым, состоящее в том, что «благородный муж знает только долг, а маленький человек знает только выгоду».
Центральными нормами конфуцианской этики выступают правило «золотой середины», требующее соблюдать меру, избегать крайностей, и требование «взаимности», называемое также «золотым правилом нравственности». В тексте «Лунь Юй» последнее требование формулируется так: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды»2.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
Как и в Индии, мы встречаем в Китае множество философских школ и направлений, но главные из них – конфуцианство и даосизм. Эти направления различаются ведущими понятиями, проблематикой. Если в конфуцианстве главная тема – социально-политическая, то даосизм почти безразличен к политике и больше озабочен поиском нравственных основ бытия личности. Конфуцианство воспевает следование законам, традициям, а даосизм, напротив, проповедует стремление жить в согласии с природой, для даосизма законы общества – не более, чем «искусственное дао», исказившее истинное «естественное дао».
Также следует отметить, что в целом, древнекитайской философии присущи следующие основные черты:
натурализм как культ природы и естественности, рассмотрение космоса (неба) как эталона красоты и гармонии, которому человек должен стремиться подражать в личной и общественной жизни;
традиционализм как обращенность в прошлое, служившее эталоном в сфере политики и нравственности;
преимущественное внимание к социальным и нравственным проблемам, которые рассматривались в тесной взаимосвязи.
studfiles.net
4. Философские школы древнего Китая.
Даосизм. (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.
Конфуцианство Оpиентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Hеобходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм. Юpидическая норма вроде бы не нужна. Эту систему развили: ученики Мен-цзы (природа человека-пpиpода добра), Сюнь-цзы (исказил концепцию - природа человека - природа зла). Испpавить зло можно образованием и воспитанием. Появились противоположные Конфуцию по методам решения школы.
5. Индия
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".
Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. истематически
излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.),
упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. И окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом .признание
существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"