Почему русские былины изменялись только внешне, сохраняя суть?
Где на самом деле жил Илья Муромец и кто такой Идолище Поганое? Зачем Илья Муромец хотел разгромить Византию? Почему былинный Киев стоит не на Днепре, а на Дунае? Могла ли Древняя Русь граничить с Италией?
Откуда в былинах столько «языческих» обрядов и символов? Каким был обряд похорон знатных людей в Древней Руси? Был ли Князь Владимир Красно Солнышко русских былин тем человеком, который крестил Русь? Каков возраст русского эпоса? О том, какая информация зашифрована в русских былинах, рассказывает историк Лев Прозоров.
-А знаете ли вы, что русский народ – один из немногих народов мира, сохранивший богатейший крупнейший национальный эпос: былины. Не только то немногое, что всем известно: при Илью Муромца и Соловья Разбойника, про Алешу Тугарина. Масса героев, масса сюжетов, масса событий. Веками сказители пересказывали, переходили в семьях от бабки к внучке, от деда к внуку – переходили предания о богатырях. Священным долгом своим считали родители рассказывать, ничего не меняя. Хотя не всегда это удавалось, потому что время шло, изменялась жизнь, изменялся мир. И какие-то изменения на былинах сказывались. Появлялись какие-то новые персонажи, новые имена, потому что старые звучали не совсем понятно. Хотин превращался в Хотея, Лешка – в Алешу и так далее. Простой пример: былина об Илье Муромце и Идолище поганом первоначально в самых древних своих записях 17-го века – еще до Петра – повествует о том, что Илья отправился в поход на Царь-град, а Идолище поганое был слугой царь-градского кесаря: царь-градским богатырем – и собирался убить его ради приказа своего покровителя: византийского императора. И когда Илья со своими сподвижниками под видом перехожих пробрался в царь-град и побил идолище, тем самым он спас Русь от набега, спровоцированного византийцами. В последствии, когда на север… русский север хранились веками былины о потоке старообрядцев от преследований старообрядцев петровских, а старообрядцы царь-град: центр византийской веры – очень почитали. Стало как-то немножко неудобно описывать ситуацию, как православный богатырь – тем более, что в 17-м веке Илью задним числом записали в православные святые, – как-то неудобно стало, что русский богатырь, да еще и святой воюет со святым городом царь-градом.
И потому Идолище сделали уже не слугой, а пленителем, захватчиком царь-градского отца, царь-градского императора, а Илья стал спасителем святого города от захватчика, от негодяя. Но и это впоследствии сказителям показалось уж слишком далеким. И былина претерпела еще одно изменение. Ее сюжет переместился в Киев – и Илья спасал Русь уже в Киеве. Но тем не менее, несмотря на все эти изменения, очень много сохранилось с древнейших времен.
Отголоски былинных преданий мы встречаем в записях арабов 10-го века: Ибн Фадлана, Ибн Рушд. И получается, что уже в десятом веке уже сложенные былины были известны, исполнялись, их слышали арабские путешественники. Как же так получается? Получается, что былины сложились в языческие времена? Если мы присмотримся к текстам былин, мы обнаружим: да, сложились в языческие времена. Когда враг подходит к городу Киеву и Владимир Красное Солнышко, испуганный этим, собирается бежать, княгиня говорит ему: «Не бойся, а пойди ты к церквушке, молись богам нашим могучим». Из этого уже видно, что боги могучие.
Изначально там, конечно, была не церковь, раз Владимиру предлагается поклониться в этой церкви – якобы церкви богам могучим. В былинах сохранилось описание языческого обряда погребения в былине про Михаила Батурина: погребение в ладье, в колонне белодубовой, оббитой тесом по бокам, вместе с конем, вместе с женой. Такие обряды, конечно, в ближайшем окружении князя, то есть том, которые должны были первыми обратиться к новой вере, могли быть только в языческие времена. Но я уже говорил, что Ибн Фадлан, живший еще до крещения, описывает вещи, явно пересекающиеся с былинами.
«Ну как же так?» – могут спросить меня. Владимир-то у нас Красное Солнышко традиционно считается тем самым Владимиром, что крестил Русь. Получается, что не совсем так. В былинах Владимир вплоть до конца 19-го века, начала 20-го никогда не называется Святославовичем. Он везде называется Всеславовичем. Этого мало. Где княжит Владимир? В Киеве. А где стоит Киев? Всем понятно, что современный Киев: столица Украинской республики – находится на Днепре. В былинах он находится не на Днепре. Если вы видели картину Васильева «Рождение Дуная», то помните, что, по преданию – по былинному преданию Дунай-река зародилась из крови заколовшегося, бросившегося на меч богатыря. Кстати, тоже языческая черта, поскольку всем известно, что христианство самоубийство сурово осуждает, а вот у русов-язычников был такой обычай: когда человек обесчестил себя, а Дунай себя обесчестил, погубив свою жену, доверившуюся ему, он должен броситься на меч.
Так и делает Дунай в легенде. Но делает он это под Киевом. И под Киевом от его крови протекает Дунай-река. И это не единственный случай. В другой былине Илья Муромец, ведя на подмогу к осажденному очередным вражеским полчищем Киеву своих соратников, вместе с ними на конях перескакивает Дунай-реку. По Дунай-реке к Киеву приплывает Дюк Степанович в третьей былине. И таких примеров множество. Былинный Киев находится на Дунае, и правит там не Владимир Святославович, а Владимир Всеславович Красное Солнышко. Это совпадает с преданиями немецкими и шведскими о том, что Ильяз Русский: лучший воин прусского короля Вольдемара – сражался еще с готами и гуннами в стране, которая была… Граничила одновременно с апулийскими землями в Италии и землями вертинов, то есть веретов Лютичей: половских славян.
А если мы возьмем наши былины, найдем мы там упоминание об этом? Найдем. В былинах упоминается, что Илья Муромец жил несколько лет в тальянской земле, прижил там дочь, которая потом вернулась на Русь как богатырка и вступила в поединок со своим родителем. И в былинах же упоминается о том, что Киевское княжество тоже граничит с землей помарианской – тоже еще одно из названий земель балтийских славян.
Таким образом, и былины русские и немецкие предания по их мотивам и шведские предания по их мотивам указывают, что былины гораздо древнее, чем принято считать. Как минимум уже в рунах они существовали. Традиционно считается, что якобы там смещения какие-то произошли. Но это немножко странно, потому что подданные Вольдемара Конбергского Владимира Крестителя скандинавы прекрасно знали. И они не стали бы отлично знакомого им правителя соседнего государства сдвигать в древность готам и гуннам. Такого, конечно, произойти не могло.
В частности, например, Владимир Красное Солнышко в былинах ведет себя совершенно не так, как вели себя летописные князья Киевской Руси, зато очень похоже на то, как явно с песен русов описывал царя русов Ибн Фадлан. То есть, получается, что по былинам, если посмотреть внимательно тексты… Что Русь былинная… Русь былинная и Киев былинный расположены не совсем там, где мы их привыкли расставлять: не в Восточной, а в Центральной Европе. Не даром Илья Муромец постоянно ездит по латынским, то есть римским, знаменитым римским дорогам. И это, кстати, совпадает с исследованиями многих ученых, которые по названиям местностей, по упоминаниям подчеркивают, что в Центральной Европе в среднем течении Дуная в Средневековье долго еще помнилось о том, что там находилась какая-то Русь, родственная нашей. Видимо, памятью о той Руси и являются дошедшие до нас сейчас, перенесенные на нашу почву, киевские богатырские былины.
Фильм
Источник
welemudr.mirtesen.ru
Былины.
Важные изменения произошли и в былинах. Прошлое-предмет изображения былин - получает в них новое освещение. Так, в период борьбы с Казанским и Астраханским царствами былины о битвах с татарами получает новое звучание в связи с подъемом патриотических настроений. Иногда былины осовременивались. Калин-царь заменяется Мамаем, а вместо князя Владимира появляется Иван Грозный. Борьба с татарами живила былинный эпос. Он впитывает в себя новые исторические события, включает новых героев.
Кроме такого рода изменений исследователи эпоса к этому времени относят и возникновение новых былин. В этом столетии были сложены былины о Дюке и Сухмане, о наезде литовцев, о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих былин - широкое развитие социальной темы и антибоярской сатиры. Дюк представлен в былине трусливым "молодым боярином", который не решается сразиться со змеем, боится Ильи Муромца, но поражает всех своим богатством. Дюк - образ сатирический. Былина о нем - сатира на московское боярство.
Былина о Сухмане, старая по происхождению, характерна усилением в ней отрицательной трактовки образов бояр, князей и Владимира, который вступает в конфликт с богатырем, не примиряющимся с князем. Былина о наезде литовцев содержит в себе яркие следы времени. Двое братьев Ливиков из земли Литовской замышляют набег на Москву. В былине две сюжетные линии: похищения князя Романа и борьба его против литовцев. Былина о Вавиле и скоморохах и их борьбе с царем Собакой, царство которого они разоряют и сжигают, произведение особого рода. Оно иносказательно и утопично, так как выражает вековую мечту народных масс о "справедливом царстве". Былина отличается сатирой и веселой шуткой, которые вошли в нее вместе с образами скоморохов.
Предания.
Новые особенности приобретают в XVI в. и предания - устные прозаические рассказы о значительных событиях и исторических лицах прошлого. Из преданий XVI в. выделяются, прежде всего, 2 группы преданий об Иване Грозном и о Ермаке.
Они полны большого общественного звучания, включают в себя рассказы, связанные с походом на Казань, с подчинением Новгорода: они носят патриотический характер, восхваляют Грозного, но отличаются явно демократическим характером.
Сложена новгородцами и содержит в себе осуждение Грозного за жестокость. Приписывается ему и борьба с Марфой Посадницей, которую он якобы, сослал или убил. С именем Ивана Грозного связано не мало преданий о местностях, в которых он бывал, или о церквях, которые он строил, Новгородские предания изображают казни горожан, что, однако, осуждается не только народом, но и святыми. В одном из преданий святой, взяв в руки отрубленную голову казненного, преследует царя, и тот в страхе убегает. Предание о Ермаке носят местный характер: есть о нем предания донские, уральские, сибирские. Каждое из них дает его образу свою особую трактовку.
1) В донских преданиях Ермак изображается как основатель казацкого войска, защищающий казаков: он освободил Дон от иноземцев: сам он явился на Дон, бежав после убийства боярина. Так в донских преданиях Ермак, часто в расхождение с историей, представляется казацким вождем. Богата группа преданий, в которых Ермак выступает как покоритель Сибири. Его поход в Сибирь мотивируется различно: то он послан туда царем, то сам направился в Сибирь, чтобы заслужить прощение царя за совершенные им преступления. Гибель его тоже описывается по-разному: на его войско напали татары и погубили спящих; Ермак утонул в Иртыше в тяжелом панцире; его предал есаул Кольцо.
Песни.
Волнение посадских людей в Москве (1547), стремление казаков к самоуправлению, царские указа о временном запрете перехода крестьян от одного помещика к другому (1581г.), о кабальных холопах (1597г.)- все это способствовало росту недовольства народных масс, одной из форм протеста которых стало разбойничество. Оно нашло отражение в фольклоре в так называемых разбойничьих или удалых песнях. Крестьяне бежали не только из помещичьих усадьб, но и из царских войск. Жизнь на "воле" послужила условием, способствовавшим более яркому выражению вековых мечтаний народных масс о социальном освобождении. Художественной формой, в какой эти мечтания нашли поэтическое воплощение, и были разбойничьи песни. Они еще только возникали в конце XVI в. Герой этих песен смелый, удалой добрый молодец, поэтому и сами песни получили в народе название "удалых песен". Они отличаются острым драматизмом, воспеванием "воли" и образа разбойника, который вешает бояр и воевод. Классическим примером служит песня "Не шуми, ты мати, зеленая дубравушка". Ее герой отвергает требование царских слуг выдать товарищей.
В XVI в. формируется и жанр балладных песен - малая этическая сюжетная стихотворная форма. Этот тип произведений, к которому применяется западное - европейский термин "баллада", весьма своеобразен. Он отличается тонкой характеристикой личных, семейных отношений людей. Но в него нередко входят и исторические мотивы и герои, однако они не трактуются в историческом плане. Баллады имеют явно антифеодальную направленность (например, осуждение самоуправства князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна", где князь жестоко расправляется с девушкой, отвергнувшей его руку), в них нередко разрабатывается суровая родительская власть, семейный деспотизм. Хотя преступник в балладах обычно не
наказывается, но моральная победа всегда на стороне простых людей. Герои баллад нередко короли и королевы, князья и княгини, их судьба связана с судьбой простых людей-крестьян, слуг, образы которых трактуются как положительные. Характерная черта в балладах антиклерикальная направленность (например, "Чурилья - игуменья", "Князь и старицы", в которых представители духовенства играют отрицательную роль).
К числу баллад, возникших в XVI в., относят баллады "Дмитрий и Домна", "Князь Михайло", "Князь Роман жену терял". В первой девушка, протестуя против насильственного брака, лишает себя жизни. В других вариантах жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти. В балладе "Князь Михайло" свекровь губит невестку. Глубоко драматична баллада о князе Романе и его жене. Погубив ее, он скрывает это от дочери. Произведения жанра баллады эмоционально напряжены, а сюжеты носят трагический характер: положительный герой гибнет, зло в отличие от былины и сказки обычно не наказывается. Идейно-моральное содержание в них раскрывается через положительного героя, который хотя и гибнет, но одерживает моральную победу. Несмотря на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц, баллад, наиболее характерным для фольклора этого времени были исторические песни. Зародившись ранее, они стали в это столетие важнейшим жанром, так как их сюжеты отражали события времени, привлекавшие общее внимание, да и расцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен рядом факторов: подъемом национального создания народных масс и углублением их исторического мышления; завершением объединения русских земель; обострением социальных конфликтов крестьянства с поместным дворянством в результате прикрепления первого к земле. Исторические песни делятся на 2 основных цикла, связанных с именами Ивана Грозного и Ермака.
Песни об Иване Грозном включают сюжеты о взятии Казани, борьбе с крымскими татарами, обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе Грозного на сына, смерти самого царя. Песни о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках, походе голытьбы под Казань, разбойном походе на Волгу и убийстве казаками царского посла, взятии Ермаком Казани, встречах с Грозным и пребывание в турецком плену. В песнях нашли также отклик и набеги крымского хана Давлет - Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова от войск Батория в 1581-82гг. песня "Набег татар" и песня "Осада Пскова".
Большие исторические события и важные социальные процессы XVI в. определяли глубокую связь песен с живой действительностью, уменьшили элементы условности в повествовании и способствовали широкому отражению характерных для времени явлений и бытовых деталей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.
Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза. Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен.
Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав, таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.
Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.
Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.
XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.
Список используемой литературы
Фортунатов В.В., Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов
Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л.,1971
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990. .
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М.1987
Культура Древней Руси. М., 1966.
Литература Древней Руси: Хрестоматия / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1990.
Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974
Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М.1999
Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984
Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999
«Слово о полку Игореве» и его время / Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1985
Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001
1Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001. — с. 145
1Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
studfiles.net
Правда о Древней Руси зашифрована в былинах
Русский народ – один из немногих народов мира, сохранивший богатейший крупнейший национальный эпос: былины.
Почему русские былины изменялись только внешне, сохраняя суть? Где на самом деле жил Илья Муромец и кто такой Идолище Поганое? Зачем Илья Муромец хотел разгромить Византию? Почему былинный Киев стоит не на Днепре, а на Дунае? Могла ли Древняя Русь граничить с Италией? Откуда в былинах столько «языческих» обрядов и символов? Каким был обряд похорон знатных людей в Древней Руси? Был ли Князь Владимир Красно Солнышко русских былин тем человеком, который крестил Русь? Каков возраст русского эпоса? О том, какая информация зашифрована в русских былинах, рассказывает историк Лев Прозоров.
-А знаете ли вы, что русский народ – один из немногих народов мира, сохранивший богатейший крупнейший национальный эпос: былины. Не только то немногое, что всем известно: при Илью Муромца и Соловья Разбойника, про Алешу Тугарина. Масса героев, масса сюжетов, масса событий. Веками сказители пересказывали, переходили в семьях от бабки к внучке, от деда к внуку – переходили предания о богатырях. Священным долгом своим считали родители рассказывать, ничего не меняя. Хотя не всегда это удавалось, потому что время шло, изменялась жизнь, изменялся мир. И какие-то изменения на былинах сказывались. Появлялись какие-то новые персонажи, новые имена, потому что старые звучали не совсем понятно. Хотин превращался в Хотея, Лешка – в Алешу и так далее. Простой пример: былина об Илье Муромце и Идолище поганом первоначально в самых древних своих записях 17-го века – еще до Петра – повествует о том, что Илья отправился в поход на Царь-град, а Идолище поганое был слугой царь-градского кесаря: царь-градским богатырем – и собирался убить его ради приказа своего покровителя: византийского императора. И когда Илья со своими сподвижниками под видом перехожих пробрался в царь-град и побил идолище, тем самым он спас Русь от набега, спровоцированного византийцами. В последствии, когда на север… русский север хранились веками былины о потоке старообрядцев от преследований старообрядцев петровских, а старообрядцы царь-град: центр византийской веры – очень почитали. Стало как-то немножко неудобно описывать ситуацию, как православный богатырь – тем более, что в 17-м веке Илью задним числом записали в православные святые, – как-то неудобно стало, что русский богатырь, да еще и святой воюет со святым городом царь-градом.
И потому Идолище сделали уже не слугой, а пленителем, захватчиком царь-градского отца, царь-градского императора, а Илья стал спасителем святого города от захватчика, от негодяя. Но и это впоследствии сказителям показалось уж слишком далеким. И былина претерпела еще одно изменение. Ее сюжет переместился в Киев – и Илья спасал Русь уже в Киеве. Но тем не менее, несмотря на все эти изменения, очень много сохранилось с древнейших времен.
Отголоски былинных преданий мы встречаем в записях арабов 10-го века: Ибн Фадлана, Ибн Рушд. И получается, что уже в десятом веке уже сложенные былины были известны, исполнялись, их слышали арабские путешественники. Как же так получается? Получается, что былины сложились в языческие времена? Если мы присмотримся к текстам былин, мы обнаружим: да, сложились в языческие времена. Когда враг подходит к городу Киеву и Владимир Красное Солнышко, испуганный этим, собирается бежать, княгиня говорит ему: «Не бойся, а пойди ты к церквушке, молись богам нашим могучим». Из этого уже видно, что боги могучие.
Изначально там, конечно, была не церковь, раз Владимиру предлагается поклониться в этой церкви – якобы церкви богам могучим. В былинах сохранилось описание языческого обряда погребения в былине про Михаила Батурина: погребение в ладье, в колонне белодубовой, оббитой тесом по бокам, вместе с конем, вместе с женой. Такие обряды, конечно, в ближайшем окружении князя, то есть том, которые должны были первыми обратиться к новой вере, могли быть только в языческие времена. Но я уже говорил, что Ибн Фадлан, живший еще до крещения, описывает вещи, явно пересекающиеся с былинами.
«Ну как же так?» – могут спросить меня. Владимир-то у нас Красное Солнышко традиционно считается тем самым Владимиром, что крестил Русь. Получается, что не совсем так. В былинах Владимир вплоть до конца 19-го века, начала 20-го никогда не называется Святославовичем. Он везде называется Всеславовичем. Этого мало. Где княжит Владимир? В Киеве. А где стоит Киев? Всем понятно, что современный Киев: столица Украинской республики – находится на Днепре. В былинах он находится не на Днепре. Если вы видели картину Васильева «Рождение Дуная», то помните, что, по преданию – по былинному преданию Дунай-река зародилась из крови заколовшегося, бросившегося на меч богатыря. Кстати, тоже языческая черта, поскольку всем известно, что христианство самоубийство сурово осуждает, а вот у русов-язычников был такой обычай: когда человек обесчестил себя, а Дунай себя обесчестил, погубив свою жену, доверившуюся ему, он должен броситься на меч.
Так и делает Дунай в легенде. Но делает он это под Киевом. И под Киевом от его крови протекает Дунай-река. И это не единственный случай. В другой былине Илья Муромец, ведя на подмогу к осажденному очередным вражеским полчищем Киеву своих соратников, вместе с ними на конях перескакивает Дунай-реку. По Дунай-реке к Киеву приплывает Дюк Степанович в третьей былине. И таких примеров множество. Былинный Киев находится на Дунае, и правит там не Владимир Святославович, а Владимир Всеславович Красное Солнышко. Это совпадает с преданиями немецкими и шведскими о том, что Ильяз Русский: лучший воин прусского короля Вольдемара – сражался еще с готами и гуннами в стране, которая была… Граничила одновременно с апулийскими землями в Италии и землями вертинов, то есть веретов Лютичей: половских славян.
А если мы возьмем наши былины, найдем мы там упоминание об этом? Найдем. В былинах упоминается, что Илья Муромец жил несколько лет в тальянской земле, прижил там дочь, которая потом вернулась на Русь как богатырка и вступила в поединок со своим родителем. И в былинах же упоминается о том, что Киевское княжество тоже граничит с землей помарианской – тоже еще одно из названий земель балтийских славян.
Таким образом, и былины русские и немецкие предания по их мотивам и шведские предания по их мотивам указывают, что былины гораздо древнее, чем принято считать. Как минимум уже в рунах они существовали. Традиционно считается, что якобы там смещения какие-то произошли. Но это немножко странно, потому что подданные Вольдемара Конбергского Владимира Крестителя скандинавы прекрасно знали. И они не стали бы отлично знакомого им правителя соседнего государства сдвигать в древность готам и гуннам. Такого, конечно, произойти не могло.
В частности, например, Владимир Красное Солнышко в былинах ведет себя совершенно не так, как вели себя летописные князья Киевской Руси, зато очень похоже на то, как явно с песен русов описывал царя русов Ибн Фадлан. То есть, получается, что по былинам, если посмотреть внимательно тексты… Что Русь былинная… Русь былинная и Киев былинный расположены не совсем там, где мы их привыкли расставлять: не в Восточной, а в Центральной Европе. Не даром Илья Муромец постоянно ездит по латынским, то есть римским, знаменитым римским дорогам. И это, кстати, совпадает с исследованиями многих ученых, которые по названиям местностей, по упоминаниям подчеркивают, что в Центральной Европе в среднем течении Дуная в Средневековье долго еще помнилось о том, что там находилась какая-то Русь, родственная нашей. Видимо, памятью о той Руси и являются дошедшие до нас сейчас, перенесенные на нашу почву, киевские богатырские былины.
Лев Прозоров (Озар Ворон) - русский писатель, публицист, историк (кандидат исторических наук). Автор ряда популярных книг о Древней Руси.