Вопросы о древней греции. Вопросы по Истории древней Греции и Рима для студентов 1 курса о/о, 2010–2011 уч гг
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какие знания о древней Греции получают историки изучая греческие мифы. Вопросы о древней греции


Древняя Греция

1. Что греческие статуи делают так же, как русские рыбы?

2. Назовите имя того, кто первым начал сочинять рапсодии.

3. Как называлась древнегреческая колония в Южной Италии, богатые люди которой славились роскошной и праздной жизнью?

4. В Массачусетском технологическом университете (США) был разработан проект перелета с острова Крит в Грецию на расстояние 112 км. Какое название получил этот проект?

5. Во времена Плутарха это писали в стихах и расклеивали на площадях. Большинство граждан, в отличие от современных, знало их наизусть. Теперь это невозможно. Что это?

6. Кому было посвящено место (холм), где проходили собрания авторитетных лиц Древней Греции, посвященные решению государственных вопросов?

7. Что взял пишущий древний грек у пашущего древнего грека?

8. Какое запретное имя первым осмелился произнести историк Феопомт?

9. Что делал отец-спартанец, если его сын жаловался, что его бьют сверстники?

10. Каллипида в Афинах за ловкость игры прозвали обезьяной. Какую игру имел в виду Цицерон?

11. Ликург желал, чтобы его законы никто не смог отменить. Поэтому он взял со спартанцев слово, что они не сделают этого до его приезда. Что он сделал, когда оракул Пифии утвердил их?

12. Семь городов: Смирна, Родос, Колофон, Салам и Хиос, Аргон и Афины спорили за право называться родиной этого аэда. Назовите имя этого великого человека.

13. Многим известно, что философ Сократ был победителем Олимпийских игр в панкратии (своеобразный синтез бокса и борьбы). А в чем состязался оратор Демосфен?

14. Как звали афинского архонта (законодателя), составившего в 661 г. до н. э. свод законов, отличавшихся необычайной жестокостью?

15. Какому племени, считающему себя потомками мифологического царя Египта – Белла, удалось-таки хитростью захватить Трою?

16. Город-колония Кирена в Северной Африке был основан согласно указанию оракула, провозгласившего: «Эллины, вы должны туда непременно переселиться, ибо небо тут в дырках!» Что же в этом было привлекательного?

17. Какой прагматический смысл притягивал большое количество народа на крупные жертвоприношения – гекатомбы?

18. У греков (так же, как и у евреев) фраза «заключить договор» дословно переводится как «резать договор». Чем это можно объяснить?

19. Никто в Древней Греции не хотел работать. Даже бедняки, которым не удавалось прожить за счет государства, могли существовать за счет какого-нибудь богатого человека в качестве нахлебника – быть у того на побегушках, веселить шутками. Теперь скажите по-гречески «нахлебник».

20. Согласно «Илиаде» Гомера, гончарным, строительным делом, а также врачеванием, стихосложением занимались плотники – тектоны. А чем занимался главный плотник?

21. В афинском Акрополе был храм Ники Аптерос, где, вопреки традиции, Ника была изображена без крыльев. С какой целью ее так изобразили греки?

22. Эфоры в Древней Спарте при решении особо важных государственных дел обязаны были ночевать в храмах. Зачем?

23. Один древнегреческий деятель признался: «Мы восхищаемся статуями Фидия и Поликлета. Но если бы нам самим предложили стать Фидием или Поликлетом, то мы бы с отвращением отказались». Почему?

24. Пеласги, ахейцы, лелеки, ионийцы, дорийцы, эолийцы со временем стали называть себя эллинами, а римляне прозвали их «каркающими». Как это звучало на их языке?

25. Почему честолюбивые спартанцы отказывались выступать на Олимпийских играх?

26. Однажды некоей Галлипатейре удалось, несмотря на смертельный запрет, выступить на Олимпийских играх, куда женщинам даже вход был запрещен. Ее помиловали из-за больших спортивных заслуг мужа и сыновей. Но с тех пор в правила Олимпийских игр было внесено изменение, исключающее впредь подобные инциденты. Какое?

27. О ком так удачно запретил говорить дурно афинский правитель Солон, что этот запрет стараемся соблюдать и мы?

28. В состав команды греческой триеры входил флейтист. Какова была его обязанность?

29. Как называли жриц храма Артемиды в Карии?

30. Идея проведения канала через Коринфский перешеек родилась еще в античные времена, но реализовать ее стало возможным лишь в 1893 г. с изобретением… Чего?

31. В дневных программах греческого телевидения отныне запрещено размещать рекламу детских игрушек. Чем мотивирует такое запрещение правительство?

32. Имена этих известных греков явно вымышлены потомками, так как идеально подходят к роду их деятельности. Судите сами: Демокрит – «избранный народом», Геродот – «даритель древностей», Аристотель – «всеобщий (наилучший) завершитель», Перикл – «славнейший». А кого назвали «высшим знанием»?

33. В любой греческой деревне вам скажут, что распространению христианства мир обязан грекам. Какой неопровержимый аргумент при этом обычно приводится?

34. В документах ахейцев (предков эллинов) служанки и их дети перечисляются по количеству, а скот – по именам. Почему?

35. Какой «подвиг» должен был совершить спартиат трижды, чтобы его освободили от воинской службы, и пятикратно, чтобы еще и от налогов и всех повинностей? Чтобы помочь вам, добавлю: это под силу весьма многим современным мужчинам.

36. Семейный бизнес одной греческой фамилии много поколений состоит в том, чтобы собирать в каменоломнях близ Афин обломки мрамора и разбрасывать их около Парфенона. Зачем это нужно?

37. В театре Диониса на склоне Акрополя насчитывается 15 000 посадочных мест. Из каких соображений запланировано такое их количество?

38. У индоевропейцев существовал природно-оргаистический культ, который арьи называли «сома», а иранцы – «хаома» по названию растения, дающего пьянящий сок. Потомки арьев – ахейцы не сохранили этого названия. Что же заменило им сому на новом месте?

39. Символом мира у древних греков являлся кадуцей Гермеса, представляющий собой трость из оливкового дерева с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. Каким образом он символизировал мир?

40. В Древних Афинах не менее популярными, чем гладиаторские бои в Риме, были другие, победитель которых получал от проигравшего золотые набойки на сапоги, а его хозяин – труп побежденного. Какими боями увлекались греки?

Ответы

1. Молчат.

2. Рапсод.

3. Сибарис (отсюда – сибариты). Ответ «сибарит» тоже засчитывается.

4. Дедал (ответ «Икар» принципиально не засчитывается по той же причине, по которой сейчас избегают давать кораблям название «Титаник»).

5. Законы.

6. Аресу (греческому Марсу), а подобные собрания с тех пор называют ареопагами.

7. Манеру письма (непрерывно справа налево и далее слева направо).

8. Герострат (как известно, греки решили стереть из памяти потомков его имя, чтобы отбить охоту другим искать славу подобным образом).

9. Бил его сам.

10. Игру в театре.

11. Покончил жизнь самоубийством (можно ли такое представить в связи с нашими законодателями?).

12. Гомер (аэд – странствующий певец).

13. В ораторском искусстве (в те времена оно тоже входило в программу Олимпийских игр).

14. Драконт (с тех пор подобные законы стали называть драконовскими).

15. Данайцы (помните: «Бойтесь данайцев, дары приносящих»).

16. Дожди (для засушливого греческого климата это было великое благо).

17. Поесть жареного мяса (мясо убитых животных раздавалось присутствующим).

18. В те далекие времена заключение договора для прочности сопровождали жертвоприношением.

19. Паразит.

20. Архитектурой («архи» греч.– главный).

21. Чтобы не улетела!

22. Во сне боги должны были подсказать им решение.

23. Это – ручная работа, прерогатива рабов! (вопрос 19).

24. Греки.

25. Не хотели проигрывать.

26. Все должны были выступать обнаженными.

27. О мертвых.

28. Задавать темп гребли.

29. Кариатиды (теперь так называют вертикальные опоры в виде женских фигур, поддерживающих балочное перекрытие, в отличие от мужских фигур – атлантов).

30. Динамита (другую технику для рытья канала в скалистом грунте трудно представить).

31. Защитой кошельков сограждан.

32. Архимед. В четные дни разрешен въезд четным номерам, в нечетные – нечетным.

33. Евангелисты писали Библию на греческом языке!

34. Служанки и их дети были рабами.

35. Рождение и воспитание сыновей.

36. Чтобы отвлечь туристов от мрамора Парфенона.

37. Чтобы могли присутствовать свободные взрослые граждане.

38. Виноград.

39. Трость развела двух враждующих змей.

40. Петушиными.

www.nikonista.net

Вопросы по Истории древней Греции и Рима для студентов 1 курса о/о, 2010–2011 уч гг

для студентов 1 курса о/о, 2010–2011 уч.гг.

  • Природа и население древней Греции. Периодизация.

  • Источники по истории древней Греции.

  • Минойский Крит. Ахейская Греция.

  • Гомеровская Греция.

  • Социально-экономическое развитие Греции в VIII–VI вв. до н.э. Великая греческая колонизация.

  • Полисное устройство городов. Раннегреческая тирания.

  • Древняя Спарта.

  • Социально-экономическое развитие Аттики в VIII–VI вв. до н.э. Заговор Килона и законы Драконта.

  • Реформы Солона. Тирания Писистрата и реформы Клисфена в Афинах.

  • Персия в конце VI в. до н.э. Начало греко-персидских войн (500–490 гг. до н.э.).

  • Поход Ксеркса в Грецию и окончание греко-персидских войн (480–449 гг. до н.э.).

  • Социально-экономическое развитие Аттики в V в. до н.э. Афинская морская держава.

  • Борьба партий в Афинах в середине V в. до н.э. Государственное устройство Афин.

  • Пелопонесская война.

  • Социально-экономическое и политическое развитие Греции в первой половине IV в до н.э.: кризис полиса.

  • Македония в V– первой половине IV вв. Установление македонской гегемонии в Греции.

  • Образование и распад державы Александра Македонского.

  • Сущность эллинизма. Эллинистический Египет.

  • Государства Селевкидов, Македония и Греция в эллинистическую эпоху.

  • Особенности греческой культуры классического периода.

  • Периодизация истории древнего Рима. Природные условия и население Италии.

  • Источники по истории древнего Рима.

  • Древнейшие культуры Италии. Рим царской эпохи.

  • Рим в период Ранней республики.

  • Превращение Рима в Средиземноморскую державу: войны с Карфагеном и экспансия на эллинистическом Востоке.

  • Социально-экономическое развитие Италии во II–I вв. до н.э.

  • Восстания рабов в Риме.

  • Деятельность братьев Гракхов. Внешнеполитическое положение Рима на рубеже II–I вв. до н.э.

  • Борьба оптиматов и популяров в Риме на рубеже II–I вв. до н.э. Союзническая война. Диктатура Суллы.

  • Римская республика в 70–60-х гг. I в. до н.э. Первый триумвират

  • Гражданские войны в Риме в 40–30-х гг. I в. до н.э. Диктатура Цезаря.

  • Принципат Августа.

  • Правление династии Юлиев-Клавдиев в Риме.

  • Гражданская война 68–69 гг. в Риме и правление династии Флавиев. Социально-экономическое развитие Италии в I в. н.э.

  • Правление династии Антонинов в Риме. Римская империя во II в. н.э.

  • Правление династии Северов и эпоха солдатских императоров в Риме.

  • Раннее христианство.

  • Реформы Диоклетиана и Константина Великого.

  • Внутренняя жизнь Римской империи в IV–V вв. н.э. Падение Западной римской империи.

  • Особенности римской культуры.

  • refdb.ru

    Какие знания о древней Греции получают историки изучая греческие мифы

    Греческие мифы являются одним из основных источников знаний о жизни древних государств, их мифологии и крупных событиях. Наука достоверно знает, что мифы, это выражение реально имевших место событий. Только они рассказывают о них образно, преувеличивая многие факты, делая действительность более красочной.

    О чем узнают историки из мифов

    В древнегреческих мифах содержатся самые различные сведения. При этом они относятся к разным историческим эпохам и рассказывают о различных событиях. О том, какие знания о Древней Греции получают историки, изучая греческие мифы, следует рассказать следующим образом:

    • Мифы наполнены рассказами о божествах, их похождениях, а также о полубогах и героях. Это дает отличные сведения о пантеоне греческих богов, их ритуалах. Данные знания позволяют проследить религиозные воззрения древних греков, установить их истоки;
    • Многие исторические события представлены в виде мифов. Поэтому историки узнают о значимых событиях. Они получают информацию о местах нахождения городов и используют ее при раскопках4
    • Мифы наглядно и подробно показывают обыденную жизнь древних греков. Благодаря им, историки изучают быт тех народов, их путешествия, основание колоний4
    • Мифы рассказывают о правителях и формах правления.

    Лучшим примером практического использования мифологизированной информации, является обнаружение Трои Г. Шлиманом в ходе раскопок. Он использовал мифы, в которые никто не верил. Тщательно изучив их, ему удалось открыть знаменитый город и доказать его существование. Соответственно, он подтвердил правдивость мифа.

    Какие еще источники используют историки

    Наука изучает прошлое на основе целого ряда источников. И мифы играют важную роль в изучении жизни древних греков. Однако мифы изучаются в совокупности с другими источниками информации. В первую очередь, это археология. Раскопки греческих городов, храмов, библиотек дают понимание того, как жили люди в то время.

    Существенную роль играют исторические сведения о греках. Которые имеются о других народов. Немало данных оставили древние египтяне.

     

    vashurok.ru