Огонь у славян – мифологизм и семантика образа. Бог огня древних славян
Славянские духи и боги огня. Огнепоклонничество у славян
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Разделы о славянском огнепоклонничестве и огнебогах:
Древнеславянское почитание огня
Олицетворения огня у славян (боги и духи огня)
Кроме нижеописанных божествах огня был еще один огнебог - Симаргл
Также смотрите страницу о мифологии индоевропейцев - предков славян,
а также наиболее изученной и полно представленной мифологии
греко-римского
мира и родственных индоевропейских культур.
Древнеславянское почитание огня
Без огня невозможно было бы не только развитие человечества, проблематичным было бы само его существование.
Стихия, дающая тепло и свет, снизошла с неба, чтобы разделить свою власть над человеческим родом лишь с другой, столь же могучей стихией — водою.
Но, составляя основу человеческой культуры на земле, огонь, вместе с тем, является и истребителем ее:
при неудачном и несчастливом применении он временами проявляет могучую и страшную силу, которая сметает с лица земли все,
что попадается ей на пути, и которая заставляла первобытных людей, в благоговейном трепете, поклоняться огню и умилостивлять его молитвами и жертвами.
Этот культ выразился у славян в поклонении Перуну. Мгновенное освещение тучи и неба огненною струею повсюду
среди славянских племен признается небесным огнем и издревле называется священным, причем,
если гром ударит в человека или в строение, то никто не станет их спасать, считая это сопротивлением высшей силы.
Кое-где на Руси во время первой грозы разводят в печи огонь, как бы призывая этим покровителя земного пламени на помощь против пламени небесного.
Священный домашний очаг
Домашний очаг считался в старину священным.
В его огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть, всякую болесть лютую.
Очаг был первым жертвенником славянина-язычника; пылающее на нем дерево — первой жертвою повелителю огней небесных, Перуну-громовнику.
Вокруг очага собирались в былую пору совещания родичей.
Выселяясь из дедовского гнезда, молодые непременно брали с собою к своему новому очагу горящие уголья со старого.
Только это, по верованиям древних предков наших, и могло сохранить родственные связи.
Если огонь в чьем-нибудь очаге погасал, это сулило суеверному воображению всякие беды и слыло предвестником умирания-угасания семьи.
Даже рассыпавшиеся с очага дрова не обещали ничего доброго для хозяев. Плюнуть на очаг почиталось за великий грех.
Если кто-нибудь заливал водою чужой очаг, это было выражением непримиримой вражды — на жизнь и смерть.
Зола, взятая с домашнего очага в праздничные дни, служила целебным средством: ею пользовали от самых разнородных болезней.
Отправляясь в далекий путь, древний славянин брал с собою не только горсть родной земли, но и щепоть золы с домашнего очага.
Перед пылающим очагом произносились заговоры. По колебанию его пламени предсказывалась судьба и угадывался будущий урожай.
В стародавние годы было в обычае поддерживать на домашнем очаге неугасимое пламя,
произошедшее от огня, добытого из сухой сердцевины дерева, то есть живого огня.
Живой огонь был в большом употреблении как мера борьбы с болезнями.
Через него переносили хворых, перегоняли стада. А чтобы вера в очистительную силу этого огня стояла в деревне крепче,
по обеим сторонам костра выкапывали две ямы: в одну зарывали живую кошку, в другую. — собаку:
этим отнимали у чумных оборотней силу бегать по дворам кошками и собаками и душить скотину.
Живым огнем возжигаются купальские костры, через которые прыгала молодежь, дабы быть наделенной здоровьем.
В стародавние года ни одна невеста не уходила перед венчанием из родительского дома, не простившись с его огнем.
Прощание сопровождалось особыми обрядами и песнями-огнянками. Перед домом жениха невесту также встречал огонь:
выбегал навстречу дружка с горящей головнею из женихова очага в руках.
«Как ты берегла огонь у отца-матери, так береги и в мужнином доме!» — приветствовал он молодую, троекратно обегая вокруг нее.
Только успевала она вступить в дом, как ее вели к пылающему очагу и здесь осыпали тремя пригоршнями зерна:
в знак того, что она присоединялась к семье, и в пожелание плодородия в супружеской жизни.
С этой минуты молодая вступала под покровительство светлого духа.
Предохранительная сила огня
Признавая за огнем целебную и предохранительную силу, наш народ в то же время сохранил уверенность,
что священный огонь имеет и множество других полезных для человека свойств:
чем, например, наказать непойманного вора, ловко ускользнувшего и схоронившего концы?
Для этого надо взять восковую церковную свечу, известную всюду под именем «обидящей» («за обидящего»),
и прилепить перед образом нижним концом вверх, чтобы Господь таким образом поворотил душу врага, навел и возвратил украденное.
Еще дальше пошли те суеверные фанатики, которые приготовляют свечи из человеческого жира в расчете, что такая свеча делает обладателя ее невидимым.
Вера в эту свечу-невидимку так велика, что люди добровольно обрекали себя на законную кару за разрытие могилы.
А ведь огонь дан людям самим Богом, который ниспослал его с небес на по мощь первому человеку по изгнании его из рая,
когда человек очутился в безвыходном положении и не знал, как готовить себе пищу.
Бог послал молнию, которая расколола и зажгла дерево, и тем показал способ добывания столь чтимого и признаваемого святым живого огня.
Другие легенды признавали два огня: адский и небесный, а одна из легенд говорит, что до первого греха первых людей огня на земле не было.
После же грехопадения отворились адские врата, и пламя вырвалось оттуда и появилось на земле,
чтобы причинять людям вред пожарами, обманывать вспышками на местах кладов,
смущать огневидным появлением на воздухе самих бесов в виде крылатых змеев и т. д.
Кроме адского огня был послан с неба и тот огонь, которым зажигались жертвы, приносимые Богу,
и устранялись многочисленные бедствия, посещавшие людей и домашних животных в виде различных болезней.
Несомненным считается лишь то, что на болотах огни зажигают водяные, чтобы заманивать и топить неосторожных путников;
на кладбищах огонь горит над могилами праведных людей; на местах кладов зажигают огонь,
для обмана легковерных, охранители зарытых сокровищ — духи-кладовики.
Олицетворения огня у славян
Знич - неугасимый храмовый огонь
Знич — священный неугасимый огонь.
Древние славяне почитали его как вечный источник жизни, подателя тепла и света.
Раньше огонь был только от Перуна. Метнет Перун с неба стрелу, угодит перунова стрела в дерево, оно и загорится.
Люди тот огонь берегли, поддерживали день и ночь, брали от него понемножку и уносили в свои курени и землянки.
Во многих городах стояли храмы, где жрецы неусыпно следили за огнем и приносили ему в дар военные трофеи,
ибо Знич почитался также покровителем жаркой воинской отваги и храбрости.
К нему приходили за помощью и тяжело больные, надеясь получить облегчение, согревшись возле животворного огня.
В глубокой древности только огонь, зажженный молнией, воспринимался как непосредственный дар бога-громовника.
Но в более позднюю эпоху священным огнем стал почитаться именно огонь, добытый трением.
Его использовали в ритуальных целях и приписывали ему магическую силу.
Жрецы по игре Знича предсказывали судьбы людям — и никогда не ошибались.
Да и в каждом доме был свой храм Знича: домашний очаг, а попросту — печка.
Русские люди придают большое значение так называемому освященному огню.
Это огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий и в тоже время как бы получивший особенную силу и исключительную благодать.
В великий четверг, после чтения Страстей, благочестивые люди несут из церкви зажженные свечи,
с которыми стояли в торжественные моменты важнейших богослужений.
Причем важное значение придается не только огню, но даже свечам.
Так, «венчальная свеча» зажигается при трудных родах и иногда ставится в изголовье умирающих в расчете на то, чтобы скорее кончились страдания.
«Пасхальная свеча», по влиянию и благодати равносильная с прочими, имеет громадное значение для пастухов,
у которых будет сохранено стадо, если в рожок закатан будет воск от этой свечи.
«Богоявленская» и «четверговая» свечи, кроме защиты во время грозы, имеют еще особые свойства:
первая, как и «венчальная свеча», помогает в родах и при смерти, вторая владеет могучею силою уничтожать чары колдунов и лечит лихорадки;
ею выжигают на косяках дверей и окон кресты, чтобы злые духи не посещали жилище.
Да и всякая свеча, побывавшая в храме и там купленная, обладает магическою силою.
Жыж — дух огня
Жыж — дух огня. У него двойственное значение. Он может приносить благо, согревая почву и способствуя плодородию.
В других своих проявлениях, при быстрых порывистых движениях, он может произвести пожары,
которые погубят сельскохозяйственные угодья, леса, всё, что важно для жизни человека.
[Странно, почему у арийцев был Бог огня Агни, а у славян - только дух огня.
Даже у греков - хоть бога огня и призывали, но у него не было имени]
Рарог - бог домашнего очага
Рарог — огненный дух, связанный с культом домашнего очага.
Культ его был особенно распространен среди западных славян, в частности, чехов.
По чешским поверьям, Рарог мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей человек высиживает на печи.
Генетически Рарог связан с древнерусским Сварогом или Рахом (Страх — воплощение огневого ветра, суховея).
Рарога представляли в виде хищной птицы с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем — или просто в виде огненного вихря.
Славянские боги и их значение. Языческие боги славянской мифологии, список
kramola.info
Во все времена разные народы мира верили в своих богов. Старославяне не были исключением и очень часто отождествляли происходящее в своих селениях и семьях с богом одной из стихий, живых существ или действий. Издревле Русь была языческой и поклонялась многим богам. Впервые славяне узнали о других верах от заморских купцов и в военных походах. У богов, как и людей, есть старшие боги и их помощники. Важно отметить, что у богов не было четких разграничений в их помощи людям. Как правило, светлые боги объединялись для того, чтобы принести людям богатство, мир и добро, темная сторона приносила славянам войны и беды. Славянские боги и их значениеберет исток из древней мифологии, веками люди по крупицам собирали информацию о них.
Начнем рассказ по старшинству богов и их важности в жизни старославян.
Славянские боги и списоких участия в жизни славян берет свое начало с появления бога, который сотворил весь мир. Главный бог славян именуется Род. (Род — творец всего живого). Старославяне верили, что он прародитель всего живого на земле, и до его появления все было окутано тьмой и тишиной. Бог Род с древних времен вошел в главные слова нашей жизни: родители, природа, Родина, родственники, стоит отметить, что слово «урод» во времена старославян означало рождение первенца в роду, который знаменовался главой рода. В разных селениях славяне могли называть бога Род другими именами: Свентовид, Всевышний, Творец или Высший.
Между прочим...
Старославяне верили, что Род дал жизнь человеку и умение жить. Его считают его самым древним из богов, отождествляя его с самым сильным деревом дубом.
Старославянские боги были покровителями стихий огня, земли, воздуха и воды.
drevniebogi.ru
Бог огня в славянской мифологии часто носит имя Сварог, он был одним из сыновей бога Род, но он лишь покровитель огня. Сварог стал главным помощников Рода в творении мира таким, каким мы его знаем сегодня — с горами, реками, небом и землей. Сварог подарил людям огонь, сотворив из него бога. Он, в отличие от отца, дарил людям материальные ценности, он сбросил с неба людям плуг и ярмо для работы на земле и боевую секиру для ее защиты.Сварог известен, как бог-кузнец, который сковал цепи, чтобы упорядочить мир, созданный его отцом.
Бог огня у славян носит имя Семаргл, иногда его называли Огнебог. Он появился из искры, которая появилась от удара молота о камень Алатырь богом-кузнецом Сварогом. Семаргл представлялся славянам, как воин на коне, за которым остается выжженный след или как огненная птица, или крылатый пес, или дракон с искрящимся телом.
Бог огня считался у старославян хранителем домашнего очага. Существует поверье, по которому Семаргл может воскреснуть, для этого человек должен высиживать куриное яйцо на печи девять ночей и дней, тогда бог возродится в образе птицы.Абсолютной противоположностью Семаргла является бог воды у славян , им представлена, молодая светлая девушка Дана. Она у старославян ассоциируется со здоровьем и красотой. Дана подарила свое имя названиям рек Днепр, Дунай, Днестр, Донец. Она, богиня дарящая жизнь, она спасет умирающего от жажды воина и подарит дождь полям для урожая. Но ежегодно зимой, ее супруг Даждьбог, держит Дану в заточении, чтобы с весенними дождями она возродилась с новыми силами. А каждое лето на праздник Ивана Купала весь мир отмечает день венчания богов.
edinaya-veda.ru
Дождь старославянам дарила не только Дана, но и Даждьбог. Не потому что он бог дождя у славян, а потому что он был богом для исполнения желаний. Его имя можно разделить на две части и получится фраза: Дай, Боже. Сам Даждьбог известен у старославян, как бог плодородия и солнечного тепла и света. Даждьбог бог славян , который дарил им веру в чудо и дар, поэтому старославяне прозвали его Щедрый бог.Истинный бог дождя у славян был Перун, также он был известен, как бог грома и молнии у славян. Перун сын Сварога, был рожден для защиты мира, который создали его отец и дед Род. Перун был главным повелителем небесной воды и вершин гор. Он мог досыта напоить земли дождевыми водами, а мог засушить их до потери урожая. Славяне изображали его, как статного мужчину с седыми волосами и золотыми бородой и усами, который передвигается по небу на огненной колеснице.
Бога грома и молнии славяне называли , покровителем князя и воинов, его оружие отличалось от других богов. Молнии и топоры являются его главной защитой, от его стрел никому не удавалось скрыться.Старославяне отдавали власть богам не только над погодой, но и над скотом. Бог скота у славян носил имя Велес от слова волосатый. Он был покровителем домашнего скота, торговли и богатства. Крестьяне же не разделяли скот и земледелие на две отрасли, поэтому часто просили помощи у Велеса для богатого урожая. Велес в отличии от Перуна не стал княжим помощником, но был покровителем всей Руси. Но главная особенность Велеса в том, что он принес в наш мир гармонию. Вместе с Сварогом они привели все в движение: день сменялся ночью, грусть радостью, менялись времена года и, жизнь обрела смысл, благодаря Богу Велесу. Он был воплощением доброты и божества у славян, одним из любимых богов, но после принятия Русью обряда Крещения, он отдал свой светлый посыл святым Николаю и Власию, а сам перешел на темную сторону, став лешим. (Велес — бог скота у славян).
ru-an.info
Старославяне покланялись богам не только ради благого дела, Яровит бог войны у славян всегда был на устах славян во время войны. Яровит славится своими победам, воинскими обычаями и честью. О нем сохранилось наименьшее количество фактов. Но бог войны по преданиям славян помогал им с плодородием земель. (Яровит — бог войны)Боги славянской мифологии и список их присутствия в жизни славян постоянно дополняется интересными фактами. Среди известных богов стоит вспомнить Чернобога – бог смерти, безумия, холода и зла. Старославяне во всех бедах своей жизни обвиняли Чернобога.
Славяне, ругая нелюбимых богов, не забывали благодарить за всю благодать, которая появилась в их жизни. Чтобы задобрить богов люди часто приносили в жертву домашнюю птицу, скот, оставляли нескошенным зерно, а если предвещались серьезные перемены, в жертву приносили, даже женщин и детей. боги древних славян список и их значение в жизни людей занимали важное место, создавая для славян культурную сторону их жизни. В старину люди верили в обычаи и обряды. Некоторые из них сохранились до наших дней, в большие церковные праздники работать нежелательно, чтобы не злить бога. Многие люди не работают даже в воскресенье. Все еще существуют приметы, которые передаются к нам из поколения в поколения. После принятия обряда Крещения Руси боги стали мифическими, и вся вера человека приняло другое направление с одним Богом.
Не менее разнообразны и интересны традиции и обычаи на Руси
perstni.com
Огонь у славян (духи огня)
Огонь у славян, как и у большинства народов древности, имел дуалистичные атрибуты. То есть, с одной стороны, он дарил свет, тепло и жизнь, а с другой – мог выступать необузданной силой стихийного разрушения. Пример для первого случая (огонь в позитивном контексте) очевиден – это огонь домашнего очага, у которого обогревается вся семья, на котором готовится пища.
Второй пример (огонь в условно негативном контексте) воспринимается несколько сложнее, потому что он тоже дуалистичен. Ведь тот же лесной пожар – это безусловный эйдолон (наивысшее воплощение) разрушения и гибели, он уничтожает деревья и животных. И в тоже время образованная в результате лесного пожара зола питает землю лучше любого удобрения, лес, который вырастет на ней вместо старой дремучей чащи, будет сильным и красивым.
Таким образом, огонь у славян просто не мог иметь однозначно отрицательных характеристик, собственно – как и любой другой неантропогенный фактор. Что же касается оборота «духи огня у славян», то в этом плане можно вспомнить огневиков. Это персонажи славянского фольклора, которые, как полагали наши предки, жили в огне – в любом огне, от едва заметного пламени свечи до бушующей стены уже упомянутого лесного пожара.
Огневики как духи огня у славян не имели однозначно определенных черт. Считалось, что они ежеминутно меняют облик, подобно самому огню, который постоянно меняется. Духи огня у славян не могли быть «плохими» и «хороши», они являлись органичной частью окружающего мира, существуя вне контактов с людским социумом. С другой стороны, согласно некоторым легендам, жрецы могли общаться с огневиками, те помогали провидеть будущее и порой делились тайными знаниями. Огневики никогда не лгали, ибо «огонь не может лгать».
Славянские духи огня в этом плане кардинально отличаются от аналогичных мифологических существ из других культур. Ведь тот же Абабинили мезоамериканских индейцев был явным апофеозом зла и разрушения, а Ормузд зороастрийцев, также являвшийся воплощением огня, имел лишь самые яркие и положительные характеристики. Духи огня у славян – просто существуют, и при наличии определенных знаний человек может с ними пообщаться, получив некоторую информацию. Этот сюжет, кстати, достаточно ярко и наглядно представлен в «Синей Птице» М. Метерлинка, который явно черпал вдохновение в мифах славян.
Кроме духов огня у славян существовали боги, явно соотносимые с данной стихией. В первую очередь это Семаргл, он являлся воплощением солнечного, небесного огня, изображался как высокий воин с огненным мечом в руке (хотя известны и другие воплощения Семаргла, например – Финист и крылатый пес). Вполне вероятно, что христианский Михаил был «списан» именно с Семаргла, ведь как Михаил является «первым воином господа», так и Семаргл был главным защитником небесного престола. И огненный меч фигурирует в обоих образах.
Кроме Семаргла справедливо вспомнить бога-кузнеца Сварога, непосредственно связанного со стихией огня. Сварог всегда изображался с кузнечным молотом в руках, согласно легендам – он выковал («сварганил») мир в начале времен. Его наиболее очевидный аналог – древнескандинавский Велунд.
Относительно бога Агни, которого ныне приписывают древним славянам, есть немало вопросов в плане аутентичности образа. То есть, к примеру, в индуизме Агни традиционно являлся богом огня (собственно с санскрита его имя так и переводится – «огонь»), но у нас нет никаких документальных или археологических сведений о том, что данный образ присутствовал в мифологии славян.
Таким образом, огонь у славян закономерно относился к одной из изначальных стихий, являясь ее «овеществленным» воплощением. Хотя очевидно, что в тоже время существовало понимание огня как нематериальной структуры (и это справедливо для многих культур). Ведь всем нам хорошо известны обороты типа «огонь любви», «пламя страсти/ярости», «горячее сердце» и тд. Обширность семантики этих образов говорит о том, что огонь у славян (духи огня и не только) был неотъемлемой частью их жизни и воспринимался как некая сверх-сила, присутствующая в жизни человека повсеместно, на всех уровнях бытия.
Купить обереги можно тут:
Цена:1700 руб.
Метал: серебро
Вес: до 6 гр.
Цена:2100 руб.
Метал: серебро
Вес: до 7-9 гр.
Цена:3000 руб.
Метал: серебро
Размер: 30 мм.
Цена:27700 руб.
Метал: золото
Вес: до 12 гр.
Смотрите так же:
radogost.ru
Сварог — славянский бог огня — Язычество
Сварог – в славянской мифологии бог земного и небесного огня, чье имя буквально и переводится, как «ходящий по небу». Сварогом называли солнце с его вечным прохождением небосвода, а после этим же именем наделили бога огня небесного и земного. Он является сыном Рода, отцом небесным, поэтому иногда его имя опускали, называя просто богом, так как он являлся верховным богом-отцом.
Сварог – бог, создавший землю. По преданиям он нашел Алатырь – волшебный камень, над которым следовало произнести заклинание. После этого камень превратился в раскаленный, белый и горячий огромный камень. С помощью камня Сварог вспенил океан, а там, где пена застыла, там появилась суша. Также камень остался при Свароге и он, ударяя по нему молотом, высекал жаркие искры, из которых появлялись другие боги и небесные защитники-воины. После создания жизни и человека на земле, священному камню суждено было оказаться на земле, где вокруг него был построен огромных размеров храм в честь бога Всевышнего Сварога. Алатырь стал священным местом в храме, а позднее, в иных религиозных традициях, появилось слово алтарь, которым и стали обозначать наиболее святое место в храме. А первоначально храм построили на Эльбрусе, от того и стали речки и деревни поблизости называться Белыми – от цвета камня, который породил так многое на нашей земле.
Позднее Сварог неоднократно спускался на землю в виде небесного огненного дождя. Он и помог людям добыть огонь, согреться и научиться готовить пищу на огне. Это Сварог открыл людям секрет приготовления творога и сыра, которые считались пищей богов. Также Сварог создал на небесах Синюю Сваргу – такую страну, где живут все человеческие предки, которые ушли из мира людей. А яркие звезды на небе – это глаза предков, которые смотрят за своими родными оттуда, оценивают наши дела земные.
До сих пор осталось слово, произошедшее от имени бога Сварога, — сварганить. Оно означает чудесным образом что-либо сотворить, как сам Сварог творил все вокруг. А варганить и варить можно исключительно с водой и огнем, повелителем которого и является Сварог. В отличие от того же Велеса, бог огня творит все не с помощью слов или заклинаний, а своими руками создает материальные вещи и частицы мира. Сварог своими руками сварганил солнце и огонь, которые согревают людей в стужу и помогают вырастить и приготовить пищу. Также с неба на землю Сварог сбросил людям ярмо и плуг, чтобы они могли возделывать свою землю, получать зерно. Кроме этого, секиру – защищаться от врагов, и чашу для приготовления священного напитка на огне. Помимо этого, создал Сварог Малый и Большой круг (коло) времен космических и земных.
Сварог стал родителем для Сварожичей – Даждьбога, Перуна, Стрибога, Семаргла. С ним связывают образ любого горна, кузни, а также капища. При любом деревянном кумире какого бы то ни было бога славяне обязаны были разводить священный огонь – как дань памяти и почитанию культа Сварога – бога огня, из которого появился наш мир и мы сами. А на капище Сварога обязательно должны быть наковальня и молот, с помощью которых он создавал все сущее.
pagandom.ru
Славянские боги
admin Главная страница » Остальное Просмотров:
Каждый народ имеет свою историю, свои легенды и свою религию. Многие древние народы до прихода христианства или других великих мировых религий обладали своей собственной уникальной религией, которую позже объявили язычеством. Также случилось и с религией древних славян. Когда-то славяне проживали на огромных территориях, занимая немалую часть западной центральной и восточной Европы.
И на всех этих территориях они исповедовали одну религию. Которая тем не мания из-за соседства с разными нациями, имевшими свои верования, а также вследствие проживания на больших расстояниях, имела у каждого племени, народа, княжества и тому подобное, свои уникальные отличия.
О появлении
Появления собственного пантеона славянских богов, произошло невероятно давно, разные учёные и исследователи спорят об этом. Часть из них считает, что основы славянских культов зародили ещё арии. Одним из аргументов в пользу этого утверждения является, схожесть ранних культов славян с пантеоном индуистских богов.
Один из наиболее древних богов славян, считающийся творцом нашего мира по их верованиям это Род. К сожалению, данные о данном боге весьма разрозненны и обрывочны, так же как и о многих других в пантеоне. Что связанно с активной борьбой христианской церкви с ними как проявления язычества.
Известно, что Род сотворил мир, по одной из легенд после этого он породил двух сыновей Чернобога и Белобога. Первым должен был родиться Белобог, именно он должен был править после рождения всем сотворённым миром. Но Чёрнобог прознав, про это исхитрился и родился первым. С того момента братья стали биться за власть над миром и бой этот длится вечность. Как вечно меняется день и ночь, противоборствуют добро и зло, свет и тьма.
Это лишь одна из легенд про этих двух братьев богов. Существует и множество других. Белобог олицетворяется со всем добрым и светлым, что есть в мире, в то время как Чёрнобог, его обратная сторона, всё тёмное, злое и страшное, что есть в нём.
Другие источники описывают ещё нескольких детей рода высших богов, славян принимавших участие в творении мира, а позже, после того как Род устал и отошёл от дел удалившись на вершину Прадуба в виде Сокола. По другим легендам, он стал обитать в родовой туче, где находился его чертог. Существуют и другие места его обитания.
Именно его дети стали править пантеоном, следя за делами неба – Прави, и земли — Яви. В третьем нижнем царстве правили потомки Чёрнобога, этот мир назывался Навь.
О Свароге и Велесе
Два великих бога, сыновья Рода, которые помогали отцу творить мир. Сварог после стал верховным богом славян, сев на трон своего отца. Часто выделяется его значение как бога кузнеца и огня. Именно благодаря ему на планете появилась суша.
Его брат Велес великий чародей, оборотень, покровитель урожаев. В равной степени владеющий, как силами тьмы, так и света. Привёл вселенную в движение. Очень почитаем славянами. Отметим, что по другим легендам он приходится Сварогу не братом. И вообще рождён, от священной коровы. Приравнивается к брату Перуна наиболее почитаемому сыну Сварога.
Среди прочих богов Прави, отличается всеобщей нелюбовью собратьев к нему. В частности за характер и огромную мощь. По некоторым легендам в итоге, он стал вместе с женой править верхним царством мира Нави.
Другие боги славян
Славяне имели невероятно обширный пантеон, начиная от значимых богов и заканчивая массой мелких местных божков. Перечислить их всех довольно сложно. А в некоторых случаях даже разграничить. Ведь порой один и тот же бог имел несколько имён и выполнял ряд функций смежных с функциями других богов.
Лада жена Сварога и мать сварожичей. Великая богиня, любовь плодородие, красота, брак и домашний очаг, всё это её вотчина. Иногда ассоциируется с Перуницей женой Перуна.
Сварожичи общее название детей Сварога. Следует отметить, что в ряде мифов он их сотворил тогда, как в иных они были рождены от союза с Ладой.
Наиболее почитаемый из них – это, несомненно, Перун. Во времена князя Владимира, но ещё до крещения Руси, он стал играть столь большую роль, что признавался высшим богом пантеона. Иными словами он сел на трон отца. Этот бог грома и молний повелитель небес, бог воитель.
Даждьбог старший брат Перуна, бог солнца и плодородия земли, весьма почитаем славянами. Хотя в некоторых мифах существует упоминание о войне между ним и отцом. Но данные легенды противоречат ряду других мифов.
Сварожич, бог огня у славян, он же бог домашнего очага защитник и покровитель. Но если разгневать этого бога он же несёт страшную месть. Также является, сыном Сварога.
Стрибог, бог ветров, у него имелось ряд сыновей, каждый из которых был ветром определённого направления. Иногда его также называют богом ветров и бурь. По одним данным рождён из дыхания самого Рода и потому является, его сыном, братом Сварога. По другим является сварожичем.
Семаргл, ещё один сын Сварога, бог небесного огня. Защитник от всякого зла, вечный страж.
Ещё один бог славян это Святобор бог лесов. Очень сильный и почитаемый бог. В Прави и Яви, он имел практически неограниченную власть над лесами.
Ярило – бог пробуждения природы, весны и весеннего света, плодородия, неуправляемой силы, также является богом страсти.
Хорс по одним легендам сын Рода и брат Велеса, по другим сын Сварога. Являлся богом солнечного светила.
Морена, она же Мора считается богиней зимы ночи и смерти. Одна из трёх сестёр дочерей Лады. По некоторым мифам жена Кощея.
Ящур – когда-то почитаемый бог, позже низвергнутый с небес и ставший одним из царей Нави. Нередко его ассоциируют с Велесом или Чёрнобогом.
Существует и масса других богов и богинь в славянском пантеоне.
Некоторые проблемы
Изучения славянского пантеона богов очень, проблемная задача. Сведенья, оставшиеся с тех далёких времён весьма противоречивы. У западных и восточных славян часть одних и тех же богов имеют разные имена. Имеются и разные трактовки самого сотворения и развития мира. И взаимоотношений между богами.
Кроме того важно отметить, что на славянская мифология тесно сплетена со скандинавской и эллинской мифологиями. В ряде мифов упоминается сношения с богами этих пантеонов. Или же производится их аналогия. Иными словами бог из одного пантеона присутствует и в другом.
Можно подчеркнуть определённое родство и общую изначальную схожесть этих и некоторых других религий. Тем не менее, отличий в них хватает.
Совокупность всех этих факторов приводит к тому, что легко можно запутаться в славянских богах. Системе их взаимоотношений, родства и сфер влияния.
Бытует, однако, и иное мнение, рассматривающее всех славянских богов как единое целое в многообразии. Иными словами все боги это лишь проявление того или иного аспекта единого. Они не делимы и выступают как одно целое.
Таким образом, не верно говорить о пантеоне как о семье в прямом понимании. В котором Род является отцом Сварога, а тот отцом Сварожичей и т.п. Скорее это система более объёмных и локальных проявлений одной божественной сущности, носящей разные названия, в зависимости от функционального проявления, наблюдаемого в конкретном случае.
Споры о славянских богах идут до сих пор, как среди историков, так и среди представителей нео-языческих групп, старающихся возродить, обряды и традиции, вернуть к жизни старославянскую религию.