Славянский символ Древо жизни. Древо жизни древних славян
Славянский символ Древо жизни
Славянский символ Древо жизни (Мировое древо) является одним из самых древних и могущественных. Изображается он в виде фигуры, похожей на дерево: вертикальная линия, от которой в верхней ее части отходят в разные стороны более мелкие линии (как ствол и ветки). Этот знак является олицетворением связи между небесным и земным.
Древо жизни, как считали славяне, является мировой осью. На последнюю «нанизаны» Правь (вверху), Явь (в центре ствола), Навь (корни дерева). Такое расположение очень подходяще, если учесть, что Правь – Высший мир, Явь – земной, а Навь – подземный.
Символ Древа жизни объединил в себе все представления об устройстве мира древних славян, о его единстве и тесной связи его составляющих. Также оно связано и с родовой памятью. Ведь корни дерева часто олицетворяют предков, о которых нельзя забывать, чтобы иметь густую и пышную крону (потомков). Ствол в этом случае символизирует современников. Также можно рассматривать этот знак как совокупность прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, дерево частично похоже на человека: ствол – это туловище, крона – это голова, а корни – это ноги. В целом смысл этого символа очень глубок.
Древо жизни стало отправной точкой для расположения всех компонентов окружающей среды. У кроны расположились птицы, у корней – пресмыкающиеся, рыбы и земноводные. А уровень ствола стал пристанищем для человека и других млекопитающих.
Отношения к деревьям у славян были очень трепетными. Для них рубка дерева была подобна убийству человека. Ведь оно, как и все люди, это дитя богов. Однако жилища надо было из чего-то строить…
Чаще всего символ Древа жизни можно было встретить на вышивках в качестве узоров и орнаментов (на одежде, рушниках, постельном белье).
Древо Жизни.
Источник
slavicnews.ru
Мировое дерево – центр славянского Мiра
Мировое дерево (древо) – это символ центра мира, ось, вокруг которой существует всё, что окружает нас. Образ Мирового дерева встречается во многих культурах, не только у славян. Встречаем описания дерева, служащего осью мира, в скандинавских мифах, в преданиях шаманов всех стран, в древних мифах и сказках.
В чем особенности образа Мирового древа в славянской мифологии?
Мировое дерево (древо) в славянской мифологии
В славянских быличках и заговорах Мировое дерево описывают, как «дуб булатный», растущий на острове Буяне, что расположен «на пуповине морской» – в центре мирового океана. Иногда встречается описание дерева, растущего вверх корнями. Такой образ кажется нам наиболее близким к мифологии Русского Севера.
Корни Мирового древа уходят в мир Нави, вершина – в небеса, где расположен мир Прави, мир светлых славянских Богов. Ствол волшебного дерева проходит через мир Яви – мир, где живут люди, Боги мира Яви (стихийные Боги воды, огня, воздуха, земли), малые Боги или духи (домовые, лешие, русалки) и животные. Образ Мирового дерева связывает, уравновешивает три славянских мира.
В сказках встречаем и описание девяти небес, расположенных на вершине Мирового дерева. Отдельное небо для солнца, для месяца, для звезд. На седьмом небе – жилище Богов Прави. Поговорки о «седьмом небе» сохранились и сейчас в нашем языке.
Обращение к Мировому древу в заговорах и славянских обрядах
Мировое дерево, связывающее три мира, помогает перемещаться между ними. У нас сохранились сказки о том, как человеку удалось попасть в мир Прави, поднявшись по стволу Мирового древа.
Образ перемещения по стволу волшебного дерева сохранился в славянских заговорах. Во многих древних заговорах человек входит в «божий Мiръ» через образ «булатного дуба» или «дуба вверх корнями», растущего на Алатырь-камне, расположенном в центре моря-океана. Перемещаясь по Мировому древу в ходе обряда, Ведающий попадал в мир славянских Богов, где мог обратиться к ним с просьбой.
Изображения Мирового дерева на предметах быта и оберегах
Рисунок с Мировым деревом мы встречаем на деревянной утвари, прялках, старинных сундуках. Часто образ дерева, растущего в трех мирах, можно увидеть в сюжетах Мезенской росписи.
Образ Мирового дерева встречается и в оберегах. В старину это чаще всего была вышивка или обереги для дома. Встречаются и образы Мирового дерева на узорах, украшающих браслеты и другие обереги. Сейчас мастера часто делают обереги в форме самого Мирового древа.
Обереги со знакомМировое Дерево (древо)
Узнать
Читайте также:
Славянские символы
Славянские обереги для детей
Мужские славянские обереги
Женские славянские обереги
xn--80aejvmu5h.xn--80aswg
его значение и смысл у древних славян
Славянский символ Древо жизни (Мировое древо) является одним из самых древних и могущественных. Изображается он в виде фигуры, похожей на дерево: вертикальная линия, от которой в верхней ее части отходят в разные стороны более мелкие линии (как ствол и ветки). Этот знак является олицетворением связи между небесным и земным.
Древо жизни, как считали славяне, является мировой осью. На последнюю «нанизаны» Правь (вверху), Явь (в центре ствола), Навь (корни дерева). Такое расположение очень подходяще, если учесть, что Правь – Высший мир, Явь – земной, а Навь – подземный.
Символ Древа жизни объединил в себе все представления об устройстве мира древних славян, о его единстве и тесной связи его составляющих. Также оно связано и с родовой памятью. Ведь корни дерева часто олицетворяют предков, о которых нельзя забывать, чтобы иметь густую и пышную крону (потомков). Ствол в этом случае символизирует современников. Также можно рассматривать этот знак как совокупность прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, дерево частично похоже на человека: ствол – это туловище, крона – это голова, а корни – это ноги. В целом смысл этого символа очень глубок.
Древо жизни стало отправной точкой для расположения всех компонентов окружающей среды. У кроны расположились птицы, у корней – пресмыкающиеся, рыбы и земноводные. А уровень ствола стал пристанищем для человека и других млекопитающих.
Отношения к деревьям у славян были очень трепетными. Для них рубка дерева была подобна убийству человека. Ведь оно, как и все люди, это дитя богов. Однако жилища надо было из чего-то строить...
Чаще всего символ Древа жизни можно было встретить на вышивках в качестве узоров и орнаментов (на одежде, рушниках, постельном белье).
Древо Жизни.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
Древо Жизни
Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
Стол украшают гости, а дом - дети.
Тот не умирает, кто детей не покидает.
Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
— Л.Н. Толстой
Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.
Дайте детству созреть в детях.
Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.
— М. Горький
Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.
Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
Древо Жизни или Мировое Древо занимает особое место в мировоззрении древних славян. Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, соединяя Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах - Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие Боги Подземного Мира. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями, над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий, где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.
В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях - тёмные. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: "...медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце...". Конь этот - мифологический символ всей вселенной, который всё же привязан к центру-столбу или древу.
В обрядовых песнях и вообще традиционном фольклоре до нас дошли такие описания Мирового Дерева: в его кроне свивает гнездо соловей (а также другие священные птицы - Гамаюн, Сирин, Алконост, Уточка, Жар-Птица и др.), в стволе живут пчёлы, которые приносят мёд, у корней живёт горностай, в норе (гнезде) змея (Шкурупея), плоды Дерева Мира - это семена всех существующих трав, цветов, деревьев. Традиционными в фольклоре являются перебранки того самого змея, что живёт в корнях и птицы, которая живёт в кроне. Змей при этом постоянно грозится сжечь дерево, а птица всякий раз защищается или идёт на хитрость. В кроне этого дерева часто помещаются Солнце и Луна. В Белорусском фольклоре у корней дерева обитают бобры, а в кроне живёт сокол, листья покрыты бисером, цветы как серебро, плоды из чиста золота. Так как это Мировое Дерево, то славянская традиция в своём фольклоре помещало сюда всех самых удивительных существ, начиная от мифологических птиц и заканчивая полулюдей-полуконей, полубыков, полупсов, всех возможных Божеств и существ. Здесь их место - рядом с центром мира.
Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается - зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки - именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле - это идол Священного Древа Мира. Также обрядовое дерево устанавливали перед самой постройкой нового дома в самый центр планируемого строительства, таким образом привлекая в это место силу и делая его сакральным, обладающим мощной энергетической основой. Строитель нового жилища делает свой дом как бы проекцией центра мироздания, то же самое мистическое моделирование центра происходит, когда дерево приносится в дом, ставится посреди него либо в красном углу. Ещё одним обрядом может служить хоровод на солнечные праздники вокруг дерева, коим зачастую выбирается берёза или дуб. В стародавние времена были целые священные рощи, священные леса, где категорически запрещено было вырубать или портить деревья. Это напрямую относится и к самой фигуре Мирового Дерева, так как по аналогии с ним, священные деревья были местом обитания духов, существ, и своеобразными лестницами в иные миры. В таких рощах проходили праздники, обряды, ритуалы излечения болезней, но это уже тема для отдельной статьи.
Надо сказать, что Древо Мира, в том или ином виде, существовало практически во всех древних верованиях, начиная от скандинавских (вечнозелёное дерево Иггдрасиль или Великий Ясень) и заканчивая индийскими (Ашваттха).
Символ Мирового Древа изображается по-разному. Это может быть, как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые устремляются вверх (Руна Мир). Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками, вокруг которой летают птицы. В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни и сухое дерево, как символ смерти. Встречаются такие изображения, где по одну сторону дерева помещают духов и Божеств, а по другую - славных воинов, героев, жрецов.
Так же рекомендуем посмотреть
zarenica.net
Древо жизни
Древо жизни у разных народов В скандинавской мифологии есть дерево Иггдрасиль — это ясень, который подарил Одину мудрость и знания о рунах. У славян древо жизни было символом связи с Родом, законов мироздания, мудрости и бессмертия. В Библии также упоминается дерево, которое было посажено богом в Раю. В Древней Армении дерево жизни рисовали на стенах крепостей и доспехах воинов. Ассирийское дерево жизни было связано с общением с богами и использовалось, по большей части, жрецами. Большую роль деревья играют и в германской мифологии. Египтяне называли данный символ Иусат и считали, что он объединяет в себе смерть и жизнь, связывая мир живых и мир мертвых. Персидская мифология также упоминает священное мировое древо, которое носит на себе все семена и является источником всего живого. Средневековые алхимики ассоциировали его с эликсирами бессмертия и философским камнем. Был подобный символ и у кельтов. В китайских легендах изображение подобного дерева включает в себя дракона и феникса, первый и сам по себе является символом бессмертия. Считается, что раз в несколько тысяч лет на нем созревает персик, и тот, кто его съест, получит дар вечной жизни. Славянский символ Древо жизни (Мировое древо) является одним из самых древних и могущественных. Изображается он в виде фигуры, похожей на дерево: вертикальная линия, от которой в верхней ее части отходят в разные стороны более мелкие линии (как ствол и ветки). Этот знак является олицетворением связи между небом и землёй.Древо жизни, как считали славяне, является мировой осью. На последнюю «нанизаны» Правь вверху, Явь в центре ствола, Навь корни дерева. Такое расположение очень подходяще, если учесть, что Правь – Высший мир, Явь – земной, а Навь – подземный. Символ Древа жизни объединил в себе все представления об устройстве мира древних славян, о его единстве и тесной связи его составляющих. Также оно связано и с родовой памятью. Ведь корни дерева часто олицетворяют предков, о которых нельзя забывать, чтобы иметь густую и пышную крону (потомков). Ствол в этом случае символизирует современников. Также можно рассматривать этот знак как совокупность прошлого, настоящего и будущего. С другой стороны, дерево частично похоже на человека: ствол – это туловище, крона – это голова, а корни – это ноги. В целом смысл этого символа очень глубок. Древо жизни имеет довольно мощные защитные свойства, способен направить на истинный путь и дать совет в трудной ситуации. В качестве домашнего оберега он может сохранить семью, помочь избавиться от скандалов и защитит от любого зла всех живущих в доме. Древо жизни стало отправной точкой для расположения всех компонентов окружающей среды. У кроны расположились птицы, у корней – пресмыкающиеся, рыбы и земноводные. А уровень ствола стал пристанищем для человека и других млекопитающих.Отношения к деревьям у славян были трепетными. Для них рубка дерева была подобна убийству человека. Ведь оно, как и все люди, это дитя богов. Однако жилища надо было из чего-то строить... Чаще всего символ Древа жизни можно было встретить на вышивках в качестве узоров и орнаментов (на одежде, рушниках, постельном белье).
Источники: slavculture.ru
slavradio.org
Мировое древо жизни в славянской мифилогии
Мировое древо жизни в славянской мифилогии
Мировое Дерево, древо жизни — в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни — преисподней (ср. в ст. Славянская мифология). Образ МИРОВОГО ДЕРЕВА характерен для русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит»; этот образ объединяет разные — вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. загадку: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» и т. д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах МИРОВОЕ ДЕРЕВО помещается в центре мира, на острове среди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. п. На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святые — Богородица, Параскева и др., у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде («руне») змея (Шкурупея) и т. п.
В свадебном фольклоре и «вьюнишных» песнях (исполнявшихся для молодых — «вьюнцов») образ МИРОВОГО ДЕРЕВА воплощал плодородие живой природы, древо жизни: в кроне свивает гнездо соловей, в стволе — пчелы» приносящие мед, у корней — горностай, выводящий малых деток, или сами молодые, супружеская кровать; возле «трехугодливого» дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены «медвяны яства» (мед — пища бессмертия во многих традициях). В белорусском фольклоре образ МИРОВОГО ДЕРЕВА непосредственно связан со свадебном обрядом: жених не должен ставить коней у «несчастливого дерева» калины, а должен ставить у счастливого явора, где пчелы приносят мед, стекающий к корням, чтобы напились кони, у корней обитают бобры, в кроне — сокол и т. п.
В традиционной культуре успех любого обряда ставился в зависимость от того, насколько выполняемый ритуал соответствует общей картине мира: отсюда важность образа МИРОВОГО ДЕРЕВА, воплощающего эту картину, как в фольклоре (будь то заговор или свадебная песня), так и собственно в обряде. Ср. использование обрядовых деревьев, символов мировой оси, во время свадьбы (см. также в ст. Дерево), строительства дома (когда обрядовое деревце помещалось в центре планируемой постройки) и т.д. вплоть до позднейших обычаев устанавливать рождественскую (новогоднюю) елку и т.п. У сербов символом благополучия всего села считалось священное дерево «запис» — с вырезанным на нем крестом; в старину у этого дерева совершали жертвоприношения (см. Жертва). кровью кропили корни, ствол и вырезанный крест.
С символикой МИРОВОГО ДЕРЕВА, помимо обрядового деревца, связаны многочисленные обрядовые предметы — рождественское полено — бадняк у южных славян, ритуальный хлеб, каравай и др. Всякий обряд, таким образом, совершался как бы в центре мироздания, у МИРОВОГО ДЕРЕВА, и повторял акт сотворения мира, обновления космоса (в Новый год и др. календарные праздники), обновления социальной жизни (свадьба и др. семейные обряды) и т.д. В фольклоре образ МИРОВОГО ДЕРЕВА может заменяться образом столпа, «бруса» (ср. загадку о дороге — «лежит брус во всю Русь»), горы (ср. русскую поговорку «Мир — золотая гора») и т. п.
В средневековых апокрифах, повлиявших на сложение славянской народной картины мира, передается в частности, миф о сотворении мира, где земля держится на воде, вода — на камне, камень — на четырех китах, киты — на огненной реке, та — на вcеленском огне, а огонь — на «железном дубе, посаженном прежде всего другого, и все корни его опираются на Божью силу» («Разумник», апокрифический текст 10 — 11 вв.). В «Легенде о крестном древе» пресвитера Иеремии (Болгария, 10 в.) Моисей сажает у источника дерево, «сплетенное» из трех деревьев (ели, кедра и кипариса), — прообраз Троицы; из этого дерева, по многим пророчествам, должен быть сделан крест для распятия Христа. Соломон повелел срубить дерево, чтобы поместить в Храм, но оно не уместилось в Храме и было выставлено снаружи. Когда пришло время распятия, дерево распилили на три части, из нижней — корневой — сделали крест для Христа, установив его на Голгофе, где была погребена голова Адама: кровь Спасителя, излившись на голову, спасла душу первочеловека. Кипарис — крестное древо в русском фольклоре, «всем деревьям отец», растущее на святых Сионских горах; к этому древу, согласно духовным стихам, выпадает Голубиная книга, повествующая об основах мироздания.
В древнерусских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц — царь, нива — православное крестьянство.
www.pravda-tv.ru
6. ДРЕВО ЖИЗНИ — МИРОВОЕ ДРЕВО. Славянская мифология
6. ДРЕВО ЖИЗНИ — МИРОВОЕ ДРЕВО
Образ древа — одно из величайших изобретений человечества. Возник он давно и определил структуру всех мифологических систем. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу… Выделившись из первозданного хаоса, древо стало инструментом для создания Космоса либо самим Космосом.[191] На него, как на ось, стали нанизываться все элементы мира от конкретных богов и животных до отвлеченных понятий вроде временных категорий. Многочисленными оказались образы божеств на древе (испытание Одина на ясени Иггдрасиль в скандинавской мифологии, кровавая жертва на дереве у кельтов, распятый на деревянном кресте Иисус Христос).
Вертикальная структура мирового древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего (корни), среднего (ствол) и верхнего (ветви). Так сформировались в воображении древних основные космические зоны, а с ними и сдвоенные противоположности: Земля — Небо, Земля — Преисподняя, огонь (сухое) — влага (мокрое), прошлое — настоящее, настоящее — будущее, день — ночь. Эти пары перемещались в структуре древа с троичными единствами: прошлое — настоящее — будущее; предки — современники — потомки; три части тела: голова — туловище — ноги; три стихии: огонь — вода — земля. Пары и тройки обнимали самые разнообразные формы жизни. Люди постигали взаимосвязь противоположностей, суть всякого развития.