Торговля и налоги — загадки древнего Египта. Налоги древнего египта
Как платили налоги в древнем Египте?
Строительство пирамид Древнего Египта и развитие сельского хозяйства создало необходимость возникновения сильной экономики. Рабочие требовали оплаты их труда, которое выражалось не только в монетах из драгоценного металла, но и обычном пайке.
Идеологии было недостаточно, чтобы гарантировать власть “бессмертным” фараонам. Без упорядочения денежного обмена система была обречена на крах. Для того чтобы укрепить легитимность правящей династии и осуществлять сбор средств с прибыли торговцев, промышленников и аграрных хозяйств, государственные чиновники ввели систему налогов в Древнем Египте. Она позволяла пополнять регулярно пустеющую казну, средства из которой тратились на возведение храмов и гробниц, совершение религиозных обрядов.
Формирование системы сбора налогов древнего Египта
Администрирование денежных отношений стало одним из главных достижений периода нахождения у трона фараонов с I по III династий. В общей сложности это время составило около 400 лет. Позже оно было классифицировано как Раннединастический период (с 2950 по 2575 годы до н.э.).
В его начале правила о взимании налогов в Древнем Египте были только унифицированы. Фараон Нармер и его наследники столкнулись с проблемой обложения данью обширных территорий, растянувшихся от центральной части Африки до берегов Средиземного моря. Конец периода был ознаменован созданием централизованной командной экономики. На вырученные средства финансировались грандиозные строительные проекты царей.
Записи о введении инновации были обнаружены на камне Палермо, который хранит сведения о наиболее важных событиях тех времен. Он был составлен при V династии, примерно в 2040 г. до н.э. И ведет к началу возникновения древней цивилизации при непосредственном преемнике Нармера — фараоне Ага. В них указано, что царь путешествовал каждые два года по всему Египту, чтобы удостовериться, доволен ли его народ, и как обстоят дела в государстве. Также ревизии проводились для целей осуществления расходования казны высокими чиновниками и контроля отправления правосудия.
В последние десятилетия выезды фараона способствовали систематической оценке финансового положения страны и исполнения обязательств по выплате дани — налогов Древнего Египта. При II династии был зафиксирован факт проведения формальной переписи сельскохозяйственных запасов страны. Во времена правления III династии, согласно данных Палермского Камня, записи о затоплениях дельты Нила производилась ежегодно. Уровень воды измерялся в локтяз и долях локтя. Причина, побудившая власти архивировать данную информацию, проста: высота затопления Нила влияла на уровень урожая в следующем сезоне. Благодаря этим данным рассчитывались налоги, которые должны были поступить в казну.
Налоги Древнего Египта и поддержание международных отношений
Кувшин с записью налогов древнего Египта
Практика сбора налогов с населения была принята исключительно на египетских территориях. Соседи новацию не поддержали. Чтобы поддержать статус фараона как защитника Египта, были созданы легенды о поражении соседних государств, которые пребывали в хаосе. Для придания национального единства, что обнаруживаться на протяжении всей истории цивилизации, все иностранцы были изображены врагами.
На фрагменте предмета из слоновой кости, обнаруженном в гробницу Нармера, был изображен палестинский сановник, наклонившийся период египетским царем. Реально же это время было ознаменовано расцве торговых отношений между Египтом и Палестиной. Это свидетельствует о том, что все ранее обнаруженные артефакты должны тщательно изучаться и анализироваться на предмет достоверности указанных в них сведений.
В то время как отношения древнего Египта на Ближнем Востоке были напряженными и противоречивыми, договоренности с Нубией в долине Нила к югу от первой катаракты (порога) были легко достижимы. Международные связи были налажены в период правления додинастических царей Тжени, Нуби и Нехен.
Это выражалось в том, что цари Нубийского царства заимствовали традицию строительства царских захоронений в виде пирамид (в современном Судане их насчитывается около 300) и ведения торговли с соседними государствами. Ранние правители Египта, в своей решимости установить контроль над торговыми путями, старались наладить отношения с нубийскими соперниками прежде, чем они стали составлять реальную угрозу.
В ходе археологических исследований была обнаружена надпись на Гебель Шейх Сулейман. На ней изображен гигантский скорпион, который держит в своих клешнях поверженного вождя нубийцев. Эта картина является наглядной иллюстрацией египетской политики в отношении Нубии. На второй картине выгравирована сцена опустошения с мертвыми или умирающими племенами царства Куш. Она содержит иероглифический шифр царя Древнего Египта.
Преуспевающие империи на Ближнем Востоке становились партнерами Египта и были от него географически удалены. При этом угроза целостности южных границ постоянно волновала правителей. После вмешательства Египта в вопросы управления Нижней Нубией, признаки самостоятельной власти на этой территории не обнаруживались в течение почти тысячи лет.
Гегемония египетского царства в долине Нила и процветание торговых связях благоприятно сказались на росте общего благосостояния страны и ее народа. Гробницы становились все более богатыми. Заметно увеличился социальный разрыв между богатыми и бедными. Наибольшую выгоду получило, безусловно, само государство.
После объединения Верхнего и Нижнего Египта все номы стали подчиняться централизованной власти. Отдельные общины продолжали обрабатывать земли. Теперь они были представлены в качестве арендодателей, которые отдавали арендную плату в обмен на использование сельскохозяйственных угодий.
Как велась запись о налогах в древнем Египте
Сборщик налогов древнего Египта
Среди всех великих изобретений человечества, письмо занимает особое место. Его сила — в передаче знаний, что дают власть. Записи, повествующие о истории возникновения и развития древних цивилизаций, невозможно переоценить.
Сегодня практически невозможно представить мир без письменности. Содержание древнеегипетских иероглифических записей было откровением и тайной для непосвященных. До сих пор точно не известно, при каких обстоятельствах они были изобретены. Но их возникновение указывает на возникновение в обществе и государственном строе процессов, которые требовали фиксации.
Самые ранние записи были обнаружены в гробнице додинастического царя Абджу, жившего около 150 лет до Нармера, объединившего Египет. Короткие надписи сформированы из определенных знаков. Это свидетельствует о сложности иероглифического письма, в древнем Египте оно формироваться на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.
Археологи до сих пор спорят, где возникло письмо: в Древнем Египте или южном городе Урук (современная Варка) в Месопотамии. Вероятно, что оно пришло на египетские земли вместе с влиянием культур общин Месопотамии до объединения государства первым фараоном. Однако древнеегипетский язык так очевидно отражает особенности общества египтян, и логичнее заключить, что представляли собой продукт развития коренных народов.
Очевидно додинастические правители Египта размышляли над странными знаками, нанесенными на товар, завезенный из земель Месопотамии, и оценивая их в качестве источника информации, и впоследствие дали указание изобрести собственную структуру письма.
Какими бы не были обстоятельства возникновения египетского алфавита, ранние правители Египта высоко оценили потенциал письменности, и не в последнюю очередь для создания четкой системы экономического администрирования. Конкурирующие государства расширяют сферу своего влияния. А возможность ведения учета собственных товаров и сообщения другим информации по средством знаков казались удивительным новвоведением. Это значительно упрощало обмен продуктами и влияло на улучшение отношений государств.
Фараон дает указание все налоги Древнего Египта, которые исчислялись, в основном, зерном, фиксировать при помощи царской печати. На ней было изображено имя Гора. При наполнении гробниц сокровищами, которые могли понадобится представителям династии для лучшей жизни в загробном мире, производилось нанесение записей о содержании, количестве, качестве, происхождении товаров и других важных деталей. Идея нашла восторженные отзывы в высших кругах египетского общества.
На протяжении всей истории древнего Египта, грамотность была привилегией элиты, служившей при дворе фараона. Любой писец, умеющий читать и писать, имел доступ к рычагам власти. Они вели жесткий учет оплаты налогов. С теми, кто не платил дань, безжалостно расправлялись. Во многих гробницах были обнаружены рисунки, изображающие писцов, подводящих финансовые итоги в сезон сбора урожая. Надписи заносились списками с помощью стебля тростника. Сборщики налогов в древнем Египте подвергали неплательщиков поркам и пыткам, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Крестьянам связывали руки и ноги и бросали в рвы или топили. Живопись, датируемая периодом ранее 2400 г. до н.э., содержит сцены встречи представителей власти с владельцами хозяйств, с которых не был удержан налог.
Историк Тоби Уилкинсон пишет в книге “Взлет и падение Древнего Египта”:
“Правительство первой династии разработало и ввело программу общенародной системы налогообложения. Облагались данью, в первую очередь, сельскохозяйственные угодья. Важную роль в формировании экономики цивилизации сыграло возникновения иероглифического письма. В Древнем Египта, с самого начала его возникновения, канцелярия фараона использует знаки алфавита для составления отчетов о богатствах страны для целей сбора налогов. Самые ранние из них, после объединения страны под руководством Нармера, были начертаны чернилами на гончарных банках. Доходы учитывались как на территории Верхнего, так и Нижнего Египта. Для большей эффективности применения системы, страна была поделена на две половины”.
Когда дело доходило до сбора налогов в виде доли от собранного урожая с сельскохозяйственных угодий, от лица государства выступали чиновники. Не возникает сомнений в том, что их полномочия были подкреплены силой: принудительными мерами. Они ставили печати в виде оттисков, благодаря которым стало известно, как работала казна с самого начала истории древнего Египта.
Вырученные средства расходовались по двум направлениям. Одна часть шла непосредственно в государственные мастерские для изготовления продукции: жира и выделки из кожи крупного рогатого скота и свиней; белья из льна; хлеба и пива. Некоторыми из них затем торговали или обменивали с учетом прибыли, которая направлялась обратно государству. Вторая часть распределялась на оплату труда работникам администрации и для реализации строительныз проектов. Оставшаяся часть, в частности в виде зерна, отправлялась на хранение в государственные склады, которые располагалась в важных региональных центрах.
Они использовались для финансирования деятельности флота, а также оставалась в закромах для создания резервного запаса в случае неурожая, чтобы предотвратить массовый голод. С одной стороны народ страдал от необходимости направления в пользу государства части дохода. С другой — налоги представляли собой своеобразный страховой резерв в случае непредвиденных ситуаций.
Налоги в древнем Египте и денежные отношения
Сбор налогов в древнем Египте
Налоги древнего Египта выплачивались не только натуральной продукцией, но и деньгами. В ранние периоды монет и бумажных денег не существовало. Оплата производилась в виде продуктов питания, воды, нефти, товаров и услуг. Обменивались на деньги также животные, чаще всего овцы. Именно они были изображены на первых египетских деньгах.
В Месопотамии и Египте были найдены серебряные кольца, которые использовались как средство оплаты несколькими веками раннее до того, как были отчеканены первые монеты. На стенах храма древней столицы Египта, Фив, датированного 1300 г. до н.э. изображен мужчина, которые положил золотые кольца на весы.
Возникновение денежных отношений способствовало развитию торговли между Египтом, Месопотамией и Палестиной. Археологам удалось найти кувшин со слитками серебра и золота в виде палочек. Ими платили при покупке вещей. Единицей измерения служил “дебен”, равный трем унциям. Мешок пшеницы стоил один дебен. На четыре или пять дебенов можно было купить корову.
drevniy-egipet.ru
Что такое налог в Древнем Египте? Определение, значение :: SYL.ru
Понятие «налог» известно каждому современному человеку, но не все знают, что оно является очень древним, а платить различного рода подати люди были вынуждены тысячелетия назад. Познакомимся с тем, что такое налог в Древнем Египте и кто его платил.
Зарождение налоговой системы
Страна пирамид славится тем, что к смерти фараоны начинали готовиться едва ли не с рождения, поэтому возводили шикарные гробницы-усыпальницы. Необходимо было заручиться поддержкой бессмертных богов, поэтому каждый царь стремился построить как можно больше роскошных храмов, украшенных огромными скульптурами и изысканными фресками. Наконец, расширение границ царства требовало ведения постоянных войн, а на содержание войска нужны были определенные средства. Все эти факторы и стали первопричиной зарождения налоговой системы.
Рассмотрим, что такое налог в Древнем Египте. Это сбор (как в натуральном, так и в денежном выражении) определенной части дохода населения, идущий в государственную казну. Полученные средства использовались для укрепления власти фараона и для решения важнейших государственных и религиозных вопросов.
История формирования
Разработка и внедрение системы налогов заняли довольно продолжительное время – около 400 лет, проходили они в те времена, когда на троне восседали фараоны с первой по третью династию. Начинается изучение истории (в т. ч. и вопрос о налогах) Древнего Египта в 5 классе, тогда школьники узнают, что за все прихоти царей приходилось платить простым земледельцам.
Первым фараоном, который начал взимать дань с захваченных территорий, по дошедшим до нас данным, является Нармер. А запись на камне Палермо повествует о том, что наследник Нармера, фараон Ага, каждые два года объезжал страну и интересовался, довольны ли его подданные уровнем жизни.
Интересно, что сбор налогов в Древнем Египте был по тем временам явлением уникальным: соседствующие государства не последовали примеру страны пирамид.
Основные плательщики
Рассмотрим, кто платил налоги в Древнем Египте. Основными налогоплательщиками были земледельцы. Все сельскохозяйственные угодья в Египте принадлежали фараону, поэтому за право возделывать их, получать урожай, который был основным источником пропитания, земледельцы были вынуждены платить налог в казну.
Часть земель фараон дарил своим приближенным, вельможам и чиновникам, поэтому земледельцы, работающие на этих землях, платили налоги уже своему непосредственному арендодателю. Также крестьяне были обязаны часть полученного урожая отдавать храмам.
Освобожденные от уплат
Значение слова «налог» в Древнем Египте было рассмотрено ранее. А кто же был освобожден от уплаты дани в казну?
Фараон.
Чиновники и приближенные царя.
Воины. Каждому государству была нужна мощная армия, вот почему воины освобождались от налоговых выплат.
Писцы. Образованные секретари и учетчики также не облагались налогами и сборами.
Жрецы. Каста служителей богов пользовалась всеобщим почетом, поэтому о каких-либо выплатах в казну речь не шла.
Судьи также не были обязаны платить подати.
Что такое налог в Древнем Египте с учетом этих данных? Это подати, которые платил в казну узко ограниченный круг жителей страны пирамид. Очень многие категории и классы были освобождены от его уплаты.
Виды налогов
Рассматривая вопрос о том, что такое налог в Древнем Египте, следует обязательно затронуть следующий момент – какие виды платежей были вынуждены вносить в казну земледельцы. Их было несколько:
Самый основной – часть собранного урожая зерна, которая для хранения отправлялась в государственные склады, расположенные в крупнейших городах государства.
Подати платили также хлебом, пивом, продукцией животноводства: жиром и кожей забитого скота, свиней.
Денежная форма. Если на ранних этапах развития Древнего Египта монеты и бумажные деньги еще не использовались, то позднее они получили широкое распространение.
Однако это не все, что нам известно о том, что такое налог в Древнем Египте. Дань взималась с покоренных народов, также в натуральном или денежном выражении, существовали и иные разновидности обязательных платежей в казну:
налог на скот;
на ввоз и вывоз товаров;
на мосты;
на плотины.
Налоговая повинность нередко выражалась в участии крестьян в обязательных работах: строительстве храмов и гробниц, плотин. Позднее появились налоги за аренду помещений, за проезд по стране, за пропуск в пустыню, даже за занятие проституцией.
Профессия сборщика податей
Должность сборщика налогов в Древнем Египте почетом и уважением не пользовалась, но эти люди внушали простым земледельцам подлинный ужас. Их обязанности были довольно просты:
Вести сбор податей после сезона урожая.
Пороть и пытать тех земледельцев, которые не смогли в должном количестве уплатить дань. Пытки при этом были довольно жестокими: несчастных били хлыстами, бросали в рвы, топили.
Именно поэтому сборщиков податей никто не любил. Нередко в качестве их охраны использовались солдаты, в эпоху Среднего царства собирать налоги эти служители фараона ходили в окружении наемных нубийцев, отличавшихся воинственностью, силой и отвагой.
Эти чиновники, стремясь услужить своему властителю, постоянно старались собирать с крестьян как можно больше зерна и продуктов, нередко оставляя их без средств к существованию. Да нас дошел пример такого чрезмерного усердия сборщика: на одной из плит указано, что годовой налог на зерно составлял 70 тысяч мер, а этот чиновник доставил в казну 140 тысяч мер, превысив норму в два раза. Сложно представить, какие страдания крестьянам причинило это желание выслужиться.
Если крестьянин имел налоговую задолженность, для ее покрытия могло использоваться его имущество, которое отдавалось в казну.
Ведение налогового учета
Древний Египет обладал письменностью, которая представляла собой сложную иероглифическую систему, на обучение нередко уходили целые годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что профессия писца была по праву почитаемой и уважаемой. Благодаря сохранившимся до наших дней папирусным свиткам мы можем узнать, что такое налог в Древнем Египте, в какой форме он выражался и кто выступал основными плательщиками. Известны следующие факты:
В основном налоги исчислялись зерном. То есть часть полученного урожая земледельцы должны были сдавать в казну, что ставило их в затруднительное положение, особенно в неурожайные годы.
Налоги, по приказу фараона, фиксировались царской печатью с изображением могучего бога Гора.
Нередко зерно и прочие товары, принятые в качестве налога, расходовались бездарно. Их помещали в гробницы почивших именитых особ, чтобы облегчить им жизнь в потустороннем царстве. Поэтому драгоценные продукты питания попросту гнили. Однако подробные реестры этих даров помогли ученым разобраться, чем еще, помимо зерна, крестьяне выплачивали подати.
Учет налогов велся на территории Верхнего и Нижнего Египта, продолжился после их объединения в единое царство.
Строжайший учет поступления налогов в казну вели писцы. И горе тем, кто отказывался или не имел возможности платить.
Разновидности учета
Ранее было рассказано, кто собирал налоги в Древнем Египте, теперь рассмотрим, как именно происходил учет налоговых поступлений, которыми обеспечивали казну добросовестные сборщики податей. Существовало три основные формы:
Указание размера земельного надела, нормы налогообложения, общей суммы сбора. При этом записывались три числа, красным цветом. Чем больше была площадь земельного участка, тем большим налогом он облагался.
Указание формы собственности (доля или часть), общей площади, налогооблагаемой площади, нормы обложения. Первые две цифры записывались черным, третья – красным.
Третий тип до конца не расшифрован, состоит из двух чисел, каждое из которых записано черным. Первое, как полагают египтологи, – площадь надела, второе – невозделанная ее часть, не облагаемая налогом.
В целом можно увидеть, что во многом налоговая система Древнего Египта была справедливой:
Чем больше площадь земельного участка, тем большая норма налогообложения для него устанавливалась.
Если часть надела не обрабатывалась, то и пошлина за нее не взималась.
Земля относилась к различным категориям в зависимости от плодородия, степени орошения, и налог зависел от этих показателей. Однако земли из одного фонда могли быть переведены в другой.
Устанавливалась конкретная норма в единицах измерения – мерах, поэтому земледельцы могли понимать, сколько зерна им предстоит отдать в казну.
Однако ранее уже упоминалось, что чрезмерно усердные сборщики нередко превышали эту норму, чтобы выслужиться. И никто помогать крестьянам не спешил.
Особенности сбора налогов
Рассмотрев, что такое налог в Древнем Египте, предлагаем познакомиться с рядом особенностей сбора податей в этом государстве:
Система хозяйственного контроля имела многоуровневый характер.
После сбора зерна часть его отдавалась в казну в качестве налога, остаток возвращался землепашцу. Потом зерно перевозилось в царские и храмовые склады.
На каждом этапе осуществлялся строгий контроль и учет.
Невыполнение нормы также фиксировалось.
Каждый два года проводилась обязательная перепись скота, однако о том, был ли учтен приплод, данные не сохранились. Животных клеймили, делили на виды, возрастные группы и составляли сводные списки.
Использовалась и опись всего имущества крестьян.
Крестьяне были недовольны тем, что большую часть урожая они были вынуждены отдавать в казну, об этом свидетельствует восстание, данные о котором дошли до наших дней. Так, земледельцы уничтожили списки должников, расправились со сборщиками податей, не сообщили о проводящейся жатве.
Значение налогов
Мы рассмотрели определение налога в Древнем Египте, теперь рассмотрим, какова его роль. Информация о положительных и отрицательных сторонах налоговой системы представлена в виде таблицы.
Достоинства и недостатки налоговой системы
Плюсы
Минусы
Налоговая система помогала формировать государственный резерв
Налоговое бремя нередко становилось для земледельцев непосильной ношей, многие из них разорялись
Способствовала развитию торговли, благодаря которой в Египет попадали товары из других стран, ценности и древесина
Те, кто был не в состоянии оплачивать подати, подвергались пыткам и избиению
На собранные средства содержалась армия, способствующая укреплению мощи государства и его целостности
Самые обеспеченные классы освобождались от уплаты взносов в казну, хотя фактически могли бы способствовать ее пополнению
Подати помогали оплачивать строительство памятников архитектуры, многие из которых дошли до наших дней
Нередко полученные продукты использовались нерационально
Как видно из таблицы, сбор налогов в Древнем Египте имел как положительные, так и отрицательные стороны. При этом нельзя не отметить, что их введение стало важнейшим шагом к укреплению государственности.
Итак, подведем краткий итог всему вышесказанному. Налоги в Египте сыграли важнейшую роль в формировании и развитии государства, способствовали укреплению власти фараонов, успешным военным походам и масштабному строительству, однако при этом разоряли земледельцев.
www.syl.ru
Что такое налоги в Древнем Египте?
На одном из древнеегипетских папирусов написано: «Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это» . В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности. Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по «левому» , и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена. Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов. В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог «дань» был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому. В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы. За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика. Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.
Оцени ответ
nebotan.com
Финансы древнего Египта
В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Древние египтяне считали это очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.
Уже в период Древнего царства сложились торговые пути из Египта в Нубию, на Синай, в Палестину и Сирию. В этот же период появились весовые металлические деньги в виде слитков. В период Нового царства в Египте уже широко применялась денежно-весовая единица — дебен, равная 91 г, который делился на десять равных частей. Крупные торговые сделки документально оформлялись в особом присутственном месте, при свидетелях, имена которых записывались в документах. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика. В каждом городе были рынки. Государство регламентировало торговлю. Государственными актами устанавливались качество и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами (налогами).
Налоги в Древнем Египте платили большинство жителей, но не все. Существовали «избранные», которые были освобождены от налогового бремени. Помимо самого фараона это были жрецы и «миряне» – люди, которые не являлись жрецами, но выполняли в храме какие-нибудь работы. Также от налогов были освобождены писцы – представители одной из самых элитных древнеегипетских профессий. Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача. За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал.
www.cash-tour.ru
Что такое налоги в древнем египте? — prg-rb
Что такое налоги в древнем египте?
отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота
На одном из древнеегипетских папирусов написано: Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это . В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности. Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по левому , и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена. Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов. В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог дань был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань пример этому. В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы. За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 2030% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика. Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.
На одном из древнеегипетских папирусов написано: «Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это» . В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности. Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по «левому» , и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена. Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов. В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог «дань» был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому. В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы. За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика. Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.
Где бы ни возник город, там немедленно возникала торговля. Большинство египтян были сельскими жителями, добывавшими средства для жизни земледелием: они выращивали ячмень, чтобы печь хлеб и варить пиво, и лен, чтобы ткать полотно. Они доставляли свою продукцию в город, чтобы обменять ее на нужные им изделия. Как только получили развитие торговые связи с другими странами, на рынках купцы стали предлагать импортные диковины, такие, как пряности из страны Пунт, драгоценные камни из Бактрии или древесина из Ливана.
НалогообложениеКаждый год в казну фараона поступали налоговые сборы. Писцы контролировали величину крестьянского надела, размер урожая и поголовье скота, подсчитывая, сколько налогоплательщик должен уплатить в казну. На этом фрагменте фрески писец Небамон фиксирует в документе поголовье крупного рогатого скота.
На рынкеТовары доставлялись по реке на судах и разгружались на пристани. Местные жители сооружали небольшие прилавки, на которых они раскладывали выращенные ими овощи, пищу домашнего приготовления и изделия ремесленников. Посетители рынка приценивались к рыбе, глиняной посуде, плетеным корзинам, хлебу, пиву, маслу, одежде и домашним животным, взамен предлагая те товары, которые они принесли с собой.
Шкала ценностейКупцы пользовались весовыми единицами в слитках меди, серебра и золота, чтобы через них выразить цену на товары. К примеру, некая госпожа из Фив по имени Иритнефер приобрела сирийскую рабыню в обмен на товары, цена которых была равна одному фунту серебра. Товарами были женское платье, два сосуда, слиток меди и кувшин с медом.