Древнего человека культура. Культура доисторического человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшая человеческая культура. Древнего человека культура


Древнейшая человеческая культура - путеводитель

Древнейшая человеческая культура.

Тысячи и тысячи каменных орудий найдены на стоянках Олдувая, Кооби Фора и других вместе с останками первых людей Homo habilis. Это уже позволяет говорить о ранней материальной культуре древних людей, то, что выделяет их из мира животных. На рисунке ниже показаны места, где находили примитивные орудия первых людей.

Африка. Стоянки, на которых обнаружены орудия Человека умелого

Материал для изготовления древнейших орудий, наши предки использовали самый различный. Кремень, яшма, куски застывшей лавы. Но самым распространённым был кремень - обычная речная галька, часто встречающаяся на берегах древних рек и озёр. Именно распространённость кремня, а также его способность раскалываться от удара на тонкие острые пластинки и его твёрдость сделали его незаменимым материалом для орудий первых людей.

В замечательной, дискуссионной книге Л. Вишняцкого История одной случайности или происхождение человека. автор пытается ответить на вопрос, который волнует не одно поколение антропологов. Закономерно ли было появление человека на Земле или он всего лишь игрушка слепых сил природы - ненужное дитя случайности? Дискуссия на эту тему далеко выходит за рамки сайта, здесь я лишь позволю себе задать вопрос. А ЧТО БЫЛО БЫ С ЭВОЛЮЦИЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ БЫ НА ЗЕМЛЕ НЕ БЫЛО КРЕМНЯ? ТО ЕСТЬ СФОРМИРОВАЛСЯ БЫ ГОТОВЫЙ ГОМИНИД ПОХОЖИЙ НА АВСТРАЛОПИТЕКА, ЕЩЁ НЕМНОГО И ДОЛЖНА ВСПЫХНУТЬ ЗАРЯ ЧЕЛОВЕКА, А КРЕМНЯ БЫ НЕ БЫЛО? Как бы тогда пошла эволюция гоминид? Может бы обратилась вспять и австралопитеки вновь бы начали превращаться в прыгающих по деревьям обезьяноподобных предков? Может быть замедлила свой ход, или бы отсутствие кремня не сыграло бы такой большой роли в становлении человека и становящийся человек нашёл бы другой материал для своих первых орудий? Предлагаю ответить на эти вопросы посетителям сайта, пока же вернёмся к древним орудиям.

Чтобы получить древнее орудие первобытному мастеру достаточно было стукнуть несколько раз булыжником по каменной заготовке. От удара кремень в точке удара как бы вспухает и по сколотой поверхности камня расходятся своеобразные волны. На рисунке взятом из замечательной книги Д.Ламберта показана технология изготовления чоппера. Как зажимали чоппер видно из другого рисунка.

Технология изготовления чоппера.

И опять я возвращаюсь к вопросу человек или животное изготавливало древнейшее орудие? Ведь для того, чтобы изготовить первобытное орудие, как показал ученик Семёнова А.Матюшин, нужно взять кремень не любой формы, а определённой, дисковой. Возможно, и наши далёкие, далёкие предки для своих орудий, искали камень такой формы. Такая деятельность уже выходит за рамки инстинктивной или условно рефлекторной.

С изготовлением первых орудий древнейший человек начал выходить из природы, отделяться от неё. Но власть его над ней была ничтожной. Первые люди, во многом ещё были животными, всего боялись и были вынуждены вписываться в окружающую их экосистему, приспосабливаться к ней.

Они не были активными хищниками, скорее всего "трупоедами", и здесь я полностью согласен с советским философом Б.Ф. Поршневым, они бы просто не выдержали конкуренции за пищевые ресурсы с такими высокоспециализированными хищниками как смилодон.

Чоппер, который советский историк Г.Матюшин называет праорудием древнейших людей, был орудием многофункциональным. С его помощью можно было соскоблить мясо с убитого животного, добраться до его костного мозга, выкопать из под земли вкусный корень, а в случае опасности он мог стать и оружием. Не забудем, что вместе с первыми людьми существовали как грацильные австралопитеки, в частности, австралопитек африканский, которого прочат в вероятностные предки человека, так и массивные и конкуренция между ними была особенно ожесточённой.

На рисунке приведённом ниже показано одно из применений чоппера.

Человек умелый с помощью чоппера добывает костный мозг

Технология изготовления чопперов сохранилась у отсталых народов и поныне. Только в качестве заготовки для него они берут материал посовременнее, например, электрические изоляторы. Так причудливо переплетается седая древность и современность.

Но чоппер составлял не единственное орудие Homo habilis. На древних стоянках, в частности, на Олдувайской вместе с чопперами, находят много круглых камней, так называемых сфероидов.

Орудия олдувайской культуры.Вверху слева сфероид.

Для чего они были нужны первым людям? Мэри Лики считает, что хабилисы использовали их как бола. Бола представляет из себя два или более камня обёрнутые кожей и привязанные к ремню или веревкё. Их раскручивают над головой и бросают в бегущее животное или большую птицу. Если повезёт, то можно поразить цель или боло туго опутает ноги животного. Это нехитрое орудие сохранилось и до наших дней, его описывал Чарльз Дарвин в своём знаменитом Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль". Но боло нужно уметь пользоваться, при неудачном броске камни могут переломать ноги не добыче, а охотнику.

Но не только древние каменные орудия находят на стоянках первых людей. Жилище, вот что характерно для человека. Собственное, внутреннее пространство, разграничивающее человека и природу, защищающее его от неё, будь то хижина дикаря или роскошный дворец персидского шаха. Постройка нехитрых сооружений у высших приматов что называется в крови. Отважная исследовательница жизни диких шимпанзе Джеймс Ван Лавикк Гудолл неоднакратно наблюдала, как шимпанзе строят себе гнёзда для ночлега из веток. А вот как описывает гнёзда шимпанзе в своей замечательной книжке "Животные жизнь моя" Бернгард Гржимек. "На следующий день нам удалось разыскать спальные гнёзда этой группы. Их оказалось семь штук, и расположены они были на высоте от шести, до двадцать метров над землёй. Сооружались они в кронах деревьев путём заламывания и сгибания веток с густой листвой. Получалось нечто вроде пружинящего ложа. Часто ветви, на которых оборудовалось такое "гнездо", были на удивление тонкими. Непонятно даже, как они могли выдерживать тяжесть такого мощного животного."

Но гнёзда это не хижина пусть даже самая примитивная. А Homo habilis строили уже первые хоть и грубые жилища. Об этом археологам поведали камни, вернее груда камней, найденные в Олдувае и на других стоянках первого человека. Они были уложены на землю в виде фигуры, напоминающие кольца. Мэри Лики считает что эти камни, являются следами древнейших человеческих жилищ. Камни, скорей всего, прижимали к земле ветки, составлявшие каркас первого человеческого жилища. Любопытно, что на пространстве огороженном камнями, почти не встречается костей животных, остатков орудий и самих орудий, зато на внешней стороне этого пространства, так называемом культурном слое, они встречаются в изобилии. По видимому, первые люди были аккуратными и соблюдали в своём жилище чистоту. На рисунке, приведённом ниже показаны остатки, древнейшего человеческого жилища.

Африка, Олдувай.Остатки жилища Человека умелого

Очень хорошую коллецию орудий Олдувайской культуры можно найти на великолепном сайте . который я рекомендую посетить. А ознакомиться поближе с Олдуваем, можно на другом сайте. правда на английском языке.

Рекомендуем ознакомится: http://evolv.ho.ua

worldunique.ru

Культура доисторического человека

0 Древнейшие культуры Казахстана

Зарождение культуры.Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.

Захоронения неандертальцев, зачатки искусства говорят о том, что уже неандерталец был способен к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что неандерталец придавал особое значение жизни и смерти и, возможно, задумывался о загробном существовании.

Существовали у неандертальцев и другие ритуалы, в частности охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков.

Возникновение искусства и религии.Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.

Усложнился и похоронный обряд людей верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали красной охрой, символизирующей кровь и жизнь, отдельные погребения сопровождались богатыми украшениями в виде бус. В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная еда.

Эпоха современного человека – время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии – магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство – по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография – рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.

Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.

Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства – ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.Апогеем духовного развития доисторического общества было изобретение письменности. Это происходило путем постепенной трансформации пиктографического письма в иероглифическое, а затем и в буквенное. С появлением письменности, первоначально в Шумере, Египте, Китае, а затем и в других странах, эпоха доистории завершается.

Похожие статьи

www.elimai.kz

Человек в античной культуре | Искусство Древнего мира

Эллинская традиция представляет нам феномен свободного гражданина, который является самостоятельным частным собственником и вместе с такими же экономически независимыми владельцами образует гражданское общество, подчиняя себе государственные институты. По Ю.Павленко, древний грек представлял социальные отношения как горизонтальные, т.е. взаимоотношения в принципе равноценных людей, а не как вертикальные, идущие с высоты власти в подчиненных ей людей.

Процесс великой колонизации греческими общинами Малой Азии и Балканского полуострова формировал эллинское общество как политический союз равноправных воинов; греческие полисы вели постоянные жестокие войны. Это подняло на уровень идеала человека действия. История человека рассматривалась как история подвигов, действий (миф о Геракле). Обычный человек был воином и общественным деятелем. Каждый гражданин не только имел право, но и должен был участвовать в решении государственных дел. По законам Солона, во время междоусобиц каждый должен был выбрать одну из враждующих сторон, иначе его лишали гражданских прав.

Эллин отдавал свои силы и жизнь государству не от осознания долга, а потому, что понимал себя деятельной персоной истории, которая реально влияла на окружение. Лишенное сомнений чувство единства личного и общего — вот основа полисного существования. Личная жизнь индивидуума растворялось в общественной, как семейное перемещалось в открытый глазам внутренний мир — атриум.

Героизм стал тем, что придавало смысл человеческому бытию. Эллин жил в мире тотального всевластия судьбы. Однако для него было важным преодолеть ее. Герой уничтожает в себе рабское, тогда как раб принимает это и изживается с этим. Герой и раб образуют полюса античного мира, в котором героическое стало высшим смыслом бытия, что требовало от человека приобретать божественного с помощью собственных человеческих ресурсов.

Смерть в бою считалась достойным окончанием жизни, особенно в сравнении со спокойной смертью в постели: смерть — удел общий для всех, геройство — только для избранных. Героизм требовал активности, действенности, конкретных поступков. Античная трагедия моделировала ситуацию столкновения героя и судьбы. В этой ситуации герой утверждал свой героизм, а судьба — свое всевластие. Тема воинов, героев стала главной в древнегреческой литературе, пример — «Илиада» и «Одиссея» Гомера; «Прикованный Прометей» и «Орестея» Эсхила.

Важным образом античной культуры стал образ стройного, обнаженного юноши, атлета («Дорифор» Поликлета, «Дискобол» Мирона). В нем передано сущностные черты совершенного человека, ее универсальные качества, воплощенj космическое устройство и гармония индивидуального существования по ту сторону несовершенства. Лицо имперсональное, внутренний мир содержит конкретные психологические черты: в этом прочитывалась и подчиненность судьбы, рока, и полисного мироощущения, которое уничтожало понимание личностного, не позволяло противопоставлять его целом. Скульптура предельно телесная.

Отображение духовной динамики возможно лишь настолько, насколько она может быть передано пластикой тела. Душа представляет себя через тело. Как телесная сила Эроса понимается любовь (Сапфо). Душевные страдания героев передаются с помощью их движений и действий (страдания Ахиллеса у Гомера).

Древнегреческая культура с преобладанием телесного над духовным, действия — над чувством дает представление о так называемой героической этике, которая признает право героя на поступок вне его моральной оценкой. Величие и трагизм действия является сущностным конфликтом и драмой Софокла «Эдип-царь». В позднеклассической и эллинистической культуре теряется гражданский пафос, но открывается эмоциональность человека, действие уступает место размышлению и чувством, появляется интерес к человеческому лицу («Познай себя» Сократа, книга Теофраста «Характеристики», трагедии Еврипида, комедии Аристофана, скульптура «Менада «Скопаса,» Гермес с Дионисом «Праксителя,» Лаокоон «, Пергамский алтарь, портретные работы Лисиппа).

Героическая концепция красоты классической эллинской традиции терпит крах. Для римской модели призванием человека было заниматься делами построения человеческого общества, которое осуществлялось, прежде всего, в построении государства. Римское государство веками былоцелью и смыслом существования граждан. Свой героизм гражданин сделал средством служения государству.

Героизм приобрел черты гражданственности. Жестокий и властный Кориолан (его история стала основой шекспировской трагедии), несправедливо изгнан римским народом, в своей героически оправданной мести отступает перед просьбами матери спасти родной город. Он не в состоянии переступить через римскую идею и готов погибнуть, поскольку права личности для него менее ценными, чем государственные. Римская идея сильнее даже за преступление убийства, потому Гораций становится героем, когда убивает свою сестру, которая оплакивала своего жениха Куриация, врага Рима.

В Риме государство во всем пренебрегала правами личности, началось отчуждение, отделение индивида. Формула Сенеки «отвоюет себя для самого себя» была следствием утраты единства гражданина и сообщества, манифестом поиска новых ориентиров. Поэт Гораций своим «Создал я памятник …» утвердил самость человека. Возник жанр автобиографии («О своей жизни»). Выступили ценности частной жизни человека с его приверженностью к дому, профессии. Философия осмыслила возможность различных поведенческих моделей: стоицизм, эпикуреизм. Тема неверной судьбы, неустойчивости и изменчивости жизни человека стала ведущей в римской литературной традиции («Золотой осел» Апулея, «Метаморфозы» Овидия).

Сформировалась портретная традиция. Зарождение портрета связано с древним заупокойным культом предков, который предусматривал снятие маски с умершего. Стиль римского портрета эволюционировал в соответствии с изменением морали и идеалов. Идеалом республиканского строя была мудрый и волевой человек-гражданин, проникнутый духом республиканских форумов («Римлянин», «Брут», статуи тогатус, т.е. одетых в тогу). В портретах императорского Рима утверждали героя, исполненного необычайной энергии, эгоцентризма, властолюбия, порожденные борьбой за власть (портреты Каракаллы, Нерона). Тревога и созерцательность появились в портретах кризисной эпохи (портрет Марка Аврелия, «Сириянка»), которые открывали горизонты новой системы культурных ценностей.

Похожие записи

ancientart.ru


Смотрите также