Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном, исконно русском, считаем этот жанр чуть ли не народным видом искусства. Всегда ли было так? Для многих удивительно будет узнать, что «наша» икона придумана была далеко от русских полей - в Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче.
Спас Нерукотворный. Около 1191 года. ГТГ.Иконопись в Древней Руси была делом священным. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.
Святой Георгий (1130-1150) Москва. Третьяковская галерея
При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера. Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны. Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.
1151-1200 Adoration de la Croix Moscou, Galerie Tretiakov
Ангел златые власы. Конец XII века (1151-1200). ГРМ.
Благовещение «Устюжское». XII век (1151-1200). ГТГ.
Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок.
Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века (1051-1100). Новгородский музей.
Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.
1160-1169 L'Apôtre Pierre et Nathalie Martyre, détail
В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас.
1160-1169 Recto Mère de Dieu du Signe, Verso L'Apôtre Pierre et Nathalie Martyre
Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Поверхность левкаса тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.
Святой Георгий (1165-1175) Москва. Кремль.
На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую — черной или коричневой краской. Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.
Спас Эммануил с архангелами. Конец XII века (1175- 11200). ГТГ.
Спас Эммануил с архангелами. Конец XII века (1175- 11200). ГТГ. деталь.
После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком — "проолифливали".
1201-1225 Déisis Moscou, Galerie Tretiakov
Работа красками выполнялась в строго определенной последовательности. И иконное письмо, и его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных школах и менялись во времени.
1201-1225 Déisis Moscou, Galerie Tretiakov деталь
Сначала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими слоями соответствующих красок в таком порядке: фон (если он не золотой), горы, строения, одежды, открытые части тела, лики. После этого делалось пробеливание, при котором высветлялись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук). Постепенно добавляя к краске белила, покрывали все меньшие и меньшие участки высветления. Последние штрихи наносились уже чистыми белилами.
1201-1225 Dormition Moscou, Galerie Tretiakov
Для создания большей объемности изображаемого на затемненные и углубленные участки наносился тончайший слой темной краски. После темной краски тонкими линиями прорисовывались все черты лица и волосы. Потом наносились светлые блики на выпуклые части лица: лоб, скулы, нос, пряди волос белилами или охрой с большим добавлением белил. Затем наносились "румяны". Красную краску тонким слоем наносили на губы, щеки, кончик носа, в уголки глаз, на мочки ушей. После этого жидкой коричневой краской прорисовывались зрачки глаз, волосы, брови, усы, борода.
1201-1225 Le Sauveur aux Cheveux d'or Moscou, cathédrale de la Dormition du Kremlin
Иконописание было великим творчеством. Изограф специально готовился к совершению "дела иконотворения". Это было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: "...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".
1201-1225 Mère de Dieu de la Tendresse Moscou, cathédrale de la Dormition du Kremlin
Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.
1201-1225 Saint Nicolas Thaumaturge Moscou, Galerie Tretiakov
Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ.
1201-1225 Saint Nicolas Thaumaturge, détail Moscou, Galerie Tretiakov
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими.
Апостолы Пётр и Павел.1201-1235 Saint-Petersbourg, musée Russe
Белозерская икона Богоматери. XIII век (1201-1235). ГРМ.
1201-1300 Деисус. Ecole de Pskov Saint-Petersbourg, musée Russe
1201-1300 Dormition Ecole de Pskov Moscou, Galerie Tretiakov
1201-1300 La Martyre Juliana Musée P.D. Korine
1201-1400 Dormition Ecole de Pskov Moscou, Galerie Tretiakov
alexey43.livejournal.com
Иконы Древней Руси Икона – это живописное
Иконы Древней Руси
Икона – это живописное,
Икона – это живописное,
реже рельефное
изображение
Иисуса Христа, Богоматери,
ангелов и святых.
Ее нельзя считать картиной,
в ней воспроизводится не
то, что художник имеет
перед глазами,
а некий прототип,
которому он должен
следовать.
История возникновения иконы
Русь приняла
христианство от Византии
тогда, когда церковное
искусство в этой стране
переживало расцвет. Недаром послов князя
Владимира так поразило
греческое богослужение.
Придя на Службу в
Софийский Храм в
Константинополе,
они не могли
устоять перед
красотой его икон
и внутреннего
убранства.
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.
Поэтому довольно быстро церковное искусство в древней Руси – и прежде всего иконопись – стало на свой, независимый от Византии путь.
Предназначение иконы
Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь, ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной – невидимый мир и зримо представить его.
В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости.
В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости.
Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром.
Желая приблизить к земле рай, наши предки старались окружить себя иконами.
В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол – место, представлявшее образ домашней церкви.
В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол – место, представлявшее образ домашней церкви.
Иконы в углу располагались, будто в храме, в несколько рядов, образуя подобие иконостаса.
Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой походную церковь с иконами.
Икона - спутница жизни
Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в качестве благословения на брак им вручали две иконы: Спасителя и Богоматери.
Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в качестве благословения на брак им вручали две иконы: Спасителя и Богоматери.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
rpp.nashaucheba.ru
Иконы древней Руси | Путешествие по Карелии
Каждую сущность, каждое понятие, каждый предмет духовного и материального мира человек может выразить словом . Но помимо словесного - вербального - отражения мира, существует и зрительное - визуальное, которое выражается линиями и красками (на плоскости), или объемными предметными формами (в пространстве) . Поэтому прежде чем дать определение иконы, следует обратиться к психологии зрительного восприятия.
Существуют две стороны такого восприятия: в первом случае мы видим сам объект , а во втором - его изображение (опосредованное восприятие). Следовательно, изображение при его опосредованном восприятии является символом или образом реально существующего предмета.
В иконографии понятие образ относится к конкретному иконописному изображению ; понятие же первообраз соотносится с тем, кто изображается.
Взаимосвязь этих двух основополагающих понятий можно представить следующими примерами: человек и его живописное изображение - портрет; звук речи и его графическое изображение - буква.
Итак, икона - это изображение Господа, Божией Матери, святых и т.д.. Данное определение охватывает только портретно-иллюстративную сторону содержания такого сложного явления, ка православная иконопись.
Икона - изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию , но и молитвенную. В богослужеьном круге литургически почитаются более двухсот чудотворных икон. Почитая святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет, а на Того, кто стоит за этим предметом, т.е. через Образ к Первообразу.
Бережное отношение, не только к сятыне, но и к другим, памятным для человека предметам - показатель его духовного уровня.Смотрите также иконы Кижского погоста >>>