Зарождение искусства в первобытном обществе. Возникновение и развитие искусства в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение искусства в первобытном обществе. Зарождение искусства в первобытном обществе


Роль искусства в первобытном обществе

РЕФЕРАТ

Роль искусства в первобытном обществе

Введение

Современная антропология не дает достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности - самый продолжительный период в истории человечества.

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Что именно послужило толчком к изображению тех или иных предметов у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска тел, то ли отпечаток ступней человека или животного, то ли это была тень животного или человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли прийти к идее изображать увиденное многими путями.

Целью этого реферата является определение роли искусства в первобытном обществе.

Исходя из цели можно поставить задачи:

.Изучение истории развития искусства

.Определение особенностей первобытного искусства

.Анализ его роли в первобытном обществе.

1.Зарождение искусства

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Очевидно, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество.

Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Искусство - один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Искусство - столь яркий и значимый феномен человеческой деятельности, что его происхождение является следствием очень многих причин - и объективных, и субъективных. Важна в его становлении как социальная среда, так и гений некоего творца-одиночки.

Существует множество теорий, объясняющих, как возникло искусство. Довольно долго существовала религиозная теория происхождения искусства, сохраняя и сейчас господствующие позиции в ряде стран. Есть сторонники и у теории происхождения искусства из чувства мистического страха.

Многовековую традицию имеет теория игры, по которой искусство - разновидность игры. Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер (1864-1937). Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре - бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820-1903). Й. Хейзинга (1872-1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. [3] Таким образом появились как те виды деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота, так и искусство.

По эротической теории искусство возникает как средство приманивания особей другого пола.

З. Фрейд указывал, что источник искусства - в бессознательном. Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе.

Есть теория подражания, еще Демокрит говорил, что имитация пения птиц породила музыку. А Аристотель обосновал причину подражания. [3]

Идеалистический вариант подражательной концепции получил название «теории вчувствования», согласно которой человек подражает проявлению его самого в природных предметах.

Чтобы понять, как зародилось искусство, необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, так как искусство существовало не всегда, а появилось в определенную эпоху.

Реконструкция духовной культуры первобытного общества возможна на основе изучения археологических находок - искусно обработанных камней, изделий из кости, керамики, наскальных рисунков и т.п., а также этнографических материалов, свидетельствующих о развитии религии, мифологии, морали, музыкального и художественного творчества отсталых народов. Г.В. Плеханов (1856-1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Например, пляски представляют собой изображение производственных процессов. Поэтому «практически полезное предшествовало эстетически приятному». Это суждение является крайним выражением материалистического понимания истории.

Ф. Энгельс проявлял большую осторожность в подобных реконструкциях. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделяет тот факт, что в ходе эволюции у человека наряду с развитием руки возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются человеческие эстетические чувства. Таким образом, искусство и трудовая деятельность развивались одновременно.

Важным является вопрос о цели, назначении первобытного искусства. Здесь также нет единого ответа. В советской историографии преобладало мнение, что искусство, как и знание, - это одна из форм познания реального мира. Для древнейших этапов истории характерна нерасчлененность (синкретизм) человеческого сознания, в котором переплетаются элементы нравственные, религиозные, эстетические, а также зачатки научных знаний, которые развиваются и используются в процессе практической деятельности.

Другой подход заключался в том, что искусство не зависит от общественной жизни и производственной практики. Эти взгляды лежат в основе представлений о «чистом искусстве», об «искусстве для искусства», т.е. идеалистических воззрений. Делается вывод, что корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы людям «свыше».

Археологические исследования показывают, что прежде чем прикоснуться к искусству, человек прошел длительный путь в своем развитии. [3]

искусство палеолитический первобытный общество

2. Периодизация первобытной истории

Древнейший период человеческой истории (предыстории) - от появления первых людей до возникновения первых государств - получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на века - каменный, бронзовый и железный. В каменном веке, который обычно отождествляется с первобытно-общинным строем, выделяются три эпохи: палеолит (греч. - древний камень) - до 12 тыс. лет назад, мезолит (средний камень) - до 9 тыс. лет назад, неолит (новый камень) - до 6 тыс. лет назад. Эпохи подразделяются на периоды - ранний (нижний), средний и поздний (верхний), а также на культуры, характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Культура получает название по месту ее современного расположения («Шель» - около города Шель в Северной Франции, «Костенки» - от наименования поселка на Украине) или по иным признакам, например: «культура боевых топоров», «культура срубных захоронений» и др.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита - неандерталец, верхнего палеолита - кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита - от реки Прут на западе до Чукотки на востоке.

В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий - это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. В мезолите преобладают микролиты - орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит характеризуется изготовлением шлифованных орудий труда из мягких пород камня - нефрита, сланца, шифера. Осваивается техника пиления и сверления отверстий в камне.

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с меднокаменным инвентарем.

Бронзовый век (лат. - энеолит; греч. - халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации - Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке. На Нижнем Дону исследованы поселения этого времени в Кобяково, Гниловской, Сафьяново, на берегах Манычских озер.

Первые изделия из железа появляются на территории России в X-VII вв. до н.э. - среди племен, обитавших на Северном Кавказе, в Поволжье, Сибири и других регионах. Отметим, что частые и массированные миграции различных народов с востока, проходившие через территорию Центральной России и донские степи, разрушали поселения оседлого населения, уничтожали целые культуры, которые могли бы при благоприятных условиях развиться в цивилизации и государства.

Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы XIX в. Л. Морган. При этом ученый основывался на сопоставлении древних культур с современными культурами американских индейцев. В соответствии с этой системой первобытное общество делится на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. Период дикости - это время раннего родового строя, он завершается изобретением лука и стрел. В период варварства появляются керамические изделия, возникают земледелие и животноводство. Для цивилизации характерно появление бронзовой металлургии, письменности и государств.

В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

·эпоха родового строя;

·эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

3. Периодизация искусства первобытного общества

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки, но мы будем рассматривать первобытное искусство по общепринятым названиям периодов:

1.Каменный век

1.1.Древнекаменный век - Палеолит… до 10-тыс. лет до н.э.

.2.Среднекаменный век - Мезолит. 10-6 тыс. лет до н.э.

.3.Новокаменный век - Неолит. С 6 до 2 тыс. лет до н.э.

2.Эпоха бронзы. 2 тыс до н.э.

3.Эпоха железа. 1 тыс до н.э.

Первобытное искусство возникло около 35-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

До недавнего времени среди ученых существовало два противоположных взгляда на историю первобытного искусства. Одни ученые считали древнейшей натуралистическую живопись, другие - схематические знаки и фигуры. Однако в настоящее время специалисты утверждают, что и те и другие формы появились приблизительно в одно и то же время. Например, к числу самых древних изображений эпохи палеолита на стенах пещер относятся отпечатки рук древнего человека и волнистые линии, продавленные в глине теми же самыми пальцами.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. [2]

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Особенности искусства палеолита

Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н.э.). С этого времени на обширных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Леспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), селе Костёнки близ Воронежа (РСФСР) и во многих других местах. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Рисунок 1. Изображение бизонов. Роспись потолка пещеры Альтимира. Верхний палеолит

Рисунок 2. Изображение оленей. Рельеф из Лортэ. Верхний палеолит

Рисунок 3. Пасущийся северный олень. Живописное изображение в пещере Фон де Гом (Франция, департамент Дордонь). Верхний палеолит, Мадленское время

Наскальные, в том числе пещерные, изображения (рис. 1, 2 и 3) эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н.э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и северо-западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в окрестностях Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на р. Белая в Башкирской АССР). Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты. Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Искусство эпохи мезолита

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10-8-го тысячелетия до н.э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые главным образом в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т.п. Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие. В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам. В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках. Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, постепенно распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.

Неолит - новокаменный век

За мезолитом последовал неолит - новокаменный век или век отполированного камня. В эпоху неолита процесс производства, а следовательно, и духовная жизнь несколько усложнилась.

Если в эпохи, предшевствовавшие неолиту, искусство развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта отнеолита Двуречья, неолит Европы от от неолита Сибири и т.д.

Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н.э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие - начало 1-го тысячелетия до н.э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента). Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность. Вместе с тем неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы. В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы. Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки. Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства (см. Ассирия, Вавилония, Египет Древний). Здесь уже в 3-м тысячелетии до н.э. сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что возникновение искусства в первобытном обществе сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. В духовной культуре первобытного человека искусство стало играть такую же роль, как и остро-заточенный камень в трудовой деятельности. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир.

Появление первобытного искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи - оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе - от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток - найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки некоторых образов.

Список литературы

1.История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. - М.: Логос, 2000. - 456 с.:

2.Культурология. Основные категории. Кравченко А.И. 4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.

3.Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме / Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004 - 480 с.

4.Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Соколова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

5.Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. - 102 с.

Теги: Роль искусства в первобытном обществе  Реферат  Культурология

dodiplom.ru

Возникновение искусства в первобытном обществе, Культурология

Пример готового реферата по предмету: Культурология

Содержание

Введение 2

1. Процесс зарождения искусства как феномена 4

2. Периоды первобытной истории 7

3. Этапы развития искусства в первобытном обществе 9

4. Значение и роль первобытного искусства 12

Заключение 14

Список литературы 15

Выдержка из текста

На сегодняшний день особый интерес представляют вопросы происхождения вида Homo sapiens. Достоверных ответов на них антропологическая наука дать не может. Но существуют данные, гипотезы о переходе индивидов от стадии развития человек умелый до человек разумный. Оригинальный период времени представляет собой эпоха первобытности, так как тогда зарождались все виды духовной и практической деятельности человека, особое место среди которых занимает искусство.

Искусство — образное осмысление окружающей действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественных образах; форма творчества, направленная на отражение аспектов интересующих не только автора, но и других людей.

Данная форма деятельности при первобытно — общинном строе претерпела в своем развитии пролонгированный временной отрезок. Территориально оно зародилось в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки — оно существовало вплоть до нового времени.

В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра.

Изначально благодаря первобытному искусству осуществлялось общение, сохранялись и передавались различные навыки и знания.

Что стало фундаментом и послужило толчком к обособлению творческого начала предков человека до сих пор неизвестно, поэтому анализ данного вопроса можно считать информативной проблемой.

Учитывая актуальность заявленной проблемы, была определена цель исследования: изучить процесс возникновения искусства в первобытном обществе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать определение понятию первобытно — общинный строй и уточнить его сущностные характеристики;

2) обосновать значение феномена искусства для развития личности человека;

3) выделить исторические периоды первобытно — общинного строя и этапы формирования искусства внутри него;

4) исследовать роль и значение искусства в первобытно — общинном строе.

Объект исследования: искусство в первобытно — общинном строе.

Предмет исследования: процесс возникновения искусства в первобытно — общинном строе.

Список использованной литературы

1. Аверина Т.Г., «История стилей в искусстве»: — Ростов н/Д: Феникс, 2004;

2. Баурина О.В., «Особенности мировой культуры и искусства»: — М., Издательский центр «Академия», 2009;

3. Камишин Е.А., «Культурология первобытного общества»: — М., 2003;

4. Конюхов В.Д., «Периодизация первобытного общества»: — М., 2010;

5. Ламина В.Е., «Развитие искусства»:

6. Сотников К.Д., «Этапы систематизации мировой культуры»:

7. Сухова Т.В., «Искусство как форма реальности»:

8. Тимофеева В.Г., «Антропология искусства»: — М., 2012;

9. Юдина А.Ю., «Развитие искусства в призме истории»: — М., 2011;

10. Ямин Б.В., «Исторические предпосылки развития первобытного искусства»: — М., 2014.

referatbooks.ru

Роль искусства в первобытном обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Роль искусства в первобытном обществе

 

 

Введение

 

Современная антропология не дает достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности - самый продолжительный период в истории человечества.

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Что именно послужило толчком к изображению тех или иных предметов у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска тел, то ли отпечаток ступней человека или животного, то ли это была тень животного или человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли прийти к идее изображать увиденное многими путями.

Целью этого реферата является определение роли искусства в первобытном обществе.

Исходя из цели можно поставить задачи:

.Изучение истории развития искусства

.Определение особенностей первобытного искусства

.Анализ его роли в первобытном обществе.

 

1.Зарождение искусства

 

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность - детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Очевидно, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения - ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество.

Возникновение искусства - закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Искусство - один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Искусство - столь яркий и значимый феномен человеческой деятельности, что его происхождение является следствием очень многих причин - и объективных, и субъективных. Важна в его становлении как социальная среда, так и гений некоего творца-одиночки.

Существует множество теорий, объясняющих, как возникло искусство. Довольно долго существовала религиозная теория происхождения искусства, сохраняя и сейчас господствующие позиции в ряде стран. Есть сторонники и у теории происхождения искусства из чувства мистического страха.

Многовековую традицию имеет теория игры, по которой искусство - разновидность игры. Игровую теорию впервые выдвинул Ф. Шиллер (1864-1937). Свойственный человеку избыток физических и духовных сил проявляется в игре - бесцельной деятельности. Наслаждению игрой способствует также биологически заложенное в человеке стремление к красоте. Это положение обосновал Г. Спенсер (1820-1903). Й. Хейзинга (1872-1945) указывал, что культура в целом возникает в форме игры. [3] Таким образом появились как те виды деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненных потребностей, например охота, так и искусство.

По эротической теории искусство возникает как средство приманивания особей другого пола.

З. Фрейд указывал, что источник искусства - в бессознательном. Творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе.

Есть теория подражания, еще Демокрит говорил, что имитация пения птиц породила музыку. А Аристотель обосновал причину подражания. [3]

Идеалистический вариант подражательной концепции получил название теории вчувствования, согласно которой человек подражает проявлению его самого в природных предметах.

Чтобы понять, как зародилось искусство, необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художест

www.studsell.com

Возникновение и развитие искусства в первобытном обществе — контрольная работа



14

 

CoolReferat.com

ФГОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры»

 

Кафедра Теории и истории культуры

 

 

 

 

Контрольная работа по теме:

 

 

 

 

 

 

«Возникновение и развитие искусства в первобытном обществе»

 

 

 

Выполнил                                                                                                           

  студент I курса 114 гр.                                                                                                                                                   заочного отделения                                                                                                                                                           факультета МПФ                                                                                                                                                             Ростенко М.В.

                                                                                                                                                                                             

 

 

Проверила:                                                                                                                                                

О. В. Донцова

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2011г.

 

План

Пиктография…………………………………………………………………….3

Памятники первобытного искусства………………………………………….5

Особенности первобытного искусства……………………………………….8

Заключение              14

Литература……………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пиктография

 

     Пиктография (от лат. pictus – ''рисованный, живописный '' и греч. grapho – ''пишу'') – древнейший вид письма, письмо рисунками.

     Для пиктографии не нужен алфавит, т.е. набор определенных знаков, необходимо только похоже изображать предметы и ситуации (например, человека, лодку, охоту и т.п.). ''Читающий'' пиктограмму не связан какими – либо правилами чтения он должен лишь узнать, правильно опознать изображенное.

     Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки, - значит, здесь чинят обувь, нарисованы часы, - значит, здесь мастерская по ремонту часов и т.д.

     Как видим, пиктография годится лишь для передачи всего конкретного, вещного, а обозначения отвлеченных понятий возможно с помощью более сложных систем.

     Эскимосы Аляски оставили рисунок предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднес руку ко рту – еда. Человек развел руки – знак отрицания ''нет''. Лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Все понятно.

     Эдуард Пьетт нашел в пещере мас д'Азиль (Франция) более 200 камешков. На них красной краской нанесены загадочные знаки: параллельные полоски, круглые и овальные пятна и фигуры, напоминающие буквы. Что это – символы счета или первобытные письмена – пока не установлено. Некоторые ученые склонны считать азильские гальки ''пред - письменностью''. Много позже человек станет делать оттиски с процарапанных и продырявленных камешков на сырой глине, и родится настоящий письменный знак.

     Ученые считают, что пиктографии – раннему виду рисуночного письма – уже присущи некоторые особенности, характеризующие письменность.

     С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, приказы царей, правителей. И тогда возникает идеография – письмо понятиями (от греч. – идея и grapho - пишу). В идеографическом письме знаки – рисунки могут обозначать и то, что нарисовано, и кроме того, имеют переносное значение. Рисунок ног может значить как пиктограмма – ноги, а как идеограмма – процесс движения.

     Идеограммы не передают ни звучания слова, ни его графические изменения, а только стоящее за этим слово значение.

     Однако первобытных художников уже заботила проблема прочности, долговечности своих творений и для этого подбирались соответствующий материал, краски, надежные места. Поэтому мы сегодня можем оценивать произведения искусства, перегнувшиеся многотысячелетние рубежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятники первобытного искусства

 

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, - детей на сыром полу некоторых пещер.

По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей "Франко-Кантабрия". Менее "густо" памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия. Две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения. Долго считалось, что искусство эпохи палеолита - явление исключительно европейское или евразийское и что на других континентах таких памятников не было. А. Брейль даже пытался обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 60-70-е гг. стало ясно, что это не так. В Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой - какого-то копытного животного. Возраст их датирован между 28 и 26 тыс. лет тому назад. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры, возрастом около 43. 200 лет тому назад. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая, однако более точных датировок этих изображений пока нет.

Нынешние данные о распространении пещерной живописи отражают не более чем степень ее сохранности и изученности. Редкость таких находок на пространстве между Франко-Кантабрией и Уралом скорее объясняется природными условиями и неоднородной изученностью территорий, где есть пещеры, чем какими-либо иными причинами. В изучении первобытного искусства процесс "первоначального накопления" данных еще далек не только от завершения, но и от достаточной полноты. Тем более, что и определить объем этой "достаточности" далеко не просто. Даже на юге Франции, где в сравнительно небольших регионах уже более ста лет идут регулярные и масштабные поиски, случаются неожиданные открытия. В самой насыщенной памятниками пещерной живописи области, казалось бы исхоженной вдоль и поперек еще во времена аббата А. Брейля и его первых учеников, за время с 1984 по 1994 гг. была открыта 21 неизвестная ранее пещера с живописью. Среди них - такие, как Коске и Шове, которые по древности, богатству и разнообразию не уступают всемирно известным росписям Альтамиры, Ляско и др., а Шове, пожалуй, и вовсе занимает теперь первое место среди них. И никто не может исключить, что завтра не будет открыта пещера с еще более разнообразной, совершенной и более древней живописью.

По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции - 150, в Испании - 125, в Португалии - 3, в Италии - 21, в Югославии - 1, в Румынии - 1, в Германии - 2, в России - 2. На стоянках, в пещерах и случайным образом найдено трудноисчислимое количество предметов мелкой пластики. В России их количество уже превысило 150 (самые восточные - в Прибайкалье).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности первобытного искусства

 

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Размещение рисунков и гравюр Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в трудно доступных местах, в исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции. Известны и рисунки, помещённые на потолке, на столь низко нависающим над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка. Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня, который был достижим при естественных возможностях, художник должен был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале камня.

Манера исполнения и перспектива Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. Среди таких зверей, как горный козёл, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамонты и бизоны. Часто в одном месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Поскольку не соблюдались пропорции между величиной отдельных животных, постольку они не могли быть изображены по законам перспективы. Наше пространственное видение мира требует, чтобы более удалённое животное было на картине соответственно хуй меньших размеров, чем более близкое, но палеолитический художник, не утруждая себя подобными "деталями", скорее всего писал каждую фигуру отдельно. Его перспективное видение (а вернее, полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта.

При первом знакомстве с палеолитическим искусством сразу бросается в глаза частая суперпозиция изображений и отсутствие композиции. Однако некоторые образы и группы столь впечатляющи, что нельзя удержаться от мысли о том, что первобытный художник задумал и написал их как нечто цельное. Даже если пространственная или плоскостная концепция и существовала в палеолитическом искусстве, она кардинально отличалась от наших сегодняшних представлений.

Существенные отличия отмечаются и в последовательности выполнения отдельных частей тела. В понимании европейца человеческое или звериное тело - это система, складывающаяся из частей неодинаковой значимости, а художники каменного века предпочитают другой порядок. В некоторых пещерах археологами были обнаружены изображения, на которых не хватает именно головы, как второстепенной детали.

Движение в наскальном искусстве. При более подробном рассмотрении памятников палеолитического искусства мы с удивлением обнаружим, что первобытный человек изображал движение гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд. На древнейших рисунках и гравюрах движение выражают положение ног, наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Нехитрые контуры животного со скрещивающимися ногами дают нам пример такого движения. Почти во всех случаях, когда палеолитический художник старался передать четыре конечности животных, он видел их в движении. Передача движения была сравнительно обычным делом для палеолитического художника.

Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. Но излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров, мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и насекомых, а также растительные мотивы.

turboreferat.ru


Смотрите также