Рост городов. Знать, чиновники, купцы, ремесленники.
XIII век – Хуанчжоу – 1 млн.
Регламентация жизни. Фарфор, Шелк, Резьба по дереву и кости. Компас, порох.
Китайская стена ( IV – XV вв) . Дворцы, Пагоды. Литературная академия. Высшая музыкальная школа. Изобретение книгопеча-тания (каменные матрицы, затем – набор).
Китайская пагода
4. Китай
Монгольское
войско
у стен
Пекина
XI - XII век – Раздробленность. Чжурчжени.
XIII в - Монголы. Династия Юань. Пренебрежение ирригацией – упадок хозяйства.
Китайцы в рабство. Антимонгольские восстания.
1386 г. – Красные повязки взяли Пекин . Император – Чжу Юаньчжан. Династия Мин. Восстановление домонгольской системы управления. Земля безземельным. Ремесло, торговля.
5. Япония
Карта Японии.
VI век.
Нач. эры – Первобытное общество. Земледелие, скотоводство, обработка металлов.
III – IV вв. – государство на основе племен Ямато. Контакты с Китаем.
VI в. – буддизм. Китайская письменность и летоисчисление + синтоизм (почитание предков)
VI – XII вв. – «Закон 17 статей». Крестьяне: полноправные и неполноправные + рабы. Высшая власть.
5. Япония
645 г. – Переворот Тайка. Китайская модель, феодаль-ные начала + Знать пожиз-ненный надел. Ниппон – Страна восходящего солнца.
Расцвет культуры. «Кодзи-ги» – священная книга син-тоизма. «Нихонги» – исторические хроники. Соединение Буддизма и синтоизма.
IX - XI в. – Ограничение власти императора Домом Фудзивара. На престол возводили малолетних.
Воины эпохи Тайка
5. Япония
Другие дома недовольны. Раздробленность на Сёэн. Закрепощение крестьян. Создание отрядов самураев.
1192 г. – Минамото Ёримото – сегун.
XIII в. – Минамото. Самураи разоряются – дружинники.
1335-1573 – Асикага. Феода-льные усобицы, раздроблен-ность. Появление португа-льцев.
1573-1603 – Ода Нобунага – Объединение. Восстановле-ние центрального правления
Минамото Ёримото
5. Япония
XI – XVI вв. – города. Ремесла. Торговля.
Культура
Своя письменность. Песни, баллады, лирические пятис-тишия (танка), проза (моногатари). Авторы – Женщины.
XIII – XVI вв – Историко-героические повести.
Бродячие артисты, циркачи. Маски. Театр НО. Поста-новки на мифологические и религиозные сюжеты. Ав-торские пьесы.
Сборник авторских пьес
multiurok.ru
«Конспект урока на тему «Развитие первобытного общества» (10 класс)»
Тема: Развитие первобытного общества. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Цель: ученики научатся определят этапы и основные черты развития первобытного общества, осознают историческое значение НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Предметный результат: выделять основные этапы развития человечества в эпоху первобытности, характеризовать присваивающий и производящий тип хозяйства, определять сущность и значимость неолитической революции, Метапредметный результат: схематизировать информацию, анализировать информацию из различных источников (текст, иллюстрация и т.п.), делать выводы, обобщения, преобразовывать табличную информацию в схему. Личностный результат: формировать мировоззренческие позиции. ХОД УРОКА: Вопрос: Назовите первый этап в развитии истории человечества. (ПЕРВОБЫТНОСТЬ) - Первобытность в свою очередь тоже имеет ПЕРИОДИЗАЦИЮ. Задание: определите по иллюстрациям слайда, какой критерий берется за основу периодизации ПЕРВОБЫТНОСТИ? РАБОТА ПО СЛАЙДУОТВЕТЫ - Критерием периодизации первобытности является – материал из которого изготовлялись орудия труда. Задание: ПРЕОБРАЗУЙТЕ табличный материал в СХЕМУ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПО МАТЕРИАЛУ ОРУДИЙ ТРУДА АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ I. Каменный век 1. Палеолит нижний 1500–100 тыс. лет назад средний 100–40 верхний 40–14 2. Мезолит 12–8 тыс. лет до н.э. 3. Неолит* 8-5 II.Медный век* 5–3 III. Бронзовый век* 3–1 IV. Железный век* с 1 тыс. до н.э. до наших дней * В Европе и Азии - Охарактеризуем период КАМЕННОГО ВЕКА. - Из каких периодов он состоит? Палеолит – от греч «палео» - древний и «литос» - камень. Мезолит – от греч. «мезос» - средний Неолит – от «нео» - новый. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЛЕОЛИТА Задание: по иллюстрациям слайда определите черты ПАЛЕОЛИТА. Эволюция человека – gomo sapiens; Совершенствование орудий труда; Овладение огнем. ПРОВЕРКА - В период ПАЛЕОЛИТА люди стали расселяться и осваивать все большую территорию. Под влиянием различий в природных условиях сложились различные РАСЫ людей. - Что такое РАСЫ? ОТВЕТЫ Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Задание: Запишите признаки каждой из рас (учебник стр.43) ПРОВЕРКА ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЗОЛИТА Совместная с учителем работа по материалу учебника (стр. 44). - Как изменились условия жизни на земле к периоду МЕЗОЛИТА? ОТВЕТЫ (более благоприятные условия: ледники отступают, территории освобождаются для заселения). - К каким последствиям для человека это привело? (увеличение численности!) - Какие новые территории осваивает человек? (Америка – 25 тыс. лет назад, Австралия – 20 тыс. лет назад) ВЕРСИИ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ Сухопутный путь – через сухопутные мосты. Америка была впервые заселена потомками небольшой группы людей, проникших из Азии через Аляску. Сроки их проникновения остаются неясными, но все оценки указывают на последнюю ледниковую эпоху, когда уровень моря был ниже современного и Сибирь соединялась с Аляской массивом суши, получившим название Берингия. Морской путь – путешествие Тура Хейердала (1914 – 2002 гг.) — норвежский путешественник и учёный-антрополог. В 1947 году Хейердал и ещё пятеро путешественников —
schoolfiles.net
Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»
Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»
Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.
Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.
Существует немало мифов о ранних периодах истории, так, мы почти ничего не знаем об общественных отношениях, существовавших в древнейших человеческих коллективах, но привыкли считать, что это были отношения равенства. Итак, тема нашего урока «Первобытное равенство» или
миф о «золотом веке».
Знакомство с деятельностью групп:
Ученые-историки – предлагают версии историков о возможном или невозможном «первобытном равенстве»
Археологи – работают с документами об археологических раскопках.
Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.
Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.
Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.
Постановка исследовательской задачи:
На основании материала урока:
а) развеять миф о «первобытном равенстве»
б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:
этапы
событие
неравенство
понятие
Работа по группам:
а) Палеолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
б) Мезолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
в) Неолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
г) Энеолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
7.Подведение итогов исследовательской работы (вопросы):
Кажется ли вам верным распространенное мнение, будто первобытные коллективы существовали благодаря сотрудничеству и взаимопомощи?
Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым?
Аргументируйте или опровергните следующее суждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого; дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».
Было ли закономерным явлением утверждение имущественного и социального неравенства?
Какие формы неравенства возникли в эпоху изживания первобытных общественных порядков, а какие существовали и раньше?
Установите причинно-следственные связи между перечисленными ниже процессами и явлениями:
— возникновение имущественного неравенства внутри рода,
— изменение в сознании людей, приведшие к становлению личности.
— переход от присваивающего хозяйства к производящему типу,
-формирование государства,
— войны между общинами, племенами,
— совершенствование орудий труда,
— обретение веры в сверхъестественное,
— выделение семьи из рода,
— рост населения Земли,
— оформление представлений о добре и зле.
а) в первобытном обществе существовало полное равенство;
б) в первобытных коллективах были люди, обладающие некоторыми преимуществами перед своими сородичами;
в) в первобытных коллективах выделялись различные категории людей, занимавшие разное общественное положение (мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодые, и т.п.)
г) между группами первобытных людей не существовало значительных различий, все эти группы отличались примерно одинаковым достатком?
Аргументируйте или оспорьте суждение: «Постоянное стремление личности к самоутверждению делает невозможным длительное существование общества, основанного на идее равенстве. Если первобытное равенство и было реальностью, то только потому, что в те времена человек ничего не знал о себе, что он – личность».