Первобытное общество 10 класс таблица. «Конспект урока на тему «Развитие первобытного общества» (10 класс)»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство». Первобытное общество 10 класс таблица


Материал для уроков истории 10 класс

Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья

Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья

Вопросы

Вопросы

  • Монгольские завоевания.
  • Походы Тимура.
  • Индия.
  • Китай.
  • Япония
Задание на урок Заполните таблицу: Периоды и события Хронологические рамки Население События Общественная организация Духовная жизнь

Задание на урок

Заполните таблицу:

Периоды и события

Хронологические рамки

Население

События

Общественная организация

Духовная жизнь

1. Монгольские завоевания 1206 г. – Курултай создание монгольской державы. Чингисхан (1155-1227). Родоплеменной принцип комплектования армии. Командиры - родовая знать. Личная гвардия – дети знати. Яса – право на родо-племенных обычаях. 1207-08 г. – Южная Сибирь. 1209 г. – Покорение уйгуров. 1215 г. – Китай. Пекин. 1218-21 г. – Ср.Азия. Хорезм. 1221-22 г. – Причерноморье. 1227 г. – Чингисхан умер. Чингисхан

1. Монгольские завоевания

1206 г. – Курултай создание монгольской державы. Чингисхан (1155-1227).

Родоплеменной принцип комплектования армии. Командиры - родовая знать. Личная гвардия – дети знати.

Яса – право на родо-племенных обычаях.

1207-08 г. – Южная Сибирь.

1209 г. – Покорение уйгуров.

1215 г. – Китай. Пекин.

1218-21 г. – Ср.Азия. Хорезм.

1221-22 г. – Причерноморье.

1227 г. – Чингисхан умер.

Чингисхан

1. Монгольские завоевания 1234 г. – Разгром Чжур-чженей. Результат – Империя (1220). Столица – Карокорум. Угедей. Раздел на улусы. Монголия и Китай – Великий хан. Средняя Азия - Чагатай. Степи Евразии – Джучи (Бату – Золотую орду ) Иран – Хулагу. 1236-41 г. – Поход на Русь. 1250-е г. – Иран. Багдад. 1280 г. – Хубилай – им-ператор Китая. Монгольские государства

1. Монгольские завоевания

1234 г. – Разгром Чжур-чженей.

Результат – Империя (1220). Столица – Карокорум.

Угедей. Раздел на улусы.

Монголия и Китай – Великий хан.

Средняя Азия - Чагатай.

Степи Евразии – Джучи (Бату – Золотую орду )

Иран – Хулагу.

1236-41 г. – Поход на Русь.

1250-е г. – Иран. Багдад.

1280 г. – Хубилай – им-ператор Китая.

Монгольские государства

1. Монгольские завоевания Ограбление покоренных стран. Рабы. Разорение. Но в Китае военная техника. Убийства населения. Елюй Чуцай – экономическую за-висимость – стал советником Чингисхана. Дифференциация налого-обложения, гражданское су-допроизводство, строите-льство столицы. Религия – насаждение ислама. В Китае – приняли ламаизм. На Руси - веротерпимость Елюй Чуцай у Чингисхана

1. Монгольские завоевания

Ограбление покоренных стран. Рабы. Разорение. Но в Китае военная техника.

Убийства населения. Елюй Чуцай – экономическую за-висимость – стал советником Чингисхана. Дифференциация налого-обложения, гражданское су-допроизводство, строите-льство столицы.

Религия – насаждение ислама. В Китае – приняли ламаизм. На Руси - веротерпимость

Елюй Чуцай у Чингисхана

2. Походы Тимура Тимур (1336-1405) – Возоб-новление завоеваний. 1370 г. – Власть в Самаркан-де. Средняя Азия и Иран. 1385-1388 гг. – Кавказ. 1395 г. – Разгром Золотой Орды. 1398-1399 гг. – Индия. 1401 г. – Сирия и Малая Азия. «Апофеоз смерти». Улугбек (1394-1454) – Расцвет науки. Астрономия. Самарканд – центр культуры. Смерть – распад державы. Тимур

2. Походы Тимура

Тимур (1336-1405) – Возоб-новление завоеваний.

1370 г. – Власть в Самаркан-де. Средняя Азия и Иран.

1385-1388 гг. – Кавказ.

1395 г. – Разгром Золотой Орды.

1398-1399 гг. – Индия.

1401 г. – Сирия и Малая Азия. «Апофеоз смерти».

Улугбек (1394-1454) – Расцвет науки. Астрономия. Самарканд – центр культуры. Смерть – распад державы.

Тимур

3. Индия Небольшие государственные образования. Взлет – та-лантливый правитель. V в. – Вторжение белых гуннов. Создали государство Раджпутов. VII-VIII вв. – Завоевание Северной Индии. VIII в. – Арабы – ислам. X-XIII вв. – Тюркское завоевание. Делийский султанат (1206-1526). Остановили монголов. 1398 г. – Тимур – разграбил Дели. Расширение территории Делийского султаната

3. Индия

Небольшие государственные образования. Взлет – та-лантливый правитель.

V в. – Вторжение белых гуннов. Создали государство Раджпутов.

VII-VIII вв. – Завоевание Северной Индии.

VIII в. – Арабы – ислам.

X-XIII вв. – Тюркское завоевание. Делийский султанат (1206-1526). Остановили монголов.

1398 г. – Тимур – разграбил Дели.

Расширение территории Делийского султаната

3. Индия 1526 г. – Бабур – Империя Великих Моголов. Периодизация истории Индии Домусульманский (до XIII в.) и Мусульманский периоды. Собственность не играет существенной роли. Община – коллективный землеполь-зователь. Налог – 10-15%. Круговая порука. Кастовая система. Мусульманские правители – земля – собственность государства. Бабур

3. Индия

1526 г. – Бабур – Империя Великих Моголов.

Периодизация истории Индии

Домусульманский (до XIII в.) и Мусульманский периоды.

Собственность не играет существенной роли. Община – коллективный землеполь-зователь. Налог – 10-15%. Круговая порука. Кастовая система.

Мусульманские правители – земля – собственность государства.

Бабур

3. Индия Икта – Условное держание за службу. Джизия – Подушная подать для немусульман. Хараджа – платят все. Чиновники – мусульмане. Раздел по религиозному принципу. Север – ислам , остальная часть – традиционные верования . Культура Мечети, мавзолеи, минареты. +Синкретизм. Тадж-Махал

3. Индия

Икта – Условное держание за службу.

Джизия – Подушная подать для немусульман.

Хараджа – платят все.

Чиновники – мусульмане. Раздел по религиозному принципу.

Север – ислам , остальная часть – традиционные верования .

Культура

Мечети, мавзолеи, минареты. +Синкретизм.

Тадж-Махал

4. Китай Традиционное общество. Конфуцианство. Император – сын неба. Собирание госу-дарств чередовалось с раз-дробленностью. 581 г. – Янь Цзянь –объединил. Тан. Мин. Стабилизация общества – реформы. Налог с земли. Размер надела. Трудовая повинность. Реестры. Пере-пись. Тан – 10 провинций, области, уезды. Чиновники жалование налогом. Экзамены Херсонес Таврический

4. Китай

Традиционное общество. Конфуцианство. Император – сын неба. Собирание госу-дарств чередовалось с раз-дробленностью.

581 г. – Янь Цзянь –объединил. Тан. Мин.

Стабилизация общества – реформы. Налог с земли. Размер надела. Трудовая повинность. Реестры. Пере-пись.

Тан – 10 провинций, области, уезды. Чиновники жалование налогом. Экзамены

Херсонес Таврический

4. Китай Великий Шелковый Путь VII г. – Свод законов – 500 статей. Расширение границ. Восстановление «Великого шелкового пути». VIII г. – Земельная реформа. Налог от размера участка – Земля у зажиточных. Феодальная зависимость. IX г. – Восстание Хуан Чао. Подавлено, но скоро падение империи Тан. Сун (960-1279) – обмер участков. Денежный налог. Закупка зерна государством.

4. Китай

Великий

Шелковый

Путь

VII г. – Свод законов – 500 статей. Расширение границ. Восстановление «Великого шелкового пути».

VIII г. – Земельная реформа. Налог от размера участка – Земля у зажиточных. Феодальная зависимость.

IX г. – Восстание Хуан Чао. Подавлено, но скоро падение империи Тан.

Сун (960-1279) – обмер участков. Денежный налог. Закупка зерна государством.

4. Китай Рост городов. Знать, чиновники, купцы, ремесленники. XIII век – Хуанчжоу – 1 млн. Регламентация жизни. Фарфор, Шелк, Резьба по дереву и кости. Компас, порох. Китайская стена ( IV – XV вв) . Дворцы, Пагоды. Литературная академия. Высшая музыкальная школа. Изобретение книгопеча-тания (каменные матрицы, затем – набор). Китайская пагода

4. Китай

Рост городов. Знать, чиновники, купцы, ремесленники.

XIII век – Хуанчжоу – 1 млн.

Регламентация жизни. Фарфор, Шелк, Резьба по дереву и кости. Компас, порох.

Китайская стена ( IV – XV вв) . Дворцы, Пагоды. Литературная академия. Высшая музыкальная школа. Изобретение книгопеча-тания (каменные матрицы, затем – набор).

Китайская пагода

4. Китай Монгольское войско у стен Пекина XI - XII век – Раздробленность. Чжурчжени. XIII в - Монголы. Династия Юань. Пренебрежение ирригацией – упадок хозяйства. Китайцы в рабство. Антимонгольские восстания. 1386 г. – Красные повязки взяли Пекин . Император – Чжу Юаньчжан. Династия Мин. Восстановление домонгольской системы управления. Земля безземельным. Ремесло, торговля.

4. Китай

Монгольское

войско

у стен

Пекина

XI - XII век – Раздробленность. Чжурчжени.

XIII в - Монголы. Династия Юань. Пренебрежение ирригацией – упадок хозяйства.

Китайцы в рабство. Антимонгольские восстания.

1386 г. – Красные повязки взяли Пекин . Император – Чжу Юаньчжан. Династия Мин. Восстановление домонгольской системы управления. Земля безземельным. Ремесло, торговля.

5. Япония Карта Японии. VI век. Нач. эры – Первобытное общество. Земледелие, скотоводство, обработка металлов. III – IV вв. – государство на основе племен Ямато. Контакты с Китаем. VI в. – буддизм. Китайская письменность и летоисчисление + синтоизм (почитание предков) VI – XII вв. – «Закон 17 статей». Крестьяне: полноправные и неполноправные + рабы. Высшая власть.

5. Япония

Карта Японии.

VI век.

Нач. эры – Первобытное общество. Земледелие, скотоводство, обработка металлов.

III – IV вв. – государство на основе племен Ямато. Контакты с Китаем.

VI в. – буддизм. Китайская письменность и летоисчисление + синтоизм (почитание предков)

VI – XII вв. – «Закон 17 статей». Крестьяне: полноправные и неполноправные + рабы. Высшая власть.

5. Япония 645 г. – Переворот Тайка. Китайская модель, феодаль-ные начала + Знать пожиз-ненный надел. Ниппон – Страна восходящего солнца. Расцвет культуры. «Кодзи-ги» – священная книга син-тоизма. «Нихонги» – исторические хроники. Соединение Буддизма и синтоизма. IX - XI в. – Ограничение власти императора Домом Фудзивара. На престол возводили малолетних. Воины эпохи Тайка

5. Япония

645 г. – Переворот Тайка. Китайская модель, феодаль-ные начала + Знать пожиз-ненный надел. Ниппон – Страна восходящего солнца.

Расцвет культуры. «Кодзи-ги» – священная книга син-тоизма. «Нихонги» – исторические хроники. Соединение Буддизма и синтоизма.

IX - XI в. – Ограничение власти императора Домом Фудзивара. На престол возводили малолетних.

Воины эпохи Тайка

5. Япония Другие дома недовольны. Раздробленность на Сёэн. Закрепощение крестьян. Создание отрядов самураев. 1192 г. – Минамото Ёримото – сегун. XIII в. – Минамото. Самураи разоряются – дружинники. 1335-1573 – Асикага. Феода-льные усобицы, раздроблен-ность. Появление португа-льцев. 1573-1603 – Ода Нобунага – Объединение. Восстановле-ние центрального правления Минамото Ёримото

5. Япония

Другие дома недовольны. Раздробленность на Сёэн. Закрепощение крестьян. Создание отрядов самураев.

1192 г. – Минамото Ёримото – сегун.

XIII в. – Минамото. Самураи разоряются – дружинники.

1335-1573 – Асикага. Феода-льные усобицы, раздроблен-ность. Появление португа-льцев.

1573-1603 – Ода Нобунага – Объединение. Восстановле-ние центрального правления

Минамото Ёримото

5. Япония XI – XVI вв. – города. Ремесла. Торговля. Культура Своя письменность. Песни, баллады, лирические пятис-тишия (танка), проза (моногатари). Авторы – Женщины. XIII – XVI вв – Историко-героические повести. Бродячие артисты, циркачи. Маски. Театр НО. Поста-новки на мифологические и религиозные сюжеты. Ав-торские пьесы. Сборник авторских пьес

5. Япония

XI – XVI вв. – города. Ремесла. Торговля.

Культура

Своя письменность. Песни, баллады, лирические пятис-тишия (танка), проза (моногатари). Авторы – Женщины.

XIII – XVI вв – Историко-героические повести.

Бродячие артисты, циркачи. Маски. Театр НО. Поста-новки на мифологические и религиозные сюжеты. Ав-торские пьесы.

Сборник авторских пьес

multiurok.ru

«Конспект урока на тему «Развитие первобытного общества» (10 класс)»

Тема: Развитие первобытного общества. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Цель: ученики научатся определят этапы и основные черты развития первобытного общества, осознают историческое значение НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Предметный результат: выделять основные этапы развития человечества в эпоху первобытности, характеризовать присваивающий и производящий тип хозяйства, определять сущность и значимость неолитической революции, Метапредметный результат: схематизировать информацию, анализировать информацию из различных источников (текст, иллюстрация и т.п.), делать выводы, обобщения, преобразовывать табличную информацию в схему. Личностный результат: формировать мировоззренческие позиции. ХОД УРОКА: Вопрос: Назовите первый этап в развитии истории человечества. (ПЕРВОБЫТНОСТЬ) - Первобытность в свою очередь тоже имеет ПЕРИОДИЗАЦИЮ. Задание: определите по иллюстрациям слайда, какой критерий берется за основу периодизации ПЕРВОБЫТНОСТИ? РАБОТА ПО СЛАЙДУОТВЕТЫ - Критерием периодизации первобытности является – материал из которого изготовлялись орудия труда. Задание: ПРЕОБРАЗУЙТЕ табличный материал в СХЕМУ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПО МАТЕРИАЛУ ОРУДИЙ ТРУДА АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ I. Каменный век   1. Палеолит нижний 1500–100 тыс. лет назад   средний 100–40   верхний 40–14 2. Мезолит   12–8 тыс. лет до н.э. 3. Неолит*   8-5 II.Медный век*   5–3 III. Бронзовый век*   3–1 IV. Железный век*   с 1 тыс. до н.э. до наших дней * В Европе и Азии - Охарактеризуем период КАМЕННОГО ВЕКА. - Из каких периодов он состоит? Палеолит – от греч «палео» - древний и «литос» - камень. Мезолит – от греч. «мезос» - средний Неолит – от «нео» - новый. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЛЕОЛИТА Задание: по иллюстрациям слайда определите черты ПАЛЕОЛИТА. Эволюция человека – gomo sapiens; Совершенствование орудий труда; Овладение огнем. ПРОВЕРКА - В период ПАЛЕОЛИТА люди стали расселяться и осваивать все большую территорию. Под влиянием различий в природных условиях сложились различные РАСЫ людей. - Что такое РАСЫ? ОТВЕТЫ Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Задание: Запишите признаки каждой из рас (учебник стр.43) ПРОВЕРКА ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЗОЛИТА Совместная с учителем работа по материалу учебника (стр. 44). - Как изменились условия жизни на земле к периоду МЕЗОЛИТА? ОТВЕТЫ (более благоприятные условия: ледники отступают, территории освобождаются для заселения). - К каким последствиям для человека это привело? (увеличение численности!) - Какие новые территории осваивает человек? (Америка – 25 тыс. лет назад, Австралия – 20 тыс. лет назад) ВЕРСИИ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ Сухопутный путь – через сухопутные мосты. Америка была впервые заселена потомками небольшой группы людей, проникших из Азии через Аляску. Сроки их проникновения остаются неясными, но все оценки указывают на последнюю ледниковую эпоху, когда уровень моря был ниже современного и Сибирь соединялась с Аляской массивом суши, получившим название Берингия. Морской путь – путешествие Тура Хейердала (1914 – 2002 гг.) — норвежский путешественник и учёный-антрополог. В 1947 году Хейердал и ещё пятеро путешественников —

schoolfiles.net

Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»

Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»

Жанр: урок- исследование

Предмет: история

Автор: учитель обществоведческих дисциплин Нургалиева Альбина Берковна

Место работы: МБОУ «Кировская СОШ» п.Кировский Камызякского района

Класс: 10

Ожидаемые результаты:

Знания:

— дать определение: мифы, первобытное общество, палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

— знать основные этапы становления первобытного общества;

— иметь представление о «первобытном равенстве».

Умения и навыки:

— уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;

— работать с документами;

— работать в группе;

— выступать публично;

— уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

— понять историческое значение становления первобытного общества;

— выказать свое отношение;

Ресурсы:

— Головатенко А.Ю. «Вопросы и задания по первобытной истории»

— учебник «Всемирная история» Н.В.Загладина,10 класс.

— хронологическая таблица

— иллюстрации по теме

-документы

План.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Знакомство с деятельностью групп.

  4. Постановка исследовательской задачи.

  5. Работа по группам.

  6. Работа с учебником и таблицей.

  7. Подведение итогов исследовательской работы.

  8. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.

  1. Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.

Существует немало мифов о ранних периодах истории, так, мы почти ничего не знаем об общественных отношениях, существовавших в древнейших человеческих коллективах, но привыкли считать, что это были отношения равенства. Итак, тема нашего урока «Первобытное равенство» или

миф о «золотом веке».

  1. Знакомство с деятельностью групп:

Ученые-историки – предлагают версии историков о возможном или невозможном «первобытном равенстве»

Археологи – работают с документами об археологических раскопках.

Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.

Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.

Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.

  1. Постановка исследовательской задачи:

На основании материала урока:

а) развеять миф о «первобытном равенстве»

б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:

этапы

событие

неравенство

понятие

  1. Работа по группам:

а) Палеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

б) Мезолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

в) Неолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

г) Энеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

7.Подведение итогов исследовательской работы (вопросы):

  • Кажется ли вам верным распространенное мнение, будто первобытные коллективы существовали благодаря сотрудничеству и взаимопомощи?

  • Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым?

  • Аргументируйте или опровергните следующее суждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого; дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».

  • Было ли закономерным явлением утверждение имущественного и социального неравенства?

  • Какие формы неравенства возникли в эпоху изживания первобытных общественных порядков, а какие существовали и раньше?

  • Установите причинно-следственные связи между перечисленными ниже процессами и явлениями:

— возникновение имущественного неравенства внутри рода,

— изменение в сознании людей, приведшие к становлению личности.

— переход от присваивающего хозяйства к производящему типу,

-формирование государства,

— войны между общинами, племенами,

— совершенствование орудий труда,

— обретение веры в сверхъестественное,

— выделение семьи из рода,

— рост населения Земли,

— оформление представлений о добре и зле.

а) в первобытном обществе существовало полное равенство;

б) в первобытных коллективах были люди, обладающие некоторыми преимуществами перед своими сородичами;

в) в первобытных коллективах выделялись различные категории людей, занимавшие разное общественное положение (мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодые, и т.п.)

г) между группами первобытных людей не существовало значительных различий, все эти группы отличались примерно одинаковым достатком?

  • Аргументируйте или оспорьте суждение: «Постоянное стремление личности к самоутверждению делает невозможным длительное существование общества, основанного на идее равенстве. Если первобытное равенство и было реальностью, то только потому, что в те времена человек ничего не знал о себе, что он – личность».

8. Домашнее задание:

6.Работа с учебником и таблицей:

этапы

событие

неравенство

понятие

Палеолит

(1млн.-30-20т.л. до н.э.)

  1. Увеличился объем человеческого мозга

  2. звук сигнала

  3. умение пользоваться огнем

  4. утвердился кроманьонец

гендерное

«Палеолит» — древний каменный

Мезолит

(XX – VIII т.л. до н.э.)

  1. развитие речи

  2. наскальная живопись

  3. религия

  4. статуэтки

  5. украшение

социальное

«Мезолит» — средний каменный

Неолит

(IX—VIII по Vт.л. до н.э.)

  1. переход к производя

щему типу

хозяйства

  1. разделение труда

  2. натуральный обмен

  3. образование семьи

имущественное

«Неолит» –

новый каменный

Энеолит

(IV— III т.л. до н. э)

  1. начало освоения металла

  2. появление первых государств

политическое

«Энеолит» – медный каменный

www.alllessons.ru


Смотрите также